Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс Автор Ашикова С.Г.
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме

Чегринцева Татьяна Николаевна

Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс Ашикова С.Г. Пояснительная записка. Календарно-тематический план.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА  

Изобразительное искусство 3 класс

(авторская программа - С.Г. Ашикова)

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 3 класса разработана на основе (Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова/ Сост. Н.В.Нечаева, С.В.Бухалова. – Самара: Издательский дом «Федоров», 2011.), авторской программы  С.Г. Ашиковой  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 года.

Общая характеристика изучаемого предмета

Важнейшим направлением ФГОС НОО 2009 года является духовно-нравственное развитие и воспитание школьника.

 В основу данной программы положена идея реализации объективно существующего единства двух форм искусства: художественного восприятия и художественного выражения (языка изобразительного искусства). Художественное восприятие имеет доминирующее значение в развитии эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру. Овладение основами художественного языка (художественное выражение) позволит младшему школьнику проявить себя в творчестве, поможет при освоении смежных дисциплин. Сочетание, с одной стороны, эстетического восприятия жизни и художественного восприятия искусства и, с другой стороны, художественного выражения будет способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.

Целью изучения предмета «Изобразительное искусство» является: духовно-нравственное развитие личности учащегося, воспитание его ценностного отношения к прекрасному на основе обогащения опыта эмоционально-ценностного восприятия явлений жизни и опыта художественно-творческой деятельности.

Задачи:

- развитие эмоционально-эстетического отношения к явлениям жизни;

- воспитание ценностного отношения к отечественным культурным традициям, уважения к культуре народов других стран;

- реализация творческого потенциала учащегося средствами художественной деятельности, развитие воображения и фантазии ребенка;

- воспитание потребности учащихся в «общении» с произведениями искусства, формирование способности воспринимать прекрасное на основе представления о красоте как высшем проявлении добра;

- расширение общего и художественного кругозора учащихся;

- развитие наблюдательности в отношении явлений и процессов, происходящих в окружающем мире, целостного восприятия сложных объектов и явлений;

- знакомство с основами изобразительного искусства, овладение элементарной художественной грамотностью, приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности;

- развитие способности младших школьников к сотрудничеству в художественной деятельности.

Учебно-методический комплект:   «Изобразительное искусство» в 3 классе

Ашикова С.Г. Изобразительное искусство: учебник для 3 класса / под ред. А.А. Мелик-Пашаева, С.Г. Яковлевой. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013 г.

Рабочая программа для 3 класса рассчитана на 34  часа из расчёта 1 учебного часа в неделю.

Изменения в рабочую программу не внесены.

Добавлено в планирование на усмотрение учителя:

Экскурсии в природу, пленерное рисование, компьютерное рисование.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

На уровне содержания предметной линии «Изобразительное искусство» создаются условия для формирования:

- патриотизма, ценностного отношения к культурно-историческому наследию своего народа, чему способствует знакомство с образцами классического искусства и народного художественного творчества. Чувство гордости за русскую художественную культуру формируется благодаря знакомству с творчеством И.И. Шишкина, И.И. Левитана, А.И. Куинджи, К.А. Коровина, В.В. Верещагина, З.Е. Серебряковой и др. Школьники знакомятся с древнерусскими городами Золотого кольца России, с шедеврами древнерусского искусства иконами А. Рублева, с народными промыслами;

- интереса к мировым достижениям в области искусства, культуры (знакомство учащихся с творчеством зарубежных художников, с архитектурой других стран, литературными источниками разных народов);

- уважения к созидательному труду, к обучению; трудолюбия, потребности в новых знаниях и опыте, осознанного отношения к многогранности и творческому характеру профессии художника;

- ценностного отношения к прекрасному; формирования представлений об эстетических идеалах и ценностях (обучающиеся познакомятся с высокохудожественными произведениями живописи, литературы, музыки; смогут почувствовать красоту природы);

- нравственных чувств, этического сознания;

- представлений о вере, духовности, ценности религиозного мировоззрения;

- ценностного отношения к природе и окружающей среде, экологического сознания через знакомство с разнообразными явлениями и состояниями природы;
- ценностного отношения к здоровью.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностные

 У обучающегося будут сформированы:

– эмоциональная отзывчивость на произведения изобразительного искусства различного образного содержания;

