Главные вкладки

    Рабочая программа по ИЗО для 4 кл (система Л. В. Занкова) - 2012 г.
    рабочая программа (изобразительное искусство, 4 класс) по теме

    Маркина Елена Ивановна

    В программе представлена пояснительная записка к планированию, распределение часов по темам, а также подробное тематическое планирование учебного материала.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл izo_moyo.docx41.12 КБ

    Предварительный просмотр:

    Рабочая    учебная    программа

    Изобразительное

    искусство

    планирование разработано применительно к учебной программе

     «Каждый народ – художник», (автор Б. М. Неменский, 2005 г.).

    Количество часов в неделю: 1 час

    Количество часов за год: 34 часа


    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

          Рабочая учебная программа по изобразительному искусству   разработана на  основе Примерной программы начального общего образования,   в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования 2004 года.

    Развернутое тематическое планирование разработано применительно к учебной программе «Каждый народ – художник», (автор Б. М. Неменский, 2005).

    Ц е л и   о б у ч е н и я   изобразительному искусству:

    • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

    • освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

    • овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

    • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства, нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

    На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

    • приобретение основных знаний художественной грамотности;

    • овладение способами различных видов деятельности использование приобретенных знаний и умений;

    • освоение компетенций: ценностно-смысловой, ценностно-ориентационной, рефлексивной, коммуникативной, личностного саморазвития.

    Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков художественного творчества. Во втором – дидактические единицы, которые содержат сведения по теории и практике использования художественных материалов.

    Это содержание обучения является базой для развития коммуникативной, ценностно-ориентационной компетенций учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенций. Таким образом, тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

    Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Профильное изучение предмета включает подготовку учащихся к осознанному выбору путей продолжения образования и будущей профессиональной деятельности.

    Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития художественных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям мировой культуры и искусства, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

    Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

    В настоящем тематическом плане реализуется модифицированная программа

    «Каждый народ – художник» (автор Б. М. Неменский) в объеме 34 часов.

    Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса изобразительного искусства.

    Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений об искусстве будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления художественных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.

    Тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности: в 4 классе базовый уровень дидактико-технологическое оснащение включает ПК, электронную энциклопедию, медиатеку и т. п.

    Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: электронная энциклопедия, электронная версия музеев мира.

    Реферативное описание тем программы

    Истоки родного искусства

    Пейзаж родной земли. Деревня – деревянный мир. Гармония жилья с природой. Образ красоты человека. Народные праздники.

    Древние города нашей земли

    Древнерусский город-крепость. Древние соборы. Древний город и его жители. Города Русской земли. Древнерусские воины-защитники. Узорочье теремов. Праздничный пир в теремных палатах.

    Каждый народ художник

    Образ художественной культуры Японии. Искусство народов гор и степей. Образ художественной культуры Средней Азии. Искусство Индии. Образ художественной культуры Древней Греции. Образ художественной культуры Западной Европы. Многообразие художественных культур в мире.

    Искусство объединяет народы

    Все народы воспевают материнство. Все народы воспевают мудрость старости. Сопереживание – великая тема в искусстве. Искусство моей Родины и народов мира.

    Требования к уровню подготовки учащихся

    4 класса (базовый уровень)

    Обучающиеся должны

    з н а т ь:

    – основные виды и жанры изобразительных искусств;

    – основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);

    – выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;

    – наиболее крупные художественные музеи России;

    – известные центры народных художественных ремесел России;

    у м е т ь:

    – применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности,

    – различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

    – узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников;

    – применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению); в самостоятельной творческой деятельности, в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

    – владеть компетенциями: коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентаци-онной, рефлексивной;

    с п о с о б н ы   р е ш а т ь   следующие жизненные практические задачи:

    – для самостоятельной творческой деятельности;

    – для обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

    – оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;

    в л а д е т ь   к о м п е т е н ц и я м и:

    – личностного саморазвития;

    – коммуникативной;

    – ценностно-ориентационной;

    – рефлексивной.

