Программа "По ступенькам искусства"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме

Гуськова Наталья Александровна

Программа для тех, кто ведет кружки дополнительного образования.Рассчитана на 4 года, возраст детей с 7-10 лет. Содержит тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dop.obraz_._guskova_n.a.docx33.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа №7

Утверждаю:

_____________________

Дополнительная образовательная программа

«По ступеням искусства»

Возраст детей 7 -10 лет

Срок реализации программы 4 года

Разработала:

Гуськова Наталья Александровна,

 учитель начальных классов

г. Богородск, 2011 год

Пояснительная записка

Программа «По ступеням искусства» предназначена для обучающихся в начальной школе, а также интересующихся предметом, одаренных учащихся и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по изобразительному искусству.

Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого. Содержание программы расширяет представления учащихся о видах, жанрах изобразительного искусства, стилях, знакомит с техниками оформительской деятельности (графический дизайн), формирует чувство гармонии и эстетического вкуса. Актуальность данной программы обусловлена также её практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при работе над оформлением класса, школы, участвовать в изготовлении сувениров, открыток, поделок, организовывать выставки. Предлагаемые занятия основной упор делают на декоративно – прикладную работу с различными материалами, в том числе и с природными, а также на расширенное знакомство с различными живописными и графическими техниками с использованием основ программного материала, его углублением, практическим закреплением в создании разнообразных работ.

В основе формирования способности к оформительской деятельности лежат два главных вида деятельности учащихся: это творческая практика и изучение теории. Ценность необходимых для творчества знаний определяется, прежде всего, их системностью. Программа  кружка «По ступеням искусства» способствует развитию ребенка с учетом его индивидуальных способностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций благодаря тому, что дополнительное образование может осуществляться только в форме добровольных объединений, менее регламентировано ( в от отличие от основного образования) и направлено на развитие специальных способностей каждого ребенка по его выбору. Это качество дополнительного образования способствует формированию диалогичных отношений, в процессе которых в поисковом режиме осуществляется взаимное освоение образовательных, профессиональных, культурных ценностей педагогом и ребенком. Программа курса рассчитана на 37 часов в год, 1 час в неделю.

Целью данной программы является:

Развитие индивидуальности каждого ребенка средствами взаимодействия различных форм основного и дополнительного образования в условиях обогащенной образовательной среды с многовариантным выбором.

Основными задачами являются:

1. Обучение учащихся теоретическим и практическим знаниям, умениям и навыкам в области декоративного оформления.

2. Развитие стремления к углублению знаний.

3. Формирование интереса к художественно – эстетической деятельности.

4. Развитие образного мышления и творческой активности учащихся.

5. Формирование чувства коллективизма.

6. Создание комфортной обстановки на занятиях.

7. Развитие аккуратности, опрятности.

Данная программа рассчитана на учащихся в возрасте 7 -10 лет.

Срок реализации – 4 года.

Формы занятий:

Занятие – сказка;

 Игра;

 Индивидуальные;

 Групповые;

индивидуально – групповые;

экскурсия.

Виды занятий:

Рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, аппликация с элементами дизайна, беседы об изобразительном искусстве и красоте окружающего мира, бисероплетение, ниткопись.

Содержание программы кружка проектируется с учетом приоритетных принципов:

Многообразия

Разнообразие форм и содержания дополнительного образования;

Разнообразие видов деятельности, доступных учащимся образовательного пространства;

Разнообразие участников образовательного процесса с их ценностями, целями, взглядами.

Многообразие необходимо для создания условий выбора учащимися вида деятельности и отношения к этой деятельности, как источника их развития.

Открытости

Программа является открытой системой, то есть воспринимает воздействие внешней среды и отвечает на них своими изменениями, постоянно включая в свою структуру новые элементы: новых учащихся, новые виды деятельности, новые отношения, новое содержание образования, взаимодействуя с другими программами. Именно открытость позволяет программе развиваться, усложняться, обмениваться информацией.

