Рабочая программа по ИЗО О.А.Куревина, Е.Д.Ковалевская, 1 класс, школа2100.
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме

Прутян Ирина Викторовна

Рабочая программа состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования для 1 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_1_klass_o.a.kurevina_shkola_2100.rar125.55 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования,  Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по изобразительному искусству и на основе авторской   программы  «Изобразительное искусство»  О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская

В процессе обучения детей в начальной школе решаются важ нейшие задачи образования (формирование предметных и уни версальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения учеб ных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной, саморегуля ции). Очень важную роль в процессе развития и воспитания личности играет предмет «Изобразительное искусство», так как он нацелен на формирование образного мышления и творческого потенциала детей, на развитие у них эмоционально-ценностного отношения к миру.

Одной из важнейших задач образования в начальной школе явля ется формирование функционально грамотной личности, облада ющей не только предметными, но и универсальными знаниями и умениями. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, в том числе и через приобщение детей к худо жественной культуре, обучение их умению видеть прекрасное в жизни и искусстве, эмоционально воспринимать произведения искусства и грамотно формулировать своё мнение о них, а так же - умению пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни и в проектной деятельности (как индивиду альной, так и коллективной). Эти навыки и умения, безусловно, обогащают внутренний мир учащихся, существенно расширяют их кругозор и дают им возможность более осознанно и цельно пости гать окружающий мир.

Учебники «Изобразительное искусство» («Разноцветный мир») для 1-го, 2-го, 3-го и 4-го классов представляют собой единый курс для обучения и эстетического развития младших школьников воспи тывают в них интерес к искусству, развивают зрительную память, умение замечать прекрасное в окружающем мире, формируют у детей наглядно-образное и логическое мышление, совершенствуют их рече вые навыки и обеспечивают понимание основных законов изобрази тельного искусства. Учащиеся поэтапно осваивают начальные навы ки изобразительной деятельности.

Теория искусства изучается в учебниках с позиции возможности её последующего применения в творческих работах, которые могут быть выполнены различными материалами, на разных уровнях сложности, в группах или индивидуально. Все четыре учебника курса обеспечены рабочими тетрадями, в которых даётся подроб ный анализ всех творческих проектов, причём задания даны в избытке, что позволяет учителю выбирать задания, соответствую щие уровню класса.

Воспитание культуры личности, формирование интереса к искус ству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания, формирование эмоционального и осознанного отно шения к миру - важнейшие линии развития личности ученика сред ствами курса изобразительного искусства.

Особенности курса:

1)    Сочетание иллюстративного материала с познавательным и с ориентированным на практические занятия в области овладе ния первичными навыками художественной и изобразительной деятельности.

Авторы исходят из того, что объёмы учебников ограничены, а представления об искусстве у современных младших школьников, как правило, отрывочны и случайны. Поэтому следует для облегче ния восприятия необходимой для освоения курса информации мак симально использовать имеющийся у детей жизненный опыт и имен но на его основе объяснять им смысл главных понятий изобразитель ного искусства, постепенно вводить по ходу изучения материала искусствоведческие термины и понятия, закрепляя теоретический материал уроков с помощью выполнения практических заданий, дан ных в рабочих тетрадях. При этом необходимо учить детей не стес няться эмоционально реагировать на объекты искусства, чувствовать образный строй произведений и осмысленно излагать и защищать свою точку зрения.

2)     Последовательность, единство и взаимосвязь теоретиче ских и практических заданий.

Основной способ получения знаний — деятельностный подход.

Чрезвычайно важно, чтобы ребёнок понимал значение технологии выполнения творческих работ, мог в дальнейшем самостоятельно построить алгоритм выполнения аналогичных заданий. Это способ ствует возникновению навыка осмысления и закрепления своего опыта. Таким образом школьник может научиться делать любое новое дело, самостоятельно осваивая его.

В результате изучения предлагаемого курса у учащихся складыва ется представление о структуре изобразительного искусства и его месте в жизни современного человека, одновременно развивается эмоционально-образное восприятие мира и предметов искусства, воз никает потребность в творческой деятельности и уверенность в своих силах, воспитывается эстетический вкус и понимание гармонии.

3)    Творческая направленность заданий, их разнообразие, учёт индивидуальности ученика, дифференциация по уровням выпол нения, опора на проектную деятельность.

