Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство и художественный труд", 2 класс
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 2 класс)

Кобылат Елена Николаевна

Рабочая программа учебного предмета "Изобразительное искусство и художественный труд" составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_izo_i_ht_2_klass.docx78.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Веселовская средняя общеобразовательная школа №1

Адрес: 347780,  Ростовская область, Весёловский район, п. Веселый, переулок Комсомольский  57,

 тел. 8(863 58)6-12-35

«Утверждаю»

Директор МБОУ Веселовская СОШ №1

                                                                                                           Приказ  от____________  №______

                                                                                                                ____________ Г.Ф. Евдокимова

                                                                                                       

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

на 2019-2020 учебный год

по  предмету «Изобразительное искусство и художественный труд»

Уровень  обучения  ‒ 2 класс начального общего образования     

Общее количество часов:   69

Уровень: базовый

           

Учитель: Кобылат Елена Николаевна

Программа разработана: в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, на основе Примерной программы начального общего образования,  авторской программы по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд»

Авторы: Б.М. Неменский, В.Г. Горяев, Г.Е. Гуров, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских, М.Т. Ломоносова, Е.И. Коротеева.

Издательство - М.: Просвещение, 2016г

Учебник: Е. И. Коротеева Изобразительное искусство «Искусство и ты». 2 класс.  Учебник под редакцией Б. Неменского. – М.: «Просвещение», 2018г

п. Веселый

2019 год

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство и художественный труд» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по изобразительному искусству и художественному труду, на основе авторской программы  Б.М.Неменского,  В.Г.Горяева, Г.Е.Гурова, Л.А.Неменской, Н.А.Горяевой, А.С.Питерских, М.Т.Ломоносовой, Е.И.Коротеевой и  следующих нормативных документов:

Законы:

- Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016; статья 12);

- Федеральный закон от 01.12.2007 № 309  «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта» (ред. от 23.07.2013);

- Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (в ред. от 24.04.2015 № 362-ЗС).

Программы:

- Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.06.2015 №1/15);

-Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ Весёловская СОШ№1 (приказ №367 от 24.08.2015, изменения и дополнения от 20.06.2016 г. приказ №357, изменения и дополнения от 10.06.2017 г. приказ №385, изменения и дополнения от 18.06.2018 г. приказ №368 )

Постановления:

- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72, изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 № 81).

Приказы:

-  приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643);

-  приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в ред. от 13.12. 2013, от 28.05.2014, от 17.07.2015);  


- приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 №1529, от 26.01.2016 № 38);

-  приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

-  приказ Минобрнауки России от 28.05.2014 № 594 «Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ» (в ред. приказов Минобрнауки России от 07.10.2014 № 1307, от 09.04.2015                    № 387);

- приказ от 29.12.2014 № 1643 Минобрнауки России «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

- приказ Минобрнауки России  от 29.04.2015 № 450 «О порядке отбора организаций, осуществляющих  выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

- приказ Минобрнауки России  от 14.08.2015 № 825 «О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минобразования и науки России от 5 сентября 2013 года № 1047»;

- приказ от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373»

- приказ  от 29.12. 2016 № 1677 «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

Письма:

- письмо Минобразования России  от 31.10.2003 № 13-51-263/123 «Об оценивании  и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию  здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»;

- письмо Минобрнауки России от 09.02.2012 № 102/03 «О введении курса ОРКСЭ с 1 сентября 2012 года»;

- письмо  Минобрнауки России от 15.07.2014 № 08-888 «Об аттестации учащихся общеобразовательных организаций по учебному предмету «Физическая культура»;

- письмо Минобрнауки России от 02.02.2015 № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников»;

- письмо Минобрнауки России от 25.05.2015 № 08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»;

- письмо от 20.07.2015 № 09-1774 «О направлении учебно-методических материалов»;

-  письмо Минобрнауки России от 04.09.2015 № 08-1404 «Об отборе организаций, выпускающих учебные пособия»;

- письмо Минобрнауки России от 18.03.2016 № НТ-393/08 «Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями);

- письмо Минобрнауки Ростовской области от 25.04.2018 № 24/4.1-5705 «Рекомендации по составлению учебного плана образовательных  организаций, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, расположенных на территории  Ростовской области,  на 2018-2019 учебный год».

Устава:

- Устав МБОУ Весёловская СОШ№1  утверждён Постановлением Администрации Весёловского района   от 23.11.2015 г. №  453.

Целью преподавания по данной программе является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной.                                                                        

В задачи преподавания изобразительного искусства входит:                                                                                                                                     • формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;                                                                                                                              

 • формирование художественно-творческой активности школьников;                                                                                    

 • овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.

Работа с одаренными обучающимися ведется путем выполнения индивидуальных дополнительных заданий из рабочих тетрадей «Изобразительное искусство» (Н.А. Горяева, Л.А. Неменская), которые в журнале в графе домашнее задание помечены *.

        Формирование нравственно-эстетической отзывчивости рассматривается как педагогический процесс, направленный на развитие осознанного отношения детей к окружающему миру и уметь выражать его как в словесной форме, так и художественными средствами. Формирование нравственно-эстетической отзывчивости происходит не только в процессе восприятия окружающей природы, но и в ходе практической деятельности, при восприятии произведений художников (подлинники, слайды, репродукции), при обсуждении творческих работ одноклассников. В результате формирования эмоционально-оценочного отношения к работам одноклассников, к собственному творчеству принимает новые формы и художественно-трудовая деятельность учащихся.

