КТП по истории 10 класс Индивидуальное обучение
календарно-тематическое планирование по истории

Скворцова Евгения Дмитриевна

КТП по истории "Индивидуальное обучение" для 10 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа 

по учебному предмету

«История»

 10 класс (индивидуальное обучение)

2016 – 2017 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Рабочая программа в полном объёме соответствует федеральному компоненту государственного стандарта полного (среднего) образования, утвержденному приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004 и составлена  в соответствии с примерной программой по истории для полного (среднего) образования (базовый уровень).

В соответствии с учебным планом на изучение курса «история» в 10 классе отводится 2 часа в неделю, что составляет 72 часа в год. Поскольку медико-педагогическая комиссия вынесла решение о необходимости проводить обучение на дому, в программу внесены корректировки связанные с сокращением и адаптацией учебного материала, полностью соответствующие учебному плану индивидуального обучения, согласно которому на преподавание истории в 10 классе отводится 0,75 часа в неделю, что составляет 27 часов в учебном году. Академический час индивидуального обучения считается равным 35 минутам вместо 45.

Исходные документы для составления программы:

  • Закон РФ «Об образовании»№ 122 – ФЗ в последней редакции от 01.12.2007 №313-ФЗ;
  • Федеральный базисный учебный план для полного (среднего) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1312 от 05.03.2004
  • Федеральный компонент государственного стандарта полного (среднего) образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы полного (среднего) образования на 2007-08 учебный год, утвержденный приказом МО РФ № 302 от 07.12.2006г.;
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений»
  • Примерная программа полного (среднего) образования по истории (сайт министерства образования и науки РФ http://mon.gov.ru/)

Данная программа обеспечивается учебно-методическим комплектом:

Загладин Н.В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: Учебник для 10 класса. – 7-е изд. – М. : ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2007. – 400 с.: ил.

Сахаров А.Н., Буганов В.И.  История России с древнейших времен до конца XVII века: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / Под ред. А.Н. Сахарова. –М . : Просвещение, 1995. – 304 с.

Загладин Н.В. История России и мира в ХХ веке. M. 2002.

Данная рабочая программа может быть реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний и др., в зависимости от склонностей, способностей, возможностей каждого конкретного класса.

Реализация программы исторического образования на ступени основного общего образования предполагает широкое использование межпредметных связей. Интегративное взаимодействие курсов истории и обществоведения позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном обществе. Использование потенциала межпредметных связей курсов истории и географии расширяет знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение оперировать статистическим и картографическим материалом. Формирование системы интегративных связей истории и предметов образовательной области «Филология» значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет учащимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно-выразительные особенности родного и иностранных языков. Знание учащимися исторического контекста процесса духовного творчества расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также предметов образовательной области «Искусство».

Уровень и направленность рабочей программы:

Полная (средняя) общеобразовательная программа, базовый уровень

Организация учебного процесса: классно-урочная с преподаванием на дому, исходя из расчета, что 1 академический час равен 35 минутам.

Общая характеристика учебного предмета

Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования  способствует формированию систематизованных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Тем самым, историческое образование приобретает особую роль в процессе самоидентификации подростка, осознания им себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества. Обеспечивается возможность критического восприятия учащимися окружающей социальной реальности, определения собственной позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни, осознанного моделирования собственных действий в тех или иных ситуациях.

Развивающий потенциал системы исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования  связан с переходом от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно-историческому анализу, а на этой основе – к развитию исторического мышления учащихся. Особое значение придается развитию навыков поиска информации, работы с ее различными типами, объяснения и оценивания исторических фактов и явлений, определению учащимися собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории. Таким образом, критерий качества исторического образования в полной средней школе связан не с усвоением все большего количества информации и способностью воспроизводить изученный материал, а с овладением навыками анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитием их коммуникативной культуры учащихся.

Особенностью курса истории, изучаемого на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне, является его  общеобязательный статус, независимость от задач профилизации образования и организации довузовской подготовки учащихся. Изучение истории на базовом уровне направлено на более глубокое ознакомление учащихся с социокультурным опытом человечества, исторически сложившимися мировоззренческими системами, ролью России во всемирно-историческом процессе, формирование у учащихся способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира. Тем самым, базовый уровень можно рассматривать как инвариантный компонент исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования, связанный с приоритетными воспитательными задачами учебного процесса.  

Основные содержательные линии примерной программы базового уровня исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их синхронно-параллельное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Изучение каждого из этих курсов основывается на проблемно-хронологическом подходе с приоритетом учебного материала, связанного с воспитательными и развивающими задачами, важного с точки зрения социализации школьника, приобретения им общественно значимых знаний, умений, навыков.

