Рабочая программа 4 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме

Савраскина Любовь Николаевна

Программа "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izobrazitelnoe_iskusstvo.docx39.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ершовская средняя общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза Василия Фабричнова

                 «УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ Ершовской средней общеобразовательной школы имени

Героя Советского Союза Василия Фабричнова

   ______________Гарькавая Т.В.

        «31» августа 2013 год

Приказ №343 от 31 августа 2012г.

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР

   _____________Винивитина  Т.Н.

                    «31» августа 2013 год

«РАССМОТРЕНО»

на заседании ШМО

Протокол №1  заседания методического объединения учителей начальных классов

от 30 августа 2013г.

Руководитель ШМО __________ Савраскина Л.Н.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ 

       Учитель: Савраскина Любовь Николаевна

       Класс: 4 «Б»

2013-2014 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА                       

Рабочая программа начального общего образования по изобразительному искусству разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОСТ) нового поколения начального общего образования (2010 г.). Содержание направлено на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд»  входит в учебный комплект «Школа России» (для начальных классов). Программа рассчитана на 34 часа. Изложение материала соответствует содержанию примерной программы, разработанной под руководством и редакцией народного художника России,  академика РАО Б.Н. Неменского.

 Одна из основных идей  программы по «Изобразительному искусству» в 3 классе -  «От родного порога - в мир культуры земли» т.е. без приобщения детей к культуре своего народа (даже к культуре своей «малой Родины») нет пути к общечеловеческой культуре.

Обучение строится на приобщении детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла. Детей нужно подвести к пониманию того, что предметы не только имеют утилитарное назначение. Но и являются носителями духовной культуры, и так было всегда- с далекой древности до наших дней. Нужно помочь ребенку увидеть красоту окружающих его вещей, объектов, произведений искусства, обратив особое внимание на роль художников - Мастеров Изображения, Украшения, Постройки - в создании среды жизни человека. В конце учебного года дети должны почувствовать, что их жизнь, жизнь каждого человека ежедневно связана с деятельностью искусств. Завершающие уроки каждой четверти должны строиться на вопросах «Что было бы, если братья - Мастера не участвовали в создании окружающего мира - дома, на улице и т.д.?». понимание огромной роли искусства в повседневной жизни большей частью не осознается, поэтому должно стать открытием для детей и их родителей.

     

           Цель курса:

  1. развитие личности учащихся средствами искусства;
  2. получение эмоционально-ценностного опыта восприятия произведений искусства и опыта художественно-творческой деятельности.

                  Задачи изучения курса:

  1. воспитание интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;
  2. развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способностей к эмоционально-ценностному отношению к искусству и окружающему миру, навыков сотрудничества в художественной деятельности;
  3. освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
  4. овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

                 

                  Отличительная особенность  данной рабочей программы заключается в том, что, в отличие от ранее действовавшей программы Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-4 классы» рабочая программа содержит в себе четыре блока: «Виды художественной деятельности», «Азбука искусств», «Значимые темы искусства», «Опыт художественно-творческой деятельности». Специфика подобного деления на блоки состоит в том, что первый блок раскрывает содержание учебного материала, второй дает инструментарий для его практической реализации, третий намечает эмоционально-ценностную направленность тематики заданий, четвертый содержит виды и условия деятельности, в которых ребенок может получить художественно-творческий опыт. Все блоки об одном и том же, но раскрывают разные стороны искусства: типологическую, языковую, ценностно-ориентационную и деятельностную. Они все в разной мере присутствуют практически на каждом уроке.

Изобразительное искусство как учебный предмет опирается на такие учебные предметы начальной школы как: литературное чтение, русский язык, музыка, труд, природоведение, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО ИСКУССТВО» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

   Согласно базисного учебного плана МБОУ Ершовской средней общеобразовательной школа имени Героя Советского Союза Василия Фабричнова, на изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» в 4-м классе отводится 1 час  в неделю, таким образом, мною составлена рабочая программа в полном соответствии с базисным учебным планом, а именно: 1 час в неделю, 34 часа в год.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

   В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты:

  1. чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  2. уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  3. понимание особой роли культуры и  искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  4. сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  5. сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к

окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

  1. овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  2. умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  3. умение обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты:

  1. овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  2. овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  3. использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
  4. умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  5. умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  6. осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты:

  1. знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
  2. знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  3. понимание образной природы искусства;
  4. эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
  5. применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  6. способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  7. умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах; 
  8. усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
  9. умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  10. способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;  
  11. способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  12. умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
  13. освоение умений применять в художественно—творческой  деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
  14. овладение  навыками  моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа; 
  15. умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
  16. умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
  17. изображение в творческих работах  особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
  18. умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
  19. способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
  20. умение  объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
  21. выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
  22. умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего  мира человека.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 3 класс (34 ч)

Общая тема: «Каждый народ – художник (изображение, украшение, постройка в творчестве народов всей земли)» - 34 часа

Истоки родного искусства – 8 часов       

Древние города нашей земли – 7 часов

Каждый народ – художник – 11 часов

Искусство объединяет народы – 8 часов

Требования к уровню подготовки учащихся  4 классов

Учащиеся 4 класса должны знать/понимать:

  1. основные виды и жанры изобразительных искусств;
  2. основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);
  3. выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
  4. первоначальные сведения о художественной форме в изобразительном искусстве, о художественно-выразительных средствах (композиция, рисунок, цвет, колорит), их роль в эстетическом восприятии работ;
  5. простейшие композиционные приемы и художественные средства, необходимые для передачи движения и покоя в сюжетном рисунке;
  6. названия наиболее крупных художественных музеев России;
  7. названия известных центров народных художественных ремесел России.