    Учебно-методическое обеспечение программы:

    1)Л.А.Неменская. Каждый народ – художник: Учебник для 4 класса начальной школы/ Под ред. Б.М.Неменского. –  М.: Просвещение. 2012

    2) Л.А.Неменская. Твоя мастерская: рабочая тетрадь для 4 класса начальной школы. – М.: Просвещение. 2012

    3) Методическое  пособие к учебникам по изобразительному искусству под редакцией Б.М.Неменского : 1- 4 кл. М.: Просвещение, 2010

    4) Авторские презентации Power Point  к урокам изобразительного искусства.

                              Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: электронная энциклопедия, электронная версия музеев мира.

    Календарно – тематическое планирование

    № п/п

    Тема урока

    Кол-

    во часов

    Тип урока

    Дата

    Кор-рект.

    даты

    Элементы содержания

    Требования к уровню подготовки обучающихся

    Истоки  родного  искусства (8ч)

    Пейзаж родной земли.

    1

    Вводн.

    комб

    Формирование представления о

    многообразии художественных

    культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной

    красоте человека

    Знать характерные черты родного пейзажа

    Гармония жилья и природы.

    1

    Рисов.

    Характерные черты, своеобразие

    родного пейзажа.

     Уметь нарисовать пей заж по памяти

    Деревня- деревянный мир

    1

    Моде-

    лиров.

    Знакомство с конструкцией избы,

    значение её частей. Научиться анализировать  произведения искусства.

     Знать устройство рус ской избы, украшение избы.

    Уметь создать образ избы (коллективная ра бота)

     Деревянная  храмовая архитектура

    1

    комб

     Деревянное церковное

    зодчество. Золотое Кольцо России

     Освоить  основы трёх видов художественной  деятельности.

    Образ красоты человека

    1

    Рисов.

    Традиционная народная одежда

    Образ мужчины неотделим от  его

    труда, могучей силы и доброты-

    «добрый молодец»

     Иметь представление

    о красоте русского чело века, традиционной на родной одежде.

    Образ женской красоты

    1

    Рисов.

    комб

    Женский  образ связан с образом птицы  счастья, способностью  мечтать,

    стремлением преодолеть повседневность.

     Освоить выразительные возможности худ. материалов:  гуашь, акварель, пастель, мелки, уголь, карандаш, пластилин.

     Образ труда в народной культуре

    1

    комб

    Воспевание  труда в произведениях  русских художников

    Уметь изобразить сцену труда в крестьянской жизни

    Народные  праздники

    1

    Аппл.

    комб

    Роль праздников в жизни людей.

    Календарные праздники. Праздник -Образ идеальной счастливой  жизни.

    Уметь применять выра зительные средства для реализации своего за мысла в рисунке и аппликации

    Древние города   нашей земли   (7ч)

    Древнерусский

    город- крепость

    1

    Лепка

    комб

    Изучение конструкций и пропорций крепостных башен  городов.

    Происхождение слова «город»

    Знать, как выбиралось место для постройки крепостной стены, баш ни, ворот.

    Уметь изобразить крепо стные башни, ворота

    Древние соборы

    1

    Модел.

    комб

    Собор-святыня города; его архитектурный и смысловой центр

    Знать особенности со борной архитектуры, пропорции соборов.

    Уметь объяснять, почему собор является смысло вым центром города

    Древний город и  его

    жители

    1

    Модел.

    комб

    Моделирование всего жилого

    наполнения города. Приобретение

    навыков коллективного творчества

    Знать организацию внутреннего пространст ва Кремля.

    Уметь моделировать жи лое наполнение города

    Древнерусские  воины-защитники

    1

    Рисов.

    Одежда  и оружие

    воинов, княжеской дружины.

    Приобрести  первичные навыки изображения предметного мира, человека на плоскости и в объёме.

    Древние города

    русской земли

    1

    комб

    Своеобразие  городов –Москвы,Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля.

    Знать конкретный образ и облик каждого из этих городов.

    Уметь изобразить жи вописно или графиче ски древнерусский го род

    Узорочье теремов

    1

    Живоп.

    комб

    Образы теремной архитектуры.

    Расписные интерьеры, изразцы

    Знать роль постройки, украшения и изображе ния в создании образа древнерусского города

    Праздничный пир в теремных  палатах

    1

    Живоп.

