Творческая мастерская "Светлая пасхальная седмица: традиции и обычаи"
план-конспект урока (изобразительное искусство, 3 класс) по теме

Панкова Ольга Анатольевна

Форма занятия-деятельность в группах

Цели занятия:

1. Знакомство учащихся с народными традициями самого великого христианского праздника Пасхи;

2. Воспитание уважения к культуре своего народа и стремления сохранить народные традиции;                                                                      

3. Нравственное воспитание;

4. Развитие эмоционально-эстетического    отношения к изображаемому;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskaya_masterskaya_-konspekt.doc695.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                   Средняя общеобразовательная школа № 4

                     города Мурома Владимирской области

                      Творческая мастерская

                  Тема:    

      «Светлая Пасхальная Седмица:

           традиции и обычаи»

        изобразительное искусство

               технология

             

 разработала

 учитель начальных классов

 Панкова Ольга Анатольевна

 3 «А» класс

Форма занятия-деятельность в группах

Цели занятия:

1. Знакомство учащихся с народными традициями самого великого христианского праздника Пасхи;

2. Воспитание уважения к культуре своего народа и стремления сохранить народные традиции;                                                                      

3. Нравственное воспитание;

4. Развитие эмоционально-эстетического    отношения к изображаемому;

Задачи:

1.Знакомство с техниками росписи пасхального

 яйца;

2.Активизация творческого воображения

3 развития умения пользоваться цветом, как средством художественной выразительности;

4. Развитие коммуникабельности.

Оборудование:

Учебник «Наш край» С. А. Конопкиной,

толковые словари, карточки для групповой работы, для  работы в парах и и индивидуальной работы,

деревянные яички на подставке для росписи,

пасхальные яйца-сувениры, наборы для декорирования яиц( наклейки), гуашь, кисти, баночка с водой, влажные салфетки.

 Музыкальное сопровождение

Лондонский симфонический оркестр,

композиция «Природа», запись колокольного звона.

Выставка литературы по теме

 Конспект занятия

1.Эмоциональный настрой.

Слайд2.

2.Определение детьми темы урока из проблемной ситуации

Звучит колокольный звон.

Чтение стихотворения(подготовленными   учениками)

   Повсюду благовест гудит,

   Из всех церквей народ валит

   Заря глядит уже с небес...

   Христос Воскрес! Христос Воскрес!

   Слайд 3

   С полей уж снят покров снегов,

   И реки рвутся из оков,  

   И зеленее ближний лес...

   Христос Воскрес! Христос Воскрес!

   Слайд 4

   Вот просыпается земля

   И одеваются поля

   Весна идет, пора чудес!

   Христос Воскрес! Христос Воскрес!

   Слайд 5

- Ребята тема стихотворения перекликается с темой занятия, определите ее.(ответы детей)

Вывод: праздник Пасхи.

-А сколько дней длится праздник?

(7 дней)

-Как по другому его называют в народе?

(Светлая Пасхальная Седмица)

Итак, тема занятия: «Светлая Пасхальная Седмица:

                            Традиции и обычаи»

Слайд 6

2 Актуализация знаний.

   Мозговой штурм.

-Что символизирует этот праздник?

-Как называется каждый день недели?

-Какие традиции праздника вам уже знакомы?

(Великий Пост(смотрим значение в словарях),

чистый четверг, посещение кладбища,

благовест(смотрим значение в словарях),

раскрашивание яиц, приготовление традиционных блюд-творожной пасхи и куличей, посещение храмов,...

Слайд 7

3. Определение цели занятия

-Какой из обычаев вам кажется наиболее интересным и необычным, о чем хотели бы узнать?

(раскрашивание яиц)

 -Это и будет цель нашего занятия узнать почему на Пасху дарят яйца и зачем их красят?

 Слайд 8

4.Презентация творческого домашнего задания

( в группах)Дети представляют пасхальные композиции, которые они подготовили к занятию, их название, авторов идеи.

 Слайды 9, 10

5.Создание праздничного настроения по традиции праздника.

Ребята 1 группы приготовили для нас игру

Правила игры рассказывает представитель от группы

По традиции на Пасху стукались крашеными яйцами, у кого яичко разбилось- проиграл,

а у кого осталось целым - победил. Победителю достаются яйца всех играющих.

