Рабочая программа 4 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ершовская средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза Василия Фабричнова
«УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ Ершовской средней общеобразовательной школы имени Героя Советского Союза Василия Фабричнова ______________Гарькавая Т.В. «31» августа 2013 год Приказ №343 от 31 августа 2012г. | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР _____________Винивитина Т.Н. «31» августа 2013 год | «РАССМОТРЕНО» на заседании ШМО Протокол №1 заседания методического объединения учителей начальных классов от 30 августа 2013г. Руководитель ШМО __________ Савраскина Л.Н. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
Учитель: Савраскина Любовь Николаевна
Класс: 4 «Б»
2013-2014 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа начального общего образования по изобразительному искусству разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОСТ) нового поколения начального общего образования (2010 г.). Содержание направлено на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд» входит в учебный комплект «Школа России» (для начальных классов). Программа рассчитана на 34 часа. Изложение материала соответствует содержанию примерной программы, разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б.Н. Неменского.
Одна из основных идей программы по «Изобразительному искусству» в 3 классе - «От родного порога - в мир культуры земли» т.е. без приобщения детей к культуре своего народа (даже к культуре своей «малой Родины») нет пути к общечеловеческой культуре.
Обучение строится на приобщении детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла. Детей нужно подвести к пониманию того, что предметы не только имеют утилитарное назначение. Но и являются носителями духовной культуры, и так было всегда- с далекой древности до наших дней. Нужно помочь ребенку увидеть красоту окружающих его вещей, объектов, произведений искусства, обратив особое внимание на роль художников - Мастеров Изображения, Украшения, Постройки - в создании среды жизни человека. В конце учебного года дети должны почувствовать, что их жизнь, жизнь каждого человека ежедневно связана с деятельностью искусств. Завершающие уроки каждой четверти должны строиться на вопросах «Что было бы, если братья - Мастера не участвовали в создании окружающего мира - дома, на улице и т.д.?». понимание огромной роли искусства в повседневной жизни большей частью не осознается, поэтому должно стать открытием для детей и их родителей.
Цель курса:
- развитие личности учащихся средствами искусства;
- получение эмоционально-ценностного опыта восприятия произведений искусства и опыта художественно-творческой деятельности.
Задачи изучения курса:
- воспитание интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;
- развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способностей к эмоционально-ценностному отношению к искусству и окружающему миру, навыков сотрудничества в художественной деятельности;
- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
- овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Отличительная особенность данной рабочей программы заключается в том, что, в отличие от ранее действовавшей программы Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-4 классы» рабочая программа содержит в себе четыре блока: «Виды художественной деятельности», «Азбука искусств», «Значимые темы искусства», «Опыт художественно-творческой деятельности». Специфика подобного деления на блоки состоит в том, что первый блок раскрывает содержание учебного материала, второй дает инструментарий для его практической реализации, третий намечает эмоционально-ценностную направленность тематики заданий, четвертый содержит виды и условия деятельности, в которых ребенок может получить художественно-творческий опыт. Все блоки об одном и том же, но раскрывают разные стороны искусства: типологическую, языковую, ценностно-ориентационную и деятельностную. Они все в разной мере присутствуют практически на каждом уроке.
Изобразительное искусство как учебный предмет опирается на такие учебные предметы начальной школы как: литературное чтение, русский язык, музыка, труд, природоведение, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО ИСКУССТВО» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно базисного учебного плана МБОУ Ершовской средней общеобразовательной школа имени Героя Советского Союза Василия Фабричнова, на изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» в 4-м классе отводится 1 час в неделю, таким образом, мною составлена рабочая программа в полном соответствии с базисным учебным планом, а именно: 1 час в неделю, 34 часа в год.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к
окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты:
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты:
- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
- освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
- умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
- способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
- умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
- выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
- умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 3 класс (34 ч)
Общая тема: «Каждый народ – художник (изображение, украшение, постройка в творчестве народов всей земли)» - 34 часа
Истоки родного искусства – 8 часов
Древние города нашей земли – 7 часов
Каждый народ – художник – 11 часов
Искусство объединяет народы – 8 часов
Требования к уровню подготовки учащихся 4 классов
Учащиеся 4 класса должны знать/понимать:
- основные виды и жанры изобразительных искусств;
- основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);
- выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
- первоначальные сведения о художественной форме в изобразительном искусстве, о художественно-выразительных средствах (композиция, рисунок, цвет, колорит), их роль в эстетическом восприятии работ;
- простейшие композиционные приемы и художественные средства, необходимые для передачи движения и покоя в сюжетном рисунке;
- названия наиболее крупных художественных музеев России;
- названия известных центров народных художественных ремесел России.
уметь:
- применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности;
- различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников;
- применять основные средства художественной выразительности в самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
- добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объема.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для самостоятельной творческой деятельности;
- обогащение опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
- оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставки.
владеть компетенциями: личностного саморазвития, коммуникативной, ценностно-ориентационной, рефлексивной
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Название раздела | Количество часов | |
Примерная программа | Рабочая программа | ||
1 | Истоки родного искусства | 8ч | 8ч |
2 | Древние города нашей земли | 7ч | 7ч |
3 | Каждый народ - художник | 11ч | 11ч |
4 | Искусство объединяет народы | 8ч | 8ч |
Итого: | 34ч | 34ч |
КОНТРОЛЬ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
- текущий контроль;
- тематический контроль;
- итоговый контроль.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
- Таблицы (Жостово, Хохлома, Гжель, Дымково)
- Репродукции картин в цифровой форме.