Традиционно в основе обучения лежит усвоение знаний. Если исходить из такой цели образования, предлагаемое содержание курса изобразительного искусства в начальной школе слишком объ ёмное.

Поэтому авторы руководствуются традиционным для учебников «Школы 2100» принципом минимакса. Согласно этому принципу учебники содержат избыточные знания, которые учащиеся могут усвоить, а также избыточные задания, которые они могут выполнить по собственному желанию. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт), должны усвоить все ученики.

4)      Практическая значимость, жизненная востребованность результата деятельности.

Процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолко вания своего опыта. Это достигается тем, что учащиеся в процессе обучения используют полученные знания во время выполнения кон кретных практических и в то же время творческих заданий. Это могут быть поздравительные открытки, календари, театральные спектакли, плакаты и панно для оформления класса. Решение про блемных творческих продуктивных задач — главный способ осмыс ления мира.

5)     Воспитание в детях умения согласованно работать в кол лективе.

Многие итоговые творческие задания могут быть выполнены только при условии разумно организованной работы группы уча щихся, а возможно, и всего класса. В процессе выполнения этих работ каждый ребёнок учится осознавать важность своей роли в выполнении общего задания, уважать своих товарищей и продук тивно работать в группе.

Основные цели курса

1.      Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания.

2.   Воспитание в детях эстетического чувства.

3.   Получение учащимися первоначальных знаний о пластических искусствах в искусствоведческом аспекте.

4.    Развитие умения воспринимать и анализировать содержание различных произведений искусства.

5.   Развитие воображения и зрительной памяти.

6.    Освоение элементарной художественной грамотности и основ ных приёмов изобразительной деятельности.

7.     Воспитание в учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах.

8.   Развитие и практическое применение полученных знаний и уме ний (ключевых компетенций) в проектной деятельности.

Основные задачи курса

В соответствии с поставленными целями в курсе решаются следую щие задачи:

1.    Расширение художественно-эстетического кругозора (началь ные темы каждого учебника, посвящённые знакомству с видами и задачами изобразительного искусства, его классификацией);

2.     Воспитание зрительской культуры, умения увидеть художе ственное и эстетическое своеобразие произведений искусства и гра мотно рассказать об этом на языке изобразительного искусства (рубрики «Учимся видеть» и «Изучаем работу мастера»);

3.   Приобщение к достижениям мировой художественной культу ры (темы, относящиеся к истории искусства);

4.   Освоение изобразительных приёмов с использованием различ ных материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике (рубрика «Твоя мастерская»);

5.     Создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики (рубрика «Наши проекты»);

6.   Освоение простейших технологий дизайна и оформительского искусства (выполнение некоторых заданий из рубрики «Наши про екты»);

7.   Знакомство с законами сценографии и оформительства, разра ботка сценического образа (рубрика «Наши проекты», подготовка театральных постановок).

В соответствии с базисным учебным планом курс «Изобразительное искусство» изучается с 1-го по 4-й класс по одному часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 135 часов.

При изучении каждой темы, при анализе произведений искус ства необходимо постоянно делать акцент на гуманистической составляющей искусства: говорить о таких категориях, как красо та, добро, истина, творчество, гражданственность, патрио тизм, ценность природы и человеческой жизни.

 Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса ИЗО в начальной школе


Личностные результаты освоения курса ИЗО:

а)      формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изо бразительного искусства;

б)      воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;

в)       развитие самостоятельности в поиске решения различных изо бразительных задач;

г)  формирование духовных и эстетических потребностей;

д)      овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

ж)  отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

Предметные результаты:

а) сформированность первоначальных представлений о роли изо бразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;

б)  ознакомление учащихся с выразительными средствами различ ных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;

в)   ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;

в)  первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;

г)  получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (циф ровая фотография, работа с компьютером, элементы мультиплика ции и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.

Метапредметные результаты:

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литерату рой, историей и даже с математикой.

Поскольку художественно-творческая изобразительная деятель ность неразрывно связана с эстетическим видением действительно сти, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический кон текст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.

Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечислен ных ниже универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД

• Проговаривать последовательность действий на уроке.