уметь:

  1. применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности;
  2. различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
  3. узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников;
  4. применять основные средства художественной выразительности в самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
  5. добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объема.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  1. для самостоятельной творческой деятельности;
  2.  обогащение опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
  3. оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставки.

            владеть компетенциями: личностного саморазвития, коммуникативной, ценностно-ориентационной, рефлексивной

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название раздела

Количество часов

Примерная программа

Рабочая программа

1

Истоки родного искусства

2

Древние города нашей земли

3

Каждый народ - художник

11ч

11ч

4

Искусство объединяет народы

Итого:

34ч

34ч

КОНТРОЛЬ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

  1. текущий контроль;
  2. тематический контроль;
  3. итоговый контроль.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 - Таблицы (Жостово, Хохлома, Гжель, Дымково)

             - Репродукции картин в цифровой форме.

             - Настенная доска с набором приспособлений для крепления наглядного материала

             - Мультимедийный проектор.

             - Интерактивная доска.

             - Компьютер.

             - Принтер лазерный.

             - Интернет-ресурсы.

             - Цифровые образовательные ресурсы

Учебники

- Неменский Б. М. Изобразительное искусство: 1-4 кл.: методическое пособие. Б. М. Неменский – М.: Просвещение,  2011.

- Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 4 класс: Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2013.

            - Дроздова С. Б. Изобразительное искусство. 4 класс: поурочные планы по учебникам  Н. А. Горяевой, Л. А. Неменской – В: Учитель, 2010

            - Порте П. Учимся рисовать окружающий мир / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005.

            - Ушакова О. Д. Великие художники: Справочник школьника. – СПб: Издательский Дом «Литера», 2004.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Учебно-методический комплект для обучающегося

            - Учебник по изобразительному искусству  для 4 класса Б.М. Неменский  М.: Просвещение,  2013г            

            - Рабочая тетрадь по изобразительному искусству  для 4 класса Б.М. Неменский  М.: Просвещение,  2013г  

Учебно-методический комплект для учителя

             - Учебник по изобразительному искусству  для 4 класса Б.М. Неменский  М.: Просвещение,  2013г            

            - Рабочая тетрадь по изобразительному искусству  для 4 класса Б.М. Неменский  М.: Просвещение,  2013г  

- Неменский Б. М. Изобразительное искусство: 1-4 кл.: методическое пособие. Б. М. Неменский – М.: Просвещение,  2012.

- Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 4 класс: Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2012.

            - Дроздова С. Б. Изобразительное искусство. 4 класс: поурочные планы по учебникам  Н. А. Горяевой, Л. А. Неменской – В: Учитель, 2010

            - Порте П. Учимся рисовать окружающий мир / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005.

            - Ушакова О. Д. Великие художники: Справочник школьника. – СПб: Издательский Дом «Литера», 2004.

             

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

1 * 34 = 34 ЧАСА

Дата

Наименование разделов и тем урока

Тип урока

Использование

ТСО

по плану

по факту

1

07.09

Истоки родного искусства – 8 часов

Пейзаж родной земли. Характерные черты и красота разных времен года

Комбинированный

Презентация

2

14.09

Гармония жилья с природой

Комбинированный

3

21.09

Деревня — деревянный мир

Комбинированный

ЦОР

4

28.09

Образ русского человека (женский образ)

Комбинированный

5

05.10

Образ русского человека  (мужской образ)

Комбинированный

6

19.10

Воспевание труда в искусстве

Комбинированный

7

26.10

Народные праздники

Комбинированный

Презентация

8

02.11

Ярмарка (обобщение темы).

Комбинированный

9

09.11

Древние города нашей земли – 7 часов

Родной угол.

Комбинированный

10

16.11

Древние соборы.

Комбинированный

ЦОР

11

30.11

Города Русской земли.

Комбинированный

12

07.12

Древнерусские воины-защитники.

Комбинированный

Презентация

13

14.12

Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва.

Комбинированный

14

21.12

Узорочье теремов.

Комбинированный

ЦОР

15

28.12

Пир в теремных палатах (обобщение темы).

Комбинированный

16

11.01

Каждый народ – художник – 11 часов

Праздник как элемент художественной культуры страны. Образ японских построек.

Комбинированный

17

18.01

Отношение к красоте природы в японской культуре.

Комбинированный

18

25.01

Образ человека, характер одежды в японской культуре.

Комбинированный

Презентация

19

01.02

Искусство народов гор и степей.

Комбинированный

20

08.02

Образ художественной культуры Средней Азии.

Комбинированный

21

22.02

Образ красоты древнегреческого человека.

Комбинированный

ЦОР

22

01.03

Древнегреческая архитектура.

Комбинированный

Презентация

23

08.03

Древнегреческий праздник. Олимпийские игры в Древней Греции.

Комбинированный

24

15.03

Образ готических городов  средневековой Европы. Средневековая архитектура.

Комбинированный

ЦОР

25

22.03

Средневековые готические костюмы.

Комбинированный

26

29.03

Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).

Комбинированный

27

05.04

Искусство объединяет народы – 8 часов

Все народы воспевают материнство.

Комбинированный

28

19.04

Все народы воспевают мудрость старости.

Комбинированный

Презентация

29

26.04

Сопереживание — великая тема искусства.

Комбинированный

30

03.05

Герои – защитники.

Комбинированный

31

10.05

Герои – защитники.

Комбинированный

ЦОР

32

17.05

Юность и надежды.

Комбинированный

Презентация

33

24.05

Искусство народов мира (обобщение темы).

Комбинированный

34

31.05

Искусствоведческая викторина.

Комбинированный

ЦОР

ИТОГО: 34 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина Рос...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"

Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...

Рабочие программы класс Школа России

В данном материале находятся рабочие программы, для 1 класса по УМК "Школа России". По математике, технологии, русскому языку (букварный и после букварные периоды), литературному чтению, окр...