Цели

Изучение истории на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
  • развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
  • освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
  • овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
  • формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

На основании требований  Государственного образовательного стандарта  2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается  реализовать актуальные в настоящее время  компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный  подходы, которые определяют задачи обучения:

  • Приобретение знаний о важнейших событиях и процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
  • Овладение способами деятельностей, элементарными методами исторического познания, умениями работы с различными источниками исторической информации, применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, участия в многокультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других стран и народов;
  • Освоение компетенций в сфере отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной  и коммуникативной деятельности, ориентации в широком круге исторических источников.

Названные задачи решаются с опорой на историческую и обществоведческую подготовку учащихся в основной школе.

 Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Для исторического образования приоритетным можно считать развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

Большую значимость на этой ступени исторического образования приобретает информационно-коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

С учетом специфики целей и содержания предвузовской подготовки существенно возрастают требования к рефлексивной деятельности учащихся, в том числе к объективному оцениванию своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, способности и готовности учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, понимать ценность образования как средства развития культуры личности. Историческое образование играет важную роль в формировании умения формулировать свои мировоззренческие взгляды, осознанно определять свою национальную, социальную, конфессиональную принадлежность, собственное отношение к явлениям современной жизни, свою гражданскую позицию.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

История как наука

История в системе гуманитарных наук. Основные концепции исторического развития человечества.

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

Древнейшая стадия истории человечества

Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Неолитическая революция[1]. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей.

Цивилизации Древнего мира и Средневековья

Традиционное общество: социальные связи, экономическая жизнь, политические отношения. Архаичные цивилизации Древности. Мифологическая картина мира. 

Античные цивилизации Средиземноморья. Формирование научной формы мышления в античном обществе.

Формирование индо-буддийской, китайско-конфуцианской, иудео-христианской духовных традиций. Возникновение религиозной картины мира. Социальные нормы, духовные ценности, философская мысль в древнем обществе.

Возникновение исламской цивилизации. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья.

Христианская средневековая цивилизация в Европе, ее региональные особенности и динамика развития. Православие и католицизм. Кризис европейского средневекового общества в XIV-XV вв.

Новое время: эпоха модернизации

Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу. Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Формирование нового пространственного восприятия мира. Изменение роли техногенных и экономических факторов общественного развития в ходе модернизации. Торговый и мануфактурный капитализм. Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации.

От сословно-представительных монархий к абсолютизму. Изменение в идеологических и правовых основах государственности. Буржуазные революции XVII-XIX вв. Идеология Просвещения и конституционализм. Возникновение идейно-политических течений. Становление гражданского общества.

Технический прогресс в XVIII – середине XIX вв. Промышленный переворот. Развитие капиталистических отношений и социальной структуры индустриального общества в XIX в. Различные модели перехода от традиционного к индустриальному обществу в европейских странах. Мировосприятие человека индустриального общества. Формирование классической научной картины мира. Особенности духовной жизни Нового времени. 

Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии.

Эволюция системы международных отношений в конце XV – середине XIX вв.

От Новой к Новейшей истории:
пути развития индустриального общества

Научно-технический прогресс в конце XIX – последней трети XX вв. Проблема периодизации НТР. Циклы экономического развития стран Запада в конце XIX – середине XX вв. От монополистического капитализма к смешанной экономике. Эволюция собственности, трудовых отношений и предпринимательства. Изменение социальной структуры индустриального общества.

Кризис классических идеологий на рубеже XIX-XX вв. и поиск новых моделей общественного развития. Социальный либерализм, социал-демократия, христианская демократия. Демократизация общественно-политической жизни и развитие правового государства. Молодежное, антивоенное, экологическое, феминисткое движения. Проблема политического терроризма.

Системный кризис индустриального общества на рубеже 1960-х – 1970-х гг.

Модели ускоренной модернизации в ХХ в. Историческая природа тоталитаризма и авторитаризма новейшего времени. Маргинализация общества в условиях ускоренной модернизации. Политическая идеология тоталитарного типа. Государственно-правовые системы и социально-экономическое развитие общества в условиях тоталитарных и авторитарных диктатур.

«Новые индустриальные страны» Латинской Америки и Юго-Восточной Азии: авторитаризм и демократия в политической жизни, экономические реформы. Национально-освободительные движения и региональные особенности процесса модернизации в странах Азии и Африки.

Основные этапы развития системы международных отношений в конце XIX - середине ХХ вв.Мировые войны в истории человечества: социально-психологические, демографические, экономические и политические причины и последствия.

