Рабочая программа по изобразительному искусству (коррекционной программе VIII вида) 2 класса
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) по теме

      Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности ребенка с ОВЗ, воспитанию у него положительных навыков и привычек.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izobrazitelnoe_is-vo_2_klass.rar30.43 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет администрации города Славгорода Алтайского края по образованию и делам молодежи

муниципальное  казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9»

поселка Бурсоль города Славгорода Алтайского края

 

РАССМОТРЕНО                                                                     СОГЛАСОВАНО                                                                УТВЕРЖДАЮ

рук.ШМО нач.классов                                                            зам.директора по УВР                                                        директор МОУ «СОШ №9»

_____________ Т.Д. Гурина                                                 __________ В.А.Мелихова                                                     __________ В.С.Глебова

«__» __________ 2012 г.                                                        «___» ____________ 2012 г                                                «___» ____________ 2012 г

Рабочая программа по изобразительному искусству

(коррекционной программе VIII вида) 2 класса

Автор: Грошенков И.А

Срок реализации: 2012 – 2013 учебный год

                                                                             Учитель:

                                                                             Рудниченко Л.А.

2012 год

                                                                                      ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

2 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности ребенка с ОВЗ, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
      Школьный курс по изобразительному искусству ставит следующие основные задачи:
      способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
      находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
      содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
      ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
      исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
      дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
      знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
      развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.
      Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.
      Прежде чем приступить к этим занятиям, учащихся необходимо к ним подготовить.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ

      Их главная задача — формирование и обогащение чувственного опыта (умения видеть, слышать, осязать), являющегося необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности школьников. На этом этапе важно также сформировать первичные навыки работы с материалами и инструментами, показать, что рисунки отражают свойства предметов и их отношения, привить интерес к изобразительной деятельности.
      В подготовительный период обучения учитель, используя разнообразный игровой и графический материал, проводит работу, направленную на развитие у учащихся зрительного внимания, восприятия предметов и их свойств (формы, величины, цвета, количества деталей и их положения по отношению друг к другу), на формирование представлений. Большое внимание уделяется совершенствованию мелких, дифференцированных движений пальцев и кисти рук, зрительно-двигательной координации, выработке изобразительных навыков. При этом необходимо добиваться, чтобы учащиеся могли осознанно выполнять движения карандашом (фломастером) в заданном направлении, изменять направление движения, прекращать движение в нужной точке.
      Все занятия, как правило, проводятся в игровой, занимательной форме. Для этого необходимо иметь соответствующие дидактические пособия: строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, плакаты с образцами несложных рисунков, геометрическое лото, а также различные игрушки.
      Эти игры и упражнения на каждом уроке должны заканчиваться графическими действиями учащихся, выполнением простейших рисунков, отражающих решение той или иной задачи.
      После определенной подготовки, когда дети приобретут некоторые знания и умения, можно переходить к изображению относительно сложных по форме и строению предметов, хорошо знакомых учащимся и подобранных по сходству с основными геометрическими формами.

ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ

      На уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. В процессе занятий школьники получают сведения о применении узоров на коврах, тканях, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта.
      Краткие беседы о декоративно-прикладном искусстве с показом изделий народных умельцев, учебных таблиц и репродукций помогают в определенной степени формированию у учащихся эстетического вкуса.
      Занятия по декоративному рисованию должны, как правило, предшествовать урокам рисования с натуры, так как они формируют технические и изобразительные умения учащихся.

РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ

      Рисованию с натуры обязательно предшествует наблюдение изображаемого объекта, определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения. После всестороннего изучения предмета учащиеся передают его в рисунке так, как видят со своего места.
      Большое значение на этих уроках имеет правильный отбор соответствующего оборудования и моделей.
      Основная задача обучения рисованию с натуры в младших классах — научить детей рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и целого, а также конструкцию предметов.
      На занятиях по рисованию с натуры очень важно выработать у учащихся потребность постоянно сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться простейшими вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.

РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ

      Содержанием уроков рисования на темы являются изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений.
      Во2 классе задача тематического рисования сводится к тому, чтобы учащиеся смогли изобразить по представлению отдельные предметы, наиболее простые по форме и окраске. Например, дети рисуют елочные игрушки, снеговика, рыбок в аквариуме, выполняют рисунки к сказкам «Колобок», «Три медведя» и др.
      Ставя перед учащимися задачу передать в рисунке какую-либо тему, раскрыть сюжет отрывка литературного произведения, проиллюстрировать текст-описание, учитель должен сосредоточить свои усилия на формировании у них замысла, активизации зрительных образов. После объяснения учителя учащиеся рассказывают, что следует нарисовать, как, где и в какой последовательности.

БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

      Беседы об искусстве — важное средство нравственного и художественно-эстетического воспитания школьников.
      Во 2 классе занятия ограничиваются рассматриванием изделий народных мастеров (преимущественно игрушек), репродукций художественных произведений, а также разбором иллюстраций в детских книгах. Отдельные уроки для такой работы не отводятся, а выделяется 10—15 минут в начале или в конце урока.
      Для подготовки учащихся к пониманию произведений изобразительного искусства важное значение имеет систематическая работа с иллюстративным материалом, рассчитанная на развитие у детей зрительного восприятия.
      В младших классах учитель в основном работает над тем, чтобы учащиеся смогли узнать и правильно назвать изображенные предметы.
      Во время бесед об искусстве, как и на других уроках рисования, не следует забывать о работе по обогащению словаря и развитию речи учащихся, по коррекции недостатков произношения.

ПРОГРАММА

2 класс

(1 ч в неделю)

ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ

      Учить детей проводить от руки прямые линии (вертикальные, горизонтальные, наклонные), делить отрезок на равные части; развивать умения рисовать от руки основные геометрические фигуры и составлять из них узор в полосе, соблюдая чередование по форме и цвету; составлять узоры из растительных элементов в полосе, квадрате, круге; совершенствовать навык раскрашивания рисунка; равномерно накладывать штрихи без излишнего нажима в одном направлении, не выходя за контур; учить использовать в узорах красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый цвета.

                                                                                         РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ

      Учить детей правильно размещать изображение на листе бумаги; различать и называть формы квадратных, прямоугольных, круглых и треугольных предметов; развивать умения замечать и передавать в рисунке квадратную и прямоугольную формы отдельных предметов; соблюдать пространственные отношения предметов и обозначать эти отношения словами посередине, справа, слева; определять существенные признаки предмета, выявляя характерные детали путем расчленения относительно сложной формы; аккуратно раскрашивать рисунок, подбирая цветные карандаши в соответствии с натурой.

                                                                                           РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ

      Учить детей передавать в рисунке основную форму знакомых предметов; развивать умения объединять эти предметы в одном рисунке; изображать по представлению округлую форму частей предмета, их величину, а также передавать пространственные отношения предметов и их частей (сверху, снизу, рядом, около).

                                                                    БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

(2 раза в четверть)

      Развивать у детей умение узнавать в иллюстрациях персонажи народных сказок, называть действующих лиц, изображенных на картинке, сравнивать их между собой; называть и дифференцировать цвета.
      Знакомить с иллюстрациями к народным сказкам из книг для детей старшего дошкольного возраста (иллюстрации художников Ю. Васнецова, В. Ватагина, В. Лебедева, Е. Рачева, Е. Чарушина и др.).

Примерные задания

П е р в а я   ч е т в е р т ь

      Рисование с натуры овощей и фруктов. Рассматривание иллюстраций в детских книжках.
      Рисование с натуры разных видов грибов (белый, подосиновик, мухомор).
      Рисование в полосе узора из листьев и ягод (по образцу).
      Самостоятельное составление учащимися узора в полосе.
      Рисование геометрического орнамента в квадрате (построить в квадрате осевые линии, полученные треугольники раскрасить цветными карандашами).
      Рисование в квадрате узора из веточек с листочками (на осевых линиях).
      Рисование на тему «Деревья осенью». Рассматривание иллюстраций в детских книжках.
      Рисование с натуры знакомых предметов несложной формы (например, папка, линейка, треугольник чертежный).
      Декоративное рисование — узор из цветов для коврика прямоугольной формы.

                                                                                                  В т о р а я   ч е т в е р т ь

      Рисование геометрического орнамента в прямоугольнике (по образцу).
      Декоративное рисование — орнамент в квадрате. Рассматривание иллюстраций в детских книжках. Знакомство с городецкой росписью.
      Рисование в квадрате узора из веточек ели (на осевых линиях).
      Рисование с натуры веточки ели. Рассматривание иллюстраций в детских книжках.
      Рисование с натуры праздничных флажков. Рисование с натуры елочных украшений. Рисование на тему «Веточка с елочными игрушками».

