Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса по программе "Планета Знаний"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме

Дьякова Ольга Николаевна

       Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса составлена на основе  Примерной основной  образовательной программы начального общего образования по изобразительному искусству М.:АСТ:Астрель,2011 рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации,   Концепции и рабочей  программы курса «Изобразительное искусство» УМК «Планета знаний для 1-4  классов общеобразовательных школ» «Изобразительное искусство» автор Н.М. Сокольникова.            

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya-programma-po-izo-1-4-klassy_.docx69.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная

школа с. Орловское

РАССМОТРЕНО

на заседании МО нач. кл.

протокол № ___

 от  «____» _________2015 г.

руководитель МО

____________ Дьякова О.Н.

ПРОВЕРЕНО:

зам. директора по УВР  МОУ-СОШ с. Орловское

Литневская А.А.

____________________

 «____» __________2015 г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОУ-СОШ

с. Орловское

Бахтиева Р.Э.

___________________

  «____» ____________2015 г.

Рабочая программа

по изобразительному искусству

для учащихся 1 класса

на основе  «Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы.

Учебно – методический комплект «Планета знаний» М.:АСТ Астрель

Н. М. Сокольникова

(1 час в неделю)

Срок реализации программы: 2015– 2016 гг.

Уровень обучения: базовый

Количество часов: 33 часа

Составитель: учитель начальных классов 1 квалификационной категории МОУ- СОШ с. Орловское Марксовского района Саратовской области  

Дьякова Ольга Николаевна

2015 г.

            1. Пояснительная записка

             Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе  Примерной основной  образовательной программы начального общего образования по изобразительному искусству М.:АСТ:Астрель,2011 рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации,   Концепции и рабочей  программы курса «Изобразительное искусство» УМК «Планета знаний для 1-4  классов общеобразовательных школ» «Изобразительное искусство» автор Н.М. Сокольникова.

            Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 года, регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 года № 1241, зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707) и приказом Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. № 2357, зарегистрирован в Минюсте России 12 декабря 2011 г., регистрационный номер № 22540).
  • Программы общеобразовательных учреждений: Начальная школа: 1 класс. Учебно- методический комплект «Планета знаний»: примерная основная образовательная программа (сборник).  М.: АСТ: Астрель, 2011;
  • Программа курса «Изобразительное искусство», автор: Н.М.Сокольникова

Содержание программы «Изобразительное искусство» соответствует следующим целям:

  • приобщение школьников к миру изобразительного искусства, развитие их творчества и духовной культуры;
  • освоение  первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном,  архитектуре,  дизайне;  о  формах  их  бытования  в повседневном окружении ребёнка;
  • воспитание  эмоциональной  отзывчивости и  культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к её традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Реализация целей программы рассматривается в связи с системой функций предмета «Изобразительное искусство»:

  • эмоционально-развивающая функция, состоящая в воздействии искусства на эмоционально-чувственную сферу личности, способствующая обогащению этой сферы, развитию эмоциональной отзывчивости личности на произведения искусства как на отражение человеческих переживаний, эмоций, чувств;
  • ценностно-ориентационная функция, позволяющая учащимся использовать приобретённые художественные знания, умения и навыки для самостоятельной ориентации в художественной культуре, в окружающей их социокультурной среде по высшим духовно-нравственным и эстетическим критериям;
  • арт-терапевтическая, состоящая в коррекции негативных психологических состояний и оздоровлении учащихся в процессе организации их художественной деятельности;
  • информационная функция, обеспечивающая расширение общего и художественного информационного пространства через освоение учащимися основных источников и каналов информации об искусстве (в том числе аудиовизуальных, компьютерных, текстовых и др.).

Программа «Изобразительное искусство» позволяет решать следующие задачи:

  • сформировать первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
  • сформировать познавательный интерес и положительное отношение к изобразительному искусству, народному и декоративно-прикладному искусству, архитектуре и дизайну;
  • ознакомить с шедеврами русского и зарубежного изобразительного искусства;
  • сформировать эстетическое восприятие произведений искусства; эстетическое отношение к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
  • сформировать представления о видах и жанрах изобразительного искусства, в том числе об архитектуре,  дизайне как видах искусства,  об основных видах народного и декоративно-прикладного искусства;
  • сформировать практические умения и навыки в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; обучить пониманию языка графики, живописи, скульптуры, умению анализировать средства художественной выразительности произведений искусства;
  • обучить теоретическим и практическим основам рисунка, живописи, композиции, лепки;
  • обучить основам народного и декоративно-прикладного искусства;
  • обучить основам дизайна (элементам проектирования, конструирования, макетирования и моделирования; чувству стиля);
  • развить  у школьников способность выражать в творческих работах своё отношение к окружающему миру;
  • обучить   элементарным  умениям,  навыкам,  способам  художественной деятельности;
  • обучить основным средствам художественной выразительности (линия, пятно, цвет, колорит, фактура, тон, композиция, ритм, гармония и др.), необходимым для создания художественного образа;
  • обучить способам изображения растений, животных, пейзажа, портрета и фигуры человека на плоскости или в объёме;
  • развить творческое воображение, художественное мышление, зрительную память, пространственные представления, изобразительные способности;
  • развить эмоционально-эстетическую и нравственную сферы личности.

