Рабочая программа по изобразительному искусству (автор Т. А. Копцева) для 2 класса УМК "Гармония" ФГОС
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) по теме

Байкова Алена Юрьевна

Здесь представлена рабочая программа (пояснительная записка и календарно-тематическое планирование) по изобразительному искусству (автор Т. А. Копцева)  для 2 класса УМК "Гармония" ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izobrazitelnoe_iskusstvo_2kl_.docx99.13 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА№5 Г.ТАЙШЕТА

«Рассмотрено»

Руководитель МО

 

 ___________/ ___________

Протокол №1 от «___» _________ 2013г.

«Согласовано»

Заместитель директора

 по УВР

_____________/ ___________

 

«_____» _________ 2013г.

«Утверждено»

Директор школы

 ___________/Л.В.Головня

«_____»___________ 2013г.

Рабочая программа

по изобразительному искусству

для 2 класса

(базовый уровень)

Учитель   Байкова Алена Юрьевна

      Рабочая программа составлена на основе

     Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования и

      Примерной государственной программы по изобразительному искусству для общеобразовательных школ

Т. А. Копцевой по УМК «Гармония».Смоленск: Ассоциация ХХ1 век, 2011 г.

2013/2014 учебный год

  1. Пояснительная записка

Цели и задачи начального образования по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

- Закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федерального государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», с изменениями и дополнениями от 26.11.2010 № 1241, от 22 сентября 2011 №2357;

-  учебного плана МБОУ СОШ № 5 г.Тайшета на 2013/2014 учебный год;

- письма службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области от 15.04.2011  года № 75-37-0541/11.;

            -Примерной государственной программы по изобразительному искусству для общеобразовательных школ Т. А. Копцевой по УМК «Гармония».Смоленск: Ассоциация ХХ1 век, 2011 г.

Приоритетная цель начального художественного образования – развитие  культуры творческой личности школьника – обусловлена уникальностью и значимостью изобразительного искусства  как предмета, предполагающего эстетическое развитие ребёнка, воспитание духовно-нравственных ценностных ориентиров, уважения к культуре и искусству народов многонациональной России и других стран мира; формирование ассоциативно-образного мышления и интуиции.

По сравнению с другими учебными предметами, развивающими рационально-логическое мышление, изобразительное искусство направлено на развитие эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности, обогащения её духовной сферы и художественной культуры.

В результате изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования будут реализованы следующие задачи:

– развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни: воспитание зрительской культуры (способности «смотреть и видеть» – культуры эстетического восприятия, формирование эмоционально-ценностного, неравнодушного отношения к миру природы, миру животных, миру человека, миру искусства); формирование социально-ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

– овладение элементарной художественной грамотой – азбукой изобразительного искусства, совершенствование навыков индивидуальной творческой деятельности, умения сотрудничать, работать в паре, группе или коллективно, всем классом в процессе  изобразительной, декоративной и конструктивной деятельности;

– освоение первоначальных знаний о пластических искусствах, их роли в жизни человека и общества, формирование на доступном возрасту уровне  представлений о важных темах жизни, нашедших отражение в  произведениях живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства, приобщение к традициям многонационального народа Российской Федерации, к достижениям мировой  художественной культуры;

– развитие умения использовать цвет, линию, штрих, пятно, композицию, ритм, объём и как средства художественного выражения в процессе работы с разными изобразительными материалами: карандаш, фломастеры, маркер, ручки, акварель, гуашь, пластилин, уголь, тушь, пастель,  цветная бумага и др., знакомство с языком изобразительного искусства.

Общая характеристика учебного предмета

Программа по изобразительному искусству «Природа и художник» рассчитана на четыре года обучения. Система  художественно-творческих занятий имеет концентрический принцип построения. Каждая новая ступень вбирает в себя содержание предыдущих, раскрывая его на новом уровне сложности:

1 класс – «Художник и природа родного края».

2 класс – «Художник и природа Земли в прошлом, настоящем и будущем».

3 класс – «Художник и природа разных стран мира».

4 класс – «Художник, природа и Я».

Структурной особенностью программы является блочно-тематическое планирование содержания занятий. Содержание каждого года основывается на четырёх блоках «Художник и мир природы», «Художник и мир животных», «Художник и мир человека», «Художник и мир искусства». Темы внутри каждого блока могут быть переставлены, педагог сам решает порядок их прохождения.

В основе реализации программы по изобразительному искусству лежит системно-действенный подход, который предполагает реализацию следующих принципов:

Принцип выбора индивидуальной образовательной траектории (личностно-ориентированное обучение). Личностная самореализация человека в художественном образовании возможна в условиях свободы выбора элементов творческой деятельности. Образная цель урока предстаёт как проблема, на решение которой нацеливается деятельность ученика. Создаваемая педагогом проблемная ситуация на занятии  способствует вариативности образовательного процесса. Каждый ученик ищет свой путь её решения. Педагог обеспечивает юного художника правом выбора темы творческой работы, темпа, форм её выполнения и защиты, поощряет собственный взгляд ребёнка на проблему, его аргументированные выводы и самооценки, создавая, таким образом, условия для реализации творческих возможностей школьника, помогает ему создать особую творческую среду для обязательной успешной деятельности.

Ученик начальной школы способен создать образовательный продукт и получить образовательное приращение, если он овладел основами творческой, когнитивной и организационной деятельности. Поэтому педагог не только предоставляет детям свободу выбора, но и учит их действовать осмысленно в ситуации выбора, вооружает необходимым деятельностным инструментарием, знакомит с азбукой и языком  изобразительно искусства. Чем большую степень включения ребёнка в конструирование собственного образования обеспечивает педагог, тем полнее оказывается  индивидуальная  творческая самореализация школьника.

Для реализации данного принципа учитель должен уметь, с одной стороны, понимать и обозначать собственный смысл образования по предмету, с другой, – допускать и поддерживать иные смыслы образования, которые могут быть у учащихся. Обсуждение на занятиях разных точек зрения и позиций, защита альтернативных творческих работ на одну тему учат толерантному отношению участников образовательного процесса к иным позициям и результатам, помогают им понять закон многообразия путей постижения цели. Кроме того, одновременная презентация школьниками разных работ по одному и тому же вопросу создает особую образовательную напряженность, побуждающую присутствующих к личному самодвижению и эвристичеcкому поиску решений. Способствует постепенному переходу от обучения к самообразованию.

