Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» для 4 класса Неменский Б.М.
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

Кутепова Елена Петровна

 

Настоящая программа по изобразительному искусству для 4 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд», под редакцией Б.М. Неменского, 5-е издание, М. Просвещение 2009.  Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_izo_4_klass.doc178 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей № 6 г. Невинномысска

«Согласовано»                                

зам. директора  по УВР        

________________М.В.Агаркова                

Протокол № _________________                                                                                                                                             «_26__» _августа_ 2011 г.

« Согласовано»                                

зав. кафедрой        

________________Н. П. Голищева                

«_26__» _августа_ 2011 г.

«Утверждаю»

директор лицея

____________С. Б. Денисюк

Приказ № _____________                                                                                                                                                                      «_26__» _августа_ 2011 г.

Рабочая программа по предмету

«Изобразительное искусство и художественный труд»

для 4 класса

Программа предназначена для реализации в 2011-2012 учебном году.

Автор - составитель программы

учитель начальных классов высшей категории

Кутепова Елена Петровна.

Рассмотрено на заседании

научно-методического совета МОУ Лицей № 6

протокол № _________ от «_______»_____________ 2011 года.

Раздел I. Пояснительная записка.

Статус документа

Настоящая программа по изобразительному искусству для 4 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд», под редакцией Б.М. Неменского, 5-е издание, М. Просвещение 2009.  Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом.

Общая характеристика учебного предмета

        Содержание рабочей программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

         Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Обучающиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Это  дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.

        Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности обучающихся: восприятие произведений искусства (ученик - зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме; декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

        Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – проводятся экскурсии в краеведческие музеи; используются видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.          

Основные содержательные линии

        В рабочей программе по изобразительному искусству 4 класс выделены 3 основные содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержание обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью.

Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности: конструктивной, изобразительной, декоративной.

Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные – живопись, графика, скульптура; конструктивные – архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства. Но одновременно каждая из этих форм деятельности присуща созданию любого произведения искусства и поэтому является необходимой основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности.  

Три способа освоения художественной действительности представлены в начальной школе в игровой форме, как Братья – Мастера Изображения, Украшения, Постройки, эти три вида художественной деятельности сопутствуют обучающимся весь год обучения. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, а затем более глубоко осознавать искусство.

Целью художественного воспитания и обучения ребенка в 4-м классе является формирование представления о многообразии художественных культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека.

Многообразие представлений различных народов о красоте раскрывается в процессе сравнения родной природы, труда, архитектуры, красоты человека с культурой других народов.

Учебные задания года предусматривают дальнейшее развитие навыков работы с гуашью, пастелью, пластилином, бумагой. Задачи трудового воспитания органично связаны с художественными. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества.

В 4-м классе возрастает значение коллективных работ в учебно-воспитательном процессе. Значительную роль в программе 4-го класса играют музыкальные и литературные произведения, позволяющие создать целостное представление о культуре народа.

        Цели обучения

Изучение изобразительного искусства в 4 классе направлено на достижение следующих целей:

         • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Основные принципы программы:

Программа разработана как целостная система введения в художественную культуру

Принцип «от жизни через искусство к жизни»

Принцип целостности и неспешности освоения материала каждой темы.

Принцип единства восприятия и созидания.

Проживание как форма обучения и форма освоения художественного опыта условие постижения искусства.

Развитие художественно – образного мышления, художественного  переживания ведёт к жестокому отказу от выполнения заданий по схемам, образцам, по заданному стереотипу.

Программа является интегрированным курсом, включающим в себя в единстве изобразительное искусство и художественный труд,  и оптимальный вариант её реализации происходит за 2 учебных часа в неделю. В то же время при отсутствии возможностей программа может быть реализована за 1 учебный час в неделю. В данной школе программа реализуется за 1 час в неделю. При этом количество и последовательность учебных  тем остаются такими же – без сокращений, но снижается уровень практических навыков и навыков художественного восприятия. Однако обучение по программе остаётся в целом результативным.

Формой проведения занятий по программе является урок.

На уроках изобразительного искусства важно стремиться к созданию атмосферы увлечённости и творческой активности.

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формированием личности ребёнка.

Место предмета в базисном учебном плане

В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Изобразительное искусство и художественный труд» отводится 2 часа в неделю. Всего на изучение программного материала отводится  68 часов. Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» 4 класс разработана на основе учебно-методического комплекта «Школа России», а именно авторской программы Б. М. Неменского, В. Г. Гурова, Л. А. Неменской.

Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа. Большое внимание уделяется развитию речи обучающихся, так как раскрываются основные термины и понятия такие, как: живопись, скульптура, натюрморт, галерея, музей, портрет, пейзаж.

Раздел II. Учебно-тематический план.

Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала

№ п\п

Наименование разделов и тем.

Всего часов

1.

Истоки искусств твоего народа

16 ч.

2.

Древние города твоей земли

14 ч.

3.

Каждый народ – художник

22 ч.

4.

Искусство объединяет народы

16 ч.

Раздел III. Требования к уровню подготовки учащихся за курс изобразительного искусства  4 класса.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

На уроках изобразительного искусства формируются умения:

♦ воспринимать окружающий мир и произведения искусства;

♦ выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений;

♦ анализировать результаты сравнения;

♦ работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа;

♦ решать творческие задачи на уровне импровизаций, проявлять оригинальность при их решении;

♦ создавать творческие работы на основе собственного замысла;

♦ формировать навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат);

Учащиеся должны знать:

•        основные виды и жанры изобразительных искусств;

•        основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);

•        выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;

•        наиболее крупные художественные музеи России;

•        известные центры народных художественных ремесел России;

Учащиеся должны уметь:

- пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;

- видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;

- видеть и пользоваться в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;

- создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;

- активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.

Формирование УУД в рамках эксперименты по апробации ФГОС

Универ сальные

учебные дейст вия

Формирование универсальных учебных действий

Учителем

Учеником

Личностные универсальные

учебные действия

  1. Создание образовательной ситуации для присвоения и проявления ролей художника (живописец, график,

скульптор, дизайнер и т. д.), автора, зрителя, критика,

       экскурсовода, искусствоведа и т. д.

  1. Использование только позитивного обращения к

Личностному своеобразию (формирование позитивной

Я-концепции).

  1. Создание ситуации для проявления своей личностной позиции.
  2. Обеспечение адресного выполнения творческой работы с обязательным указанием имени автора.
  3. Проведение персональной выставки юных авторов.
  4. Публичная защита авторской концепции/проекта.
  5. Создание системы позитивной и качественной обратной связи по результатам и процессу творческой деятельности.
  1. Воспитание интереса к изобразительному искусству,
  2. Формирование представлений о добре и зле.
  3. Обогащение нравственного опыта.
  4. Развитие нравственных чувств.
  5. Развитие уважения к культуре народов многонациональной
  6. России и других стран.
  7. Развитие воображения, творческого
  8. потенциала, желание и умение подходить к любой своей
  9. деятельности творчески.
  10. Развитие способностей к эмоционально- ценностному отношению к искусству и окружающему миру.

Регулятивные универсальные

учебные действия

  1. Вера в способности и талантливость ученика!
  2. Выявление индивидуальных интересов и ожиданий от урока.
  3. Совместное целеполагание, использование мотивирующих

метафор, сказок, легенд и историй.

  1. Использование особо эмоциональных высказываний
  2. Выдающихся деятелей мировой культуры и искусства.
  3. Индивидуальное планирование результатов продвижения в

освоении творческой деятельности.

  1. Организация художественно- творческой деятельности:
  2. рисование, лепка, моделирование из бумаги, создание проекта дизайна и т. д.
  3. Восприятие и анализ произведений искусства: созерцание,

разглядывание, высказывание собственного мнения, создание отзыва, написание рецензии и т. д.

  1. Понимание учебной задачи.
  2. Определение последовательности действий.
  3. Работа в заданном темпе.
  4. Проверка работы по образцу.
  5. Оценивание своего отношения к работе.
  6. Выполнение советов учителя по организационной деятельности.
  7. Владение отдельными приемами контроля.
  8. Умение оценить работу товарища.
  9. Умение планировать учебные занятия.
  10. Умение работать самостоятельно.
  11. Умение организовать работу по алгоритму.
  12. Владение пооперационным контролем.
  13. Оценивание учебных действий своих и товарища.
  14. Умение работать по плану и алгоритму.
  15. Планирование основных этапов работы.
  16. Контролирование этапов и результатов.

