Урок-проект по ИЗО "Города русской земли.Золотое кольцо России"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме
Создание коллективной композиции"Древнерусский город".
Нестандартный урок-путешествие с элементами интеграции из ИЗО в «Наш край».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zolotoe_kolco_rossii.doc | 62.5 КБ |
zolotoe_kolco_rossii.ppt | 1.25 МБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «СОШ №1 имени Героя Советского Союза
Каманина Николая Петровича»
г.Меленки
Бабенкова Наталья Фёдоровна
учитель начальных классов
Изобразительное искусство
4 класс
Тема урока: « Города русской земли. Золотое кольцо России».
Главная цель: дать представление об исторической архитектуре и памятниках древнерусских городов.
Задачи.
Обучающие: познакомить с особенностями в облике городов, сформированном историей и характером деятельности жителей.
Развивающие: развивать навыки графики, композиционного мышления.
Воспитывающие: воспитывать художественный вкус, потребность ориентироваться на духовные ценности памятников архитектуры.
Художественные материалы: альбомные листы, графические материалы, ватман для коллективной композиции.
Оборудование: интерактивная доска (слайды), ножницы, клей.
Учебник для 4 класса начальной школы под редакцией Б.М.Неменского (Л.А.Неменская. «Каждый народ – художник».Москва «Просвещение»2004).
Зрительный ряд: фотографии исторической архитектуры городов «Золотого кольца», использованные в презентации занятия (ИКТ); лист ватмана с пейзажем для коллективной работы (вклейки).
Литературный ряд: Н. Кончаловская. Отрывок из стихотворения «Наша древняя столица».
А.С.Пушкин. Отрывок из «Сказки о царе Салтане».
Музыкальный ряд: запись звона колоколов ростовских церквей, музыкальная композиция ансамбля «Мурома» (на диске).
Место в разделе: пятый урок во втором разделе курса
«Древние города нашей земли».
Ход урока.
- Организационный момент.
Ученики, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнём скорей урок!
Проверьте готовность к уроку.
- Сообщение темы урока.
Сегодня мы отправимся в новое путешествие и побываем в нескольких древних русских городах. Все вместе они образуют знаменитое на весь мир Золотое кольцо.
3. Беседа по теме урока.
Знают взрослые и дети
Много разного на свете,
Но пока идут года,
Строят люди города.
Славятся они церквами,
Расписными теремами,
В них звонят колокола
И сверкают купола.
Города возникали не вдруг. Они веками разрастались вокруг исконной сердцевины – крепости, которая зовётся по-разному.
В Новгороде – детинец, в Пскове – кром, но чаще всего – кремль, как и в Москве.
Работа по учебнику.
Материал по теме представлен в учебнике на страницах 52-53.
На рисунке на странице 52 вы видите, что за стенами кремля в старые времена помещалось удивительно многое. Кроме главного собора, церквей и колоколен, здесь размещался княжеский двор, состоявший из нескольких теремов и дворовых построек.
Рядом стояли терема и палаты знатных людей – бояр,
дружинников и советников князя.
На фрагменте картины А.Васнецова «Новгородский торг» на странице 53 мы можем рассмотреть главные части города – это укреплённый кремль (на заднем плане); на переднем плане –
торг – большая рыночная площадь, людской центр, место народных собраний; посад – поселения ремесленников. Здесь жили и имели свои мастерские кузнецы и гончары, ткачи и кожевники, пушкари и хлебники и многие другие.
А чему отводилась особая роль в жизни древних городов?
Давайте прочитаем об этом.
Чтение текста в учебнике на с.52-с.53.
«… Особую роль в жизни древних городов играли монастыри. Каждый монастырь был крепостью, похожей на кремль, и имел также оборонное значение. Как написано в летописи, был «крестьянам прибежище». И сегодня красоту древних городов можно увидеть не только там, где сохранился старый кремль,
но и в облике монастырей.
Монастыри напоминают старые города обилием и нарядностью церквей и звонниц, с которых далеко летит голос колокола.
Они выделяются из окружающего пейзажа, гордо высятся над его текучими линиями на холмах, на изгибах рек, отражаясь в озёрах. Выглядят они драгоценным украшением. Между делом рук человеческих и природой не было тогда никакого разлада.»
Пришло время отправиться в путешествие и взглянуть на драгоценные украшения древнерусских городов.
4. Путешествие по « Золотому кольцу».
(Сопровождается показом слайдов и выступлениями детей.)
Заманчивый и многообещающий маршрут, названный «Золотое кольцо России», недаром получил такое название. Маршрут включает в себя группу древних городов, занимающих особое место в истории русской земли. Во всех этих городах можно увидеть множество сияющих золотом на солнце куполов православных храмов. Однако не только поэтому появилось название «Золотое кольцо». Самое красивое и самое дорогое люди часто сравнивают с золотом. Вот отчего прекрасные и дорогие для каждого жителя России города названы «Золотым кольцом».
