Урок-проект по ИЗО "Города русской земли.Золотое кольцо России"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме

 

 Создание коллективной композиции"Древнерусский город".

Нестандартный урок-путешествие с элементами интеграции из ИЗО в «Наш край».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zolotoe_kolco_rossii.doc62.5 КБ
Office presentation icon zolotoe_kolco_rossii.ppt1.25 МБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ №1 имени Героя Советского Союза

Каманина Николая Петровича»

г.Меленки

Бабенкова Наталья Фёдоровна

учитель начальных классов

Изобразительное искусство

4 класс

Тема урока: « Города русской земли. Золотое кольцо России».

Главная цель: дать представление об исторической архитектуре и памятниках древнерусских городов.

Задачи.

Обучающие: познакомить с особенностями в облике городов, сформированном историей и характером деятельности жителей.

Развивающие: развивать навыки графики, композиционного мышления.

Воспитывающие: воспитывать художественный вкус, потребность ориентироваться на духовные ценности памятников архитектуры.

Художественные материалы: альбомные листы, графические материалы, ватман для коллективной композиции.

Оборудование: интерактивная доска (слайды), ножницы, клей.

 Учебник для 4 класса начальной школы под редакцией Б.М.Неменского (Л.А.Неменская. «Каждый народ – художник».Москва «Просвещение»2004).

Зрительный ряд: фотографии исторической архитектуры городов «Золотого кольца», использованные в презентации занятия (ИКТ); лист ватмана с пейзажем для коллективной работы (вклейки).

Литературный ряд: Н. Кончаловская. Отрывок из стихотворения «Наша древняя столица».

 А.С.Пушкин. Отрывок из «Сказки о царе Салтане».

Музыкальный ряд: запись звона колоколов ростовских церквей, музыкальная композиция ансамбля «Мурома» (на диске).

Место в разделе: пятый урок во втором разделе курса

«Древние города нашей земли».

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Ученики, внимание –

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее –

Начнём скорей урок!

Проверьте готовность к уроку.

   

  1. Сообщение темы урока.

    Сегодня мы отправимся в новое путешествие и  побываем в нескольких древних русских городах. Все вместе они образуют знаменитое на весь мир Золотое кольцо.

 

 3. Беседа по теме урока.

Знают взрослые и дети

Много разного на свете,

Но пока идут года,

Строят люди города.

Славятся они церквами,

Расписными теремами,

В них звонят колокола

И сверкают купола.

 

  Города возникали не вдруг. Они веками разрастались вокруг исконной сердцевины – крепости, которая зовётся по-разному.

В Новгороде – детинец, в Пскове – кром, но чаще всего – кремль, как и в Москве.

     

Работа по учебнику.

Материал по теме представлен в учебнике на страницах 52-53.

 

    На рисунке на странице 52 вы видите, что за стенами кремля в старые времена помещалось удивительно многое. Кроме главного собора, церквей и колоколен, здесь размещался княжеский двор, состоявший из нескольких теремов и дворовых построек.

       Рядом стояли терема и палаты знатных людей – бояр,

      дружинников и советников князя.  

     На фрагменте картины А.Васнецова «Новгородский торг» на странице 53 мы можем рассмотреть главные части города – это укреплённый кремль (на заднем плане); на переднем плане –

торг – большая рыночная площадь, людской центр, место народных собраний; посад – поселения ремесленников. Здесь жили и имели свои мастерские кузнецы и гончары, ткачи и кожевники, пушкари и хлебники и многие другие.

    А чему отводилась особая роль в жизни древних городов?

Давайте прочитаем об этом.

Чтение текста в учебнике на с.52-с.53.

«… Особую роль в жизни древних городов играли монастыри. Каждый монастырь был крепостью, похожей на кремль, и имел также оборонное значение. Как написано в летописи, был «крестьянам прибежище». И сегодня красоту древних городов   можно увидеть не только там, где сохранился старый кремль,

     но и  в облике монастырей.

      Монастыри напоминают старые города обилием и нарядностью церквей и звонниц, с которых далеко летит голос колокола.

      Они выделяются из окружающего пейзажа, гордо высятся над его текучими линиями на холмах, на изгибах рек, отражаясь в озёрах. Выглядят они драгоценным украшением. Между делом рук человеческих и природой не было тогда никакого разлада.»

   

    Пришло время отправиться в путешествие и взглянуть на драгоценные украшения древнерусских городов.

       4. Путешествие по « Золотому кольцу».

    (Сопровождается показом слайдов и выступлениями детей.)

   

    Заманчивый и многообещающий маршрут, названный «Золотое кольцо России», недаром получил такое название. Маршрут включает в себя группу древних городов, занимающих особое место в истории русской земли. Во всех этих городах можно увидеть множество сияющих золотом на солнце куполов православных храмов. Однако не только поэтому появилось название «Золотое кольцо». Самое красивое и самое дорогое люди часто сравнивают с золотом. Вот отчего прекрасные и дорогие для каждого жителя России города названы «Золотым кольцом».

