Рабочая программа и КТП по изобразительному искусству.
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме

Дементьева Наталья Владимировна

Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса разработана по учебнику В.С.Кузина, Э.И.Кубышкиной «Изобразительное искусство. 3 класс» (М.:Дрофа, 2011) в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дементьева Наталья Владимировна                                 Рабочая программа                 Изобразительное искусство 3 класс на 2012-2013 уч.год

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 7»

ст.Беломечетская Кочубеевского района Ставропольского края

«РАССМОТРЕНО»

На заседании МО начальных классов

«--»--------------20—года

Протокол №----

Руководитель МО----------------

                  Жукова М.Н.

«СОГЛАСОВАНО»

«--»------------------20—года

Протокол МС  №----


Заместитель директора по УПР------------

                                    Корнев С.Г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МОУ СОШ № 7

-------------- Прокопова С.В.


«--»---------------20—года

Приказ №---

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по изобразительному искусству

Для  3  класса

Разработана

Дементьевой Натальей Владимировной

учителем начальных классов

2012 – 2013 г.

Пояснительная записка    

    Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса разработана по учебнику В.С.Кузина, Э.И.Кубышкиной «Изобразительное искусство. 3 класс» (М.:Дрофа, 2011) в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, рекомендациями Примерной программы начального общего образования, особенностями основной образовательной программы общеобразовательного учреждения и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

Кузин В.С. Изобразительное искусство. 1-4 классы. Программа для общеобразовательных учреждений/В.С.Кузин (и др.). – 4-е издание, дораб. – М.: Дрофа, 2011

Кузин В.С. Изобразительное искусство. 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /В.С.Кузин. – 13-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2011

Кузин В.С. Изобразительное искусство. 3 класс: рабочая тетрадь /В.С.Кузин, Э.И.Кубышкина. – М.: Дрофа, 2011

Изобразительное искусство. 3 класс: поурочные планы по учебнику В.С.Кузина, Э.И.Кубышкиной /авт.-сост. Л.М.Садкова. – 3-е изд. – Волгоград: Учитель, 2012 – 255 с.

Место учебного предмета в учебном плане

В Федеральном базисном учебном плане в 3 классе на изучение изобразительного искусства отводится 1 час в неделю, всего 34 часа (34 учебные недели).

Цели и задачи курса

Изобразительное искусство в начальной школе  является базовым предметом. Оно направлено на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

Цели курса:

воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;

развития воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;

освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;

овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Задачи обучения:

совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и т.д.);

формирование навыков работы с различными художественными материалами.

Рабочая программа включает разделы, предложенные авторской программой:

«И снова осень к нам пришла» - 8 ч.;

«В мире сказок» - 8 ч.;

«Труд и отдых людей зимой и весной» - 10 ч.;

«В каждом рисунке – солнце» - 8 ч.

Итого: 34 часа.

Основными разделами программы являются: «Рисование с натуры (рисунок, живопись)», «Рисование на темы», «Декоративная работа», «Лепка», «Аппликация», «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг  нас».

Содержание.

Рисование с натуры по памяти и по представлению (рисунок, живопись) - 10 ч.

Рисование с натуры простых по очертанию и строению оъбектов действительности. Рисование домашних и диких животных, игрушек, цветов, предметов быта. Передача в рисунках пропорций , строения, очертаний, пространственного расположения, цвета изображаемых объектов. Определение гармоничного сочетания цветов в окраске предметов, использование приемов «перехода цвета в цвет» и «вливания цвета в цвет». Выполнение набросков по памяти и по представлению различных объектов действительности.

Рисование на темы – 8 ч.

Совершенствование умений выполнять рисунки на темы окружающей жизни по памяти и по представлению. Иллюстрация как произведение художника. Передача в рисунках общего пространственного расположения объектов, их смысловой связи в сюжете и эмоционального отношения  к изображаемым событиям.

Декоративная работа – 7  ч.

Углубленное знакомство с народным декоративно-прикладным искусством: художественной росписью. В работе над эскизами учащиеся постепенно учатся понимать связь формы, материала и элементов украшения с практическим назначением предмета. Народное орнаментальное искусство  отражает представления его создателей о прекрасном.