Познавательные

универсальные учебные

действия

  1. Построение обучения на основе:

- восприятия художественного произведения;

- изображения формы, выбора и смешения красок, изображения света и тени, создания композиции, отражения перспективы и т. д.;

- разработки и реализации творческой работы/проекта;

- анализа художественного произведения (замысла автора,

  1. Использования комплекса выразительных средств, определения
  2. Принадлежности произведения к эпохе, стилю и т. д.);

- создания отзыва и написания рецензии;

- продуктивного посещения выставки и галереи;

- организации экскурсии.

  1. Самостоятельная подготовка сообщений с использованием различных источников информации.
  2. Овладение приемами работы различными графическими материалами.
  3. Наблюдение, сравнение, сопоставление геометрической формы предмета.
  4. Наблюдение природы и природных явлений.
  5. Создание элементарных композиций на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок, орнамент) и в пространстве.
  6. Использование элементарных правил перспективы для передачи пространства на плоскости в изображении природы, городского пейзажа и сюжетных сцен.
  7. Использование контраста для усиления эмоционально- образного звучания работы.

Коммуникативные

универсальные

учебные действия

  1. Обеспечение обоснованного личностного выбора в обучении:

- индивидуальной или групповой работы;

- формы и вида деятельности;

- темы, художественных средств, сложности работы;

- индивидуальной или групповой деятельности;

- формы домашнего задания.

  1. Выражение своего отношения к произведению изобразительного

искусства в высказываниях, письменном сообщении.

  1. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств

произведений.

  1. Оценивание учебных действий своих и товарищей.

Раздел IV. Литература и средства обучения

Учебно-методическое обеспечение

Для ученика:

  1. Изобразительное искусство. Каждый народ - художник. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. (Школа Неменского), Автор        Горяева Н. А., Неменская Л. А., Питерских А. С. и др. / Под ред. Неменского Б. М.

Для учителя :

  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования
  2. Примерные программы по учебным предметам федерального базисного учебного плана
  3. Программы общеобразовательных учреждений. Неменский Б.М. «Изобразительное искусство и художественный труд», 1-9 классы, 5-е издание, М. Просвещение 2009.
  4. Программно-методические материалы. Изобразительное искусство и художественный труд. Под руководством Б.М. Неменского, 1-9 классы, 5-е издание, М. Просвещение 2009. – 144 с.
  5. Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: 1-4 кл.: методическое пособие. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 191 с.

Раздел V. Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового) .

Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся

  1. Имеются в наличии художественные материалы, в полном объеме  выполнялась объемная поисково-исследовательская деятельность в форме д/з, рефератов и др., активно велась самостоятельно-творческая художественная деятельность
  2. Проявляет эмоциональное отношение к воспринимаемому и изображаемому явлению, доминирует внутренняя мотивация, которая доставляет удовольствие от работы
  3. Наличие волевых качеств личности, обеспечивающих практическую реализацию творческих замыслов, наличие упорства и настойчивости в поисках решения нового произведения, его интерпретация
  4. Постоянная потребность к творчеству, интерес, выраженный в систематических выполнениях домашних и иных творческих работ
  5. Переданы чувства формы и фактуры. Образное решение сюжета с применением цветовых колористических сочетаний цветов, решено эмоционально-цветовое исполнение замысла
  6. Соответствие выбранной художественной техники темы замысла, разнообразие выразительных средств
  7. Присутствие оригинальности и индивидуальности в работе, выраженное через нешаблонное решение сюжета, доминирование своей точки зрения на решение заданной темы
  8. Адекватно развитая самооценка учащимся своей познавательно-созидательной деятельности (учащийся объективно оценивает свои успехи на уроке и обоснованно дает им характеристику)

Формы контроля уровня обученности:

  1. Викторины
  2. Кроссворды
  3. Отчетные выставки творческих  (индивидуальных и коллективных) работ
  4. Тестирование

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Система уроков

Дидакти ческая модель

обучения

Педагоги ческие средства

Вид деятель ности учащихся

Задачи. Планируемый результат и уровень усвоения

Компетенции

Учебно-познавательная

Информа-

ционно-

коммуни-

кативная

Базовый уровень

Продвинутый уровень

дата

1

2

3

4

5

6

7

8

Р а з д е л 1. КАЖДЫЙ НАРОД - ХУДОЖНИК. ИСТОКИ РОДНОГО ИСКУССТВА (8 часов)

Цель: развивать способности к восприятию красоты родного края, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру; способство вать освоению знаний об архитектуре, дизайне, формированию коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентационной компетенции.

