программа по изо для 1 класса
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему

программа по изо

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo.docx53.92 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Дубровицкая СОШ имени Героя России А.Г. Монетова

                                                                                                          УТВЕРЖДАЮ

Директор __________________

                                                   

                                                                                                                                /Бухвостова Н.В./  

     

                                                                                                       ____________________ 2012 г.        

Рабочая программа

по изобразительному искусству

1 «Б» класс

Учитель: Колупаева Л.П.

2012 г.

Пояснительная записка

Данная программа составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта начального образования на базовом уровне, отраженном в примерной основной образовательной программе по изобразительному искусству (сост.Е. С. Савинов, М.,- «Просвещение» 2010 г.) и авторской программе В.С. Кузина.

Программа и учебники этой линии  полностью соответствуют обязательному минимуму содержания образования.

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом, его уникальность и значимость определяются нацеленностью на развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания. По сравнению с

остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности.

Доминирующее значение имеет направленность программ на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру. Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.

Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, будет поддерживать интерес учащихся к художественному творчеству.

Цели курса:

  1. воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;

  1. развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способности к восприятию искусства и окружающего мира; умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;

  1. освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;

  1. овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:

  1. совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

  1. развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

  1. формирование навыков работы с различными художественными материалами.

Место курса в учебном плане

На изучение изобразительного искусства в каждом классе начальной школы отводится 1 ч в неделю. Программа рассчитана на 135 ч: 1 класс — 33 ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 класс — по 34 ч (34 учебные недели).

Результаты изучения курса

        Личностные результаты:

в ценностно-эстетической сфере:

  1. эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям);

  1. толерантное принятие разнообразия культурных явлений;

  1. художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни;

в познавательной (когнитивной) сфере:

  1. способность к художественному познанию мира, умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;

в трудовой сфере:

  1. навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.

Метапредметные результаты:

  1. умении видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

  1. желании общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

  1. активном использовании языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка и др.);

  1. обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;

  1. умении организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

  1. способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Предметные результаты:

в познавательной сфере:

  1. понимание значения искусства        в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства;

  1. умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику;

  1. сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;

в ценностно-эстетической сфере :

  1. умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;

  1. осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности;

  1. умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного);

  1. проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов;

в коммуникативной сфере: 

  1. способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;

  1. умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;

в трудовой сфере:

  1. умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности;

  1. моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).

Содержание курса (135 ч)

ВИДЫ ЗАНЯТИЙ

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Рисование с натуры (рисунок, живопись)

9

8

10

12

Рисование на темы

8

8

8

7

Декоративная работа

8

8

7

7

Лепка

3

3

3

2

Аппликация

2

3

2

2

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас

3

4

4

4

Итого

33

34

34

34

Виды художественной деятельности

Восприятие произведений искусства. 

Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на пример культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России: ГТГ, Русский музей, Эрмитаж — и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни, человека, в организации его материального окружения.

Рисунок. 

Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.

Живопись. 

Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет — основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.

Скульптура. 

Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Объём — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.

Художественное конструирование и дизайн. 

Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека. Использование базисных средств графического и  растрового редакторов на компьютере для конструирования и дизайна.

Декоративно-прикладное искусство. 

Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).

Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты).                                  Как говорит искусство?

Композиция. 

Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.

Цвет. 

Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.

Линия. 

Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.

Форма. 

Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.

Объём. 

Объём в пространстве и объем на плоскости. Способы передачи объема. Выразительность объемных композиций.

Ритм. 

Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.

Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?

Земля — наш общий дом. 

Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнезда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д.

Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителях разных культур, народов, стран (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).

Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства.

Родина моя — Россия. 

Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отраженные в искусстве. Образ защитника Отечества.

Человек и человеческие взаимоотношения. 

Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.

Искусство дарит людям красоту. 

Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.

Опыт художественно-творческой деятельности

Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности.

Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).

Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой.

Освоение основ работы в графическом и растровом редакторе на компьютере, рисования на графическом планшете, работы со сканированными изображениями.

Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала.

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации (в том числе в графическом редакторе на компьютере), компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъемки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.

Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.

В результате изучения курса «Изобразительное искусства» у обучающихся на ступени начального общего образования:

  1. будут сформированы основы художественной культуры: представление о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства;

  1. начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, учебно-творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, явлениям действительности и художественный вкус;

  1. сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности — способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощённых в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом; устойчивое представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и действий на основе морального выбора, понимания и поддержания нравственных устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве, — любви, взаимопомощи, уважении к родителям, заботе о младших и старших, ответственности за другого человека;

  1. появится готовность и способность к реализации своего творческого потенциала в духовной и художественно-продуктивной деятельности, разовьётся трудолюбие, оптимизм, способность к преодолению трудностей, открытость миру, диалогичность;

  1. установится осознанное уважение и принятие традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьётся принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  1. будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.

Обучающиеся:

  1. овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: графике (рисунке), живописи, скульптуре, архитектуре, художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве;

  1. смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать своё отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности;

  1. научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач, познакомятся с возможностями использования в творчестве различных ИКТ-средств;

  1. получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, будут способны вставать на позицию другого человека;

  1. смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни.

Восприятие искусства и виды художественной деятельности

Выпускник научится:

  1. различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
  2. различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
  3. эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;
  4. узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
  5. приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.

Выпускник получит возможность научиться:

  1. воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
  2.  видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д. в природе, на улице, в быту);
  3. высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.

Азбука искусства. Как говорит искусство?

Выпускник научится:

  1. создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
  2. использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
  3. различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
  4. создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
  5. наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
  6. использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).

Выпускник получит возможность научиться:

  1. пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
  2.  моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
  3. выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.

Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?

Выпускник научится:

  1. осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
  2. выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.

Выпускник получит возможность научиться:

  1. видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
  2. понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
  3.  изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним своё отношение;
  4. изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 КЛАСС

№ п/п

Сроки

Тема урока  (страницы учебника, тетради)

Решаемые

проблемы

Планируемые результаты                                                                                                           (в соответствии с ФГОС)

Понятия

Предметные результаты

УУД

Личностные результаты

1

2

3

4

5

6

7

8

«В мире волшебных красок»  (8 ч.)

1

Вводная беседа «Что мы будем делать на уроках изобразительного искусства».

 (уч. 4-7;10-13)

1.Какие  правила надо соблюдать при работе с кистью и с красками?

2.Почему акварельные краски имеют такое название?

3.Знакомство с порядком цветов радуги.

-акварель

-карандаш

-горизонтальные, вертикальные, наклонные, круговые, овальные линии;

-семь цветов радуги

-познакомить детей с изобразительным искусством, с содержанием уроков изобр. искусствава;

-познакомить с акварельными красками;

-формировать умения работать с красками;

-активизировать творческую деятельность детей,

-умение воспринимать мысли художника

 -развитие фантазии, воображения,
эмоционально-эстетическую отзывчивость

2

Урок - экскурсия «Краски осени». 

Экскурсия по осеннему парку.

-освоение представления о роли изобразительного искусства в жизни людей

-закрепление навыков правильной организации рабочего места на уроке

-воспитывать любовь и уважение к труду;

-умение фантазировать

3

Беседа «Родная природа в творчестве русских художников». (уч. 69,70-71)

1.Кто такие художники-пейзажисты?

2.Выбери картину, кот. тебе понравилась больше всего, и расскажи о ней.

3.Что общего в изображении осенней природы у художников И.Шишкина, И.Левитана и И.Грабаря? А в чем различия?

-пейзажисты

- знакомство с изображением родной природы в творчестве русских художников

-формирование зрительных образов осенней природы, эстетического отношения к природе

-воспитывать эстетическое отнош. к окружающей природе;

-развивать эстетическую потребность в общении с картинами

4

Урок-путешествие.  Какого цвета осень?

5

Беседа: «Что такое декоративно-прикладное искусство?»

