Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс УМК "Планета знаний"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме

Сальникова Полина Васильевна

..

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ ООШ с. Докторово

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

«Изобразительное искусство»  4 класс

 

Составитель:

 Сальникова Полина Васильевна

        учитель начальных классов,

                                                          1 квалификационная категория    

2012-13 учебный год

Н. М. Сокольникова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

 

Пояснительная записка

Программа по изобразительному искусству разработана с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Содержание программы «Изобразительное искусство» соответствует следующим целям:

  1. приобщение школьников к миру изобразительного искусства, развитие их творчества и духовной культуры;
  2. освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребёнка;
  3. воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к её традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Реализация целей программы рассматривается в связи с системой функций предмета «Изобразительное искусство»:

  1. эмоционально-развивающая функция, состоящая в воздействии искусства на эмоционально-чувственную сферу личности, способствующая обогащению этой сферы, развитию эмоциональной отзывчивости личности на произведения искусства как на отражение человеческих переживаний, эмоций, чувств;
  2. ценностно-ориентационная функция, позволяющая учащимся использовать приобретённые художественные знания, умения и навыки для самостоятельной ориентации в художественной культуре, в окружающей их социокультурной среде по высшим духовно-нравственным и эстетическим критериям;
  3. арт-терапевтическая, состоящая в коррекции негативных психологических состояний и оздоровлении учащихся в процессе организации их художественной деятельности;
  1. информационная функция, обеспечивающая расширение общего и художественного информационного пространства через освоение учащимися основных источников и каналов информации об искусстве (в том числе аудиовизуальных, компьютерных, текстовых и др.).

Программа «Изобразительное искусство» позволяет решать следующие задачи:

  1. сформировать первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
  2. сформировать познавательный интерес и положительное отношение к изобразительному искусству, народному и декоративно-прикладному искусству, архитектуре и дизайну;
  3. ознакомить с шедеврами русского и зарубежного изобразительного искусства;

—сформировать эстетическое восприятие произведений искусства; эстетическое отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

  1. сформировать представления о видах и жанрах изобразительного искусства, в том числе об архитектуре, дизайне как видах искусства, об основных видах народного и декоративно-прикладного искусства;
  2. сформировать практические умения и навыки в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; обучить пониманию языка графики, живописи, скульптуры, умению анализировать средства художественной выразительности произведений искусства;
  3. обучить теоретическим и практическим основам рисунка, живописи, композиции, лепки;
  4. обучить основам народного и декоративно-прикладного искусства;
  5. обучить основам дизайна (элементам проектирования, конструирования, макетирования и моделирования; чувству стиля);
  6. развить у школьников способность выражать в творческих работах своё отношение к окружающему миру;
  7. обучить элементарным умениям, навыкам, способам художественной деятельности;
  8. обучить основным средствам художественной выразительности (линия, пятно, цвет, колорит, фактура, тон, композиция, ритм, гармония и др.), необходимым для создания художественного образа;
  1. обучить способам изображения растений, животных, пейзажа, портрета и фигуры человека на плоскости или в объёме;

—        развить творческое воображение, художественное мышление, зрительную память, пространственные представления, изобразительные способности;

  1. развить эмоционально-эстетическую и нравственную сферы личности.

Основные разделы программы

В программе выделены следующие структурные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что даёт возможность постепенно расширять и усложнять его с учётом конкретного возрастного этапа: «Мир изобразительного искусства», «Мир народного искусства», «Мир декоративного искусства», «Мир архитектуры и дизайна». Учащиеся получают представление обо всех видах пластических искусств. Изучаются их ценностные аспекты и закономерности, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации.

  1. класс

Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 4 класс. Учебник. — М.: АСТ, Астрель.

Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 4 класс. Рабочая тетрадь. — М.: АСТ, Астрель.

Н.М. Сокольникова. Обучение в 4 классе по учебнику «Изобразительное искусство». — М.: АСТ, Астрель.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

4 класс (34 ч)

«Мир изобразительного искусства» (15 ч)

«Путешествие в мир искусства» (1 ч). Знакомство с необычными художественными музеями.

«Виды и жанры изобразительного искусства» (13 ч). Анималистический жанр. Исторический жанр. Батальный жанр. Бытовой жанр. Пейзаж. Портрет. Натюрморт. Книжная графика. Каллиграфия. Компьютерная графика.

«Мир декоративного искусства» (8 ч)

Художественная керамика и фарфор. Художественное стекло и хрусталь. Художественный металл. Художественный текстиль.

«Мир народного искусства» (7 ч)

Лаковая миниатюра (Палех, Мстёра, Холуй). Русское кружево. Резьба по кости. Тульские самовары и пряники. Народный костюм.