(Дети берут из своей композиции яички и начинается игра в группах, победители групп

соревнуются между собой, определяется победитель класса. Ему поздравления)

6. Поисковая деятельность по теме занятия.

Обращение к истории.

-Ребята в древности люди с большим уважением относились к  яйцам животных.

Яйцо считалось олицетворением земли.

Желток-земля, белок-вода, воздух,

Скорлупа - небесный свод.

Слайд 11

Существует много легенд как было подарено первое яичко. Мы познакомимся с самой интересной.

Дети ищут ответ в тексте легенды(индивидуальные карточки)      

(В приложении-карточка 1)

Самостоятельный микровывод по этапу занятия

(Первое яйцо было подарено Марией Магдалиной, подтверждая истинность сказанных слов о воскресении Иисуса Христа оно окрасилось в красный цвет)

7. Обращение к нашим дням.

Демонстрация пасхальных яиц-сувениров

(Домашнее задание 2 группы)

-Прошло много лет, но традиция жива. Яички не только красят, но и изготавливают сувениры.

Демонстрация сувениров.

8. Великий русский умелец Карл Фаберже создал целую коллекцию яиц-сувениров.

Рассказ о ней - подготовленный ученик

(индивидуальное задание)

Слайды 12. 13, 14, 15

9.Минутка отдыха

10.Определение цели практической части занятия

Конечно мы с вами не Фаберже, но мы творческие люди с богатой фантазией и сегодня попробуем...

Продолжите мою мысль...

расписать пасхальное яичко.

  • Пасхальное яичко-оберег.

Мы не просто распишем яичко, мы сделаем оберег для своей семьи

Определение значения слова по словарю

Слайд 16

Издревле пасхальному яичку приписывались магические свойства.

Выступление подготовленного ученика

(индивидуальное задание)

Микровывод по этапу занятия

11.Новый материал-

знакомство с техниками росписи.

-Ребята, как ваши родители окрашивали яички?

(Обмен мнениями)

Существует много техник росписи.

Нам расскажут о них ребята из 3 группы

(индивидуальное домашнее задание)

-Крашенка

Слайд 17

(показ различных наклеек)

-Писанка

Слайд 18

На писанку по разлинованной сетке-разводу наносили символы с разными значениями.

Слайд19, 20, 21

Именно с писанкой связывал народ магические действия.

Слайд 22

Писанки с мрежками стали обережками

В них мечта записана-зло сбивает писанка.

Объясните смысл выражения, значение слова «мережка»

(обмен мнениями, обращение к словарю)

-Крапанка

Слайд23

Самостоятельный микровывод по этапу занятия

           

12.Выбор в группах практического задания.

Я предлагаю вам оформить свое яичко в различных техниках. Сделайте свой выбор.

Слайд 24

Писанка.

Крапанка.

Крашенка с творческим рисунком.

Крашенка с использованием современных технологий (наклеек).

Дети делают свой выбор.  

               

                  Минутка отдыха

13.Декорирование подставки.

Ребята, наш сувенир состоит из 2х частей - само яичко и подставка. Вам нравится внешний вид подставки?

Что можно с ней сделать?

(красиво оформить)

Предлагайте варианты (обмен мнениями)

Ребята 4 группы предлагают нам простой и очень интересный способ декорирования подставки.

(домашнее задание)

 Проблемная ситуация-в красивом сундучке предметы декора. Догадайтесь, что здесь? (обмен мнениями)

 Показ-красивые атласные ленты, чтобы завязать на подставку.

Слайд 25

Дети 4 группы предлагают учащимся ленты (каждый берет ленту понравившегося цвета)

14.Коллективное составление технологической карты.  Варианты работы.

После обсуждения составлен план

Слайд 26

15.Полезные советы от Мудрой Совы

(Показ-как  держать яйцо при работе,какими пользоваться кистями,как  ставить сушиться на рабочую подставку, …)

16.Правила работы в группе (обмен мнениями)

17.Минутка отдыха для глаз.

18.Самостоятельная творческая деятельность учащихся.

