Секреты волшебного рисунка
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 2 класс) по теме

Кузнецова Ирина Александровна

Методическая разработка открытого урока по рисованию во 2 классе. Хохломская роспись, Гжельская роспись, Городецкая роспись, Дымкавская игрушка. С использованием интероактивной доски.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka.docx20.2 КБ

Предварительный просмотр:

1. Организационный момент

Учитель. Дети, посмотрите на свои руки. У мальчиков они большие, сильные. У девочек – нежные, ласковые. Мы любим свои руки, ведь они могут все: и обнять друга, и поднять упавшего товарища, и дать корм голодным птицам, и красиво нарисовать, вышить.

Что за чудо-чудеса:
Раз рука и два рука!
Вот ладошка правая,
Вот ладошка левая.
И скажу вам не тая,
Руки всем нужны друзья.
Сильные руки не бросятся в драку.
Добрые руки погладят собаку,
Умные руки умеют лепить.
Чуткие руки умеют дружить.

– Сегодня на уроке мы узнаем, что же могут эти руки.

2. Беседа о росписи, ее многообразии

Хохлома.

– А начну я свой рассказ с одной интересной легенды.

Давным-давно от царской немилости сбежал в керженские леса за Волгу мастеровой человек. Срубил он себе избу, смастерил из дерева лавки, стол, полки, потом дело дошло и до посуды. Опять же из дерева он вырезал чашки, плошки, ложки. Стали прилетать к нему птицы. Стал человек кормить их пшеном. Однажды к нему пожаловала и сама Жар-птица. Понравилось ей жить в необычной семье.

Но долго задерживаться на одном месте она не могла – надо было лететь дальше. Когда она улетела, в благодарность за доброту взмахнула крылом и коснулась им посуды, которую мастер изготовил, – и стала та золотой.

Никто Жар-птицу не видел, поэтому каждый хохломской мастер рисует ее по0своему. А еще любят хохломские мастера рисовать различные сказочные, фантастические цветы да ягоды: землянику, смородину, рябину, калину.

(показ слайдов.)

Все листочки – как листочки,
Здесь же каждый – золотой.
Красоту такую люди
Называют хохломой.

Практическая работа

Гжель

– Это была роспись деревянной посуды. Умельцы на Руси всегда славились еще и гончарным мастерством. Чтобы посуда из глины была красива, ее тоже расписывают. В росписи посуды прославились мастера из города Гжель. На прилавках наших магазинов часто можно видеть щедро украшенные нарядной росписью кувшины и кружки, сахарницы и чайники, вазы, тарелки, кувшины. Сочные синие цвета и травы сплошь заполняют белый фон, то гибкой линией оплетают изделие, подчеркивая его округлость формы.

(Показ слайдов)

– Стихи о росписи гжельских мастеров.

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь:
Известно всем в народе ее названье – Гжель.
Гордятся в Гжели жители небесной синевой,
Не встретите на свете вы красоты такой!
Голубизну небесную, что сердцу так мила,
Кисть мастера на чашку легко перенесла.
У каждого художника есть свой узор любимый,
И в каждом отражается сторонушка родимая.
Ее трава шелковая, ее цветы весенние –
И мастерство волшебное достойны восхищения.

И действительно, посмотрите, какая красота родилась под кистью художника, какие сказочно красивые узоры и это притом, что в росписи используется всего один цвет - Синий кобальт

Практическая работа

Сине-голубые

Розы, листья, птицы.

Увидев вас впервые,

Каждый удивится.

Чудо на фарфоре -

Синяя купель.

Это называется

Просто роспись… (гжель).

Чудо с синими цветами,

Голубыми лепестками,

Синими цветочками,

Нежными виточками.

На белом фарфоре,

Как на заснеженном поле,

Из-под белого снежочка

Растут синие цветочки.

Неужели, неужели,

Вы не слышали о Гжели.

3. Физкультминутка

Дымковская игрушка

Ах! Чуть жив от восхищенья!
Чудо всем на удивленье:
Расписные медвежата,
Барыни, коньки, утята,
Расписные даже хрюшки –
Царство дымковской игрушки!
Удивительному чуду
Мы поклонимся не раз
И о дымковской игрушке
Поведем сейчас рассказ.

Дымковская игрушка называется так потому, что родилась она в слободе Дымково, недалеко от города Вятка .Игрушки были самым ярким украшением ярмарок, где проходили праздничные гуляния с озорным названием – Свистунья.

– Послушайте легенду.

Однажды к городу подошли враги. Городу грозила неминуемая гибель. Тогда вятичи придумали хитрость. Все жители города, даже малые дети, получили по глиняной игрушке. Подкравшись ночью к вражескому стану, они подняли отчаянный свист. Так, наверное, свистел Соловей-Разбойник, от свиста которого отлетали маковки на теремах, шатались деревья и замертво падали птицы.

Кочевники решили, что их окружает дружины, подоспевшие вятичам на выручку, и в страхе бежали. Так дымковские игрушки спасли город.

Показ слайдов

Практическая работа

Городецкая роспись

По розанам и купавкам
Городецкий скачет конь,
И в цветах весь утопает,
До чего ж красивый он.

Городецкая роспись получила свое название по названию города в Нижегородской области, где с давних времен мастера расписывали свои работы особыми, непохожими не на какие другие росписи,  изображениями. Рисунки цветов, птицы, кони,  девицы и молодцы особым образом украшали  домашнюю утварь.

Городецкая роспись – как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
Посмотрите на роспись – сочность красок манит.
Городецкая роспись душу нам веселит.

Мастер писал послойно темперными или масляными красками. Сначала крупной кистью прописывался замалевок- цветовое пятно круглой формы. Эти пятна и определяли композицию росписи. Они дополнялись более сложными элементами цветка. Затем, работая мелкими кистями, мастер пишет серединку и дужки лепестков. Последние штрихи работы – оживки, выполняются белой краской. В росписи применяется ограниченная цветовая палитра: красный, синий, зеленый, желтый черный цвета, но работы от этого совсем не проигрывают. Мастера  превосходно владели чувством цветовой гармонии.

Показ слайдов        

Практическая работа

А как вы думаете, возможно, ли создать такую красоту при помощи компьютера? Посмотрим.

4. Выставка работ учащихся.

5. Итог урока

– Декоративно-прикладное искусство живет уже несколько веков. Старшие поколения умельцев старались, чтобы народное искусство передавалось из поколения в поколение. До сих пор ваши родители хранят дома предметы, которые делали своими руками бабушки и дедушки, – это вышивка, ковры, посуда.

– Ребята, что нужно делать, чтобы декоративно-прикладное искусство развивалось, процветало?

– Да, нужно всем стараться что-то делать своими руками, украшать наш дом, школу.

– Мы сегодня говорили, что наши руки могут многое. Приложите сою руку к сердцу. Что вы чувствуете?

– Да, мы чувствуем, как бьются наши сердца. Мое большое, а ваши маленькие, как кулачки. Иногда человеку говорят: “У тебя доброе сердце”, “У тебя большое сердце”. Мне хотелось бы, чтобы ваши сердца были открыты для доброты, красоты и хороших поступков, а для этого у вас есть очень хорошие помощники – ваши добрые, трудолюбивые, крепкие руки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительные авторские программы художественно - эстетической направленности: «ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА», «СМОТРЮ НА МИР ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА», «ВОЛШЕБНЫЕ СЕКРЕТЫ ХУДОЖНИКА», «В МИРЕ ХУДОЖНИКА - СКАЗОЧНИКА».

Хочу вашему вниманию представить мною разработанные 4 программы.Авторская программа«ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»Авторская программа«СМОТРЮ НА МИР ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА»Авторская п...

Проектная работа "Волшебное слово и волшебная кисть"

Проектная работа заняла 3 место в окружном конкурсе научно - исследовательских и проектных работ "Открытие" в номинации "Кино, театр и мир искусства"....

Учебный проект "Секреты волшебных сказок"

Цель представленной работы-разработка учебного проекта в образовательной области "Литературное чтение".Цели занятия:учить характеризовать сказку как жанр; знать виды сказок; знать признаки, ...

Технологическая карта по информатики. Тема урока:«Общее и особенное. Графический редактор Paint: создание одинаковых фрагментов рисунка.(создание рисунка по образцу )», УМК «Школа 2100» (3 класс)

Тип урока: урок «открытие» знания Цель урока: Формирование умений называть отдельные предметы заданной группы и давать общее имя группе предметов.Задачи урока Дидактические:1. На...

Первые рисунки для первого знакомства. Обзор рисунков первоклассников на свободную тему.

Основным содержанием статьи является обзор рисунков первоклассников по заданию "Свободная тема рисунка".В статье можно узнать об осоенностях детских рисунков. . Также читель узнает...

Презентация по ИЗО Рисунок. Виды рисунков

Презентация составлена для учащихся начальных классов...