Рабочая программа по изобразительному искусству с вариантом разновозрастного обучения
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме
Программа составлена на основе Примерной программы ФГОС НОО и может использоваться в малокомплектных школах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_izo_2011.doc | 184.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Томская область, Томский район
СИНЕУТЁСОВСКИЙ ФИЛИАЛ
МБОУ «Спасская СОШ»
643051, Томская область, Томский район, п. Синий Утес, ул. Парковая, 5
тел. 954-221, 954-210, факс: (382-2) 954-221
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Изобразительное искусство
1 - 4 класс
(с вариантом разновозрастного обучения)
Составил учитель
изобразительного искусства
ЛИСТОВА Вера Васильевна,
Высшая квалификационная категория
Сентябрь 2011 года
I. Пояснительная записка (уменьшила для пересылки)
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству и Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.
В процессе обучения детей в начальной школе решаются важнейшие задачи образования:
- формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
- воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;
- индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции).
Очень важную роль в процессе развития и воспитания личности играет предмет «Изобразительное искусство», так как он нацелен на формирование образного мышления и творческого потенциала детей, на развитие у них эмоционально-ценностного отношения к миру.
Общая характеристика учебного предмета
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом.
Совместно с остальными предметами учебной программы, ориентированными в основном на развитие рационально-логического типа мышления, изобразительное искусство обеспечивает становление целостного мышления ребенка.
Овладение младшими школьниками основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут при изучении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут необходимыми для применения в жизни и обучения в старших классах общеобразовательных учреждений.
Цель: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Изучение изобразительного искусства на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих задач:
- развивать способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
- способствовать освоению школьниками первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
- способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость и культуру восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственные и эстетические чувства; любовь к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Особенности курса
1) Сочетание иллюстративного материала с познавательным и с ориентированным на практические занятия в области овладения первичными навыками художественной и изобразительной деятельности.
Следует использовать для облегчения восприятия необходимой для освоения курса информации максимально имеющийся у детей жизненный опыт. При этом необходимо учить детей не стесняться эмоционально реагировать на объекты искусства, чувствовать образный строй произведений и осмысленно излагать и защищать свою точку зрения.
2) Последовательность, единство и взаимосвязь теоретических и практических заданий.
3) Творческая направленность заданий, их разнообразие, учёт
индивидуальности ученика, дифференциация по уровням выполнения, опора на проектную деятельность.
4) Практическая значимость, жизненная востребованность результата деятельности.
Процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что учащиеся в процессе обучения используют полученные знания во время выполнения конкретных практических и в то же время творческих заданий.
5) Воспитание в детях умения согласованно работать в коллективе.
Многие итоговые творческие задания могут быть выполнены только при условии разумно организованной работы группы учащихся, а возможно, и всего класса. В процессе выполнения этих работ каждый ребёнок учится осознавать важность своей роли в выполнении общего задания, уважать своих товарищей и продуктивно работать в группе.
Место предмета в учебном плане
В соответствии с базисным учебным планом курс «Изобразительное искусство» изучается с 1-го по 4-й класс по одному часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 135 часов.
Результаты освоения курса изобразительного искусства
Предметные результаты:
а) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
б) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;
в) ознакомление учащихся с терминологией и классификацией
изобразительного искусства;
в) первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой
культурой;
г) получение детьми представлений о некоторых специфических
формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.
Личностные результаты
а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему,
так и других людей;
в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
г) формирование духовных и эстетических потребностей;
д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной
деятельности;
е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.
Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
- Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя и самостоятельно.