Общественное сознание и духовная культура в период Новейшей истории. Формирование неклассической научной картины мира. Мировоззренческие основы реализма и модернизма. Технократизм и иррационализм в общественном сознании ХХ в.

Человечество на этапе перехода
к информационному обществу

Дискуссия о постиндустриальной стадии общественного развития. Информационная революция и становление информационного общества. Собственность, труд и творчество в информационном обществе. Особенности современных социально-экономи-ческих процессов в странах Запада и Востока. Глобализация общественного развития на рубеже XX-XXI вв. Интернационализация экономики и формирование единого информационного пространства. Интеграционные и дезинтеграционные процессы в современном мире.

Кризис политической идеологии на рубеже XX-XXI вв. «Нео-консервативная революция». Современная идеология «третьего пути». Антиглобализм. Религия и церковь в современной общественной жизни. Экуменизм. Причины возрождения религиозного фундаментализма и националистического экстремизма в начале XXI в.

Особенности духовной жизни современного общества. Изменения в научной картине мира. Мировоззренческие основы постмодернизма. Роль элитарной и массовой культуры в информационном обществе.

ИСТОРИЯ РОССИИ

История России – часть всемирной истории.

Народы и древнейшие государства на территории России

Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Оседлое и кочевое хозяйство. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество. Великое переселение народов. Праславяне. Восточнославянские племенные союзы и соседи. Занятия, общественный строй и верования восточных славян.

Русь в IX – начале XII вв.

Происхождение государственности у восточных славян. Дань и подданство. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства. Право на Руси. Категории населения. Княжеские усобицы.

Христианская культура и языческие традиции. Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности.

Русские земли и княжества в XII – середине XV вв.

Причины распада Древнерусского государства. Крупнейшие земли и княжества. Монархии и республики. Русь и Степь. Идея единства Русской земли.

Образование Монгольского государства. Монгольское нашествие. Включение русских земель в систему управления Монгольской империи. Золотая Орда. Роль монгольского завоевания в истории Руси. Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией: итоги и значение. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.

Восстановление экономики русских земель. Формы землевладения и категории населения. Роль городов в объединительном процессе.

Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Москва как центр объединения русских земель. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества. Зарождение национального самосознания.

Великое княжество Московское в системе международных отношений. Принятие Ордой ислама. Автокефалия Русской Православной Церкви.

Культурное развитие русских земель и княжеств. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры.

Российское государство во второй половине XV-XVII вв.

Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Свержение золотоордынского ига. «Москва – третий Рим». Роль церкви в государственном строительстве. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения. Особенности образования централизованного государства в России. Рост международного авторитета Российского государства. Формирование русского, украинского и белорусского народов.

Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Опричнина. Закрепощение крестьян. Опричнина. Закрепощение крестьян. Учреждение патриаршества. Расширение государственной территории в XVI в.

Смута. Пресечение правящей династии. Обострение социально-экономических противоречий. Борьба с Речью Посполитой и Швецией.

Восстановление самодержавия. Первые Романовы. Рост территории государства. Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Церковный раскол. Старообрядчество. Социальные движения XVII в.

Формирование национального самосознания. Развитие культуры народов России в XV – XVII вв. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в.

Россия в XVIII – середине XIX вв.

Петровские преобразования. Провозглашение империи. Абсолютизм. Превращение дворянства в господствующее сословие. Сохранение крепостничества в условиях модернизации. Россия в период дворцовых переворотов. Упрочение сословного общества. Реформы государственной системы в первой половине XIX в.

Особенности экономики России в XVIII – первой половине XIX в.: господство крепостного права и зарождение капиталистических отношений. Начало промышленного переворота.

Русское Просвещение. Движение декабристов. Консерваторы. Славянофилы и западники. Русский утопический социализм.

Превращение России в мировую державу в XVIII в. Отечественная война 1812 г. Имперская внешняя политика России. Крымская война.

Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой XVIII – первой половины XIX в.

Россия во второй половине XIX – начале XX вв.

Реформы 1860-х – 1870-х гг. Отмена крепостного права. Развитие капиталистических отношений в промышленности и сельском хозяйстве. Сохранение остатков крепостничества. Самодержавие, сословный строй и модернизационные процессы. Политика контрреформ. Российский монополистический капитализм и его особенности. Роль государства в экономической жизни страны. Реформы С.Ю. Витте. Аграрная реформа П.А.Столыпина. Нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации.

Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков. Революция 1905-1907 гг. Становление российского парламентаризма.

Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX – начале XX в. Развитие системы образования, научные достижения российских ученых.

«Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно-политических союзов на рубеже XIX-XX вв. Русско-японская война.

Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на российское общество.

