Урок – виртуальная экскурсия «Природный парк «Ергаки»»
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме

Клепец Елена Александровна

 

  Урок– виртуальная экскурсия «Природный парк «Ергаки»» проводился в 3 классе по программе «Природа и экология Красноярского края» под редакцией Раицкой Г. В..   

   Образовательная программа: «Школа России»                                                                                       

 

Вид учебного занятия: ОНЗ (технология деятельностного метода)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska.doc60.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozheniya.doc163 КБ
Microsoft Office document icon tehnologiya_provedeniya.doc75 КБ
Office presentation icon ergaki.ppt2.55 МБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

   Внеклассное занятие – виртуальная экскурсия «Природный парк «Ергаки»» проводился в 3 классе по программе «Природа и экология Красноярского края» под редакцией Раицкой Г. В..    

   Образовательная программа: «Школа России»                                                                                      

Раздел «Человек и природа» (6 ч). Тема «Природные заповедники и парки» (3-е занятие)

Вид учебного занятия: ОНЗ (технология деятельностного метода)

Краткая характеристика класса:

     В 3 «А» классе 22 человека: 13 мальчиков и 8 девочек. Нужно отметить средний уровень интеллектуального развития детей. Многие имеют ярко выраженную индивидуальность, ясное яркое мышление.

      В классе большое количество детей сангвинического темперамента и в то же время есть достаточно много  не менее ярких флегматиков. Это создаёт определённую трудность на уроке.   Основная часть детей интересуются новыми видами деятельности, миром взрослых, стремятся быть похожим на них; у большей части учащихся на высоком уровне познавательные интересы, мотивы личных достижений, признания, самоутверждения. Они способны к волевой регуляции поведения, могут проявлять настойчивость, преодолевать трудности.

Технологическая карта изучения темы «Природные парки и заповедники Красноярского края»

Тема

Природный парк «Ергаки»

Цель

создание условий, при которых учащиеся самостоятельно получают информацию из различных источников о природном парке «Ергаки», развивают исследовательские навыки и учатся пользоваться приобретёнными знаниями.

Задачи

Образовательные задачи:

1.Сформировать представления учащихся о природном парке, необходимости его охраны; о разнообразии среды парка и заселении её различными организмами; об уникальных природных объектах.

2. Раскрыть причинно – следственную связь между деятельностью человека и исчезновением животных и растений;

Воспитательные задачи: формировать  осознанное отношение учащихся к сохранению парков как основы жизни редких животных и растений. .Развивающие задачи: формировать способности самостоятельно выдвигать гипотезы; умений работать в группе, самостоятельно.

Формирование УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

-Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель занятия; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Основные понятия

Природный парк, «Ергаки», достопримечательности, редкие и исчезающие животные и растения.

Ресурсы:

энциклопедии, материалы интернета, карта Саяно-Шушенского заповедника, фотографии, рисунки, представленные на слайдах, маршрут путешествия изображенный на доске, мультимедиапроектор, экран, компьютер, магнитофон, карточки с заданиями.

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах

           Структура внеклассного занятия включает в себя следующие этапы:

  1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

На этом этапе учитель вводит учащихся в удивительный мир природы на фоне музыки и слайдов из презентации. Это нужно было для того, чтобы,  во-первых, создать у детей ситуацию успеха.

  1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии 

На этом этапе повторяется  понятие «природный парк", выясняется остаточные знания детей

  1. Выявление места и причины затруднения.
  2. Построение проекта выхода из затруднения.

Направлен на составление совместного плана действий. Направлен на механизм запоминания объектов природного парка «Ергаки», самостоятельного поиска информации,

  1. Реализация построенного проекта

Направлен на активизацию мыслительной деятельности учащихся, организацию работы в группах, развитие умения выстраивать взаимоотношения между участниками диалога.

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

На этом этапе выявляется первичное усвоение материала, изученного на уроке, отгадыванию загадок, интеллектуальных игр, чтению стихотворений, решению проблемных ситуаций; определяется отношение детей к работе.

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Учитель организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; самопроверку по эталону, самооценку; организовывает выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

  1. Включение в систему знаний и повторение.
  2. Рефлексия учебной деятельности на уроке

 Главный этап занятия «Построение проекта выхода из затруднения».  На этом этапе применялись проблемно – поисковые методы обучения. Они включали учащихся в поиск знаний. Эти методы направлены на развитие мышления, воображения, они формируют творческий подход, приобщают к самостоятельному нахождению истины, вооружают умениями логически рассуждать, доказывать, привлекать имеющие знания для обоснования своих суждений, выводов.

