Главные вкладки

    Развитие познавательного интереса к искусству через освоение нетрадиционного способа рисования.
    статья по изобразительному искусству (изо, 1,2,3,4 класс) на тему

    Из опыта работы.Использование нетрадиционных приемов и способов рисования на уроках изо.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon izo.doc42 КБ
    PDF icon img055.pdf255.44 КБ

    Предварительный просмотр:

    РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ИСКУССТВУ ЧЕРЕЗ ОСВОЕНИЕ НЕТРАДИЦИОННОГО СПОСОБА РИСОВАНИЯ 

                                           

                                           ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

        Изобразительное искусство как один из учебных предметов общеобразовательной школы занимает важное место в многогранном развитии личности. Уроки изобразительного искусства расширяют круг интересов, воспитывают эстетические потребности учащихся, развивают их мыслительную и творческую активность, эстетическое отношение к действительности. На занятиях формируются такие качества личности, как самостоятельность, инициатива, настойчивость, целеустремленность, аккуратность, трудолюбие. В процессе изобразительной деятельности учащиеся усваивают графические и живописные умения и навыки, учатся наблюдать, анализировать предметы и явления окружающего мира. Таким образом, учебный предмет «изобразительное искусство» служит эффективным средством познания действительности и одновременно помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов.

         Знания, умения и навыки, приобретенные детьми на уроках изобразительного искусства, находят широкое применение, как на других уроках, так и в дальнейшей трудовой деятельности. Умение рисовать, зрительно представлять различные объекты необходимо во многих профессиях.

       К сожалению, в современном мире люди часто боятся выразить себя через рисунок. Причем и дети, и взрослые прикрепляют себе ярлык «Я не умею рисовать». Для многих изобразительное искусство и техника рисования кажутся очень сложной и невозможной для освоения.

       В то же время уроки ИЗО часто считаются и учителями, и руководителями школ как самые простые, не требующие особых усилий в их организации и проведении.

        Но рисунок – это великолепно! Он помогает избавиться от стрессов, помогает раскрепоститься, многое переосмыслить. Недаром к одним из первых произведений изобразительного искусства можно отнести наскальную живопись. Уже тогда люди пытались отразить образы, найти в этом эмоциональный смысл.

       В начале учебного 2004-2005 года я побеседовала с учениками о том, какие учебные предметы для них более интересны и значимы.  Вследствии этого я выявила, что интерес к урокам ИЗО упал и дети недооценивают значение предмета в жизни человека. Я задалась вопросом – почему? Ведь уроки ИЗО, как мне казалось, вела методически грамотно, руководствуясь программой и учебным планом.

       Поэтому я стала работать над темой по самообразованию «Нетрадиционные способы рисования», цель которой: «Развитие познавательного интереса к искусству через освоение нетрадиционного способа рисования», т.к. урок должен не только увеличивать запас систематических знаний учащихся, но и воспитывать в них желание и умение учиться. Существует тесная связь между знаниями и познавательным интересом. Учитывая возрастные и психологические особенности младших школьников, я решила разнообразить уроки ИЗО нетрадиционными подходами к рисованию, т.к. только учебная деятельность, построенная с доминированием занимательного материала, увлекательных приёмов, форм и методов способствует желанию учиться с радостью и удовольствием.

       Для реализации цели поставила перед собой задачи:

    1. Изучение литературы по данному вопросу;
    2. Возбуждение, развитие, углубление познавательных интересов к искусству через использование занимательного материала, увлекательных форм, приёмов и методов работы;
    3. Повышение уровня самостоятельности и активности детей в учебном процессе( например, предоставлять детям возможность выбора разного содержания для изображения в рисунках однородных предметов: кисть, ягод смородины, гроздь рябины, гроздь винограда; предоставлять на выбор разные способы её выполнения, разные материалы);
    4. Проанализировать в конце учебного года результаты работы по данной теме.

          Стала активно использовать на уроках изобразительного  искусства такие методы и формы как:

    Методы

    1.Метод свободного выбора.

    2.Активные методы.

    3.Методы, направленные на самопознание и развитие.

    4.Уроки в музее.

    Формы:

    1.Индивидуальная.

    2.Групповая.

         Для начала я стала изучать литературу, касающуюся моей темы, беседовала с коллегами, с воспитателями в детском саду, изучила опыт работы руководителя студии «Росток» при ДДТ, присутствовала на занятиях кружков по рисованию и живописи. В Москве на пед. марафоне посещала Мастер-Класс по изобразительному искусству. Всё это помогло мне взглянуть на возможности, которые дают уроки ИЗО, как бы с новой стороны. Я сама увлеклась этим вопросом. И когда материала было достаточно собрано, стала внедрять нетрадиционные способы рисования в практику.

          Это такие приемы и способы рисования как:

    1.Рисование по мокрому фону.

    2.Волшебная пена.

    3.Граттаж.

    4.Рисование нитью.

    5. Волшебные палочки.

    6.Рисование капелькой.

    7.Кляксография.