1-3

Пейзаж родной земли. Гармония жилья и природы. Деревня -деревянный мир.

Цель: развивать способности к эмоционально-ценностному восприятию природы, подвести учащихся к выводу о богатых исторических традициях русского народа

Продук тивная, объясни-тельно-иллюст-ратив-ная,

личност-но ори ентиро ванная педаго гическая ситуация

Беседа, вхожде ние в контекст проблем ученика

Индиви дуаль ная, парная

Знать характерные черты родного пейзажа, образ русской избы. Уметь нарисовать пей заж по памяти

Знать устройство рус ской избы, украшение избы.

Уметь создать образ избы (коллективная ра бота)

Уметь находить справоч-но-ин-форма-ционный материал по теме и поль зоваться им

4-6

Образ красоты человека.

Цель: развивать способности к воображению, дать представле ние о характерных особенностях облика русской красавицы

Беседа, вхожде ние в контекст проблем ученика

Индиви дуаль ная, парная, группо вая

Иметь представление

о красоте русского чело века, традиционной на родной одежде. Уметь создать женский, мужской, народный об раз

Знать характер сельско го труда, образы, свя занные с ним, роль головного убора, укра шения в народном кос тюме.

Уметь изобразить сцену труда в крестьянской жизни

7

Народные праздники.

Цель: сформировать представле ние о роли народных праздников в жизни людей; научить создавать коллективное панно «Праздник»

Индиви дуаль ная, парная

Иметь представление

о своеобразии русской природы, деревенской местности, ее жителях, специфике их труда

Знать календарные праздники, способ ра боты с композицией


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6                                                       7

8

8

Народные праздники.

Цель: продолжить работу над коллективным панно «Праздник»

Практи кум

Индиви дуаль ная, парная, группо вая

Уметь использовать ху дожественные материалы (гуашь, акварель)

Уметь применять выра зительные средства для реализации своего за мысла в рисунке

Уметь находить нужную инфор мацию

Р а з д е л 2. ДРЕВНИЕ ГОРОДА НАШЕЙ ЗЕМЛИ (7 часов)

1

Древнерусский город-крепость.

Цель: вызвать интерес к устрой ству города-крепости; развивать чувство пропорции, познакомить с понятиями вертикаль, горизон таль

Продук тивная, объясни-тельно-иллюст-ратив-ная,

личност-но ори ентиро ванная педаго гическая ситуация

Упраж нения, лекция, вхожде ние в контекст проблем ученика, диалог, поступок

Индиви дуаль ная, парная, группо вая

Знать, как выбиралось место для постройки крепостной стены, баш ни, ворот.

Уметь изобразить крепо стные башни, ворота

Знать понятия верти каль, горизонталь. Уметь изобразить го род-крепость на фоне пейзажа

Уметь находить справоч-но-ин-форма-ционный материал по теме и поль зоваться им

2

Древние соборы.

Цель: познакомить с архитекту рой древнего каменного храма, закрепить навыки видеть пропор ции

Индиви дуаль ная, парная, группо вая

Знать особенности со борной архитектуры, пропорции соборов. Уметь объяснять, почему собор является смысло вым центром города; ле пить из пластилина макет храма (в группе)

Знать конструкцию, символику частей хра ма, украшения храма. Уметь выполнять груп повую работу по по стройке храма (бумаго-пластика)

3

Древний город и его жители.

Цель: вызвать интерес к уст ройству внутреннего простран ства Кремля, познакомить с древними русскими городами и их жителями

Беседа, вхожде ние в контекст проблем ученика

Индиви дуаль ная, парная, группо вая

Знать организацию внутреннего пространст ва Кремля.

Уметь моделировать жи лое наполнение города

Знать строение и кон структивные особен ности кремля, торгово го посада.

Уметь завершить кол лективную работу по созданию макета древ него города с его жите лями


Продолжение табл.

1

2

3

4                       5

6

7

8

4

Древнерусские воины-защит ники.

