Рабочая программа по ИЗО по ФГОС 1 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме

Лапшина Наталия Владимировна

Рабочая программа по ИЗО по ФГОС 1 класс ( УМК " Начальная школа 21 века").

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo-rabochaya_programma.docx41.78 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано

Руководитель МО

__________ _____________

Протокол №___ от

«__» ___________20___г.

Согласовано

Заместитель директора по УВР

____________ О.А. Филянина

«___» _____________ 20___г.

Утверждаю

Директор МБОУ-ООШ № 7

_____________А.А. Долгов

Приказ №_____ от

«___» ____________20___г.

Рабочая программа

по  изобразительному искусству в 1 классе

учитель

Лапшина Наталия Владимировна,

высшая квалификационная категория

                                                                             Рассмотрено на заседании

                                                                        педагогического совета

                                                                протокол № 1  от

                                                                           30.08.2012 г.

2012 – 2013 учебный год

 Пояснительная записка

     Рабочая программа составлена на основе федерального государственного стандарта II    поколения и авторской программы по изобразительному искусству Л.Г.Савенковой, Е.А.Ермолинской.

  Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом.  По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности. На изучение  изобразительного искусства в каждом классе начальной школы  отводится по  1 часу в неделю, всего 134 часа.

      Цели курса:

-воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран, готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;

- развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;

- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;

- овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение  опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

     Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:

- совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

- развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

- формирование навыков работы с различными художественными материалами.

 

     На изучение  изобразительного искусства в каждом классе начальной школы  отводится по  1 часу в неделю, всего 134 часа.

   

Содержание курса.

Тема раздела

Кол-во часов

 Планируемые результаты

Корректировка

Универсальные учебные действия

Предметные знания

1

Рисование на тему

7

Личностные:

внутренняя позиция школьника;                                   учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

Регулятивные:

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

оценивать правильность выполнения действия;   адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.    

Коммуникативные:

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения

интересов;

строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

контролировать действия партнёра;

использовать речь для регуляции своего действия.

Знать  правила  работы  с  акварельными  красками.

Уметь  работать  кистью  и  акварельными  красками.

Знать правила работы с акварелью.

Уметь  самостоятельно  компоновать  сюжетный  рисунок, последовательно  вести  линейный  рисунок  на  тему.

Уметь изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет.

Знать понятие «иллюстрация»     Уметь  самостоятельно  выполнять  композицию  иллюстрации, выделять  главное  в  рисунке; узнавать отдельные произведения выдающихся художников-иллюстраторов.                                   Уметь  передавать  свои  наблюдения  и  переживания  в  рисунке; рисовать на основе наблюдений или по представлению; передавать в рисунке смысловые связи между предметами

2

Декоративная работа

10

Личностные:

внутренняя позиция школьника;  

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата;

способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

Регулятивные:                  планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

оценивать правильность выполнения действия;  

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.    

Коммуникативные:

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения

интересов;                                          строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; контролировать действия партнёра;                                  использовать речь для регуляции своего действия.

Знать правила работы с гуашевыми красками; название главных и составных цветов.   Уметь выполнять декоративные цепочки; рисовать узоры и декоративные элементы по образцам.                                                              Знать  приём  выполнения  узора  на  предметах  декоративно – прикладного  искусства.                                               Уметь  выполнять  кистью простейшие  элементы  растительного  узора.

Знать  элементы  узора  Хохломы.

Уметь  выполнять  узор  в  полосе, используя  линии, мазки, точки, как  приёмы  рисования  кистью  декоративных  элементов.

Знать  правила  и  технику  выполнения  орнамента.                              Уметь  выделять  элементы  узора  в  народной  вышивке.

Знать  элементы  цветочного  узора, украшающего  изделия  мастеров  из  Городца.                                   Уметь  выполнять  Городецкий  узор  различными  приёмами  рисования: всей  кистью, концом  кисти, примакиванием, приёмом  тычка.

Знать  элементы цветочного узора в хохломской росписи.  

Уметь  рисовать  кистью  декоративные  элементы  цветочного узора в хохломской росписи

Знать  элементы  геометрического  узора, украшающего  дымковскую  игрушку.

Уметь  выделять  характерные  особенности  росписи  дымковской  игрушки, рисовать  кистью  элементы  узора  дымковской  игрушки.