     Считаю, что все приёмы и методы сработали эффективно, дети самостоятельно доказывали свои предложенные способы решения поставленной задачи. Ведь в начале анализа я обратила ваше внимание на детей с проблемами. И результат я считаю высок.

 Дифференцированный подход: у каждой группы свой вариант решения проблемы (индивидуализация обучения), наличие заданий разной степени трудности, создание положительного эмоционального настроя на работу.

 Дети работали по - разному. На одних этапах – посредственно, на других – очень активно. Была степень самостоятельности учеников при выполнении заданий. На случай непредвиденной ситуации (если ребята не смогут сразу ответить на вопрос) были продуманы вопросы – подсказки.

Я считаю, что на занятии были решены все задачи. Учащиеся познакомились с биоразнообразием парка,  осмыслили правила поведения в нём, потребность его охраны; учились работать в команде, самостоятельно.



Предварительный просмотр:

Приложения

Приложение 1

1. Если ты порезал руку или ногу сбил,

Он тебе залечит рану и прибавит сил.

(подорожник)

2. Яростно река ревёт и разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришёл? (апрель)

3. На поляне у реки гордо держат стебельки,

Как фарфоровые чашки белоснежные …

        (ромашки)

4. Какая птица в лесу обитает,

Всем имя своё называет? (кукушка)

Правила юных экологов

 Чтобы в лесу было чисто, не оставляй там мусор. Всегда уноси его с собой. Из-за мусора природа станет непригодной для жизни животных.

         Чтобы в лесу не было пожара, не оставляй там горящий костер. Пожар приведет к гибели  всего живого.

         Не шуми в лесу. Крики и громкая музыка пугают животных и птиц.

          Будь другом животных. Не разоряй гнезда птиц, муравейники, норы зверей. Животные могут остаться без дома.

 Чтобы в лесу и на лужайках было красиво,

не вытаптывай траву, ходи по тропинкам.

Не ломай ветки деревьев и кустарников, не рви цветущих трав.

Приложение 2

       Давайте познакомимся с тем, как же был создан парк «Ергаки». Дата создания парка 4 апреля 2005 года.  Это древнее, уникальное по своей красоте место на стыке Западного и Восточного Саян – горный хребет «Ергаки.  Скалы-останцы напоминают растопыренные кверху пальцы. Отсюда и произошло название "Ергаки", что в переводе с древнетюркского обозначает "пальцы".  Ергаки – древнее историческое место, люди знали его тысячи лет (здесь найдены древние поселения). В конце 18 века в Ергаках установлен пограничный столб, разделяющий Российскую Империю и Китай

        Это поистине уникальный уголок Саян. Такую уникальную природу было решено сохранить. Вот поэтому и был создан национальный парк «Ергаки»  для охраны уникальных природных комплексов и объектов Западного Саяна, поддержания экологического баланса, сохранения редких и исчезающих  животных.

        Эти места просто кишат легендами и преданиями, ведь раньше здесь любили отдыхать боги в окружении каменных игрушек, приносимых ими сюда со всего света.

        В Ергаках  существует удивительная скала. Она называется Братья. Два брата как бы взялись за руки: массивный Старший Брат и более тонкий Младший, слегка наклонившийся к нему своим острым, как лезвие, гребнем. В долине, со стороны Младшего Брата, расположилось изумрудное горное озеро,  загадочным образом здесь возникшее. Оно так и называется - озеро Горных Духов. Согласно древней легенде, эти самые духи и заколдовали Двух Братьев, оставив их здесь охранять сказочные сокровища.

Еще одна достопримечательность Ергак - скала Зуб Дракона. Она самом деле похожа на клык какого-то исполинского хищного зверя, торчащий из пасти, среди других зубов - пиков. Не менее красивы и торжественны и другие скалы: скала Верблюд, скала Кулумыс, скала Сторожевая башня и т.д.

Озеро Светлое - визитная карточка Ергак. Нередко его еще называют Большим. Оно окаймлено густым кедрово - еловым лесом, взбирающимся на покатые горы. И лес, и горы, и пики - все, как в зеркале, отражается в спокойной воде озера. Мраморное озеро получило свое название за чистую ледниковую воду. В 100-120 метрах от озера находится водопад. Падает с высоты 30-40 метров.