Революция и Гражданская война в России

Революция 1917 г. Временное правительство и Советы. Тактика политических партий. Провозглашение и утверждение советской власти. Учредительное собрание. Брестский мир. Формирование однопартийной системы. 

Гражданская война и иностранная интервенция. Политические программы участвующих сторон. Политика «военного коммунизма». «Белый» и «красный» террор. Российская эмиграция.

Переход к новой экономической политике.

СССР в 1922-1991 гг.

Образование СССР. Выбор путей объединения. Национально-государственное строительство.

Партийные дискуссии о путях социалистической модернизации общества. Концепция построения социализма в отдельно взятой стране. Культ личности И.В.Сталина. Массовые репрессии. Конституция 1936 г.

Причины свертывания новой экономической политики. Индустриализация. Коллективизация. «Культурная революция». Создание советской системы образования. Идеологические основы советского общества.

Дипломатическое признание СССР. Внешнеполитическая стратегия СССР между мировыми войнами.

Великая Отечественная война. Основные этапы военных действий. Советское военное искусство. Героизм советских людей в годы войны. Партизанское движение. Тыл в годы войны. Идеология и культура в годы войны. СССР в антигитлеровской коалиции. Роль СССР во Второй мировой войне.

Восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-х гг. Складывание мировой социалистической системы. «Холодная война» и ее влияние на экономику и внешнюю политику страны. Овладение СССР ракетно-ядерным оружием.

Попытки преодоления культа личности. ХХ съезд КПСС. Экономические реформы 1950-х – 1960-х гг., причины их неудач. Концепция построения коммунизма. Теория развитого социализма. Конституция 1977 г. Диссидентское и правозащитное движение.

Особенности развития советской культуры в 1950-1980 гг. Наука и образование в СССР. 

«Застой». Попытки модернизации советского общества в условиях замедления темпов экономического роста. Политика перестройки и гласности. Формирование многопартийности. Кризис коммунистической идеологии. Межнациональные конфликты.

СССР в глобальных и региональных конфликтах второй половины ХХ в. Достижение военно-стратегического паритета СССР и США. Политика разрядки. Афганская война.

Причины распада СССР.

Российская Федерация (1991-2003 гг.)

Становление новой российской государственности. Августовские события 1991г. Политический кризис сентября-октября 1993г. Конституция Российской Федерации 1993 г. Межнациональные и межконфессиональные отношения в современной России. Чеченский конфликт. Политические партии и движения Российской Федерации. Российская Федерация и страны Содружества Независимых Государств.

Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия.

Российская культура в условиях радикального преобразования общества.

Россия в мировых интеграционных процессах и формировании современной международно-правовой системы. Россия и вызовы глобализации.

Президентские выборы 2000 г. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, укрепление национальной безопасности, достойное для России место в мировом сообществе.

Учебно-тематическое планирование.

Объем учебного времени (с учётом решения медико-педагогической комиссии)

Разделы примерной программы

Резерв

История России

Всеобщая история

27

14

9

4

Календарно-тематическое планирование.

кол-во часов

Дата

Тема урока

Элементы содержания

Д/З

1

1

2.09

Этапы развития исторического знания. Проблемы периодизации всемирной истории.

Основные этапы развития исторической науки. Краткая характеристика содержания курса.

§ 1-3

2

1

09.09

Первобытная эпоха.

Сформировать обобщённые представления об антропо-, социо- и полигенезе, об основных особенностях архаичных цивилизаций. Сущность и значение неолитической революции.

§ 4-5

3

1

16.09

Деспотии Востока

Цивилизации Древнего Востока. Структура общества. Материальная культура. Религия.

§ 6-7

4

1

23.09

Античность

Обобщить важнейшие периоды и события Древней Греции и Древнего Рима

§ 8-10

5

1

30.09

Падение Римской империи и складывание раннефеодальных государств в Европе. Их распад.

Кризис Римской империи. Падение Западной Римской империи. Особенности социально- экономических отношений раннего средневековья. Особенности феодальных отношений Завоевания норманнов. Понятие «военной демократии»

§ 11-13

6

1

07.10

Экспансия ислама.

Возникновение ислама и основные положения мусульманского учения. Роль арабских завоеваний

§ 14

7

1

14.10

Славянские земли в VI-IX вв.

Появление славян. Союзы славянских племён. Особенности социально- экономических отношений на ранней стадии. Религия.

§ 15

8

1

21.10

Появление государственности у восточных славян. Крещение Руси.

Причины и этапы образования Древнерусского государства. Происхождение названия «Русь». «Повесть временных лет» Суть спора между норманнистами и антинорманнистами. Борьба Новгорода и Киева как двух государственных центров на Руси. Причины выбора православия. Последствия принятия христианства на Руси.