    8.Рисование соломкой.

    9.Рисование мятой бумагой и пальцем.

    10.Рисование ладонью.

    11.Отпечатки.

    12.Рисование по стеклу.

    13.Рисование зубочисткой.

    14.Рисование щетиной.

    15.Рисование восковыми мелками.

    16.Монотипия.

    17.Акватушь.

    18.Рисование по трафарету.

    19.Рисование на мятой бумаге.

    20.Рисование пластилином.

    21.Рисунок + аппликация.

    22.Тампонирование.

    23. Набрызг.

    24.Рисуем пальчиком.

        Для достижения своей цели я включила в тематическое планирование по изобразительному искусству 6 экскурсий в различные музеем Владимирской области, т.к. считаю, что это поможет мне в формирование устойчивого интереса к искусству родного края. Ведь краеведение воспитывает живую любовь к родному краю, дает те знания, без  которых невозможно сохранение памятников культуры на местах. Имея богатый наглядный материал в экспозиции и фондах, сотрудники музея разработали и проводят ряд экскурсий-занятий.

            Свои уроки разрабатывала с учетом того, чтобы детям на них было интересно, чтобы избегать переутомления и стрессовых ситуаций ( разнообразила виды учебной деятельности, стала использовать активные методы: ученик в роли учителя, обсуждение в малых группах; методы, направленные на развитие самооценки). На уроках создаю ситуацию успеха. В этом мне помогает доброжелательный настрой. Не ставлю плохих отметок, поощряю творчество, интересные находки, которые становятся достоянием всего класса. В классе организована взаимопомощь:

    - в парах

    - в группах – звездочках

    - дети, занимающиеся в кружках по рисованию и живописи, заканчивают свою работу быстрее, далее помогают « отстающим».

          Мой девиз на уроках «Каждую работу превращаем в шедевр», т. е. работа должна быть закончена в классе.

           На уроках царит дух сотрудничества, а не соперничества. Все это в совокупности помогло мне « заразить» детей любовью к рисованию.

            Мои ученики стали активно участвовать в школьных и районных конкурсах рисунков и творческих работ. Так в апреле 2005 уч. г. Борткевич Дарья и Нарышкин Антон победили в районном конкурсе творческих работ «Внимание – железная дорога!». Ученики постоянно занимают призовые места в школьных конкурсах рисунков на различные темы.

            Высокую оценку моих коллег получали детские рисунки.  На методическом  объединении учителей начальных классов нашей школы я выступала с докладом «Уроки изо. Из опыта работы».

             В апреле 2005 г. на базе нашей школы прошел семинар завучей школ округа Александров по теме: «Организация учителем системы мер по созданию психологического комфорта младших школьников на уроках», на котором я проводила мастер – класс по теме «Нетрадиционные способы рисования».  

             Я считаю, что нетрадиционные способы рисования помогли моим ученикам успешно справиться с программой по ИЗО в 4 классе. А так же тест «Шкала рангов по учебным предметам» на конец года показал, что с предпоследнего места предмет ИЗО поднялся на третью ступень.

            В конце 3 четверти был проведен промежуточный опрос по шкале Рубенштейна.

                Интересно                                                            хочу этим заниматься

       

             Результаты показали, что 90% учащихся интересно на уроке и они хотят этим заниматься.

             А также из беседы с учителем – предметником по изо Вербицкой О.Ю. в октябре этого года я поняла, что мои ученики ( теперь пятиклашки) увлеченно и творчески работают на уроке, не боятся экспериментировать с красками, применять различные материалы и техники.

             Таким образом считаю, что цели своей достигла. Буду продолжать использовать нетрадиционные способы рисования с первого класса. Да и мои находки нашли применение на уроках рисования у моих коллег нашей школы.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие познавательных интересов младших школьников через внеурочную деятельность

    Представляю вашему вниманию материал,с которым я выступала на окружной конференции 20 августа 2011 года в г.Котельнич,Я постаралась  обобщить свой  опыт работы  по теме"Развитию п...

    Развитие познавательных интересов младших школьников через игровые технологии

    Одним из путей решения этих вопросов является применение современных педагогических технологий в образовательном процессе, позволяющих разнообраз...

    Развитие познавательных интересов младших школьников через игровые технологии

    Одним из путей решения этих вопросов является применение современных педагогических технологий в образовательном процессе, позволяющих разнообраз...

    Развитие познавательного интереса младших школьников через внедрение ИКТ в учебно-воспитательный процесс.

    Из опыта работы. Применение мультимедийной презентации несет в себе образный тип информации, понятный младшим школьникам, формирует у них познавательную активность, интерес к обучению....

    Организация работы по развитию познавательных интересов младших школьников через применение игровых технологий

    Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям по русскому языку ,является игра. Цель игры пробудить интерес к познанию ,науке, книге ,учению. В младшем школьном возрасте ...

    Развитие познавательного интереса к искусству через освоение нетрадиционного способа рисования

    Нетрадиционные приемы и методы рисования на уроках ИЗО и художественного труда...