Таких городов более десяти. Мы побываем лишь в нескольких.
Назовите их.
Слайд: Города «Золотого кольца».
(Москва, Сергиев-Посад, Ростов, Ярославль, Кострома, Суздаль, Владимир.)
Итак, в путь. С Москвы начнём наше путешествие.
Слайд: Покровский собор на Красной площади в Москве.
Грозный царь в воспоминанье
О победе над Казанью
Двум прекрасным мастерам
Приказал построить храм.
И воздвигли люди эти
Небывалый в целом свете
Пёстрый сказочный собор,
Что стоит и до сих пор.
Он свидетель древней славы –
Этот храм девятиглавый,
Он четыре сотни лет
Над рекой встречал рассвет.
Как увидишь – удивишься,
Вот какая красота!
И глядишь – не наглядишься
С Москворецкого моста.
Двое зодчих – Постник с Бармой
Создавали этот храм.
Москвичи им благодарны –
Слава русским мастерам!
Н.Кончаловская
Собор назван Покровским в честь праздника Покрова, праздника защиты от внешних врагов. В одном из приделов храма жил нищий – юродивый Василий. К нему так привыкли, что и Покровский собор стали называть храмом Василия Блаженного.
Из Москвы едем на северо-восток и прибываем в город Сергиев- Посад.
Слайд: Успенский собор Троице-Сергиева монастыря.
Сергиев-Посад назван в честь святого Сергия Радонежского, который основал здесь большой монастырь – Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Слово «лавра» означает главный, самый важный монастырь.
Самым монументальным сооружением монастыря является пятиглавый Успенский собор. Величавая торжественность собора и его формы служат олицетворением государственной политики царя Ивана Грозного и его военных побед.
Теперь наш путь лежит в Ростов.
Слайд: Ростовский кремль. Успенский собор и звонница.
Этот город – один из самых древних в Золотом кольце, и уже в давние времена его с уважением называли Великим. Самая замечательная часть города – Ростовский кремль. Колокола ростовских церквей славятся своим мелодичным звоном, который мы имеем возможность послушать.
Звучит запись колоколов ростовских церквей.
Из Ростова мы отправляемся в Ярославль.
Слайд: Ярославль. Набережная Волги.
Ярославль – самый крупный город Золотого кольца. Он был
основан князем Ярославом Мудрым, имя которого и носит. Город
стоит на Волге. Вдоль реки можно прогуляться по очень красивой
набережной.
Слайд: Храм Ильи Пророка.
Один из интереснейших храмов Ярославля – церковь Ильи Пророка. Построена по заказу купцов, несметные богатства которых заставляли считаться с ними даже царя.
Следующий город на Волге, в котором мы остановимся,-
Кострома.
Слайд: Торговые ряды в Костроме.
Если посмотреть на план города, можно заметить, что улицы здесь расположены в виде веера. Есть легенда, которая это объясняет. Когда императрица Екатерина Вторая приказала перестроить город, её спросили, какой она хочет видеть Кострому. В этот момент императрица развернула веер. Вот город и сделали таким необычным. В этой части города, где улицы сходятся, расположены старинные Торговые ряды. Торгуют в них уже несколько веков. Каждому товару отводилось своё место. Об этом говорят названия – Большие и Малые мучные ряды, Масляные ряды, Пряничные ряды…
Из Костромы отправляемся в Суздаль.
Слайд с видами Суздаля.
Суздаль – всемирно известный город-музей. Здесь 33 церкви,
17 часовен, 5 монастырей. Удивительно чувствуешь себя на улицах Суздаля – как будто перенёсся в далёкое прошлое.
Слайд: Музей деревянного зодчества.
В городе есть знаменитый Музей деревянного зодчества, где собраны старинные постройки из дерева – церкви, избы, мельница и другое.
От Суздаля совсем недалеко до нашего областного центра – города Владимира.
Слайды с видами Владимира.
Владимир основал князь Владимир Мономах. Красивый город стоит на высоком берегу реки Клязьмы. Чтобы полюбоваться городом и его окрестностями, поднимаемся на высокую башню, где устроена смотровая площадка.
Слайд: Водонапорная башня (смотровая площадка).
Отсюда старинная часть города видна как на ладони. Спустившись с башни, пройдём по улицам.
Слайд: Дмитриевский собор.
Вот Дмитриевский собор. На его стенах несколько сотен удивительных резных изображений.
Слайд: Успенский собор.
А вот величественный Успенский собор, который долгое время был главным собором Руси.