       Формирование художественно-творческой активности учащихся в области изобразительной деятельности позволяет им раскрыться, овладеть различными приемами творческой деятельности. В этом возрасте для ребенка является проблемой овладение письмом, и преодолеть эти трудности поможет графическая работа карандашом, палочкой и тушью, углем и грифелем, работа в мелкой пластике, развивающая пальцы. Живописное освоение листа большого формата с помощью гуашевых красок и широкой кисти помогает раскрепоститься и учит легко работать кистью во всех направлениях, свободно координируя движения руки.

     Художественно-творческая активность детей не только направлена на создание творческого произведения, но и находит проявление в момент вынашивания замысла, в процессе обсуждения будущей работы. Часто сам разговор, непосредственно предваряющий практическую деятельность, является толчком, рождающим художественный образ в детском творчестве. Стимулируют рождение художественного образа музыкальный, литературный и визуальный материал.

Овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков происходит не только в процессе практической деятельности ребенка, но и на подготовительном этапе, связанном с восприятием окружающей действительности, произведений искусства, в результате обсуждения детских работ, а также в процессе усвоения способов работы с различными художественными материалами, демонстрируемых учителем на уроке. В работе с учащимися необходимо идти от образа, от эмоционального насыщения каждой темы. Даже задания, связанные с постижением цвета, характера графической линии, освоением технических приемов работы кисточкой, палочкой, карандашом, в первую очередь должны иметь нравственно-эмоциональную нагрузку.

     На уроках по данной программе вводится игровая драматургия изучаемой темы, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью накопления опыта творческого общения в программу вводятся коллективные занятия. Очень важно, чтобы коллективное художественное творчество обучающихся использовалось при оформлении школьных интерьеров.

      Индивидуальная работа чередуется с коллективной творческой деятельностью учащихся. После выполнения самостоятельной работы проходит обсуждение рисунков, панно, объемных изделий, ученики высказывают свои мнения, делятся впечатлениями, учатся давать оценку с позиции художественно-эстетической ценности работ.

    Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

       Необходимо иметь в виду, что, представленные в начальной школе в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения, Постройки, эти три вида художественной деятельности должны, сопутствовать учащимся все годы обучения. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, а затем более глубоко осознавать искусство.

Место учебного предмета «Изобразительное искусство и художественный труд» в учебном плане

В соответствии с Федеральным базисным учебным планом курс «Изобразительное искусство и художественный труд» изучается с 1 по 4 класс по два  часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 270 часов.

1класс – 66 часов

2 класс – 68 часов

3 класс – 68 часов

4 класс – 68 часов

Часы, отводимые на изучение учебного предмета «Изобразительное искусство и художественный труд» во 2 классе выделены из Обязательной части предметной области «Технология». На основании учебного плана МБОУ Веселовская СОШ №1 на 2019-2020 учебный год, календарного учебного плана-графика на 2019-2020 учебный год, расписания занятий на 2019-2020 учебный год, с учетом праздничных дней в 2019-2020 учебном году – рабочая программа составлена на 69 часов – 35 учебных недель.

Система оценивания по  учебному курсу «Изобразительное искусство и художественный труд»

Оценка  деятельности учащихся осуществляется  в конце каждого урока.

Работы оцениваются качественно по уровню выполнения работы в целом (по уровню творческой деятельности, по качеству выполнения изучаемого приема, самореализации, умению работать самостоятельно или в группе).

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

1. Активность участия.

2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

4. Самостоятельность.

5. Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы

1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления  работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Формы контроля уровня обученности

1. Викторины

2. Кроссворды

3. Отчетные выставки творческих  (индивидуальных и коллективных) работ

4. Тестирование.

Формами подведения итогов реализации программы являются тематические выставки.

Планируемые результаты

личностные

предметные

метапредметные

регулятивные

 познавательные

коммуникативные

Обучающийся

научится

  • элементарные представления о культурном достоянии малой Родины;
  • первоначальные представления о гуманистическом мировоззрении: доброта, желание доставить радость людям; бережное, гуманное отношение ко всему живому; великодушие, сочувствие; товарищество и взаимопомощь;
  • почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;
  • первоначальный опыт межкультурной коммуникации;
  • ценностное отношение к труду, учёбе и творчеству, трудолюбие;
  • дисциплинированность, последовательность, настойчивость и самостоятельность;
  • первоначальный опыт участия в учебной деятельности по овладению иностранным языком и осознание её значимости для личности учащегося;
  • первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, детского фольклора, памятников культуры;

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем действия при выполнении задания;
  • в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов выполнения учебной задачи;
  • осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;
  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами;
  • принимать  участие в учебном сотрудничестве.
  • осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых;
  • использовать простые формы для создания выразительных образов в скульптуре.
  • моделировать с помощью трансформации природных форм образы фантастических животных или инопланетян на плоскости и в объеме.
  • использовать декоративные элементы, простые узоры (геометрические, растительные) для украшения фантастических образов.
  • использовать приемы трансформации объемных форм для создания выразительных образов животных.
  • изображать в объеме выразительные образы человека, литературного персонажа.
  • выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного художественного замысла.

