Разработка урока
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме

Михайлова Любовь Сергеевна

Разработка урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_izo_3_klass.docx23.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Начальная общеобразовательная школа № 3 р.п.Озинки» Озинского района Саратовской области

Картина-натюрморт

                                                                                         

                                                                                              Разработка урока  по

                                                                         изобразительному искусству

                                     3 класс

                                                                        учителя начальных классов

МОУ «НОШ №  3р.п.Озинки»

                                                        Михайловой Л.С.

Тип урока: Изучение нового материала, закреплени по теме «Картина – натюрморт», урок комбинированный с применением ИКТ.

Цели урока:

 - расширить представление детей о жанре натюрморта, ознакомить с работами художников в этой области; 

- научить анализировать изобразительные средства (композиция, рисунок, цвет, линия, свет, мазок), которые используют художники при создании картины.

- уметь сравнить свою работу с изображаемой натурой и исправить замеченные ошибки;

- соблюдать последовательность графического и живописного изображения;

- использовать возможности цвета, цветового контраста, теплого и холодного колорита; развивать зрительную память в передаче впечатлений;

- пробудить фантазию, умение комбинировать детали.

Задачи:

 Образовательная - усвоить понятие натюрморт, познакомить с большим миром натюрморта, привитие интереса к предмету ,создать условия для наблюдения и проникновения учащихся в сущность предметного мира, для понимания его значимости в жизни человека, его символики ,одухотворенности и красоты, закреплять навыки составления и исполнения композиции натюрморта графическими средствами и цветом с передачей конструктивного строения предметов, их пропорций;

воспитательная:  воспитать эстетический вкус, внимательность, наблюдательность;

развивающая:  развивать творческий потенциал, эстетическое понятие, расширение кругозора учащихся, активизировать наблюдательность детей, развивать у них глазомер, образное мышление.

 

Оборудование :

Карандаш, гуашь (краски),  палитра, кисти, бумага А – 4, ПРЕЗЕНТАЦИЯ “ Картина – натюрморт», мультфильм « Пластилиновая ворона», работы с изображением натюрморта, выполненных различными художественными материалами.

Ход урока

  1. Организационный момент 2 мин.
  2. Повторение 5 мин.
  3.  Сообщение новых знаний 15 мин.
  4. Практическая работа 20 мин.
  5. Подведение итога работы, выставка детских работ 3 мин.

  1. Проверка готовности класса к уроку (наличие альбомов, красок…)

  1. Повторение.

- Сегодня , ребята,  мы с вами познакомимся с жанрами изобразительного искусства.

Показываю отрывок из мультфильма « Пластилиновая ворона» о пейзаже и портрете, натюрморте.

3.Сообщение новых знаний.

Сегодня на уроке мы познакомимся с вами с натюрмортом, как  жанром изобразительного искусства, узнаем основные правила постановки натюрморта. Ребята, а вы где–то слышали слово “натюрморт”? (Ответы учащихся). И мы сегодня узнаем более подробно о нем.

На прошлом уроке вы узнали, что в изобразительное искусство подразделяется не только на виды, но еще и имеет свои жанры. А давайте вспомним с вами что такое “Жанр”.

Жанр – исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства.

А какие виды искусства вы знаете? (литература, танец, балет, театр, музыка, изобразительное искусство и др.) Итак, виды искусства мы вспомнили, а какие жанры изо вы знаете? (Анималистический, бытовой, батальный, сказочно – былинный, исторический, натюрморт, портрет, пейзаж).

Каждый день мы окружены множеством различных вещей, которые помогают нам жить. И эти предметы называются предметами быта. У каждой вещи своя история и судьба, так же как и у людей. Одни вещи – аристократы. Это дорогие, любимые , красивые вещи и занимают они почетное место в вашем доме. А другие – труженики . Это каждодневные наши помощники. Есть и особые вещи в доме, которые дороги по каким то причинам. И у каждого из вас есть такие вещи.

Много красивых и нужных вещей можно увидеть на картинах художников разных стран и эпох. Именно изображение прекрасного мира вещей увлекало очень многих художников и все они по – своему рассказывали о нем. И тема нашего сегодняшнего урока так и называется “ Картина - натюрморт”.

Авторы картин изображают самые скромные обычные вещи и силой своего искусства раскрывают всю красоту и поэтичность. Картина о мире вещей называется “натюрморт”.

“Натюрморт” (от фр. слова Natur – натура и Mert -мертвая) – это жанр изо, в котором героями являются неживые вещи (мертвая природа) или

– это композиция из двух и более неодушевленных предметов

 – А как вы понимаете “неодушевленные предметы”? (ответы учащихся)

Презентация

1 слайд – название темы урока « Картина – натюрморт»

2 слайд

Натюрморт

P«мёртвая натура»

Pэто изображение неодушевлённых предметов:

¾ домашней утвари, посуды,

оружия,

¾ плодов, фруктов, цветов и т.п.

3 слайд

  1. Питер Клас  «Натюрморт»
  2. Появился жанр натюрморта в 16 веке в Голландии.

Это работа Питера Класа «Натюрморт», голландского живописца который жил в 16 веке, именно на это время и приходится расцвет натюрморта как жанра. Дело в том, что людей стал интересовать мир обычный, а не возвышенный и поэтому художники рисуют  очень много натюрмортов, которые рассказывают нам не только о быте людей того времени, но и о том

как сам художник видит и чувствует жизнь.