– представление о своей гражданской идентичности через принятие образа Родины, представление о ее богатой истории, о культурном наследии России;

– чувство сопричастности к художественной культуре России через знакомство с творчеством русских художников  

 – положительное отношение к урокам изобразительного искусства, интерес к занятиям во внеурочной деятельности, понимание значения изобразительного искусства в собственной жизни; основа для развития чувства прекрасного через знакомство с произведениями разных эпох, стилей и жанров;

– эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им, открытость, первоначальная готовность к диалогу, творческому сотрудничеству;

– представление о добре и зле, должном и недопустимом;

– первоначальные навыки оценки и самооценки художественного творчества;

– представление о содержательном досуге.

Метапредметные

Обучающийся получит возможность научиться:

– выполнять предложенные в учебнике задания, в том числе на самопроверку;

– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить соответствующие коррективы с учетом характера сделанных ошибок;

– осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебной (художественной) задачи;

– выполнять действия, опираясь на заданный в учебнике ориентир.

 – осуществлять поиск информации в справочном материале учебника и в дополнительных источниках;

– использовать знаково-символические средства, в том числе схемы, рисунки, знаки и символы для решения учебных (художественных) задач;

– воспринимать тексты (фрагменты из сказок, статья), соотносить их с визуально представленным материалом;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

– использовать примеры иллюстраций при обсуждении особенностей творчества того или иного художника;

– представлять информацию в виде небольшого сообщения;

– осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

– выбирать способы решения художественной задачи.

Предметные результаты.  

Обучающийся научится:

– расширять свои представления о творчестве русских и зарубежных художников;

– различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, дизайн, декоративно-прикладное

искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности;

– различать основные жанры пластических искусств;

– эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер и эмоциональное состояние средствами художественного языка;

– расширять свои представления о ведущих художественных музеях России и музеях своего региона.

Содержание программы учебного предмета

Раздел 1. Природа - главный художник.

(Рисунок и графика. Штрих. Фон. Фактура. Воздушная перспектива. Горный, морской пейзажи).

Азбука рисования: Мы - семья фломастеров. Воздушная перспектива горного пейзажа. Воздушная перспектива облаков.

Впечатление. Выражение: Место встречи неба и земли (знакомство с линией горизонта). «Мой друг рисует горы, далекие, как сон» (передача воздушной перспективы с помощью графических знаков).

«Горы - это небо, покрытое камнем и снегом» (работа с картинами: наблюдение, вопросы, мнение). Белые сны севера или бархатный песок юга? (особенности пейзажа и линий горизонта на севере и на юге).

«Запад есть запад, восток есть восток…» (особенности пейзажа и линий горизонта на западе и востоке). «Славный остров где - то там...» (знакомство с особенностями изображения острова). Шум далекий водопада (знакомство с особенностями изображения водопада).

Коллективная работа: Роза ветров. Золотое кольцо России (знакомство с древним изображением карты как произведением искусства, что такое «роза ветров», связь между розой ветров и Золотым кольцом России - творческая работа).

Раздел 2. Мир цвета. (Живопись цвета. Иллюзия пространства. Ахроматические и хроматические цвета. Противоположные цвета).

Азбука рисования: Ахроматические цвета (оттенки черного и белого цветов).

Хроматические цвета (тональные оттенки одного цвета).

Впечатление. Выражение: Близко - далеко (изображение трех предметов с передачей пространства ахроматическими цветами). Низко-высоко (знакомство с особенностями изображения предметов на разной высоте в пространстве). Ночь и день (знакомство со светом и тенью в природе).

Краски заката и рассвета (знакомство с особенностями цветового освещения Земли при закате и на рассвете). Краски на воде (особенности изображения водоемов цвет и отражение). Краски под водой (особенности изображения подводного мира).

В мастерской художника: Красным по зеленому (о творчестве А.И. Куинджи);

Загадка красных рыбок (о творчестве А. Матисса).

Коллективная работа: Красота подводного мира (обобщение знаний, приобретенных на уроках данного раздела).

Раздел 3. Искусство в человеке. (Знакомство с композицией. Базовые формы цветов. Детали рисунка. Роспись)

Азбука рисования: Базовые формы цветов. Разнообразие форм лепестков.

