Изобразительное искусство и художественный труд 4 класс
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме

Сулименкова Юлия Павловна

Поурочное планирование по ИЗО и худ. труду 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Изо и худ. труд 4 класс.110 КБ

Предварительный просмотр:

«Утверждаю»

                                                                                           Директор ГБОУ СОШ  №650

                                                                                     _____________Кульгина Р.Я.

                                                                                     «_____» ______________2013г  

        

Календарно-тематическое планирование

Изобразительное искусство и художественный труд

34 часа, 1 час в неделю

4 класс Б

По курсу «Изобразительное искусство» для 4 -ого класса. Составлено на основе Программ общеобразовательных учреждений, рекомендованных департаментом общего среднего образования министерства образования российской федерации, начальные классы (1 – 4).

Учебник: «Изобразительное искусство» 4 класс, Автор Л.А.Неменская. Просвещение 2010 год

                                                                 

     Учитель: Сулименкова Ю.П.

        

2013-2014 уч. год

ГБОУ СОШ № 650

Г. Москва

Пояснительная записка

Общая характеристика учебного предмета

        Содержание рабочей программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

         Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Обучающиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Это  дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.

        Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности обучающихся: восприятие произведений искусства (ученик - зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

Целью художественного воспитания и обучения в 4 классе является формирование представления о многообразии культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека.  

Рабочая программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала.

Приобщаясь через уподобление сотворчества и восприятия к истокам культуры своего народа или других народов Земли, обучающиеся начинают ощущать себя участниками развития человечества, открывают себе путь к дальнейшему расширению восприимчивости богатства человеческой культуры.

Многообразие представлений различных народов о красоте раскрывается в процессе сравнения родной природы, труда, архитектуры, красоты человека с культурой других народов.

Темы раскрывают богатство и разнообразие представлений народов о красоте явлений жизни. Здесь все – и понимание природы, и связь с ней построек, и одежда, и праздники – разное. Обучающиеся должны осознать: прекрасно именно то, что человечество столь богато разнообразными художественными культурами и что они не случайно разные.    

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме; декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

        Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – проводятся экскурсии в краеведческие музеи; используются видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.          

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения.  При прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с окружающим миром («Природа России», «Родной край – часть большой страны», «Страницы всемирной истории», «Страницы истории Отечества»), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудовым обучением (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).

Основные содержательные линии

        В рабочей программе по изобразительному искусству 4 класс выделены 3 основные содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержание обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью.

Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности: конструктивной, изобразительной, декоративной.

Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные – живопись, графика, скульптура; конструктивные – архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства. Но одновременно каждая из этих форм деятельности присуща созданию любого произведения искусства и поэтому является необходимой основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности.  

Три способа освоения художественной действительности представлены в начальной школе в игровой форме, как Братья – Мастера Изображения, Украшения, Постройки, эти три вида художественной деятельности сопутствуют обучающимся весь год обучения. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, а затем более глубоко осознавать искусство.

        Цели обучения

Изучение изобразительного искусства и художественного труда в 4 классе направлено на достижение следующих целей:

         • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа, практические и тематические работы. На учебных занятиях используются коллективные способы обучения в парах постоянного состава (ППС), в малых группах. Во время учебных занятий ученики обсуждают работы товарищей, результаты коллективного творчества и индивидуальные работы на уроках.

В 4 классе возрастает значение коллективных работ в учебно-воспитательном процессе. Значительную роль играют литературные и музыкальные произведения, позволяющие создать целостное представление о культуре народа.

Большое внимание уделяется развитию речи обучающихся, так как раскрываются основные термины и понятия такие, как: пастель, гравюра, репродукция, панно.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

На уроках изобразительного искусства формируются умения:

♦ воспринимать окружающий мир и произведения искусства;

♦ выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений;

♦ анализировать результаты сравнения;

♦ объединять произведения по видовым и жанровым признакам;

♦ работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа;

♦ решать творческие задачи на уровне импровизаций, проявлять оригинальность при их решении;

♦ создавать творческие работы на основе собственного замысла;

♦ формировать навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат);

♦ работать с пластилином, глиной, бумагой, гуашью, мелками;

♦ участвовать в создании «проектов» изображений, украшений, построек для улиц родного города;

♦ конструировать из бумаги макеты детских книжек;

♦ складывать бумагу в несколько слоев, соединять простые объемные бумажные формы в более сложные бумажные конструкции (создание игрушечного транспорта);

♦ передавать на доступном уровне пропорции человеческого тела, движения человека.

ПОУРОЧНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

№ урока

Дата

Тема урока        

Цель урока        

Характеристика  деятельности учащихся

1.

Осенний вернисаж

Познакомить детей с красотой осеннего пейзажа; учить рисовать по памяти и представлению; развивать образное видение, воображение, творческую фантазию, художественный вкус.

 работать с гуашью и акварелью.

2.

Пейзаж родной земли

Познакомить детей с разнообразием пейзажных сюжетов; показать роль искусства в понимании красоты природы; учить передавать впечатления, полученные в жизни; развивать воображение, творческую фантазию, графические навыки. Знакомство с особенностями пейзажа Вологодской области.

определять средства выразительности настроения  и чувств в искусстве, рисовать по памяти.

3.

Гармония жилья с природой

Познакомить уч-ся с образом традиционного русского дома – избы; рассмотреть конструкцию избы и назначение ее частей, ее украшения; воспитывать у детей интерес к искусству. Знакомство с устройством избы в Вологодской области.

 Раскрывать  гармоничную связь человека с окружающим миром природы, жилья с природой.

4.

Деревня - деревянный мир

Познакомить уч-ся с деревянной храмовой архитектурой; рассмотреть разнообразие сельских деревянных построек: избы, ворот, колодцев и т. д.; воспитывать у детей любовь к природе, художественный вкус. Знакомство с храмовой архитектурой Вологодской области.

определять средства художественной выразительности, используемые в своих работах.

5.

Образ русского человека (женский образ)

Познакомить уч-ся с жанром портрета, красотой русской народной одежды женщин; показать роль искусствам в понимании красоты русской женщины; учиться определять средства выразительности настроения и чувства в искусстве.

показать отражение пропорций и мимики лица в портрете, творческую фантазию.

6.

Образ русского человека (мужской образ)

Познакомить уч-ся с изображением образа русского богатыря в живописи; дать представление о вооружении древнерусского воина; развивать умения определять средства художественной выразительности; воспитывать у детей интерес к живописи.

совершенствовать навыки работы с гуашью, последовательность операций при выполнении работы.

7.

Воспевание труда в искусстве

Познакомить уч-ся с изображением красоты труда в произведениях ИЗО и народного фольклора; дать представление о труде крестьян  в Древней Руси и об орудиях труда; учить определять средства выразительности в живописи. Знакомство с пахотными орудиями труда Вологодской области.

совершенствовать навыки изображения человека в движении, в трудовой деятельности.

8.

Народные праздники

Дать представление о языческих богах древних славян; познакомить с народными праздниками, обычаями; развивать творческое воображение; воспитывать интерес к традициям русского народа. Знакомство с обрядами и праздниками Вологодской области.

подбирать художественные приемы для изображения задуманного.

9.

Ярмарка. Обобщение  по теме «историки родного искусства»

Дать представления  о проведении ярмарки; познакомить с обычаями в проведении ярмарки; обобщить знания уч-ся по теме: «Историки родного искусства»; укреплять меж предметные связи.  

подбирать художественные приемы для изображения задуманного.

10.

Древнерусский город крепость

Рассказать Уч-ся об архитектуре города-крепости; развивать эмоциональное, эстетическое, образное восприятие, творческие способности; воспитывать любовь к родному краю.  Знакомство с Кирилло-Белозерским  монастырём.

определять пропорции крепостной башни.

11.

Древние соборы

Познакомить уч-ся с историей создания соборов Москвы; дать представление об особенностях архитектуры древних соборов; показать духовные и нравственные ценности памятников искусства для установления связи прошлого с настоящим и грядущим. Соборы Великого Устюга.

освоить особенности архитектуры, учиться рисовать по памяти.

12.

Древний город и его жители

Познакомить уч-ся с организацией внутреннего пространства города; рассмотреть характер жилых построек; учить выделять средства художественной выразительности в произведениях живописи; развивать композиционное мышление. Экскурсия в музей архитекуры « Жизнь древнего города»

Совершенствовать приём рисования  по памяти и представлению.