- Как вы считаете, каким человеком был Питер Клас?

- Глядя на его картину, попробуйте описать его внутренний мир?

Ответы детей. Он был добрым, щедрым, весёлым,  и т.д.

- Что характерно для голландских натюрмортов? В чем особенности?

Дети отмечают, что каждый предмет выписан так, что чувствуется прозрачность стекла, блеск металла. Художник любуется каждым предметом и изображает их с большой любовью.

- Вы правы, художник стремится наиболее полно передать достоинства каждого, даже самого маленького предмета, располагает их таким образом, чтобы сохранить ощущение естественного беспорядка и в то же время подчеркнуть красоту формы, эстетические особенности материала каждого предмета.

 Натюрморты, написанные когда-то, рассказывали не только о жизни людей, но и об их владельцах, их привычках.

Обращаю внимание на то, как решается фон. Спокойный, сдержанный фон в картине помогает еще сильнее подчеркнуть красоту каждого предмета.

4 слайд.

Важно не только, что изображено в натюрморте, но и как. Одни и те же предметы, по-разному распложенные, написанные яркими сочными мазками или мягко и тихо, могут рассказать о празднике и грусти, о счастье или об одиночестве.

  1. Михаил Врубель «Роза»

Глядя на вещи , изображаемые художником, мы можем узнать не только о самих вещах, но и о людях которых они окружали.

Мы с вами уже говорили о том, что натюрморт может нам рассказать об отношении художника к изображаемым вещам. Чтобы лучше это почувствовать, сравним два произведения Михаила Врубеля (слайд №7) и  «Розы и чертополох» Ильи Машкова  (слайд№8).

 «Роза» Врубеля, словно сделана из хрупкого, тончайшего материала - с такой нежностью изображает художник её бледные, фарфорово-ломкие лепестки.

 Она кажется почти невесомой: кисть еле наметила прозрачной акварелью её прихотливые формы. Стоящая в простом стакане, роза скромна и прекрасна.

Художник изобразил её одну, как драгоценную избранницу своей души. Окружающие предметы для него совсем не важны. Мы не видим обстановки комнаты, даже очертаний стола, на котором стоит стакан с розой. И это позволяет ещё сильнее почувствовать трепетную красоту одинокого прекрасного цветка.

Роза у Врубеля- это почти мечта, розы у Машкова -это тоже символ души,  души над которой одержал победу мир материальный (мир сорняков).

Вот такое внутреннее содержание у этих работ. Давайте посмотрим на эти работы рядом (слайд№9) и ответим на следующие вопросы( на слайде).

Скажите ребята, а какая работа вам больше понравилась и почему?

5 слайд

Роль цвета в натюрморте

- Что мы можем сказать о колорите?

- Помогает ли колорит в картине в передаче настроения?

6 слайд

Ван Гог «Подсолнухи».

Цвет полотен Ван Гога способен целиком завладеть вашим сознанием, произвести душевное смятение. Яркое , солнечное настроение художник передал с помощью цвета.

7 слайд

Мартирос Сарьян    ¾«Плоды и овощи».

 

¾Чистые интенсивные цвета у Сарьяна вернулись к живому первоисточнику:    земле, рощам, садам, плодам.

 Композиция, то есть грамотное размещение предметов на листе; построение сквозного рисунка каждого предмета, передача его конструкции, пропорций предметов, соотношений по высоте, ширине, соразмерности предметов, расположения их к зрителю (ближе - дальше).

Композиция – одноплановая, многоплановая.

Формат – вертикальный, квадратный, горизонтальный.

Задание

Сравнить два натюрморта.

- Что необычного в этих натюрмортах?

Придумай название для натюрмортов.

Натюрморт не может быть составлен из случайно выбранных предметов.

К изображению натюрморта применяются определенные требования. И мы с вами сегодня лишь поверхностно познакомимся с ними.

Композиция натюрморта должна состоять из предметов, тематически связанных между собой  ( если рядом с овощами поставить книгу или гипсовую статуэтку, то постановка будет выглядеть нелепой);

В состав натюрморта должны входить предметы, разнообразные по форме, величине, фактуре и цвету.

Прежде чем приступить к практической работе нам необходимо немножко отдохнуть.

ФИЗМИНУТКА.

Просмотр фрагмента мультфильма « Пластилиновая ворона» про натюрморт.

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу –

Знай, что это - натюрморт.

4.Практическая работа.

Рисуем на выбор два натюрморта – « Народные промыслы», « Овощи и фрукты».

5.  Итог урока.

Экспресс-просмотр рисунков, анализ их достоинств.

  1. Кому удалось лучше передать сходство с натурой?

      Организация выставки.

Уборка рабочих мест.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока и презентация к уроку и презентация к уроку

Разработка урока по родной (башкирской) литературе в 5 классе "Әсикмәк" и презентация к уроку...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Методическая разработка урока Тема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)

Методическая разработка урокаТема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)Место и роль урока в изучаемой теме _ данный урок второй в разделе «Морфология»Тип у...

Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ.

Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ...

Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Основы светской этики) 4-й класс, 2-е полугодие, урок №23 Тема урока: Совесть

Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о  совести, как нр...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...