Выстраиванию личной траектории развития каждого ученика способствуют:

– его самостоятельная работа на занятии изобразительным искусством под руководством педагога и дома (работа по собственному замыслу);

– работа в паре, в группе или выполнение коллективных работ (например, коллективного панно «Весна» или др.);  

– участие в организации и проведении интегративных занятий  (например, «Театр», «Танец» и др.) и праздников искусств,  участие в проектной интегративной деятельности (например, «Театр кукол» и др.);

– участие в организации и проведении выставки результатов изобразительного творчества (групповая или персональная, передвижная или стационарная, одной картины или тематическая и т.п.);

– участие в реализации серии художественных проектов (например, «Подарок»: «Школьник – школе», «Школьник – детскому саду», «Школьник – студенту» и т.п.). Такая работа может включать оформление альбомов, книг, открыток, создание коллективного панно, тематических выставок, а в 3–4 классе – выполнение презентаций (например, «Портрет», «Автопортрет», «Образ мамы», «Будущая профессия», «Пассажирский транспорт», «Древо жизни» и т.п.); участвуя в проекте «Украсим стены школы», учащиеся при поддержке взрослых придумывают и реализуют планы оформления своего образовательного учреждения (например, создают серии коллективных панно: «Времена года», «Культуры мира», «День-ночь» или др.).

Все эти формы организации художественно-творческой деятельности учеников начальных классов способствуют взаимопроникновению содержания урочной и внеурочной деятельности, общего и дополнительного образования, укрепляют связи между семьёй и школой, дошкольными и школьными учреждениями, обогащают межшкольные связи, помогают самоопределению и самореализации личности, обеспечивают преемственность и перспективность обучения.

Принцип продуктивности обучения. Главным ориентиром личностно-ориентированного обучения становится личный художественно-творческий опыт ученика, складывающийся из внутренних и внешних образовательных продуктов. Художественное развитие учащихся начальной школы рассматривается как актуализация и становление их способности создавать и самостоятельно воспринимать (понимать, оценивать) художественные произведения и результаты собственной творческой деятельности. С образовательной точки зрения это означает воспитание человека, способного быть творцом и наследником художественной культуры.

Продуктивное обучение ориентировано не столько на изучение известного, сколько на сотворение ребенком чего-то нового. Усвоение опыта индивидуальной творческой деятельности невозможно без проживания роли «творца», «первооткрывателя», «изобретателя» и т.п. Рисунок, скульптура, конструкция и т.п., созданные в позиции «я – автор», а также рефлексивные суждения и самооценки,  возникшие в результате проживания позиции «я–зритель–критик–ценитель», являются теми продуктами (результатами) образовательной деятельности, которые свидетельствуют об особенностях  индивидуального развития ребёнка.

Принцип природосообразности обучения предполагает учёт возрастных, психофизиологических фаз и стадий развития изобразительного творчества, и индивидуальных особенностей творческого роста каждого ученика. Знание «типических» и «особенных» качеств и характеристик результатов (продуктов) творческой деятельности школьников позволит обеспечить педагогу поддержку и помощь учащимся, которые испытывают трудности в обучении, создать условия для развития творческого потенциала каждого ребёнка и успешного развития одарённых детей.

Принцип природосообразности предполагает отбор содержания обучения наиболее адекватного потребностям детей этого возраста, развитие у них универсальных действий, наиболее актуальных для младшего школьника. При этом учитывается необходимость социализации ребёнка, развитие у него чувства гражданской идентичности, осознания своей этнической и национальной принадлежности.    

Любое положительное проявление творчества юного художника  (автора) находит поддержку и сопровождение педагога. Сопровождающее обучение связано с ситуативной педагогикой, смысл которой состоит в обеспечении образовательного движения ученику. Педагог внимательно анализирует его возможности и особенности складывающегося образовательного процесса для того, чтобы действовать всякий раз исходя из текущей ситуации, обеспечивать те образовательные условия, которые необходимы на данный момент прохождения им своей образовательной траектории.

Принцип культуросообразности позволяет организовать педагогическую работу с опорой на лучшие достижения мирового и отечественного изобразительного искусства, изучение которых станет основой формирования художественной культуры школьника. Приобщение к культурно-историческому наследию в процессе организации художественного восприятия произведений разных видов и жанров изобразительного искусства,  эстетического восприятия явлений и объектов природы, участие в продуктивных видах учебной деятельности будет способствовать осознанному уважению и принятию традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни семьи, родного селения, края, страны позволит наполнить содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», будет способствовать развитию культуры и духовных традиций многонациональной России, умению адаптироваться в поликультурной среде.

 Принцип диалогичности основан на демократическом стиле взаимоотношений учителя и ученика. Образовательный процесс рассматривается как художественно-творческая форма общения равных субъектов образовательного процесса (взрослого и ребёнка), нацеленная на создание творческого продукта. Форма занятия изобразительным искусством представляет собой гармоничное соответствие частей и целого, элементов и структуры. Художественно-педагогическая драматургия такого занятия может иметь различную форму: открытую (интеграционную) или замкнутую (в рамках одного искусства), может развиваться как театрализованное действие, иметь практическую направленность, проходить в форме игры или круглого стола и т.п., развивать индивидуальные, групповые или коллективные виды деятельности и др.

Учебный диалог предполагает игровые ситуации. Проживание многопозиционных ролей («я–художник», «я–зритель», «я–слушатель», «я–эксперт», «я–экскурсовод» и т.п.) способствует выработке необходимых умений и навыков «проживания» и «нахождения» в искусстве. Многопозиционность формирует опыт эстетического отношения к миру. М. Бахтин писал, что для художника «нет «безгласных вещей», мир художника  это всегда «выразительное и говорящее бытие». Создание ситуации творческого общения, созерцания и созидания «говорящего бытия» важнейшие условия урока, организованного на принципе диалогичности. Создание атмосферы «неравнодушного» заинтересованного освоения искусства, через искусство, в формах искусства и средствами искусства – это «формула» положительного эмоционального фона обучения.  

Чтобы организовать творческую деятельность младших школьников, учитель использует диалог, как образовательную ситуацию, цель которой – вызвать мотивацию и обеспечить деятельность юных художников в направлении познания образовательных объектов и решении связанных с ними проблем. Роль учителя в учебном диалоге – организационно-сопровождающая, так как он обеспечивает личное решение школьником созданного образовательного затруднения.

Эффективна образовательная ситуация, когда юному художнику в качестве культурного аналога его продукта предоставляется возможность знакомства не с одним, а с несколькими подобными образцами человеческого творчества. Возникает образовательная напряженность – «диалог культур», в которой ребенок-зритель-исследователь входит в многообразное культурное пространство, обеспечивающее динамику его дальнейших образовательных процессов, что помогает выработать навыки самоопределения в поливариантных ситуациях.