                                                                                              Т р е т ь я   ч е т в е р т ь

      Рисование узора из снежинок (украшение шарфа или свитера).
      Рисование на тему «Снеговики».
      Беседа по картинам. Рисование с натуры рамки для картины.
      Рисование с натуры игрушки-рыбки. Рисование на тему «Рыбки в аквариуме среди водорослей».
      Рисование с натуры предмета прямоугольной формы (ранец, портфель, сумка).
      Беседа об изобразительном искусстве. Знакомство с Полхов-Майданскими изделиями. Рисование узора в полосе.
      Декоративное рисование — узор в полосе для косынки треугольной формы (треугольник — готовая форма).
      Рисование с натуры дорожного знака «Впереди опасность» (равносторонний треугольник желтого цвета с черным восклицательным знаком и красной полосой по краям).
      Рисование узора в круге — расписная тарелка (круг — готовая форма).
      Рисование на классной доске и в тетрадях несложных предметов, сочетающих в себе различные геометрические формы (домик — квадрат и треугольник, тележка — прямоугольник и два круга, скворечник — прямоугольник и треугольник и т. п.).

                                                                                          Ч е т в е р т а я   ч е т в е р т ь

      Рисование узора в полосе из чередующихся геометрических фигур, данных учителем.
      Декоративное оформление открытки «Ракета летит».
      Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала.
      Рисование с натуры праздничного флажка и воздушных шаров.
      Тематический рисунок «Дом, украшенный к празднику флажками и огоньками».
      Рисование узора в полосе из цветов и листочков. Узор из цветов в круге (круг — готовая форма). Рисование с натуры весенних цветов.  

      Беседа по картинам.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

      Учащиеся должны уметь:
      свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги;
      ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме в соответствии с инструкцией учителя;
      использовать данные учителем ориентиры (опорные точки) и в соответствии с ними размещать изображение на листе бумаги;
      закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры изображения, направление штрихов и равномерный характер нажима              на карандаш;
      рисовать от руки предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы;
      понимать принцип повторения или чередования элементов в узоре (по форме и цвету);
      различать и знать названия цветов;
      узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоционально-эстетическое отношение к ним.  

Изобразительное искусство(34ч)

1четверть- 8 часов

Название раздела, темы урока

Кол-во час

Тип урока

Форма урока

Информационное сопровождение

            дата

По плану

фактически

1

Рисование с натуры овощей и фруктов

1

изучения нового материала

рисование с натуры

Муляжи.

2.09

2

Рисование с натуры разных видов грибов (белый, подосиновик, мухомор)

1

изучения нового материала

рисование с натуры

таблица: съедобные и несъедобные грибы, муляжи

9.09

3

Рисование в полосе узора из листьев и ягод (по образцу)

1

изучения нового материала

рисование по образцу

образец, картинки рябины, калины, др. ягод

16.09

4

Самостоятельное составление узора в полосе

1

обобщения и систематизации знаний

самостоятельная работа

методичка, картинки ягод, листьев разной формы

23.09

5

Рисование геометрического орнамента в квадрате (построить в квадрате осевые линии, полученные треугольники раскрасить)

1

изучения нового материала

рисование по образцу

геометрические фигуры: круг, квадрат, овал, прямоугольник

30.09

6

Рисование в квадрате узора из веточек с листочками (на осевых линиях)

1

изучения нового материала

рисование по образцу

квадрат, веточки с листочками

7.10

7

Рисование на тему «Деревья осенью».

1

изучения нового материала

беседа по картине «Осень»., рисование на тему

картина «Осень», картинки  деревьев

14.10

8

Рисование с натуры предметов (линейка, треугольник чертёжный)

1

изучения нового материала

рисование с натуры

линейка, треугольник, пенал

21.10

                                                                                                       

2 четверть- 7 часов

Название раздела, темы урока

Кол-во час

Тип урока

Форма урока

Информационное сопровождение

            дата

По плану

фактически

1

Узор из цветов для коврика прямоугольной формы

1

изучения нового материала

рисование по образцу, объяснение

геометрические фигуры

07.11

2

Рисование геометрического орнамента в прямоугольнике (по образцу)

1

изучения нового материала

рисование по образцу, беседа по картине

квадрат, картина Васнецова «Алёнушка»

14.11

3.