Впечатление. Выражение: «И аромат цветов плывет…» (знакомство с линией горизонта в поле, изображение перспективы пространства с помощью полевых цветов).

Водяные лилии (способ изображения цветов на воде). Каменный цветок (способ моделирования цветка из пластилина и украшение его дополнительными материалами). Мастер - золотые руки. Стеклодув (знакомство с одним из способов росписи стекла). Чудеса архитектуры (особенности изображения города, стоящего на воде, отражение, перспектива).

В мастерской художника: Пруд в саду Моне (о творчестве К. Моне).

Коллективная работа: Здравствуй, Венеция! (обобщение пройденного материала).

Раздел 4. Человек в искусстве. (Иллюстрация. Портрет. Ракурсы. Книжные иллюстрации. Стилизованный

рисунок).

Азбука рисования: Ракурсы. Зоны. Точки. Фотография и картина.

Впечатление. Выражение: Портрет (знакомство с жанром портрета, ракурсами). Женский портрет (изображение особенностей женского портрета). Мужской портрет (выделение характерных черт в мужском портрете). Старик-годовик (построение фигуры человека и птицы на основе базовых форм). Маугли: жизнь в лесу; встреча с Ситой (задания индивидуально для мальчиков и для девочек).

Золотая рыбка (различные варианты на выбор для изображения фактуры рыбы и воды; создание своего способа). Каникулы Бонифация (знакомство с орнаментами и красками народов Африки).

В мастерской художника: «Совсем портретчиком становлюсь…» (о творчестве В.А. Серова). «Я напишу сказку, ты ее нарисуешь» (о творчестве художников-иллюстраторов).

Коллективная работа: Книга сказок (обобщение пройденного материала).

Знакомство с музеем: Государственный музей культуры народов Востока. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Государственный музей

палехского искусства.

Календарно – тематическое планирование 3 класс

№ п/п

Наименование раздела

 и тем

Часы

 учебного времени

Характеристика основной

деятельности учащихся

Плановые

 сроки

Примечание

факт.    

по плану

1.

Азбука рисования (1 ч.) Новые знакомые.

В кругу друзей. Графические приемы

  (учебник с. 8–9; альбом

Художественных задач

«Очевидное –

невероятное»)

1

Работа с учебником;

изучение схем и примеров рисунка, работа в альбоме или на чистых листах.

Обсуждение вариантов изображения и возможных способов.

Участие в диалоге с учителем и учениками.

Ценностное отношение к природе и ее творениям как произведениям

искусства (мир воды; мир дерева; обитатели воды; мир птиц и животных). Представление об изменении характера линии в зависимости от нажима на карандаш.

Овладение разными способами работы с графитным карандашом, мелом, углем для передачи рисунка коры и кроны деревьев, меха животных, чешуи рыб и перьев птиц, стаи птиц, облаков.

 

Природа - главный художник 7 ч

2.

Ночью темень. Ночью тишь. Рыбка, рыбка, где ты спишь?

(учебник с. 10–11; альбом)

1

Работа с учебником и альбомом; обсуждение темы и вариантов решения замысла; выбор варианта своей работы.

Работа над эскизом и выполнение задания.

Освоение приемов работы с акварельным карандашом или перьевой ручкой: «подтеки» и «размывание».

Овладение новыми способами работы в смешанной технике: графитным карандашом, перьевой ручкой и акварельным карандашом или акварельными красками.

Представление о содержании понятия «стилизованный рисунок».

Умение передавать объем в изображении рыб графическими приемами.

3.

В небе птицам дышится свободно

(учебник с. 12–13; альбом)

1

Работа с учебником и альбомом для практических заданий. Выполнение эскизов и набросков на доске и на бумаге. Выбор варианта.

изображения. Выполнение работы.

Понимание строения формы птицы на основе

базовой формы «яйцо» и знакомство с разнообразием пропорций тела

птиц; понимание изображения оперения.

Умение передавать объем в изображении птиц графическими приемами.

4.

Эти милые зверюшки

(учебник с. 14–15; альбом)

1

Работа с учебником и альбомом для практических работ. Наблюдение за животными, рассматривание на репродукциях картин художников. Описание животного, которое каждый из учащихся будет рисовать. Выбор варианта наброска и рисунка.