§ 16-17

9

1

28.10

Феодальная раздробленность Руси и Европы.

Особенности периода «военной демократии « на Руси. Сравнение феодальных отношений на Руси с отношениями в Западной Европе. Причины раздробленности.

§ 18

10

1

11.11

Западная Европа и Русь в XI-XIII  вв. Монгольские завоевания.

Светская и духовная власть в Западной Европе. Крестовые походы и инквизиция. Русь и крестовые походы. Образование монгольского государства. Сущность и проявления владычества на Руси. Эволюция даннических

§ 19-20

11

1

18.11

Образование централизованных государств в Западной Европе. Объединение Руси вокруг Москвы.

Укрепление королевской власти. Создание органов сословного представительства. Столетняя война. Причины возвышения Москвы. Образование единого государства.

§ 21-23

12

1

25.11

Эпоха великих географических открытий. Завоевание Америки.

Великие географические открытия и их последствия. Начало европейской колониальной экспансии.

§ 24

13

1

02.12

Россия и мир в первой половине XVII века.

Процесс модернизации в Западной Европе и предпосылки перехода к индустриальному обществу. Складывание абсолютизма.

§ 25-28

14

1

09.12

Россия и мир во второй половине XVII века.

Модернизация и революции Нового времени. Самодержавие с Земскими соборами. Развитие системы центрального приказного и местного воеводского управления. Расширение территории Российского государства. Участие России в войнах.

§ 29-35

15

1

16.12

Реформы Петра I

Северная война. Реформы государственного управления. «Табель о рангах». Утверждение в России абсолютизма и создание бюрократического аппарата. Реформы в различных сферах жизни и их результаты

§36-38

16

1

23.12

Эпоха дворцовых переворотов и правление Екатерины II

Петровский указ о престолонаследии. Екатерина 1 и Меньшиков, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна, Екатерина 2. Бироновщина. Просвещённый абсолютизм. Расширение прав и привилегий дворянства. Уложенная комиссия. Реформы Екатерины.

Особенности внешней политики Екатерины.

§39-40

17

1

13.01

Промышленный переворот в Англии и его последствия.

Предпосылки промышленного переворота. Изобретения. Переход от мануфактуры к фабрике.

§41-42

18

1

20.01

Мир Востока в 18в: наступление колониальной системы.

Ослабление Османской империи. Британское завоевание Индии. Китай: на пути самоизоляции.

§43-45

19

1

27.01

Великая французская революция и её последствия для Европы

Кризис абсолютизма и начало революции во Франции. Основные этапы.

§46-47

20

1

03.02

Россия в первой половине XIX в.

Правление Павла I. Преобразования Александра I. Отечественная война 1812 г. Декабристы. Россия при Николае I. Либералы, западники, славянофилы. Крымская война.

§48-50

21

1

10.02

Россия во второй половине XIX в. Отмена крепостного права. Либеральные реформы.

Александр II. Отмена крепостного права, проведение либеральных реформ. Попытка введения конституции. Народники. Террор. Контрреформы Александра III.

§51-53

22

1

17.02

Общественно-политическое и экономическое развитие стран Европы в первой половине XIX в.

Социальные противоречия промышленной эпохи.

§54-55

23

1

24.02

Общественно-политическое и экономическое развитие стран Европы во второй половине XIX в.

Особенности создания единых государств . Особенности объединения. Франко- прусская война и её последствия. США. Гражданская война и её последствия.

§56

24

1

03.03

Россия на рубеже XIX-XX вв.

Экономические преобразования при Александре III. Развитие страны при Николае II.

§57

25

1

10.03

Обобщающий урок

Содержание курса

26

1

17.03

Урок итогового обобщения и контроля знаний

Содержание курса

27

1

24.03

Резерв

Результаты обучения

Результаты изучения предмета «История» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; овладение учащимися знаниями и умениями, значимыми для их социализации, мировоззренческого и духовного развития, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, востребованными в повседневной жизни.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися (содержательный компонент примерной программы построен с учетом двухуровневой модели обязательного минимума содержания стандарта исторического образования – курсивом обозначена та часть учебного материала, которая обязательна для изучения, но не является объектом контроля и оценки знаний учащихся).  

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на видах деятельности, соответствующих психолого-возрастным особенностям учащихся на ступни среднего (полного) общего образования и целям исторического образования на базовом уровне (в том числе: проводить поиск информации, анализировать, различать, устанавливать связи, участвовать в дискуссиях, формулировать собственную позицию и др.).