Лепка – 3 ч.

Лепка сложных по форме листьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, зверей и птиц с натуры, по памяти или по представлению.

 Использование пластического и конструктивного способов лепки.

Аппликация – 2 ч.

Составление мозаичных панно из кусочков цветной бумаги на мотивы осенней, зимней и весенней природы, на сюжеты русских народных сказок и басен.

Использование в аппликациях ритма (линейного, тонового, цветового), освещение цвета тени.

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас – 4 ч.

Основные темы бесед:

виды изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство) и архитектура;

наша Родина – Россия – в произведениях изобразительного искусства;

Москва в изобразительном искусстве;

старинные города России в творчестве художников;

тема материнской любви и нежности в творчестве художников;

красота родной природы в творчестве русских художников («Порыв ветра, звук дождя, плеск воды и кисть художника», «Облака на рисунках и в живописи», «Красота моря в произведениях художников»);

действительность и фантастика в произведениях художников; сказка в изобразительном искусстве;

красота народного декоративно-прикладного искусства, выразительные средства декоративно-прикладного искусства; охрана исторических памятников народного искусства; орнаминты народов России;

музеи России.

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен

знать/понимать:

основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;

известные центры народных художественных ремесел России;

основные цвета спектра в пределах акварельных красок;

особенности работы акварельными и гуашевыми красками;

 

К концу учебного года учащиеся должны уметь:

выражать своё отношение к рассматриваемому произведению искусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства вызывает картина);

чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний;

сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах;

правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;

выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчёркивать размером, цветом главное в рисунке;

соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);

чувствовать и определять холодные и тёплые цвета;

выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира;

использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге;

творчески применять простейшие приёмы народной росписи; цветные круги и овалы, обработанные тёмными и белыми штрихами, дужками, точками в изображении декоративных ягод, трав;

использовать силуэт и светлый контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции;

расписывать готовые изделия согласно эскизу;

применять навыки декоративного оформления в аппликациях, плетении, вышивке, при изготовлении игрушек на уроках труда.

Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся

Этапы оценивания детского рисунка:

как решена композиция: как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выдержана общая идея и содержание;

характер формы предметов: степень сходства  изображения с предметами реальной действительности или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное;

качество конструктивного построения: как выражена конструктивная основа формы, как связаны детали предмета между собой и с общей формой;

владение техникой: как ученик пользуется карандашом, кистью, как использует штрих, мазок в построении изображения, какова выразительность линии, штриха, мазка;

общее впечатление от работы. Возможности ученика, его успехи, его вкус.

Критерии оценивания знаний и умений

Оценка «5» - поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна интересна.

Оценка «4»- поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок.

Оценка «3»- поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки.

Оценка «2»- поставленные задачи не выполнены

Материально-техническое обеспечение программы по изобразительному искусству

3 класс

Кузин В.С. Изобразительное искусство. 1-4 классы. Программа для общеобразовательных учреждений/В.С.Кузин (и др.). – 4-е издание, дораб. – М.: Дрофа, 2011

Кузин В.С. Изобразительное искусство. 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /В.С.Кузин. – 13-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2011

Кузин В.С. Изобразительное искусство. 3 класс: рабочая тетрадь /В.С.Кузин, Э.И.Кубышкина. – М.: Дрофа, 2011

Изобразительное искусство. 3 класс: поурочные планы по учебнику В.С.Кузина, Э.И.Кубышкиной /авт.-сост. Л.М.Садкова. – 3-е изд. – Волгоград: Учитель, 2012 – 255 с.

Календарно – тематическое планирование

)

№ п/п


Тема урока


Кол-

во часов


Тип урока


Элементы содержания


Требования

к уровню подготовки

обучающихся

(результат)


Вид контроля


Дата

I четверть (8 часов)

«И снова осень к нам пришла»

Цели:

Формирование графических умений и навыков в изображении предметов симметричной формы карандашом, акварельными красками.

Передача пропорций, характерных особенностей формы, цвета.

Нахождение темных и светлых оттенков, основных и дополнительных цветов, приемы работы акварелью.