Место учебного предмета в учебном плане

В федеральном базисном учебном плане на изучение изобразительного искусства в каждом классе начальной школы отводится по 1 часу в неделю:  33 часа – в 1 классе и 34 часа – во 2–4 классах.

Изучение предмета «Изобразительное искусство» способствует развитию художественно-образного восприятия мира, пониманию его ценности для эмоционального, эстетического развития человека, развитию способности средствами искусства понять собственное видение окружающего мира, творчески осмыслить его и передать в творческой продуктивной деятельности. Критериями эффективности учебной работы  являются требования к результатам освоения программы по изобразительному искусству, которые даны в стандарте: личностные, метапредметные и предметные достижения школьника.

Ценностные ориентиры начального общего образования в области изобразительного искусства

Переход к современному пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни,  готовности к тому, чтобы решать назревшие задачи современности, привели к необходимости отказа от признания знаний, умений и навыков основными итогами образования. Учитель и ученик призваны сотрудничать в выборе содержания и методов обучения. Их деятельность нацеливается на активное решение проблем с целью выработки определенных действий по созданию творческого продукта (произведения). Такой подход предполагает проживание ребёнком ситуации творца, первооткрывателя («я-автор», «я-зритель», «я-ценитель искусства»), способного мыслить креативно и находить индивидуально окрашенное решение и художественно-творческое воплощение проблемной ситуации.

Ценностные ориентиры образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системы образования и отражают следующие целевые установки системы начального образования в области изобразительного искусства:

формирование основ гражданской идентичности осуществляется в процессе восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, уважения истории и искусства каждого народа;  анализ произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства, как носителей культурно-исторической информации,  переживание их образного смысла способствуют развитию чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

– формирование психологических условий развития общения и сотрудничества осуществляется в процессе доброжелательного и доверительного диалога, в процесс образовательных ситуаций, стимулирующих зарождение  у детей доверия и внимания к собеседнику, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается. При этом ученик ставится в действенную позицию, а не получает лишь теоретическую информацию. Создавая творческий продукт на «важные темы жизни», он сердцем переживает ситуацию «раненой птицы» или «брошенной собаки», «больной бабушки» или «раненого солдата» и т.п., таким образом, он обогащает душу опытом чувствований так необходимых для формирования чуткой и заботливой личности;

– развитие ценностно-смысловой сферы личности осуществляется в процессе приобщения учеников к общечеловеческим принципам нравственности и гуманизма. Такими непреходящими источниками мудрости являются произведения искусства, образная форма которых почти всегда несёт идею любви, сострадания, братства, уважения семейных ценностей и красоты. Даже тогда, когда замысел художника вызывает чувство тревоги, печали или грусти, всё равно ребёнок приобретает важный ценностно-смысловой опыт. Знакомство с мировой и отечественной художественной культурой способствует развитию эстетического чувства и формированию художественного вкуса;

– развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию осуществляется в процессе продуктивных видов художественно-творческой деятельности: созерцания и созидания. Ребёнок сам ставит перед собой творческую задачу, сам находит адекватные замыслу средства художественного выражения, сам анализирует результаты свой деятельности и сверстников. Самостоятельность действий на всех этапах творческой  работы способствует развитию широких познавательных интересов,  формированию умений планировать, контролировать и оценивать свою работу;

– развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации невозможно без самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе. Творческий процесс несет творцу позитивную самооценку. Сотворяя что-то по законам красоты и гармонии ученик переполняется чувством собственного достоинства: он сам смог, сам сделал, сам достиг выразительного решения образа, сам вылепил поделку, сам украсил платок для мамы и т.п. Участие в выставках и конкурсах детского изобразительного творчества, в индивидуальных и коллективных социально-значимых творческих проектах  формирует в юном художнике чувство ответственности за результат, целеустремленность и настойчивость в достижении цели.

Реализация ценностных ориентиров общего образования на уроках изобразительного искусства в единстве процессов обучения и воспитания  обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся в разных видах художественно-творческой деятельности. 

  1. Содержание  разделов и тем учебного курса

Учебный материал программы по изобразительному искусству  представлен следующими компонентами образования: «Эстетическое восприятие», «Виды художественной деятельности», «Язык изобразительного искусства», «Значимые темы художественного творчества (искусства)». Все эти направления работы в разной мере присутствуют на каждом уроке и способствуют раскрытию разных сторон изобразительного искусства: ценностно-ориентационную, типологическую, языковую и деятельностную.

«Значимые темы искусства» в программе каждого класса объединены в четыре модуля «Художник и мир природы», «Художник и мир животных», «Художник и мир человека» и «Художник и мир искусства», содержание которых помогают ребёнку представить целостную картину мира, эмоционально-ценностно относиться к окружающей ребёнка действительности: живой и неживой природе, человеку, обществу, искусству; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к ним средствами художественно-образного языка.

Компонент художественного образования - «Эстетическое восприятие», раскрывая художественно-образную специфику содержания видов и жанров изобразительного искусства, предполагает переживание и осознание смысла произведения, эмоциональное созерцание объектов и явлений природы. Опыт эстетического (художественного) восприятия выражается в умении:

– выражать своё эстетическое отношение к объектам и явлениям природы, шедеврам отечественного и мирового искусства;

– различать основные виды художественной деятельности, понимать их специфику: графика, живопись, скульптура, архитектура (художественное конструирование и моделирование), декоративно прикладное искусство (дизайн);

– различать основные жанры пластических искусств, понимать их специфику: портрет, пейзаж, натюрморт, сказочный жанр, исторический жанр, анималистический жанр, иллюстрация и  др.;

– участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений, переживать и понимать образную специфику произведения;

– понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии;

– различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях изобразительного искусства,  уметь  объяснять их разницу.

 «Виды художественной деятельности» - компонент содержания художественного образования, создающий условия для получения практического художественно-творческого опыта работы с разнообразными техниками и материалами изобразительной, конструктивной и декоративной творческой деятельности, способствующий развитию навыков работы с:

– живописными материалами и техниками: акварель, гуашь, пастель (сухая  и масляная) и др.;

– графическими материалами: простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, тушь, гелевые или шариковые ручки и техниками: граттаж, гравюра наклейками, кляксография, монотипия и др.;  

– скульптурными материалами: пластилин или глина;

– конструктивными материалами: бумага цветная и белая, картон, ножницы и клей, «бросовые», природные и смешанные материалы и др.

 «Язык изобразительного искусства» – компонент художественного образования. Являясь «азбукой искусства», он  даёт инструментарий для практической реализации замысла ученика и нацелен на то, чтобы выпускник научился использовать композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру как средства художественного выражения:

Композиция: знать и применять элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве; уметь использовать горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции, знать и применять основные  пропорции предметного окружения; использовать линию горизонта, элементарные перспективные сокращения: ближе – больше, дальше – меньше, загораживание; роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, спокойное и динамичное и т.д.; композиционный центр; главное и второстепенное в композиции; симметрия и асимметрия.

Цвет: различать основные и составные, тёплые и холодные  цвета, использовать смешанные и локальные цвета в собственной учебно-творческой деятельности; передавать с помощью цвета характер персонажа, его эмоциональное состояние, использовать выразительные свойства материалов и техник (гуашь, акварель, цветные фломастеры, аппликация, коллаж, витраж и др.) при изображении реального и фантастического мира.

Линия: знать и применять в изобразительной деятельности многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, ломаные, спиралевидные и др.), использовать их знаково-символическое значение; передавать с помощью линии, штриха, пятна, точки эмоциональное состояние природы, человека, животного.

Форма: знать разнообразие форм предметного мира и передавать их на плоскости и в пространстве; использовать сходство и контраст простых геометрических форм (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник и др.);  в изобразительном творчестве, использовать выразительные свойства силуэта в передаче характера персонажа;  основных пропорций животных и человека, форму и конструкцию архитектурных построек.

–  Объём: умение применять способы передачи объёма разными художественными материалами (пластилин, бумага, картон и др.);  в творческой деятельности использовать выразительные возможности геометрических тел (куб, цилиндр, конус и др.) и их сочетаний, форму и конструкцию архитектурных построек; через выразительность объёмных и рельефных композиций, передавать  основные пропорции животных и человека.

– Фактура: различать и применять в целях художественной выразительности фактуру разных художественных техник и материалов: гладкая, шершавая, выпуклая, колючая, мягкая, пастозная и др.;

Ритм: знать виды ритма (размеренный, прерывистый, спокойный, беспокойный, замедленный, порывистый и т.п.), использовать ритм линий, пятен, цвета, объёмов в передаче эмоционального состояния, движения и динамики; различать специфику ритма в декоративно-прикладном искусстве, живописи, графике, скульптуре, архитектуре;  выполнять ритмически организованные рисунки, орнаментальные и шрифтовые композиции, используя язык компьютерной графики в программе Point.

Четвёртый компонент содержания художественного образования  «Значимые темы искусства»  определяет основные разделы программы «Художник и мир природы», «Художник и мир животных», «Художник и мир человека» и «Художник и мир искусства», намечает эмоционально-ценностную направленность тематики практических заданий.

В первом разделе «Художник и мир природы» определяется зависимость человека от природных условий, которые влияют на формирование представлений человека о мире, способствуют зарождению разных форм художественного освоения действительности.  Природа дарит художнику материалы для творчества, которые он использует в живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве и архитектуре. Любование небом, землей, цветами, травами, деревьями, полями, лесами, озерами и др., наблюдение за изменением природы осенью, зимой, весной и летом, в утренние, дневные, вечерние и ночные часы  является основой эстетического восприятия художника-пейзажиста. Выразительность пейзажа разных географических широт. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, знакомство с творчеством художников, работающих в жанре пейзажа и натюрморта.

Второй раздел «Художник и мир животных» расширяет детские представления об анималистическом жанре: изображение и лепка домашних и диких животных, птиц, насекомых, иллюстрация сказок про животных, сочинение образов фантастических зверей. Художник учится у природы, изучает постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, раковина улитка и т.д.  Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, знакомство с творчеством художников, работающих в анималистическом жанре.

Третий раздел «Художник и мир человека» расширяет горизонты детского познания окружающего мира - мира человека. Жанр портрета. Образ человека в искусстве разных народов. Образ современника. Образ защитника отечества. Семья, как главная ценность для ребенка. Создание с помощью разных художественных материалов изобразительных образов мам и пап, бабушек и дедушек, братьев и сестер.  Изображение семейных и государственных праздников, как формы выражения отношение школьника к важным событиям  жизни. Приёмы художественного отражения действительности, выраженные в аппозициях «высокий - низкий», «большой - маленький», «далекий - близкий» находят у детей выразительные формы воплощения во время иллюстрации любимых литературных произведений: сказок, стихов и загадок, знакомства с чудесами света, известными скульптурами и архитектурными постройками. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма.

В четвёртом разделе «Художник и мир искусства»  осуществляется связь изобразительного искусства  с музыкой, театром, танцем, литературой и кино. Приобщение к мировой художественной культуре происходит через знакомство с кукольным и теневым театром, театром оперы и балета, искусством мультипликации, книжной графики и костюма. Анализ и создание образов персонажей, побуждающих лучшие человеческие чувства: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т.д. и, - вызывающих гнев, раздражение, презрение и т.д., образов, символизирующих явления природы: огонь, воду, весну, дождь и т.д. Знакомство с мировыми шедеврами изобразительного искусства, которые хранятся в Третьяковской галерее, Эрмитаже, Русском музее, Лувре и других музеях. Города-музеи: Москва, Санкт-Петербург и др. Музеи под открытым небом (Кижи и др.). Музей игрушки. Краеведческий музей. Детские картинные галереи и выставки детского изобразительного творчества.

Четыре раздела программы по изобразительному искусству «Природа и художник» нашли отражение в тематическом планировании системы художественно-творческих занятий.

  1. Учебно-тематический план

Содержание программного материала

Количество часов

Художник и мир природы

8 часов

Художник и мир животных

9 уроков

Художник и мир человека

11 часов

Художник и мир искусств

6 уроков

Итого:

34 часа

  1. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

         В процессе изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования обучающийся достигнет следующих личностных результатов:

в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (природе, семье, Родине, людям, животным); толерантное принятие разнообразия культурных явлений; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни;

в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественно-образному познанию мира, умению применять полученные знания в своей собственной художественно-творческой деятельности;

в трудовой сфере – навыки использования различных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование), стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или  их украшения.

Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства проявятся в:

– умении видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музей, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

– желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

– активном использовании языка изобразительного искусства и выразительных возможностей различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка, музыки и др.);

– обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическом содержанием;

– умение организовать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

– способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявятся в следующем:

в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей) и художественных музеях своего региона и других с ран мира;

в ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе, животным, человеку, обществу и искусству; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов;

в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу, животных и человека в разных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные и индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности;

в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного языка).