 (уч.33,34, 54,55)

1.Ознакомление с орнаментами из геометрических фигур.

2.Как ты думаешь, что означает выражение «декорировать предмет»?

-орнамент

-ритм

-декоративный орнамент

-растительный орнамент

-декоративность

-знакомство с декоративно-прикладным искусством;

с простейшими закономерностями построения орнамента;

-реализовывать межпредметные  связи декор. работы и труда

-развитие фантазии, воображения, логического и пространственного мышления.

6

Беседа: «Искусство народных мастеров. Русские народные промыслы».

«Волшебные листья и ягоды» (54-55; уч. 102-109)

1.Назовите центры народных промыслов.

2.Сравните изделия мастеров Гжели и слободы Дымково.

-Гжель

-Хохлома

-Городец

-Дымковская игрушка

-формирование умения упражняться в рисовании кистью отдельных элементов

-систематизировать представление об искусстве народных мастеров, народных промыслах

-осуществлять  межпредметные  связи (объединять эстет. впечатления детей о красоте декор. узоров с новыми представлениями о красоте цветочного мотива);

-реализовывать межпредметные  связи декор. работы и труда

-воспитывать эстетическую отзывчивость на произведения нар. декоративно-прикладного искусства;

- развивать творческое воображение;

-воспитывать любовь и уважение к творчеству нар. мастеров

7

Декоративная работа.

«Волшебный узор» - составление узора из декор. ягод и листьев. (т. ; уч. 37,104-105).

1.Рассмотри хохломскую роспись и городецкую. Какие цвета преобладают в каждом виде росписи?

- гуашь

-листок

-ягодка

-травка

-знакомство с простейшими свойствами гуашевых красок;

-ознакомление с росписью хохломских  изделий;

-ознакомить с новыми приемами рисования;

-закреплять умение украшать полосу бумаги, используя линии, мазки, точки

-активизировать творческое воображение детей

-развивать цветовое восприятие, чувство ритма

-воспитывать эстетическую отзывчивость на произведения нар. декоративно-прикладного искусства;

- развивать творческое воображение, фантазию;

-воспитывать любовь и уважение к творчеству нар. мастеров

8

Беседа о красоте осеннего леса. (т.20-23; уч. 15)

Лепка: «Красота формы листьев деревьев» 

( уч.52-53, 41-43)

1.Почему нельзя нарушать последовательность выполнения работы над рисунком?

2. Знакомство с искусством лепки.

3. Проанализируйте наиболее удачные работы.

-прожилки

-основная форма

-лепка

-скульптура

-пластический способ лепки

-конструктивный способ лепки

-учить рисованию с натуры листьев деревьев

-формировать умение последовательно изображать лист дерева

-формировать знания о растительном узоре;

-знакомство с искусством лепки, инструментами и материалами, используемыми в процессе лепки из глины и пластилина, последовательностью выполнения лепного изделия

-осуществлять  межпредметные  связи

-активизировать творческое воображение детей

-осуществлять  межпредметные  связи

-активизировать творческое воображение детей

-воспитывать эстетическое отнош. к окружающей природе;

-воспитывать любовь к нар. декоративно-прикладному  искусству;

-активизировать познавательный интерес к скульптуре

«Мы готовимся к празднику» (8 ч.)

1

Рисование с натуры.

«Осенние подарки» -рисование овощей и фруктов.

Беседа «Красота вещей» (уч.14, 16-17,  60-61, 66-68; т. 14-15)

1. Ознакомление с натюрмортами известных худ-ков с изображением фруктов и овощей.

 2.Что такое натюрморт?

3.Назови авторов, понравившихся тебе картин.

 

-натюрморт

-форма

-пропорции

-формирование умения сам-но изучать и изображать в рисунке форму простых по форме овощей и фруктов

-умение передавать их цвет

-последовательность работать акварельными красками

-активизировать творческое воображение детей;

-анализ размеров, пропорций, цветовой окраски

-эстетическое восприятие  красоты действительности у детей;

- положительного отношения к природе.

2

Рисование с натуры.