    обощ

    Продолжать освоение выразительных возможностей  художественных материалов

     Знать стилистическое единство архитектуры и костюмов людей

    Каждый народ - художник (11часов)

    Образ  художественной  культуры  Японии. Характерное изображение природы через детали.

    1

    живоп.

    Приобрести навыки общения через выражение художественного смысла..

    Знать особенности лег ких конструкций, по строек в Японии.

    Уметь сравнивать быто вую постройку и храм-пагоду

    Изображение японок в национальной одежде.

    1

    рисов.

    Знание национальной  женской  одежды( кимоно), передача характерных черт лица, причёски, фигуры

    Коллективное панно «Праздник  цветения сакуры»

    1

    апплик.

    Иметь начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли.

    Знать особенности японской культуры: графичность, хруп кость.

    Уметь изобразить при роду через детали (вет ка, трава)

    Искусство  народов  гор и степей

    1

    комб

    Традиции, занятия, костюмы, орнаменты и их значение

    Изображение жизни в степи

    Образ  художественной  культуры  Средней  Азии

    1

    комб

    Образ древнего  среднеазиатского города

    Научиться  активно  использовать художественные  термины  и понятия

    Образ  художественной культуры Древней   Греции..

    1

    рисов.

    Значение искусства Древней Греции, образ греческой природы, Акрополь

    Гармония  человека с  окружающей  средой и архитектурой

    1

    модел.

     Традиции, занятия, костюмы, орнаменты и их значение

    Уметь изобразить грече ский храм. Знать конструктивность в греческом понимании красоты мира

    Создание панно  «Древнегреческие  праздники».

     Олимпийские  игры.

    1

    рисов.

    Праздник Панофиней. Олимпийские  игры

    Изображение  фигуры в движении и   в одежде.  

    Образ художественной культуры средневековой  Западной  Европы.

    1

    живоп.

    Первичные представления об изображении человека на плоскости и в пространстве.

    Знать образ готических городов средневековой Европы, готические вит ражи.

    Уметь цветом передавать пространственные планы; конструировать объем ные формы

    Работа над панно  «Праздник  цехов ремесленников на  городской площади».

    1

    комб

    уметь показывать своё отношение в творческой художественной деятельности  и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей.

     Знать о сословном разде лении  людей,  особенности средневе ковых  готических кос тюмов(вертикальные линии, удлиненные пропорции).

    Уметь конструировать объемные формы, ус ложняя их декоратив ными деталями

    Многообразие художественных культур  в мире.(обобщение  темы)

    1

    обощ

    Понимание  разности культуры  стран и народов, умение  поделиться  открытиями по данной теме

    Иметь общее представ ление об образах городов разных стран, их жителях (в разные столетия).

    Уметь отличать образы городов, анализировать эти отличия

    Искусство объединяет народ (8 ч)

    Все народы воспевают материнство.

    живоп.

    Обрести знания конкретных произведений выдающихся художников.

    Знать, что в искусстве всех народов есть тема воспевания матери.

     Уметь изобразить мать и дитя

    Все народы  воспевают  мудрость  старости.

    1

    живоп.

    Развивать по возможности свои наблюдательные и познавательные  способности, стремиться выражать  внутренний мир человека.

    Знать, что красота - это эстетическая и духовная категория; лучшие черты характера бабушки, де душки.

    Уметь найти хорошее в повседневной жизни ста риков; изобразить люби мых бабушку, дедушку

    Сопереживание- великая тема искусства.

    1

    живоп

    Осознать, что через искусство художник выражает своё сочувствие страдающим, учит сопереживать

    Знать, что искусство способно выражать чело веческую скорбь, отчая ние и т. п., что унижение, угнетение человека сле дует понимать как нару шение гармонии и красо ты жизни человека.

    Уметь изобразить рису нок с драматическим сюжетом

    Герои, борцы и защитники.

    1

    живоп.

    Все народы воспевают своих героев. Основные памят ные события, связанные со Сталинградской бит вой.

    Знать героев Сталин градской битвы: М. Па-никаху, С. Филиппова, и др.

