Исследовательский проект "Уникальные экспонаты музея Декабристов"
проект по истории (3 класс)

Кошечкина Надежда Геннадьевна

Исследовательская работа "Уникальные экспонаты музея Декабристов" г.Петровск-Забайкальский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл исследовательский проект31.38 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская работа

 «Уникальные экспонаты музея Декабристов

г. Петровска-Забайкальского».

Тема моей исследовательской работы:

 «Уникальные экспонаты музея Декабристов г. Петровска-Забайкальского».

Цель: познакомить детей нашего класса с уникальными экспонатами музея Декабристов

Задачи:

-Уточнить свои знания о людях организовавших восстание 14 декабря 1825 года;

-Познакомиться с биографией декабриста Лунина, узнать как его вещи попали в наш музей;

-Создать электронную презентацию и выступить для ребят нашего класса на уроке окружающего мира.

Объект исследования : экспонаты музея Декабристов г. Петровска-Забайкальского.

Предмет исследования : содержание экскурсии музея Декабристов и вещи декабриста Лунина.

Считаю данную тему актуальной , потому что мы не должны забывать историю нашего города, страны. Продолжу словами великого российского учёного Михаила Ломоносова : «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего».

 Декабри́сты — участники российского оппозиционного движения, члены различных тайных обществ второй половины 1810-х — первой половины 1820-х, организовавшие антиправительственное восстание 14 декабря 1825 года и получившие название по месяцу восстания.

Начиная со второй половины 1810-х часть представителей русской интеллигенции, военных и дворян считали самодержавие и крепостное право губительными для дальнейшего развития страны. В их среде существовала система взглядов, реализация которых должна была изменить устои российской жизни. Формированию идеологии будущих декабристов способствовало:

Восстание декабристов

  В первой четверти 19 в. в России зародилась революционная идеология, носителями которой были декабристы. Разочаровавшаяся в политике Александра I часть прогрессивного дворянства решила покончить с причинами отсталости России. Познакомившееся с политическими движениями Запада во время освободительных походов передовое дворянство понимало, что основой отсталости Российского государства является крепостное право. Реакционная политика в области просвещения и культуры, создание Аракчеевым военных поселении, участие России в подавлении революционных событий в Европе добавили уверенности в необходимости радикальных перемен, крепостничество в России было оскорблением национального достоинства просвещенного человека. На взгляды декабристов оказали влияние западноевропейская просветительская литература, русская публицистика и идеи национально-освободительных движений.

   В феврале 1816 г. в Петербурге возникло первое тайное политическое общество, целью которого было уничтожение крепостного права и принятие конституции. В его состав входили 28 членов (А.Н.Муравьев, С.И. и М.И.Муравьевы-Апостолы, С.П.Трубецкой, И.Д.Якушкин, П.И.Пестель и др.)

   В 1818 г. в Москве была создана организация «Союз благоденствия», которая насчитывала 200 членов и имела управы в других городах. Общество пропагандировало идею уничтожения крепостного права, готовя революционный переворот силами офицерства. «Союз благоденствия» распался по причине разногласия между радикальными и умеренными членами союза.

  В марте 1821 г. на Украине возникло «Южное общество» во главе с П.И.Пестелем, который был автором программного документа «Русская Правда».

  В Петербурге по инициативе Н.М.Муравьева было создано «Северное общество», имевшее либеральный план действий. У каждого из этих обществ была своя программа, но цель была единой - уничтожение самодержавия, крепостничества, сословий, создание республики, разделение властей, провозглашение гражданских свобод.

Началась подготовка к вооруженному восстанию.

   Смерть Александра I в ноябре 1825 г. подтолкнула заговорщиков к более активным действиям. Было решено в день принесения присяги новому царю Николаю I осуществить захват монарха и Сената и принудить их к введению в России конституционного строя.

   Политическим руководителем восстания избрали князя Трубецкого, который в последний момент отказался от участия в восстании.

   Утром 14 декабря 1825 г. на Сенатскую площадь вышел Лейб-гвардии Московский полк. К нему присоединились Гвардейский морской экипаж и Лейб-гвардии гренадерский полк. Всего собралось около 3 тысяч человек.