«Осенние подарки» -рисование овощей и фруктов.

Беседа «Красота вещей» (уч.14, 16-17,  60-61, 66-68; т. 14-15)

1. Ознакомление с натюрмортами известных худ-ков с изображением фруктов и овощей.

 

-натюрморт

-форма

-пропорции

-формирование умения сам-но изучать и изображать в рисунке форму простых по форме овощей и фруктов

-умение передавать их цвет

-последовательность работать акварельными красками

-активизировать творческое воображение детей;

-нацелить на представление размеров, пропорций, цветовой окраски

-эстетическое восприятие  красоты действительности у детей;

- положительного отношения к природе.

3

Рисование на тему «Сказка про осень».

 Беседа:   «Виды изобразительного искусства и архитектура». 

 (уч. 12, 28-29, 72)

1.Показать красоту русской осени в живописи на примере произведений И.Левитана и В.Поленова

2.Вспомни известные тебе памятники архитектуры

-архитектура

-познакомить с понятием  «виды изобр. искусства» и «архитектура»

-показать красоту русской осени в живописи

-формировать умение сам-но компоновать сюжетный рисунок

-умение последовательно вести рисунок на тему

-осуществлять межпредметные связи изобр. иск-ва и музыки

-активизировать познавательный интерес к архитектуре

-развитие фантазии, воображения,
эмоционально-эстети-ческую отзывчивость

4

Декоративная работа.  

Составление узора из листьев, цветов, ягод, фруктов для платья кукле «Чудо – платье»  

Ознакомление с народной вышивкой на современных изделиях и беседа о красоте узоров

-точки

-мазки

-линии

-развивать чувство ритма и цвета

-учить выделять элементы узора

-закреплять умение рисовать кистью знакомые декор. элементы

-способствовать формированию умения создавать новые сочетания

-реализовывать меж-предметные  связи декор. работы и труда

-прививать любовь к народному искусству

5

Аппликация. «Узор из кругов и треугольников» -сост.аппликации из цв.бум. и картона   ( уч. 44-46)

1.Беседа об искусстве аппликации, ее красоте.

2.Выполни ап-цию на тему «Мой любимый цветок».

-декоративная ап-ция

-сюжетная ап-ция

-знакомство с искусством аппликации, инструментами и материалами

-развивать способность чувствовать красоту форм и цвета

-развитие творческого воображения, фантазии

6

Рисование с натуры: «Украшение для елки» - рисование игрушек: бус, шаров, рыб, птиц и т.д. в карандаше.

 (т. 31, 40-41, уч. 25-27)

1.Выполни в альбоме  рисунок игрушки в карандаше.

-осевая линия

- контур

-боковая линия

-развивать умение анализировать объекты изображения

-умение сравнивать

-развивать умение зрительно определять  и изображать форму

-реализовывать меж-предметные  связи декор. работы и труда

-воспитывать эмоциональную отзывчивость детей

-формировать эстет. вкус, творческую фантазию

7

Рисование с натуры: «Украшение для елки» - рисование игрушек: бус, шаров, рыб, птиц и т.д. в цвете. Завершение работы. (т. 31, 40-41, уч. 25-27)

Выполни в альбоме рисунок игрушки в цвете.

-развивать умение определять пространственное расположение, пропорции, цвет

-воспитывать аккуратность при работе с красками, восковыми мелками

-активизировать творческое воображение детей;

-нацелить на представление размеров, пропорций, цветовой окраски

-развивать интерес и любовь к природе, животным

-формировать эстет. вкус, творческую фантазию

8

Лепка: «Красота простых вещей»

(уч.  41-43, 52-53)

1.Дальнейшее знакомство с искусством лепки.

2.Сравните основные пропорции яблока и груши со своим изделием.

-пропорции

-ознакомить с известными скульпторами и их произведениями

-формировать умения лепить из пластилина или глины  

-реализовывать межпредметные  связи

-развивать наблюдательность, «чувство» пропорций, пространственных отношений

-формировать эстет. вкус, творческую фантазию

-эстетическое восприятие  красоты действительности у детей;

«Красота вокруг нас» (10 ч.)