-        использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления картин;

-        учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия художественного произведения;

-        принимать участие в импровизациях,   в   коллективных инсценировках, в обсуждении впечатлений;

-        следить за действиями других участников в процессе творческой деятельности.

- понимать цель выполняемых действий,

- понимать важность планирования работы;

- выполнять действия, руководствуясь выбранным алгоритмом или инструкцией учителя;

- осуществлять контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;

- адекватно оценивать правильность выполнения задания;

- осмысленно выбирать материал, приём или технику работы;

-анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;

-решать творческую задачу, используя известные средства;

Обучающийся получит возможность научиться

-контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками

осуществлять поиск дополнительной информации;

соотносить различные тексты по настроению, стилю, средствам изобразительного искусства;

строить рассуждения о воспринимаемых свойствах изобразительного искусства.

-продумывать план действий при работе в паре, при создании проектов;

-объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа;

-различать и соотносить замысел и результат работы;

--включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную).

Характеристика предметных результатов

Восприятие искусства и виды художественной деятельности

Азбука искусства. Как говорит искусство?

Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?

Обучающийся научится

-различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

-различать названия цветов и оттенков;

-правилам смешивания красок и получения составных цветов;

-использовать выразительные средства изобразительного искусства (композицию, форму, ритм, линию, цвет) для воплощения собственного художественно-творческого замысла;

-различать виды изобразительного искусства: графику, живопись, скульптуру, декоративно - прикладное искусство;

-выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы и передачи своего отношения к ней;

Обучающийся получит возможность научиться

-называть выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;

-воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, объяснять сюжеты и содержание знакомых произведений.

-передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы.

-решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действий;

- изображать пейзажи, натюрморты, выражая к ним своё эмоциональное отношение.

Содержание программы учебного предмета изобразительное искусство  и художественный труд

Чем и как работают художники (16 ч).

Виды и жанры изобразительных (пластических) искусств (общее представление), их связь с жизнью. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в организации материального окружения человека (вторая природа), его повседневной жизни. Освоение основ рисунка, живописи, декоративно-прикладного искусства. Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, композиция, пропорции.

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллаж, граттаж, аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры, пластилин, глина, подручные и природные материалы.Овладение навыками бумагопластики.  Знакомство с отдельными произведениями выдающихся русских и зарубежных художников.

Реальность и фантазия (14 ч) Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек). Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, композиция, пропорции.

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллаж, граттаж, аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры, пластилин, глина, подручные и природные материалы.

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художествен-ном изделии Овладение навыками бумагопластики. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов.

О чем говорит искусство (22 ч)

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художествен-ном изделии. Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, композиция, пропорции. Знакомство с отдельными произведениями выдающихся русских и зарубежных художников: Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России и мира Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в организации материального окружения человека (вторая природа), его повседневной жизни. Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллаж, граттаж, аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры, пластилин, глина, подручные и природные материалы. Овладение навыками бумагопластики. Передача настроения в творческой работе (в живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, материала, орнамента, конструирования.

Как говорит искусство (17 ч)

Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, композиция, пропорции. Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение навыками бумагопластики. Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино Освоение основ рисунка, живописи, декоративно-прикладного искусства. Восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Виды и жанры изобразительных (пластических) искусств (общее представление), их связь с жизнью.

Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек). Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллаж, граттаж, аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры, пластилин, глина, подручные и природные материалы.

Восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Знакомство с отдельными произведениями выдающихся русских и зарубежных художников

Календарно-тематическое планирование, 2класс

Тема урока

Дата

Содержание программного материала

Характеристика видов учебной деятельности

Оборудование

Вид

контроля

Чем и как работают художники  - 16 ч

1/1

Три основные краски. Волшебная палитра.

03.09

Что такое живопись? Первичные основы цветоведения. Основные и составные цвета, цветовой круг. Многообразие цветовой гаммы летней природы. Правила безопасности на занятиях.

Наблюдать цветовые со-четания в природе; смешивать краски (прием «живая краска»); овладевать первичными навыками живописи.

Практическая работа: смешивание гуашевых красок;

Рисование по памяти и впечатлению

Инструменты художника: бумага, линейка, циркуль, палитра, фломастеры, маркёры, тряпочки, фартуки

Текущий

Выставка работ

2/2

Цветочная поляна.

06.09

Текущий

Выставка работ

3/3

Пять красок – всё богатство цвета и тона.

10.09

Восприятие и изображе-ние красоты природы.

Настроение в природе.

Темное и светлое (сме-шение цветных красок с черной и белой). Различное эмоциональ-ное звучание цвета. Правила безопасности на занятиях.

Сравнивать и различать темные и светлые оттенки цвета и тона; смешивать цветные краски с белой и черной для получения нужного колорита; создавать пейзажи, различные по настроению 

  Рисование по памяти и представлению

Инструменты художника: бумага, линейка, циркуль, палитра, фломастеры, маркёры, тряпочки, фартуки

Текущий

Выставка работ

4/4

Природные стихии. Радуга на грозовом небе.