Изображение образа животного по памяти или под впечатлением

Иллюстраций.

5.

Разведи рукой, травинки видишь, дремлет светлячок

(учебник с. 16–17; альбом)

1

Наблюдение за жизнью насекомых. Выполнение набросков, эскизов

(подготовительная работа). Участие в диалоге с учителем и учениками. Выполнение работы в альбоме или на чистом листе. Подведение итогов. Обсуждение.

Интерес к жизни насекомых, бережное отношение к насекомым. Ценностное отношение к профессии художника-ювелира. Умение передавать объем в изображении насекомых графическими приемами.

Применение выразительных средств рисунка для изображения особенностей и характера насекомых разного вида.

Представление о понятиях: «композиция рисунка», «фактура материала».

6.

Летающие цветы

(учебник с. 18–19)

1

Наблюдение за бабочками, обобщение впечатлений от фотографий

с изображением бабочек. Построение рисунка бабочки с использованием вертикальной оси симметрии. Наброски, эскизы (подготовительный этап). Выполнение задания с учетом полученных знаний.

Ценностное отношение к бабочкам как насекомым, приносящим пользу природе и человеку. Знакомство с симметрией построения формы.

Способность к подбору материала и поиск выразительных графических приемов.

7.

У лукоморья дуб зеленый

(учебник с. 20–23; альбом)

1

Наблюдение за деревьями, создание эскизов и набросков. Разработка

стилизованного изображения Древа жизни.

Работа в альбоме для практических работ или на отдельных листах

материалами по выбору.

Составление рассказа по рисункам «Жизнь дерева». Просмотр работ и обсуждение.

Ценностное отношение к дереву как одному из самых нужных и важных проявлений природы. Понимание строения дерева,  разнообразия его форм, листьев и плодов. Поиск графических средств выразительности в передаче образа дерева. Освоение понятий «эскиз», «этюд».

Представление о творчестве И.И. Шишкина.

8.

Летите, голуби!

(коллективная работа)

(учебник с. 24–25,

альбом, тема «Обитатели неба»)

1

Вариант 1. Обсуждение коллективной работы.

Выбор команд и участников. Распределение видов деятельности. Выполнение командных заданий. Сборка готовой работы. Обсуждение полученного результата.

Вариант 2. Выполнение заданий в альбоме для практических заданий.

Оформление класса рисунками из альбома.

Осуществление продуктивного общения в совместной деятельности.

Ценностное отношение к миру птиц и той среде, в которой они обитают.

Самоконтроль и самооценка достигнутого результата.

Мир цвета 7 ч.

9.

  Азбука рисования. Свет и тень на Луне: безвоздушное пространство.

Свет и тень на Земле: воздушное пространство. От объема к пространству 

(учебник с. 28–29;

Альбом «Очевидное –

невероятное»)

1

Работа с учебником. Наблюдение и эксперимент. Поиск дополнительной информации.

Работа в альбоме для практических работ.

Самостоятельная работа над рисунком для передачи объемных предметов в пространстве.

Интерес к художественной передаче солнечного света. Приобретение новых знаний о передаче объема предмета.

Представление о понятии «воздушная перспектива».

Умение работать с текстом и иллюстрациями учебника.

10.

Свет и тень

(учебник с. 30–31; 32–33; 34–35;

(с. 108–109)

1

Сравнение иллюстраций. Наблюдение, эксперимент, поиск информации. Работа в альбоме. Повторение основных приемов и способов разбеления красок и затемнения частей изображаемого предмета. Подведение итогов. Анализ полученного результата.

Знакомство с музеем – «Его величество Эрмитаж».

Восприятие репродукций картин. Знакомство с музеем-квартирой А.И. Куинджи в Петербурге.

Работа на компьютере в программе Раint (по желанию учащихся).

Ценностное отношение к солнечному свету и воздушному пространству Земли. Представление о способах передачи в живописи объемных предметов; о световой и теневой сторонах предмета, собственной и падающей тени.

Представление о творчестве Рембрандта и установленных им закономерностях света. Ценностное отношение

к творчеству А.И. Куинджи.

Представления о ведущих музеях России.

11.