Использование этих принципов в проектировании программы создает условия для:

Свободного выбора ребенком видов и сфер деятельности.

Ориентации учителя на личностные интересы, потребности, способности ребенка.

Возможности свободного самоопределения и самореализации.

Единство обучения, воспитания, развития в процессе реализации программы.

                  Требования к уровню подготовки:

К концу 1 года обучения дети должны:

-знать разнообразные материалы, которыми можно пользоваться в художественной деятельности и уметь пользоваться доступными (тушь, гуашь, пластилин, бумага, ножницы, клей);

-владеть навыком смешивания красок, свободно работать кистью; без напряжения проводить широкие мазки и тонкие линии, разминать руками пластилин, обрывать и наклеивать бумагу, вырезать, сгибать и подклеивать бумагу, получая объемные формы;

-иметь представления о передаче пространства на плоскости;

-уметь в доступной форме выражать через цвет, форму, линию, композицию различные чувства и мысли. Закреплять умения пользоваться смешением красок, линий, элементами перспективы;

-знать разнообразные выразительные средства: цвет, линия, объем, композиция, ритм.

К концу 2 года обучения дети должны:

- составлять аппликационные композиции из разных материалов;

- лепить несложные объекты из разного материала;

- оформлять предметы изученными росписями;

- рисовать с натуры простейший натюрморт и этюды.

К концу 3 года обучения дети должны:

- понимать графику как вид искусства, средства выразительности в графике;

- воплощать свои фантазии, как и умение выражать свои мысли;

- составлять шрифтовые сочетания, композиции, узоры.

К концу 4 года обучения дети должны:

- овладеть основами изобразительных техник и декоративно – прикладной работы и на этой основе формирование трудовых умений и навыков;

- изучать специальную литературу с целью получения новых знаний в интересующих их областях искусства не только нашей страны, но и разных стран мира.

Ожидаемые результаты:

1. Раскрытие творческого потенциала школьников, повышение уровня духовности.

2. Умение воплощать в живописных и пластических работах свои собственные впечатления.

3. Создавать прекрасное своими руками.

4. Ценить свой труд, уважать свой.

5. Уметь применять теоретические знания па практике.

6. Уметь пользоваться художественным материалом.

          Формы подведения итогов реализации программы:

- выставки к Новому году и Рождеству, 23 февраля и 8 марта, на тему «Защитим природу!»;

- конкурс «Рождественское чудо»;

- районные, областные и всероссийские конкурсы.


Содержание программы 1 – го года обучения

Искусство видеть и изображать(36ч.).

Дети знакомятся с основными цветами, учатся смешивать краски, изучают цветовой спектр. Работы выполняются в различной технике, так как каждая развивает у детей различные области руки, предплечья, пальцев и т. д. Тонкая графическая работа учит лучшей координации движений кисти руки, лепка развивает пальцы, а занятия в области живописи способствуют большей свободе и раскованности всего локтевого сустава вместе с кистью руки.

На занятиях учащиеся учатся рисовать по памяти, так как это способствует развитию воображения; по представлению – изображение на основе случайных зрительных впечатлений, что развивает фантазию. Рисование с натуры помогает детям видеть и передавать главные моменты композиции

 

                   Содержание программы 2 – го года обучения

Изображение в объеме(13ч.).

Лучшему освоению пространства, объема, глубины способствует работа с такими материалами, как пластилин, тесто и бумага. Дети младшего школьного возраста передают движение в осязаемом объеме с большим успехом, нежели на плоскости.

Декоративно – прикладное искусство и жизнь человека(13ч.)

Декоративное искусство наиболее прочно связано с повседневной жизнью и бытом человека. С произведениями декоративного искусства люди встречаются повсеместно. Именно поэтому важно выработать у детей способности чувствовать и понимать эстетические начала декоративного искусства. Особенно успешно можно развить  у школьников в процессе изучения цветовых и линейных ритмов чувство гармонии и чувство материала.