Индивидуальное задание сильному ученику-декорирование яичка в технике мозаики с помощью маленьких разноцветных пуговиц.

 В помощь на партах технологические карты для каждого вида росписи.

Деятельность под запись английского симфонического оркестра, композиция «Природа».

Индивидуальная помощь учащимся.

                 

                Минутка отдыха для глаз.

19. По окончанию работы оформление классной пасхальной композиции из детских сувениров на специальном круглом столике в центре класса, где в середине уже находится в гнезде из мешковины кулич.

Дети выносят свои работы и ставят в круг около кулича.

Каждая группа предлагает название классной композиции.

(Варианты-Пасхальный хоровод,

Веселый хоровод,

Хорошее настроение, и др.)

Коллективный выбор лучшего названия.

Слайд 27

 

20. Обращение к выставке книг.

-Ребята, сегодня мы лишь немного прикоснулись к тайнам истории,

прошли сотни лет с того времени, но традиции живут.

-Что помогает сохранить их для будущих поколений? (обмен мнениями в группах)

Вывод:библиотеки, книги, музеи, УНТ,...)

И сегодня на нашем занятии мы брали много информации из книг-рассказ о книгах на выставке.

21. Рассказ о музее пасхальных яиц

(индивидуальное задание подготовленного ученика о музее писанки в Канаде)

Слайд 28

                           

22.Итог занятия.

Мы заканчиваем исследование традиций и обычаев Светлой Пасхальной Седмицы.

Перед нами вопрос, который задали в начале занятия:

Почему на Пасху красят и дарят яйца?

Слайд 29

Ответы детей, обмен мнениями.

23. Оценивание творческих работ,

    благодарность активным детям.

-Я благодарю вас за сотрудничество! У вас получились замечательные семейные обереги, они разные, вы вложили в них свою душу!  Я имею право лишь оценить аккуратность исполнения. На самые аккуратные яички сядут бабочки.

Слайд 30

             

24.Изготовление классного оберега.

Сегодня вы заберете свои сувениры домой, а класс наш второй дом. Продолжите мою мысль...

(В результате обсуждения рождается вывод-давайте сделаем сувенир-оберег для класса.)

Кому мы доверим такое важное и ответственное дело?

(обсуждение в группах, предложение кандидатуры, аргументирование своего выбора.)

25.Традиция любого праздника -подарки.

Дети дарят гостям раскрашенные пасхальные яички из своих композиций,а учитель предлагает ребятам книжку-раскраску «Пасхальные сувениры», а подарок от родителей праздничное угощение после занятия.

26. Самооценка по шкале Цукермана

Слайд 31

Дети работают по индивидуальным карточкам.

27. Пожелание учащимся и гостям.

Прошу вас дома прочитать, подумать и обсудить с родителями следующие задания слайд 32

(карточка с пожеланиями предлагается всем присутствующим.)

 Благодарю за сотрудничество!

 Слайд 33

             

 

         

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация программы кружка"Традиции и обычаи народов России"

В рамках внедрения ФГОС II поколения мною разработана и реализуется на базе нашей школы программа внеурочной деятельности кружка "Традиции и обычаи народов России". Презентация отражает деятельность э...

Роль традиций и обычаев в воспитании детей коренной национальности

Школьное детство – это самое благоприятное время для формирования навыков культуры поведения, так как жизненный опыт и багаж нравственных представлений увоспитанников ещё небольшой. На сегодняшний ден...

Традиции и обычаи казахского народа.

                         Традиции и обычаи казахского народа.  Тема:«Утро на Джайляу»...

Национальные традиции и обычаи- основа воспитания

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обосновани...

Традиции и обычаи бурят

Разработка внеклассного мероприятия для начальных классов...

проект "Традиции,обряды,обычаи"

Разработка проекта,который можно использовать на уроках окружающего мира,литературного чтения и во внеклассных мероприятиях...

План-конспект внеурочного занятия "Пасхальная седмица"

План-конспект внеурочного занятия для младших школьников "Пасхальная седмица"...


 

Комментарии

Ширеторова Людмила Галсановна

Отличная работа!Голосую с удовольствием!Зайдите и ко мне на страничку!Буду рада узнать Ваше мнение!http://nsportal.ru/node/667020