• Учиться работать по предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

•  Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмо циональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение тех нологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

•  Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

•  Делать предварительный отбор источников информации: ориен тироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

•  Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

•    Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

•     Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

•  Преобразовывать информацию из одной формы в другую на осно ве заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятель но выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД

• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

б)  оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

•   Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

• Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в)  понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г)  уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполните ля, критика).

1 класс

1.  Овладевать языком изобразительного искусства:

•    понимать, в чём состоит работа художника и какие качества нужно в себе развивать, чтобы научиться рисовать;

•  понимать и уметь объяснять, что такое форма, размер, характер, детали, линия, замкнутая линия, геометрические фигуры, сим метрия, ось симметрии, геометрический орнамент, вертикаль, гори зонталь, фон, композиция, контраст, сюжет, зарисовки, наброски;

•    знать и уметь называть основные цвета спектра, понимать и уметь объяснять, что такое дополнительные и родственные, тёплые и холодные цвета;

•  знать и уметь объяснять, что такое орнамент, геометрический орнамент;

•  учиться описывать живописные произведения с использованием уже изученных понятий.

2.   Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искус ства:

•     учиться чувствовать образный характер различных видов линий;

•   учиться воспринимать эмоциональное звучание цвета и уметь рассказывать о том, как это свойство цвета используется разными художниками.

3.   Различать и знать, в чём особенности различных видов изобра зительной деятельности. Владение простейшими навыками:

• рисунка;

•  аппликации;

•  построения геометрического орнамента;

•  техники работы акварельными и гуашевыми красками.

4.   Иметь понятие о некоторых видах изобразительного искусства:

• живопись (натюрморт, пейзаж, картины о жизни людей);

•  графика (иллюстрация);

•   народные промыслы (филимоновские и дымковские игрушки, изделия мастеров Хохломы и Гжели).

5.   Иметь понятие об изобразительных средствах живописи и гра фики:

•  композиция, рисунок, цвет для живописи;

•   композиция, рисунок, линия, пятно, точка, штрих для графики;

6.   Иметь представление об искусстве Древнего мира.

Методическое обеспечение

К учебно-методическому комплекту наряду с учебниками «Изобразительное искусство» («Разноцветный мир») относятся также рабочие тетради под аналогичным названием для 1-4 классов (авт. О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская) с методическим пошаговым ком ментарием. Все практические приёмы и навыки, теоретические осно вы которых даются в учебнике, затем более подробно описываются и отрабатываются в рабочей тетради.

В процессе реализации программы по желанию учителя возможно также использование видеофильмов «Прекрасное рядом с тобой» и «Искусство Древнего мира» (кинообъединение «Кварт»), реализу ющих концепцию и замысел авторов курса.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и развернутое календарно-тематическое планирование по математике 2 класс, по программе "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа и КТП по математике для 2 класса по программе "Перспективная начальная школа" составлено  в соответствии с положением школы....

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков математики в 3 классе по программе "Школа 2000..." автора Петерсон Л.Г.

В данном материале представлена рабочая программа по математике и календарно тематическое планирование уроков математики в 3 классе по программе "Школа 2000..." автора Петерсон Л.Г., 5 часов в неделю ...

Рабочая программа и календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс по программе "Перспективная начальная школа" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовского района Ставропольского края Остренко Л. П.

Данные рабочая программа и календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс по программе "Перспективная начальная школа"  учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовског...

Рабочая программа по ИЗО О. А Куревина, Е. Д. Ковалевская

Рабочая программа составлена на основе программы по ИЗО "Школа 2100" для 1-4 кл по ФГОс...

Рабочая программа по технологии О. А Куревина, Лутцева

Рабочая программа по технологии "Школа 2100" для 1-4 кл по ФГОС...

Рабочая программа и Тематическое планирование по русскому языку в 4 классе , автор О.А.. Куревина, Е.Д. Ковалевская

Материал строится на выявлении принципов взаимосвязи  и взаимовлияния различных видов искусства как граней отражения действительностив художественных образах: литературы, музыки, изобразительного...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по курсу: «Юный баскетболист» Модифицированная рабочая программа для педагогов дополнительного образования. для учащихся 4-х классов на 2019-20 учебный год (34 часов) 10.07.19

Программа формирует у учащихся представление об истории возникновения баскетбола. Технические приемы, тактические действия, набор технико-тактических взаимодействий в нападении и защите, а так же сове...