   

    Таких городов более десяти. Мы побываем лишь в нескольких.

Назовите их.

   

 Слайд: Города «Золотого кольца».

    (Москва, Сергиев-Посад, Ростов, Ярославль, Кострома, Суздаль, Владимир.)

   

        Итак, в путь. С Москвы начнём наше путешествие.

Слайд: Покровский собор на Красной площади в Москве.

Грозный царь в воспоминанье

О победе над Казанью

Двум прекрасным мастерам

Приказал построить храм.

И воздвигли люди эти

Небывалый в целом свете

Пёстрый сказочный собор,

Что стоит и до сих пор.

Он свидетель древней славы –

Этот храм девятиглавый,

Он четыре сотни лет

Над рекой встречал рассвет.

Как увидишь – удивишься,

Вот какая красота!

И глядишь – не наглядишься

С Москворецкого моста.

Двое зодчих – Постник с Бармой

Создавали этот храм.

Москвичи им благодарны –

Слава русским мастерам!

                                                                  Н.Кончаловская

   Собор назван Покровским в честь праздника Покрова, праздника защиты от внешних врагов. В одном из приделов храма жил нищий – юродивый Василий. К нему так привыкли, что и Покровский собор стали называть храмом Василия Блаженного.

 

     Из Москвы едем на северо-восток и прибываем в город Сергиев-       Посад.

 

   Слайд: Успенский собор Троице-Сергиева монастыря.

 

   Сергиев-Посад назван в честь святого Сергия Радонежского, который основал здесь большой монастырь – Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Слово «лавра» означает главный, самый важный монастырь.

    Самым монументальным сооружением монастыря является пятиглавый Успенский собор. Величавая торжественность собора и его формы служат олицетворением государственной политики царя Ивана Грозного и его военных побед.

Теперь наш путь лежит в Ростов.

   

   Слайд: Ростовский кремль. Успенский собор и звонница.

 

   Этот город – один из самых древних в Золотом кольце, и уже в давние времена его с уважением называли Великим. Самая замечательная часть города – Ростовский кремль. Колокола ростовских церквей славятся своим мелодичным звоном, который мы имеем возможность послушать.

Звучит запись колоколов ростовских церквей.

 

Из Ростова мы отправляемся в Ярославль.

 

   Слайд: Ярославль. Набережная Волги.

 

     Ярославль – самый крупный город Золотого кольца. Он был

   основан князем Ярославом Мудрым, имя которого и носит. Город  

 стоит на Волге. Вдоль реки можно прогуляться по очень красивой

 набережной.

 

  Слайд: Храм Ильи Пророка.

 

   Один из интереснейших храмов Ярославля – церковь Ильи Пророка. Построена по заказу купцов, несметные богатства которых заставляли считаться с ними даже царя.

   

Следующий город на Волге, в котором мы остановимся,-

Кострома.

 

  Слайд: Торговые ряды в Костроме.

   

   Если посмотреть на план города, можно заметить, что улицы здесь расположены в виде веера. Есть легенда, которая это объясняет. Когда императрица Екатерина Вторая приказала перестроить город, её спросили, какой она хочет видеть Кострому. В этот момент императрица развернула веер. Вот город и сделали таким необычным. В этой части города, где улицы сходятся, расположены старинные Торговые ряды. Торгуют в них уже несколько веков. Каждому товару отводилось своё место. Об этом говорят названия – Большие и Малые мучные ряды, Масляные ряды, Пряничные ряды…

   

Из Костромы отправляемся в Суздаль.

 

   Слайд с видами Суздаля.

   Суздаль – всемирно известный город-музей. Здесь 33 церкви,

17 часовен, 5 монастырей. Удивительно чувствуешь себя на улицах Суздаля – как будто перенёсся в далёкое прошлое.

     

Слайд: Музей деревянного зодчества. 

     В городе есть знаменитый Музей деревянного зодчества, где собраны старинные постройки из дерева – церкви, избы, мельница и другое.

От Суздаля совсем недалеко до нашего областного центра – города Владимира.

   Слайды с видами Владимира.

   Владимир основал князь Владимир Мономах. Красивый город стоит на высоком берегу реки Клязьмы. Чтобы полюбоваться городом и его окрестностями, поднимаемся на высокую башню, где устроена смотровая площадка.

    Слайд: Водонапорная башня (смотровая площадка).

 Отсюда старинная часть города видна как на ладони. Спустившись с башни, пройдём по улицам.

    Слайд: Дмитриевский собор.

     Вот  Дмитриевский собор. На его стенах несколько сотен удивительных резных изображений.

    Слайд: Успенский собор.         

    А вот величественный  Успенский собор, который долгое время был главным собором Руси.

    Разве можно не гордиться тобой, хранящая память веков и смотрящая в будущее земля Владимирская!

   

Из Владимира мы возвращаемся в Москву. Наше путешествие

закончилось.  Понравилось вам оно?

    В каких городах Владимирщины побывали?

5. Физкультминутка.

    Танцевальные движения под музыкальную композицию

«Смоленский гусачок» в исполнении ансамбля «Мурома».

 

6. Подготовка к выполнению задания.

   Сохранившиеся крепости-сооружения, церкви – это не только свидетели истории родной страны, хранящие память о героическом прошлом наших предков. Древние крепости и храмы – это выдающиеся произведения русской архитектуры. Памятники архитектуры – это эстафета культуры, которую поколения передают друг другу. Мы тоже приняли эту эстафету.

   Сейчас моменты путешествия отразим в наших работах.

   

    Задание: изображение объектов древнерусского города графическими материалами. Создание коллективной композиции

 «Древнерусский город».

    В создании композиции нам поможет репродукция иллюстрации И.Билибина к «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина и отрывок из сказки.

    Слайд: Репродукция И.Билибина.

Вот открыл царевич очи;

Отрясая грёзы ночи

И дивясь, перед собой

Видит город он большой,

Стены с частыми зубцами,

 И за белыми стенами

Блещут маковки церквей

И святых монастырей.

        Итак, каждый из вас рисует один объект древнерусского города, в соответствии с заданием карточки. Затем объект вырезаете, и мы «строим» свой город.

     Представь, будто смотришь на него издалека или сверху. Тебе будет виден сразу весь город. И как он стоит на стрелке рек, и как расположился его кремль с башнями и соборами. К городским воротам тянутся дороги из сёл, по дорогам-рекам приплыли к пристани корабли. И внутри, и за стенами крепости разросся

    посад (деревянные дома). Это будет рисунок-рассказ, и его

    захочется потом долго рассматривать.

7. Практическая работа учащихся.

  • Рисование одного объекта города: крепостная стена,

сторожевая башня, собор, дворец-терем, деревянная изба.

  • Вырезание объекта.

  • Создание коллективной композиции

«Древнерусский город».

           

            8. Итог урока. 

               Эта  замечательная коллективная работа  

        украсит  нашу  классную комнату и будет являться

        своеобразным итогом раздела «Древние города нашей земли».

             Хочется несколько слов сказать о нашем городе Меленки.

         Он не такой древний (230 лет со дня образования города),

         как упомянутые в ходе урока города, но не менее красивый.

         Давайте всю свою любовь к родному городу  выразим в песне.    

Исполнение детьми песни «Меленки на Унже».

Слайд: Город Меленки.

       


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Города русской земли

Слайд 15

Золотое кольцо России


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-проект "Неизвестное об известном. Русская матрёшка".

Урок направлен на расширение представлений учащихся о русской матрёшке. Дети узнают, как появилась в России матрёшка, какие виды этой игрушки существуют, поучатся расписывать семейки матрёшек, создаду...

Урок-проект по ОКМ в 4 классе Природные зоны России.

Конспект урока по ОКМ 4 класса программа А.А. Плешакова по теме: " Природные зоны"....

Окружающий мир урок - проект, тема "Моя семья", 1 класс УМК "Школа России"

Подробный конспект урока с презентацией, слайдами и видеороликом семей первоклассников...

Урок - проект "Когда наступит лето?" 1 класс. УМК «Школа России»

Предмет: окружающий мир, 1 класс. УМК «Школа России"Тема: Когда наступит лето?Вид урока: урок – проект (с использованием компьютера, мультимедийного проектора, интерактивной доски, документ-камеры.)Це...

Конспект урока "Проект.Экономика родного края" (3 класс, УМК "Школа России")

Вашему вниманию предоставляю конспект урока по окружающему миру на тему: "Проект.Экономика родного края". Данный конспект предназначен для учащихся 3 класса УМК "Школа России"...

Урок-проект "Математическая сказка" (Площадь прямоугольника.Закрепление.) УМК "Школа России" 3 класс

Разработана технологическая карта урока математики в 3 классе УМК "Школа России" и презентация по теме"Площадь прямоугольника.Закрепление."...

Урок - проект по окружающему миру на тему "Красная книга России. Будь природе другом"

В данной разработке урока показаны основные этапы работы над проектом по теме урока с применением различных методов и приёмов для активной деятельности учащихся....


 

Комментарии

Ширеторова Людмила Галсановна

Отличная работа!Голосую с удовольствием!Зайдите и ко мне на страничку!Буду рада узнать Ваше мнение!http://nsportal.ru/node/667020

Уваренкова Наталия Викторовна

Наталья Фёдоровна! Мне очень понравилась Ваша работа! Выбрана интересная тема. Предполагаю, что дети с большим интересом участвовали в этом проекте.Голосую и желаю дальнейших творческих успехов! Приглашаю познакомиться с моей работой http://nsportal.ru/node/549531 Буду рада, если оставите свой отзыв.