13.09

Текущий

Выставка работ

5/5

Восковые и цветные мелки.

17.09

Яркость восковых и мас-ляных мелков, текучесть и прозрачность акварели.

Выразительные возмож-ности этих материалов, особенности работы ими.

Передача различного эмоционального состо-яния природы.

Правила безопасности на занятиях

Знать многообразие худо- жественных материалов: понимать красоту и выра-зительность художествен-ных материалов; овладевать первичными знаниями перспективы (загораживание, ближе – дальше

Рисование пастелью и мелками

Графические материалы: пастель, восковые мелки, цветные карандаши

Текущий

Выставка работ

6/6

Осенний лес.

20.09

Текущий

Выставка работ

7/7

Выразительные возможности аппликации. Осенний букет.

24.09

Яркость восковых мелков, выразительные возможности наждачной бумаги, особенности работы с этими материалами.

Правила безопасности на занятиях

Овладевать техникой и способами аппликации; понимать и использовать особенности изображения на плоскости с помощью пятна; создавать изделие по заданию.

Индивидуальная работа: работа с природным мате-риалом на цветном карто-не. Декоративно – прикла-дное творчество

Инструменты  художника: бумага, линейка, циркуль, палитра, фломастеры, маркёры, тряпочки, фартуки, природный материал

Текущий

Выставка работ

8/8

Осенний листопад.

27.09

Текущий

Выставка работ

9/9

Выразительные возможности графических материалов.

01.10

Особенности создания аппликации. Восприятие и изображение красоты осенней природы. Ритм листьев в природе. Ритм пятен. Правила безопасности на занятиях.

Сравнивать, сопостав-лять выразительные воз-можности различных  материалов, применяемых в скульптуре; уметь рабо-тать с целым куском плас-тилина, овладевать прие-мами работы с пластили-ном; создавать объемное изображение.

Индивидуальная работа: работа с тушью и пером в тетради  превращение пя-тен в птиц, зверей и раз-ные волшебные существа

Рисование тушью, каран-дашом, углём

Использование материалов: пера, палочки, кисти, чёрного карандаша, угля

Текущий

Выставка работ

10/10

Изображение леса из природных материалов.

04.10

Особенности создания аппликации. Восприятие и изображение красоты осенней природы. Ритм листьев в природе. Ритм пятен. Правила безопасности на занятиях.

Текущий

Выставка работ

11/11

Выразительность объёмных работ. Животные родного края.

08.10

Скульптура, образный язык скульптуры. Материалы, с которыми работает скульптор.

Выразительные возмож-ности  различных худо-жественных материалов, которые применяются в скульптуре (дерево, ка-мень, металл и др.).

Приемы работы с плас-тилином  (выдавливание, заминание, вытягивание, защипление).

Правила безопасности на занятиях

Сравнивать, сопоставлять выразитель-ные возможности различ-ных материалов, приме-няемых в скульптуре; уметь работать с целым куском пластилина, овладевать приемами работы с пластилином; создавать объемное изображение.

Лепка птиц и животных (работа в объёме)

Использование материала - пластилин

Текущий

Выставка работ

12/12

Сказочные животные.

11.10

Использование материала - пластилин

Текущий

Выставка работ

13/13

Выразительные возможности бумаги. Животные – оригами.

15.10

Красота различных худо-жественных материалов (бумага). Сходство и различие материалов. Художественные мате-риалы и их выразитель-ные возможности. Правила безопасности на занятиях

Овладевать приемами работы с бумагой (объем-ные формы);

 уметь конструировать из бумаги объемные объек-ты;

Выполнение макета «игровой площадки» для зверей

Бумага, линейка, фартуки

Текущий

Выставка работ

14/14

Зоопарк.

18.10

Бумага, линейка, фартуки

Текущий

Выставка работ

15/15

Для художника любой материал может стать выразительным. Ночной город.

22.10

Реальность, анималисти-ка. Пропорции частей  строений домов.

Правила безопасности на занятиях

Индивидуальная работа: работа с гуашью, акваре-лью, мелками, неожидан-ными материалами. Изображение города.

Инструменты художника: бумага, линейка, циркуль, палитра, фломастеры, маркёры, тряпочки, фартуки

16/16

Урок-экскурсия в выставочный зал музея.

25.10

Реальность, анималисти-ка. Пропорции частей  строений домов.

Правила безопасности на занятиях

Беседа, просмотр слайдов, диафильмов, иллюстра-ций, репродукций, видеофильмов

Фотоаппарат

Текущий

Выставка работ

Реальность и фантазия -14 ч

17/1

Изображение и реальность.

05.11

Красота природы, разно-образие ее форм, цвета (иней, морозные узоры, паутинки, наряды птиц, рыб и т. п.). Изображения различных украшений в природе (паутинки, снежинки и т. д.) с помощью графичес-ких материалов, линий. Правила безопасности на занятиях

Уметь создать образ по представлению; уметь использовать гуашь, пастель, мелки.