Конструирование («Чудеса для детей из ненужных вещей»)(10 ч.).

Умение видеть материал, фантазировать, создавать интересные образы, изделия, композиции не всегда сразу приходят к детям. Развивая самосознание, сравнивая предметы с окружающей действительностью во время экскурсий, анализируя готовые изделия, можно побудить детей к творчеству и самостоятельности.

Содержание программы 3 – го и 4 –го года обучения

                  Оформительская графика (74 ч).

Обучение детей элементарному оформлению собственных работ. Оформительская работа заставляет глубоко вникать в содержание материалов, находить островыразительную форму для него, помогая тем самым развивать творческие способности и технические навыки.

Оформление осуществляется графическими средствами. Оформительская графика предполагает владение шрифтовой работой. Знакомство с наиболее употребляемыми шрифтами: гротеск, египетский, ленточная антиква, стандартный, трафаретный, декоративный. Выполнение наиболее популярных форм плоскостного пособия: цитата, схема, карта, иллюстративный плакат.

Учебно – тематический план

1 год обучения

п/п

Темы занятий

Количество часов

всего

теория

практика

1

2

Набор детей в кружок

Цвет. Палитра.

- Основные цвета.

 - Смешивание. Цветовой спектр

1

4

1

2

2

3

Живопись. Пейзаж.

- Жанры.

- Как рисовать пейзаж.

- Понятие о перспективе

- Времена года.

- Части суток

- Перспектива в пейзаже

- «За горами за долами, за дремучими лесами…»

- Дидактические игры по жанру пейзажа.

11

1

1

1

2

2

2

1

1

4

Натюрморт.

- Как рисовать натюрморт

- Составление натюрморта

- Симметричные предметы

- Рисование натюрморта с натуры

- «Из чего состоит натюрморт?» Дидактическая игра.

- Дидактические игры по симметрии

8

2

1

1

2

1

1

5

Портрет.

- Как рисовать портрет

- Мимика.

- Анфас. Профиль

3

1

1

1

6

Анималистический жанр.

- Анималистика

- Куры и утки. Рисование

- Хомяк. Черепаха

- Кошка. Собака

- Дидактические игры по жанру анималистики.

5

1

1

1

1

1

7

Сказочно – былинный жанр.

- Знакомство с жанром

- Добрые и злые герои

- Дидактические игры по сказочно – былинному жанру.

5

1

2

2

Всего

37

13

24

                                              Учебно – тематический план

2 год обучения

п/п

Раздел

темы

Количество часов

всего

теория

практика

1

 2

Набор детей в кружок

Изображение в объёме.

- Геометрические тела.

- Народный орнамент

- Знакомство с соленым тестом.

- Лепка. Геометрические тела

- Лепка. Фрукты и овощи.

- Лепка цветов и листьев

- Лепка подсвечника

- Роспись заготовок

1

13

1

1

1

1

2

2

2

2

2

3

Декоративно – прикладное искусство и жизнь человека.

- Хохломская роспись

- Городецкая роспись.

- Гжельская роспись.

- Дымковские изделия.

- Украинская малевка

- Роспись разделочной доски.

13

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

4

Конструирование.

- Аппликация из опилок

- изделия из коробок.

- Штампы.

- Изделия из поролона

- Изделия из крупы.

10

1

1

1

1

2

1

2

1

Всего

37

13

24

                                           

                                           Учебно – тематический план

3 год обучения

Раздел

Тема занятий

К. ч. всего

Теорет.

Практ.

1.

Набор детей в кружок

Набор детей в кружок

1

1

 

2.

Вводное занятие

1. Рабочее место.
2. Разновидности декоративно-оформительских работ.
3. Материалы, инструменты, приспособления.
4. Практические указания и советы по технике декоративно-оформительских работ.