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных алгоритмов, самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
- Уметь пользоваться языком изобразительного искусства: донести свою позицию до собеседника; оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
- Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
- Учиться согласованно работать в группе:
- учиться планировать работу в группе;
- учиться распределять работу между участниками проекта;
- понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
- уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
2. Тематическое планирование 1 – 4 классы
Восприятие произведений искусства. Азбука искусства. Значимые темы искусства 135 часов
Классы | Содержание курса | Тематическое планирование (Разбито только по содержанию) | Характеристика деятельности учащихся |
Восприятие произведений искусства 12 (10)* * - в скобках указаны часы по примерной программе Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры 4 (5) 16 (15) |
1 | Особенности художественного творчества: художник и зритель. Проявление художественной культуры вокруг нас. Отражение в произведениях искусства отношения к природе. Основы художественной грамоты. Линия, форма, цвет – средства художественной выразительности; ритм линий. | 1. Кто такой художник. 2. Отношение к природе. Настроение. 3. Композиция. 4. Новогодняя ёлка. | Воспринимать шедевры русского искусства. Овладевать основами языка графики, живописи, скульптуры, ДПИ. Создавать элементарные композиции (рисунок, орнамент). Наблюдать природу в разное время. Выражать свое отношение к произведениям изобразительного искусства. Изображать растения, животных, предметы. |
2 | Особенности художественного восприятия. Ведущие художественные музеи России. Отражение в произведениях искусства отношения к человеку. Основы художественной грамоты: ритм, объем, фактура, композиция, ритм пятен. | 1. Художник и зритель. 2. Отношение к человеку. Цвет и эмоции. 3. Пропорции и линейная перспектива. 4. Где живёт Дед Мороз. | Воспринимать и оценивать шедевры русского и мирового изобразительного искусства. Овладевать языком графики, живописи, скульптуры, ДПИ, художественного конструирования. Создавать композиции. Наблюдать природные явления и погоду в разное время года. Использовать элементарные правила перспективы, контраста. Изображать человека, сказочных героев. Участвовать в обсуждении содержания и произведений изобразительного искусства. |
3 | Отражение в произведениях искусства отношения к обществу. Основы художественной грамоты. Виды изобразительных (пластических) искусств. Композиция на плоскости (построение), ритм прерывистый, ритм цвета. | 1. Художник и общество. 2. Отношение к обществу. Чувства и идеи. 3. Контраст. Воздушная перспектива. 4. Сказки новогоднего леса. | Эмоционально воспринимать и оценивать произведения, виды изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, ДПИ). Создавать композиции на плоскости. Наблюдать и различать природные явления и их характер. Группировать и соотносить произведения разных искусств по характеру и эмоциональному состоянию. Использовать перспективу для построения городского пейзажа. Использовать композиционный центр. |
4 | Особенности художественного восприятия произведений искусства. Жанры изобразительного искусства. Фотография и произведения искусства: сходство и различие. Основы художественной грамоты. Композиция в пространстве. Ритм в декоративно-прикладном искусстве | 1. Главное в изобразительном искусстве. 2. Я и мой мир. 3. Композиционный центр. 4. Мы встречаем Новый год. | Знать виды и жанры живописи и их особенности, уметь их различать. Называть ведущие художественные музеи и художественные музеи своего региона. Создавать композиции в пространстве. Наблюдать и различать природные явления и эмоциональное состояние. Использовать правила перспективы для сюжетных сцен. Передавать с помощью ритма движение и эмоциональное состояние. Применять компьютерную графику, простейшие средства. |
Живопись 32 (30) |
1 | Живописные материалы. Красота и разнообразие природы. Основные и составные цвета спектра. Образы природы в живописи. Гуашевые и акварельные краски. | 1. Цветы для мамы. 2. Город солнца. 3. Гроза и ветер. Белое и чёрное. 4. Коллективная работа. Осенний букет. 5. Женские персонажи сказок. 6. Человек в полный рост. 7. Портрет друга. 8. Коллективная работа. Живое письмо. | Использовать различные средства живописи. Различать основные и составные цвета. Передавать с помощью цвета эмоциональное состояние. Учиться описывать живописные произведения. Передавать характерные черты внешнего облика, одежды. |
