Роспись дымковской игрушки
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему

Муковникова Олеся Викторовна

 

Роспись дымковской игрушки

Интегрированный урок трудового обучения и изобразительного искусства

 

Тема. «Роспись дымковской игрушки».

 

Цели. Познакомить детей с росписью дымковской игрушки, с понятиями основные и составные цвета; учить детей правильно пользоваться полученными знаниями о росписи игрушки; знакомить детей с русским декоративно-прикладным искусством; совершенствовать навыки работы по намеченном плану; воспитывать аккуратность в работе.

 

Оборудование. Гуашь, баночка, кисти, тряпочка; подкладной лист, загрунтованное ранее изделие; палитра; демонстрационные пособия; словарь; таблица цветов, таблица росписи дымковской игрушки; образцы дымковской игрушки.

 

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

Учитель. Сегодня мы проведем урок труда. Посмотрите, все ли готово у вас к уроку. На партах у каждого должны быть гуашь, кисти, тряпочка, баночка, палитра, загрунтованное изделие, которое вы подготовили самостоятельно на прошлом уроке.

II. Объявление темы урока и плана работы

 

У. На сегодняшнем уроке мы будем расписывать дымковскую игрушку и работать по плану, который есть у нас на доске.

 

На доске:

 

 

План урока

 

  1. Организационный момент.

 

  1. Рассказ о дымковской игрушке (повторение).

 

  1. Анализ росписи дымковской игрушки.

 

  1. Знакомство с основными и составными цветами.

 

  1. Самостоятельная работа учащихся.

 

  1. Итог урока. Выставка работ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Рассказ о дымковской игрушке

 

У. Из чего изготавливают дымковскую игрушку?

 

Дети. Из глины.

 

У. Теперь мы попросим нескольких учеников напомнить нам, что такое дымковская игрушка.

 

Ученик 1. Слободе Дымково около пятисот лет. Основана она была при царе Иване Третьем, который объединил все русские земли вокруг Москвы.

 

Ученик 2. Слобода Дымково находится на берегу реки Вятка, вблизи города Вятка. Слободчане издавна занимались здесь рыболовством и делали из береговой глины грузила и игрушки.

 

Ученик 3. Глиняные игрушки лепили и раскрашивали только женщины и дети. Это были свистульки, которые потом использовались всеми жителями села на празднике, называвшемся сначала Свистопляской, а потом Свистуньей.

 

Ученик 4. Свист был главным развлечением на этом празднике. Когда праздник заканчивался, расписанные свистульки ставили на окна между рамами.

 

У. Вот такой интересный рассказ получился у наших ребят.

IV. Анализ росписи дымковской игрушки

 

У. Как вы уже знаете, дымковские игрушки очень разнообразны. Это и уточки, и лошадки, и барышни, и всадники на конях. Стиль росписи очень яркий и красочный. Давайте рассмотрим дымковские игрушки.

 

Учитель показывает игрушки.

 

– Что использовали художники для росписи игрушек?

 

Д. Они использовали геометрические фигуры.

 

У. Какие геометрические фигуры вы видите?

 

Д. Мы видим круги, окружности, линии.

 

У. А какого цвета эти геометрические фигуры?

 

Д. Красного, синего, зеленого, желтого, черного.

 

У. Каждый цвет у народных умельцев имел свое значение. Например, белый цвет – это цвет чистоты, а красный цвет связывали с солнышком. Обратите внимание, что каждая игрушка при расписывании имеет фон. На каком фоне написаны все кружочки, овалы, линии, крестики?

 

Д. На белом.

 

У. Белый цвет придает игрушкам яркий, нарядный и праздничный вид.

V. Знакомство с основными и составными цветами

 

У. С росписью игрушек мы познакомились. Теперь, казалось бы, можно начинать работу. Однако прежде посмотрим: краски каких цветов стоят у нас на столе?

 

Д. Красная, синяя, желтая.

 

У. А какие цвета нам потребуются для росписи игрушек?

 

Д. Красные, желтые, фиолетовые, синие, зеленые, оранжевые.

 

У. А как же нам быть?

 

Д. Нам нужно смешать имеющиеся у нас цвета и получить новые краски.

 

У. Вам нужно знать, что цвета красный, желтый, синий – это основные цвета. Называются они так потому, что их нельзя получить смешиванием. Следовательно, они должны быть у художника обязательно. А вот наличие остальных цветов – их называют составными – не обязательно. Кстати, почему они так называются?

 

Д. Их можно составить из других цветов.

 

У. Какие это цвета и как их можно получить?

 

Д. Оранжевый – смешиванием красного и желтого.

 Зеленый – смешиванием синего и желтого.

 Фиолетовый – смешиванием синего и красного.

 

У. Назовите еще раз основные цвета.

 

Д. Красный, желтый, синий.

 

У. А составные цвета?

 

Д. Оранжевый, фиолетовый, зеленый.

VI. Самостоятельная работа

 

У. А теперь вы все превращаетесь в дымковских мастеров – ведь вы помните, что лепили и раскрашивали дымковские игрушки женщины и дети.

VII. Итог урока. Выставка работ

 

Дети рассматривают выставку.

 

– Расскажите каждый о своей игрушке. Поделитесь: чему вы научились на уроке? Что нового для себя узнали?

 

Ответы детей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок технологии, изобразительного искусства и музейной педагогики в 3-м классе на тему: "В мастерской глиняной игрушки. Дымковская игрушка. Роспись игрушки."

Интегрированный урок технологии, изобразительного искусства и музейной педагогики в 3-м классе на тему " В мастерской глиняной игрушки. Дымковская игрушка. Роспись игрушки." 3 класс...

Роспись дымковской игрушки

Представлен план-конспект урока технологии  в 3 классе по теме "Роспись дымковской игрушки"....

Роспись дымковской игрушки

Урок изобразительного искусства для 1 класса...

"Праздничные краски узоров" - рисование элементов декоративного оформления дымковской игрушки. Ознакомление с дымковской игрушкой и беседа о ее красоте.

На данном уроке ИЗО дети знакомятся с дымковской игрушкой, учатся выделять элементы геометрического рисунка дымковской росписи, упражняются в приемах рисования кистью элементов дымковского узора....

Дымковская игрушка. Роспись дымковской игрушки.

Познакомить с традициями в росписи дымковской игрушки, формировать навыки в создании единств форм и декора, ритма цветовых пятен....

Технологическая карта урока ИЗО «Игрушки в нашем доме.Роспись дымковской игрушки» (УМК «Школа России», 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся с историей возникновения дымковских игрушек; формирование умений выполнять роспись дымковской игрушки.  Задачи уро...

Технологическая карта изобразительного искусства "Игрушки в нашем доме. Дымковская игрушка (роспись)" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока:формирование у обучающихся представлений об искусстве в нашем доме, знаний о дымковской игрушке и умений в росписи орнамента.Задачи урока:Дидактические:1. Обобщить и углубить знания обучающ...


 

Комментарии

Андреева Елена Викторовна

С удовольствием используем сведения из вашего конспекта уже в средней группе детского сада.