Работа с одаренными детьми
статья по изобразительному искусству (изо) на тему

Кондратьева Лариса Геннадьевна

 

Художественно-эстетически одаренные дети

Дети с художественно-эстетической одаренностью имеют ярко выра­женные творческие способности, основанные на сочетании высокораз­витого логического и творческого мышления. К этой же группе мы от­несли детей, достигших успехов в каких-либо областях художествен­ного творчества: музыкантов, поэтов, художников, шахматистов и т. п.

Критерии художественно-эстетической одаренности мы обозна­чили, во-первых, с точки зрения особенностей поведения ребенка, во-вторых, с учетом проявления ребенка в особо интересных для' него учебных и факультативных предметах:

o       ребенок чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой уходить в интересующее его занятие: танцы, пение, сценическое искусство, конструирование и т. п.;

o       имеет высокий энергетический уровень (высокую продуктивность или интерес к множеству разных вещей); часто делает все по-своему (независим, неконформен), особенно в продуктивной деятельности;

o       изобретателен в изобразительной деятельности, в играх, в исполь­зовании материалов и идей;

o       часто высказывает много разных соображений по поводу конкрет­ной ситуации;

o       способен по-разному подойти к проблеме или к использованию материалов (гибкость);

o       способен продуцировать оригинальные идеи или находить ориги­нальный результат, высоко креативен;

o       склонен к завершенности и точности в художественно-приклад­ных занятиях и играх.

Креативность является одним из важнейших образований, харак­терных для художественно одаренных детей.

Составными частями креативности (но Е. П. Торренсу) являются следующие:

o       особая чувст­вительность ребенка к проблемам, возникающим в ходе практической деятельности;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odarennost.docx29.74 КБ

Предварительный просмотр:

Художественно-эстетически одаренные дети

Дети с художественно-эстетической одаренностью имеют ярко выраженные творческие способности, основанные на сочетании высокоразвитого логического и творческого мышления. К этой же группе мы отнесли детей, достигших успехов в каких-либо областях художественного творчества: музыкантов, поэтов, художников, шахматистов и т. п.

Критерии художественно-эстетической одаренности мы обозначили, во-первых, с точки зрения особенностей поведения ребенка, во-вторых, с учетом проявления ребенка в особо интересных для' него учебных и факультативных предметах:

o       ребенок чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой уходить в интересующее его занятие: танцы, пение, сценическое искусство, конструирование и т. п.;

o       имеет высокий энергетический уровень (высокую продуктивность или интерес к множеству разных вещей); часто делает все по-своему (независим, неконформен), особенно в продуктивной деятельности;

o       изобретателен в изобразительной деятельности, в играх, в использовании материалов и идей;

o       часто высказывает много разных соображений по поводу конкретной ситуации;

o       способен по-разному подойти к проблеме или к использованию материалов (гибкость);

o       способен продуцировать оригинальные идеи или находить оригинальный результат, высоко креативен;

o       склонен к завершенности и точности в художественно-прикладных занятиях и играх.

Креативность является одним из важнейших образований, характерных для художественно одаренных детей.

Составными частями креативности (но Е. П. Торренсу) являются следующие:

o       особая чувствительность ребенка к проблемам, возникающим в ходе практической деятельности;

o       ощущение неудовлетворенности и недостаточности своих знаний;

o       чувствительность к отсутствующим элементам, к любого рода дисгармонии, несоответствию;

o       опознание возникающих проблем; поиск нестандартных решений;

o       догадки, связанные с недостающим для решения, формулирование гипотез;

o       проверка этих гипотез, их модификация и адаптация, а также сообщение результатов.

Изобразительное искусство:

o       ребенок проявляет большой интерес к визуальной информации;

o       в мельчайших деталях запоминает увиденное;

o        проводит много времени за рисованием или лейкой;

o        весьма серьезно относится к своим художественным занятиям и получает от них большое удовольствие;

o       демонстрирует опережающую свой возраст умелость;

o       оригинально использует средства художественной выразительности;

o       экспериментирует с использованием традиционных материалов;

o       осознанно строит композицию картин или рисунков;

o       его произведения включают множество деталей;

o       его работы отличает отменная композиция, конструкция и цвет — работы оригинальны и отмечены печатью индивидуальности;

o       ребенка интересует не столько лаконичный и законченный творческий продукт, сколько нахождение и выражение человеческих смыслов.

Артистические способности:

o       ребенок с удовольствием изображает посредством мимики, жестов, голоса как окружающих реальных людей и животных, так и воображаемые образы;

o       мимика такого ребенка очень выразительна, жесты и пантомимика — активны и образны;

o       ребенок с удовольствием выступает на публике, активно участвует в проводимых спектаклях, выступлениях.