3

Рисование по памяти и представлению

3

Личностные:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

Регулятивные:                   планировать свои действия;

оценивать правильность выполнения действия;  

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату  

Коммуникативные:

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения

интересов;

строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; контролировать действия партнёра;                                          использовать речь для регуляции своего действия.

Знать технику передачи в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов.

Уметь  передавать  силуэтное  изображение  дерева  с  толстыми  и  тонкими  ветками, осеннюю  окраску  листьев

Знать  о  линии  и  пятне  как  художественно – выразительных  средствах  живописи.

Уметь  изображать  внешнее  строение  деревьев, красиво  располагать  деревья  на  листе  бумаги.

4

Рисование                       с натуры

5

Личностные:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

Регулятивные:                    планировать свои действия;

оценивать правильность выполнения действия;  

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату  

Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

формулировать собственное мнение и позицию;

 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения

интересов;

 строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет

контролировать действия партнёра;

использовать речь для регуляции своего действия.

Знать технику передачи в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов.

Уметь  передавать  силуэтное  изображение  дерева  с  толстыми  и  тонкими  ветками, осеннюю  окраску  листьев.

Уметь  рисовать с натуры овощи и фрукты

Уметь передавать в рисунке формы, очертаний и цвета изображаемых предметов;  изображать  форму, общее  пространственное  расположение, пропорции, цвет.

Знать элементарные правила работы с гуашью; правила смешивания цветов.

Уметь  рисовать  с  натуры  разнообразные  цветы.

6

Аппликация

5

Личностные:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

Регулятивные:

планировать свои действия; оценивать правильность выполнения действия;  

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

 осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату  

Коммуникативные:

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения

интересов;  строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет

контролировать действия партнёра;

использовать речь для регуляции своего действия.

Знать  технику  выполнения  аппликации.

Уметь  последовательно  наклеивать элементы  композиции.

Уметь  составлять  композицию, последовательно  её  выполнять.

Календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства в 1 классе.

№ урока

Наименование тем и уроков

                     I четверть

Кол-во

часов

Дата проведения

Тип урока

Основные понятия и термины, оборудование

Формирование универсальных учебных действия

 Ты изображаешь. Знакомство с мастером изображения

1

«Что изображает художник?»

1

общеметодологической направленности

Развитие первичных представлений об изобразительном искусстве, бумага, гуашь

РУУД  Понимать и сохранять учебную задачу, КУУД  выражать своё отношение к шедеврам русского и  мирового искусства  

2

Экскурсия в мастерскую художника

1

общеметодологической направленности

Формирование понятия о художественных материалах, изобразительных средствах. Отличие картины от  фотографии.

КУУД  Учатся задавать вопросы,  наблюдать, ПУУД понимать разницу в изображении разных предметов  

3

Урок-игра. «Почему радуга разноцветная?»

1

открытие нового знания

Цветовые композиции

КУУД  Учатся задавать вопросы,  наблюдать, сравнивать. ПУУД  Обобщать, формулировать собственное мнение  

4

Урок-путешествие. «Кто рисует на скалах?»

1

открытие нового знания

Происхождение искусства. Знакомство с наскальными произведениями древних художников.

РУУД  Понимать и сохранять учебную задачу, ПУУД строить рассуждения, КУУД  наблюдать, высказывать своё мнение

5

Урок-экскурсия. «Золотые краски осени»

1

открытие нового знания

Развитие способности замечать разнообразие цвета в природе

ПУУД  Понимать ценность искусства в сотворении гармонии между человеком и окружающим миром

6

Рисование с натуры «Праздничный флажок»

1

развивающий контроль

Флажок, бумага, акварель, карандаши

РУУД  Понимать учебную задачу, ПУУД овладевать приёмами работы различными графическими материалами

7

Рисование с натуры предметов разной формы в сравнении с другими предметами (морковь и свекла)

1

открытие нового знания

Морковь, свекла, бумага, акварель

РУУД Сравнивать и планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

8

Линия, графика, пятно, штрих. «Волнующееся море»

1

открытие нового знания

Изображение по представлению с помощью разнообразных линий, пятен.

РУУД Понимать учебную задачу, ПУУД овладевать приёмами работы различными графическими материалами  

 Ты украшаешь. Знакомство с мастером украшения.

9

«Праздничные краски узоров»- рисование элементов геометрического узора, украшающего дымковскую игрушку.