2 | Красота и разнообразие природы и человека. Теплые и холодные цвета, дополнительные и родственные. Образы природы и человека в живописи. Гуашь, акварель, пастель. | 1. Цветущий луг. 2. Сказочный дворец. 3. Веселый день. 4. Коллективная работа. Чудо-дерево. 5. Герой-богатырь. 6. Фигура человека в движении. 7. Портрет. 8. Коллективная работа. Спортивная площадка. | Эмоционально воспринимать образы персонажей произведений изобразительного искусства. Различать тёплые и холодные цвета. Передавать характер и эмоциональное состояние природы. Описывать живописные произведения. Понимать роль природных условий в характере традиционных культур. Передавать характерные черты украшений. |
3 | Разнообразие предметов, выраженное средствами живописи. Глухие и звонкие цвета. Выбор средств художественной выразительности для создания образа. Образ современника в живописи. | 1. Воздушные шары. 2. Изумрудный город. 3. Буря в горах. 4. Коллективная работа. Солнечный денёк. 5. Герои мифов. Греция. 6. Античность. Фигура человека. 7. Портрет мамы, бабушки. 8. Коллективная работа. Групповой портрет. | Овладевать основами цветоведения. Передавать с помощью цвета эмоциональное состояние персонажей литературных произведений. Учиться описывать живописные произведения с помощью изученных понятий. Передавать характерные черты внешнего облика человека, персонажей сказок, мифов. |
4 | Отражение эмоционального состояния человека в живописи. Цветовая гамма. Взаимодействие цветов. Описание средств художественной выразительности, применённых в произведениях искусства | 1. Разноцветные бабочки. 2. Сказочный город. 3. Закат в горах. 4. Коллективная работа. Веселый городок. 5. Герои восточного искусства. 6. Фигура богатыря. 7. Портрет солдата. 8. Коллективная работа. 33 богатыря. | Изображать портреты персонажей литературных произведений. Создавать уравновешенную цветовую композицию (Paint). Сравнивать и оценивать возможности традиционного изображения и компьютерной живописи. Описывать шедевры русского и мирового искусства. Различать сострадание, бескорыстие. |
Рисунок 32 (30) |
1 | Материалы для рисунка. Знакомство с приемами работы с различными графическими материалами. Использование простых форм для создания выразительных образов. | 1. Линии. Какие они бывают. 2. Линии и форма. 3. Геометрические фигуры. 4. Симметрия. 5. Черное на белом. 6. Силуэт. 7. Бабочки. Стрекозы. 8.Коллективная работа. Морозные узоры. | Определять характер линий, их тип. Исследовать характер линий в работах художников. Различать геометрические фигуры, какими фигурами они образованы. Отличать симметричные предметы от ассиметричных. |
2 | Применение различных приемов работы графическими материалами. Роль рисунка в искусстве. | 1. Наброски карандашом. Деревья. 2. Рама для картины. 3. Гравюры. 4. Графические иллюстрации. 5. Рисунок со штриховкой. 6. Объем и форма в графике. 7. Сказочные птицы. 8. Коллективная работа. Резные окна. | Работа цветными карандашами. Понимать значение рамы в оформлении произведения. Представлять технику выполнения ксилографии. Использовать возможности цветной графики. |
3 | Красота и разнообразие человека, природы, выраженные средствами графики. | 1. Линия, пятно, штрих. 2. Графические иллюстрации. 3. Люди и лица. Мимика. 4. Лубок. Цветная графика. 5. Натюрморт в графике. 6. Форма. Тон. Светотень. 7. Сказочный зверь. 8. Коллективная работа. Рисунок на скале. | Создавать графическими средствами выразительные образы природы, животных. Анализировать, сравнивать форму предмета. |
4 | Красота и разнообразие зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Природные и геометрические формы | 1. Лес и линии. 2. Графический натюрморт. Геометрические тела. 3. Графический портрет. 4. Коллективная работа. Узоры на рамках. 5. 6. Здание. Композиция. 7. Сказочные облака. 8. Коллективная работа. Веселый алфавит. | Изображать предметы различной формы графическими материалами. Использовать простые формы для создания выразительных образов. |
Скульптура 12 (15) |
1 | Материалы для скульптуры. Приемы работы с пластилином. | 1. Объем и плоскость. 2. Природные и геометрические формы. 3. Коллективная работа. Корзина из леса. | Использовать простые формы для создания выразительных образов в скульптуре. Использовать объем на плоскости для передачи выразительности. |