Инструменты художника: бумага, линейка, циркуль, палитра, фломастеры, маркёры, тряпочки, фартуки

Текущий

Выставка работ

18/2

Выразительные возможности графических материалов

08.11

Рассматривать, изучать и анализировать строе-ние реальных животных; изображать, выделяя пропорции; передавать характер животного; накапливать опыт в изображении животных. 

Рисование с натуры и по памяти птиц

Текущий

Выставка работ

19/3

Изображение и фантазия.

12.11

Роль фантазии в жизни людей. Сказочные суще-ства. Фантастические образы. Соединение элементов разных животных, растений при создании фантастичес-кого образа. Творческие умения и навыки работы акварелью. Правила бе-зопасности на занятиях

Размышлять и вести бе-седу об изображении как реального, так и фантас-тического мира; придумывать и изобра-жать фантастические образы животных; приобретать опыт работы с гуашью. Индивидуальная работа: гуашь, изображе-ние жар-птицы

Инструменты художника: бумага, линейка, циркуль, палитра, фломастеры, маркёры, тряпочки, фартуки

Текущий

Выставка работ

20/4

Фантастические, сказочные звери и птицы.

15.11

Текущий

Выставка работ

21/5

Украшение и реальность. Бабочки и цветы.

19.11

Красота  природы, разно-образие ее форм, цвета (иней, морозные узоры, паутинки, наряды птиц, рыб и т. п.). Изображения различных украшений в природе (паутинки, снежинки и т. д.) с помощью графичес-ких материалов, линий. Правила безопасности на занятиях. Навыки работы с бумагой (закручивание, надрезание, складыва-ние, склеивание).

Находить примеры деко-ративных украшений в окружающей действитель-ности. Наблюдать и эстетически оценивать украшения в природе.

Индивидуальная работа: изображение морозного узора на стекле в альбоме; рисование полета снежинок на темном фоне;

Изображение паутинки гуашевыми красками в альбоме

Инструменты художника: бумага, линейка, циркуль, палитра, фломастеры, маркёры, тряпочки, фартуки

Текущий

Выставка работ

22/6

Веточки с паутинкой.

22.11

Текущий

Выставка работ

23/7

Украшение и фантазия. Кружев ной воротничок.

26.11

Преобразование природ-ных форм в декоратив-ные для создания разли-чных узоров, орнамен-тов. Приемы создания орнамента: повторение модуля, ритмическое чередование элемента. Навыки работы с бума-гой (закручивание, над-резание, складывание, склеивание).

Находить орнаменталь-ные украшения в предме-тном окружении человека, в предметах, созданных человеком. Рассматривать орнамен-ты, находить в них приро-дные мотивы и геометри-ческие мотивы 

Инструменты художника: бумага, линейка, циркуль, фартуки

Текущий

Выставка работ

24/8

Закладка для книги.

29.11

Текущий

Выставка работ

25/9

Постройка и реальность.

03.12

Выразительные средства художественной деятель-ности для передачи настроения в природе. Колористические навыки работы гуашью.

Находить примеры деко-ративных украшений в окружающей действите-льности. Наблюдать и эстетически оценивать украшения в природе.

Цветная  бумага, клей,  ножницы, фартуки

Текущий

Выставка работ

26/10

Красота подводного мира

06.12

Текущий

Выставка работ

27/11

Постройка и фантазия.

10.12

Природные формы и архитектурные построй-ки. Приемы работы с бу-магой. Разнообразные конструкции. Макеты фантастических зданий, фантастического города

Рассматривать и анали-зировать природные кон-струкции, их формы, про-порции; участвовать в создании коллективной работы. Конструирование из готовых форм, работа с цветной бумагой, пласти-лином, создание сказоч-ного города;

Работа с цветной бумагой, пластилином

Текущий

Выставка работ

28/12

Фантастический город будущего.

13.12

Работа с цветной бумагой, пластилином

Текущий

Выставка работ

29/13

Братья-Мастера создают праздник.

17.12

Внешнее и внутреннее содержание человека, выраженное средствами искусства с использованием живописных и графических средств.

Накапливать  опыт рабо-ты с бумагой (закручива-ние, надрезание, склады-вание, склеивание); Вырезание из бумаги элементов морозных узоров

Инструменты художника: бумага, линейка, циркуль, ножницы, фартуки

Текущий

Выставка работ

30/14

Новогодние конструкции.

20.12

Текущий

Выставка работ

О чём говорит искусство- 22 ч

31/1

Выражение характера животных.

24.12

Внешнее и внутреннее содержание животного, выраженное средствами искусства с использова-нием живописных и графических средств. Обсуждение качеств характера: верность, ласка, доброта и т.д.

Наблюдать и рассматри-вать животных в различ-ных состояниях; давать устную зарисовку, изоб-ражать с ярко выражен-ным характером; накап-ливать опыт работы с гуашью.

Рисование по памяти и представлению «Четвероногий герой».

Инструменты художника: бумага, линейка, циркуль, палитра, фломастеры, маркёры, тряпочки, фартуки

Текущий

Выставка работ

32/2

Мой любимец красками и аппликацией.

27.12

Текущий

Выставка работ

33/3

Выражение характера человека(мужской образ).

10.01

Внешнее и внутреннее содержание человека, выраженное средствами искусства с использова-нием живописных и графических средств. Обсуждение качеств характера: сила, надеж-ность, смелость, храб-рость  и т.д.

