Роспись дымковской игрушки
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему

Петровская Елена Александровна

Урок изобразительного искусства для 1 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_izo.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

РОСПИСЬ ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ

Петровская Елена Александровна, МОУ СОШ №1, учитель начальных классов, г.Свирск

Предмет (направленность): изо

Возраст детей: 1 класс

 Место проведения: класс

Задачи урока.

1. Образовательная:

- познакомить с народными промыслами;
- отрабатывать умение рисовать кистью декоративные элементы Дымковской  росписи.

2. Воспитательная:

- прививать интерес к изобразительному искусству;
- воспитывать любовь к прекрасному;
- уважение к творческому наследию русских мастеров.

3. Развивающая:

- развивать навыки рисования кистью;
- развитие эстетического восприятия произведений народного искусства.

4. Здоровьесберегающая:

- соблюдать правила работы с красками;
- выполнять комплекс физических упражнений и гимнастику для глаз (физкультминутка).

1.Закреплять знания детей о характерных особенностях росписи дымковской игрушки, формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, Цель:

используя разнообразные приемы работы кистью. Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины).

2. Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.

3.Воспитывать любовь к народному искусству России. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.

Работа над проектом.

Работа построена по типу творческой мастерской, где каждый имеет своё рабочее место, необходимые инструменты и может получить консультацию учителя.

Работа над проектом разбита на этапы;

План урока

1.Организационный момент. Проверка готовности к уроку. 3-5 мин.

2.Теоретическая часть. Вводная беседа с демонстрацией дымковских игрушек, плакатов, презентаций. Объяснение последовательности росписи. 10 мин.

3.Практическая часть. Самостоятельная роспись модели для раскрашивания. 15-20 мин.

4.Заключительная часть. Подведение итогов. 5 мин.

  1. Организационный момент

-Здравствуйте, гости дорогие , ученики мастеровые. Добро пожаловать в нашу мастерскую. Нужны мне сегодня помощники, народ толковый да шустрый. Только уговор у меня будет с вами такой: для работы нашей славной шум за дверью мы оставим. Согласны?

- А ещё в нашем краю говорят исстари: «Где хотенье, там и уменье!».

Согласны ли вы с такими правилами?

  1. Вводная беседа.

На уроке  изобразительного искусства мы познакомились с одним из народных промыслов.

-Чтобы вспомнить  с каким, нам достаточно заглянуть в «чудо – корзину»,сделанную руками народного мастера – умельца.

-Давайте подумаем, чем  может быть наполнена эта корзина?

- Открою вам тайну «чудо – корзины». Она наполнена игрушками. В ней вы не найдёте заграничную красавицу Барби или радиоуправляемые машинки. А вот игрушки, которые находятся у меня в корзине все разные, второй такой нет, потому что они сделаны вручную.

В старину купить  игрушку было не по карману русскому крестьянину. А ведь его ребятишкам тоже хотелось играть. Но нашлись в пригородах и деревнях замечательные придумщики и умельцы. Из чего только не мастерили «ребячью забаву» - игрушки. Из мочалок, тряпок, дерева, соломы. Ну а там где жили, гончары лепили из глины и  игрушки , что здесь лежат  красивы,  знамениты. А особенность их в том, что они созданы  руками народных русских мастеров, да ими и придуманы.

- Давайте заглянем в корзинку, чтобы узнать какие же игрушки пришли к нам в гости.

 Загадки

Бегут по дорожке борода , да ножки. (козлик)

Посмотрите, пышный хвост у него совсем непрост-

Точно солнечный цветок,

А высокий гребешок?

Красной краскою горя,

Как корона у царя. (индюк)

Заплелись густые травы,

Закудрявились луга,

Да и сам я весь кудрявый,

Даже завитком рога. (баран)

Чок, чок, пятачок

Сзади розовый крючок.

Посреди бочонок.

Голос  тонок звонок

Кто же это,

Угадайте, это  (поросёнок)

Не пахарь, не столяр,

Не кузнец,  не плотник,

А первый на селе работник. (конь)

- Сегодня мы совершим с вами увлекательное путешествие в далёкое прошлое к мастерам дымковской игрушки.

С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Вятка, видно заречное село Дымково. Зимой, когда топятся печи, летом, когда туман всё село будто в дыму, в дымке. Отсюда и название села. Здесь в далёкую старину зародилась эта игрушка, которую и назвали дымковской, или ласково дымкой.

А из чего же делают эти игрушки?

   Там любили песни, пляски,               Вечера зимой так длинны,

   В селе рождались чудо - сказки.      И лепили там из глины.

Но как же эти глиняные фигурки превращали искусные мастера в весёлые игрушки? Дети рассказывают. (Игрушки рождаются 3 раза: первый, когда её лепят из красной глины. Игрушку надо обжечь. Чтобы она стала прочной. Она становится звонкой и крепкой. Так игрушка рождается второй раз. Потом её белят мелом с молоком и расписывают. Так игрушка рождаются в третий раз.

- Ребята это у нас мастерская, светлая , просторная. И всё у нас есть для превращения обычной фигурки в настоящую расписную дымковскую игрушку.

- И чем мы сейчас будем заниматься? (расписывать игрушки)

- Да, дорогие мои мастера, сейчас вы будете творить чудо!

- Но сначала скажите, что общего у этих игрушек? (белый фон, яркие краски, геометрические узоры)

- Мы говорили, что игрушку покрывают белой краской.  А знаете ли вы почему?

Можно предположить, что белый фон взяли мастера от заснеженных полей.  Лепили мастера игрушки чаще всего зимой, когда всё вокруг в снегу. И хочется ему сделать игрушку такой же чистой и белой как снег.

- Какие узоры вы видите на игрушках? (клеточки, кружочки, точки, полоски и т.д)

- А известно ли вам, что обозначают элементы росписи на дымковской игрушке?