2 | Объем – основа языка скульптуры. | 1. Объем и пространство. 2. Лепим сказочных персонажей. 3. Коллективная работа. Домашние животные. | Моделировать с помощью трансформации природных форм различные образы в объеме. Использовать декоративные элементы для украшения фантастических образов. |
3 | Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры | 1. Сходство и контраст форм. 2. Лепим человека. 3. Коллективная работа. | Использовать растительные узоры для украшения фантастических и реальных образов. Уметь выбирать различные художественные материалы для создания скульптуры. |
4 | Основные темы скульптуры. Роль материалов в создании выразительности образов. | 1. Объемные композиции. 2. Трансформация объемных фигур. 3. Коллективная работа. Гараж. | Выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного художественного замысла. Понимать роль пластических искусств в повседневной жизни, в организации окружения. |
Художественное конструирование и дизайн 16 (15) |
1 | Материалы для художественного конструирования. | 1. Аппликация. 2. Домики зверей и птиц. 3. Оригами. 4. Посуда. Чашка. | Эстетически оценивать предметы быта, наблюдать постройки птиц, насекомых, зверей. |
2 | Материалы для художественного моделирования. Приемы работы при создании моделей. | 1. Дизайн. Ковёр. 2. Природный конструктор. Паутинка. 3.Оригами. 4. Посуда. Чайник. | Эстетически оценивать произведения художественной культуры мира. Различать разнообразие форм предметного мира. |
3 | Создание выразительных образов элементарными приемами работы, используя материалы для художественного конструирования | 1. Простые геометрические тела. Развёртки. 2. Домик для куклы. 3. Оригами. 4. Телефон. | Наблюдать и понимать многообразие видов художественной деятельности человека, связанной с моделированием и конструированием (предметы быта, посуда и т.д.) |
4 | Возможность использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека | 1. Перевод плоскости в объем. 2. Конструируем транспорт. 3. Оригами. 4. Конструируем костюм. | Видеть и понимать многообразие, связанное с моделированием, конструированием одежды. |
Декоративно-прикладное искусство 24 (20) |
1 | Истоки ДПИ и его роль в жизни человека. Народная культура в украшении игрушек. Декоративные формы в природе. | 1. Узор в полосе. 2. Украшение вокруг нас. 3. Игрушки нашего народа. 4. Эскиз росписи посуды. 5. Коллективная работа. Посуда на кухне. 6. Подарок маме. | Иметь представление о филимоновском, дымковском, богородском народных промыслах. Узнавать знаково-символический язык ДПИ. Представлять стилистику произведений народно-художественных промыслов. Изготавливать эскизы игрушек. |
2 | Природные условия и традиции культуры народа. Народные промыслы. Декоративные формы в природе (цветы). | 1. Составление узора по схеме. 2. Русская народная роспись. 3. Хохлома. Жар-птица. 4. Роспись предметов быта. 5. Коллективная работа. Волшебные птицы. 6. Подарок маме. | Различать и понимать знаково-символический язык ДПИ. Понимать стилизацию форм для создания орнамента. Эмоционально откликаться на красоту сцен быта и труда народа, отраженных в ДПИ. |
3 | Характер традиционной культуры народов. Народная культура в украшении орудий труда. Иллюстрации былин, сказаний. Декоративные формы в природе (бабочки). | 1. Ковёр из растительных элементов. 2. Роспись по образцам. 3. Гжель. Зимние цветы. 4.Эскиз росписи игрушки. 5. Коллективная работа. Веселая карусель. 6. Подарок маме. | Осознавать, что архитектура и ДПИ украшают повседневную жизнь человека. Изготавливать модели игрушек по мотивам народных промыслов. Изображать многофигурные сцены Народный праздник. |
4 | Образ человека в традиционной культуре. Народная культура в украшении жилища, костюма. Иллюстрации сказок и песен. Декоративные формы в природе (снежинки, морозные узоры) | 1. Композиция «Движение». 2. Украшаем и раскрашиваем 3. Городецкие узоры. 4. Украшаем домик резьбой. 5. Коллективная работа. На ярмарке. 6. Подарок маме. | Использовать стилизацию форм для создания орнамента. Передавать в собственной художественной творческой деятельности специфику стилистику произведений народных художественных промыслов на примере местных условий. Составлять эскизы орнамента средствами компьютерных технологий. Ярмарка изделий промыслов. |
Итого 132 часов + 3 часа – резерв. |
В условиях разновозрастных групп, созданных для преподавания изобразительного искусства в 1-4 классах малокомплектной школы, разработан вариант на основе линейного принципа формирования содержания образования и сквозного тематического планирования.