Чувство композиции при размещении двух предметов на листе бумаги;

Формирование графических навыков.

1

Ознакомление с произведениями

изобразительного

искусства. Рисование по памяти «Прощаемся с теплым летом» (карандаш, акварель

1

Беседа.

Рисование по памяти

и по представлению

Развитие наблюдательности и внимания, логического мышления; воспитание любви к родной природе

Уметь отражать в рисунке природные

явления

Коллективное обсуждение

2-3

Рисование с натуры осенних листьев сложной формы

(акварель)

2

Беседа.

Рисование с натуры

Развитие наблюдательности при изучении формы, строения и цветовой окраски

листьев и веток деревьев

Уметь анализировать

форму, цвет

Фронтальный опрос, рисунок

4-5

Декоративное рисование «Русская матрешка в осеннем уборе»

(гуашь)

2

Беседа. Декора-

тивное рисование

Развитие наблюдательности и внимания, логического

мышления

Уметь анализировать

форму, цвет, пропорции

и пространственное

расположение предметов

Фронтальный опрос,

рисунок

6

Рисование с нату-

1

Беседа.

Рисование

с натуры

Развитие умения

сравнивать цвет и

форму натуры с выполняемым рисунком

Уметь анализировать

форму, цвет, пропорции

Фронтальный опрос,

рисунок


Рисование с натуры «Дары осеннего сада и огорода»

(акварель)

7

Декоративное рисование «Мы осенью готовимся к зиме» (карандаш, гуашь)

1

Беседа, декоративное рисование

Совершенствование навыков согласования цвета и рисунка узора с формой украшаемой вещи

Знать о цветовом контрасте

Фронтальный опрос, рисунок

8

Беседа «Сказка в произведениях русских художников»

1

Беседа

Развитие образного мышления, речи, зрительной памяти, интереса к декоративно-оформительской графике

Уметь:

-высказывать свои
впечатления о сказочных сюжетах в изобразительном искусстве;

-рассказывать о художниках-иллюстраторах,
их творчестве

Фронтальный опрос

II четверть (8 часов)

«В мире сказок»

Цели:

Эстетическое восприятие произведений изобразительного искусства на сказочные мотивы;

формирование умения выделять главное в рисунке

Развитие наблюдательности, художественного вкуса, умение видеть красоту, пластичность форм.





9-10

Иллюстрирование

«Сказки о царе Салтане»

А. С. Пушкина (карандаш, гуашь)

2

Беседа

Обучение умению простейшими средствами передавать основные события сказки. Развитие интереса и любви детей к творчеству художников детской книги

Знать понятие «иллюстрация».

Уметь выполнять иллюстрацию к сказке

Фронтальный опрос

11

Рисование с натуры игрушки «Золотая рыбка» (карандаш, гуашь)

1

Беседа, рисование с натуры

Развитие зрительной памяти, образного мышления, наблюдательности и внимания. Воспитание любви к изобразительному искусству

Уметь:

-анализировать про
изведения изобрази
тельного искусства;

-самостоятельно вы
полнить с натуры рису
нок (рыбка) в нужной
последовательности

Фронтальный опрос, рисунок

12-13

Рисование на тему

«В сказочном под-

водном царстве»

(карандаш, акварель)

2

Беседа,

рисование

на тему

Развитие творческой

фантазии детей, наблюдательности и

внимания, логического мышления. Воспитание любви и интереса к сказочным персонажам, сказочному подводному миру

Уметь:

- сочетать в творческих

рисунках реальные об-

разы со сказочными, фантастическими;

-        анализировать произведение изобразительного искусства;

-        объяснить последовательность выполнения рисунка

Фронтальный опрос,

рисунок

14

Декоративная работа «Сказочный букет»(карандаш,

гуашь)

1

Беседа,

декоративное

рисование

Развитие умения выполнять простейшие

приемы кистевой

росписи в изображении декоративных

цветов. Пробуждение

чувства гордости за

труд народных

умельцев

Уметь выполнять простейшие приемы кистевой росписи в изображении декоративных цветов, самостоятельно эскиз росписи

подноса

Фронтальный опрос,

рисунок

15

Декоративная работа «Готовим наряд для сказочной

ёлки» (карандаш,

акварель)