Недалеко от водопада в 100-120 метрах, находится исток горной речки Тушканчик. В середине лета температура воды в речке поднимается до 16'C-18'C, и в ней можно искупаться.

Настоящей достопримечательностью Ергак можно назвать скалу "Висячий камень". Название его появилось не случайно: дело в том, что это действительно огромный камень, который стоит на краю, как бы нависая над озером "Радужное". Если смотреть снизу, от самого озера, то создается впечатление, что камень вот-вот сорвется и со страшным грохотом обрушится вниз. Существует легенда: когда камень упадёт, то проснётся Спящий Саян, воин, который с озера виден во всей своей красе.

       В «Ергаках» существуют и памятники природы. Это природные объекты, которые по научному, культурному, историческому значению заслуживают охраны и ухода. Каменный городок представляет собой останцы выветривания пород в виде причудливых скал высотой 35-40 метров, находящихся в зоне горной тайги.

Легенда о Спящем Саяне

   Когда-то, очень давно, жил в этих краях хозяин тайги. Человек простой и достойный, был он любимцем Богов. За  честность, доброту ко всему живому поставили его охранять родные места. Долгие годы Саян жил и берёг богатства природы. Не бил зверя без надобности, не рубил деревья, не топтал трав попусту. Понимая язык животных и растений, старался помогать им всячески. А если зло пыталось проникнуть в его владения, карал его беспощадно. Но вот пришла старость, а за ней и смерть. Настала пора уходить Саяну в мир теней. Боги не смогли найти в мире такого же человека и решили обратить Саяна в камень для вечной охраны тайги. Так и лежит он на страже вечности: длинные прямые волосы ниспадают с головы, спокойно и величаво покоятся на груди руки. Спящий Саян бережет свои богатства.

Легенда о Ергаках

       В одном из селений жили муж и жена. Всё  было в их доме: и любовь, и достаток, и дети. Но вот беда: рождались на свет у них одни девочки. А какой с них толк – вырастут да уйдут в чужой дом. Сын же – это продолжение рода, гордость родителей. Однажды вечером, возвращаясь домой с охоты, встретил хозяин странника, устало бредущего по дороге, и пригласил его к себе на ужин, а потом и на ночлег. Так уж получилось, что за ужином он рассказал чужестранцу о своём горе. Ничего не сказал гость, а утром, уходя, протянул хозяйке спелое яблоко со словами: «Съешь половину сама, а половину отдай мужу. Ровно через 9 месяцев у вас родится сын, крепкий и румяный, как этот плод». Не поверила женщина гостю, но сделала так, как он велел. Через положенный срок родился сын. Нарекли его Батыром. Рос Батыр не по дням, а по часам. И быть бы ему как все, да избаловали долгожданную радость родители. Не простым человеком он рос, а настоящим баем. Работать не умел, да и не хотел вовсе. И решил Батыр однажды, что жить ему надо на небе, среди Богов. Забрался он на самую высокую гору, протянул вверх руки и крикнул: «Эй, вы, Боги! Посмотрите на меня, Батыра! Я умён, я красив, я достоин жить рядом с вами!» Разгневались Боги, услышав горделивую речь простого смертного, обратили его в камень и низвергли в тартарары. А в назидание будущим поколениям оставили руку гордеца на земле: пальцы-скалы (Ергаки) и по сей день тянутся к небу…

Приложение3

Дидактические игры

Он самый крупный из оленей        

С мясистой верхнею губой,

На горле – вырост волосатый.

Рогат, три метра он длиной. (Лось).

Грызет она резцами,

Клыков ведь вовсе нет,

А толстый слой эмали,

Защитой много лет.

В лесу – все на деревьях,

В дупле или в гнезде

Обгрызенные шишки

Под деревом везде. (Белка).

   

Словно царскую корону носит он свои рога,

Ест лишайник, мох зелёный,

Любит снежные луга. (олень)

Посмотрите – какая,

Вся горит, как золотая,

Ходит в шубке дорогой,

Хвост пушистый и большой (лиса).

Игра «Угадай-ка»

Зачеркните одинаковые буквы и узнаете о каких растениях идёт речь.