1

Рисование на тему: «В гостях у сказки» - иллюстрирование рус. нар. сказки «Колобок».

Беседа на тему «Сказочные сюжеты». (уч. 30-31, 96-101)

1.Беседа «Сказочные сюжеты».

2.Демонстрация произведений М.Врубеля, В.Васнецова, И.Билибина, Е.Рачева и их анализ.

3.Выполни в альбоме  рисунок в карандаше.

-художники-иллюстраторы

-обучать детей умению самостоятельно  выбирать сюжет темы

-формировать умение выполнять иллюстрации к народным сказкам

-активизировать творческое воображение детей;

-нацелить на представление размеров, пропорций, цветовой окраски

-воспитывать любовь к русским народным сказкам, сопереживание настроениям  их героев

-развивать творческую фантазию

2

Рисование на тему: «В гостях у сказки» - иллюстрирование рус. нар. сказки «Колобок».

 (уч. 32)

1.Повторный показ ил-ций художников, демонстрация новых.

2.Исправление ошибок в рисунках карандашом.

3.Завершение ил-ции к сказке в цвете.

-художники-иллюстраторы

-завершить работу над рисунками в цвете;

-обобщение представлений о зимнем лесе, о красоте зимней природы

-развивать умение выражать цветом, насыщенностью оттенков краски свои чувства, настроение;

-осуществлять  межпредметные  связи изобр. искусства и  чтения

-развивать эстетическое восприятие  и радостные переживания от красоты зимней природы

2 полугодие

3

12.01

Декоративная работа.  

 «Новогодняя елка».

Беседа «Жанры живописи».

 (уч. 58-65, 73; т. 34, 38, 41)

1.Беседа о встрече праздника Нового года.

2.Выбор сюжета по теме урока.

3. Беседа «Жанры живописи».

-портрет

-пейзаж

-натюрморт

-бытовой жанр

-обобщить первые представления о жанрах живописи

- осуществлять  межпредметные  связи изобр. искусства и музыки, литературы

-развивать умение цветом, насыщенностью оттенков выражать свои чувства, настроения

4

19.01

Декоративная работа.  

«Городецкие узоры» - рисование кистью элементов городец. растит. узора. (уч. 36-37, 106-107)

1.Ознакомление с городецкой росписью и беседа о ее красоте.

2.Объяснить последовательность упр-ний и приемов рисования элементов.

-городецкая роспись

-познакомить с изделиями мастеров соврем. городецкой росписи

-учить выделять элементы цветочного узора мастеров из Городца

-умение выделять хар-ные особ-ти городецкой росписи

-реализовывать меж-предметные  связи декор. работы и труда -развитие чувства цвета, пониманию его выр-ти и красоты;

-совершенствовать умение анализировать объекты изображения, сравнивать их;

- осуществлять  межпредметные  связи

-развивать эстет. восприятие цвета,

5

26.01

Декоративная работа.  

 «Летняя сказка зимой» - выполнение цветового узора по мотивам городецкой росписи. (уч.38)

1.Дальнейшее знакомство с городецкой росписью и беседа о ее красоте.

- способ примакивания кисть-дужки

-штрихи

-орнамент

-закреплять знания о характерных особенностях гор. Росписи

-умение выделять элементы росписи, отличать цвета элементов росписи

-формировать умение сост. Узоры в квадрате по особому замыслу

-развивать умение выражать средствами декор композиции, свое отношение к изображаемому.

-развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности

6

02.02

Рисование с натуры:

«Мы рисуем зимние деревья»  -  рисование по памяти и по представлению зимних деревьев. (уч.76)

1.Беседа по картине А.Пластова «Первый снег» и по детским впечатлениям от зимней природы.

-художники-пейзажисты

-учить рисовать объекты и несложные сюжеты по представлению

-учить изображать внешнее строение, величину деревьев

- осуществлять  межпредметные  связи

-развивать творческое воображение и художествен. спос-ти

-развивать эстетическое восприятие

7

16.02

Рисование на тему:

 «Красавица зима».