Программа «Изобразительное искусство» строится на основе пластических искусств:  изобразительного, народного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна. Основные разделы программы

В программе выделены следующие структурные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что даёт возможность постепенно расширять и усложнять его с учётом конкретного возрастного этапа: «Мир изобразительного искусства», «Мир народного искусства», «Мир декоративного искусства», «Мир архитектуры и дизайна». Учащиеся получают представление обо всех видах пластических искусств. Изучаются их ценностные аспекты и закономерности, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации.

                     

2. Общая  характеристика  учебного  предмета

  Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие творческой одарённости ребёнка.

Содержание художественного образования предусматривает два основных вида деятельности учащихся:  восприятие произведений искусства (ученик-зритель) и собственную  художественно-творческую деятельность (ученик в роли художника, народного мастера, декоратора, архитектора, дизайнера). Это даёт возможность раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать только информационного изложения материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребёнка с произведениями искусства.

Художественно-творческая деятельность учащихся осуществляется с учётом возрастных возможностей учащихся на доступном для них уровне.

Основные виды  изобразительной деятельности учащихся (графика, живопись, лепка): знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства, с шедеврами русского и зарубежного искусства, творчеством ведущих художников, развитие чувства стиля; рисование с натуры, по памяти и представлению, иллюстрирование сказок и других литературных произведений, создание тематических композиций, лепка рельефов и объёмных фигур, выявление характерных особенностей художественного образа.

Изучение  народного искусства учащимися включает: знакомство с традиционными художественными промыслами, выявление характерных особенностей видового образа, умения определять принадлежность вещи к локальной школе мастерства, повтор орнаментов, сюжетов, мотивов, образов,  вариация и импровизация по мотивам народной росписи, овладение приёмами кистевой росписи, лепку игрушек из глины (пластилина).

Изучение  декоративного искусства предполагает: знакомство с видами декоративно-прикладного искусства (художественным стеклом, металлом, камнем, деревом, кожей, ткачеством и др.); декорирование поверхности, имитацию технологий художественной обработки материалов, создание орнаментальных и сюжетных плоскостных и объёмных композиций, украшение декором изделий, выявление характерных особенностей видового образа, развитие чувства стиля.

Основные виды  архитектурной и дизайнерской деятельности учащихся: работа с простейшими знаковыми и графическими моделями, овладение элементарными приёмами комбинаторики и эвристики, проектирование, художественное конструирование, макетирование и моделирование, развитие чувства стиля.

На уроках изобразительного искусства формируются умения воспринимать окружающий мир и произведения искусства, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения по видовым и жанровым признакам. Особенно важно, что, постигая заложенные в произведениях искусства художественно-нравственные ценности, дети нравственно совершенствуются, духовно обогащаются.

Младшие школьники учатся работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа, решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, создавать творческие работы на основе собственного замысла, проявлять оригинальность.

Программа направлена на развитие у ребёнка способности экспериментировать с формой (мысленно и практически) как при ознакомлении с различными видами искусства, так и в ходе выполнения конкретных изобразительных, декоративных или дизайнерских заданий. Учащиеся 1–4 классов систематически осваивают «Азбуку форм». Они учатся различать в природе, произведениях искусства, объектах архитектуры и дизайна такие геометрические формы, как квадрат, ромб, круг, треугольник, прямоугольник, и такие тела, как куб, призма, цилиндр, шар, пирамида и др. Кроме этого, учащиеся знакомятся с формой спирали, яйца, волны и комбинированными формами. Рассматриваются бионические формы в архитектуре и дизайне. Теоретические знания о формообразовании закрепляются в процессе практической работы над эскизами, проектами и моделями объектов архитектуры и дизайна.

Освоение пространства младшими школьниками осуществляется в трёх направлениях: передача условного пространства на плоскости листа (графика, живопись), объёмные композиции (лепка, моделирование объектов дизайна) и создание объёмно-пространственных композиций (архитектурное макетирование).

Освоение традиционных способов и приёмов передачи пространства на плоскости (загораживание, расположение удалённых предметов ближе к верхнему краю листа, уменьшение дальних объектов в размере, линейная и воздушная перспектива и др.)  происходит систематически с 1 по 4 класс в процессе упражнений и творческих заданий.

