Главные вкладки

    Рабочая программа по ИЗО (Кузин)
    календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме

    Маркина Елена Ивановна

    В программе представлена пояснительная записка к планированию, распределение часов по темам, а также подробное тематическое планирование учебного материала

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon izo_3_klass.doc148 КБ

    Предварительный просмотр:

    Рабочая    учебная    программа

    Изобразительное

    искусство

    составлена на основе авторской программы В. С. Кузина 

     «Изобразительное искусство. 1-4 классы»

    Количество часов в неделю: 1 час

    Количество часов за год: 33 часа

    Пояснительная записка

    Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству и авторской  программы «Изобразительное искусство. 1-4 классы» (Изобразительное искусство. 3 кл.: книга для учителя / В. С. Кузин. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006.).

            Программа рассчитана на 33 часа  в год (1 час в неделю).

    В рабочей программе  нашли отражение цели и задачи изучения изобразительного искусства на ступени начального образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по изобразительному искусству. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

    Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

    В современных условиях развития системы народного образования с особой остротой встает проблема формирования духовного мира, эстетической культуры, мировоззренческих позиций и нравственных качеств, художественных потребностей подрастающего поколения. В этом деле важнейшее значение имеет искусство и прежде всего изобразительное искусство, охватывающее целый комплекс художественно-эстетических отношений личности к окружающей действительности.

    Цель: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

    Изучение изобразительного искусства на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих задач:

    • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
    • способствовать освоению школьниками первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
    • способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;
    • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

    Новизна данной рабочей программы заключается в том, что, в отличие от ранее действовавшей программы В. С. Кузина «Изобразительное искусство. 1-4 классы» рабочая программа содержит в себе три раздела: «Мир изобразительных (пластических) искусств», «Художественный язык изобразительного искусства», «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью».

    Рабочей программой по изобразительному искусству в 3 классе предусмотрены три основных вида  художественной деятельности.

    Изобразительное искусство как учебный предмет опирается на такие учебные предметы начальной школы как: литературное чтение, русский язык, музыка, труд, природоведение, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью.

    Особенности организации  художественной деятельности по направлениям  по предмету изобразительное искусство

    Изобразительная деятельность (рисование с натуры, рисование на темы). Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя изображение находящихся перед школьниками объектов действительности, а также рисование их по памяти и по представлению карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью.

    Рисование на темы – это рисование композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Важное значение приобретает выработка у учащихся умения выразительно выполнять рисунки.

    Декоративно-прикладная деятельность (декоративная работа и дизайн)  осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства.

    Работы выполняются на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов – листьев, цветов, бабочек, жуков и т.д., дети начинают рисовать карандашом, а затем продолжают работу кистью, самостоятельно применяя простейшие приемы народной росписи.

    Во время практических работ важно использование школьниками самых разнообразных художественных материалов и техник: графических карандашей, акварели, гуаши, пастели, цветных мелков, цветной тонированной бумаги, ретуши, линогравюры и т.д.

    Дизайн, являясь разновидностью художественного творчества, синтезом изобразительного, декоративно-прикладного, конструкторского искусства, художественной графики и черчения, в современном мире определяет внешний вид построек, видов наземного воздушного и речного транспорта, технических изделий и конструкций, рекламы, мебели, посуды, упаковок, детских игрушек и т.д.

    Дизайн, в отличие от других  видов художественного творчества органично соединяет эстетическое и трудовое воспитание, так как  это процесс создания вещи (от замысла до изготовления в материале).

     Дизайн вещей занимает в жизни детей важнейшее место, особенно в наше время, когда мир детей перенасыщен промышленной продукцией.

    Детское дизайнерское творчество способствует появлению вещей, придуманных и изготовленных самими детьми, которые особо ценятся ими, становятся         любимыми. В этом процессе учащиеся познают  радость созидания         и         приобретенного опыта, получают удовольствие от использования собственных изделий. Также этот процесс стимулирует художественные и         творческие         таланты.

    Художественно-конструктивная деятельность (бумагопластика, лепка). Лепка – вид художественного творчества, который развивает наблюдательность, воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности. На занятиях лепкой у школьников формируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции.  

    В содержание предмета входит эстетическое восприятие действительности  и искусства (ученик - зритель), практическая художественно-творческая деятельность учащихся (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

    В основе программы лежит тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового, эстетического и патриотического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности.

    Блоки объединяют конкретные темы уроков, учебных заданий независимо от вида занятий (рисование с натуры, на тему, лепка, беседа по картинам художников, бумагопластика и т.д.), что позволяет более полно отразить в изобразительной деятельности времена года, более обстоятельно построить межпредметные связи с другими уроками, учесть возрастные особенности детей, их познавательные и эстетические интересы.