Какими бывают тени

под открытым небом

(учебник с. 36–37; 38–39; альбом)

1

Работа с учебником и поиск дополнительной

информации. Эксперимент и наблюдение.

Подведение итогов. Обмен мнениями. Использование в речи новых понятий.

Интерес к свето - и цветовым явлениям природы.

Потребность в дополнительной информации.

Иметь представление о понятиях «натюрморт»,

«композиция натюрморта», «колорит». Умение определять локальный цвет.

12.

Полутень что это?

(учебник с. 40–41; альбом)

1

  Поиск дополнительной информации. Эксперимент и наблюдение. Обсуждение результата.

Анализ полученного результата. Освоение алгоритма выполнения работы.

Интерес к различным световым явлениям.

Умение работать по алгоритму.

Освоение навыка прорисовывания полутени.

Умение передавать в живописи объем предметов.

13.

Шар. Предметы, похожие на шар

(учебник с. 42–43)

1

Работа с иллюстрациями и текстом в учебнике. Наблюдение и сравнение, в т.ч. сравнение разных предметов шарообразной формы. Подбор красок. Выполнение работы. Анализ и обсуждение.

Интерес к способам изображения предметов шарообразной формы.

Понимание таких понятий, как «иллюзия объема», «рефлекс». Умение находить в иллюстрациях картин оттенки света, полутени, тени и падающей тени. Умение передавать в живописи объемные предметы.

14.

Яйцо. Предметы, похожие на яйцо

(учебник с. 44–45; альбом)

1

Наблюдения и выводы.Сравнение и анализ.

Обобщение. Работа с учебником и в альбоме

художественных задач.

Обсуждение и подведение итогов.

Интерес к способам изображения базовой формы, предметов, имеющих форму яйца.

Способность создавать новые формы на основе базовой. Умение сравнивать рисунки, выполненные на разных уроках.

15.

Райский сад (коллективная работа)

(учебник с. 46–47; альбом)

1

Поиск информации и обработка информации.

Работа в группах и в парах. Распределение заданий. Выполнение работы творческой коллективной работы по оформлению класса.

Анализ проделанной работы. Работа в альбоме.

Внимательное отношение к окружающему миру, миру искусства. Умение коллективно разрабатывать проект оформления класса.

Умение создавать разные образы на основе базовых форм круга и овала.

Искусство в человеке 8ч.

16.

Цвет при свете.

(учебник с. 50–51; альбом «Очевидное – невероятное»)

1

  Восприятие репродукций картин и фотографий с изображением природы в разном состоянии.

Работа на компьютере в программе Раint (по желанию учащихся).

Представление о творчестве художников-импрессионистов. Внимательное отношение к передаче художниками света и тени, движения, ритма.

17.

 Свет. Цвет.

Ее величество

Точка

(учебник с. 52–53; альбом)

Наблюдение и эксперимент. Использование дополнительной информации о творчестве художников-импрессионистов.

Работа по учебнику и в альбоме. Обсуждение результатов.

Представление о технике пуантилизма и о творчестве Ж. Сёра.

Знакомство с работами и творчеством русских

Художников-импрессионистов К.А. Коровина и И.Э. Грабаря.

18.

Поиск

чистых красок

(учебник с. 54–55, альбом)

Работа с учебником. Выбор сюжета для изображения. Набросок или

предварительный рисунок. Подготовка рабочего места. Выполнение работы в технике пуантилизма. Обсуждение достигнутых результатов.

Представление о творчестве Ж. Сёра и П. Синьяка.

Умение внимательно рассматривать картины.

Умение сравнивать работы, выполненные в разных техниках.

19.

Счастливый принц

(учебник с. 56–57)

1

Работа с учебником.

Подготовка рабочего места. Подготовка материалов и инструментов.

Лепка. Завершение работы. Выставка и подведение итогов.

Знакомство с одним из видов изобразительного искусства – скульптурой.

Представление об отличительных признаках скульптуры. Знакомство с приемами и способами лепки из скульптурного пластилина, обработка его и украшение дополнительными материалами.     Интерес к работе скульптора.


20.

Замок белого лебедя.

(учебник с. 58–59)

Представление воображаемого эскиза архитектурного объекта.

Изображение задуманного на бумаге с помощью акварели. Работа

под музыкальное сопровождение.