квкетпрепкнсисцка        (ветреница) 

кеуепаглгьфнифцга        (купальница)

нянгаеанлнаь        (ягель)

Приложение 4   

Игра «Редкие и исчезающие животные»

1) Ч . Р Н . . .Й ……СТ                

2) С..В…РН…Й … Л….НЬ 

3) …РЛ…Н – Б…Л…ХВ…СТ

4) …Р…Л – К…РЛ…К

Игра «Узнай по описанию»

Я – ягода-лежебока, долго нежусь я на мягких подушках из мха на родном болоте, прежде чем покраснеет мой круглый бочок, вот тогда приходит ко мне много гостей, Любят меня люди, с удовольствием клюют птицы, лакомятся мною лисицы. Не успел собрать меня осенью? Не огорчайся, жди весны. Когда сойдет снег, найдешь меня целой и невредимой на моей любимой подушке. За зиму я потеряла немного витаминов, которыми я так богата, зато стала еще вкуснее. Мои ягоды содержат специальное вещество, оберегающее меня от гниения, поэтому я не порчусь, как другие ягоды.

                                                                                                                         Приложение 5Игра «Узнай по описанию»

Мое имя означает “румяная ягода”, когда появляется на березе первый желтый лист, пора отправляться за мной в лес. Видишь, пестреет что-то на солнечной полянке, как будто рассеянная красавица потеряла здесь свой нарядный платок? Это мои красные ягодки высунули из-под темных плотных листьев румяный бочок. Собирай, не ленись! Не перечесть полезных веществ, которые я в себе храню. Ростом я невеличка, ниже остальных ягод, но и у меня есть свои секреты. В земле прячется мой огромный корень, он живет очень долго, много побегов успевает вырастить на своем веку. Приглядись к обратной стороне моих округлых листьев. Видишь округлые точечки? Это - крохотные насосики, которыми я всасываю влагу.

                



Предварительный просмотр:

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

УУД

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Цели: 

-актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- установить тематические рамки;

Проговаривают правила поведения на зантии, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.

Проговаривают девиз занятия .

Проговаривают тип занятия и называют шаги учебной деятельности.

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

Создаёт эмоциональный настрой.

Создаёт  условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Устанавливает тематические рамки.

Организует уточнение типа занятия и называние шагов учебной деятельности.

на фоне музыки из программы «В мире животных»

1. Эмоциональный настрой. Посмотрите, какой прекрасный, удивительный мир нас окружает: леса, поля, реки, моря, горы, небо, солнце. Это природа. Наша жизнь неотделима от нее. Природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна.

2. Разгадывание слова. Сегодня мы попадём в удивительный мир природы. А вот куда - нужно догадаться. Начальными буквами ответов на вопросы будут буквы ключевого слова «парк». (Приложение1)

- А в какой  парк?

- Хотите узнать? (Да)

3. Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай».

- Значит, чему будет посвящёно наше занятие? (Открытию нового знания)

- Какие мы делаем шаги при открытии нового знания? («Что я не знаю?», «Сам найду способ»)

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (10  мин)

Цели:

- организовать актуализацию умений находить определение, используя словари и энциклопедии.

-организует выполнение учащимися пробного учебного действия;

- организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения.

Ищут определение в словарях.

Проговаривают, что повторили.

Выполняют задание устно.

Фиксируют индивидуальное затруднение (Я не знаю).

Организует актуализацию умений находить определение в словарях.

Организует обобщение актуализированных знаний.

Предлагает задание для пробного действия.

Организует выполнение учащимися пробного учебного действия.

Организует фронтальную проверку

Организует фиксирование индивидуального затруднения.

1. - А теперь переходим к следующему этапу.

- Что мы будем делать? (Повторять).

- Что такое природный парк?

4.Задание для пробного действия.

- Как вы думаете, для чего создаются природные парки?

- Давайте мы сегодня совершим воображаемую экскурсию в природный парк «Ергаки»

Появляется Лесовичок.

Вас, дорогие мои юные экологи,

Приглашаю в гости я,        

В мир загадочной природы,

В мир растений и животных!

Только в мире этом надо

Потрудиться вам немало:

На вопросы отвечать.

В игры весело играть!

Все готовы со мной в путь?

Все готовы знаньями сверкнуть?

Ну, тогда отправляемся…

Будьте внимательны и смелы,

Чтоб везде со мной поспели!

5. Выполнение пробного действия

-Почему парк назвали «Ергаки»?

6.Фиксация ндивидуального затруднения.

- У нас получились разные варианты.