На протяжении всего обучения в начальной школе особое внимание уделяется изучению  «Азбуки цвета», специально составленной нами для учащихся, и входящих в неё основ цветоведения (цветовой круг, основные цвета, составные цвета, колорит, цветовой контраст и нюанс, холодный и тёплый цвета и др.). Учащиеся учатся анализировать выразительные свойства цвета в произведениях изобразительного искусства, народного и декоративного искусства, объектах архитектуры и дизайна. Природа может подсказать гармоничные цветовые сочетания: краски неба, земли, листвы, цветов, ракушек, камешков, чешуи рыб, крыльев бабочки, оперения птиц и др. Полученные знания дети закрепляют в процессе выполнения практических заданий.

Программой предусмотрены индивидуальные и коллективные формы работы. В индивидуальной работе учащиеся осваивают новые техники работы, изобразительную грамоту. Развивающие возможности совместной деятельности детей по созданию коллективных работ обеспечивают развитие у ребёнка способности видеть целое раньше частей, а также способности видеть отдельную вещь с позиций других людей. Можно использовать различные формы коллективной работы школьников (двое создают вместе одно изображение; 4–5 учащихся работают над одним заданием; все дети принимают участие в работе одновременно и др.). Работая в парах или группах, дети учатся планировать и координировать свою творческую деятельность, договариваться друг с другом о содержании и ходе выполнения задания.

Важнейшей особенностью данной программы является использование элементов  арт-терапии. Это обусловлено тем, что на начальном этапе обучения художественному творчеству (изобразительному, декоративному, дизайнерскому) особое внимание уделяется развитию у ребёнка способности эмоционально переживать своё продуктивное действие, одновременно выражать в рисунке собственные переживания и чувства.

Арт-терапия понимается нами как профилактика и коррекция негативных психологических состояний (страх, усталость, агрессивность, раздражительность и т.п.)  с помощью искусства. Она развивает эмоционально-чувственный мир ребёнка, его воображение и направлена на овладение им различными способами изображения, способствующими коррекции его различных эмоциональных состояний.

Арт-терапия делает акцент на свободном самовыражении ребёнка посредством любых художественных материалов и средств, имеющихся в его распоряжении. Свободное самовыражение необходимо (или желательно), для того чтобы помочь учащемуся устранить проявления  его негативного психоэмоционального состояния, разрешить внутренние (связанные с самочувствием, настроениями) или внешние (связанные с взаимоотношениями с окружающими)

проблемы, улучшить его общее  состояние и т.д. Арт-терапия способствует развитию личности  средствами искусства (самопознание, саморазвитие, самотерапия), где искусство выступает в качестве стимулятора психического развития и саморазвития ребёнка.

На занятиях изобразительным искусством с арт-терапевтической целью используют следующие виды деятельности: рассматривание картин, рисование, лепка, конструирование, работа с природными материалами, иллюстрирование сказок и  музыкальных страхов и др.

Одной из арт-терапевтических техник является ассоциативное рисование. В процессе этого рисования дети учатся выражать свои чувства, эмоции, вкусовые и тактильные ощущения в абстрактных (формальных) и изобразительных композициях. Очень важно научить детей выбирать художественные материалы и техники, наиболее подходящие для воплощения замысла.

   В программе выделены  следующие структурные  линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что даёт возможность постепенно расширять и усложнять его с учётом конкретного возрастного этапа:  «Мир изобразительного искусства», «Мир народного искусства», «Мир декоративного искусства», «Мир архитектуры и дизайна». Учащиеся получают представление обо всех видах пластических искусств. Изучаются их ценностные аспекты и закономерности, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации.

Внутри каждой из структурных линий изучаются  основы художественного языка   на доступном теоретическом и практическом уровне. При этом осуществляется связь художественного творчества  с окружающей жизнью.

Раздел  «Мир изобразительного искусства» включает изучение видов и жанров, художественного языка в процессе бесед об искусстве, индивидуального и коллективного художественного творчества. Учащиеся знакомятся с шедеврами русского и зарубежного искусства, творчеством известных художников, их манерой работы и высказываниями об искусстве. Эта деятельность направлена на духовно-нравственное развитие детей и освоение средств художественной выразительности. Через творчество мастеров ребёнок постигает жизненно важные для него ценности, запечатлённые в шедеврах искусства.

Знакомясь с произведениями изобразительного искусства, учащиеся постепенно учатся владеть терминологией, выражать своё отношение к цветовому решению, различать тёплые и холодные цвета, уметь представлять образы и цвета. Педагог использует элементы языка искусства при анализе произведений и в обучении ребёнка различным видам художественного творчества. Происходит формирование у детей восприятия цвета и формы как учебного материала. Учащиеся осознают, что с помощью этих средств можно передать своё настроение, нарисовать портрет и пейзаж, сконструировать объекты дизайна, проиллюстрировать историю или сказку.

Особенности художественно-образного решения и композиции станковых живописи, графики и скульптуры, характерные черты книжной графики рассматриваются на многочисленных примерах в процессе бесед об изобразительном искусстве, которые в 1—3 классах органично входят в структуру урока, а в 4-м классе могут проводиться в течение всего урока и иметь самостоятельное значение.