- Настенная доска с набором приспособлений для крепления наглядного материала
- Мультимедийный проектор.
- Интерактивная доска.
- Компьютер.
- Принтер лазерный.
- Интернет-ресурсы.
- Цифровые образовательные ресурсы
Учебники
- Неменский Б. М. Изобразительное искусство: 1-4 кл.: методическое пособие. Б. М. Неменский – М.: Просвещение, 2011.
- Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 4 класс: Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2013.
- Дроздова С. Б. Изобразительное искусство. 4 класс: поурочные планы по учебникам Н. А. Горяевой, Л. А. Неменской – В: Учитель, 2010
- Порте П. Учимся рисовать окружающий мир / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005.
- Ушакова О. Д. Великие художники: Справочник школьника. – СПб: Издательский Дом «Литера», 2004.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Учебно-методический комплект для обучающегося
- Учебник по изобразительному искусству для 4 класса Б.М. Неменский М.: Просвещение, 2013г
- Рабочая тетрадь по изобразительному искусству для 4 класса Б.М. Неменский М.: Просвещение, 2013г
Учебно-методический комплект для учителя
- Учебник по изобразительному искусству для 4 класса Б.М. Неменский М.: Просвещение, 2013г
- Рабочая тетрадь по изобразительному искусству для 4 класса Б.М. Неменский М.: Просвещение, 2013г
- Неменский Б. М. Изобразительное искусство: 1-4 кл.: методическое пособие. Б. М. Неменский – М.: Просвещение, 2012.
- Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 4 класс: Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2012.
- Дроздова С. Б. Изобразительное искусство. 4 класс: поурочные планы по учебникам Н. А. Горяевой, Л. А. Неменской – В: Учитель, 2010
- Порте П. Учимся рисовать окружающий мир / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005.
- Ушакова О. Д. Великие художники: Справочник школьника. – СПб: Издательский Дом «Литера», 2004.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
1 * 34 = 34 ЧАСА
№ | Дата | Наименование разделов и тем урока | Тип урока | Использование ТСО | |
по плану | по факту | ||||
1 | 07.09 | Истоки родного искусства – 8 часов Пейзаж родной земли. Характерные черты и красота разных времен года | Комбинированный | Презентация | |
2 | 14.09 | Гармония жилья с природой | Комбинированный | ||
3 | 21.09 | Деревня — деревянный мир | Комбинированный | ЦОР | |
4 | 28.09 | Образ русского человека (женский образ) | Комбинированный | ||
5 | 05.10 | Образ русского человека (мужской образ) | Комбинированный | ||
6 | 19.10 | Воспевание труда в искусстве | Комбинированный | ||
7 | 26.10 | Народные праздники | Комбинированный | Презентация | |
8 | 02.11 | Ярмарка (обобщение темы). | Комбинированный | ||
9 | 09.11 | Древние города нашей земли – 7 часов Родной угол. | Комбинированный | ||
10 | 16.11 | Древние соборы. | Комбинированный | ЦОР | |
11 | 30.11 | Города Русской земли. | Комбинированный | ||
12 | 07.12 | Древнерусские воины-защитники. | Комбинированный | Презентация | |
13 | 14.12 | Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва. | Комбинированный | ||
14 | 21.12 | Узорочье теремов. | Комбинированный | ЦОР | |
15 | 28.12 | Пир в теремных палатах (обобщение темы). | Комбинированный | ||
16 | 11.01 | Каждый народ – художник – 11 часов Праздник как элемент художественной культуры страны. Образ японских построек. | Комбинированный | ||
17 | 18.01 | Отношение к красоте природы в японской культуре. | Комбинированный | ||
18 | 25.01 | Образ человека, характер одежды в японской культуре. | Комбинированный | Презентация | |
19 | 01.02 | Искусство народов гор и степей. | Комбинированный | ||
20 | 08.02 | Образ художественной культуры Средней Азии. | Комбинированный | ||
21 | 22.02 | Образ красоты древнегреческого человека. | Комбинированный | ЦОР | |
22 | 01.03 | Древнегреческая архитектура. | Комбинированный | Презентация | |
23 | 08.03 | Древнегреческий праздник. Олимпийские игры в Древней Греции. | Комбинированный | ||
24 | 15.03 | Образ готических городов средневековой Европы. Средневековая архитектура. | Комбинированный | ЦОР | |
25 | 22.03 | Средневековые готические костюмы. | Комбинированный | ||
26 | 29.03 | Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы). | Комбинированный | ||
27 | 05.04 | Искусство объединяет народы – 8 часов Все народы воспевают материнство. | Комбинированный | ||
28 | 19.04 | Все народы воспевают мудрость старости. | Комбинированный | Презентация | |
29 | 26.04 | Сопереживание — великая тема искусства. | Комбинированный | ||
30 | 03.05 | Герои – защитники. | Комбинированный | ||
31 | 10.05 | Герои – защитники. | Комбинированный | ЦОР | |
32 | 17.05 | Юность и надежды. | Комбинированный | Презентация | |
33 | 24.05 | Искусство народов мира (обобщение темы). | Комбинированный | ||
34 | 31.05 | Искусствоведческая викторина. | Комбинированный | ЦОР |
ИТОГО: 34 часа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Рос...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"
Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...
Рабочие программы класс Школа России
В данном материале находятся рабочие программы, для 1 класса по УМК "Школа России". По математике, технологии, русскому языку (букварный и после букварные периоды), литературному чтению, окр...