Музыка:

o       ребенок проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям;

o       чутко реагирует на характер и настроение музыки, легко повторяет короткие ритмические куски, узнает знакомые мелодии по первым звукам;

o       с удовольствием подпевает;

o       определяет, какая из двух пот ниже или выше.

 

Спортивно и физически одаренные дети

Спортивно и физически одаренные дети имеют высокий уровень физической подготовки, отличаются хорошим здоровьем, активностью и выносливостью, перевыполняют спортивные нормативы (спортивная или двигательная одаренность).

К критериям определения спортивной и физической одаренности мы отнесли следующие психофизические особенности детей;

o       ребенок проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики;

o       обладает хорошей зрительно-моторной координацией;

o        любит движение (бег, прыжки, лазание);

o       обладает широким диапазоном движения (от медленного к быстрому, от плавного к резкому);

o        легко удерживает равновесие при выполнении двигательных упражнений (на бревне, трамплине);

o       умело владеет телом при маневрировании (стартуя, останавливаясь, целенаправленно меняя направление и т. п.);  для своего возраста обладает исключительной физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков (ходьба, бег, лазание, прыжки, умение бросать и ловить предметы).

Система работы с детьми, имеющими признаки интеллектуальной одаренности

включает в себя:

ü  во-первых, мониторинг уровня учебных достижений интеллектуально одаренных детей;

ü  во-вторых, целевой комплекс мероприятий, осуществляемых в рамках учебно-воспитательного процесса;

ü  в-третьих, научно-теоретическое и инструментально-практическое сопровождение деятельности, организуемой административной учебно-методической службой.

Основной практической педагогической целью учебной работы с детьми, имеющими признаки интеллектуальной одаренности, является формирование высших уровней учебной успешности у интеллектуально одаренных детей, а также достижение высших уровней их индивидуальной социализации.

 

Система сопровождения одаренных детей

в общеобразовательной школе

 

1) Вводная диагностика  (исследование общих способностей):

2) * анкета «Мои способности», «Способности ребенка»;

3) * результаты срезовых работ

Академически

и интеллектуально одаренные дети

Социально

одаренные дети

Творчески и художественно

одаренные дети

Спортивно

и физически

одаренные дети

Направления работы

• Углубленная

Психо-лого-педагогическая диагностика степени

одаренности ребенка.

• Составление и

ведение балка данных данной группы одарен-ных детей.

• Индивидуальное и групповое консультирование для педагогов, родителей

и учащихся данной группы.

• Углубленная

психолого-педа-

гогическая диагностика степени одаренности ребенка.

• Составление и  ведение банка

данных данной

группы одарен ных детей.

• Индивидуальное и групповое консультирование для педагогов, родителей

и учащихся данной группы.

• Углубленная

психолого-педа-

гогическая диагностика степени

одаренности ребенка.

• Составление

и ведение банка

данных данной

группы одаренных детей.

• Индивидуальное и групповое

консультирование для педагогов, родителей

и учащихся данной группы.

• Углубленная

психолого-педа-

гогическая диагностика степени

одаренности ребенка.

• Составление

и ведение банка

данных данной

группы одаренных детей.

• Индивидуальное и групповое

консультирование для педагогов, родителей

и учащихся данной группы.

• Работа НОУ

школы: разработка и внедрение индивидуальных программ.

• Организация

и проведение

предметных декад, интеллектуальных марафонов для одаренных

школьников.

• Психолого-педагогическая

подготовка

учащихся

к городским,

региональным

и федеральным

олимпиадам,

конкурсам,

марафонам.

• Подготовка

брошюр, книг,

статей и других

публикаций одаренных детей.

• Тренинговые

занятия, направленные на развитие мышления

• Привлечение

детей к работе

в органах

школьного самоуправления.

• Привлечение

школьников

к организации

и проведению

декад, марафонов, конкурсов

и смотров.

• Подготовка

учащихся к городским, региональным и федеральным

конкурсам

и смотрам.

• Другие мероприятия

• Привлечение

детей к участию

в организации

и оформлении

школьных мероприятий.

• Содействие

в реализации

школьниками

своих потенциальных возможностей через

кружки и секции.

• Подготовка

учащихся к городским, региональным и федеральным

конкурсам

и смотрам.

• Подготовка

брошюр, книг,

статей и других

публикаций одаренных детей

• Подготовка

школьников

к соревнованиям

и марафонам городского, регионального и федерального

уровней.

• Содействие

в реализации

школьниками

своих потенциальных возможностей через

кружки и секции.