Цель: вызвать интерес к позна нию образа жизни князя и его дружины; развивать образное воображение учащихся, навыки и чувство пропорции

Продук тивная, объясни-тельно-иллюст-ратив-ная,

личност-но ори ентиро ванная педаго гическая ситуация

Упраж нения, лекция, беседа, вхожде ние в контекст проблем ученика, диалог, поступок

Индиви дуаль ная, парная, группо вая

Знать, как жили князь и его люди, как одевались. Уметь изобразить древ нерусских воинов

Знать различия в жизни князя с дружиной и торгового люда. Уметь изобразить кня зя, торговый люд

Уметь находить справоч-но-ин-форма-ционный материал по теме и поль зоваться им

5-6

Города Русской земли. Узорочье теремов.

Цель: подвести учащихся к вы воду о богатой и великой истории русских городов; познакомить со способами передачи пространства

Индиви дуаль ная, парная, группо вая

Знать старинные русские города: Москва, Новго род, Владимир, Суздаль, Ростов Великий. Уметь отличать эти го рода

Знать конкретный образ и облик каждого из этих городов.

Уметь изобразить жи вописно или графиче ски древнерусский го род

7

Праздничный пир в теремных палатах.

Цель: обобщить материал чет верти, закрепить навыки изобра жения города, используя пропор ции, композиции, цвет

Индиви дуаль ная, парная, группо вая

Знать роль постройки, украшения и изображе ния в создании образа древнерусского города. Уметь изобразить техни кой вклеивания предмет ный мир праздника «Княжеский пир»

Знать стилистическое единство архитектуры и костюмов людей. Уметь создать коллек тивное аппликационное панно «Княжеский пир»

Р а з д е л 3. КАЖДЫЙ НАРОД - ХУДОЖНИК (10 часов)

1-3

Страна восходящего солнца (Япония).

Цель: вызвать интерес учащихся к культуре зарубежных стран; по знакомить с особенностями изо бражения, украшения и постройки в искусстве Японии

Продук тивная, объясни-тельно-иллюст-ративная педаго гическая ситуация

Упраж нения, лекция, беседа, вхожде ние в контекст проблем ученика, диалог, поступок

Индиви дуаль ная, парная, группо вая

Знать особенности лег ких конструкций, по строек в Японии. Уметь сравнивать быто вую постройку и храм-пагоду

Знать особенности японской культуры: графичность, хруп кость.

Уметь изобразить при роду через детали (вет ка, трава)

Уметь находить справоч-но-ин-форма-ционный материал по теме и поль зоваться им

4-6

1

Образ художественной культу ры Древней Греции.

Цель: вызвать интерес, потреб ность дальнейшего изучения ху дожественной культуры Древней

Знать значение искусст ва Древней Греции, образ греческой природы, Акрополь

Знать конструктивность в греческом понимании красоты мира


Продолжение табл.

1

2

3

4                       5

6

7

8

Греции; закрепить навыки переда чи пространства цветом; создать панно «Древнегреческий празд ник»

Уметь изобразить грече ский храм

Уметь изобразить олимпийских спорт сменов, работать над панно в группе

Уметь

находить справоч-но-ин-форма-ционный материал по теме и поль зоваться им

7-9

Образ художественной культу ры средневековой Западной Ев ропы.

Цель: развивать навыки умения вырезать и склеивать бумагу (бу-магопластика); подготовить к ито говому уроку

Продук тивная, объясни-тельно-иллюст-ратив-ная,

личност-но ори ентиро ванная педаго гическая ситуация

Упраж нения, лекция, беседа, вхожде ние в контекст проблем ученика, диалог, поступок

Индиви дуаль ная, парная, группо вая

Знать образ готических городов средневековой Европы, готические вит ражи.

Уметь цветом передавать пространственные планы; конструировать объем ные формы

Знать сословное разде ление людей, средневе ковые готические кос тюмы (вертикальные линии, удлиненные пропорции). Уметь конструировать объемные формы, ус ложняя их декоратив ными деталями

10

Обобщение темы четверти.

Цель: закрепить умение работы в стиле бумагопластики; подгото вить выставку работ учащихся; создать коллективное панно

Индиви дуаль ная, парная, группо вая

Иметь общее представ ление об образах городов разных стран, их жителях (в разные столетия). Уметь отличать образы городов, анализировать эти отличия

Р а з д е л 4. ИСКУССТВО ОБЪЕДИНЯЕТ НАРОДЫ (9 часов)

1-2

Все народы воспевают материн ство.