Уметь создать образ по представлению; уметь использовать гуашь, пас-тель, мелки Рисование по представлению сказочных героев (мужчин), контрас-тных по характеру.

Инструменты художника: бумага, линейка, циркуль, палитра, фломастеры, маркёры, тряпочки, фартуки

Текущий

Выставка работ

34/4

Злой и добрый сказочный герой.

14.01

Текущий

Выставка работ

35/5

Выражение характера человека(женский образ).

17.01

Внешнее и внутреннее содержание человека, выраженное средствами искусства с использова-нием живописных и графических средств. Обсуждение женских качеств характера: верность, нежность, достоинство, доброта

Создавать женский образ по представлению; уметь использовать гуашь, пастель, мелки.   Рисование по представ-лению образов сказочных персонажей (женщин), контрастных по характеру

Инструменты художника: бумага, линейка, циркуль, палитра, фломастеры, маркёры, тряпочки, фартуки

Текущий

Выставка работ

36/6

Злой и добрый сказочный герой.

21.01

Текущий

Выставка работ

37/7

Образ человека и его характер выражены в объёме.

24.01

Внешнее и внутреннее содержание человека, выраженное средствами искусства с использова-нием живописных и графических средств. Обсуждение женских качеств характера: верность, нежность, достоинство, доброта

Овладевать основами языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.

Изображение в объёме сказочных героев (лепка)

Пластилин

Текущий

Выставка работ

38/8

Скульптурная композиция.

28.01

Пластилин

Текущий

Выставка работ

39/9

Природа в разных состояниях.

31.01

Средства художествен-ной выразительности. Эмоциональная вырази-тельность теплых и холо-дных цветов.борьба и взаимовлияние цвета в природе.

Уметь наблюдать приро-ду в различных состояни-ях и изображать живо-писными материалами; знать колористические особенности работы с гуашью.

Рисование природы по памяти

Инструменты художника: бумага, линейка, циркуль, палитра, фломастеры, маркёры, тряпочки, фартуки

Текущий

Выставка работ

40/10

 «С чего начинается Родина?».

04.012

Текущий

Выставка работ

41/11

Выражение характера человека через украшение.

07.02

Средства художествен-ной выразительности. Эмоциональная выра-зительность теплых и холодных цветов, красо-та бисера и паеток.

Колористические навыки работы гуашью.

Уметь создавать проти-воположные по характеру сказочные образы; срав-нивать и анализировать возможности использо-вания в изображениях средств для создания доброго и злого образа.

Инструменты художника: бумага, линейка, паетки, бисер тряпочки, фартуки

Текущий

Выставка работ

42/12

Воин-защитник.      Воин - захватчик.

11.02

Текущий

Выставка работ

43/13

Выражение намерений через украшение.

14.02

Колористическое бога-тство внутри одной цве-товой гаммы. Умение ра-ботать кистью. Состоя-ние, настроение в при-роде, переданное с помо-щью тихих (глухих) и звонких цветов. Цвет в природе, на картинах художников. Различные приемы работы кистью (мазок, «кирпичик», «волна», «пятнышко»)

Понимать роль украше-ния в жизни человека; сравнивать и анализи-ровать украшения для различных ситуаций; создавать декоративные композиции.

Украшение цветом, сим-волами с выражением намерений – добрых или злых

Смешанная техника (фон-пейзаж, аппликация; макетирование, конструирование)

Инструменты художника: бумага, линейка, циркуль, палитра, фломастеры, маркёры, тряпочки, фартуки

Текущий

Выставка работ

44/14

Морской бой царя Салтана и пиратов.

18.02

Текущий

Выставка работ

45/15

Братья-Мастера создают дома для сказочных героев.

21.02

Инструменты художника: бумага, линейка, циркуль, палитра, фломастеры, маркёры, тряпочки, фартуки, цветная бумага, картон, клей

Текущий

Выставка работ

46/16

Дворец доброго волшебника и злого колдуна.

25.02

Текущий

Выставка работ

47/17

Выражение настроения.

28.02

Средства художествен-ной выразительности. Силуэт.

Навыки работы с гуа-шью (подготовка фона) и бумагой.

Уметь создать образ по представлению; уметь использовать гуашь, пас-тель, мелки. Передавать характер клоунов.Рисова-ние по представлению сказочных героев (муж-чин), контрастных по характеру

Инструменты художника: бумага, линейка, циркуль, палитра, фломастеры, маркёры, тряпочки, фартуки

Текущий

Выставка работ

48/18

Весёлый и грустный клоуны.

03.03

Текущий

Выставка работ

49/19

Урок-обобщение. Коллективная работа по собственному замыслу.

06.03

Конструирование из бумаги или лепка

Конструирование из бумаги или лепка

Цветная бумага, пластилин

Текущий

Выставка работ

50/20

Урок-обобщение. Коллективная работа по собственному замыслу.

10.03

Конструирование из бумаги или лепка

Конструирование из бумаги или лепка

Цветная бумага, пластилин

Текущий

Выставка работ

51/21

Урок-экскурсия в выставочный зал музея.

13.03

Реальность, анималисти-ка. Правила безопаснос-ти на занятиях.