1

открытие нового знания

Наглядный материал, кисти и палочки с толстым и тонким концом, бумага, гуашь

РУУД  Наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать геометрические формы предметов  

II четверть

10

Украшение салфетки квадратной формы цветочным узором

1

открытие нового знания

Образцы узоров, квадратная заготовка из альбомного листа

РУУД  Понимать и сохранять учебную задачу, ПУУД Овладевать основами цветоведения, КУУД  передавать с помощью цвета характер

11

Лепка игрушек по мотивам народных художественных промыслов. «Птичка»

1

открытие нового знания

Знакомство с произведениями народного и декоративно-прикладного искусства. Народные игрушки,  пластилин,

РУУД  учитывать выделенные учителем ориентиры действия, работать в соответствие с планом, ПУУД проводить сравнения

12

Выполнение рельефного изображения из цветного пластилина «Рыбки»

1

рефлексия

Рельефное изображение, пластилин

ПУУД овладевать приёмами работы различными графическими материалами,

РУУД работать по плану

13

Урок-игра: «На ярмарке»  (роспись игрушек)

1

открытие нового знания

Хохломская роспись, заготовки игрушек

РУУД  Понимать и сохранять учебную задачу, КУУД выражать своё отношение к шедеврам русского и  мирового искусства, ПУУД овладевать рядом общих приёмов

14

« Синие узоры на белоснежном поле»- рисование декоративных элементов современной гжельской керамики.

1

открытие нового знания

Цветовые отношения, образцы узоров

РУУД  Понимать и сохранять учебную задачу, КУУД выражать своё отношение к шедеврам русского и  мирового искусства, ПУУД овладевать рядом общих приёмов

15

Украшение окружающей среды: «Новый год»

1

развивающий контроль

Цветовые отношения, разные материалы.

РУУД  Понимать и сохранять учебную задачу

Ты строишь.  Знакомство с мастером постройки

16

«Сказочная страна»

1

рефлексия

Развитие представлений о контрастных и нюансных (сближенных) цветных отношениях

РУУД  Понимать и сохранять учебную задачу

ПУУД  Изображать растения, животных, человека, природу, сказочные существа, предметы

                  III четверть

17

« Дворец Снежной королевы»

1

рефлексия

Готовые объёмные формы, цветная бумага, гуашь

РУУД  Понимать и сохранять учебную задачу

ПУУД  Изображать растения, животных, человека, природу, сказочные существа, предметы

18

Лепка сказочных домиков.

1

открытие нового знания

Работа с крупными формами. Пластилин.

РУУД  Понимать и сохранять учебную задачу

ПУУД  Изображать сказочные существа, предметы

19

Лепка. Дом   снаружи.

1

рефлексия

Работа с крупными формами. Пластилин

ПУУД  сравнивать, анализировать

КУУД выражать своё отношение к работе

20

Лепка. Дом   внутри.

1

рефлексия

Работа с крупными формами. Пластилин

РУУД  Понимать и сохранять учебную задачу, планировать её реализацию

ПУУД сравнивать, анализировать

21

«Я рисую любимый город»

1

рефлексия

Формирование понятия зрительной глубины и её передача в рисунке: «первый план», «второй план»

РУУД  Понимать и сохранять учебную задачу, планировать её реализацию

ПУУД понимать разницу в изображении предметов

22

Продолжение работы. « Я рисую любимый город»

1

рефлексия

Формирование понятия зрительной глубины и её передача в рисунке: «первый план», «второй план

ПУУД использовать элементарные правила перспективы для передачи пространства

23

«Аквариум»- рисование по представлению

1

рефлексия

Наблюдение за красотой и выразительностью движений рыб. Бумага, акварель.

РУУД  Понимать и сохранять учебную задачу, планировать её реализацию

ПУУД устанавливать аналогии

24

«Разные дома для разных дел»

1

Урок-проект

Профессия. Разные материалы.

РУУД  Понимать и сохранять учебную задачу, планировать её реализацию

ПУУД наблюдать, сравнивать, обобщать

25

Всё, что мы видим, имеет конструкцию

1

открытие нового знания

Произведения графики: Н.М.Кочергин «Чудо-юдо рыба-кит», М.А.Врубель «Царевна- Лебедь»

РУУД Понимать и сохранять учебную задачу

ПУУД наблюдать, сравнивать, различать

                  IV четверть

Мастера изображения, украшения, постройки всегда работают вместе.