Беседа «Родная природа в тв-ве рус. худ-ков. Красота русской зимней природы».(уч.73-78)

1.Беседа «Родная природа в тв-ве рус. худ-ков. Красота русской зимней природы».

-оттенок

-восхищение

-удивление

-формирование умения сам-но выбирать изобразит. мат-л для творческой работы

-раскрыть эстет. представления о цветовом богатстве зимнего пейзажа на примере картин

-осуществлять  межпредметные  связи изобр. искусства и  чтения

-активизировать творческое воображение

-развивать эстетическое восприятие и радостные переживания от красоты природы

-воспитывать любовь к природе

8

01.03

Декоративная работа.  

«В мире красоты» - упр-ния в рисовании эл-тов цветочного узора в хохломской росписи.

 (уч. 37, 104-105; т. 58,59)

1.Дальнейшее знакомство с  хохломской росписью и беседа о ее красоте.

-Хохлома

-ознакомить с изделиями мастеров соврем. хохломской росписи

-реализовывать меж-предметные  связи декор. работы и труда -развитие чувства цвета, пониманию его выразительности и красоты;

-совершенствовать умение анализировать объекты изображения, сравнивать их;

- осуществлять  межпредметные  связи

-воспитание интереса и любви к народному искусству

9

15.03

Рисование на тему: «Маша и медведь» - иллюстрирование рус. нар. сказки. (уч.30-32)

1.Ознакомление с ил-ми Ю.Васнецова, В.Лосина, Е.Рачева к рус. нар.сказкам.

2.Беседа  о главных героях сказки.

3.Выполнение в альбоме  рисунка в карандаше

-формировать умение самостоятельно выполнять композицию

выделять главное в рисунке

-совершенствовать умения и навыки работы красками, применения смешанной техники

-реализовывать меж-предметные  связи декор. работы и труда -развитие чувства цвета, пониманию его выр-ти и красоты;

-совершенствовать умение анализировать объекты изображения, сравнивать их;

- осуществлять  межпредметные  связи

-развитие фантазии, воображения, любви к рус. нар. сказкам

10

05.04

Рисование на тему: «Маша и медведь» - ил-вание рус. нар. сказки

1.Выявление цвета в раскрытии сказочного сюжета в ил-циях  Ю.Васнецова, В.Лосина, Е.Рачева

2.Выполнение в альбоме  рисунка в цвете.

-проанализировать выполненные на предыдущем уроке рисунки и на этой основе их корректировать, исправлять ошибки

-умение анализировать

-развивать творческое воображение

-стремление к передаче эмоционально-эстетического отношения к объектам изображения

«Встреча с Весной - красной» (7 ч.)

1

12.04

Рисование на тему: «Весенний день».

 Беседа «Родная природа в тв-ве рус. худ-ков. Красота русской весенней природы».( (уч. 48, 79-82)

1.Анализ картин К.Юона «Мартовское солнце», И.Левитана «Половодье», «Цветущие яблони», А.Саврасова «Грачи прилетели».

2.Выбор сюжета.

3.Выполнение в альбоме  рисунка в карандаше.

-выразитель-ность

-композиция

-раскрыть красоту весенней природы, изображенную в картинах

-формировать умение передавать свои наблюдения в рисунках

-выделять композицию

-раскрывать учащимся красоту русской природы;

-осуществлять  межпредметные  связи

-развивать умение выражать самое интересное, впечатляющее

-воспитывать  патриотизм

-пробудить эстетич. чувства

-развивать творческое воображение

2

19.04

Рисование на тему: «Весенний день».

 (уч. 48, 79-82)

1.Доработка рисунка.

2.Оживление в памяти образов весен. Природы средствами поэзии и музыки.

3.Завершение ил-ции в цвете.

-выразитель-ность

-композиция

-формировать умение последовательно проводить работу над рисунком

-умение передавать красоту природы разными видами искусства - живописью, литературой и музыкой

-развивать эстетическую, эмоционально-нравственную отзывчивость на прекрасное

3

26.04

Лепка: «В мире животных» - по памяти и по представлению, с натуры. (уч.26-27, 30-32,42-43)

Беседа о домашних и  диких животных, о их пользе и любви человека к животным.