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, связанные с личностными чертами и мировоззренческими установками учащихся, выходящие за рамки учебного процесса и не подлежащие непосредственной проверке (в том числе: для определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности; использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации; осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России).

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА

В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
  • периодизацию всемирной и отечественной истории;
  • современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
  • историческую обусловленность современных общественных процессов;
  • особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

уметь

  • проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
  • критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
  • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических  процессов и явлений;
  • участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
  • представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
  • использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
  • соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
  • осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

Литература и материально – техническое и информационно – техническое обеспечение:

  • Компьютер
  • Электронные средства обучения

MULTIMEDIA – ПОДДЕРЖКА КУРСА:

  •  Школа; школьная библиотека
  •       Интернет – ресурсы
  •       Мультимедиаучебник в 4-х частях.. История России  XX века.

  • Электронные учебные пособия по истории России;

Презентации  к урокам: Монголо-татарское иго на Руси; Архитектура России в XVIII в; Живопись России в XVIII в.; Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 гг.;

Общественно-политическое развитие России в 1894-1904 гг.

Дополнительные электронные информационные источники (фото и рисунки для создания презентаций.

Дополнительная литература для реализации требований стандарта.

Литература для учащихся. 

  1. Бурин С.Н. Новейшая история. ХХ век. M. 2000.
  2. Волобуев О.В., Клоков В.А., Пономарев M.В. и др. Россия и мир. ХХ в. M. 2002.
  3. Загладин Н.В. История России и мира в ХХ веке. M.2002.
  4. Загладин Н.В., Дахин В.Н., Загладина Х.Т. и др. Мировое политическое развитие: век ХХ. Пособие для учащихся и учителей старших классов школ, гимназий и лицеев.
  5. Пантелеев M.М., Саватеев А.Д. Современный мир. Учебное пособие для 11 класса.
  6. Сергеев Е.Ю. Хрестоматия по курсу «Новейшая история зарубежных стран». M. 2003.
  7. Страны мира. Справочник. M. 1998.
  8. Хачатурян В.M. История мировых цивилизаций. M. 2000.
  9. Шацилло В.К. Политические деятели в новейшей истории. M. 2002.
  10. Энциклопедический словарь юного историка. M. 1993.
  11. Энциклопедия для детей. Т. 1. Всеобщая история. M. 1993.

Литература для учителя.

  1. Антология мировой политической мысли. В 5 т. Т. 2, 5. M. 1997.
  2. Васильев Л.С. История Востока. Т. 2. M. 1993.
  3. Гречко П.К. Концептуальные модели истории. M. 1995.
  4. Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество. M. 1969.
  5. Ильина Т. Западноевропейское искусство M. 1983.
  6. Кейнс. Дж. Избранные произведения. M. 1993.
  7. Кондратьев Н. Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. M. 2002.
  8. Маркузе Г. Одномерный человек. Исследование идеологии развитого индустриального общества. M. 1994.
  9. Мельянцев В.А. Восток и Запад во втором тысячелетии: экономика, история и современность. M. 1996.
  10. Новейшая история зарубежных стран. ХХ век. Ч. 1 - 2. Под ред. А.M. Родригеса. M. 1998.
  11. Пономарев M.В., Смирнова С.Ю. Великобритания: государство, политика, право. M. 2000.
  12. Селезнев Г.К. Новейшая история России и Запад. M. 1998.
  13. Строганов Л.И. Новейшая история стран Латинской Америки. M 1995.
  14. Тоффлер Э. Третья волна. M. 1999.
  15. Черепков А. «Теория длинных волн» Н.Д. Кондратьева. http:/marketing.spb.ru/read/artcle/a45.htm
  16. Шпенглер О. Закат Европы. M. 1993.
  1. Гареев M.А. Неоднозначные страницы войны (Очерки о проблемных вопросах Великой отечественной войны). M. 1995.
  2. Геллер M.Я. Утопия у власти: история Советского Союза с 1917 года до наших дней. В 3-х книгах. M. 1995.
  3. Голубев А.В. Тоталитарный режим в СССР: теория, споры, реальность // Преподавание истории в школе. 2001. № 2.
  4. Голотик С.И., Зимина В.Д., Карпенко С.В. Российская эмиграция 1920 – 1930-х гг. http://nivestnik.rsush.ru/2001
  5. Данилов А.А. Из истории партий и общественно – политических движений в россии и СССР: Многопартийность в россии: распад и возрождение (1917 – 1992). M. 1992.
  6. Ершова Е.Б. Революция, реформы и российская творческая интеллигенция в первой половине ХХ века // Вопросы истории. 2001. № 6.
  7. Зубкова Е.Ю. Общество и реформы. 1945 – 1964. M. 1993.
  8. История России. 1861- 1917. M. 1996.
  9. История России. Советское общество. 1917 – 1991. M. 1997.
  10. История России. Учебный минимум для абитуриента. Под редакцией В.В. Керова. M. 2001.
  1. История современной России. 1985 – 1994. M. 1995.
  2. Курскова Г.Ю. Тоталитарная система в СССР: истоки и пути преодоления. M. 2000.
  3. Медников В.В., Маховникова Г.А. Экономика России: путь реформ (1917 – 1995). СПб. 1997.
  4. Нежинский Л.Н. Пути и перепутья внешней политики России в ХХ столетии // Отечественная история. 1999. № 6.
  5. Поцелуев В.А. Исторические корни политики большевиков. M. 1998.
  6. Реформы и контрреформы в России: Циклы модернизационного процесса. M. 1996.
  7. Российское государство и общество. ХХ век. M. 1999.
  8. Россия (СССР) в локальных войнах и военных конфликтах второй половины ХХ века. Под редакцией В.А. Золотарева. M. 2000.
  9. Россия в ХХ веке: Проблемы национальных отношений. M. 1999.
  10. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. Брянск. 1996.
  11. Советское общество: возникновение, развитие, исторический финал. Т. 1 – 2. M. 1997.