«Мир архитектуры и дизайна» (4 ч)

Бионическая архитектура. Бионические формы в дизайне. Дизайн костюма. Фитодизайн.

Основные задачи обучения и развития:

  1. продолжение освоения выразительных возможностей графических материалов, различных способов штриховки графитными и цветными карандашами, фломастерами, пером и тушью, пастельными мелками, углем, сангиной и др.;
  2. продолжение освоения живописных приёмов (по-сырому, лессировка, раздельный мазок, от пятна и др.) и способов применения смешанной техники работы разнообразными художественными материалами (акварель с белилами, акварель и штриховка тушью, гратография и др.);
  3. продолжение освоения правильной передачи пропорциональных соотношений фигуры человека и животных;
  4. продолжение изучения способов передачи пространства на плоскости листа (изучение основ линейной и воздушной перспективы);
  1. изучение основ светотени;
  1. продолжение освоения цветоведения, изучение и составление гармоничных цветовых сочетаний, освоение колористической живописи, изучение особенностей выступающих и отступающих цветов;
  2. формирование умения передавать движение в композиции;
  3. продолжение формирования умения точно передавать в тематической композиции, иллюстрации сюжет, создавать выразительные образы;
  4. развитие умения выбирать формат композиции в зависимости от замысла, выделять один или несколько композиционных центров;
  5. продолжение знакомства с традиционными народными художественными промыслами (Федоскино, Палех, Мстёра, Касли, Вологда);
  6. знакомство с традиционными орнаментами и костюмами народов России;
  7. продолжение обучения умению создавать эскизы и модели объектов дизайна на основе растительных и животных форм.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу 4 класса

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

        осознание изобразительного искусства как способа познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека;

        представления о роли искусства в жизни человека;

        восприятие изобразительного искусства как части национальной культуры;

        положительная мотивация и познавательный интерес к изучению классического и современного искусства; к знакомству с выдающимися произведениями отечественной художественной культуры;

        понимание богатства и разнообразия художественных средств для выражения эмоционально-ценностного отношения к миру;

        основы эмоционально-ценностного, эстетического отношения к миру, явлениям жизни и искусства, понимание красоты как ценности.

Учащиеся получат возможность для формирования:

        устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры;

        понимания ценности искусства в сотворении гармонии между человеком и окружающим миром;

        понимания героизма и нравственной красоты подвига защитников Отечества, запечатлённого в произведениях отечественной художественной культуры;

        потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

        эстетических чувств при восприятии произведений искусства и в процессе выполнения творческих работ (графических, живописных, декоративных и дизайнерских);

        восприятия и оценки произведений изобразительного, декоративного и народного искусства, дизайна и архитектуры;

        художественного вкуса, развития интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты;

        способности выражать в творческих работах своё отношение к окружающему миру;

        понимания причин успеха в творческой деятельности; способности к самооценке.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

        различать основные жанры (портрет, пейзаж, натюрморт, исторический, батальный, бытовой, анималистический) произведений изобразительного искусства и его виды: графика (книжная графика, каллиграфия, компьютерная графика), живопись, скульптура;

        называть ведущие художественные музеи России и мира; ^   различать и называть цвета цветового круга (12 цветов),

основные и составные цвета, тёплые и холодные цвета; применять эти цвета в творческой работе;

        применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и лепке (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах; иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

        правильно и выразительно использовать в работе разнообразные графические материалы (различные способы штриховки графитными и цветными карандашами, фломастерами, пером и тушью, пастельными мелками, углем, сангиной и др.) и живописные приёмы (по-сырому, лессировка, раздельный мазок, от пятна и др.), а также способы применения смешанной техники работы разнообразными художественными материалами (акварель с белилами, акварель и штриховка тушью, гратография

идр.);

        выполнять наброски, эскизы, учебные и творческие работы с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках;

        изображать с натуры и по памяти отдельные предметы, группы предметов, человека, фрагменты природы, интерьера, архитектурных сооружений;

^ передавать объёмное изображение формы предмета с помощью светотени;

        использовать пропорциональные соотношения при изображении лица и фигуры человека;

        изображать глубину пространства на плоскости с помощью элементов линейной и воздушной перспективы;

        передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами, выстраивать последовательность событий, выделять композиционный центр;

        определять (узнавать), группировать произведения традиционных народных художественных промыслов (Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома, Гжель, Пол-хов-Майдан, Мезень, Каргополь, Жостово, Богородское, Скопин, Вологда, Палех, Федоскино, Павловский Посад и др.);

        изготавливать изделия в традициях художественных промыслов;

        выполнять несложные модели дизайнерских объектов и доступные архитектурные макеты;

        выражать в творческой деятельности своё отношение к изображаемому через создание художественного образа.