13.

Древнерусские воины – защитники

Дать представление об образе жизни людей (князя, его дружины, ремесленников); повторить знания о вооружении древнерусских воинов-защитников воспитывать патриотизм и любовь к Родине.

развивать навыки изображения человека, эмоциональное, эстетическое, образное восприятие.

14.

Города русской земли

Дать представление об исторической архитектуре и памятниках древнерусских городов; познакомить с особенностями в облике городов, сформированном историей и характером деятельности жителей; воспитывать художественный вкус. Самобытность города Устюжна.

Развивать навыки графики, композиционного мышления.

15.

Узорочье теремов

Познакомить уч-ся с образами теремной архитектуры; дать представление о вариантах украшения царских палат (роспись, орнамент, изразцы); развивать творчество, композиционное мышление. Знакомство с орнаментами Вологодской области.

Выражать настроение в живописи.

16.

Праздничный пир в теремных палатах. Урок – обобщение

Обобщить знания уч-ся о роли постройки, украшения и изображения в создании образа древнерусского города; познакомить уч-ся с праздничными одеждами бояр, купцов; показать стилистическое единство костюмов людей и облика архитектуры.

Совершенствовать изобразительные навыки, творчество, композиционное мышление.

17.

Образ японских построек

Дать представление о характере архитектуры в Японии; познакомить с традиционным японским праздником «Цветение вишни-сакуры»; воспитывать интерес к культуре, искусству других народов.

Совершенствовать изобразительные навыки.

18.

Отношение к красоте природы в японской культуре

Дать представление о характере образа японской природы; показать различия образов японского и русского пейзажей; развивать воображение, творчество, навыки работы с акварелью; воспитывать трудолюбие.

 Усвоить классическую пейзажную живопись Японии, которая выражает величие природы.

19.

Образ человека, характер одежды в японской культуре

Познакомить с изображением японской женщины, с японским национальным костюмом; учить выделять средства художественной выразительности в живописи; развивать композиционное мышление, творчество, воображение.

Испытывать уважение к культуре другого народа.

20.

Искусство народов степей

Показать разнообразие природу нашей планеты и способность человека жить в самых разных природных условиях; дать представление о поселениях в горах; развивать творчество и графические навыки; воспитывать уважение к культуре других народов.

Соблюдать пропорции в изображении человека, животных и жилья.

21.

Образ художественной культуры средней Азии

Дать представление о памятниках архитектуры Средней Азии; познакомить с декором старинных мечетей, минаретов; развивать эмоциональное, эстетическое, образное восприятие, творческие способности.

Продолжать учиться рисовать по памяти и воображению.

22.

Образ красоты древнегреческого человека

Дать представление о древнегреческом образе прекрасного человека; познакомить уч-ся с древнегреческими скульптурами и искусством греческой вазописи; развивать художественно эстетический вкус на основе духовных ценностей древнегреческой культуры.

Развивать навыки изображения человека в движении.

23

Древнегреческая архитектура

Дать представление о характере древнегреческой архитектуры; познакомить с понятием «ордер» в архитектуре; рассмотреть виды древнегреческих ордеров; развивать эстетическое, эмоциональное воображение; воспитывать интерес к культуре Древней Греции.

конструировать объемные формы, усложняя их декоративными деталями;

24

Олимпийские игры в древней Греции

Дать представление о Олимпийских игр в Древней Греции; развивать творчество, композиционное мышление; воспитывать чувство взаимопомощи и товарищества.

совершенствовать изобразительный навык и глазомер.

25.

Средневековая архитектура Европы

Дать представление об образе готических городов средневековой Европы; познакомить уч-ся с образом готического храма и его декором; воспитывать интерес к архитектуре.

учиться изображать постройки, соблюдая их пропорции.

26.

Средневековые готические костюмы

Дать представление о сословных разделениях людей, о ремесленных цехах; познакомить с образом средневекового готического костюма; показать стилистическое единств: средневековой архитектуры и средневекового костюма; развивать композиционное мышление.

совершенствовать навыки изображения людей; создавать женский образ;

27.

Обобщение по теме каждый народ художник

Обобщить знания по теме четверти; показать стилистическое единство образа природы, образа архитектуры и образа человека в каждой культуре; развивать эстетическое, эмоциональное воображение, творчество; прививать интерес к культуре разных народов.

делать общие выводы по предыдущей теме.

28.

Все народы воспевают материнство

Дать представление, о едином образе матери в искусстве разных народов; совершенствовать навыки и умение в изображении человека; воспитывать уважение к женщине, к матери.

 развивать навык рисования по представлению.

29.

Все народы воспевают мудрость старости

Дать представление о роли живописи в изображении внутренней красоты человека, красоты его душевной жизни; учить выделять средства художественной выразительности; развивать воображение, творчество и композиционное мышление; воспитывать любовь и уважение к пожилым людям.

 совершенствовать навыки рисования по представлению, навыки изображения человека.

30.

Сопереживание великая тема искусства

Показать учащимся, как художник через искусство выражает свое сочувствие, учит сопереживать чужому горю; познакомить учащихся с работами В. Перова и Рембрандта; совершенствовать изобразительные навыки; развивать композиционное мышление; воспитывать любовь и сочувствие ко всему живому.

 учиться определять средства художественной выразительности.

31.

Герои борцы и защитники

Расширить представления о работе скульптора, познакомить с этапами его работы, с монументальной скульптурой, ее характером; развивать воображение, творчество и художественный вкус; осуществлять меж предметные связи; воспитывать патриотизм.

совершенствовать графические навыки.

 умение уловить и передать пропорции, соотношение масс частей тела, компоновать части в единое целое.

32.

Юность и надежды

Дать представление об изображении в искусстве разных народов радости детства; познакомить с творчеством некоторых художников и их произведениях о детях; развивать композиционное мышление, творчество и воображение; укреплять меж предметные связи; прививать аккуратность.

Продолжить формирование навыков изображения людей.

33.

Искусство народов мира. Обобщение

Подвести итоги учебно-воспитательной работы за год; создать благоприятную атмосферу для проявления изобразительных способностей, знаний детей; воспитывать интерес к произведениям изобразительного искусства.

 развивать познавательные потребности, творчество и воображение.

Результаты обучения

В конце 4 класса учащиеся должны:

• усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов:  

• приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн декоративно-прикладные и народные виды искусства;

• развивать по возможности свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;

• развивать фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;

•  приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и пространственных построений;

• освоить выразительные возможности художественных материалов: гуашь, акварель, мелки, карандаш, пластилин, бумага для конструирования;

• приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства, начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли, то есть значение в жизни человека и общества;

• приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой  художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;

• приобрести знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в создании среды жизни и предметного мира;

• сформировать представления и деятельности художника в синтетических и зрелищных видах искусства (в театре и кино);

• научиться анализировать произведения искусства, обрести знание конкретных произведений выдающихся художников в различных видах искусства; научиться активно использовать художественные термины и понятия;

• овладеть опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобрести навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности.    

Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен знать (понимать):

 основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;

 известные центры народных художественных ремесел России;

 ведущие художественные музеи России.

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен уметь:

• различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;

 сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);

 использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);

применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах, иллюстрациях к произведениям литературы и музыки.

        Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• самостоятельной творческой деятельности;

• обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

• оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематичесое планирование для 3 класса по изобразительному искусству и художественному труду для 3 класса.

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству и художественному труду для 3 класса (Т. Я. Шпикалова)....

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» для 4 класса Неменский Б.М.

Настоящая программа по изобразительному искусству для 4 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных у...

программа по изобразительному искусству и художественному труду для 1 класса ФГОС по Б.М. Неменскому

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАна 2012 – 2013 учебный год  Предмет  Изобразительное искусство и художественный труд...

программа по изобразительному искусству и художественному труду для 1 класса ФГОС по Б.М. Неменскому

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАна 2012 – 2013 учебный год  Предмет  Изобразительное искусство и художественный труд...

программа по изобразительному искусству и художественному труду для 1 класса ФГОС по Б.М. Неменскому

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАна 2012 – 2013 учебный год  Предмет  Изобразительное искусство и художественный труд...

Изобразительное искусство и художественный труд 2 класс Тема: «Подснежники» (оригами)

В урок вставлен экологический компонент приуроченный к "Дню подснежника"....