Знакомство с одним из видов изобразительного искусства – архитектурой.

Представление об отличительных признаках архитектуры. Интерес к архитектуре замков и истории его создания.

Работа с помощью мольберта.

21.

Крыша над головой

(учебник с. 60–61)

1

Работа с иллюстрациями. Выбор варианта выполнения задания.

Изображение задуманного на бумаге. Нахождение различий в изображенных зонтах (выполненных карандашом, пастелью, акварелью и т. д.). Разработка дизайна зонта. Участие в выставке и подведение итогов.

Знакомство с профессией художника-дизайнера.

Представление об отличительных признаках дизайна на примере оформления зонта. Интерес к дизайну как виду изобразительного искусства.

Умение создавать композиции с участием человека.

22.

Узоры гор

(учебник с. 62–63)

1

Восприятие картин, фотографий. Знакомство с адыгейским узором. Выполнение эскизов, выбор лучшего для выполнения на доске.

Знакомство с узорами народов Северного Кавказа. Интерес к народному искусству народов Кавказа. Умение различать узоры.

23.

Мечта о полете

(коллективная работа)

(учебник с. 64–65)

1

Коллективная работа по оформлению класса (по парам или группам).

Выбор части общего проекта. Выполнение задания по предложенному плану.

Сбор частей в общую композицию и подведение итогов.

Принимать участие в совместной деятельности, в оформлении класса (в технике пуантилизма).

Умение выполнять художественные задачи индивидуально и в группе.

Человек в искусстве 9 ч

24.

Композиция: планы, движение, базовые формы, композиционный центр.

(учебник с. 68–69; 70–71; 72–73; Альбом «Очевидное - невероятное»)

1

Работа с учебником. Работа в альбоме заданий и упражнений. Подведение итогов. Анализ и выводы.

Работа с репродукциями: определение разных планов и предметов, относящихся к ним.

Представление о композиции как важнейшем составляющем звене построения картины.

Усвоение понятий «передний план», «средний план» («промежуточные планы»), «дальний план». Умение создавать композиции с изображением человека.

25.

Первая весточка

(учебник с. 74–75; 76–77)

1

Поиск дополнительной информации. Выполнение задания по материалу учебника. Подведение итогов. Интерес к истории писем и русской истории письма. Знакомство с работами В.А. Королькова.

26.

Послание с Востока

(учебник с. 78–79; 80–81)

1

Обсуждение темы. Выполнение работы по теме. Выбор орнамента. Оформление свитка.

Поиск дополнительной информации. Обсуждение итогов. Вывод.

Интерес к восточной культуре письма. Представление об орнаменте, об украшении свитков. Представление о том, как передается образ человека в разных культурах.

27.

Привет из Европы

(учебник с. 82–83)

1

Работа с учебником: восприятие репродукций картин. Обсуждение и анализ темы.

Оформление письма из Европы. Поиск дополнительной информации.

Подведение итогов.

Интерес к традиции европейской письменности.

Преставление о картинах  А.П. Боголюбова и М.А.Врубеля. Умение оформлять письма - рисунки, рисовать мужской портрет.

28.

Очарование Севера

(учебник с. 84–85)

1

Обсуждение и анализ темы. Поиск дополнительной информации, в том числе чтение сказки «Снежная королева».

Выполнение задания. Подведение итогов.

Интерес к традиции северного письма. Представление о работах американского живописца Р. Кента.

29.

Кружевное письмо

(учебник с. 86–87)

1

Обсуждение и анализ темы. Работа с учебником и поиск дополнительной информации.

Создание эскиза вологодского кружева на рисунке. Выполнение задания. Подведение итогов.

Представление о русских народных промыслах на примере вологодского кружева. Эмоциональное восприятие работ Я. Вернера,

В. Тропинина.

30.

Необычные письма

(учебник с. 88–89)

1

Выбор варианта работы из предложенных в учебнике.

Поиск дополнительной информации.

Ответы на вопросы учителя. Формулировка собственных вопросов.

Выполнение задания. Подведение итогов.

Ценностное отношение к истории, интерес к написанию писем и переда

че информации разными способами. Представление о берестяных грамотах, о способах выполнения работы, напоминающей древнерусские письменные памятники.

31.

Узнаваемый Петербург

(учебник с. 90–91)

1

Работа с учебником.