Методическая литература для учителя. 

  1. Загладин Н.В., Загладина Х.Т. Новейшая история зарубежных стран. ХХ век. Учебно - методические материалы. M. 2000.
  2. Загладин Н.В., Загладина Х.Т., Ермакова И.А. Новейшая история зарубежных стран. ХХ век. Пособие для учителя. M. 2001.
  3. Коваль Т.В., Хромова И.С. Тематическое планирование и методические рекомендации к учебнику «Новейшая история зарубежных стран». Эксперимент. M. 2003.
  4. Коваль Т.В. Конспекты уроков для учителя истории. Всеобщая истории. ХХ век. M. 2003.
  5. Улунян А.А., Сергеев Е.Ю., Коваль Т.В., Хромова И.С. Поурочные разработки к курсу «Новейшая история зарубежных стран» M. 2003.
  6. Хачатурян В.M. Методическое пособие к учебнику «История мировых цивилизаций». M. 2001.
  7. Данилов А.А. История России ХХ в. Справочные материалы. M. 1996.
  8. Захарова Е.Н. Методические рекомендации к изучению истории в 11 классе. M. 2002.
  9. История Отечества в документах. 1917 – 1993. В 4-х частях. Хрестоматия для учащихся старших классов средней школы. Составитель Г.В. Клокова. M. 1994 – 1995.
  10. История России ХХ века. Пособие для учителя. Под редакцией А.О. Чубарьяна. M. 2003.
  11. Коваль Т.В. Конспекты уроков для учителя истории. История России. ХХ век. M. 2001.
  12. Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. Жукова Л.В. Поурочные разработки к учебнику «Россия в ХХ веке. 11 класс». M. 2002.
  13. Романовский В.К. Новейшая отечественная история. 1985 – 2002. M. 2002.
  14. Россия, которую мы не знали. 1939 – 1993. Хрестоматия. Под редакцией M.Е. Главацкого.
  15. Стрелова О.Ю. Тематическое планирование и методические рекомендации к учебнику А.А. Левандовского, Ю.А. Щетинова «История России. ХХ - начало ХХI века». M. 2003.
  16. Хрестоматия по отечественной истории (1914 – 1945 гг.). Под редакцией А.Ф. Киселева, Э.M. Щагина. M. 1996.  
  17. Хрестоматия по отечественной истории (1946 – 1995 гг.). Под редакцией А.Ф. Киселева, Э.M. Щагина. M. 1996.

Щетинов Ю.А. Дополнительные материалы к учебнику А.А. Левандовского, Ю.А. Щетинова «Россия в ХХ веке. 11 класс». M. 2002.

Контрольно-измерительные материалы

Урок итогового обобщения и контроля знаний.

  1. Что из названного относится к XV веку:

А) Куликовская  битва

Б) окончательное закрепощение крестьян

В) прекращение зависимости Руси от Орды

Г) Невская битва

2. Одним из первых каменных храмов Древнерусского государства был собор:

А) Успенский в Москве

Б) Софийский в Киеве

В) Покровский в Москве

Г) Дмитриевский во Владимире

3. Как называлась господствовавшая на Руси в XI-XV веках форма родового землевладения?

А) поместье

Б) вотчина

В) земщина

Г) пожилое

4. Одним из итогов Избранной Рады (середина XVIвека) было:

А) укрепление центральной власти в России

Б) утверждение в России абсолютной монархии

В) учреждение в России патриаршества

Г) установление единого срока перехода зависимых крестьян от одного хозяина к другому

5. Что из названного произошло в XVII веке?