   Однако Николай I, уведомленный о готовящемся заговоре, заранее принял присягу Сената и, стянув верные ему войска, окружил восставших. После переговоров, в которых принял участие со стороны правительства митрополит Серафим и генерал-губернатор Санкт-Петербурга М.А.Милорадович (получивший при этом смертельное ранение) Николай I приказал применить артиллерию. Восстание в Петербурге было разгромлено.

29 декабря началось восстание Черниговского полка под командованием С.И.Муравьева-Апостола.

  Но уже 2 января оно было подавлено правительственными войсками. По всей России начались аресты участников и организаторов. Причинами поражения восстания декабристов явились несогласованность действий, отсутствие поддержки со стороны всех слоев общества, которое не было готово к радикальным преобразованиям. Это выступление было первым открытым протестом и грозным предупреждением самодержавию о необходимости коренного переустройства российского общества.

    По делу декабристов было привлечено 579 человек. Признаны виновными 287. Пятерым вынесен и приведен в исполнение смертный приговор (К.Ф.Рылеев, П.И.Пестель, П.Г.Каховский М.П.Бестужев-Рюмин, С.И.Муравьев-Апостол). 120 человек были сосланы на каторгу в Сибирь или на поселение.

    В нашем городе была построена тюрьма и в 1830 году в августе месяце из Читы были доставлены декабристы.71 декабрист отбывал каторгу в Петровском заводе.

     Считая своей задачей «служение общественному благу», декабристы стремились к этому и в условиях Сибири. Декабрист М. С. Лунин писал: «Настоящее житейское поприще наше началось со вступлением нашим в Сибирь, где мы призваны словом и примером служить делу, которому мы себя посвятили».

    В уставе Союза Благоденствия было записано, что одна из ближайших задач движения заключается в просвещении народа, которое сделает его способным устроить свою жизнь в согласии с её действительными потребностями. И именно решение этой задачи они поставили своей целью на каторге, а потом и поселении.

    В петровском заводе Школа работала 8 лет, вплоть до отбытия декабристов на поселение. Обучение было бесплатным, нередко бедных учеников декабристы обеспечивали одеждой и учебными пособиями. В Петровской школе, как утверждает Д. Завалишин, училось около 90 человек (для сравнения: в иркутской гимназии 1828 г. — 57 учащихся, в Тобольской — 40. Первая же музыкальная школа в Сибири была открыта лишь в 1893 г.). Это было одно из самых демократических образовательных заведений Сибири, т.к. в нём учились дети самых разных сословий. Несмотря на недолгий срок своего существования, школа пополнила ряды местной интеллигенции и культурного ремесленничества людьми, получившими не только специальное и общее, но и музыкальное образование. В Сибири слова «декабрист» и «народный учитель» в смысловом значении сливались воедино.

  Среди заключённых, отбывавших каторгу в Петровском заводе  был декабрист Лунин М С. Его считали - самым твердым и несгибаемым борцом за идеи декабристов. Он единственный из декабристов, который был осуждён дважды.

Все декабристы очень любили Лунина не только за его всестороннюю образованность, но и за его доброту, живость характера, веселый нрав и мужество. Это была романтическая личность, всегда стремящаяся к борьбе, к подвигам. Его письма с каторги являются настоящими образцами критической публицистики,они широко распространялись среди декабристов и даже доходили до царя, чем очень раздражали его.

    В музее Декабристов Г.Петровск-Забайкальского хранятся личные вещи Лунина М.С., которые считаются самыми ценными экспонатами. Это стул и тарелки фирмы «Гарнер». Ещё в честь декабриста названа улица в старой части города. Сопка Лунинская, на которой декабрист установил деревянный крест, сейчас на его месте железный крест отлитый на заводе по эскизу Николая Михайловича Полянского.