Оказывается,  синяя волнистая линия – это вода, прямая линия – дорога, перекрещенные линии – сруб колодца,  дома, круг – символ солнца, каравая хлеба, точки – это звёзды.

Как вы думаете, эти игрушки лепили и разрисовывали весёлые или грустные мастера? Как они передали вам своё радостное настроение?

- Какие краски используют мастера дымковские мастера? (красные, жёлтые, синие)

Дымковские игрушки яркие, красочные.

- А где искали умельцы узоры?  (в природе, в окружающем)

- Давайте вспомним, как будем расписывать глиняные фигурки. Начнем с фигурок животных. Какие части мы закрасим полностью? (Хвост, грива, рога, копыта)

- Какие элементы одежды на кукле закрашивают полностью? (Шляпа, жакет, оборочки)

3.Физ.минутка

4. Практическая часть

- Закройте глазки и подумайте, как вы распишите свою фигурку, представьте, что у вас должно получиться.

- А теперь откройте глазки и принимайтесь за работу.

(дети сидят по группам,  у каждой группы правила, как работать красками, элементы росписи)

Старайтесь, чтобы ваши работы были красивыми и аккуратными.  У хорошего мастера на рабочем месте всегда чистота и порядок.

5. Заключительная часть. Подведение итогов.

- И вот наши игрушки засветились и окончательно стали ненаглядными. И впрямь на них не наглядеться. На душе становиться радостно, празднично! И не верится, что это все сделано из глины.

 Игрушки народных мастеров были самым ярким украшением ярмарки с весёлым и озорным названием “Свистунья”. На этом празднике дымковские игрушки-свистульки были у всех — и у детей, и у взрослых. Люди верили, что свистом смогут прогнать злые силы.

Вятка вздрогнула от свиста,

Всяк свисток к губам прижал.

И пошла базаром сказка –

Родился в веселый час

Вятский праздник – «Свистопляска».

 А вы хотите на ярмарку, на игрушки дымковских мастеров посмотреть и свои показать?

Эй, девчонки и мальчишки запевайте нам частушки,

Запевайте поскорей, чтоб порадовать гостей!

(дети поют частушки об игрушках)

Велика Россия наша и талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах на весь мир молва идёт.

В Вятке делают игрушки, сколько радости для глаз!

Подрастают мастерицы, может быть и среди нас.

Я куплю себе свистульку буду трели выводить,

Мастеров из славной Дымки никогда нам не забыть.

Любовались гости чудом, громко восхищались.

Нашим Петей петушком, сражённые остались.

Наша дымкова игрушка не стареет сотню лет.

В красоте, в таланте русском весь находится секрет.

Ты играй моя гармошка, ты, подруга подпевай.

Мастеров из славной Дымки на весь голос прославляй!

Покупайте-ка игрушки,

Водоноски и зверюшки!

Посмотрите,как живой

Есть и конь здесь удалой.

Все игрушки непростые,

А волшебно – расписные.

Ребята, представьте свои игрушки свои так, чтобы их захотелось купить.

(дети представляют свои работы, и составляют  все работы на карусель)

Все игрушки получились у нас разные, как и их хозяева.

- А для чего нужны дымковские игрушки?

Игрушки созданы для того, чтобы дарить радость, поднимать настроение.

Есть игрушки, которыми играют, а есть и те которыми украшают свои жилища, их берегут.  Люди верили, что фигурки животных и людей помогают защитить себя и свой дом от злых духов.

Фигурки птиц прогоняли силы тьмы, несли радость и свет. Женская фигурка с детьми оберегала мать с  детьми от несчастья и болезней, а если в доме был дымковский конь, значит в доме будет достаток, не будет голода и нужды. И вот сегодня мы хотим подарить нашим гостям по дымковскому  коню, чтобы вы жили всегда в достатке, а остальные игрушки мы подарим в д/с «Ручеёк».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роспись дымковской игрушки

Роспись дымковской игрушкиИнтегрированный урок трудового обучения и изобразительного искусства Тема. «Роспись дымковской игрушки». Цели. Познакомить детей с росписью дымковской игрушки...

Интегрированный урок технологии, изобразительного искусства и музейной педагогики в 3-м классе на тему: "В мастерской глиняной игрушки. Дымковская игрушка. Роспись игрушки."

Интегрированный урок технологии, изобразительного искусства и музейной педагогики в 3-м классе на тему " В мастерской глиняной игрушки. Дымковская игрушка. Роспись игрушки." 3 класс...

Роспись дымковской игрушки

Представлен план-конспект урока технологии  в 3 классе по теме "Роспись дымковской игрушки"....

"Праздничные краски узоров" - рисование элементов декоративного оформления дымковской игрушки. Ознакомление с дымковской игрушкой и беседа о ее красоте.

На данном уроке ИЗО дети знакомятся с дымковской игрушкой, учатся выделять элементы геометрического рисунка дымковской росписи, упражняются в приемах рисования кистью элементов дымковского узора....

Дымковская игрушка. Роспись дымковской игрушки.

Познакомить с традициями в росписи дымковской игрушки, формировать навыки в создании единств форм и декора, ритма цветовых пятен....

Технологическая карта урока ИЗО «Игрушки в нашем доме.Роспись дымковской игрушки» (УМК «Школа России», 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся с историей возникновения дымковских игрушек; формирование умений выполнять роспись дымковской игрушки.  Задачи уро...

Технологическая карта изобразительного искусства "Игрушки в нашем доме. Дымковская игрушка (роспись)" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока:формирование у обучающихся представлений об искусстве в нашем доме, знаний о дымковской игрушке и умений в росписи орнамента.Задачи урока:Дидактические:1. Обобщить и углубить знания обучающ...