К особенностям этого варианта можно отнести следующие:
- содержание образования разбито на комплексные содержательные блоки исходя из требований к уровню подготовки окончивших начальную школу;
- учтены общие воспитательные и образовательные задачи по объединяющим темам;
- предусмотрена возможность проследить развитие учащихся по конечному результату в каждом содержательном комплексном блоке по классам, по четвертям и по учебным годам;
- соблюден принцип последовательности – новое опирается на предыдущее и вытекает из него;
- выдержана системность комплексных содержательных блоков и тем.
Содержание рабочей программы разбито на 8 блоков с учетом времени четвертей учебного года.
Тематическое планирование с учетом уроков по четвертям
Комплексные блоки, виды деятельности на уроке | К л а с с ы |
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Урок | Урок | Т е м ы у р о к о в |
1 четверть | Богатство и разнообразие художественной культуры 4 часа | 1 | 1 | Кто такой художник. | Художник и зритель. | Художник и общество. | Главное в ИЗО. |
Живопись 4 х 4 = 16 часов | 2 | 1 | Цветы для мамы. | Цветущий луг. | Воздушные шары. | Разноцветные бабочки. |
3 | 2 | Город солнца. | Сказочный дворец. | Изумрудный город. | Сказочный город. |
4 | 3 | Гроза и ветер, белое и черное. | Веселый день. | Буря в горах. | Закат в горах. |
5 | 4 | Коллективная работа. | Коллективная работа. | Коллективная работа. | Коллективная работа. |
Рисунок 4 х 4 = 16 часов | 6 | 1 | Линии. Какие они бывают. | Наброски карандашом. Деревья. | Линия, пятно, штрих. | Лес и линии. |
7 | 2 | Линии и форма. | Рама для картины. | Графические иллюстрации. | Графический натюрморт. |
8 | 3 | Геометрические фигуры. | Гравюры. | Люди и лица. Мимика | Графический портрет. |
9 | 4 | Симметрия. | Графические иллюстрации. | Лубок. Цветная графика. | Коллективная работа. |
2 четверть | Конструирование и дизайн 4 х 4 = 16 часов | 10 | 1 | Аппликация. | Ковёр. Дизайн. | Простые геометрические тела. Развёртки. | Перевод плоскости в объем. |
11 | 2 | Домики зверей и птиц. | Природный конструктор. Паутинка. | Домик. | Конструируем транспорт. |
12 | 3 | Оригами. | Оригами. | Оригами. | Оригами. |
13 | 4 | Посуда. Чашка. | Посуда. Чайник. | Телефон. | Костюм. |
Восприятие произведений искусства 3 х 4 = 12 часов | 14 | 1 | Отношение к природе. Настроение. | Отношение к человеку. Цвет и эмоции. | Отношение к обществу. Чувства и идеи. | Я и мой мир. |
15 | 2 | Композиция. | Пропорции и линейная перспектива. | Контраст. Воздушная перспектива. | Композиционный центр. |
16 | 3 | Новогодняя ёлка. | Где живёт Дед Мороз. | Сказки новогоднего леса. | Мы встречаем новый год. |
3 четверть | Декоративно-прикладное искусство 6 х 4 = 24 часов | 17 | 1 | Узор в полосе. | Составление узора по схеме. | Ковёр из растительных элементов. | Композиция «Движение». |
18 | 2 | Украшения вокруг нас. | Русская народная роспись. | Роспись по образцам. | Украшаем и раскрашиваем. |
19 | 3 | Игрушки нашего народа. | Хохлома. Жар-птица. | Гжель. Зимние цветы. | Городецкие узоры. |
20 | 4 | Эскиз росписи посуды | Роспись предметов быта. | Эскиз росписи игрушки. | Украшаем домик резьбой. |
21 | 5 | Коллективная работа. | Коллективная работа | Коллективная работа. | Коллективная работа. |
22 | 6 | Подарок маме. | Подарок маме. | Подарок маме. | Подарок маме. |
Рисунок 4 х 4 = 16 часов | 23 | 1 | Черное на белом. | Рисунок со штриховкой. | Натюрморт из геометрических тел. | Здание. Композиция. |
24 | 2 | Силуэт | Объем и форма в графике. | Форма. Тон. Светотень. | Здание. Композиция. |
25 | 3 | Бабочки. Стрекозы. | Сказочные птицы. | Сказочный зверь. | Сказочные облака. |
26 | 4 | Коллективная работа. | Коллективная работа. | Коллективная работа. | Коллективная работа. |