В соответствии с учебными задачами, обозначенными для каждого класса, учителю предоставляется право выбора произведений изобразительного искусства, которые будут использоваться для бесед на уроке.

С 1 по 4 класс осуществляется систематическое изучение основ художественного языка (точка, линия, пятно, цвет, светотень, ритм, композиция, форма, пропорции, контраст и нюанс, силуэт и др.). При этом рассматривается специфика языка каждого из пластических искусств. Большое внимание в программе уделяется освоению закономерностей конструктивного строения формы, способам передачи пространства на плоскости, основам цветоведения. С 1 класса проводится начальный анализ конструктивно-аналитического строения животных, фигуры человека и других природных форм. Во 2 классе начинается изучение воздушной перспективы, в 3–4 классах учащиеся знакомятся с особенностями линейной перспективы и светотени.

Основы изобразительного языка осваиваются как в процессе анализа произведений искусства, так и в процессе художественного творчества учащихся.

В 1–2 классах учащиеся получают начальные сведения о закономерностях композиции, конструктивного строения предметов, перспективы, светотени, о фактуре предметов, технике и приёмах выполнения рисунков, выразительных особенностях художественных материалов. В 3–4 классах полученные знания систематизируются. В процессе изобразительной деятельности учащиеся учатся осознанно и творчески использовать знания основ художественного языка, добиваться выразительности и образности рисунков.

Раздел «Мир изобразительного искусства» знакомит учащихся с основными правилами, приёмами и средствами композиции, с методами работы над ней. Дети узнают о важной роли ритма и цвета в композиции, учатся выделять сюжетно-композиционный центр, добиваться цельности композиции, уравновешивать её части. Дети учатся правильно выбирать формат рисунка, создавать асимметричные и симметричные композиции, передавать движение в рисунке, изображать главное и второстепенное.

Раздел программы  «Мир  народного искусства» систематически изучается с 1 по 4 классы. Учащиеся знакомятся с ведущими традиционными народными художественными промыслами и осваивают основные принципы народного искусства — повтор, вариацию и импровизацию.

В 1–4 классах изучаются традиционные народные промыслы (Дымка, Каргополь, Филимоново, Городец, Жостово, Гжель, Скопин, Хохлома, Полхов-Майдан, Сергиев Посад, Семёнов, Мезень, Северная Двина и др.). Особое внимание обращается на изучение многообразия народной глиняной и деревянной игрушки и способов её изготовления, выявление характерных особенностей видового образа, умения определять принадлежность вещи к локальной школе мастерства. В качестве практических заданий предлагается расписать дымковскими, филимоновскими и каргопольскими узорами силуэты игрушек и посуды, выполнить вариации и импровизации по мотивам народной росписи. Возможна лепка народных игрушек и посуды и их

роспись народными узорами.

Очень важно, чтобы знакомство с художественными промыслами России помогло детям научиться ценить красоту и усвоить нравственно-духовные ценности народного искусства. Творчество каждого народного мастера неповторимо, его изучение имеет важное воспитательное значение. Важно, чтобы ребёнок усвоил, что постичь красоту народного искусства — значит понять душу народа.

В разделе программы «Мир народного и декоративного искусства» дети изучают традиционные знаки и символы орнаментов, композиционные схемы размещения орнаментов — ленточный, замкнутый (квадрат, прямоугольник, круг), основные виды орнамента по характеру мотивов (геометрический, растительный).

Знакомство с  декоративным искусством, его видами (художественные стекло, керамика, камень, металл, ткачество, кожа и др.) осуществляется с 1 по 4 классы. Учащиеся на доступном уровне осваивают такие техники, как витраж, мозаика, гобелен, лоскутное шитьё и др. В каждом классе изучают «Азбуку декора». Дети осваивают различные способы декорирования поверхности (печать разнообразными материалами, монотипия, набрызг, коллаж, орнаментирование и др.), особенности размещения декора на различных формах.

Учащиеся 1–4 классов изучают и создают орнаментальные и сюжетные, плоскостные и объёмные композиции, эскизы оформления ковров, платков, посуды, украшают декором изделия. Богатство форм и красок окружающего мира, живой и неживой природы используется для стилизации.

Овладевая приёмами декорирования поверхности, художественной обработки ткани, кожи, меха, войлока, пластика, природных и других материалов, имитируя технологии мозаики, витража, гобелена, батика, младшие школьники учатся находить характерные особенности видового образа, осваивать выразительные средства и образно-сюжетное содержание изделий художников декоративно-прикладного искусства.

Раздел программы «Мир архитектуры и дизайна» предполагает работу с чертежами, эскизами, графическими знаками, овладение приёмами комбинаторики и эвристики, элементарное проектирование, художественное конструирование, макетирование и моделирование, развитие чувства стиля.