    В процессе учебной работы дети должны получить сведения о наиболее выдающихся произведениях отечественных и зарубежных художников, познакомиться с отличительными особенностями видов и жанров изобразительного искусства, сформировать представление о художественно-выразительных средствах изобразительного искусства (композиция, рисунок, цвет, колорит, светотень и т.п.), получить простейшие теоретические основы  изобразительной грамоты.

    В первом классе дети знакомятся с различными доступными их возрасту видами изобразительного искусства. Используя лучшие образцы народного искусства и произведения мастеров, учитель воспитывает у них интерес и способность эстетически воспринимать картины, скульптуры, предметы народного художественного творчества, иллюстрации в книгах, формирует основы эстетического вкуса детей, умение самостоятельно оценивать произведения искусства.

    Программа «Изобразительное искусство» в начальной школе соответствует образовательной области «Искусство» обязательного минимума содержания начального общего образования и отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности – изобразительное искусство. Посредством образного отражения предметов и явлений действительности рисунок, живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура помогают детям с первых шагов обучения в школе познавать окружающий мир, видеть в нём красоту, развивать свои художественные способности. Содержание программы предусматривает как эстетическое восприятие предметов действительности и произведений изобразительного искусства, так и непосредственно художественную деятельность.

    Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:

    • овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного искусства, лепки и аппликации;
    • развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.

           В соответствии с базисным учебным планом программа составлена из расчёта 1 час в неделю, 34 часа в год.

    Основными разделами программы являются: «Рисование с натуры (рисунок, живопись)», «Рисование на темы», «Декоративная работа», «Лепка», «Аппликация», «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг  нас».

    Основные темы бесед:

    • виды изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство) и архитектура;
    • наша Родина – Россия – в произведениях изобразительного искусства;
    • Москва в изобразительном искусстве;
    • старинные города России в творчестве художников;
    • тема материнской любви и нежности в творчестве художников;
    • красота родной природы в творчестве русских художников («Порыв ветра, звук дождя, плеск воды и кисть художника», «Облака на рисунках и в живописи», «Красота моря в произведениях художников»);
    • действительность и фантастика в произведениях художников; сказка в изобразительном искусстве;
    • красота народного декоративно-прикладного искусства, выразительные средства декоративно-прикладного искусства; охрана исторических памятников народного искусства; орнаминты народов России;
    • музеи России.

    В течение учебного года учащиеся должны получить простейшие сведения о композиции, цвете, рисунке, приёмах декоративного изображения растительных форм и форм животного мира и  усвоить:

    • понятия «набросок», «тёплый цвет», «холодный цвет»; «живопись», «живописец», «графика», «график», «архитектура», «архитектор»;
    • простейшие правила смешения основных красок для получения более холодного и тёплого оттенков: красно-оранжевого и жёлто-оранжевого, жёлто-зелёного и сине-зелёного, сине-фиолетового и красно-фиолетового;
    • доступные сведения о культуре и быте людей на примерах произведений известнейших центров народных художественных промыслов России (Жостово, Хохлома, Полхов-Майдан и т.д.);
    • начальные сведения о декоративной росписи матрёшек из Сергиева Посада, Семёнова и Полхов-Майдана.

    К концу учебного года учащиеся должны уметь:

    • выражать своё отношение к рассматриваемому произведению искусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства вызывает картина);
    • чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний;
    • сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах;
    • правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;
    • выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчёркивать размером, цветом главное в рисунке;
    • соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);
    • чувствовать и определять холодные и тёплые цвета;
    • выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира;
    • использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге;
    • творчески применять простейшие приёмы народной росписи; цветные круги и овалы, обработанные тёмными и белыми штрихами, дужками, точками в изображении декоративных ягод, трав;
    • использовать силуэт и светлотный контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции;
    • расписывать готовые изделия согласно эскизу;
    • применять навыки декоративного оформления в аппликациях, плетении, вышивке, при изготовлении игрушек на уроках труда.

    Учитывая возрастные особенности школьников, их интересы, решая задачи нравственного, трудового и эстетического воспитания. В основу календарно – тематического планирования уроков положен тематически – поурочный принцип: все темы уроков подчинены общей теме четверти:

    • 1 четверть «И снова осень к нм пришла»;
    • 2 четверть «В мире сказок»;
    • 3 четверть «Труд и отдых людей зимой и весной»;
    • 4 четверть «В каждом рисунке – солнце».

    Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач предусмотрены следующие виды рисования - 33 часа:

    • рисование с натуры (рисунок, живопись) – 10 часов;
    • рисование на темы - 7 часов;
    • декоративная работа – 7 часов;
    • лепка – 3 часа;
    • аппликация – 2 часа;
    • беседа об  изобразительном искусстве и красоте вокруг нас – 4 часа.

    Поурочное планирование уроков изобразительного искусства

    № урока

    Тема урока

    Кол-во

    часов

    Тип урока

    Виды учебной деятельности

    Требования к уровню подготовки учащихся

    Вид контроля

    Дата провед.

    план

    факт

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    I четверть «Мы рисуем осень» - 8ч

    1

    Прощаемся с тёплым летом.

    1

    Повторитель-но-обобщаю-щий урок

    Фронталь-ная работа

    Передача простых форм, общее пространственное положение, основной цвет предметов. Разводить и смешивать краски.

    ФО

    2

    Осенние листья сложной формы (работа в карандаше).

    1

    Комбиниро-ванный урок

    Индивиду-альная работа

    СР

    3

    Осенние листья сложной формы (работа в цвете).

    1

    Комбиниро-ванный урок

    Самостоя-тельная работа

    ФО

    ПР

    4

    Русская матрёшка в осеннем уборе (работа в карандаше).

    1

    Комбиниро-ванный урок

    Работа в группах

    Названия главных и составных цветов, правила смешения цветов. Правильно держать лист бумаги и карандаш.

    Свободно работать карандашом – без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги.

    ФО

    ПР

    5

    Русская матрёшка в осеннем уборе (работа в цвете).

    1

    Комбиниро-ванный урок

    Фронтальная и индивиду-альная работа

    ФО ПР

    6

    Дары осеннего сада и огорода.

    1

    Комбиниро-ванный урок

    Фронтальная

    работа

    ФО

    7

    Мы осенью готовимся к зиме.

    1

    Тренировоч-ный урок

    Фронтальная работа

    ФО

    8

    Сказка в произведениях русских художников.

    1

    Вводный урок

    Самостоя-тельная работа

    ФО

    Т

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

                II четверть. «В мире сказок» - 8ч

    9

    Иллюстрирование «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина (работа в карандаше).

    1

    Комбиниро-ванный урок

    Индивиду-альная работа

    Разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность.

    Применять приёмы рисования кистью. Правила смешения цветов.

    ФО

    ПР

    10

    Иллюстрирование «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина (работа в цвете).

    1

    Комбиниро-ванный урок

    Фронталь-ная работа

    ФО

    ПР

    СР

    11

    Игрушка «Золотая рыбка».

    1

    Вводный урок

    Фронталь-ная работа

    ФО

    12

    В сказочном подводном царстве (работа в карандаше).

    1

    Комбиниро-ванный урок

    Работа в парах

    ФО

    ПР

    13

    В сказочном подводном царстве (работа в цвете).

    1

    Комбиниро-ванный урок

    Индивиду-альная работа

    ФО

    ПР

    14

    Сказочный букет.

    1

    Тренировоч-ный урок

    Фронталь-ная работа

    ФО

    ПР

    15

    Готовим наряд для сказочной елки (работа в карандаше).

    1

    Вводный урок

    Фронталь-ная коллектив-ная работа

    Знать названия главных и составных цветов, правила смешения цветов.

    ФО

    ПР

    16

    Готовим наряд для сказочной елки (работа в цвете).

    1

    Комбиниро-ванный урок

    Самостоя-тельная работа

    ФО

    Т

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    III четверть «Труд и отдых людей зимой и весной»-10ч

    17

    Труд людей зимой.

    1

    Вводный урок (беседа о зимнем труде города).

    Фронталь-ная работа

    Передача простых форм, общее пространственное положение, основной цвет предметов. Разводить и смешивать краски.

    Знать названия главных и составных цветов, правила смешения цветов.

    ФО

    СР

    18

    Городские и сельские стройки.

    1

    Комбиниро-ванный урок

    Индивиду-альная работа

    ФО

    19

    Орудия труда человека.

    1

    Тренировоч-ный урок

    Самостоя-тельная работа

    ИК

    20

    Весёлые игрушки.

    1

    Вводный урок

    Фронталь-ная работа

    Применять приёмы рисования кистью. Правила смешения цветов.

    СК

    21

    Весёлые игрушки  (практическая работа).

    1

    Комбиниро-ванный урок, межпредмет-ная связь (литература).

    Работа в группах

    ФО

    СР

    22

    Красота в быту людей. Создаём красивые узоры для подарка маме или бабушке (работа в карандаше).

    1

    Вводный урок

    Фронталь-ная работа

    Разво

    дить и смеши

    вать краски, ровно закрывать ими нужную поверх

    ность.