Цель: подвести учащихся к вы воду о едином для всех народов понимании эстетических катего рий красоты и безобразия в явле ниях жизни, в искусстве

Продук тивная, объясни те л ьно-иллюст-ративная педаго гическая ситуация

Упраж нения, лекция, беседа, вхожде ние в контекст проблем ученика, диалог, поступок

Индиви дуаль ная, парная, группо вая

Знать, что в искусстве всех народов есть тема воспевания матери. Уметь изобразить мать и дитя

Знать, как в разные времена разные народы воспевали материнство. Уметь самостоятельно изобразить маму (жи вописно)

Уметь находить нужную инфор мацию и поль зоваться ею


Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

3

Все народы воспевают мудрость старости.

Цель: развивать чувство сопере живания средствами искусства, воспитывать уважение к старости, учить выполнять собственную ра боту с учетом общего коллектив ного замысла

Продук тивная, объясни-тельно-иллюст-ратив-ная,

личност-но ори ентиро ванная педаго гическая ситуация

Упраж нения, лекция, беседа, вхожде ние в контекст проблем ученика, диалог, поступок

Индиви дуаль ная, парная, группо вая

Знать, что красота - это эстетическая и духовная категория; лучшие черты характера бабушки, де душки.

Уметь найти хорошее в повседневной жизни ста риков; изобразить люби мых бабушку, дедушку

Знать, что красота ста рости - в мудрости. Уметь изобразить ста рое дерево, животное, используя цвет, колорит

Уметь находить справоч-но-ин-форма-ционный материал по теме и поль зоваться им

4-5

Сопереживание - великая тема искусства.

Цель: активизировать деятель ность учащихся, работу над про изведениями, помогающими про будить сопереживание, учить вы ражать сочувствие чужому горю, чужому страданию

Индиви дуаль ная, парная, группо вая

Знать, что искусство способно выражать чело веческую скорбь, отчая ние и т. п., что унижение, угнетение человека сле дует понимать как нару шение гармонии и красо ты жизни человека. Уметь изобразить рису нок с драматическим сюжетом

Знать, что героическая

тема в искусстве важна

и занимает большое

место.

Уметь создать эскиз

на тему подвига

6

Герои, борцы и защитники.

Цель: закрепить знания, умения и навыки по теме; развивать уме ния передавать свое отношение к изображаемым событиям, исполь зовать для этого возможности композиции, рисунка, цвета

Продук тивная, объясни-тельно-иллюст-ратив-ная,

личност-но ори ентиро ванная педаго гическая ситуация

Упраж нения, лекция, беседа, вхожде ние в контекст проблем ученика, диалог, поступок

Индиви дуаль ная, парная, группо вая

Знать героев Сталин градской битвы: М. Па-никаху, С. Филиппова, и др.

Уметь выполнить памят ник в технике апплика ции

Знать основные памят ные события, связанные со Сталинградской бит вой.

Уметь выполнить кол лективную работу на военную тему

Уметь

находить справоч-но-ин-форма-ционный материал по теме и поль зоваться им

7-9

Юность и надежды. Искусство народов мира.

Цель: расширить возможности восприятия красоты человека; подвести итог работы учащихся за год

Индиви дуаль ная, парная, группо вая

Знать о воплощении те мы детства и юности в искусстве всех народов. Уметь изобразить ра дость детства с помо щью коллективного кол лажа

Знать основные сюжеты и темы детства, юности. Уметь выполнить кол лективный коллаж, са мостоятельно подо брать его сюжет, по строить композицию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» 4 класс

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» 4 класс создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработ...

Рабочая программа учебного предмета изобразительное искусство Образовательная область: изобразительное искусство для _I ступени 2 класс

Содержание: 1.Пояснительная записка;2.Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета в данном классе;3.Содержание учебного предмета, курса, модуля и.т.д.;4.Тематичес...

Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство и художественный труд» Т.Я.Шпикалова. 4 класс

Рабочая программа  составлена на основе  авторской  программы  «Изобразительное искусство и художественный труд» Т.Я.Шпикаловой, Е...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебного предмета « Изобразительное искусство и художественный труд» 1 класс

Рабочая программа по  изобразительному искусству разработана на основефедерального государственного образовательного стандарта начального общего    образования ( утверждён МОиН РФ ...

Рабочая программа 1 класс изобразительное искусство и художественный труд "Гармония"

Рабочая программа 1 класс изобразительное искусство и художественный труд "Гармония"...

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство и художественный труд", 2 класс

Рабочая программа учебного предмета "Изобразительное искусство и художественный труд" составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО....