календарно-тематическое планирование "изобразительное искусство"1 класс
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме

Календарно-тематическое планирование  по ИЗО для 1 класса по программе УМК Перспектива

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izo_1_kl.doc125.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ


Для 1 класса


( под ред. Т. Я. Шпикаловой)

Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству и программы «Изобразительное искусство 1-4 классы» под редакцией Т.Я.Шпикаловой.

Программа включает 4 раздела: Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; Основное содержание обучения с  распределением учебных часов по разделам курса, Поурочное тематическое планирование и Требования к уровню подготовки учащихся.

Общая характеристика учебного предмета.

Содержание  программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программ формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.

Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – рекомендуется проводить экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники; использовать видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.

Основные содержательные линии

В  программе выделены три содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью».

Цели обучения

В результате изучения изобразительного искусства реализуются следующие цели:

  • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
  • освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
  • овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Данные цели реализуются на протяжении всех лет обучения в начальной школе.

Задачи, реализуемые в 1 классе:

  1. Познакомить учащихся с такими видами изобразительного искусства как графика, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, с их особенностями, художественными материалами  и с некоторыми техниками и приемами создания произведений в этих видах искусства.
  2. Познакомить учащихся с жанрами пейзажа и натюрморта, с некоторыми произведениями выдающихся художников, работавших в этих жанрах.
  3. Познакомить с хохломской росписью по дереву и каргопольской игрушкой.
  4. Познакомить с теплыми и холодными цветами и научить их различать.
  5. Познакомить с одним из выдающихся музеев России – Третьяковской галереей и некоторыми картинами русских художников, представленных в музее.
  6. Способствовать обогащению опыта восприятия произведений искусства, их оценки.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

На уроках изобразительного искусства формируются умения воспринимать окружающий мир и произведения искусства, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения по видовым и жанровым признакам; работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа. Дети учатся решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявлять оригинальность при их решении, создавать творческие работы на основе собственного замысла. У младших школьников формируются навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат).

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Основное содержание КУРСА

Наименование раздела

Количество часов

1. Мир изобразительных (пластических искусств)

8

2. Художественный язык изобразительного искусства

8

3. Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью

14

                                                                                     Всего часов:

30

Мир изобразительных (пластических) искусств

(8 часов)

Изобразительное искусство – диалог художника и зрителя, особенности художественного творчества.  Отражение в произведениях изобразительных (пластических) искусств человеческих чувств, отношений к природе, человеку  на примере произведений отечественных художников.

Виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура,  декоративно-прикладное искусство (общее представление), их связь с жизнью.

Жанры изобразительных искусств: портрет (на примере произведений В. Васнецова) ; пейзаж (на примере произведений  И.И.Левитана, Куинджи, В.Ван Гога); натюрморт и анималистический жанр (в произведениях русских и зарубежных художников – по выбору).

Виды художественной деятельности (изобразительная, декоративная, конструктивная). Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой.

 Патриотическая тема в произведениях отечественных художников (на примере произведений В.М.Васнецова.).

Расширение кругозора: знакомство с ведущими художественными музеями России: Государственной Третьяковской галереей.

Художественный язык изобразительного искусства

(8 часов)

Основы изобразительного языка искусства: рисунок, цвет, композиция, объем, пропорции. Элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение черного и белого, композиция); живописи (основные и составные, теплые и холодные цвета, изменение характера цвета); скульптуры (объем, ритм, фактура);  декоративно-прикладного искусства  на примерах произведений отечественных и зарубежных художников.

Расширение кругозора: восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства на основе представлений о языке изобразительных (пластических) искусств.

Художественное творчество
и его связь с окружающей жизнью

(14 часов)

Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и в собственной художественно-творческой деятельности. Работа в различных видах изобразительной (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладной (орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий) и художественно-конструктивной ( лепка) деятельности.

Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек). Использование в индивидуальной  деятельности различных художественных техник и материалов:  гуашь, акварель,  восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры, пластилин, глина.

Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, материала, орнамента, конструирования (на примерах работ русских и зарубежных художников, изделий народного искусства). Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии.

Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России (основные центры) с учетом местных условий, их связь с традиционной жизнью народа. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов.

Расширение кругозора: экскурсии к архитектурным памятникам, по улицам села, , в музей,  и т.д. (с учетом местных условий).

Тематический план

№ урока

Тема урока

Практическая работа

УУД

Планируемый результат

примечание

Дата (план)

Дата (факт)

1.

Особенности художественного творчества: художник и зритель. Творчество И.И.Левитана.

Изображение золотой осени      (акварель, гуашь)

Знакомство с отдельными произведениями выдающегося русского художника И. И. Левитана.

Отражение в произведении отношения к природе.

Знать:  музеи изобразительного искусства России, мира;

– выдающихся художников-пейзажистов

2.

Жанры изобразительного искусства. Натюрморт с натуры.

Натюрморт из овощей и фруктов (акварель, гуашь)

Красота плодов земли в картине художника (натюрморте). Умение учащихся рассказать о приметах осени родного края

Знать:  жанры натюрморта и картины художников этого жанра

3.

Отражение в произведениях искусств человеческих чувств, отношения к природе на примере живописи, поэзии, музыки.

Композиция по представлению (акварель, гуашь)

 Связь художественного изображения с поэзией, музыкой, народными поговорками, пословицами и загадками в образном отношении к природе.

Знать, что такое композиция.

4.

Основы изобразительного языка живописи. Техника отдельного мазка.

Рисование осеннего пейзажа по представлению (акварель, гуашь)

Погружение в мир красоты особой осенней поры — золотой осени. Образ осени в поэзии, живописи и народном творчестве

Уметь выбрать сюжет своего тематического рисунка, изобразить по замыслу

5.

Основы изобразительного языка живописи. Превращение пятна в изображение.

Рисование с натуры ветки рябины ( акварель, гуашь)

Условия, когда технические приемы — раздельный мазок, пятно, точка — превращаются в художественное изображение

6.

Понятие о силуэте и симметричном изображении.

Рисование с натуры или представлению сечки               (акварель, гуашь)

Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказывании, рассказе. Знакомство с произведениями выдающихся художников: Василия Ватагина, Михаила Кукунова, Валентина Серова.

Знать:понятие «художник-анима-лист»; творчество художников

В. Ватагина, М. Кукунова,В. Серо-

в а.


7.

Освоение основ декоративно-прикладного искусства Хохломы.

Рисование золотого петушка   (гуашь)

Создание условий для эстетического восприятия хохломских изделий, воспитание уважительного отношения к труду мастера, восхищение его работой

Знать отдельные центры народных художественных ремесел России: Хохлома.

8.

Повтор главных элементов травного орнамента Хохломы.

Рисование травного орнамента (гуашь)

Создание условий для эстетического восприятия красоты элементов травного орнамента хохломы

Знать особенности и приемы декоративной росписи растительных объектов.

9.

Передача настроения в декоративной работе с помощью цвета. Хохлома.

Повтор и вариация элементов орнамента Хохломы (гуашь)

Поощрение стремления учащихся к индивидуальному восприятию и передаче ритма, формы и композиции узора по мотивам хохломской росписи

Уметь:  поддержать беседу об искусстве народных мастеров и промыслов;

 выполнить роспись декоративных листьев и ягод

по образцу и по воображению

10.

Выбор и применение выразительных  средств    для реализации собственного замысла.

Импровизация по мотивам хохломской росписи (гуашь)

 Представление о назначении художественной вещи, красоте и целесообразности узора, украшающего вещь. Закрепление эстетических знаний о хохломской росписи с помощью изовикторины

Уметь: построить композицию

рисунка; подбирать цвета на палитре;

 работать с цветом;

 прорисовывать детали рисунка

11.

Ансамбль русского народного костюма.

Украшение наряда красавицы (акварель, фломастеры)

Название частей ансамбля русского народного костюма (рубаха, сарафан, душегрея, венец), красота пропорций, гармония цвета; расположение орнамента на частях ансамбля

Знать элементы русского народного костюма.

12.

Изображение по памяти фигуры человека.

Изображение дома Деда Мороза (графические материалы)

Создать условия для эмоционального и эстетического восприятия образа Деде Мороза в произведениях художника, народного мастера, в сказках и музыкальных произведениях.

Уметь: графически изображать пред-меты сложной формы; самостоятельно решать композиционные задачи.

13.

Герои сказок в произведениях художников и народных мастеров. Творчество В.М.Васнецова.

Изображение героев зимних сказок (гуашь)

Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России и мира. Знакомство с произведениями художника  В. Васнецова. Иллюстрирование сказок. Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказывании, рассказе.

Уметь: применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живопи-си );передавать пропорции

сложных по форме предметов, композиционное решение рисунка

14.

Основы изобразительного языка графики.

Изображение зимнего пейзажа чёрной и белой линиями (графические материалы)

Эстетическое видение красоты зимней природы в произведениях искусства и в окружающем мире. Поощрение индивидуального исполнения упражнений

Уметь выстроить композицию рисунка.

Знать краски зимы.

15.

Линия и мазок в художественном изображении.

Рисование снежных цветов на окне (акварель)

Красота белой линии в русском кружеве и зимнем пейзаже. Углубление представления о превращении технического приема в художественное изображение (линия, мазок)

Знать приемы свободной

кистевой росписи.

Уметь выполнить композиционное решение рисунка.

16.

Знакомство с каргопольской игрушкой.

Роспись силуэтов игрушек (гуашь)

Открываем тайны каргопольских узоров. Связь народной игрушки с природой, бытом крестьянина

Знать отдельные центры народных художественных ремесел России: каргопольская игрушка.

17.

Импровизация на тему каргопольских игрушек.

Роспись глиняных игрушек (гуашь)

Организация рабочего места для лепки глиняной игрушки. Исполнение заданий мастера В. Шевелева: геометрические формы, орнамент, фигурка лошадки

Знать:известные центры народных художественных ремесел России;

особенности работы с глиной, правила лепки.

18.

Отражение патриотической темы в произведениях отечественных художников.

Украшение снаряжения русского богатыря (акварель, гуашь, фломастер)

Прославление богатырей Русской земли в работах мастеров лаковой миниатюры, поэзии, музыки.

Уметь использовать акварель, гуашь, фломастер в рисунке.

19.

Образ богатыря в живописи и графике.

Портрет русского богатыря (гуашь)

Образ богатыря — защитника Русской земли в живописи и графике

Знать художников-портреистов, уметь рисовать портрет.

20.

Изображение по воображению животных. Конь.

Декоративная композиция по представлению (гуашь)

Образ коня в сказках, народной игрушке. Символика образа

Уметь:последовательно проводить работу над рисунком;

 изображать характерные очертания коня;

правильно разво-дить и смешивать гуашевые краски

21-22

Использование в своей работе разных приёмов живописи.

Рисование первых весенних цветов по памяти (акварель)

Представление о разных приемах изображения образа расцветающей весенней природы

Знать правила работы с акварелью.

Уметь: рисовать по  памяти разнообразные цветы; использо-вать художественные материалы.

23

Дымковская игрушка. Связь скульптуры и декоративно-прикладного искусства.

Лепка из пластилина или глины по мотивам дымковской игрушки. Повтор дымковских узоров (гуашь)

Понять связь расположения орнамента с различными образами дымковской пластики. Традиция праздника Свистуньи

Знать: известные центры народных художественных ремесел России;

 особенности дымковской игрушки.

24.

Передача настроения ярмарки в декоративной композиции.

Вариация дымковских узоров (гуашь)

Варианты декоративного решения деревьев, киосков, участников ярмарки в стиле дымковского орнамента Ярмарочное действо как народная традиция.

Уметь выполнять узор различными приёмами рисования: всей кистью, концом кисти, приёмом тычка.

25.

Закрепление представлений о пейзаже и натюрморте.

Рисование с натуры весенней веточки (акварель, гуашь)

Создание условий для эмоционально-эстетического восприятия весенней природы. Закрепление представлений о пейзаже и натюрморте

Уметь передавать пространственное положение ветки вербы.

26.

Использование разных технических приёмов при работе с красками.

Рисование бегущего ручья по представлению (акварель, гуашь)

Повторение: виды изобразительного

искусства, последовательное расположение цветов в спектре.

Уметь свободно работать красками, без напряжения проводить линии в нужном направлении,

не вращая при этом лист бумаги

27.

Взаимосвязь изобразительного искусства с литературой.

Рисование героев сказок Пушкина по представлению (гуашь)

Приемы рисования

на сказочные сюжеты. Формирование творческого воображения.

Уметь использовать в иллюстрации выразительные возможности композиций сюжета из сказки

28.

Пропорции и форма различных садовых цветов.

Рисование с натуры весенних цветов (акварель)

Эмоционально-эстетическое восприятие разнообразных по форме и цвету весенних садовых, полевых и лесных цветов. Создание образа цветка на основе увиденного

Уметь наблюдать, замечать в природе прекрасное,

анализировать свои

впечатления.

29

Знакомство с произведениями Куинджи, Ван Гога, К.Моне.

Рисование по представлению утреннего и вечернего пейзажей (акварель, гуашь)

Знакомство с произведе-ниями художников: Куинджи, Ван Гога, К.Моне. Передача настроения в творческой работе

с помощью цвета, композиции, пространства, линии.

Знать картины художников Куинджи, Ван Гога, К.Моне. Уметь строить композицию рисунка.

30-31

Понятие о тёплых и холодных цветах, о множестве оттенков.

Превращение красочного пятна в дерево (акварель)

Понятие о теплых и холодных цветах, о множестве оттенков. Красота многоцветия в произведениях художников и народных мастеров.

Знать понятие о холодных и теплых цветах.

32-33.

Выбор и применение выразительных средств   для реализации собственного замысла в рисунке. Государственная Третьяковская галерея.

Рисование природы по представлению (художественные материалы по выбору)

Образное содержание искусства. Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказывании изобразительных

Уметь графически изображать предметы сложной формы; самостоятельно решать композиционные задачи

В результате изучения изобразительного искусства в 1 классе ученик должен

знать/понимать

  • некоторые жанры (пейзаж, натюрморт) и виды (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство) произведений изобразительного искусства;
  • отдельные центры народных художественных ремесел России (Хохлома, каргапольская игрушка);
  • ведущие художественные музеи России (Третьяковская галерея);
  • значение слов: художник ,народный мастер, краски, палитра ,композиция ,силуэт, иллюстрация, форма, размер, линия, штрих, пятно;
  • отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
  • основные средства выразительности графики, живописи и декоративно-прикладного искусства;
  • основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешения;
  • эмоциональное значение тёплых и холодных цветов;
  • особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи.

уметь

  • различать теплые и холодные цвета,
  • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
  • сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно – прикладного искусства);
  • использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
  • применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению);
  • организовать своё рабочее место: пользоваться кистью, красками, палитрой.
  • Применять элементарные способы(техники) работы живописными (акварель, гуашь) и графическими (карандаш, тушь, фломастер) материалами для выражения замысла, настроения;
  • Передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предмета;
  • Составлять композиции с учётом замысла;
  • Применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи(с натуры, по памяти и представлению), в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях;
  • Рисовать кисть без предварительного рисунка элементы народных орнаментов: геометрические(точка, круг, прямые и волнистые линии) и растительные («листок, травка, усики, завиток»)

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельной творческой деятельности;
  • обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
  • оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно-тематическое планирование по искусству (ИЗО) 1 класс

Рабочая программа по искусству (ИЗО)1 класс используя ФГОС...

Календарно-тематическое планирование по искусству (ИЗО) 4 класс

КТП по искусству (ИЗО) 4 класс УМК "Перспективная начальная школа"...

календарно-тематическое планирование. изобразительное искусство ФГОС 2 класс

пояснительная записка + поурочно-тематический план...

Календарно - тематическое планирование изобразительное искусство 4 класс

Планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования ( 2004 г ) и авторской программы В.С. Кузина и др....

Календарно-тематический план. Изобразительное искусство 2 класс . С.Г. Ашикова

Календарно-тематический план по изобразительному искусству во  2 классе, краткое содержание курса . УМК: учебник «Изобразительное искусство» 2 класс,  С.Г.Ашикова, издательство «Учебная лите...

Календарно-тематическое планирование «Изобразительное искусство» во 4 классе

Календарно-тематическое планирование предметной линии «Изобразительное искусство» во 4 классе в рамках программы «Развивающая образовательная система Л.В. Занкова»...

Календарно – тематическое планирование по искусству (изобразительное искусство) 2 класс УМК «Начальная школа 21 века»

Календарно – тематическое планирование по искусству (изобразительное искусство)2 классУМК «Начальная школа 21 века»...