1

Декоративная

работа

Развитие фантазии,

наблюдательности

и внимания. Воспитание умения восхищаться красотой вокруг нас

Уметь:

- объяснять последовательность выполнения

рисунка;

- выполнить самостоятельно эскизы ёлочных игрушек-украшений

Коллективное обсуждение,

рисунок

16

Декоративная работа «Мы готовимся к встрече Нового года - праздника радости сказок» (карандаш, гуашь)

1

Декоративная работа

Развитие эмоциональных ощущений неразрывности красоты вокруг нас и деятельности человека. Воспитание интереса к декоративно-оформительской деятельности

Знать о связи художественного оформления изделий декоративно-прикладного искусства с их практическим назначением.

Уметь выполнить самостоятельно эскиз новогодней маски

Коллективное обсуждение, рисунок

III четверть (10 часов)

«Труд и отдых людей зимой и весной»

Цели:

Изображение фигуры человека.

Передача в рисунках примет зимнего пейзажа

Расширение и углубление представлений учащихся о видах современного декоративно – прикладного искусства.

Углубление представлений о связи орнаментальной композиции с природой родной  земли.

Применять приёмы рисования кистью.

Правила смешения цветов.

17

Рисование на тему

«Труд людей зимой и весной» (карандаш, акварель)

1

Рисование на тему

Развитие чувства гордости за славный труд своих родных и близких.

Воспитание любви к Родине

Уметь:

-        составлять композицию;

-        обсуждать композиции рисунков;

-        правильно передавать в рисунке про
порции фигуры чело
века, характерности
поз и движений

Коллективное обсуждение, рисунок

18

Рисование на тему

«Городские и сельские стройки» (карандаш, акварель)

1

Рисование на тему

Формирование у детей навыков последовательной работы над тематическим рисунком. Воспитание любви к Родине, ее историческому прошлому

Знать особенности архитектуры Московского Кремля. Уметь:

-        последовательно работать над тематическим рисунком;

-        выбирать сюжет для
рисования;

-        строить композицию

Коллективное обсуждение, рисунок

19

Рисование с натуры «Орудия труда

человека» (карандаш)

1

Рисование

с натуры

Развитие умения анализировать пропорции, очертания и цветовую окраску предметов.

Воспитание любви к труду, аккуратности

Знать:

- понятие и сущность

светотени и ее градаций;

- орудия труда человека. Уметь:

- строить предметы

цилиндрической формы с передачей

сокращенного в перспективе круга;

- анализировать пропорции, очертания

и цветовую окраску

предметов

Индивидуальная проверка

20

Декоративное рисование «Веселые

игрушки» (карандаш, гуашь)

1

Декоративное

рисование

Развитие творческого

воображения; систематизация знаний о

некоторых художественных традициях

народного творчества в области художественной резьбы по дереву. Воспитание бережного отношения к народным традициям на примере творчества мастеров богородской игрушки, любви к труду, аккуратности

Знать:

- произведения декоративно-прикладного

искусства;

- традиции народного

творчества. Уметь выполнить

самостоятельно рисунок с изображением богородской игрушки

Индивидуальная проверка

1

21

Декоративная работа «Красота в

умелых руках»

(гуашь)

1

Декоративная

работа

Формирование умений выполнять элементы хохломской

росписи, передавать форму и пропорции, объем предмета. Воспитание уважения к

мастерам, творящим

такие произведения

искусства

Уметь:

- выполнять элементы

хохломской росписи;

- передавать форму и пропорции, объем предмета, простейшие приемы выполнения

хохломской травки -

ягодки, травинки,

листочка

Коллективное обсуждение

22

Декоративное рисование «Красота в быту людей. Создаем красивые узоры для подарка маме или бабушке»

(гуашь)

1

Декоративная

работа

Развитие наблюдательности и внимания, логического мышления; усвоение учащимися особенностей композиции узора в квадрате. Воспитание любви и уважения к близким, душевной доброты

Знать особенности

композиции узора

в квадрате. Уметь:

- показывать общее и разное в образных

решениях;

- заимствовать из

народных орнаментов композицию элементов узора и подбирать красивое сочетание цветов

Коллективное обсуждение

23-24

Рисование по памяти и представлению. Домашние животные (карандаш)

2

Рисование по представлению

Развитие умения анализировать про-

порции, очертания предметов, наблюдательности и внимания.