4 четверть | Живопись 4 х 4 = 16 часов | 27 | 1 | Женские персонажи сказок. | Герой-богатырь. | Герои мифов. Греция. | Герои восточного искусства. |
28 | 2 | Человек в полный рост. | Фигура человека в движении. | Античность. Фигура человека. | Фигура богатыря. |
29 | 3 | Портрет друга. | Портрет. | Портрет мамы, бабушки. | Портрет солдата. |
30 | 4 | Коллективная работа. | Коллективная работа. | Коллективная работа. | Коллективная работа. |
Скульптура 3 х 4 = 12 часов | 31 | 1 | Объем и плоскость. | Объем и пространство. | Сходство и контраст форм. | Объемные композиции. |
32 | 2 | Природные и геометрические формы. | Лепим сказочных персонажей. | Лепим человека. | Трансформация объемных форм. |
33 | 3 | Коллективная работа. | Коллективная работа. | Коллективная работа. | Коллективная работа. |
Итого 132 часа + 3 часа резерв на 1 – 4 классы |
3. Методические рекомендации
Разновозрастные группы на уроках изобразительного искусства могут формироваться согласно учебному плану с учетом принципа комплектования класс-комплектов. Желательно соединять классы с равным количеством учащихся таким образом, чтобы количество детей не превышало нормы наполняемости кабинета согласно СанПиНов.
Необходимо продумать систему ресурсного обеспечения: наличие технических средств обучения, репродукций произведений изобразительного искусства, произведения декоративно-прикладного искусства, натурный фонд, художественные фотографии, детские работы, как примеры выполнения творческих заданий и др. Наличие телевизора и видеотеки является хорошей помощью в создании зрительного образа художественных произведений, проведении заочных экскурсий в музеи. Наглядный набор специальных терминов и названий в изобразительном искусстве (таблички с надписями «перспектива», «колорит», «декор» и др.) поможет развитию зрительной памяти.
Основной формой организации работы в разновозрастных группах на уроках изобразительного искусства является индивидуальная работа и работа в микро группах разной численности. Дети на уроках могут обсуждать план выполнения задания учителя, анализировать результаты своей работы и работы товарищей, быть экскурсоводами по своим работам в воображаемой картинной галерее и т.д.
При объединении видов деятельности по темам на одном уроке в разновозрастной группе существуют свои особенности:
- необходимо осуществлять подготовку по темам, близким по содержанию, просматривать дополнительную литературу по одной тематике; легче осуществлять подбор наглядности; игровой материал для физкультминутки может быть одинаковым;
- при введении в тему занятий, знания более старшего класса можно использовать в качестве новых знаний для младших. В случае затруднения на уроке младший школьник может обратиться за помощью к старшим. Детям легче переключаться с работы учителя на самостоятельную, когда речь на уроке идёт по близким темам. Те, кто отвлёкся от работы, слышат, что разговор идет на близкую им тему;
- возрастает роль не только содержания образования, но и способов организации деятельности на уроках изобразительного искусства, что имеет большое воспитательное значение.
Работу в разновозрастной группе по изобразительному искусству с каждым классом можно разделить на четыре этапа:
- Проверка выполнения самостоятельной работы дома (подготовка к уроку или проверка работ, которые не успели сделать на предыдущем уроке).
- Введение в тему занятий, построение плана выполнения следующей работы.
- Самостоятельная работа, работа в группах или коллективная работа.
- Обобщение и обсуждение деятельности и итогов урока.
Перед уроком следует подумать об организации рабочего пространства кабинета, как поставить столы в зависимости от вида работы: самостоятельная, в группах или парах.