Самостоятельный выбор материалов. Выполнение работы: изображения Петропавловской крепости и Храма Спаса-на-Крови (фрагмент), с использованием базовой формы, приемов определения пропорций, поиска композиции и др.

Читаем и рисуем 3 часа

32.

Первые бабочки

Экскурсия в лес

1

 Наблюдение за первыми насекомыми.

Зарисовки узоров на крыльях бабочек и других насекомых. Работа графическими материалами. Гуманное отношение к природе и живому миру насекомых и животных.

33.

  Шагающее дерево.

С  карандашами и красками в природу.

Пленерное рисование.

1

 Разные способы изображения дерева.

Наблюдение за строением облаков в пространстве и их изображение. Строение деревьев и их зарисовки акварелью. Изображение растительного мира.

34.

Краски гор (техника пуантилизма).

Компьютерное рисование.

 

1

Знакомство с картинами художника Н. Рериха.

Работа в компьютерном классе. Элементарные изображения рисунка в программе Раint).

 Планируемые результаты освоения обучающимися программы

Личностные универсальные учебные действия

- эмоциональная отзывчивость на произведения изобразительного искусства различного образного содержания;

- представление о своей гражданской идентичности через принятие образа Родины, представление о ее богатой истории, о культурном наследии России;

- чувство сопричастности к художественной культуре России через знакомство с творчеством А.И. Куинджи, К.А. Коровина, В.В. Верещагина, а также знакомство  с городом музеев Санкт - Петербургом;

- положительное отношение к урокам изобразительного искусства, интерес к занятиям во внеурочной деятельности, понимание значения изобразительного искусства в собственной жизни;

- основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными произведениями разных эпох, стилей и жанров;

- эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им, открытость, первоначальная готовность к диалогу,

творческому сотрудничеству;

- представление о добре и зле, должном и недопустимом; первоначальные навыки оценки и самооценки художественного творчества;

- представление о содержательном досуге.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- умения реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач;

 - эмоционально-ценностного отношения к разнообразным явлениям действительности, отраженным в изобразительном искусстве;

- мотивации творческого самовыражения, сотрудничества и взаимоподдержки;

- осознания нравственного содержания художественных произведений и проекции этого содержания в собственных поступках;

- трудолюбия, оптимизма, ответственности за другого человека; положительной самооценки

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебную, в том числе художественно творческую задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы;

- планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и собственным замыслом работы, различая способ и результат собственных действий;

- выполнять действия в опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир;

- эмоционально откликаться на образы, созданные в изобразительном искусстве;

- выполнять дифференцированные задания (для мальчиков и девочек);

- выбирать из нескольких вариантов выполнения работы приемлемый для себя;

- осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах коллективной деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

- выполнять предложенные в учебнике задания, в том числе на самопроверку;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить соответствующие коррективы с учетом характера сделанных ошибок;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебной (художественной) задачи;

- выполнять действия, опираясь на заданный в учебнике ориентир.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск информации в справочном материале учебника и в дополнительных источниках;

- использовать знаковосимволические средства, в том числе схемы, рисунки, знаки и символы для решения учебных (художественных) задач;

- воспринимать тексты (фрагменты из сказок, статья), соотносить их с визуально представленным материалом;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

- использовать примеры иллюстраций при обсуждении особенностей творчества того или иного художника;

- представлять информацию в виде небольшого сообщения;

- осознанно строить речевое высказывание в устной форме; выбирать способы решения художественной задачи.

Обучающийся получит возможность научиться:

- самостоятельно расширять свои представления о живописи;

- соотносить различные произведения по настроению и форме;

- строить свои рассуждения о воспринимаемых свойствах искусства;

- обобщать учебный материал;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;

- устанавливать аналогии;

- работать со схематическим изображением, соотносить его с рисунком, картиной;

-сравнивать средства художественной выразительности в разных видах искусства.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- выражать свое мнение о произведении живописи;

- принимать активное участие в различных видах совместной деятельности;

- понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы;

- проявлять инициативу, участвуя в создании групповых работ;

- контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения;

- понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач;

- понимать важность сотрудничества со сверстниками и взрослыми;

- принимать мнение, отличное от своей точки зрения;

- стремиться к пониманию позиции другого человека.