- А почему (назвать по имени) вы не предлагаете свои варианты? (Мы не знаем)

Уметь находить информацию в словарях

Уметь проговаривать последовательность действий на занятии (Регулятивные УУД).

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД).

III. Выявление места и причины затруднения

(2 мин)

Цели:

- выявить место (шаг, операция) затруднения;

- зафиксировать во внешней речи причину затруднения.

Под руководством  учителя выявляют место затруднения.

Проговаривают причину затруднения с помощью учителя.

Организует выявление места затруднения.

Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения.

- В каком месте возникло затруднение?

- Почему возникло затруднение? (Не знаем, почему так назвали парк).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).

IV. Построение проекта выхода из затруднения

(3 мин)

Цели:

- организовать постановку цели урока;

- организовать составление совместного плана действий;

- определить средства.

Проговаривают следующий шаг учебной деятельности.

С помощью учителя проговаривают и ставят цель урока.

Составляют и проговаривают план  действий с помощью учителя.

Называют средства.

Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.

Организует постановку цели урока.

Организует составление совместного плана действий.

1. Что же будем делать? (Сами искать способ)

2. Какую цель ставим? (Узнать, почему так назвали парк и познакомиться с основными природными объектами парка).

3.Что вы повторили в начале занятия? (для чего создаются природные парки)

4.Наметим наш план действий:

А)Сами попробуем выполнить задание: узнать, почему так назвали парк и какие основные достопримечательности существуют в парке

Б)Сопоставим свои предположения с материалами интернета и дополнительной литературы, спросим у учителя.

В) Устраним затруднение.

Г) Применим новое знание.

- Что нам поможет? (свой опыт, дополнительная литература, учитель)

Физкультминутка

Уметь проговаривать последовательность действий на занятии; (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь определять и формулировать цель  с помощью учителя (Регулятивные УУД).

V. Реализация построенного проекта

(10 мин)

Цели:

- реализовать построенный проект в соответствии с планом;

- зафиксировать новое знание в речи и знаках;

- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;

- уточнить тему занятия.

Под руководством учителя выполняет составленный план действий.

Отвечают на вопросы учителя.

Под руководством учителя выполняет составленный план действий.

Отвечают на вопросы учителя.

1. Работа с дополнительным материалом.

- Рассмотрите рисунки, слайды. Познакомьтесь с дополнительной литературой (Приложение 2)

2. Подводящий диалог

- Какие природные объекты изображены на слайдах?

- Выделите среди них достопримечательности.

- Какие памятники природы вы видите?

- - Отгадайте, какие животные водятся в парке и отметьте на карточке (Приложение 3) 

  - Назовите редкие виды животных.

3. Сопоставление с презентацией .

- Прочитайте вывод.

4. Фиксируем новое знание в речи и знаках).

- Почему так назвали парк?

-С какими природными объектами мы познакомились?

- Назовите редкие виды животных.

- Назовите редкие виды растений.

- Знаете ли вы какие памятники природы есть в парке?

- Для чего создали этот парк? В каком году?

Устранение затруднение.

- Какая тема урока сегодня? (Природные парк «Ергаки»)

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, интернет, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД).

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

(8  мин)

Цель:

- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Выполняют задание по карточкам, отгадывают ребусы и загадки.

Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

1Игра «Редкие и исчезающие животные» (Приложение4)

2.Игра «Угадай-ка»

Зачеркните одинаковые буквы и узнаете о каких растениях идёт речь. (Приложение 4)

3.Игра «Знатоки природы»

- Узнай растение по описанию

(приложение 5)

Уметь различать животных и растения.

Уметь обосновывать свои мысли

VII. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи  (7  мин)

Цели:

- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы;

- организовать самопроверку по эталону,

- организовать выявление места и причины затруднений.

Выполняют задание самостоятельно в группах

Выполняют самопроверку по эталону.

Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину  исправляют ошибки.

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание.

Организует самопроверку по эталону.

Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Работа в группах.

- Выразите свои знания в рисунках

 1 группа. Природные объекты

2 группа. Редкие животные

 3 группа. Редкие растения.

4 группа. Памятники природы.

Эталон для самопроверки .

- У кого всё правильно?

- У кого есть ошибки?

- В чём причина?

- Сделайте вывод.

Уметь обдумывать последовательность действий.