А) церковный раскол

Б) Ливонская война

В) Северная война

Г) создание Священного Синода

6) Современником императрицы Анны Иоанновны был:

А) А.Курбский

Б) С. Дежнев

В) Э. Бирон

Г) Б. Хмельницкий

7) «Ясачные» люди – это:

А) сибирские и амурские казаки

Б) черносошные крестьяне Севера

В) монастырские крестьяне Поволжья

Г) нерусское население Сибири и Дальнего Востока, обязанное платить натуральные подати

8. Выражение «слово и дело» связано с:

А) деятельностью Тайной канцелярии

Б)осуществлением реформ государственного аппарата

В) Разбойным приказом

Г) деятельностью Кабинета министров

9) В результате военной реформы Петра I в России:

А) была введена всеобщая воинская повинность

Б) увеличилось количество иностранных полков в армии

В) комплектование армии стало проводиться путем рекрутских наборов

Г) было создано стрелецкое войско

10) Прочтите отрывок из работы историка Р.Г.Скрынникова и укажите, о ком идет речь в отрывке.

«Через полгода после коронации правительство созвало в столице новый Земский Собор. Вся функция последнего Собора свелась к тому, что присутствовавшие заслушали и подписали документ, закрепивший избрание его на трон. Он поклялся, что в его царстве не будет нищих, но не смог выполнить своих обещаний. В начале XVII века  на Россию обрушились стихийные бедствия, а затем началась Смута. В 1601-1603 годах страшный голод охватил всю страну. Смерть косила народ по всей стране».

А) о Михаиле Романове

Б) о Иване IV

В) о Борисе Годунове

Г) о Федоре Иоанновиче

11. В каком из приведенных рядов перечислены даты войн с Россией со Швецией?

А) 1700-1721 гг, 1808-1809 гг

Б) 1813-1814 гг, 1816-1818 гг

В) 1848-1849 гг, 1853-1856 гг

Г)  1877-1878гг, 1881-1883 гг.

12. С.Л. Перовская. В.Н. Фигнер входили в

А) «Союз борьбы за освобождение рабочего класса»

Б) «Народная волю»

В) кружок западников

Г) общество

13. Как называлось в России первой половины XIX века сословие, обладавшее монопольным правом на владение крепостными крестьянами?

А) мещане

Б) купцы

В) бояре

Г) дворяне

14. «Новые судебные уставы», предусматривавшие введение открытого, состязательного суда присяжных заседателей, были утверждены

А) Павлом I

Б) Александром I

В) Николаем I

Г) Александром II

15. В 1812 году русские войска не допустили прорыва армии Наполеона на Калугу и вынудили ее к отступлению по разоренной Смоленской дороге в результате сражения

А) под Бородином

Б) у Березины

В) под Малоярославцем

Г) под Смоленском

16. Каковы были характерные черты промышленного переворота в России?

А) промышленный переворот начался до отмены крепостной зависимости крестьян

Б) промышленный переворот начался раньше, чем в Англии

В) промышленный переворот завершился до проведения Крестьянской реформы 1861 года

Г) промышленный переворот начался позже, чем во Франции

Д) начало промышленного переворота было связано с возникновением в России монополистических объединений

Е) формирование буржуазии из числа разбогатевших крепостных крестьян, занимавшихся торговлей, промыслами.

Укажите верный ответ:

А) АБВ            Б) АГЕ             В) БВД              Г) ВДЕ


[1]         Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике, 4 класс(индивидуальное обучение)

Рабочая программа по математике, 4 класс(индивидуальное обучение)...

Рабочая программа по математике (4 класс, индивидуальное обучение).

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование. УМК "Школа 21 века". Программа предназначена для индивидуального обучения на дому....

Рабочая программа по русскому языку. (4 класс, индивидуальное обучение)

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование. УМК "Школа 21 века". Программа предназначена для индивидуального обучения на дому....

Рабочая программа по окружающему миру. (4 класс, индивидуальное обучение).

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование. УМК "Школа 21 века". Программа предназначена для индивидуального обучения на дому....

Рабочая программа история 5 класс (индивидуальное обучение)

Рабочая программа история 5 класс (индивидуальное обучение)...

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ 8 класса Индивидуальное обучение

Обучать ребенка с трудностями развития намного сложнее, чем нормально развивающегося. Однако именно педагогика решает проблему его социальной адаптации.Л.С. Выготский говорил о том, что неправоме...

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) 8 класс индивидуального обучения

Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности...