Урок ИЗО в 4 классе "Дерево"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме

Валиуллина Люция Равиловна

Конспект урока изобразительного искусства в 4 классе на тему "Дерево. Рисунок по представлению" способствует развитию экологического воспитания и мышления учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_izo_v_4_kl._derevo.doc55 КБ
Microsoft Office document icon urok_izo_v_4_kl._derevo.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

БОЛЬШЕАТНИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА

КОНСПЕКТ

открытого урока изобразительного искусства

на тему «Дерево. Рисунок по представлению»

в 4А классе.

Учительница: Валиуллина Л.Р.

                                                Атня-2006

Тема. Дерево.

Цели: 1. Формировать навыки определения линий, формы, цветовых    оттенков, закрепление умения передавать свои наблюдения в рисунке.

            2. Способствовать воспитанию бережного отношения к природе.

            3. Способствовать развитию экологического мышления и поведения.

Оборудование: для учителя – листья разных деревьев (клён, берёза, дуб, липа, рябина и др.), фотографии деревьев, методические таблицы «Палитра осеннего леса», «Как дерево растёт», детские рисунки, иллюстративный альбом «Рисование»;

                            для учащихся – раздаточный материал: силуэты и рисунки деревьев, акварель, альбомные листы, палитра, наборы кистей, баночки.

                 

Материал: А.Пистунова. Родник в лесу. Повесть о художнике    И.И.Шишкине.- М.: Детская литература, 1987.

                       И.И.Шишкин – М.:Искусство,1971.

Зрительный ряд: И.Левитан «Золотая осень», «Берёзовая роща»;

                                         А.Куинджи «Берёзовая роща»;

                                         И.Шишкин «Лес зимой», «Лесные дали», «Рожь», «Дождь в дубовом лесу», «Дубы. Этюд», «Осень», «Корабельная роща» и др.;

                                        пейзажи Н Ромадина;

                                        А.Саврасов «Грачи прилетели»;

                                        И.Грабарь «Февральская лазурь»;

                                        К. Юон «Майское утро» и др.

Музыкальный ряд: П.Чайковский «Времена года».

Литературный ряд: Г.Скребицкий «Художник-осень»,

                                              загадки о деревьях,

                                              А.С.Пушкин «Анчар»,

                                              И.Токмакова «Яблонька», «Ели».

Вид урока: рисование по представлению реальных объектов – деревьев.

Технология: развивающего обучения.

Методы: эвристическая беседа, изобразительная викторина, анализ, сравнение, обобщение.

                                 

ХОД УРОКА

  1. Оргмомент.
  1. Приветствие.
  2. Проверка рабочих мест.

  1. Актуализация знаний.
  1. Загадка:

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает.    (Дерево)

     Сообщение темы урока.

  1. Загадки о деревьях:

     Ствол белеет,                                     Что же это за девица?

Шапка зеленеет.                                 Не швея, не мастерица.

Стоит в белой одёжке.                       Ничего сама не шьёт,

Свесив серёжки.   (Берёза)                А в иголках круглый год.  (Ель, сосна)

Я из крошки-бочки вылез,                Весной зеленела,

Корешки пустил и вырос,                 Летом загорела,

Стал высок я и могуч,                       Красные кораллы

Не боюсь ни гроз, ни туч.                 Осенью надела.    (Рябина)

Я кормлю свиней и белок -        

Ничего, что плод мой мелок.   (Дуб)

Череп – п + муха = ?  (Черёмуха)

Какое дерево летом пускает пух?  (Тополь)

Развешиваются фотографии деревьев.

  1. Постановка учебной задачи.

 - Зачем нужны деревья?

Прослушиваются версии учащихся. (Деревья очищают воздух. Деревья – дом для животных и птиц. Деревья красивы.)

Беседа о красоте осенних деревьев.

Для наглядности обращается внимание детей на деревья, видимые из окна класса.

Викторина «Знаешь ли ты?»:

  1. В какой цвет красит осень деревья и кустарники?

Берёзу? (жёлтый), липу? (коричневый), рябину, калину, осину, черёмуху? (красный), клён? (оранжевый) и т.д.

Какие деревья и кустарники остаются зелёными? (Ели, сосны, сирень)

  1. Какое дерево самое высокое в мире? (Секвойя)
  2. Какое дерево самое низкое? (Карликовая берёза)
  3. Из какого дерева делают спички? (Осина)
  4. Какое дерево используют для изготовления лыж? (Берёза)
  5. Какое дерево называют плакучим? (Ива)
  6. Из какого дерева плетут корзины? (Ива)

  1. Усвоение новых знаний.
  1. Слово учителя.

- Ребята, красоту нашей природы и разнообразие деревьев нашего края воспевали писатели, поэты, музыканты, художники. Но каждый делал это по-своему. Давайте послушаем рассказ Г.Скребицкого «Художник-осень»,

стихи А.С.Пушкина «Анчар», И. Токмаковой «Яблонька», «Ели» в чтении одноклассников.

   Художники деревья пишут красками, мастерски пользуясь цветом. Посмотрите на репродукции картин известных художников, где изображены деревья.

    Учитель знакомит детей с работами классиков пейзажной живописи: (русских, татарских), а также  - местных самодеятельных художников, чьи картины висят в классе.

   - Ребята, самым замечательным мастером в изображении деревьев родного края был великий русский художник, наш земляк И.И.Шишкин. Учитель показывает портрет И.И.Шишкина.

Он родился и вырос в Елабуге. Город Елабугу окружают леса. С детства будущий художник очень любил гулять в сосновом бору. Каждая прогулка по лесу заканчивалась рисунком. А когда 9 летний Иван начал учиться в Казанской гимназии, любимым уроком его было рисование. В Москве, где учился Шишкин в училище на художника, истинными его друзьями были деревья. Даже во время учёбы в Петербурге, в Академии художеств, Шишкин часто приезжал в Елабугу к своим величественным соснам, разговаривал с ними, рисовал их, очень любил родную природу. Он писал, что живопись – это живая беседа души с природой. Давайте послушаем  беседу художника  с деревьями.

   Знакомство с живописью И.И.Шишкина через его картины.

  1. Практическая работа по таблице.

- Ребята, давайте сейчас и мы станем маленькими художниками и попытаемся нарисовать своё любимое дерево. В этом нам поможет поэтапная таблица.

                                                1 этап.

   На первом этапе рисования схематически передадим облик дерева: наметим его высоту, положение ствола и массу кроны.

   Учитель рисует на доске, а дети – на альбомных листах.

                                               2 этап.

   На втором этапе рисуем силуэт дерева, то есть форму ветвей. Покажем толщину ствола от основания дерева к его вершине, нарисуем крупные ветви, отмечая их длину и направление движения. Затем выделим в кроне линиями форму всей массы листвы крупных ветвей.

                                                3 этап.

   На третьем этапе рисуем индивидуальные особенности в строении дерева: прорисовываем мелкие ветки, моделируем объёмную форму штрихами.

VI.Самостоятельная работа с акварелью.

   При работе с акварелью ученики пользуются брошюрами с рисунками деревьев. На доску вывешивается образец рисунка дерева.

   С целью усиления эмоционального восприятия детьми темы урока звучит фрагмент из произведения П.И.Чайковского «Времена года»

 - Ребята, каким цветам отдадим сегодня предпочтение при раскрашивании дерева: холодным или тёплым?

(Тёплым: красный, жёлтый, зелёный ).

  1. Итоги урока.
  1. Выставка рисунков.
  2. Анализ рисунков.
  3. Выставление оценок.
  4. Уборка рабочих мест.
  5. Домашнее задание: вести наблюдения за осенними деревьями.

 

 - Спасибо за урок!

Г.Скребицкий. Художник-осень.

   Художник-осень покрыла берёзы и клёны лимонной желтизной. Листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит. Могучий дуб в медную кованую броню одела. Стоит могучий дуб-богатырь, густой листвой потряхивает. На развесистые липы надела тяжёлый убор из золотой парчи. И только иглы на ели и сосне не смогла разукрасить художник-осень. Вот и остались сосны да ели по-летнему тёмно-зелёными. И от этого ещё ярче, ещё наряднее сделался лес в своём пёстром осеннем уборе.

А.С.Пушкин. Анчар. ( Отрывки)

В пустыне чахлой и скупой,

На почве, зноем раскалённой,

Анчар, как грозный часовой,

Стоит, один во всей вселенной.

Яд каплет сквозь его кору,

К полудню растопясь от зною,

И застывает ввечеру

Густой прозрачною смолою.

К нему и птица не летит

И зверь нейдёт: лишь вихорь чёрный

На древо смерти набежит…

И.Токмакова. Яблонька.

Маленькая яблонька                           Я надела платьице

У меня в саду,                                     С белою каймой.

Белая-пребелая                                    Маленькая яблонька

Вся стоит в цвету.                               Подружись со мной.

И.Токмакова. Ели.

Ели на опушке –                                 А внучата-ёлочки,

До небес макушки –                           Тонкие иголочки -

Слушают, молчат,                              У лесных ворот

Смотрят на внучат.                             Водят хоровод.

               

       



Предварительный просмотр:

БОЛЬШЕАТНИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА

КОНСПЕКТ

открытого урока изобразительного искусства

на тему «Дерево. Рисунок по представлению»

в 4А классе.

Учительница: Валиуллина Л.Р.

                                                Атня-2006

Тема. Дерево.

Цели: 1. Формировать навыки определения линий, формы, цветовых    оттенков, закрепление умения передавать свои наблюдения в рисунке.

            2. Способствовать воспитанию бережного отношения к природе.

            3. Способствовать развитию экологического мышления и поведения.

Оборудование: для учителя – листья разных деревьев (клён, берёза, дуб, липа, рябина и др.), фотографии деревьев, методические таблицы «Палитра осеннего леса», «Как дерево растёт», детские рисунки, иллюстративный альбом «Рисование»;

                            для учащихся – раздаточный материал: силуэты и рисунки деревьев, акварель, альбомные листы, палитра, наборы кистей, баночки.

                 

Материал: А.Пистунова. Родник в лесу. Повесть о художнике    И.И.Шишкине.- М.: Детская литература, 1987.

                       И.И.Шишкин – М.:Искусство,1971.

Зрительный ряд: И.Левитан «Золотая осень», «Берёзовая роща»;

                                         А.Куинджи «Берёзовая роща»;

                                         И.Шишкин «Лес зимой», «Лесные дали», «Рожь», «Дождь в дубовом лесу», «Дубы. Этюд», «Осень», «Корабельная роща» и др.;

                                        пейзажи Н Ромадина;

                                        А.Саврасов «Грачи прилетели»;

                                        И.Грабарь «Февральская лазурь»;

                                        К. Юон «Майское утро» и др.

Музыкальный ряд: П.Чайковский «Времена года».

Литературный ряд: Г.Скребицкий «Художник-осень»,

                                              загадки о деревьях,

                                              А.С.Пушкин «Анчар»,

                                              И.Токмакова «Яблонька», «Ели».

Вид урока: рисование по представлению реальных объектов – деревьев.

Технология: развивающего обучения.

Методы: эвристическая беседа, изобразительная викторина, анализ, сравнение, обобщение.

                                 

ХОД УРОКА

  1. Оргмомент.
  1. Приветствие.
  2. Проверка рабочих мест.

  1. Актуализация знаний.
  1. Загадка:

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает.    (Дерево)

     Сообщение темы урока.

  1. Загадки о деревьях:

     Ствол белеет,                                     Что же это за девица?

Шапка зеленеет.                                 Не швея, не мастерица.

Стоит в белой одёжке.                       Ничего сама не шьёт,

Свесив серёжки.   (Берёза)                А в иголках круглый год.  (Ель, сосна)

Я из крошки-бочки вылез,                Весной зеленела,

Корешки пустил и вырос,                 Летом загорела,

Стал высок я и могуч,                       Красные кораллы

Не боюсь ни гроз, ни туч.                 Осенью надела.    (Рябина)

Я кормлю свиней и белок -        

Ничего, что плод мой мелок.   (Дуб)

Череп – п + муха = ?  (Черёмуха)

Какое дерево летом пускает пух?  (Тополь)

Развешиваются фотографии деревьев.

  1. Постановка учебной задачи.

 - Зачем нужны деревья?

Прослушиваются версии учащихся. (Деревья очищают воздух. Деревья – дом для животных и птиц. Деревья красивы.)

Беседа о красоте осенних деревьев.

Для наглядности обращается внимание детей на деревья, видимые из окна класса.

Викторина «Знаешь ли ты?»:

  1. В какой цвет красит осень деревья и кустарники?

Берёзу? (жёлтый), липу? (коричневый), рябину, калину, осину, черёмуху? (красный), клён? (оранжевый) и т.д.

Какие деревья и кустарники остаются зелёными? (Ели, сосны, сирень)

  1. Какое дерево самое высокое в мире? (Секвойя)
  2. Какое дерево самое низкое? (Карликовая берёза)
  3. Из какого дерева делают спички? (Осина)
  4. Какое дерево используют для изготовления лыж? (Берёза)
  5. Какое дерево называют плакучим? (Ива)
  6. Из какого дерева плетут корзины? (Ива)

  1. Усвоение новых знаний.
  1. Слово учителя.

- Ребята, красоту нашей природы и разнообразие деревьев нашего края воспевали писатели, поэты, музыканты, художники. Но каждый делал это по-своему. Давайте послушаем рассказ Г.Скребицкого «Художник-осень»,

стихи А.С.Пушкина «Анчар», И. Токмаковой «Яблонька», «Ели» в чтении одноклассников.

   Художники деревья пишут красками, мастерски пользуясь цветом. Посмотрите на репродукции картин известных художников, где изображены деревья.

    Учитель знакомит детей с работами классиков пейзажной живописи: (русских, татарских), а также  - местных самодеятельных художников, чьи картины висят в классе.

   - Ребята, самым замечательным мастером в изображении деревьев родного края был великий русский художник, наш земляк И.И.Шишкин. Учитель показывает портрет И.И.Шишкина.

Он родился и вырос в Елабуге. Город Елабугу окружают леса. С детства будущий художник очень любил гулять в сосновом бору. Каждая прогулка по лесу заканчивалась рисунком. А когда 9 летний Иван начал учиться в Казанской гимназии, любимым уроком его было рисование. В Москве, где учился Шишкин в училище на художника, истинными его друзьями были деревья. Даже во время учёбы в Петербурге, в Академии художеств, Шишкин часто приезжал в Елабугу к своим величественным соснам, разговаривал с ними, рисовал их, очень любил родную природу. Он писал, что живопись – это живая беседа души с природой. Давайте послушаем  беседу художника  с деревьями.

   Знакомство с живописью И.И.Шишкина через его картины.

  1. Практическая работа по таблице.

- Ребята, давайте сейчас и мы станем маленькими художниками и попытаемся нарисовать своё любимое дерево. В этом нам поможет поэтапная таблица.

                                                1 этап.

   На первом этапе рисования схематически передадим облик дерева: наметим его высоту, положение ствола и массу кроны.

   Учитель рисует на доске, а дети – на альбомных листах.

                                               2 этап.

   На втором этапе рисуем силуэт дерева, то есть форму ветвей. Покажем толщину ствола от основания дерева к его вершине, нарисуем крупные ветви, отмечая их длину и направление движения. Затем выделим в кроне линиями форму всей массы листвы крупных ветвей.

                                                3 этап.

   На третьем этапе рисуем индивидуальные особенности в строении дерева: прорисовываем мелкие ветки, моделируем объёмную форму штрихами.

VI.Самостоятельная работа с акварелью.

   При работе с акварелью ученики пользуются брошюрами с рисунками деревьев. На доску вывешивается образец рисунка дерева.

   С целью усиления эмоционального восприятия детьми темы урока звучит фрагмент из произведения П.И.Чайковского «Времена года»

 - Ребята, каким цветам отдадим сегодня предпочтение при раскрашивании дерева: холодным или тёплым?

(Тёплым: красный, жёлтый, зелёный ).

  1. Итоги урока.
  1. Выставка рисунков.
  2. Анализ рисунков.
  3. Выставление оценок.
  4. Уборка рабочих мест.
  5. Домашнее задание: вести наблюдения за осенними деревьями.

 

 - Спасибо за урок!

Г.Скребицкий. Художник-осень.

   Художник-осень покрыла берёзы и клёны лимонной желтизной. Листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит. Могучий дуб в медную кованую броню одела. Стоит могучий дуб-богатырь, густой листвой потряхивает. На развесистые липы надела тяжёлый убор из золотой парчи. И только иглы на ели и сосне не смогла разукрасить художник-осень. Вот и остались сосны да ели по-летнему тёмно-зелёными. И от этого ещё ярче, ещё наряднее сделался лес в своём пёстром осеннем уборе.

А.С.Пушкин. Анчар. ( Отрывки)

В пустыне чахлой и скупой,

На почве, зноем раскалённой,

Анчар, как грозный часовой,

Стоит, один во всей вселенной.

Яд каплет сквозь его кору,

К полудню растопясь от зною,

И застывает ввечеру

Густой прозрачною смолою.

К нему и птица не летит

И зверь нейдёт: лишь вихорь чёрный

На древо смерти набежит…

И.Токмакова. Яблонька.

Маленькая яблонька                           Я надела платьице

У меня в саду,                                     С белою каймой.

Белая-пребелая                                    Маленькая яблонька

Вся стоит в цвету.                               Подружись со мной.

И.Токмакова. Ели.

Ели на опушке –                                 А внучата-ёлочки,

До небес макушки –                           Тонкие иголочки -

Слушают, молчат,                              У лесных ворот

Смотрят на внучат.                             Водят хоровод.

               

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор

·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.

Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...

Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».

Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...