Беседа, просмотр слайдов, диафильмов, иллюстра-ций, репродукций, видеофильмов

Фотоаппарат

Текущий

Выставка работ

52/22

Искусствоведческая викторина.

17.03

Реальность, анималисти-ка. Правила безопаснос-ти на занятиях.

Игровые формы, чтение докладов, сообщений, конкурсы, соревнования, творческие задания

Мультимедийный проектр, интерактивная доска

Текущий

Выставка работ

Как говорит искусство -17 ч

53/1

Цвет как средство выражения: тёплые и холодные цвета.

20.03

Ритм пятен передает движение. От изменения положения пятен на листе изменяются восприятие листа, его композиция. Ритм. Навыки работы с восковыми мелками и пастелью

Уметь  видеть линии в ок-ружающей действительно-сти; иметь представление об эмоциональной вырази-тельности линий; выпол-нять рисунок воображени-ем; уметь наблюдать, рас-сматривать, любоваться.        Живописные упражнения, рисование по памяти и представлению

Инструменты художника: бумага, линейка, циркуль, палитра, фломастеры, маркёры, тряпочки, фартуки

Текущий

Выставка работ

54/2

Огонь в ночи. Перо жар-птицы.

31.03

Текущий

Выставка работ

55/3

Цвет как средство выражения: тихие и звонкие цвета. Мозаика.

03.04

Колористическое богатство внутри одной цветовой га-ммы. Умение работать кис-тью. Состояние, настрое-ние в окружении, передан-ное с помощью тихих (глу-хих) цветов. Цвет на карти-нах художников. Различ-ные приемы работы кистью (мазок, «кирпичик», «волна», «пятнышко»)

Уметь составлять теплые и холодные цвета; понимать эмоциональную выразитель-ность их; уметь видеть в природе борьбу и взаимов-лияние цвета; знать приемы работы кистью; изображать простые сюжеты

Смешанная техника (фон-пейзаж, аппликация; макети-рование, конструирование)

Инструменты художника: бумага, линейка, циркуль, палитра, фломастеры, маркёры, тряпочки, фартуки цветная бумага, картон, клей

Текущий

Выставка работ

56/4

 «Замок Снежной Королевы». Дом для сказочных героев

07.04

Текущий

Выставка работ

57/5

Линия как средство выражения: ритм линий.

10.04

Тихие (глухие) и звонкие цвета на бумаге. Эмоцио-нальная выразительность цвета – глухого и звонкого. Борьба тихого (глухого) и звонкого цветов в изобра-жении сна и праздника.

Иметь представление об эмо циональной выразительнос-ти глухого и звонкого цвета, уметь их составлять; уметь изобразить борьбу тихого и звонкого цветов, изображая деревья.                                       Графическое изображение весеннего лесного пейзажа

Инструменты художника: бумага, линейка, циркуль, палитра, фломастеры, маркёры, тряпочки, фартуки

Текущий

Выставка работ

58/6

Весенние ручьи.

14.04

Текущий

Выставка работ

59/7

Линия как средство выражения: характер линий.

17.04

Линии в окружающей дей-ствительности. Весенние ветви различных деревьев (веселый трепет тонких,не-жных веток берез и коря-вая, суровая мощь старых дубовых сучьев). Создание художественного образа при помощи определенного материала. Простой каран-даш или черная гелевая ру-чка в работе. Ветви деревь-ев с определенным харак-тером и настроением.Выра-зительные возможности линий. Навыки работы с акварелью «по мокрому», тушью, пером и палочкой.

Рисование с натуры и по памяти (деревья в окне, комнатные растения)

Рисование с натуры и по памяти (деревья в окне, комнатные растения)

Инструменты художника: бумага, линейка, циркуль, палитра, фломастеры, маркёры, тряпочки, фартуки

Текущий

Выставка работ

60/8

Деревья ранней весной.

21.04

Текущий

Выставка работ

61/9

Ритм пятен.

24.04

Планировать свои действия и следовать плану. Использовать свои знания в выражении своих замыс-лов. Начать создание коллективного панно и дать оценку совместной деятельности.

Знать применение средств художественной выразитель-ности; понимать, что такое ритм; уметь передавать в изображении ритм (летящие птицы).Рисование с натуры,  по памяти; вырезание из бумаги

Инструменты художника: бумага, линейка, циркуль, палитра, фломастеры, маркёры, тряпочки, фартуки

Текущий

Выставка работ

62/10

Поле цветов. Шаль.

28.04

63/11

Пропорции выражают характер.

08.05

Наблюдать за пропорциями – тела, массы, длины рук и ног. Соотносить части тела по размеру. Закрепить основные приемы обработки пластичных материалов

Конструирование из бумаги или лепка

Цветная бумага, пластилин, стеки

Текущий

Выставка работ

64/12

Конструирование птиц.

12.05

Конструирование из бумаги или лепка

Цветная бумага, пластилин, стеки

Текущий

Выставка работ

65/13

Все средства выражения.

15.05

Актуализация раннее изученных техник рисования, лепки и аппликации. Применение их в коллективной работе.