РАССКАЖУ ЕГО БИОГРАФИЮ

   Михаил Сергеевич Лунин родился в Петербурге в 1787 году в семье тамбовского помещика. Получил блестящее домашнее образование учителями-иностранцами. Лунин знал 6 языков, глубоко изучил историю, математику, хорошо рисовал, писал стихи. Он - отличный танцор, музыкант, наездник, фехтовальщик. С 1805 года участвует в сражениях: Аустерлиц, Гельзборг, Фридланд. Он замечен начальством и царем как храбрый офицер. С 1812 года Лунин участвует и отличается во всех сражениях. В Бородинской битве сражается у Семеновских флешей, а затем у батареи Раевского. Под ним убита лошадь. Его награждают золотой шпагой с надписью “За храбрость”. Войну заканчивает гвардейским ротмистром, награждается тремя орденами. В 1817 году Лунин возвращается в Россию и вступает в тайное общество. Он - республиканец по своим убеждениями авторитетнейший декабрист, один из основателей Союза спасения, Союза благоденствия. Но в последние годы перед восстанием он пассивен, но на суде не откажется от идей декабристов и ведет себя как человек, не желающий послаблений, если за них надо платить унижением.

В апреле 1826 года его арестовали. Обвинение - “умысел на цареубийство”. На следствии и на суде декабрист ведет себя смело, даже дерзко, и получает вечную каторгу, смягченную затем до 10 лет с последующим вечным поселением в Сибири. “Хороша вечность - мне уж 50 лет отроду”, - сказал Лунин. Он - единственный из декабристов, который не дал на своих товарищей никаких показаний. Он считал, что выдавать товарищей безнравственно.

  В Сибирь Лунин попал позднее других; в Читу его привезли в конце 1829 года. Как и другие декабристы, он был первоначально помещен на Нерчинских заводах, а потом переведен на Петровский завод. Срок каторжных работ Лунину истек в конце 1835 г., и в июле 1836 г. Лунин вместе с 9 товарищами был водворен в слободе Урике, в 18 верстах от Иркутска по Ангарскому тракту. Здесь он жил в собственном доме, устроенном довольно оригинально. Дом стоял посреди двора, обнесенного высоким забором. Одна половина дома была жилая, а в другой помещалась католическая молельня. Благодаря заботам сестры за все время пребывания в Сибири, Лунин никогда не нуждался в деньгах. С сестрой Лунин поддерживал постоянные отошения; его письма были постоянно резки, исполнены нападок на правительство; письма эти тайно расходились по Петербургу. И в условиях сибирской ссылки Лунин продолжал пропаганду против самодержавия. Он писал письма своей сестре (Уваровой), в которых резко высказывался против царской власти и крепостного права. Письма Лунина представляли собою острые политические памфлеты. Они переписывались и в копиях распространялись в Иркутске, Верхнеудинске, Кяхте и других местах. «Гласность, которою пользуются мои письма через многочисленные списки, обращает их в политическое орудие, которым я должен пользоваться на защиту свободы», — говорил Лунин.

 В 1836—1840 годах  написал ряд антимонархических сочинений и распространял их в рукописи. За обнаруженное при обыске сочинение «Взгляд на тайное общество в России (1816—1826)» в 1841 заключён в Акатуйскую тюрьму, куда попадали самые опасные преступники.  Акатуй, куда был сослан Лунин, был один из самых отдаленных рудников Нерчинских заводов. Этот рудник стоял в чрезвычайно нездоровой местности. Но Лунин и среди самой печальной обстановки умел жить не унывая. Только за год до смерти он сразу как-то изменился, сделался молчалив и стал скучать; он ожидал, что его расстреляют, и эта мысль не давала ему покоя. Лунин умер при загадочных объстоятельствах  8 декабря 1845 г. и был погребен на Акатуевском кладбище.