    ВК

    ПР

    23

    Красота в быту людей. Создаём красивые узоры для подарка маме или бабушке (работа в цвете).

    1

    Комбиниро-ванный урок

    Фронталь-ная работа

    ФО

    ПР

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    24

    Домашние животные  (работа в карандаше).

    1

    Комбиниро-ванный урок, межпредмет-ная связь (ОБЖ).

    Индивиду-альная

    Названия главных и составных цветов, правила смешения цветов. Правильно держать лист бумаги и карандаш.

    Свободно работать карандашом – без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги.

    ФО

    ПР

    25

    Домашние животные (работа в цвете).

    1

    Комбиниро-ванный урок

    Самостоя-тельная работа

    ФО

    26

    Иллюстрирование стихотворения Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

    1

    Комбиниро-ванный урок, межпредмет-ная связь (литература).

    Фронталь-ная работа

    ФО

    ПР

    IV четверть. «В каждом рисунке – солнце» - 7ч

    27

    Полет на другую планету (работа в карандаше).

    1

    Вводный урок

    Фронталь-ная работа

    Применять приёмы рисования кистью. Правила смешения цветов.

    Разводить и смеши

    вать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность.

    ФО

    ПР

    28

    Полет на другую планету (работа в цвете).

    1

    Комбиниро-ванный урок

    Работа в группах

    ИК

    ФО

    ПР

    29

    Ветка вербы.

    1

    Комбиниро-ванный урок

    Фронталь-ная работа

    ФО

    ПР

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    30

    Иллюстрирование стихотворения Д. Родари «Всемирный хоровод» (работа в карандаше).

    1

    Вводный урок

    Индвиви-дуальная работа

    Передача простых форм, общее пространственное положение, основной цвет предметов. Разводить и смешивать краски.

    ФО

    ВК

    СР

    31

    Иллюстрирование стихотворения Д. Родари «Всемирный хоровод» (работа в цвете).

    1

    Комбиниро-ванный урок

    Самостоя-тельная работа

    ФО

    ПР

    ИК

    32

    Весна в произведениях русских художников.

    1

    Вводный урок

    Фронталь-

    ная работа

    Названия главных и составных цветов, правила смешения цветов. Правильно держать лист бумаги и карандаш. Свободно работать карандашом – без напряжения провод. линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги.

    ИК

    ФО

    33

    Пусть всегда будет солнце (работа в карандаше).

    1

    Комбинирован-ный урок

    Индивиду-альная работа

    ФО

    ПР

    Сокращения, используемые в рабочей программе:

    Виды контроля:

    ФО — фронтальный опрос.  СР — самостоятельная работа.  ПР — проверочная работа.

    Т – тестовая работа.  ИК – индивидуальный контроль   ВК - взаимоконтроль

    Учебно-методическое обеспечение

    Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. 3 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений.– М.: Дрофа, 2006. – 125 с.

    Кузин В. С. Рабочая тетрадь к учебнику «Изобразительное искусство, 3 кл.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочие программы по ИЗО 5-7 класс. Автор программы:Кузин.В.С

    Представлены рабочие программы по ИЗО 5-7 класс. Автор программы:Кузин.В.С...

    Рабочая программа по ИЗО Кузин 1-4 класс ФГОС

    Рабочая программа по ИЗО Кузин 1-4 класс ФГОС...

    Рабочая программа по изобразительному искусству. 1-4 класс. ( по программе Кузина В.С.) 2017

    Рабочая программа по учебному курсу составлена с учетом ФГОС (с изменениями 2017)....

    Рабочая программа по искусству (изо для 1 класса), авторской программы В.С.Кузина и др. «Изобразительное искусство»

               Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-ло...

    Рабочая программа по изобразительному искусству. 3 класс ( по программе Кузина В.С.) (ФГОС)

    Рабочая программа по изобразительному искусству. 3 класс ( по программе Кузина ) Составлена с учетом ФГОС (с изменениями 2015)....

    Рабочая программа по изобразительному искусству. 4 класс. (программа Кузина). (ФГОС)

    Рабочая программа по изобразительному искусству. 4 класс. (программа Кузина). (ФГОС с изменениями 2015)...

    ФГОС Рабочая программа. Изобразительное искусство. Кузин В.С.

    1.Пояснительная записка.Учебный предмет «Изобразительное искусство» вносит важные аспекты в развитие личности школьника и закладывает основы творчества и художественного мышления. Изобразительно...


     

    Комментарии

    Акимова Ольга Ивановна

    Спасибо огромное! Пригодился материал для создания своего планирования.
    Маркина Елена Ивановна

    Очень рада, что помогла!