Уметь видеть линии и пят-на в окружающей действите-льности; иметь представле-ние об эмоциональной выра-зительности линий и пятен; выполнять рисунок вообра-жением; уметь наблюдать, рассматривать, любоваться. Живопись с элементами аппликации

Инструменты художника: бумага, линейка, циркуль, палитра, фломастеры, маркёры, тряпочки, фартуки, цветная бумага, картон, клей

Текущий

Выставка работ

66/14

Коллективное панно «Весна».

19.05

67/15

Урок-экскурсия в выставочный зал музея.

22.05

Обобщить свои знания по теме года «Искусство и ты». Закончить создание коллективного панно и дать оценку совместной деятельности

Беседа, просмотр слайдов, диафильмов, иллюстраций, репродукций, видеофильмов

Фотоаппарат

Текущий

Выставка работ

68/16

Искусствоведческая викторина.

26.05

Игровые формы, чтение докладов, сообщений, конкурсы, соревнования, творческие задания

Мультимедийный проектор, интерактивная доска

Текущий

Выставка работ

69/17

29.05

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Список рекомендуемой учебно-методической литературы

Для учителя:

  1.  Б.М. Неменский «Изобразительное искусство и художественный труд» Программа 1-9 классы. – М.: «Просвещение», 2016г
  2. Дроздова С.Б. Изобразительное искусство. 2 класс. Поурочные планы. – Волгоград: «Учитель»
  3. Б.М.Неменский « Методическое пособие по изобразительному  искусству».

 Для учащихся:

  1. Е.И.Коротеева «Изобразительное искусство. 2 класс Учебник. Под редакцией Б.Неменского. – М.: «Просвещение», 2018
  2. Б.М.Неменский. Рабочая тетрадь «Твоя мастерская».

Интернет-ресурсы:

  1. www.nachalka.com
  2. www.school.edu.ru
  3. www.4stupeni.ru
  4. www.zavuch.info
  5. www.festival.1september.ru
  6. www.metodkabinet.eu

  • Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);
  • К – полный комплект (на каждого ученика класса);
  • Ф – комплект для фронтальной работы (не менее, чем 1 экземпляр на двух учеников);
  • П – комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5-6 человек)

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Число

Примечания

1

2

3

4

I. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.1.

2.

7

8

9

1

Учебно-методические комплекты (УМК) по изобразительному искусству (учебники,  рабочие тетради, дидактические материалы)

Учебно-наглядные пособия

Программно-методические материалы: Программы по изобразительному искусству; Методические пособия (рекомендации к проведения уроков изобразительного искусства).

Стандарт начального общего образования по образовательной области «Искусство»

К

К

Ф

Д

1

Печатные пособия

1

1

12.

Портреты русских и зарубежных художников

Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента

Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта

Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека

Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству

Д

Д

Д

Д

К

Информационно-коммуникационные средства

2

23..

Мультимедийные обучающие художественные программы

Игровые художественные компьютерные программы

Д

Д

Учебно-практическое оборудование

36.

Мольберты

      К

Натурный фонд

6

67.

7

Муляжи: фруктов, овощей, грибов, ягод.

Гербарии

Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов

Гипсовые геометрические тела

Голова Апполона

       Д

        Д

       Ф

       Д

       Д

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Число

Примечание

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция

1.

Стандарт начального образования по технологии (труду)

Примерная программа по технологии (труду)

Учебно-методические комплекты (программа, учебники, рабочие тетради, дидактические материалы и пр.)

Методические пособия и книги для учителя

Д

Д

Д

Д

СОГЛАСОВАНО                                                                                                       СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания                                                                                                   Заместитель директора по УВР

методического совета

МБОУ Веселовская СОШ №1                                                                                  _____________Шемякина И.В.

 от ____________2019 года                                                                                       ___ ___________ 2019 года

__________ Беркун О. В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству и художественному труду

Рабочая программа по технологии и изобразительному искусству составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта, Примерной программы начального общего образования и программы по и...

Рабочая программа по изобразительному искусству и художественному труду для 1 класса (система РО Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова)

Данная рабочая программа составлена на основе Примерных программ начального общего образования (в соответствии с п.5 ст.14 и п.6,7 ст.32 Закона РФ «Об образовании), авторской программы по изобра...

Рабочая программа по изобразительному искусству и художественному труду 3 класс по программе Б.М.Неменского

Структура данной программы соответствует ФГОС - планируемые результаты (ученик научиться/ ученик получит возможность научиться), материально-техническая база, нормы оценок, в тематическом планировании...

Рабочая программа по изобразительному искусству и художественному труду 1-4 класс. Программа Ю.А.Полуянова.Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.

Рабочая программа по изобразительному искусству и художественному труду 1-4 класс. Программа Ю.А.Полуянова.Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова....

Рабочая программа по изобразительному искусству и художественному труду по программе Б.М. Неменский 1-4 класс ФГОС

Интегрированная программа «Изобразительное искусство и художественный труд» для 1-4 классов...

Рабочая программа по изобразительному искусству и художественному труду

Рабочая программа по изобразительному искусству и художествен­ному  труду  УМК системы Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова 1 класс...

Рабочая программа по "Изобразительное искусство и художественный труд", под редакцией Б.М. Неменского, 6-е издание, М. Просвещение 2012

Настоящая программа по изобразительному искусству для 3 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учрежде...