• Дополнительная работа педагогов по содействию развитию

потенциальных

способностей детей.

• Подготовка

статей и других

публикаций

о достижениях

детей со спортивной одаренностью

 

Психолого-педагогический инструментарий

диагностики детской одаренности

Для выявления и сопровождения развития одаренных детей мы подобрали особый пакет психолого-педагогической диагностики и коррекции, который существенно помогает педагогам-психологам и социальным педагогам .консультировать классных руководителей по содержанию работы с детьми. В табл. мы отобразили перечень диагностического инструментария в зависимости от раздела диагностики.

 

Раздел диагностики

Наименование методики

Общие способности

1) Анкета для учащихся «Мои способности»1

2) Анкета для педагогов и родителей «Способности ребенка»1

Уровень развития интеллекта

1) Культурно-свободный тест на интеллект Р. Кст-телла (модификация CF2 А)2.

2) Тест структуры интеллекта (TSI) Р. Амтхауэра3

Социальные контакты и статус в коллективе

Методика «Моя группа» (по О. И. Моткову)4

Академические способности

Пакет педагогических контрольных срезовых работ

Креативность

Батарея тестов «Творческое мышление» Е. Е. Туник (модификации тестов Гилфорда и Торренса)3

Спортивная и физическая одаренность

Пакет нормативных требований для учащихся средней школы

 

1Анкета составлена Е. Ю. Фнсенко на основе опросника де Хаана и Кофа, а также методики А. И. Савенкова «Карта одаренности*.

2Галанов А. С. Психодиагностика детей. — М., 2002.

3Ясюкова Л. А. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра. Методическое руководство. — СПб., 2002.

4Мотков О. И. Психология самопознания личности. — М., 1993.

3Межиева М. В. Развитие творческих способностей у детей 5-9 дет. — Ярославль, 2002.

 

 

Диагностика детской одаренности проводится в следующей последовательности:

1.  Первичная диагностика общих способностей(анкеты «Мои способности», «Способности ребенка»). Анкеты состоят из 9 разделов, посвященных отдельным видам способностей. Каждый раздел содержит по 10 вопросов. Анкеты заполняют все школьники, родители и педагоги, затем результаты по каждому ребенку обобщаются, вычисляется среднее арифметическое значение.

2.   Анализ   первичной   диагностики,   формирование   банка  данных и групп детей с определенным видом одаренности.

В процессе анализа первичной диагностики мы получаем группы детей, демонстрирующих высокие показатели (а также показатели выше среднего) по каждому разделу. Таким образом, дети, имеющие высокие показатели по разделам 1 и 2 («Интеллектуальные способности», «Способности к обучению»), включаются в группу академически и интеллектуально одаренных детей. Дети, показывающие высокие результаты по разделу 3 («Лидерские способности»), составляют группу социально-лидерски одаренных детей. Разделы 4, 5, 6,8, 9 («Творческие способности», «Художественно-изобразительные способности», «Музыкальные способности», «Литературные способности», «Артистические способности») формируют группу детей художественно-эстетически одаренных. Раздел 7 выявляет спортивно и физически одаренных детей.

3. Углубленная диагностика специальных способностей(проводится только с детьми с выраженной специальной одаренностью).

Получив сформированный банк данных с предварительными результатами, по мере необходимости уточняется степень и особенности специальной одаренности ребенка. Для этих целей служит нам отображенный в табл. 10 пакет диагностических методик.

 Так, например, культурно-свободный тест на интеллект Р. Кеттелла и тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра позволяют более точно увидеть особенности интеллектуальной одаренности ребенка, а также отслеживать динамику развития этой одаренности.

На основе полученных в ходе психолого-педагогической диагностики данных формируется (постоянно вносятся коррективы и уточнения, отслеживается динамика) банк данных одаренных детей школы, позволяющий организовать системную работу с конкретными категориями этой группы детей. Кроме того, анализ полученных результатов и их обобщение позволяют сделать некоторые, важные конкретные выводы:

1.   Чаще всего дети имеют признаки одаренности по двум и более видам.

2.   Наиболее частое сочетание видов одаренности — академическая и интеллектуальная, а также художественно-эстетическая.

3.   Самый распространенный вид одаренности — спортивная и физическая одаренность — имеет место в школах, где сохранению здоровья детей уделяют первостепенное внимание.

4.   Менее распространенный вид (в ОУ, исключая лицей и гимназию) — академическая и интеллектуальная одаренность, так как данный тип одаренности часто становится результатом кропотливой педагогической работы, воспитания, которое начинается на самых ранних этапах онтогенеза. Мы считаем, что прививать ребенку любовь к познанию родители должны с младенчества.