4

1

3

3.

Оформительская деятельность

 Поздравительная телеграмма, открытка, стенная газета к празднику

13

 4

 9

4.

Иллюстрация

1. Правила, приемы и средства композиции.
2. Сказочная тема.
3. Иллюстрации к сказкам «Конек-горбунок», «Аленький цветочек».

 6

 2

 4

5.

Художественное конструирование

1. Открытки.
2. Поделки «Встречаем Новый год и Рождество».
3. Бумажные сувениры
4. Подарочные игрушки.

 13

 4

 9

Всего

37

12

25

Учебно – тематический план

4 года обучения

Раздел

Тема занятий

К. ч. всего

Теорет.

Практ.

1

 2

 

 

Набор детей в кружок

Шрифт

1. Краткий очерк истории развития шрифта.
2. Виды шрифта.
3. Классификация шрифтов:
а) рекламные шрифты;
б) стилизованные под письменность;
в) рубленные шрифты.

 1

8

 1

3

 

5

3

Полиграфический дизайн.

1. Многообразие видов.
2. От визитки до книги.
3. Соединение текста и изображения.
4. Шрифтовая композиция текста:
а) Обложка книги.
б) Титульный лист.
в) Буквица.
г) Концовка.

 10

 5

 5

4

Плакат.

1. Виды плакатов.
2. Афиша.
3. Пригласительный билет.
4. Эмблема.

 5

2

 3

5

Орнамент.

1. Краткие исторические сведения.
2. Виды орнамента.
3. Построение орнамента.

 5

 1

 4

6

Природа, ребенок, творчество и дизайн.

1. Стилизация природных форм.
2. Работа с природным материалом.
3. Декоративно-оформительская работа в школе.

8

 2

6

Всего

37

13

24

                                             Список литературы.

Горяева Н.А и др. Твоя мастерская: рабочая тетрадь для нач. шк./ под ред. Б. М. Неменского. М.: Просвещение, 2006.

Коликина В. И. Методика организации уроков коллективного творчества. Планы и сценарии уроков изобразительного искусства. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005.

Коротеева Е. И. Искусство и ты/ под ред. Б. М. Неменского. М.: Просвещение, 2006

Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство в начальной школе. М.: Дрофа, 2006.

Михейшина М. В. Уроки рисования для младших школьников 6 – 9 лет. Минск: Литература, 2007.

Народные художественные промыслы/ под общ. ред. О. С. Потаповой. М.: Легкая и пищевая пром-сть, 2008.

Программно – методические материалы: Изобразительное искусство в начальной школе.М.: Дрофа, 2006.

Щербаков А. В. Искусство и художественное творчество детей. М., 2008.

Энциклопедия для детей. Т. 7 «Искусство». М.: Аванта плюс, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программапо русскомуязыку УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по русскому языку УМК "Перспективная начальная школа"  включает в себя предметн...

Рабочая программапо окружаещему миру 4 класс.УМК"Школа России"

УМК "Школа России".Рабочая программа ,календарно-тематическое планирование....

Рабочая программапо обучению грамоте (чтение)

Рабочая программа по курсу "Обучение граммоте" разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, с учётом авторской программы Н.В.Нечаевой. Программа охватывает добукварный и букварный пери...

рабочая программапо физической культуре

рабочая программа по физической культуре 1 класс...

рабочая программапо физической культуре 3

рабочая программа по физической культуре...

Программапо спортивно – оздоровительному направлению «Чудо-ритм»

Программа внеурочной деятельности по спортивно - оздоровительному направлению "Чудо - ритм"...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВД МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СТУПЕНЬКИ «Раз ступенька, два ступенька» (подготовка детей 6-7 лет в школу)

Программа ВД включает задания, знакомящие детей с миром чисел и величин в интересной и доступной форме на разной степени трудности, с пространственными и временными ориентировками, дает возможность фо...