Обучающийся получит возможность научиться:

- понимать значение изобразительного искусства в передаче настроения  и мыслей человека, в общении между людьми;

- контролировать свои действия и соотносить их с действиями других участников коллективной работы;

- продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми на уроке и во внеурочной деятельности;

- формулировать и задавать вопросы, использовать речь для передачи информации, для регуляции своего действия  и действий партнера;

- стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- проявлять творческую инициативу в коллективной творческой деятельности.

Предметные результаты

Восприятие искусства и виды художественной деятельности

Обучающийся научится:

- расширять свои представления о русских и зарубежных художниках;

- различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно - творческой деятельности;

- различать основные виды и жанры пластических искусств;

- эмоционально - ценностно относиться к природе, человеку; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер и эмоциональное состояние средствами художественного языка;

- расширять свои представления о ведущих музеях России и музеях своего региона воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств;

Обучающийся получит возможность научиться:

- воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств;

- видеть проявления художественной культуры вокруг себя: музеи, архитектура, зодчество, скульптура, декоративное искусство в театре, дома, на улице;

- высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу, человека в различных эмоциональных состояниях

Азбука искусства. Как говорит искусство?

Обучающийся научится:

- изображать несложные композиции передачи пространства на плоскости;

- использовать вертикаль и горизонталь для построения главных предметов композиции;

- использовать базовую форму построения человека для создания композиции группового портрета;

- понимать на доступном уровне роль белой и черной красок; света, полутени, тени и рефлекса в живописи;

- пользоваться перспективой и пропорциями предметов при их построении;

- использовать разнообразие цветовых оттенков теней на первоначальном уровне;

- применять простые способы оптического смешения цветов;

- распознавать разнообразие природных форм и передавать их на плоскости;

- различать контрасты в рисунке;

- использовать новые возможности графитного карандаша и передавать с его помощью разнообразные фактуры;

- создавать роспись по дереву.

Обучающийся получит возможность научиться:

- передавать движение предмета на плоскости;

- изображать построение архитектурных форм;

- смешивать краски, разбеляя или затемняя их, для создания множества новых оттенков.

- применять разнообразие художественных техник в живописи и отличать их друг от друга;

- передавать объем в изображении насекомых, рыб, птиц графическими приемами;

- передавать различные фактуры поверхности дерева, оперения, меха животных;

- передавать в живописи объем круглых предметов;

- передавать образ человека в разных культурах;

- выполнять простые рисунки с помощью компьютерной графики в программе Paint.

Значимые темы искусства. О чем говорит искусство

Обучающийся научится:

- понимать, что Земля - наш общий дом и отражать это в собственной художественно-творческой деятельности;

- выбирать художественные материалы и средства художественной выразительности для создания образа природы, передачи ее разных состояний;

- воспринимать и переживать шедевры мировой живописи, замечая больше подробностей и деталей;

- представлять и изображать быт, жилище, одежду и окружение в русской народной традиции;

- изображать узоры и орнаменты других народностей.

Обучающийся получит возможность научиться:

- участвовать в различных видах изобразительной деятельности;

- эмоционально и личностно воспринимать шедевры мирового и русского искусства;

- выражать эмоциональное состояние человека в портрете, используя вертикаль оси и знание пропорций лица;

- передавать легкость и свежесть красок, благодаря оптическому смешению цветов;

- передавать эмоциональное состояние радости и скромности русской души;

- работать с разнообразными художественными материалами, в том числе в смешанной технике;

- самостоятельно изготавливать бересту;

- передавать главную мысль в рисунке или живописи.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса по авторской программе С.Г.Ашиковой

Рабочая программа по изобразительному искусству расчитана на духовно-нравственное развитие личности учащегося, воспитание его ценностного отношения к прекрасному на основе обогащения опыта и эмоционал...

Рабочая программа по изобразительному искусству автор Шпикалова программа "Перспектива" ова 3 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса по программе "Перспектива" автор Шпикалова...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс по авторской программе Ашикова С.Г.

Рабочая программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка. Календарно тематическое планирование...

Рабочая программа по Изобразительному искусству 1 класс. Автор программы Ашикова

             Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе Федерального государственного образовательного ста...