Разработка урока
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Начальная общеобразовательная школа № 3 р.п.Озинки» Озинского района Саратовской области
Картина-натюрморт
Разработка урока по
изобразительному искусству
3 класс
учителя начальных классов
МОУ «НОШ № 3р.п.Озинки»
Михайловой Л.С.
Тип урока: Изучение нового материала, закреплени по теме «Картина – натюрморт», урок комбинированный с применением ИКТ.
Цели урока:
- расширить представление детей о жанре натюрморта, ознакомить с работами художников в этой области;
- научить анализировать изобразительные средства (композиция, рисунок, цвет, линия, свет, мазок), которые используют художники при создании картины.
- уметь сравнить свою работу с изображаемой натурой и исправить замеченные ошибки;
- соблюдать последовательность графического и живописного изображения;
- использовать возможности цвета, цветового контраста, теплого и холодного колорита; развивать зрительную память в передаче впечатлений;
- пробудить фантазию, умение комбинировать детали.
Задачи:
Образовательная - усвоить понятие натюрморт, познакомить с большим миром натюрморта, привитие интереса к предмету ,создать условия для наблюдения и проникновения учащихся в сущность предметного мира, для понимания его значимости в жизни человека, его символики ,одухотворенности и красоты, закреплять навыки составления и исполнения композиции натюрморта графическими средствами и цветом с передачей конструктивного строения предметов, их пропорций;
воспитательная: воспитать эстетический вкус, внимательность, наблюдательность;
развивающая: развивать творческий потенциал, эстетическое понятие, расширение кругозора учащихся, активизировать наблюдательность детей, развивать у них глазомер, образное мышление.
Оборудование :
Карандаш, гуашь (краски), палитра, кисти, бумага А – 4, ПРЕЗЕНТАЦИЯ “ Картина – натюрморт», мультфильм « Пластилиновая ворона», работы с изображением натюрморта, выполненных различными художественными материалами.
Ход урока
- Организационный момент 2 мин.
- Повторение 5 мин.
- Сообщение новых знаний 15 мин.
- Практическая работа 20 мин.
- Подведение итога работы, выставка детских работ 3 мин.
- Проверка готовности класса к уроку (наличие альбомов, красок…)
- Повторение.
- Сегодня , ребята, мы с вами познакомимся с жанрами изобразительного искусства.
Показываю отрывок из мультфильма « Пластилиновая ворона» о пейзаже и портрете, натюрморте.
3.Сообщение новых знаний.
Сегодня на уроке мы познакомимся с вами с натюрмортом, как жанром изобразительного искусства, узнаем основные правила постановки натюрморта. Ребята, а вы где–то слышали слово “натюрморт”? (Ответы учащихся). И мы сегодня узнаем более подробно о нем.
На прошлом уроке вы узнали, что в изобразительное искусство подразделяется не только на виды, но еще и имеет свои жанры. А давайте вспомним с вами что такое “Жанр”.
Жанр – исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства.
А какие виды искусства вы знаете? (литература, танец, балет, театр, музыка, изобразительное искусство и др.) Итак, виды искусства мы вспомнили, а какие жанры изо вы знаете? (Анималистический, бытовой, батальный, сказочно – былинный, исторический, натюрморт, портрет, пейзаж).
Каждый день мы окружены множеством различных вещей, которые помогают нам жить. И эти предметы называются предметами быта. У каждой вещи своя история и судьба, так же как и у людей. Одни вещи – аристократы. Это дорогие, любимые , красивые вещи и занимают они почетное место в вашем доме. А другие – труженики . Это каждодневные наши помощники. Есть и особые вещи в доме, которые дороги по каким то причинам. И у каждого из вас есть такие вещи.
Много красивых и нужных вещей можно увидеть на картинах художников разных стран и эпох. Именно изображение прекрасного мира вещей увлекало очень многих художников и все они по – своему рассказывали о нем. И тема нашего сегодняшнего урока так и называется “ Картина - натюрморт”.
Авторы картин изображают самые скромные обычные вещи и силой своего искусства раскрывают всю красоту и поэтичность. Картина о мире вещей называется “натюрморт”.
“Натюрморт” (от фр. слова Natur – натура и Mert -мертвая) – это жанр изо, в котором героями являются неживые вещи (мертвая природа) или
– это композиция из двух и более неодушевленных предметов
– А как вы понимаете “неодушевленные предметы”? (ответы учащихся)
Презентация
1 слайд – название темы урока « Картина – натюрморт»
2 слайд
Натюрморт
P«мёртвая натура»
Pэто изображение неодушевлённых предметов:
¾ домашней утвари, посуды,
оружия,
¾ плодов, фруктов, цветов и т.п.
3 слайд
- Питер Клас «Натюрморт»
- Появился жанр натюрморта в 16 веке в Голландии.
Это работа Питера Класа «Натюрморт», голландского живописца который жил в 16 веке, именно на это время и приходится расцвет натюрморта как жанра. Дело в том, что людей стал интересовать мир обычный, а не возвышенный и поэтому художники рисуют очень много натюрмортов, которые рассказывают нам не только о быте людей того времени, но и о том
как сам художник видит и чувствует жизнь.