Обучение художественному проектированию и конструированию объектов архитектуры и дизайна осуществляется на доступном младшим школьникам уровне во взаимодействии с освоением художественного языка как средства выражения проектной идеи, художественного образа. Особое внимание при этом обращается на изучение основ цветоведения: свойств цвета и осознании его прикладных возможностей в формировании предметной среды.

В процессе изучения основ архитектуры и дизайна младшие школьники осваивают особенности формообразования. Задания по созданию объёмно-пространственных композиций, упражнения с двухмерным и трёхмерным пространством закрепляют знание и понимание категорий композиции, а главное, развивают ощущение ритма, глубины пространства, движения и др.

Изучение основ дизайна включает в себя задания по графическому дизайну, проектированию и моделированию предметов быта (мебель, посуда, светильники, бытовые  приборы и др.), транспорта, роботов и др. Эти задания направлены на обучение школьников умению определять конструктивные качества различных объектов, познавать закономерности создания образных знаков и геометрических структур, а также видеть эти формы в природной и предметной среде.

Учащиеся выполняют эскизы, проектирование и макетирование зданий, башен, мостов и других архитектурных сооружений.

Дети успешно справляются с задачей по созданию художественного образа, выполняя плоские, рельефные, объёмные и пространственно-глубинные композиции, которые могут быть использованы для оформления интерьера. В архитектурной и дизайнерской деятельности учащихся особое внимание следует обращать на использование в работах разнообразных средств художественной выразительности, материалов и техник.

Обучение школьников первичным знаниям по архитектуре и дизайну направлено на достижение эффекта ощущения формы как одного из важнейших компонентов проектного мышления, умение находить единые принципы строения различных форм. Своеобразие подхода к обучению архитектуре и дизайну в общеобразовательных учреждениях состоит в использовании системы упражнений и заданий, главная особенность которых — эксперимент с формой и материалом, моделирование предметной среды на основе единства функции и формы как основных принципов гармонии. Учащиеся выполняют ряд практических заданий по проектированию и моделированию объектов архитектуры и дизайна на основе животных, растительных, геометрических и любых причудливых форм.

Программа предусматривает широкое использование архитектурно-дизайнерской деятельности (конструирования с элементами художественного проектирования). Школьники на конкретных примерах осваивают взаимосвязь пользы, прочности и красоты.

Формообразующие ориентиры, задаваемые детям при конструировании, должны иметь, прежде всего, эстетический характер.  Этим будет достигаться развитие в конструкторской деятельности творческого воображения. Лишь на этой почве ориентация детей на утилитарно-технические параметры конструирования приведёт к формированию полноценных предпосылок дизайнерских умений и навыков. Наоборот, излишняя «технизация» конструирования может дать обратный эффект.

Введение прямых и обратных задач в архитектурно-дизайнерскую деятельность ребёнка создает основу для формирования у него обобщённых способов конструирования.

Формирование этих способов составляет одно из ведущих направлений обучения творческому конструированию.

Особое внимание уделяется обучению детей умению моделировать целостнообразующие звенья в виде простейших графических схем (рисунков, эскизов, чертежей).

Во 2–4 классах на элементарном уровне учащиеся знакомятся с бионикой — дети учатся узнавать природные формы, принципы конструкции, лежащие в основе различных технических средств и архитектурных сооружений. Учащиеся выполняют доступные проекты и модели подобных объектов (самолёт, кораблик, светильник, чайник, башня, дом и др.).

В инвариантной (основной) части программа «Изобразительное искусство» рассчитана на

1 ч в неделю. Все задания носят или относительно длительный характер (1–2 ч) или кратковременный, быстрый — упражнения, наброски и зарисовки (5–15 мин). Творчески активные дети могут за один урок выполнить не одну, а две  работы. Они могут помочь одноклассникам. Учебные задания и проверочные работы чередуются в зависимости от педагогических задач.

Беседы об изобразительном искусстве, народном и декоративном искусстве, архитектуре и дизайне, как правило, проводятся в начале каждого урока (10–15 мин). В 3–4 классах возможно проведение уроков — заочных экскурсий, активными участниками которых должны стать сами дети.

Наряду с уроком как основной формой организации учебного процесса рекомендуется проводить экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники; использовать видеоматериалы по художественным музеям и картинным галереям.

Кроме этого, для успешного прохождения программы важно реализовывать межпредметные связи с уроками музыки и литературного чтения. При прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и тела), технологией (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).

Распределение часов по разделам, данное в программе, следует считать примерным. Также примерными являются ссылки на произведения искусства, которые можно использовать на уроках, их можно заменить или дополнить по усмотрению учителя.

Данная программа предусматривает взаимосвязь с внеклассной работой по изобразительному искусству, включающей  разнообразную проектную деятельность.