  1. Имеются в наличии художественные материалы, в полном объеме  выполнялась объемная поисково-исследовательская деятельность в форме д/з, рефератов и др., активно велась самостоятельно-творческая художественная деятельность
  2. Проявляет эмоциональное отношение к воспринимаемому и изображаемому явлению, доминирует внутренняя мотивация, которая доставляет удовольствие от работы
  3. Наличие волевых качеств личности, обеспечивающих практическую реализацию творческих замыслов, наличие упорства и настойчивости в поисках решения нового произведения, его интерпретация
  4. Постоянная потребность к творчеству, интерес, выраженный в систематических выполнениях домашних и иных творческих работ
  5. Переданы чувства формы и фактуры. Образное решение сюжета с применением цветовых колористических сочетаний цветов, решено эмоционально-цветовое исполнение замысла
  6. Соответствие выбранной художественной техники темы замысла, разнообразие выразительных средств
  7. Присутствие оригинальности и индивидуальности в работе, выраженное через нешаблонное решение сюжета, доминирование своей точки зрения на решение заданной темы
  8. Адекватно развитая самооценка учащимся своей познавательно-созидательной деятельности (учащийся объективно оценивает свои успехи на уроке и обоснованно дает им характеристику)

Формы контроля уровня обученности:

  1. Викторины
  2. Кроссворды
  3. Отчетные выставки творческих  (индивидуальных и коллективных) работ
  4. Тестирование

5.Критерии и нормы  оценки  знаний, умений, навыков учащихся применительно к различным формам контроля знаний.

Оценка "5" 

  • учащийся  полностью справляется с поставленной целью урока;
  • правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные  знания на практике;
  • верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между  собой все компоненты изображения;
  • умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

Оценка "4" 

  • учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
  • гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
  • умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
    характерное.

Оценка "3"

  • учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
  • допускает неточность в изложении изученного материала.

Оценка "2" 

  • учащийся допускает грубые ошибки в ответе;
  • не справляется с поставленной целью урока.

Оценка "1"

         Отменяется оценка «1». Это связано с тем, что единица как оценка в         начальной школе практически не используется и оценка «1» может быть приравнена к оценке «2».

6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

образовательного процесса

Для реализации данной программы используется следующее учебно-методическое обеспечение:

УЧЕБНИКИ: Копцева Т. А. Изобразительное искусство. 2 класс. Учебник.  Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2012

 

ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ:

  1. Копцева Т. А.Программы для 1–4 классов, Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2012 г.
  2. Копцева Т. А. Методические рекомендации к учебнику «Изобразительное искусство» для 2 класса, Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2012 г.

Для учащихся:

  1. Копцева Т. А .Изобразительное искусство. 2 класс. Учебник. Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2012 г.

7.Календарно-тематическое планирование

№п/п

Дата

Тема урока

Характеристика деятельности обучающихся и планируемые результаты

УУД

МПС

Контроль, измерители

ТС, наглядные пособия, ИКТ

предметные

метапредметные

личностные

1

2

3

4

5

6

7

8

Художник и мир природы (8 ч)

1.Творческая папка художника

2.Лучезарное солнце

3. Деревья – долгожители

4. Необычные цветы

5. Камни-самоцветы

6. Бусы из ягод и гирлянды цветов

7. День и ночь

8. Мир природы дарит нам материалы для творчества

Различать изобразительные возможности разных художественных материалов.

Выполнять рисунок по собственному замыслу.

Выбирать элементарную композицию оформления рисунка на  бумажной основе папки или альбома (центр, справа, слева).

Оценивать эстетическую выразительность обложки папки или альбома.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

Оценивать выразительность необычных природных форм.

Высказывать суждения о деревьях-великанах.

Выполнять иллюстрацию, используя выразительные возможности художественных материалов.

Использовать сравнение, как средство выражения образного смысла сказок о маленьких человечках.

Выполнять иллюстрацию, используя выразительные возможности художественных материалов.

Выполнять иллюстрацию, используя выразительные возможности художественных материалов

Получать разные оттенки цвета в технике акварели по-сырому или в результате смешения разных цветов пластилина.

Выполнять симметричное изображение вазы.

Выполнять графическую композицию, используя выразительность чёрно-белого контраста.

Различать основные виды изобразительного искусства: архитектура, графика, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство.

Выражать замысел через композицию на тему «Дом».

Оценивать выразительные качества поделки или рисунка, придумывать оригинальные названия творческим работам.

Выполнять  композицию, используя выразительность разных художественных материалов

– умении видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музей, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

– желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

– активном использовании языка изобразительного искусства и выразительных возможностей различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка, музыки и др.);

– обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическом содержанием;

– умение организовать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

– способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (природе, семье, Родине, людям, животным); толерантное принятие разнообразия культурных явлений; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни;

способность к художественно-образному познанию мира, умению применять полученные знания в своей собственной художественно-творческой деятельности;

Учить различать изобразительные возможности разных художественных материалов;

Выполнять рисунок по собственному замыслу или на предложенную тему;

Выбирать элементарную композицию оформления рисунка (центр, справа, слева);

Оценивать эстетическую выразительность альбома;

Анализировать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

Использовать композицию рисунка в выразительных целях

Высказывать суждения о деревьях-великанах

Использовать сравнение, как средство выражения своего отношение к большим размерам дерева: большой-маленький.

Различать основные виды изобразительного искусства: живопись, графика.

Оценивать выразительность необычных природных форм.

Продумывать замысел, сочинять оригинальные названия будущей композиции, давая словесное описание её содержанию.

Передавать в самом общем виде пропорции изображаемых объектов.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

Различать тёплые и холодные  цвета.

Передавать в самом общем виде пропорции изображаемых объектов.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников

Оценивать выразительность уральских самоцветных камней.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

Различать тёплые и холодные цвета.

Создавать ритмично организованную композицию.

Вычленять своеобразие образного языка декоративно-прикладного искусства (стилизация, ритм, симметрия, цветовая гармония).

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

Высказывать эмоциональные суждения о красоте ночного пейзажа.

Отражать состояние природы (грусть, радость, тревога), используя выразительные возможности графических материалов: точку, линию, штрих, пятно.

 Оценивать выразительные качества чёрно-белых изображений, придумывать оригинальные названия своим рисункам.

Различать изобразительные возможности разных художественных материалов.

Учить различать изобразительные возможности разных художественных материалов и основные виды изобразительного искусства: архитектуру, графику, живопись, скульптуру, ДПИ

Технология, литературное чтение

Русский язык

Литературное чтение, окружающий мир, математика

Литературное чтение, окружающий мир

Литературное чтение, окружающий мир

Литературное чтение, окружающий мир

Литературное чтение, окружающий мир

Литературное чтение, окружающий мир

Фронтальный, самостоятельная работа

Фронтальный, самостоятельная работа

Фронтальный, самостоятельная работа

Фронтальный, самостоятельная работа

Фронтальный, самостоятельная работа

Фронтальный, самостоятельная работа

Фронтальный, самостоятельная работа

Фронтальный, самостоятельная работа

Выставка рисунков, медали, репродукции картин

репродукции картин

репродукции картин

репродукции картин

Репродукции картин

Репродукции картин

Репродукции картин

Репродукции картин

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Художник и мир животных (9 часов)

1.Тайны подводного мира

2.Динозавры

 

3. Черепахи

4.Насекомые-гиганты

5.Мамонт

6. Следы на снегу

7. Животные в зоопарке

8.Фантастические животные

9. Новогодний подарок

Выполнять иллюстрацию, используя средства художественной выразительности: цвет, линию, ритм или др.

Использовать выразительные средства композиции: главный герой в центре и крупно, ближе – больше, дальше – меньше.  

Оценивать результаты творческой работы на тему «У динозавров тоже есть мамы и папы», отражающей идею любви и дружбы.

Выполнять иллюстрацию, используя средства художественной выразительности: цвет, линию, ритм или др.

Выполнять ажурный рисунок крыльев насекомых, используя  разнохарактерные линии, точки и штрихи. 

Выбирать и использовать способы работы различными художественными материалами для передачи замысла рисунка (брошенный мамонтёнок, гордый вожак, заботливая мама-мамонтиха, лохматый мамонт, семья мамонтов на прогулке, мамонты купаются в реке   или др.).

Выполнять иллюстрацию к стихотворению С.Маршака «Белая страница» или др.

Выполнить рисунок по теме «Мир животных», используя разные техники.

Создавать индивидуально или в группе образ фантастического животного, используя свойства разных художественных материалов.

Создавать оригинальную упаковку для новогодних подарков, используя конструктивные  возможности  листа бумаги.

– умении видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музей, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

– желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

– активном использовании языка изобразительного искусства и выразительных возможностей различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка, музыки и др.);

– обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическом содержанием;

– умение организовать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

– способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (природе, семье, Родине, людям, животным); толерантное принятие разнообразия культурных явлений; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни;

способность к художественно-образному познанию мира, умению применять полученные знания в своей собственной художественно-творческой деятельности;

Участвовать  в обсуждении содержания художественных произведений; сравнивать и выделять выразительные средства изображения дракона, олицетворяющего зло или добро

Оценивать необычность форм обитателей подводного мира.

Проявлять смекалку при разгадывании загадок про обитателей подводного царства.

Анализировать выразительность архитектурных построек.

Оценивать выразительные качества поделки или рисунка, придумывать оригинальные названия творческим работам.

Высказывать суждения по поводу необычного роста и внешнего вида динозавров.

Продумывать замысел, сочинять оригинальные названия будущей композиции, давая словесное описание её содержанию.

Использовать сравнение, как средство выражения образного смысла сказки «Я в царстве динозавров».

Оценивать выразительные качества поделки или рисунка, придумывать оригинальные названия творческим работам.

Проявлять смекалку при разгадывании загадок про черепах.

Различать основные виды художественной деятельности  (графика, скульптура).

Продумывать замысел, сочинять оригинальные названия будущей композиции, давая словесное описание её содержанию.

Использовать выразительные свойства разных материалов для достижения замысла.

Оценивать основную идею композиции: черепаха – символ крепости семьи; три черепахи – три поколения или др.

Участвовать в обсуждении содержания литературных произведений, в которых человек меньше насекомого.

Высказывать свои суждения по поводу рассматриваемых иллюстраций.

Высказывать суждения о влиянии формы листа (круглый, квадратный, ромбовидный, треугольный или др.) на замысел рисунка.

Оценивать выразительные качества детских рисунков, выполненных тушью, пером или гелевыми ручками.

Участвовать в обсуждении содержания литературных произведений о мамонтах.

Выражать своё отношение к исчезающим видам животных.

Продумывать замысел, сочиняя небольшие рассказы, раскрывающие сюжет будущей композиции, или придумывая оригинальные названия к своим рисункам.

Выбирать и использовать способы работы различными художественными материалами для передачи замысла рисунка (брошенный мамонтёнок, гордый вожак, заботливая мама-мамонтиха, лохматый мамонт, семья мамонтов на прогулке, мамонты купаются в реке   или др.).

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

Высказывать эмоциональные суждения о природных ритмах.

Использовать выразительные возможности графических материалов и ритм для достижения замысла.

Высказывать суждения о выразительных качествах ритмически организованных композиций.

Выполнять иллюстрацию к стихотворению С.Маршака «Белая страница» или др.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

Выражать своё отношение к исчезающим видам животных.

Выбирать и использовать способы работы различными художественными материалами для передачи замысла (гордый, печальный, радостный зверь или др.).

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

Участвовать в обсуждении содержания художественных произведений.

Различать основные виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура и декоративно-прикладное искусство.

Сравнивать и выделять  выразительные средства изображения дракона, олицетворяющего зло или добро.

Различать основные виды пластических искусств: живопись, графику, скульптуру, ДПИ. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

Высказывать эмоциональные суждения о выразительности упаковок для новогодних подарков.

Различать основные виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура и декоративно-прикладное искусство (дизайн).

Уметь выражать своё отношение к празднику через цветовое оформление новогодней упаковки.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

Литературное чтение, окружающий мир

Литературное чтение, окружающий мир

Литературное чтение, окружающий мир

Литературное чтение, окружающий мир

Литературное чтение, окружающий мир

Литературное чтение, окружающий мир

Литературное чтение, окружающий мир

Литературное чтение, окружающий мир

Литературное чтение, окружающий мир, технология

Фронтальный, самостоятельная работа

Фронтальный, самостоятельная работа

Фронтальный, самостоятельная работа

Фронтальный, самостоятельная работа

Фронтальный, самостоятельная работа

Фронтальный, самостоятельная работа

Фронтальный, самостоятельная работа

Фронтальный, самостоятельная работа

Фронтальный, самостоятельная работа

Репродукции картин

Репродукции картин

Репродукции картин

Репродукции картин

Репродукции картин

Книги. Иллюстрации.

Рисунки по теме «Зоопарк»,  текст стихотворения Л. Захаровой

фоторепродукции диковинных животных

Веточки ёлки, образец изделия

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

Художник и мир человека (11 ч)

1.Ты-художник

2.Семейный праздник

3.Портрет

4.Парный портрет

5.Портрет пожилого человека

6.Художник рисует высоких людей

7.Чудеса света

8.Необычные скульптуры

9.Башня до небес

10.Каждый народ – художник

11.Красота вещей

Использовать выразительные возможности художественных материалов для создания эскиза афиши или пригласительного билета.

Различать основные жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт и др.

Выполнить портрет любимого человека – мамы графическим материалом (маркером на цветном фоне листа или цветными фломастерами, или пастелью)

Выполнить рисунок по теме «Парный портрет» цветными художественными материалами

Передавать в самом общем виде пропорции человеческого лица и фигуры, различать основные виды изобразительного искусства: живопись, графику

Передавать в самом общем виде пропорции изображаемых объектов.

Выбирать и использовать способы работы цветными  художественными материалами (пастель, краски, цветные фломастеры или др.)  для передачи замысла («Величественный храм Василия Блаженного», «Красный мост», «Пагода» или др.).

Создать объёмный образ  сказочного или мифологического героя

Создать свой образ  «башни до небес», используя графические материалы – фломастеры или маркеры

Выполнить изображение фигурки человека в национальном костюме

Выполнить натюрморт с натуры цветными фломастерами

– умении видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музей, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

– желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

– активном использовании языка изобразительного искусства и выразительных возможностей различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка, музыки и др.);

– обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическом содержанием;

– умение организовать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

– способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (природе, семье, Родине, людям, животным); толерантное принятие разнообразия культурных явлений; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни;

способность к художественно-образному познанию мира, умению применять полученные знания в своей собственной художественно-творческой деятельности;

Участвовать в обсуждении содержания и выразительности афиши или пригласительного билета.

Придумывать вариативные названия персональной или коллективной выставки детского рисунка.

Работать над замыслом и его воплощением индивидуально или в группе.

Отражать в рисунке основную идею выставки, её тему.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности.

Выражать своё отношение к праздничному событию: семейным, народным и государственным праздникам. 

Выбирать и использовать способы работы различными художественными материалами для передачи замысла (весёлый праздник). 

Использовать выразительные средства композиции: главный герой в центре или крупно.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности.

Понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии.

Выражать своё отношение к портретируемому, используя предметное окружение  (девочка любит читать,  мальчик любит играть в футбол, мама в нарядной шляпе на даче, подруга с попугайчиком на плече и др.).

Использовать выразительные средства композиции: главный герой в центре или крупно.

Выбирать и использовать способы работы  художественными материалами (гелевые ручки, фломастеры, цветные карандаши  или др.)  для передачи замысла.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности.

Понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии.

Выражать своё отношение к парному портрету, на котором изображены любящие друг друга люди. 

Выбирать и использовать способы работы  художественными материалами (гуашь, фломастеры, пастель или др.)  для передачи замысла («Серебряный юбилей», «Молодожёны», «Весёлые жених и невеста», «Золотой юбилей» или др.).

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности.

Понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии.

Выражать своё отношение к портрету, на котором изображён пожилой человек (морщинки – символ мудрости). 

Использовать выразительные средства композиции: главный герой в центре или крупно.

Выбирать и использовать способы работы  художественными материалами (фломастерами, цветными карандашами, восковыми мелками или др.)  для передачи замысла (любимый прадед, добрый дед, красивая бабушка, мудрая прабабушка или др.).

Участвовать в обсуждении иллюстраций к известным литературным произведениям.

Выражать своё отношение к трудовой  деятельности людей высокого роста (баскетболист, волейболист и т.п.). 

Выбирать и использовать способы работы графическими художественными материалами (фломастерами, маркерами, углем или др.)  для передачи замысла в процессе иллюстрация литературного произведения («Дядя Стёпа-милиционер», «Дядя Степа достаёт воздушного змея», «Дядя Стёпа у врача», «Гулливер в окружении маленьких человечков»  или др.).

Высказывать суждения о чудесах света, как о значительных достижениях человечества.

Различать основные виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура и декоративно-прикладное искусство.

Выражать своё отношение к необычной постройке или сооружении, подчёркивая её значительность.

Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности.

Различать основные виды изобразительного искусства: скульптуру, живопись, графику.

Выражать своё отношение к монументальной скульптуре, олицетворяющей победу, свободу или др.

Использовать приёмы работы   пластилином для изготовления скульптурного изображения с применением   пластиковой бутылки.

Использовать выразительные свойства объёма для передачи замысла (радость, восторг или др.).

Участвовать в обсуждении библейской истории о Вавилонской башне.

Выражать основную мысль через композицию, состоящую из двух и более планов (главное впереди, второстепенное – на дальнем плане).

Использовать выразительные возможности вертикального узкого формата.

Выбирать и использовать способы работы графическими материалами (маркер, фломастер, уголь, сангина или др.) для передачи замысла («Высокая башня», «Величественная башня», «Телевизионная башня» или др.).

Осознавать роль музеев в жизни общества.

Участвовать в обсуждении природного своеобразия серных, центральных или южных широт  нашей страны.

Высказывать суждения по поводу сходства и различия (всеобщего и уникального) в образах национальных костюмов.

Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности.

Использовать в выразительных целях композицию: размещение предметов на листе.

Выбирать и использовать способы работы  художественными материалами (фломастерами, цветными карандашами, восковыми мелками, гуашью или др.)  для передачи замысла композиции «Традиционные национальные предметы»

Литературное чтение, окружающий мир, технология

Литературное чтение, окружающий мир, технология

Литературное чтение, окружающий мир, технология

Литературное чтение, окружающий мир, технология

Литературное чтение, окружающий мир, технология

Литературное чтение, окружающий мир

Литературное чтение, окружающий мир

Литературное чтение, окружающий мир

Литературное чтение, окружающий мир

Литературное чтение, окружающий мир

Литературное чтение, окружающий мир

Фронтальный, самостоятельная работа

Фронтальный, самостоятельная работа

Фронтальный, самостоятельная работа

Индивидуальный,

фронтальный, самостоятельная работа

Индивидуальный,

фронтальный, самостоятельная работа

Индивидуальный,

фронтальный, самостоятельная работа

Индивидуальный,

фронтальный, самостоятельная работа

Индивидуальный,

фронтальный, самостоятельная работа

Индивидуальный,

фронтальный, самостоятельная работа

Индивидуальный,

фронтальный, самостоятельная работа

Индивидуальный,

фронтальный, самостоятельная работа

Пригласительные билеты, афиши

Семейные фотографии

Автопортреты

Свадебные фотографии родителей

Фотографии бабушек, дедушек, прабабушек, прадедушек

Книга С. Михалкова «Дядя Стёпа». Книга

«Гулливер в окружении маленьких человечков»  

Кроссворд, репродукции картин

Кроссворд, репродукции картин, пластиковые бутылки, пластилин

Кроссворд, репродукции картин

Кроссворд, репродукции картин

Кроссворд, репродукции картин, предметы народного быта

29

30

31

32

33

34

Художник и мир искусств (6 ч)

1.В мире книг

2.В мире музыки

3.Кукольный театр теней

4.Музей под открытым небом

5.Санкт-Петербург - город музей

6. Государственный Эрмитаж

Вычленять основные разделы макета книги: обложку, иллюстрацию, буквицу и др.

Выполнить шрифтовую композицию: написать своё имя, фамилию или инициалы

Выполнить  работу в технике акварели по-сырому листу для передачи «сонного» настроения.

Изготовить куклу на основе бумажного или полиэтиленового пакета.

Выполнить коллективное панно «Любимый город»

Выполнить рисунок на тему «Что бы я хотел посмотреть в Санкт- Петербурге?»

Создать тематическую композицию «Интерьер сказочного дворца».

– умении видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музей, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

– желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

– активном использовании языка изобразительного искусства и выразительных возможностей различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка, музыки и др.);

– обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическом содержанием;

– умение организовать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

– способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (природе, семье, Родине, людям, животным); толерантное принятие разнообразия культурных явлений; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни;

способность к художественно-образному познанию мира, умению применять полученные знания в своей собственной художественно-творческой деятельности;

Участвовать в обсуждении  выразительных средств книжной графики.

 Высказывать эмоциональные суждения о цветовом оформлении букв своего имени или фамилии.

Выбирать и использовать способы работы цветными материалами для передачи в слове-образе своего характера.

Использовать шрифтовую композицию в оформлении обложки своей творческой папки или альбома.

Участвовать в обсуждении  выразительных музыкальных средств колыбельной песни.

Использовать способы работы в технике акварели по-сырому листу для передачи «сонного» настроения.

Выражать отношение к утреннему пейзажу через цвет, нюансных тёплый или холодный колорит.

Участвовать в обсуждении  оригинальных кукол, хранящихся в  музее С.Образцова.

Использовать приёмы изготовления куклы на основе бумажного или полиэтиленового пакета.

Выражать отношение к характеру куклы через украшение её костюма

Участвовать в обсуждении образного смысла архитектурных строений.

Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности.

Выражать своё отношение к красоте архитектурных памятников.  

Выбирать и использовать способы работы цветными  художественными материалами для передачи замысла: «Главный храм моего селения», «Старый дом», «Деревянный теремок», «Здание музея»  или др.

Выражать своё отношение к красоте Санкт-Петербурга, его архитектурным памятникам.  

Выбирать и использовать способы работы цветными  художественными материалами (пастель, краски, цветные фломастеры или др.)  для передачи замысла (я любуюсь разводным мостом, Казанским собором) или др.

Выражать своё отношение к произведениям изобразительного искусства, хранящимся в Государственном Эрмитаже.

Различать основные виды художественной деятельности: живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство и жанры изобразительного искусства: портрет, пейзаж, натюрморт.

Выбирать и использовать способы работы   художественными материалами для передачи замысла: «Торжественный зал», «Красный зал», «Серебряный зал», «Голубой зал», «Я в залах музея», «Сказочный зал» или др.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности.

Литературное чтение, окружающий мир

Литературное чтение, окружающий мир, музыка

Литературное чтение, окружающий мир, технология

Литературное чтение, окружающий мир, технология

Литературное чтение, окружающий мир, технология

Литературное чтение, окружающий мир, технология

Фронтальный, самостоятельная работа

Индивидуальный, фронтальный, самостоятельная работа

Индивидуальный, фронтальный, самостоятельная работа

Индивидуальный, фронтальный, самостоятельная работа

Индивидуальный, фронтальный, самостоятельная работа

Индивидуальный, фронтальный, самостоятельная работа

Рисунки букв, книги

Аудиозапись колыбельной песни, фоторепродукции

Образцы кукол.

Полиэтиленовые или бумажные пакеты, нитки, кусочки ваты или губка

Репродукции картин

Репродукции картин

Репродукции картин, кроссворд

8.Список литературы:

Для учителя:

  1. Методические рекомендации МУМЦ по составлению рабочих программ учебных курсов в образовательном учреждении.
  2. Копцева Т. А.Изобразительное искусство. 2 класс.. Методические рекомендации / Пособие для учителей. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012
  3. Копцева Т.А.. Программы для 1–4 классов, Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2012 г.

Для учащихся:

  1. Копцева Т. А .Изобразительное искусство. 2 класс. Учебник. Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2012 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса "Изобразительное искусство" УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс .

Рабочая программа курса "Изобразительное искусство" УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс (паспорт программы, пояснительная записка, содержание курса, УМК, тематическое планирование, требование...

Рабочая программа по изобразительному искусству и художественному труду для 1 класса (система РО Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова)

Данная рабочая программа составлена на основе Примерных программ начального общего образования (в соответствии с п.5 ст.14 и п.6,7 ст.32 Закона РФ «Об образовании), авторской программы по изобра...

Рабочая программа по изобразительному искусству автор Шпикалова программа "Перспектива" ова 3 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса по программе "Перспектива" автор Шпикалова...

Рабочая программа по изобразительному искусству (учебник Б. М. Неменский) 2 класс

Адаптированная рабочая программа составлена для учащихся с задержкой психического развития органического генеза с недостаточной сформированной познавательной и эмоционально-волевой сферами на фоне отк...

Рабочая программа по изобразительному искусству и художественному труду 1-4 класс. Программа Ю.А.Полуянова.Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.

Рабочая программа по изобразительному искусству и художественному труду 1-4 класс. Программа Ю.А.Полуянова.Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова....

Рабочая программа по изобразительному искусству «Начальная школа XXI века» 2 класс

Программа разработана на основе:- авторской программы  по изобразительному искусству под редакцией Л. Г. Савенковой, Е. А. Ермолинской и снабжена учебно-методическим комплектом  «Начальная...

Рабочая программа по изобразительному искусству, автор учебника Б.М. Неменский 2кл

Рабочая программа по изобразительному искусству УМК "Школа России" 2 класс...