Орнамент в квадрате. Знакомство с городецкой росписью.

21.11

3

Узор из веточек ели в квадрате (на осевых линиях)

1

изучения нового материала

демонстрация, рисование по образцу

веточки ели, квадрат,

28.11

4

Рисование с натуры веточки ели

1

изучения нового материала

рисование с натуры путешествие

веточка ели

05.12

5

Рисование с натуры праздничных флажков

1

изучения нового материала

объяснение, рисование с натуры

флажки

12.12

6

Рисование с натуры елочных украшений

1

комбинированный

объяснение, рисование с натуры

елочные украшения

1912

7

Веточка с елочными игрушками

1

обобщения и систематизации знаний

рисование на тему, демонстрация

веточка ели  с елочными  украшениями

26.12

                                                                                                                        3четверть- 10 часов

Название раздела, темы урока

Кол-во час

Тип урока

Форма урока

Информационное сопровождение

            дата

По плану

фактически

1

Рисование узора из снежинок (украшение шарфа)

1

изучения нового материала

рисование по образцу

шарф, образец,

2

Рисование на тему «Снеговик»

1

комбинированный

объяснение, рисование на тему

образец, методичка, круги, иллюстрация снеговика

3

Рисование с натуры рамки для картины

1

комбинированный

рисование с натуры, беседа

рамка для картины, образец

4

Рисование с натуры игрушки рыбки

1

изучения нового материала

рисование с натуры.

игрушка- рыбка, картинки рыбок,

5

Рисование на тему: «Рыбки в аквариуме среди водорослей»

1

обобщения и систематизации знаний

практикум, рисование на тему

картинки рыбок, аквариум .образец

6

Рисование с натуры портфеля

1

комбинированный

объяснение, рисование с натуры

портфель

7

Знакомство с Полхов - Майданскими изделиями. Рисование узора в полосе.

1

комбинированный

рисование по образцу

образцы узоров

8

Декоративное рисование узора для косынки

1

комбинированный

рисование по образцу

образцы узоров

9

Рисование с натуры дорожного знака «Впереди опасность!»

1

изучения нового материала

объяснение, рисование с натуры

картинка дорожного знака «Впереди опасность!»,

10

Рисование геометрических форм

1

обобщения и систематизации знаний

объяснение, рисование по образцу

геометрические фигуры, образец,

                                                                                   4четверть- 9 часов

Название раздела, темы урока

Кол-во час

Тип урока

Форма урока

Информационное сопровождение

            дата

По плану

фактически

1

Рисование в полосе узоров из квадратов с чередующимися геометрическими элементами

1

комбинированный

объяснение, рисование по образцу

геометрические фигуры, образец

2

Рисование на тему: «Первый спутник»

1

обобщения и систематизации знаний

демонстрация, рисование на тему

образец, картинки спутников

3

Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала

1

изучения нового материала

объяснение, рисование с натуры

строительный конструктор

4

Рисование с натуры праздничного флажка и воздушных шаров.

1

изучения нового материала

демонстрация, рисование с натуры

флажки, воздушные шарики, методичка

5

Декоративное оформление открытки «ракета»

1

обобщения и систематизации знаний

объяснение, рисование на тему

сюжетные картинки образец

6

Рисование узора в полосе

1

изучения нового материала

самостоятельная работа

образцы природных и геометрических узоров

7

Рисование узора в круге

1

изучения нового материала

самостоятельная работа

образцы природных и геометрических узоров

8

Рисование с натуры весенних цветов. Беседа по картинам (народные сказки)

1

комбинированный

экскурсия, беседа, рисование с натуры

картинки цветов, книги со сказками, иллюстрации

9

Свободное рисование

1

закрепление

конкурс на лучший рисунок, выставка

методичка, образцы рисунков за учебный год

                                              Ресурсное обеспечение рабочей программы

1.Грошенков И.А. Занятия изобразительным искусством во вспомогательной  школе: Кн. Для учителя.- М.: Просвещение, 1993.- 175с

2. Грошенков И.А Уроки рисования в 1-4 классах вспомогательной школы, Изд. 3-е, испр. и доп. М. «Просвещение» 1975.

Лист изменений в программе