Темы «Знай и люби изобразительное искусство», «Народное и декоративное искусство», «Дизайн» ориентируют на посещение выставочных залов, музеев, библиотек, просмотр специальных телепередач и видеофильмов, специальной литературы, пользование Интернетом. Таким образом, учащиеся получают возможность расширить свои представления об искусстве, вести поиск информации в расширенной образовательной среде, выбирать проект в соответствии со своими интересами или предложить свой.

Одной из форм проектов может выступить тематическая выставка по одной из изучаемых тем с использованием репродукций, фотографий, открыток, альбомов, детских работ (в конце цикла уроков, четверти, года). Создание школьного музея изобразительного искусства, народного и декоративного искусства, архитектуры  и дизайна может быть одной из форм совместной проектной деятельности учащихся, учителя и родителей.

Ряд проектов предполагает проведение внеклассных интегрированных музыкально-театрально-изобразительных занятий. Это — игра-импровизация «Цвет и звук», «Новогодний карнавал сказочных героев», «Путешествие на воздушном шаре», «В гостях у сказки», «Ярмарка изделий народных мастеров» и др. Однако при подготовке таких мероприятий необходимо помнить, что дети должны занимать позицию активных участников, а не пассивных исполнителей. Необходимо создать пространство, в котором учащиеся могли бы реализовывать свои собственные замыслы, разворачивать реальную самостоятельную деятельность. В проектах активное участие могут принимать родители.

Посещения различных выставок художественного и дизайнерского направления центров и музеев народного творчества и проектная деятельность, выполняемая в процессе внеклассной работы, дополняют уроки и помогают наиболее полному пониманию цели обучения изобразительному, народному, декоративно-прикладному искусству.

3. Место   учебного  предмета  в  учебном  плане

В  соответствии  с  федеральным  базисным  учебным  планом  курс  ИЗО  изучается  с  1  по  4  класс  по  одному часу  в  неделю.  Общий  объём  учебного  времени  составляет  135 часов. 1 класс -33 недели, один раз в неделю – 33ч.,  2 класс -34 недели, один раз в неделю – 34ч., 3 класс -34 недели, один раз в неделю – 34 ч., 4 класс -34 недели, один раз в неделю – 34 ч

                           

4. Ценностные ориентиры содержания курса

Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений. Их эмоционального оценивания.

  Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру, его духовно-нравственное воспитание.

  Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой  деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке. искусству и культуре в целом.

  Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.

5.  Результаты освоения учебного курса

К концу 1 класса

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

положительное отношение к урокам изобразительного искусства;

адекватное восприятие содержательной оценки своей работы учителем.

Учащиеся получат возможность для формирования:

познавательной мотивации к  изобразительному искусству;

    осознания своей принадлежности народу, чувства уважения к  народным художественным традициям России;

внимательного отношения к красоте окружающего мира, к произведениям  искусства;

· эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и изображаемой действительности

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

· организовывать своё рабочее место (под руководством учителя);

· выполнять работу по заданной инструкции;

· использовать изученные приёмы работы красками;

осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ    

сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;

вносить коррективы в свою работу.

Учащиеся получат возможность научиться:

понимать цель выполняемых действий,

адекватно оценивать правильность выполнения задания;

анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным  

критериям;

решать творческую задачу, используя известные средства;

включаться в самостоятельную творческую деятельность(изобразительную,  

декоративную  и конструктивную).

Познавательные

Учащиеся научатся:

«читать» условные знаки, данные в учебнике;

находить нужную информацию в словарях учебника;

вести поиск при составлении коллекций картинок, открыток;

различать цвета и их оттенки,

соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой.

Учащиеся получат возможность научиться:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий,  

используя справочные материалы учебника;

различать формы в объектах дизайна и архитектуры;

сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;

характеризовать персонажей произведения искусства;

группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;

конструировать объекты дизайна.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;

комментировать последовательность действий;

выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;

участвовать в коллективном обсуждении;

выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы.

Учащиеся получат возможность научиться:

выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;

быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

называть расположение цветов радуги;

различать, называть цветовой круг (12 цветов), основные и составные цвета, тёплые и холодные цвета;

составлять дополнительные цвета из основных цветов;

работать с цветом, линией, пятном, формой при создании графических,  

живописных, декоративных работ, а также при выполнении заданий по лепке,

архитектуре и дизайну;

использовать в работе разнообразные художественные материалы (гуашь,

акварель, цветные карандаши, графитный карандаш);

элементарно передавать глубину пространства на плоскости листа (загораживание, уменьшение объектов при удалении, расположение и верхней

части листа).

Учащиеся получат возможность научиться:

передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами;

подбирать цвет в соответствии с передаваемым в работе настроением;

выполнять некоторые декоративные приёмы (печать разнообразными материалами, набрызг краски  и др.);

определять (узнавать) произведения традиционных народных художественных

промыслов (Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома, Гжель и др.).

6. Содержание учебного предмета «ИЗО»

1 класс (33 ч)

Мир изобразительного искусства (19ч)«Королевство волшебных красок» (9 ч). Картинная галерея. Радужный мост. Основные и составные цвета.  Красное королевство. Оранжевое королевство. Жёлтое королевство. Зелёное королевство. Сине-голубое королевство. Фиолетовое королевство.

«В мире сказок» (10 ч). Волк и семеро козлят. Сорока-белобока. Колобок. Петушок-Золотой гребешок. Красная Шапочка. Буратино. Снегурочка.

Мир народного и декоративного искусства (9 ч) «В гостях у народных мастеров» (10 ч). Дымковские игрушки. Филимоновские игрушки. Матрёшки. Городец. Хохлома. Гжель.

Мир дизайна и архитектуры (5 ч) «В сказочной стране Дизайн» (5 ч).  Круглое королевство. Шаровое королевство. Треугольное королевство. Квадратное королевство. Кубическое королевство.


7. Календарно-тематическое планирование 1 класс (33 часа)

п/п

Тема урока

Цели

Деятельность  учащихся нацеленная на формирование предметных и метапредметных  умений /УУД/

Дата

план

факт

1-2

Королевство волшебных красок

Радужный мост

Материалы, инструменты. Спектр, цветовой круг, основные и составные цвета

Воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;

Знать названия семи цветов спектра

Правильно сидеть за партой

Верно и удобно держать лист бумаги и карандаш, кисточку

Различать основные и составные , теплые и холодные цвета

3

Красное королевство

Последовательность рисования ягод, цветов. Приемы: вливание цвета в цвет, наложения цветов.

Использовать художествен

ные материалы(гуашь, цвет

ные карандаши, акварель, бумага)

4

Оранжевое королевство

 

Последовательность рисования

ноготков, апельсина, ветки рябины(по выбору). Приемы: примакивание, раздельный мазок, смешение цветов.

Применять элементарные правила смешивания основных цветов

5

Желтое королевство

Последовательность рисования лимона, цыпленка, одуванчика.

Прием набрызга краски.

передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предмета

6

Зеленое королевство

Последовательность рисования груши, яблока.

Знакомство с жанром натюрморт и картинами художников этого жанра

Правильно работать акварельными красками, ровно закрывать ими нужную поверхность

7

Сине – голубое королевство

Последовательность рисования простых по форме цветов(незабудки, васильки)

Знакомство с творчеством художников –пейзажистов

Использовать приемы свободной кистевой росписи.

Уметь выполнить композиции

оное решение рисунка

8

Фиолетовое королевство

Рисование с натуры. Последовательность рисования баклажана, сливы. Натюрморт.

Определять основные жанры и виды произведений изобразительного искусства

Уметь сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства

9-10

В мире сказок

Волк и семеро козлят

Ознакомление с творчеством художников – аниматоров.

Отработка навыков лепки в изображении предметов сложной формы.

Последовательность лепки волка, козленка. Приемы лепки.

Воспринимать произведения изобразительного искусства,

участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;

 высказываться об особенностях изображения животных в лепке.

Уметь создавать объемные изображения из пластилина

11

Сорока – белобока

Основы ИЗО: рисунок, цвет, композиция.

Последовательность рисования сороки, сказочного домика.

Применять основные средства художественной выразительности(по памяти и воображению)

Передавать пропорции сложных по форме предметов, композиционное решение рисунка

12

Колобок

Сказки в произведениях В.Васнецова, Н.Кочергина, Е.Рачева, А.Савченко

Представление о роли фантазии в искусстве.  Отработка графических навыков, навыков композиционного решения рисунка.

Использовать особенности и выразительные средства изображения сказочных мотивов в иллюстрациях

13

Петушок – Золотой гребешок

14

Красная шапочка

Представление об образных особенностях работы над изображением в объеме.

Последовательность лепки корзины и угощения.

Прогнозировать приемы работы с пластили

ном

особенности объемных изображений

организовать рабочее место при лепке изделий из глины и пластилина

15

Буратино

Закрепление понятия «цвет». Последовательность работы цветом. Оформление работы в цвете по собственному замыслу и представлению.

Создавать эскиз в карандаше

16

Снегурочка

Беседа  «Родная природа в творчестве русских художников. Красота зимней природы»

 Знакомство с отдельными произведениями выдающихся русских художников: Саврасов,Серов,Репин.

различать сюжет и содержание в знакомых произведениях; сравнивать различные виды и жанры ИЗО

Знать о деятельности художника, скульптора

17-18

В гостях у народных мастеров

 

Дымковские игрушки

Понятие «декоративно – прикладное искусство»

Выполнение орнаментов. Последовательность выполнения печаток – тычков.

Вырезание из бумаги силуэтов дымковских игрушек и украшение их орнаментами.

Видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;

называть известные центры народных художественных ремесел России,  

выявлять отличительные признаки изделий народных промыслов

Создавать композицию рисунка

Выполнить карандашный набросок

Подбирать цвета на палитре

Делать заливку контура цветом

Работать с цветом

Прорисовывать детали рисунка

Прогнозировать итог своей работы

моделировать новые формы,

19 -20

Филимоновские игрушки

Характерный узор филимоновской игрушки.

Последовательность выполнения филимоновских орнаментов.

21 22

Матрешки

Полхов – Майданская и Семеновская матрешка (сравнение). Последовательность выполнения росписи. Роспись деревянных заготовок по замыслу.

23

Городец

Особенности городецких изделий. Цветовая гамма. Последовательность выполнения городецкой росписи.

24

Хохлома

Особенности  изделий Хохломы. Цветовая гамма. Последовательность выполнения хохломской росписи : ягодка,травка, сказочная птица.

25

Гжель

Особенности гжельских орнаментов. Цветовая гамма. Виды изделий. Последовательность выполнения гжельских орнаментов. Роспись силуэта сахарницы.

26

В сказочной стране «Дизайн»

Круглое королевство

Беседа об искусстве аппликации и ее красоте.

Значение слова «дизайн»

Объекты дизайна круглой формы.

Аппликация «Луноход» из кругов разного размера.

Выявлять различные формы предметов

  выполнять простейшие композиции – аппликации

27

Шаровое королевство

Выделение предметов в форме шара на картинах, в ближнем окружении. Лепка шариков из пластилина. Создание изделия «бусы», сказочное животное «Лошарик»

высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях Выражать свое отношение к изображенному

28

Треугольное королевство

Треугольные предметы.

Картины Кандинского.

высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях:

музеях изобразительного искусства России, мира

Выдающихся художниках

Уметь узнавать отдельные произведения выдающихся художников

29

Квадратное королевство

Декор из квадратов. Украшение квадратной подушки. Рисование кистью элементов геометрического узора.

Ведущие художественные музеи России – Третьяковская галерея.

30

Кубическое королевство

Кубы и кубики. Сколько у куба квадратных сторон? Объекты дизайна или их части, которые имеют форму куба. Склеивание картонных кубиков. Роспись разноцветными узорами.

Использовать приемы свободной кистевой росписи

выполнить композиционное решение рисунка

31- 33

Резервные уроки

Твои творческие достижения

моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;


8.  Материально-технического  обеспечения  образовательного  процесса.

1.Программа, методические пособия

Программы общеобразовательных учреждений: Начальная школа: 1-4 классы. Учебно- методический комплект «Планета знаний»: примерная основная образовательная программа (сборник).  М.: АСТ: Астрель, 2011;

 

          2. Учебники

Сокольникова Н.М. 1 класс: учебник М.: Астрель, 2014 г.

Сокольникова Н.М. 2класс: учебник М.: Астрель, 2015 г.

Сокольникова Н.М. 3 класс: учебник М.: Астрель, 2016 г.

Сокольникова Н.М. 4 класс: учебник М.: Астрель, 20117г.

        3. Рабочие тетради

Сокольникова Н.М. Рабочая тетрадь. 1 класс. М. Астрель ,2014 г.

Сокольникова Н.М. Рабочая тетрадь. 2 класс.М. Астрель ,2015  г.

Сокольникова Н.М. Рабочая тетрадь.3 класс. М. Астрель ,2016 г.

Сокольникова Н.М. Рабочая тетрадь. 4класс. М. Астрель ,2017  г.

       4.Изображение натуральных объектов

Объектами демонстрации являются                                                                                        наглядные пособия демонстрационного характера, картины, таблицы, схемы, карты, диапозитивы, кинофильмы, модели, макеты, диаграммы, крупные натуральные объекты и препараты и др.;

      5.Технические средства обучения (средства ИКТ)

 

Мультимедийный проектор      

Компьютер (Тех. требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи  компакт-дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность  выхода в Интернет.)

Принтер

Интерактивная доска

    6. Интернет ресурсы  

Для уроков рисования:  http://www.kalyamalya.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс УМК "Планета знаний"

Рабочая программа "Изобразительное искусство" (3 класс) УМК "Плпнета знаний" (пояснительная записка, основное содержание программы, требования к уровню подготовки обучающихся, требования к оценки знан...

Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс УМК "Планета Знаний"

Содержание программы:I. Пояснительная записка. II.  Общая характеристика учебного предмета. III. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане. IV. Личностные, метапредме...

Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...

Рабочая программа по изобразительному искусству, 1 класс. УМК "Планета знаний" ФГОС

Рабочая программа для 1-го класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству, в соответствии с требованиями  Федерального государственног...

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс УМК "Планета знаний"

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс УМК "Планета знаний"...