    Уметь выполнить памят ник в технике апплика ции

    Юность и надежды.

    1

    живоп.

    Изображения основных скульптур города; ре продукции портретов детей В. Тропинина, 3.Серебряко вой  и др.

    Знать основные сюжеты и темы детства, юности.

     Уметь выполнить кол лективный коллаж, са мостоятельно подо брать его сюжет, по строить композицию

    Юность и надежды. Мечты  о счастье, подвигах, путешествиях.

    1

    живоп.

    Различные приёмы работы  карандашом. Акварелью, гуашью

    Знать о воплощении те мы детства и юности в искусстве всех народов.

    Уметь изобразить ра дость детства с помо щью коллективного кол лажа

    Искусство  народов  мира.

    1

    живоп

    Деление изобразительного искусства на жанры, понимание специфики их изобразительного языка

    Обобщение по теме: «Искусство объединяет народ».

    1

    живоп

            

            На уроках  используются:

      1-8 - музыкальное оформление: частушки, Н. А. Римский - Корсаков, фраг менты опер

      9 - Репродукции картин А. Васнецова, Н. Рериха, иллюстрации по истории русского го рода

      10 - Репродукции картин А. Васнецова, Н. Рериха, ЭЭ, ПК: со боры Мос ковского кремля, собо ры Новгорода

      11 - репродук ции картин Н. Рериха, А. Васнецова

      12 - Репродукции И. Билибина В. Васнецова, иллюстрации к былинам и русским сказкам

      13 - В. Васнецов, «Палаты царя Берендея», слайды с изо бражением древних го родов

      14 – Репродукции В. Васнецова, К. Коровина, музыка А. Римского - Корсакова, М. Глинки

      15-18 - Японское ис кусство, фо то

      21-23 - Мифы Древ ней Греции; слайды с изо бражением скульптуры, вазописи;

      27 - те матическая подборка ре продукций мадонн Лео нардо да Вин чи, К. Петрова-Водкина; аудиозапись колыбельных песен

      28 - Репродукции картин Рем брандта, Леонардо да Винчи, В. Тропинина, И. Репина «Возвращение блудного сына»

      29-30 - Репродукции памятников героям ВОВ, картин Дави да, П. Пикас со, А. Дейнеки, посвя щенных ВОВ, панорамы Сталинград ской битвы

      31-34 - Изображения основных скульптур города; ре продукции портретов детей В. Тропинина, 3. Серебряко вой; лучшие работы уча щихся за  год,        музыкальные записи песен о Родине, детстве.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочие программы для 2 класса по системе Л.В. Занкова

    Рабочие программы для обучающихся во  втором классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова по предметам: литературное чтение, русский язык, математика, окружающий мир, ИЗО и художественный...

    Рабочая программа по математике 3 класс (система Л. В. Занкова)

    В программе представлена пояснительная записка, а также подробное тематическое планирование учебного материала...

    Рабочая программа для 4 класса по системе Л.В. Занкова

    Рабочая программа по русскому языку, литературе, математике, окружающему миру, технологии, ИЗО и физкультуре....

    Рабочая программа по математике 3 класс (Система Л.В. Занкова)

    Рабочая программа и развернутое тематическое планирование по математике для 3 класса разработаны на основе примерной программы, авторской программы И. И. Аргинской «Математика» (система развивающего о...

    Рабочая программа по технологии 3 класс (Система Л.В. Занкова)

    Рабочая программа и развернутое тематическое планирование по технологии  для 3 класса разработаны на основе примерной программы, авторской программы Т.Н. Просняковой «Технология» (система развива...

    Рабочая программа по математике 3 класс, система Л.В. Занкова, в рамках ФГОС НОО

    Рабочая программа по математике 3 класс составлена Евдокимовой Г.Ю. с учётом требований ФГОС НОО . Программа разработана на основе авторской программы И.И. Аргинской, С.Н. Кормишиной. Данная разработк...

    Рабочая программа по литературному чтению (Лазарева, система Л.В. Занкова)

    В работе представлена рабочая программа к учебнику В.А. Лазаревой литературное чтение по системе развивающего обучения Л.В. Занкова...