Учащиеся получат возможность научиться:

        сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства) с целью выявления средств художественной выразительности произведений;

        узнавать и называть отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников;

        использовать выразительные возможности выступающих и отступающих цветов; подбирать гармоничные цветовые сочетания из 2, 3 и 4 цветов по цветовому кругу, выразительно использовать их в творческой работе;

        использовать язык графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности;

        передавать с помощью ритма движение и эмоциональное состояние в композиции;

        моделировать образы животных, человека и предметов на плоскости и в объёме;

        выполнять ассоциативные рисунки и лепку;

•        различать и называть центры традиционных народных художественных промыслов России, художественные особенности создания формы в зависимости от традиционной технологии народного промысла, взаимосвязь народного орнамента и формы изделия, выразительные возможности цветового решения в разных школах народного мастерства, зависимость колористического решения художественной вещи от традиционной технологии её изготовления;

        использовать стилизацию форм для создания орнамента;

        создавать средствами компьютерной графики выразительные образы природы, человека, животного (в программе Paint).

        оценивать произведения искусства (выражать собственное мнение) при рассмотрении репродукций, слайдов, посещении декоративных и дизайнерских выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества

и др.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные Учащиеся научатся:

        самостоятельно выполнять художественно-творческую работу;

        планировать свои действия при создании художественно-творческой работы;

        следовать при выполнении художественно-творческой работы инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия;

        руководствоваться определёнными техниками и приёмами при создании художественно-творческой работы;

        определять критерии оценки работы, анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественно-творческой работы по выбранным критериям.

Учащиеся получат возможность научиться:

        ставить собственные цели и задачи при создании творческой работы;

        осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении художественно-творческих задач;

        осуществлять самостоятельную художественно-творческую деятельность;

        осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результатам самостоятельной художественно-творческой деятельности;

        вносить необходимые коррективы в ходе выполнения художественно-творческих работ;

        анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественно-творческой работы с учётом разных критериев.

Познавательные

Учащиеся научатся:

        находить нужную информацию, используя словари учебника, дополнительную познавательную литературу справочного характера;

        наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональное состояние;

        использовать знаково-символические средства цветовой гаммы в творческих работах;

        устанавливать и объяснять причину разного изображения природы (время года, время суток, при различной погоде);

        различать многообразие форм предметного мира;

        сравнивать произведения изобразительного искусства по заданным критериям, классифицировать их по видам и жанрам;

        группировать и соотносить произведения разных искусств по характеру и эмоциональному состоянию;

        выполнять несложные модели дизайнерских объектов;

        выстраивать в композиции сюжет, смысловую связь между объектами, последовательность событий;

        конструировать по свободному замыслу.

Учащиеся получат возможность научиться:

        осуществлять поиск необходимой информации по разным видам искусства, используя справочно-энциклопе-дическую литературу, учебные пособия, фонды библиотек и Интернет;

        анализировать приёмы изображения объектов, средства выразительности и материалы, применяемые для создания декоративного образа;

        моделировать образы животных, человека и предметов на плоскости и в объёме при выполнении дизайнерских объектов, архитектурных макетов;

        сопоставлять формы природных объектов с формами окружающих предметов;

        использовать знаково-символические средства цветовой гаммы, языка графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности;

        понимать роль художника в театре, понимать символический язык театральной декорации, созданной художником;

        узнавать и различать характерные черты некоторых культур мира (Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия).

Коммуникативные

 Учащиеся научатся:

        высказывать собственное мнение о художественно-творческой работе;

        задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и художественно-выразительным средствам;

        учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при создании художественно-творческой работы в группе;

^   договариваться и приходить к общему решению;

        владеть монологической формой речи, уметь рассказывать о художественных промыслах народов России;

        владеть диалогической формой речи, уметь дополнять или отрицать суждение, приводить примеры.

Учащиеся получат возможность научиться:

        оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

        задавать вопросы на понимание использования основных средств художественной выразительности, технических приёмов, способов; вопросы, необходимые для организации работы в группе;

        аргументировать собственную позицию и координировать её с позиций партнеров при выработке решений творческих задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса по программе "Планета Знаний"

Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса общеобразовательной школы разработана на основе авторской  программы Н.М. Сокольникова (Программы общеобразовательных учреждений...

Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс УМК "Планета знаний"

Рабочая программа "Изобразительное искусство" (3 класс) УМК "Плпнета знаний" (пояснительная записка, основное содержание программы, требования к уровню подготовки обучающихся, требования к оценки знан...

Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...

Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса , УМК "Планета знаний"

Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса , УМК "Планета знаний" расчитана для учителей начальных классов.   Рабочая программа по изобразительному искусству ориентир...

Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса по программе "Планета Знаний"

     Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса составлена на основе  Примерной основной  образовательной программы начального общего образования...