- Как вы считаете, каким человеком был Питер Клас?
- Глядя на его картину, попробуйте описать его внутренний мир?
Ответы детей. Он был добрым, щедрым, весёлым, и т.д.
- Что характерно для голландских натюрмортов? В чем особенности?
Дети отмечают, что каждый предмет выписан так, что чувствуется прозрачность стекла, блеск металла. Художник любуется каждым предметом и изображает их с большой любовью.
- Вы правы, художник стремится наиболее полно передать достоинства каждого, даже самого маленького предмета, располагает их таким образом, чтобы сохранить ощущение естественного беспорядка и в то же время подчеркнуть красоту формы, эстетические особенности материала каждого предмета.
Натюрморты, написанные когда-то, рассказывали не только о жизни людей, но и об их владельцах, их привычках.
Обращаю внимание на то, как решается фон. Спокойный, сдержанный фон в картине помогает еще сильнее подчеркнуть красоту каждого предмета.
4 слайд.
Важно не только, что изображено в натюрморте, но и как. Одни и те же предметы, по-разному распложенные, написанные яркими сочными мазками или мягко и тихо, могут рассказать о празднике и грусти, о счастье или об одиночестве.
- Михаил Врубель «Роза»
Глядя на вещи , изображаемые художником, мы можем узнать не только о самих вещах, но и о людях которых они окружали.
Мы с вами уже говорили о том, что натюрморт может нам рассказать об отношении художника к изображаемым вещам. Чтобы лучше это почувствовать, сравним два произведения Михаила Врубеля (слайд №7) и «Розы и чертополох» Ильи Машкова (слайд№8).
«Роза» Врубеля, словно сделана из хрупкого, тончайшего материала - с такой нежностью изображает художник её бледные, фарфорово-ломкие лепестки.
Она кажется почти невесомой: кисть еле наметила прозрачной акварелью её прихотливые формы. Стоящая в простом стакане, роза скромна и прекрасна.
Художник изобразил её одну, как драгоценную избранницу своей души. Окружающие предметы для него совсем не важны. Мы не видим обстановки комнаты, даже очертаний стола, на котором стоит стакан с розой. И это позволяет ещё сильнее почувствовать трепетную красоту одинокого прекрасного цветка.
Роза у Врубеля- это почти мечта, розы у Машкова -это тоже символ души, души над которой одержал победу мир материальный (мир сорняков).
Вот такое внутреннее содержание у этих работ. Давайте посмотрим на эти работы рядом (слайд№9) и ответим на следующие вопросы( на слайде).
Скажите ребята, а какая работа вам больше понравилась и почему?
5 слайд
Роль цвета в натюрморте
- Что мы можем сказать о колорите?
- Помогает ли колорит в картине в передаче настроения?
6 слайд
Ван Гог «Подсолнухи».
Цвет полотен Ван Гога способен целиком завладеть вашим сознанием, произвести душевное смятение. Яркое , солнечное настроение художник передал с помощью цвета.
7 слайд
Мартирос Сарьян ¾«Плоды и овощи».
¾Чистые интенсивные цвета у Сарьяна вернулись к живому первоисточнику: земле, рощам, садам, плодам.
Композиция, то есть грамотное размещение предметов на листе; построение сквозного рисунка каждого предмета, передача его конструкции, пропорций предметов, соотношений по высоте, ширине, соразмерности предметов, расположения их к зрителю (ближе - дальше).
Композиция – одноплановая, многоплановая.
Формат – вертикальный, квадратный, горизонтальный.
Задание
Сравнить два натюрморта.
- Что необычного в этих натюрмортах?
Придумай название для натюрмортов.
Натюрморт не может быть составлен из случайно выбранных предметов.
К изображению натюрморта применяются определенные требования. И мы с вами сегодня лишь поверхностно познакомимся с ними.
Композиция натюрморта должна состоять из предметов, тематически связанных между собой ( если рядом с овощами поставить книгу или гипсовую статуэтку, то постановка будет выглядеть нелепой);
В состав натюрморта должны входить предметы, разнообразные по форме, величине, фактуре и цвету.
Прежде чем приступить к практической работе нам необходимо немножко отдохнуть.
ФИЗМИНУТКА.
Просмотр фрагмента мультфильма « Пластилиновая ворона» про натюрморт.
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу –
Знай, что это - натюрморт.
4.Практическая работа.
Рисуем на выбор два натюрморта – « Народные промыслы», « Овощи и фрукты».
5. Итог урока.
Экспресс-просмотр рисунков, анализ их достоинств.
- Кому удалось лучше передать сходство с натурой?
Организация выставки.
Уборка рабочих мест.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока и презентация к уроку и презентация к уроку
Разработка урока по родной (башкирской) литературе в 5 классе "Әсикмәк" и презентация к уроку...
Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»
Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...
Методическая разработка урока Тема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)
Методическая разработка урокаТема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)Место и роль урока в изучаемой теме _ данный урок второй в разделе «Морфология»Тип у...
Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ.
Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ...
Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Основы светской этики) 4-й класс, 2-е полугодие, урок №23 Тема урока: Совесть
Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о совести, как нр...
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"
Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""
Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...