5.  Спортивная и физическая одаренность реже сочетается с другими видами одаренности и чаше встречается как вполне самостоятельное проявление.

Методика формирования учебной успешности школьников

В ходе экспериментальной работы одной из школ СПБ, под руководством С.В. Титовой (кандидат психологических наук)  была создана авторская методика формирования учебной успешности школьников, включающая мониторинг по заданным нами направлениям, который оценивается по пятибалльной шкале.

Основными направлениями мониторинга являются оценочные результаты индивидуальных достижений интеллектуально одаренных школьников.

1.   Уровень учебной успешности по всем, предметам. Выставляется и суммируется средний балл по каждому периоду: входному (начальному), промежуточному, итоговому. Максимальное количество баллов — 15.

2.  Уровень учебной успешности по предпочитаемым предметам. Выставляется и суммируется средний балл но предпочитаемым предметам также по каждому периоду: входному, промежуточному, итоговому. Максимальное количество баллов — 15.

3.  Уровень достижений одаренных учащихся в олимпиадах, школьных, городских, региональных, федеральных, всемирных. Оценка уровня достижений ведется по следующей шкале по каждому периоду: входному, промежуточному, итоговому. Максимальное количество баллов — 15.

♦  Участие в олимпиадах любого уровня без присуждения призового места.

♦  Призовые места на олимпиадах любого уровня (муниципального, регионального, федерального).

Учитывая то, что олимпиады по каждому уровню проводятся один раз в год, мы вводим коэффициент — 3 (но количеству периодов). При подсчете суммы баллон уровня достижений одаренных учащихся в конце учебного года берется наиболее высокий достигнутый школьником результат в течение учебного года и умножается па коэффициент 3.

4. Уровень социализации одаренных учащихся предполагает поэтапное движение от низших форм социализации индивида к высшим: социальная дезадаптация, социальная адаптация, социальная успешность, социальная реализация, социальная ответственность. Оценка уровня социализации ведется по следующей шкале но каждому периоду: входному, промежуточному, итоговому. Максимальное количество баллов —15:

1  — дезадаптирован;

2 — социально адаптирован (т. е. приспособлен к окружающей среде);

3  — социально успешен (этап индивидуальной социализации, характеризующийся адекватным, уверенным поведением ученика, определенными успехами в отдельных областях знаний и творческим самовыражением в референтной группе);

4  — социально реализован (наличие высокой позитивной оценки на конкурсной основе культурного, образовательного, творческого продукта личности (победа на школьной, городской, региональной, всероссийской олимпиаде, конкурсе, соревновании));

5 — социально ответственен (высокий уровень самоорганизации и самоконтроля, признанный социумом); Результаты по каждому ученику заносятся в «портфель данных» и фиксируются в таблице.

 

Период

Уровень

учебной

успешности

по всем

предметам

Уровень

учебной

успешности

по предпо-

читаемым

предметам

Уровень

достижений

одаренных

учащихся

(олимпиады,

конкурсы

различных

уровней)

Уровень социализации

одаренных

учащихся

Входной

 

 

 

 

Промежуточный

 

 

 

 

Итоговый

 

 

 

 

Итого

 

 

 

 

 

 

Литература:

 

1.      Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / Под ред. С. Ю. Циркина. - СПб.: Питер, 1999. - С. 90.

2.      Богоявленская Д. Б., Брушлинскип А. В., Холодная М.А., Шадриков В. Д. Рабочая концепция одаренности. — М., 1998.

3.      Титова С.В. Дети группы риска в общеобразовательной школе. – СПб.: Питер, 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми

Работа с одаренными детьми.Формы и методы работы с одарёнными детьми...

Детская одаренность. Система работы с одаренными детьми

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯМеждународная научно-практическая конференцияРабота с одаренными детьми является одним из приоритетных направле-ний в образовании на государственном уровне,...

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...

Одаренность. Формы и методы работы с одаренными детьми

Миссия школы по отношению к одаренным учащимся – предоставление каждому ОУ сферы деятельности, необходимой для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потре...

Работа с одаренными детьми. Конспект занятия по авторской программе "Развитие одаренности средствами арт-терапии".

Конспект занятия по работе с одаренными детьми для развития творческого воображения и абстрактного мышления....

«Одаренный ребенок. Формы и методы работы с одаренными детьми. Презентация опыта»

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Б...

Одаренный ребенок. Кто он? Формы и методы работы с одаренными детьми.

Одаренный ребенок. Кто он?Формы и методы  работы с одаренными детьми....


 

Комментарии

Шестакова Анна Анатольевна

Спасибо, Лариса Геннадьевна!
Интересно!