  После смерти Декабриста его личные вещи были проданы с аукциона. По существовавшим тогда законам вещи ссыльного, не имеющего наследников в Сибири, не возвращались родственникам, а реализовывались на месте, вырученные деньги тратились на нужды каторги. Так и распорядились вещами и книгами Лунина. Дело об аукционе тянулось очень долго и отразило явное стремление нерчинского начальства присвоить вещи Лунина. В конце концов, из Иркутска приказали – провести аукцион. По указу Нерчинского горного правления от 19 октября 1849 года вещи и книги Лунина были проданы на Нерчинском заводе с аукциона. Для Нерчинского завода такой аукцион выл заметным событием, собравшим немало покупателей, и больше всего- низших горных членов. Документы Читинского государственного архива сохранили перечень вещей и книг Лунина ,а так же фамилии людей, их купивших. Один из писцов купил лунинский самовар, другие оделись в его брюки и рубахи, титулярный советник Полтаранов забрал таз, кастрюли, конфорки; дорогие тёплые сапоги приобрёл крупный начальник, майор Фитингоф; «стеновые часы» и много других вещей (всего на сумму 28 рублей 29 копеек) купил подпорутчик Лебёдкин. Покупали и ссыльные: поселенцу Аджаметову досталась головная щётка Лунина, чемодан, «курт матерчатый». Самое большое количество вещей и все книги декабриста приобрёл поручик Янчуковский. Кто он, единственный в Нерчинском заводе человек, которого привлекла большая (120 книг) и сложная библиотека декабриста? Речь идёт о Викторе Феодосиевиче Янчуковском, сыне лекаря Петровского завода, одном из тех мальчиков, которого декабристы подготовили к поступлению в Горный корпус. Успешно окончив его, В.Ф.Янчуковский вернулся в Нерчинский завод. Занимал должность смотрителя лаборатории, библиотеки, преподавал в горном училище. Таким образом, вещи и книги  Лунина попали в руки не случайного человека, это было проявлением благодарной памяти ученика декабристов.

Струн вещих пламенные звуки

До слуха нашего дошли,

К мечам рванулись наши руки,

И — лишь оковы обрели.

Но будь покоен, бард!- цепями,

Своей судьбой гордимся мы,

И за затворами тюрьмы

В душе смеемся над царями.

Наш скорбный труд не пропадет,

Из искры возгорится пламя,

И просвещенный наш народ

Сберется под святое знамя.

Мечи скуем мы из цепей

И пламя вновь зажжем свободы!

Она нагрянет на царей,

И радостно вздохнут народы!

А. Одоевский (ответ на послание Пушкина А.С.)

Источники, используемые при подготовке исследовательской работы:

1.Беседа с работниками музея: Мотренко Валерией Сергеевной, Казанцевым Дмитрием Сергеевичем (научный сотрудник музея).

2.Декабристы. Биографический справочник. Под редакцией академика М.Н.Нечкиной. МОСКВА «НАУКА»1988 г.

3. «Судьба библиотеки декабриста Лунина» статья из газеты «Забайкальский рабочий» от 4.10.1985г.

4.Лунин. Жизнь замечательных людей. Н.Эйдельман. Издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия»

5.Интернет-ресурс:

1)wikipedia.uz 

2) encycl.chita.ru   Энциклопедия Забайкалья (фото могилы Лунина)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пленительные образы, жён декабристов.

Пленительные образы ! Едва ли В истории какой- нибудь страны Вы что–нибудь прекрасное встречали. Их имена забыться не должны. Н.Некрасов ...

"Белгородчина - мой край родной" сценарий культурно-массового мероприятия, посвящённого 60-летию Белгородской области и проведённого в рамках городской недели "Музей и дети" с использованием экспонатов школьного музея

Данный сценарий содержит стихотворения поэтов Белгородской области, отражает историю нашей области и опирается на экспонаты школьного музея МАОУ "Лицей №5" города Губкин. Может быть использован д...

Исследовательский проект "Бенефис одного экспоната"

Основным средством патриотического воспитания в школе является школьный этнографический музей. Во время проведения экскурсий музейный педагог старается охватить как можно больше предметов, но многие д...

урок изобразительного искусства "народные промыслы России" с использованием экспонатов этнографического музея

Интерактивный урок изобразительного искусства в школьном этнографическом музее с использованием музейных экспонатов. Вводный урок из раздела «Мир народного искусства», УМК «Планета Знаний», 2 класс. У...

Разнообразие музеев. Экспонаты музеев.

Технологическая карта урока отработки умений и рефлексии по Окружающему миру Поглазовой О.Т. УМК Гармония для 2 класса....

Программа инновационной площадки по проблеме «Развитие исследовательских и проектных навыков школьников, через работу школьного краеведческого музея»

Сегодня школьный музей в образовательном пространстве становится средством адаптации ребёнка к культурной среде и выступает антиподом миру компьютерных технологий и наступлению аудиовизуальных средств...

Исследовательская работа "Приспособления для собирательства и рыбалки култучан в коллекции музея школы №7"

Данный материал показывает работу юных исследователей родного края в школьном музее...