26

« В гостях у сказки» - иллюстрирование русской народной сказки «Колобок»

1

рефлексия

Формирование понятия зрительной глубины и её передача в рисунке: «первый план», «второй план»

РУУД Понимать и сохранять учебную задачу

ПУУД Изображать  животных,  природу, сказочные существа, предметы

КУУД передавать своё отношение к персонажам

27

Украшение окружающей среды: «Весенний день».

1

открытие нового знания

Различение звуков природы (пение птиц, шума ветра и деревьев и др.)

РУУД Понимать и сохранять  учебную задачу

ПУУД наблюдать

28

« Муравьи и бабочки»- рисование по памяти.

1

рефлексия

Выражение  красоты и выразительности движений животных. Бумага, акварель.

РУУД Понимать и сохранять учебную задачу, планировать её реализацию

ПУУД  изображать реальных насекомых по памяти,

КУУД выражать их характер

29

« Веточка цветущего дерева» - рисование с натуры.

1

рефлексия

Веточка цветущего дерева,

 бумага, гуашь

РУУД Понимать и сохранять учебную задачу, планировать её реализацию

ПУУД  наблюдать, анализировать, сопоставлять

30

«Утро золотых одуванчиков»

1

рефлексия

Репродукции, бумага, гуашь

РУУД Понимать и сохранять учебную задачу, планировать её реализацию

ПУУД  владеть рядом общих приёмов рисования

31

Рисование на тему: « С чего начинается Родина?»

1

рефлексия

Родина , формирование понятия зрительной глубины и её передача в рисунке: «первый план», «второй план»

РУУД Понимать и сохранять учебную задачу, планировать её реализацию

ПУУД  строить рассуждения

КУУД  формулировать собственное мнение

32

Рисование на тему:  «Красота лесной природы»

1

рефлексия

 Развитие умения наблюдать за изменениями в природе и окружающей жизни.

РУУД Понимать и сохранять учебную задачу, планировать её реализацию

ПУУД  использовать простые формы для создания выразительных образов в рисунке

33

Рисование на тему:  «Скоро лето»

1

Развивающий контроль

Развитие умения наблюдать за изменениями в природе и окружающей жизни.

РУУД Понимать и сохранять учебную задачу, планировать её реализацию

ПУУД  выбирать характер линий для создания ярких образов в рисунке.

Результаты изучения учебного предмета

Личностные результаты:

- эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям);  художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке произведений искусства своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;

- способность к художественному познанию мира, умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;

- стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.

Метапредметные  результаты.

- умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни ( техника, музеи, архитектура, дизайн и т. д.)

- желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

- обогащение  ключевых компетенций ( коммуникативных, деятельностных ) художественно- эстетическим содержанием;

- формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно – продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

- формирование способности оценивать результаты  художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников;

Предметные результаты.

-  понимание значения искусства в жизни человека и общества;  восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства;

-умения различать и передавать в художественно- творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей;

- способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;

- умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности.

Учебно-методический комплект

  1. Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство. 1 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.- М., Вентана-Граф, 2011.
  2. Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство. Рабочие тетради. 1класс. -  М., Вентана - Граф, 2012.
  3. Ермолинская Е.А . Изобразительное искусство. Методические разработки уроков для 1 класса. Органайзер для учителя. -  М., Вентана - Граф, 2011.
  4. Савенкова Л.Г. Изобразительное искусство. Методическое пособие 1-4 класс.

Список литературы.

  1. Алексеева В.В.Что такое искусство? М., 1991.
  2. Горяева Н. А. Первые шаги в мире искусства. Из опыта работы. Книга для учителя. М., 1991.
  3. Добрых рук мастерство:Произведения народного искусства в собрании/ Сост. И.Л.Богуславская. М., 1998.
  4. Фаворский В.А. Об искусстве, о книге, о гравюре. М., 1986.  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС Рабочая программа по технологии 2 класс, УМК "Школа России".Календарно-тематическое планирование с УУД , в соответствии с ФГОС.

Рабочая программа по  технологии   2 класса, УМК «Школа России», составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.Рабочая прогр...

ФГОС Рабочая программа по музыке 2 класс, УМК "Школа России".Календарно-тематическое планирование с УУД , в соответствии с ФГОС.

Рабочая программа по музыке  2 класса ,  составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.Рабочая программа включает  разделы: ...

Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

   Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...

Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...

Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....

Рабочая программа Окружающий мир 2 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 2 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....

Рабочая программа Окружающий мир 3 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 3 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....