Разве можно не гордиться тобой, хранящая память веков и смотрящая в будущее земля Владимирская!
Из Владимира мы возвращаемся в Москву. Наше путешествие
закончилось. Понравилось вам оно?
В каких городах Владимирщины побывали?
5. Физкультминутка.
Танцевальные движения под музыкальную композицию
«Смоленский гусачок» в исполнении ансамбля «Мурома».
6. Подготовка к выполнению задания.
Сохранившиеся крепости-сооружения, церкви – это не только свидетели истории родной страны, хранящие память о героическом прошлом наших предков. Древние крепости и храмы – это выдающиеся произведения русской архитектуры. Памятники архитектуры – это эстафета культуры, которую поколения передают друг другу. Мы тоже приняли эту эстафету.
Сейчас моменты путешествия отразим в наших работах.
Задание: изображение объектов древнерусского города графическими материалами. Создание коллективной композиции
«Древнерусский город».
В создании композиции нам поможет репродукция иллюстрации И.Билибина к «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина и отрывок из сказки.
Слайд: Репродукция И.Билибина.
Вот открыл царевич очи;
Отрясая грёзы ночи
И дивясь, перед собой
Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей.
Итак, каждый из вас рисует один объект древнерусского города, в соответствии с заданием карточки. Затем объект вырезаете, и мы «строим» свой город.
Представь, будто смотришь на него издалека или сверху. Тебе будет виден сразу весь город. И как он стоит на стрелке рек, и как расположился его кремль с башнями и соборами. К городским воротам тянутся дороги из сёл, по дорогам-рекам приплыли к пристани корабли. И внутри, и за стенами крепости разросся
посад (деревянные дома). Это будет рисунок-рассказ, и его
захочется потом долго рассматривать.
7. Практическая работа учащихся.
- Рисование одного объекта города: крепостная стена,
сторожевая башня, собор, дворец-терем, деревянная изба.
- Вырезание объекта.
- Создание коллективной композиции
«Древнерусский город».
8. Итог урока.
Эта замечательная коллективная работа
украсит нашу классную комнату и будет являться
своеобразным итогом раздела «Древние города нашей земли».
Хочется несколько слов сказать о нашем городе Меленки.
Он не такой древний (230 лет со дня образования города),
как упомянутые в ходе урока города, но не менее красивый.
Давайте всю свою любовь к родному городу выразим в песне.
Исполнение детьми песни «Меленки на Унже».
Слайд: Город Меленки.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Золотое кольцо России
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-проект "Неизвестное об известном. Русская матрёшка".
Урок направлен на расширение представлений учащихся о русской матрёшке. Дети узнают, как появилась в России матрёшка, какие виды этой игрушки существуют, поучатся расписывать семейки матрёшек, создаду...
Урок-проект по ОКМ в 4 классе Природные зоны России.
Конспект урока по ОКМ 4 класса программа А.А. Плешакова по теме: " Природные зоны"....
Окружающий мир урок - проект, тема "Моя семья", 1 класс УМК "Школа России"
Подробный конспект урока с презентацией, слайдами и видеороликом семей первоклассников...
Урок - проект "Когда наступит лето?" 1 класс. УМК «Школа России»
Предмет: окружающий мир, 1 класс. УМК «Школа России"Тема: Когда наступит лето?Вид урока: урок – проект (с использованием компьютера, мультимедийного проектора, интерактивной доски, документ-камеры.)Це...
Конспект урока "Проект.Экономика родного края" (3 класс, УМК "Школа России")
Вашему вниманию предоставляю конспект урока по окружающему миру на тему: "Проект.Экономика родного края". Данный конспект предназначен для учащихся 3 класса УМК "Школа России"...
Урок-проект "Математическая сказка" (Площадь прямоугольника.Закрепление.) УМК "Школа России" 3 класс
Разработана технологическая карта урока математики в 3 классе УМК "Школа России" и презентация по теме"Площадь прямоугольника.Закрепление."...
Урок - проект по окружающему миру на тему "Красная книга России. Будь природе другом"
В данной разработке урока показаны основные этапы работы над проектом по теме урока с применением различных методов и приёмов для активной деятельности учащихся....
Комментарии
Отличная работа!Голосую с
Отличная работа!Голосую с удовольствием!Зайдите и ко мне на страничку!Буду рада узнать Ваше мнение!http://nsportal.ru/node/667020
Наталья Фёдоровна! Мне очень
Наталья Фёдоровна! Мне очень понравилась Ваша работа! Выбрана интересная тема. Предполагаю, что дети с большим интересом участвовали в этом проекте.Голосую и желаю дальнейших творческих успехов! Приглашаю познакомиться с моей работой http://nsportal.ru/node/549531 Буду рада, если оставите свой отзыв.