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

VIII. Включение в систему знаний и повторение. (7 мин)

- организовать включение новое знание в систему знаний;

- организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

Выполняют задание по учебнику «Природа и экология Красноярского края», отвечают на вопросы учителя.

Составляют правила поведения в местах отдыха.

Выполняют задание самостоятельно.

Задания на пропедевтику изучения

     последующих тем

Организует задания, в которых новое

     знание связывается с ранее изученными

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы

Работа по учебнику. Стр. 62

- Почему в парке мы должны с вами быть очень внимательны и осторожны?

- Рассмотрите рисунок. Что на нем видите? (люди отдыхают)

- Какие правила мы должны знать, чтобы посещать места отдыха.

- Для друзей природы есть свои правила (приложение 1)

- Чем они отличается от ваших?

- Эти правила вам вручит Лесовичок.

- Зачем нам нужно охранять природу парка?

Уметь обдумывать последовательность действий

Уметь оформлять свои мысли в устной и форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии (Познавательные УУД).

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Отвечают на вопросы учителя.

Рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Делают самооценку в еженедельнике.

Организует фиксирование нового содержания.

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности

- Что делали на уроке? Можете ли вы теперь сказать, для чего нам нужны природные парки? Что интересного вы взяли сегодня для себя? С чем можете поделиться?

- Оцените свою деятельность на занятии, используя один из кружочков: зелёный, красный, жёлтый.

- Подготовте презентацию или сообщение о растении или животном парка «Ергаки

Умение структурировать знания;

оценка процесса и результатов деятельности.

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Автор: Клепец Е. А.                                                                                    Тема: Природные парки и заповедники Красноярского края

Предмет: Природа и экология Красноярского края

Раздел: Человек и природа                                                                                       Вид учебных занятий: ОНЗ (технология деятельностного метода)

                                                                                                                                 

                                                                                                                                 

.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Природный парк "Ергаки"

Слайд 2

Древнее, уникальное по своей красоте место на стыке Западного и Восточного Саян – горный хребет «Ергаки» Дата создания: 4 апреля 2005 г. Площадь парка: 217,000 га

Слайд 3

Скалы-останцы напоминают растопыренные кверху пальцы. Отсюда и произошло название " Ергаки ", что в переводе с древнетюркского обозначает "пальцы".

Слайд 4

Немного из истории…. Ергаки – древнее историческое место, люди знали его тысячи лет (здесь найдены остатки скифских поселений). В конце 18 века в Ергаках установлен пограничный столб, разделяющий Российскую Империю и Китай.

Слайд 5

Цель создания парка «Ергаки» Создан для охраны уникальных природных комплексов и объектов Западного Саяна, поддержания экологического баланса, сохранения редких и исчезающих животных

Слайд 6

Ергаки – таинственное место Зуб Дракона Каменный Замок озеро Горных духов Спящий Саян Про эти места сложено много легенд и преданий. По поверью раньше здесь любили отдыхать боги в окружении каменных игрушек, приносимыми ими сюда со всего света.

Слайд 7

Легенда «Спящий Саян» Когда-то, очень давно, жил в этих краях хозяин тайги. Человек простой и достойный, был он любимцем Богов. За его честность, доброту ко всему живому поставили его охранять родные места. Долгие годы Саян жил и берёг богатства природы. Не бил зверя без надобности, не рубил деревья, не топтал трав попусту. Понимая язык животных и растений, старался помогать им всячески. А если зло пыталось проникнуть в его владения, карал его беспощадно. Но неумолим бег времени. Пришла старость, а за ней и смерть. Настала пора уходить Саяну в мир теней. Боги не смогли найти в мире такого же человека и решили обратить Саяна в камень для вечной охраны тайги. Так и лежит он на страже вечности: длинные прямые волосы ниспадают с головы, спокойно и величаво покоятся на груди руки. Спящий Саян бережет свои богатства.