-конструктив-ный способ

-пластический способ

-форма

-цветовая окраска

-продолжение знакомства с природными особенностями глины и пластилина, с правилами лепки

-развивать умение рисовать

по памяти, с натуры  разнообразных животных;

-осуществлять  межпредметные  связи

-развитие зрительных образов, фантазий, пространственных представлений

4

03.05

Декоративная работа. «Праздничные краски узоров» -рисование кистью элементов геометр. узора, украшающего дымковскую игрушку (т.60-61; уч.108-109)

1.Ознакомление с дымковской игрушкой, с характером росписи.  Беседа о ее красоте.

2.Объяснение последовательности упражнений и демонстрация приемов рисования кистью.

-дымковская игрушка

-ознакомить с дымковской игрушкой

-научить выделять элементы геометр. узора дымковской росписи

-формировать восприятие цвета

-умение выделять характерные особенности росписи

-упражняться в приемах рисования кистью

-воспитывать любовь к нар. иск-ву, отзывчивость

-развивать творческое отношение к процессу рисования

-развивать эстет. восприятие, чувство ритма

5

10.05

Рисование с натуры: «Красота вокруг нас» - рисование с натуры простых по форме цветов-одуванчика, тюльпана и т.д. Беседа «Родная природа в тв-ве рус. худ-ков. Красота русской летней природы».

(уч. 13,19,61,20-23; т.24-29)

1.Беседа о весенней природе и первых цветах в лесу, поле, саду. Беседа по картинам И.Шишкина, В.Поленова, И. Левитана, А.Пластова

-форма цветка

-развивать умение рисовать с натуры разнообразные цвета(анализ и изображение форм, пропорций, очертаний и т.д.)

-воспитывать любовь к природе

-углублять чувство сопереживания при восприятии цветов и чтении стихотворения о природе

-воспитывать эстетическое отнош. к красоте цветов родного края, эмоциональную отзывчивость

6

17.05

Рисование с натуры: «Красота вокруг нас» - рисование с натуры простых по форме цветов-одуванчика, тюльпана и т.д.

Беседа «Родная природа в тв-ве рус. худ-ков. Красота русской летней природы». (уч.91-95)

1.Беседа о красоте природы в разное время суток. Рассмотрение картин.декоративные цветы.

2.Объяснение и показ, как рисовать с натуры тюльпаны, садовые ромашки кистью.

-приемы работы с кистью

-умение рисовать с  натуры различные формы растит. мира

-развивать способность чувствовать красоту цветов, их роль в создании настроения человека

-осуществлять  межпредметные  связи изобр. искусства и литературы

-активизировать творческое воображение, фантазию

7

24.05

Аппликация из цв. бумаги и картона «Мой любимый цветок» (уч.44-46, 91-95)

Беседа «Вечер в рисунке и живописи, золото заката» на примере картин (И.Левитан «Вечерний звон», «Последние лучи солнца», А.Куинджи «Вечер на Украине», «Закат»,цветных фотографий с изобр. солнца).

2.Составление композиции.

-композиция

-формирование умения воспринимать разнообразные оттенки закатного неба и окружающего мира

-развивать умение подбирать по цвету и форме детали аппликации

-выразительно использовать изобразительные материалы

-воспитывать чувство восхищения природой

Итого

33 часа.

                    СОГЛАСОВАНО

            Протокол заседания ШМО

    от __________________ 2011 г. № ___

Руководитель ШМО __________________

                                                   

                                             /Андреева И.А./  

                     СОГЛАСОВАНО

 Зам. Директора по УВР __________________

                                                   

                                                         /Киселева Н.И./  

     ___________________________ 2011 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ИЗО 2 класс на основе Программы для ОУ «Изобразительное искусство 1-4 классов» Б.М. Неменского– М.Дрофа, 2010

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» 2 класс создана на основе федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования. Она разработ...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).

Библиографический список     Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

   Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...

Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...