Воспитание любви к животным

Знать:

- особенности изображения жизни домашних животных; - художников-анималистов и их произведения.

Уметь самостоятельно нарисовать свое любимое домашнее животное

Индивидуальная проверка

25-26

Иллюстрирование стихотворения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» (карандаш, акварель)

2

Рисование на тему

Развитие умения анализировать пропорции, очертания и цветовую окраску предметов. Воспитание любви к весенней природе

Уметь:

-        видеть сюжет;

-        построить композицию, выделяя главное
в ней размером и цветом;

-        детально прорисовать деда Мазая и каждого зайца

Коллективное обсуждение

IV четверть (8 часов)

«В каждом рисунке – солнце»

Цели:

Формирование умений выбирать формат рисунка в зависимости от замысла; совершенствование умения использовать выразительные возможности высокого и низкого горизонта.

Совершенствование графических  и живописных умений

27-28

Рисование на тему

«Полет на другую планету» (карандаш, акварель)

2

Рисование на тему

Формирование умения составлять композиции; развитие фантазии, творческого воображения. Воспитание чувства гордости, восхищения подвигами русских космонавтов

Иметь представление:

-        о космосе;

-        зрительном образе
космоса;

-        об освоении космоса.
Уметь:

-        работать командами
(экипажами) над ком
позициями космического пространства;

-        выполнять работу
в контрастном колорите

Индивидуальная проверка

29

Рисование с натуры «Ветка вербы» (акварель)

1

Рисование с натуры

Развитие способностей выражать чувство восхищения от красоты родной природы в рисунке, умений анализировать пропорции, очертания и цветовую гамму. Воспитание любви к красоте весенней природы родного края, к Родине

Уметь:

-        передавать пространственное положение
ветки вербы;

-        анализировать про
порции, очертания

и цветовую окраску веточки вербы

Коллективное обсуждение

30-31

Иллюстрирование

стихотворения

Дж. Родари «Все-

мирный хоровод»

(карандаш, гуашь)

2

Рисование

на тему

Развитие зрительной

памяти, наблюдательности и внимания.

Воспитание интереса

к изобразительному искусству

Уметь выполнить рисунок схематично, детально карандашом,

в колорите

Коллективное обсуждение,

рисунок

32

Беседа «Весна в

произведениях русских художников»

1

Беседа

Развитие умения замечать в природе прекрасное и анализировать свои впечатления.

Воспитание умения

восхищаться неповторимой красотой

родной природы

Уметь:

- наблюдать, замечать

в природе прекрасное,

сравнивать с изображенным на полотнах живописцев;

- анализировать свои

впечатления;

- высказывать свое

восхищение красотой

родной природы

Коллективное обсуждение

33-34

Рисование на тему

«Пусть всегда будет солнце» (карандаш, акварель)

2

Рисование

на тему

Развитие фантазии,

творческого воображения; формирование умения составлять композиции. Воспитание чувства гордости за свою Родину

Уметь:

- составлять композиции;

-        анализировать ре
продукции;

-        выполнять рисунок
карандашом и в цвете

Коллективное обсуждение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Кузин В. С. Изобразительное искусство 2 класс

Рабочая программа Кузин В. С. Иобразительное искусство 2 класс...

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» ФГОС 2 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству и художественному труду для 2 класса составлена на основе  авторской программы (Авторы:  Н.А. Горяева, Л.А. Неменская.  Образовательная с...

Рабочая программа и КТП по изобразительному искусству. 1 класс. Программа "Школа России". ФГОС

                  Технологическая карта                               ...

Рабочая программа и КТП по изобразительному искусству. 2 класс. Программа "Школа России". ФГОС

Рабочая программа и КТП по изобразительному искусству. 2 класс. Программа "Школа России". ФГОС...

Рабочая программа с КТП по изобразительному искусству по программе ПНШ 2 класс

Рабочая программа с КТП по изобразительному искусству по программе ПНШ 2 класс...