Слайд 8

Легенда «Ергаки» В одном из селений жили муж и жена. Всё было в их доме: и любовь, и достаток, и дети. Но вот беда: рождались на свет у них одни девочки. А какой с них толк – вырастут да уйдут в чужой дом. Сын же – это продолжение рода, гордость родителей. Однажды вечером, возвращаясь домой с охоты, встретил хозяин странника, устало бредущего по дороге, и пригласил его к себе на ужин, а потом и на ночлег. Так уж получилось, что за ужином он рассказал чужестранцу о своём горе. Ничего не сказал гость, а утром, уходя, протянул хозяйке спелое яблоко со словами: «Съешь половину сама, а половину отдай мужу. Ровно через 9 месяцев у вас родится сын, крепкий и румяный, как этот плод». Не поверила женщина гостю, но сделала так, как он велел. Через положенный срок родился сын. Нарекли его Батыром. Рос Батыр не по дням, а по часам. И быть бы ему как все, да избаловали долгожданную радость родители. Не простым человеком он рос, а настоящим баем. Работать не умел, да и не хотел вовсе. И решил Батыр однажды, что жить ему надо на небе, среди Богов. Забрался он на самую высокую гору, протянул вверх руки и крикнул: «Эй, вы, Боги! Посмотрите на меня, Батыра! Я умён, я красив, я достоин жить рядом с вами!» Разгневались Боги, услышав горделивую речь простого смертного, обратили его в камень и низвергли в тартарары. А в назидание будущим поколениям оставили руку гордеца на земле: пальцы-скалы (Ергаки) и по сей день тянутся к небу…

Слайд 9

Достопримечательности Гребни на хребтах и отрогах узкие, скалистые, с остроконечными вершинами и крутыми склонами, нередко с обрывами и каменистыми россыпями, среди которых возвышаются скалы – останцы. Скала Верблюд Скала Зуб Дракона Скала Парабола Скала Кулумыс Скала Сторожевая башня

Слайд 10

Достопримечательности Вода в горных реках с бешеной скоростью мчится по ущельям, с грохотом обрушивается водопадами. И тут же вдали от людской суеты притаилось озеро Ледяное. Завораживает своей красотой озеро Художников. А глубину озера Светлого не удалось измерить ещё не одному смельчаку. Река Тушканчик Озеро Горных Духов Водопад Мраморный Озеро Светлое Озеро Мраморное

Слайд 11

Достопримечательность Висячий камень Это обломок гранито-сиенитовой скалы весом не менее 10 тонн, нависший над озером Радужным. Существует легенда: когда камень упадёт, то проснётся Спящий Саян, воин, который с озера виден во всей своей красе

Слайд 12

Памятник природы Каменный городок Представляет собой останцы выветривания пород в виде причудливых скал высотой 35-40 метров, находящихся в зоне горной тайги

Слайд 13

Структура экосистемы Фауна Флора 60 видов млекопитающих 300 видов птиц 6 видов пресмыкающихся 3 вида земноводных Более 500 видов растений 33 – редкие и исчезающие виды 16 видов рыб

Слайд 14

Животный мир марал бурый медведь лисица косуля белка тетерев

Слайд 15

козлы кабарга лось лесной северный олень орлан - белохвост орёл-карлик Редкие виды

Слайд 16

Растительный мир фиалка надрезанная венерин башмачок ветреница байкальская Купальница азиатская водосбор сибирский альпийский луг

Слайд 17

Немного поэзии… Замирает в груди дыханье От прекрасных Саянских гор. Здесь кедровки с большим желаньем Представляют крикливый хор. Нам рябинка привет машет веткой, Водопада струи звенят, Самоцветы цветут незаметно, И таёжные дали манят. Скромно пихты по склонам ютятся, Горный багульник ярко цветет, Седые Саяны вокруг громоздятся, С рассветом заря молодая встает. Вот таинственно и чудесно Бубенцами ручей поет, Ветерок здесь легко и нежно По утрам прохладу несет. Кто в местах этих сказочных не был И не мылся водой ключевой, Тот красот этих гор не изведал, Не сидел у костра под звездой. Не дышал этим воздухом чистым, По Саянским хребтам не бродил, У подножья жарков не видел, Родниковой воды не испил… Всем тайга и щедра и богата, Невозможно всё описать. Нам гордиться природою надо И от всяких бед охранять! Р.Мазная

Слайд 18

Спит Седой Саян Гордым сном уснув, ничего не слыша, Высоко в горах, где густой туман, Спит Седой Саян под небесной крышей, Не тревожат его любовь и обман. А вокруг тайга колыбель качает, Ему песни свои поют ветра, В песнях нет конца, также нет начала О любви, разлуке, боли утрат… И стоит Саян, упираясь в вечность, Не страшна ему быстротечность лет, Не страшны ему коварство и беспечность, Для него на земле пороков нет. И.Маслова

Слайд 19

Саян дыхание В каком же трепетном волнении Я с краю крепости стоял! Здесь с богатырским нетерпением Могучий Ус Буйбу обнял. Тут скалы небо подпирают, Оно лежит на их плечах; Ручьи друг друга обгоняют, Какая же вода в горах! Разве забыть снегов сиянье И кипень белых облаков, Поземки вечное дыханье, Могучих кедров-стариков. Не менее пяти столетий Им довелось увидеть свет, Лесных пожаров, лихолетье – Всё вынесли, им сносу нет.

Слайд 20

Проблемы парка «Ергаки» Проблемы парка связаны с его близостью к населённым пунктам. Нетронутые таёжные леса, причудливые скалы, живописные ландшафты привлекают людей для активного отдыха на природе. Сегодня заповедник ежегодно посещает более 300 тыс. чел. Эти посещения иногда наносят непоправимый вред природе.

Слайд 21

… Предотвратим уничтоженье Жемчужины Саянских гор: Нельзя пустить до разоренья Тайгу под варварский топор. Красавцы пусть живут маралы, Медведи, лоси, кабаны, Бадан пусть обвивает скалы, Подснежники пусть ждут весны Да тайной манят перевалы, «Альпийские» луга в жарках, Чтоб их туристы посещали И видели в своих же снах. Всё это наше. Мы – Россия! Так с детства нужно воспитать! Тревожат мысли непростые: ПРИРОДУ НАДО ОХРАНЯТЬ! А.Дрокин

Слайд 22

Мы уже начали охранять природу. А вы? Горбунов Ваня Макрушин Лёня Захаров Семён Петрова Диана Волошин Никита Шихов Саша

Слайд 23

Гайтерова Настя Лаптев Никита Никитин Илья Елькин Тимофей

Слайд 24

Клепец Елена Александровна учитель начальных классов Презентацию приготовила: МОУ «Ермаковская средняя общеобразовательная школа №2» Красноярский край, Ермаковский район, с. Ермаковское, улица Октябрьская 53 А E-mail : ermscooln2@mail.ru

Слайд 25

Список используемой литературы 1. Баранов А.А., Кожевко С.В. Особо охраняемые природные территории Красноярского края: Учебно-методическое пособие. – Красноярск: РИО ГОУ ВПО КГПУ им. В.П.Астафьева, 2004. Использовались материалы сайтов Интернета, компьютерных дисков по данной тематике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока- экскурсии по развитию речи в 3 классеТема: «Экскурсия в парк. Сезонные изменения в природе с наступлением осени».

Конспект урока- экскурсии по развитию речи в 3 классе специальной коррекционной школы VIII вида, по теме: «Экскурсия в парк. Сезонные изменения в природе с наступлением осени». В предложенном примерно...

Методическая разработка "Урок - виртуальная экскурсия по теме « Путешествие по карте России». (Равнины, горы, моря)"

Цель урока: сформировать у учащихся представления об основных географических объектах России (равнины, горы, моря).Задачи урока:Формировать умение работать с физической картой страны, умение находить ...

Отечественная война 1812 года в памятниках Смоленска…(урок-виртуальная экскурсия)

Данный материал можно использовать на уроках истории, классных часах и дополнительного образования с целью познакомить учащихся с героическим прошлым Смоленска в памятниках настоящего, а также, для са...

Методическая разработка интегрированного урока - виртуальная экскурсия "Храмы Санкт-Петербурга. Жемчужина Московского района Петербурга комплекс Чесменского дворца".

Храмы Петербурга... С момента основания города их судьба была неразрывно связаана с его судьбой. Виртуальная экскурссия "Жемчужина Московского района Петербурга..." расскажет о судьбе одного...

Урок-виртуальная экскурсия "Байкальский государственный природный биосферный заповедник."

В сентябре 2019г. заповеднику исполнилось 50 лет. В рамках экологической тематике, учащиеся знакомятся с историей создания заповедника и его флорой и фауной....

Методическая разработка урока (виртуальная экскурсия) по основам светской этики Технологическая карта урока «Знакомство обучающихся с религиями через религиозные праздники. Православная пасха»

Данная методическая разработка позволяет познакомить обучающихся 4 класса с религиозным праздником Пасха в форме виртуальной экскурсии...

Виртуальная экскурсия в Сафари-парк г. Геленджик

Материал может быть использован как на уроках, так и во внеурочной деятельности с целью ознакомления с миром дикой природы....