Оборудование
Учебные столы, с возможностью установки наклона рабочей плоскости и размещения красок и инструментов.
Тумбочка на колесах для технических средств обучения.
Доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления и зажима для плакатов).
Стеллажи для хранения детских работ, художественных материалов, методического фонда, натурного фонда.
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Телевизор.
Видеомагнитофон (DVD).
Компьютер с проектором. Экран.
ТАБЛИЦЫ (комплекты):
Хохлома, Гжель, Урало-сибирская роспись, Полхов-Майдан, Мезенская роспись
Дымковская игрушка, Жостово.
Введение в цветоведение, 16 штук.
Декоративно-прикладное искусство, 12 штук.
Репродукции художественных произведений отечественных и зарубежных художников.
МЕДИАТЕКА
Интерактивные (диски CD и DVD) с презентациями для проведения уроков изобразительного искусства.
МЕТОДИЧЕСКИЙ ФОНД
Коллекция изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
Репродукции картин разных художников.
Муляжи для рисования (2 набора).
Коллекция бабочек для рисования.
Серии фотографий и иллюстраций природы.
Фотографии и иллюстрации животных.
Тела геометрические (1 набор).
Предметы для натурной постановки (кувшины, часы, вазы и др.).
Таблицы последовательного рисования по темам и классам (в папках).
Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.
ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ
Коллекция для видео «Чудеса Света»
Коллекция для видео «Музеи России. Эрмитаж»
Коллекция видео «Виды и жанры изобразительного искусства»
Литература
1. Программные документы:
- Федеральный стандарт начального общего образования по изобразительному искусству, 2009 год.
- Примерная программа начального общего образования по изобразительному искусству, 2009 год.
- Программа личностного развития и формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального образования, под редакцией А.А. Вахрушева, А.В. Горячева, Д.Д. Данилова.
- Методические рекомендации по написанию учебных программ по предметам.
- Оценка качества подготовки выпускников начальной школы по изобразительному искусству.
2. Учебно-методическая литература:
- Губанова Е.И. Декоративно-прикладное искусство на уроке изобразительного и трудового обучения // Начальная школа – 2004.
- Искусство в жизни детей / сост. А.П. Ершова, Е.А. Захарова. – М.: Просвещение, 1998.
- Косминская В.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. – М.: Просвещение, 1987.
- Павлова Н.Н. Знакомство младших школьников с произведениями изобразительного искусства // Начальная школа. – 1997.
- Сайбединов А.Г. Диалоги с душой. Изобразительное искусство в школе.- Томск: Изд-во «Дельтаплан», 2001.
- Толстых В.И. Эстетическое воспитание. – М.: Просвещение, 1984.
- Шорохов Е.В. Тематическое рисование в школе. – М.: Просвещение, 1975.
- Я познаю мир: Культура / сост. Н.В.Чудакова. – М.: АСТ – ЛТД. 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса (обучение на дому).
Рабочая программа разработана на основе программ для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида под редакцией И.М.Бгажноковой. Программа расчитана на 34 часа. Прилагается календарно...
Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству для детей с РАС вариант 8.2
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» разработана для......... (ребёнка с расстройством аутистического спектра) на основе примерной адаптированной основной общеобразовате...
Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс вариант 7.1 УМК "Перспектива"
Адаптированная рабочая программа составлена для обучающегося третьего класса общеобразовательной четырехлетней начальной школы в соответствии с вариантом 7.1 Федерального государственного образо...
Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся с ЗПР, вариант 7.1. , 1 класс, УМК "Школа России"
Примерная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования(ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ и примерной адаптированной основной ...
Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся с ТНР (вариант 5.1) 2 класс
Содержание Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного курсаМесто учебного курса в учебном планеОписание ценностных ориентиров содержания учебного курсаЦелевые ориентиры освоения учебного курса...
Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству (вариант 7.2) для 4 класса.
Разработана для обучающегося 4 класса с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), по программе для детей с задержкой психического развития (ЗПР) (вариант 7.2) и составлена в соответст...
Рабочая программа по изобразительному искусству 1-5 класс ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями вариант 1
Рабочая программа по изобразительному искусству 1-5 класс ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями вариант 1...