Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» 4 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме

Алексеева Татьяна Евгеньевна

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» 4 класс создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon рабочая программа по изо 4 класс125.5 КБ

Предварительный просмотр:

Изобразительное искусство

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» 4 класс создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.  

Общая характеристика учебного предмета

        Содержание рабочей программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

         Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Обучающиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Это  дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.

        Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности обучающихся: восприятие произведений искусства (ученик - зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

Целью художественного воспитания и обучения в 4 классе является формирование представления о многообразии культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека.  

Рабочая программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала.

Приобщаясь через уподобление сотворчества и восприятия к истокам культуры своего народа или других народов Земли, обучающиеся начинают ощущать себя участниками развития человечества, открывают себе путь к дальнейшему расширению восприимчивости богатства человеческой культуры.

Многообразие представлений различных народов о красоте раскрывается в процессе сравнения родной природы, труда, архитектуры, красоты человека с культурой других народов.

Темы раскрывают богатство и разнообразие представлений народов о красоте явлений жизни. Здесь все – и понимание природы, и связь с ней построек, и одежда, и праздники – разное. Обучающиеся должны осознать: прекрасно именно то, что человечество столь богато разнообразными художественными культурами и что они не случайно разные.    

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме; декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

        Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – проводятся экскурсии в краеведческие музеи; используются видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.          

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения.  При прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с окружающим миром («Природа России», «Родной край – часть большой страны», «Страницы всемирной истории», «Страницы истории Отечества»), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудовым обучением (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).

                                         Основные содержательные линии

        В рабочей программе по изобразительному искусству 4 класс выделены 3 основные содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержание обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью.

Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности: конструктивной, изобразительной, декоративной.

Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные – живопись, графика, скульптура; конструктивные – архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства. Но одновременно каждая из этих форм деятельности присуща созданию любого произведения искусства и поэтому является необходимой основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности.  

Три способа освоения художественной действительности представлены в начальной школе в игровой форме, как Братья – Мастера Изображения, Украшения, Постройки, эти три вида художественной деятельности сопутствуют обучающимся весь год обучения. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, а затем более глубоко осознавать искусство.

                                               Цели обучения

Изучение изобразительного искусства и художественного труда в 4 классе направлено на достижение следующих целей:

         • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

                        Место предмета в базисном учебном плане

В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Изобразительное искусство и художественный труд» отводится 1 час в неделю. Всего на изучение программного материала отводится  34 часа. Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» 4 класс разработана на основе учебно-методического комплекта «Школа России», а именно авторской программы Б. М. Неменского, В. Г. Гурова, Л. А. Неменской.

Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа, практические и тематические работы. На учебных занятиях используются коллективные способы обучения в парах постоянного состава (ППС), в малых группах. Во время учебных занятий ученики обсуждают работы товарищей, результаты коллективного творчества и индивидуальные работы на уроках.

В 4 классе возрастает значение коллективных работ в учебно-воспитательном процессе. Значительную роль играют литературные и музыкальные произведения, позволяющие создать целостное представление о культуре народа.

Большое внимание уделяется развитию речи обучающихся, так как раскрываются основные термины и понятия такие, как: пастель, гравюра, репродукция, панно.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

На уроках изобразительного искусства формируются умения:

♦ воспринимать окружающий мир и произведения искусства;

♦ выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений;

♦ анализировать результаты сравнения;

♦ объединять произведения по видовым и жанровым признакам;

♦ работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа;

♦ решать творческие задачи на уровне импровизаций, проявлять оригинальность при их решении;

♦ создавать творческие работы на основе собственного замысла;

♦ формировать навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат);

♦ работать с пластилином, глиной, бумагой, гуашью, мелками;

♦ участвовать в создании «проектов» изображений, украшений, построек для улиц родного города;

♦ конструировать из бумаги макеты детских книжек;

♦ складывать бумагу в несколько слоев, соединять простые объемные бумажные формы в более сложные бумажные конструкции (создание игрушечного транспорта);

♦ передавать на доступном уровне пропорции человеческого тела, движения человека.

Результаты обучения

Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен знать (понимать):

 основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;

 известные центры народных художественных ремесел России;

 ведущие художественные музеи России.

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен уметь:

• различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;

 сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);

 использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);

применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах, иллюстрациях к произведениям литературы и музыки.

        Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• самостоятельной творческой деятельности;

• обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

• оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества.

В конце 4 класса учащиеся должны:

• усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов:  

• приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн декоративно-прикладные и народные виды искусства;

• развивать по возможности свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;

• развивать фантазию воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;

•  приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и пространственных построений;

• освоить выразительные возможности художественных материалов: гуашь, акварель, мелки, карандаш, пластилин, бумага для конструирования;

• приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства, начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли, то есть значение в жизни человека и общества;

• приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой  художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;

• приобрести знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в создании среды жизни и предметного мира;

• сформировать представления и деятельности художника в синтетических и зрелищных видах искусства (в театре и кино);

• научиться анализировать произведения искусства, обрести знание конкретных произведений выдающихся художников в различных видах искусства; научиться активно использовать художественные термины и понятия;

• овладеть опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобрести навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности.    

Программное и  учебно – методическое обеспечение ГОСа.

 

Учебная

дисцип-

лина

Класс

Программа,

кем  реко-

мендованна

и когда

Тип

программы

(государст

венная,

авторская)

Кол-во

часов в

неделю

общее

кол-во

Базовый

учебник

Методическое

обеспечение

Дидакти

ческое

обеспече

ние

ИЗО и

художест-

венный

труд.

4

класс

Программа

авторов:

Б. М. Неменский, В. Г. Гурова, Л. А. Немен-

ская.

Рекомендо-

вано Мини-

стерством

образования

и науки РФ.

 

Государст

венная.

1 час в

неделю

34 часа.

Н. А. Горяева,

Л. А. Немен-

ская «Искусство

вокруг нас».

 Рабочая тетрадь «Искусство

вокруг нас».

Л. А. Неменская

«Искусство

вокруг нас»

Альбом,

кисти, гуашь,

карандаши, мелки, пласти

лин, портреты и работы художни

ков.

                                          Учебно-тематическое планирование курса

«Изобразительное искусство и художественный труд»

4 класс

Раздел №1

Тема: Искусство нашего народа (9 ч)

Комплексно – дидактическая цель: в результате изучения материала обучающиеся должны ЗНАТЬ:

- устройство русской избы, элементы украшения избу;

- традиции и обычаи народных праздников.

УМЕТЬ:

- создавать панно;

- конструировать объемные формы, усложняя их декоративными деталями;

- передавать облик древних городов;

- создавать женский образ;

- создавать мужской образ;

- изображать сельский труд;

- работать в коллективе.

Раздел темы №1 «Искусство нашего народа»  (9 ч)

№ те

мы

Тема урока

Кол-во часов

Типы  уроков

Дата проведения

урока

Примечания

1.

Рисование на тему: «Летний пейзаж»

1

Изучение и первичное закрепление

знаний

       04.09

2.

Рисование с натуры «Коробка»

1

Изучение и первичное закрепление знаний

      11.09

3.

Добро и зло

1

Изучение и первичное закрепление

знаний

     18.09

4.

Образы древних русских городов

1

Изучение и закрепление первичных знаний

      25.09

5.

Образ русского человека (женский образ)

1

Изучение и первичное закрепление

знаний

      02.10

6.

Образ русского человека (мужской образ)

1

Изучение и первичное закрепление

знаний

      09.10

7.

Воспевание труда в искусстве

1

Изучение и первичное закрепление

знаний

      16.10

8.

Народные праздники.

1

Изучение и первичное закрепление

знаний

      23.10

9.

Народные праздники. Обобщение по теме «Искусство нашего народа»Твои книжки

1

Обобщение и системати зация знаний

       06.11

Раздел №2

Тема: Искусство разных народов (7 ч)

Комплексно – дидактическая цель: в результате изучения материала обучающиеся должны ЗНАТЬ:

- исторические памятники.

УМЕТЬ:

- конструировать объемные формы, усложняя их декоративными деталями;

- передавать национальную красоту женщины;

- изображать пейзаж;

- изображать процесс сельского труда;

- оценивать работы.

Раздел темы №2 «Искусство разных народов»  (7 ч)

№ те

мы

Тема урока

Кол-во часов

Типы  уроков

Дата проведения

урока

Примечания

10.

Природа и селения разных народов

1

Изучение и первичное закрепление

знаний

13.11

11.

Образы городов и исторических памятников

1

Изучение и первичное закрепление

знаний

20.11

12.

Образы городов и исторических памятников

1

Закрепление знаний

27.11

13.

Образ человека в искусстве разных народов

1

Изучение и первичное закрепление

знаний

04.12

14.

Труд в искусстве разных народов

1

Изучение и первичное закрепление

знаний

11.12

15.

Труд в искусстве разных народов

1

Закрепление

знаний

18.12

16.

Обобщение по теме «Искусство разных народов»

1

Обобщение и системати зация знаний

25.12

Раздел №3

Тема: Каждый народ Земли – художник (10 ч)

Комплексно – дидактическая цель: в результате изучения материала обучающиеся должны ЗНАТЬ:

- своеобразие культуры Древней Греции;

- отличительные признаки искусства Японии – связь с природой, легкость, грация, ирония;

- особенности культуры Западной Европы в эпоху Средневековья.

УМЕТЬ:

- создавать панно;

- работать в коллективе;

- оценивать работы.

Раздел темы №3 «Каждый народ Земли – художник» (10 ч)

№ те

мы

Тема урока

Кол-во часов

Типы  уроков

Дата проведения

урока

Примечания

17.

Художественная культура Древней Греции

1

Изучение и первичное закрепление

знаний

15.01

18.

Художественная культура Древней Греции

1

Закрепление

знаний

22.01

19.

Художественная культура Древней Греции

1

Комплексное применение знаний

29.01

20.

Художественная культура Японии

1

Изучение и первичное закрепление

знаний

05.02

21.

Художественная культура Японии

1

Закрепление

знаний

12.02

22.

Художественная культура Японии

1

Комплексное применение знаний

19.02

23.

Художественная культура средневековой Западной Европы

1

Изучение и первичное закрепление

знаний

26.02

24.

Художественная культура средневековой Западной Европы

1

Закрепление

знаний

05.03

25.

Художественная культура средневековой Западной Европы

1

Комплексное применение знаний

12.03

26.

Обобщение по теме «Каждый народ Земли - художник»

1

Обобщение и системати зация знаний

19.03

Раздел №4

Тема: Представление народов о духовной красоте человека (8 ч)

Комплексно – дидактическая цель: в результате изучения материала обучающиеся должны ЗНАТЬ:

- о разных видах искусства.

УМЕТЬ:

- рисовать портрет мамы;

- изображать любимого человека;

- выполнять рисунок на драматический сюжет;

- создавать композицию, самостоятельно подбирать ее сюжет;

- проявлять фантазию и вображение.

Раздел темы №4 «Представление народов о духовной красоте человека» (8 ч)

№ те

мы

Тема урока

Кол-во часов

Типы  уроков

Дата проведения

урока

Примечания

27.

Все народы воспевают материнство

1

Изучение и первичное закрепление

знаний

02.04

28.

Все народы воспевают мудрость старости

1

Изучение и первичное закрепление

знаний

09.04

29.

Искусство всех народов объединяет людей и в радости и в горе

1

Изучение и первичное закрепление

знаний

16.04

30.

Все народы видят красоту человека в его борьбе за свободу и справедливость

1

Изучение и первичное закрепление

знаний

23.04

31.

Все народы видят красоту человека в его борьбе за свободу и справедливость

1

Закрепление

знаний

30.04

32.

Все народы скорбят о павших за справедливость и воспевают их подвиг

1

Изучение и первичное закрепление

знаний

07.05

33.

Обобщение по теме «Представление народов о духовной красоте человека»

1

Обобщение и системати зация знаний

14.05

34.

Художественная выставка

1

Проверка и оценка ЗУН

21.05

Список литературы по реализации программы

I Для учителя:

           1. Л. А. Неменская «Искусство вокруг нас»

           2. Б. М. Неменский «Методическое пособие по изобразительному искусству».

II Для ученика:

  1. Л. А. Неменская «Искусство вокруг нас»
  2. Рабочая тетрадь «Твоя мастерская».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» для 4 класса Неменский Б.М.

Настоящая программа по изобразительному искусству для 4 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных у...

Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство и художественный труд» Т.Я.Шпикалова. 4 класс

Рабочая программа  составлена на основе  авторской  программы  «Изобразительное искусство и художественный труд» Т.Я.Шпикаловой, Е...

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" ( система Занкова) 1 класса

Рабочая программа по предмету  "Изобразительное искусство" составлена на основе:Авторской программы  по предмету  "Изобразительное искусство" С.Г. Ашикова для 1 класса в соответст...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебного предмета « Изобразительное искусство и художественный труд» 1 класс

Рабочая программа по  изобразительному искусству разработана на основефедерального государственного образовательного стандарта начального общего    образования ( утверждён МОиН РФ ...

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство и художественный труд", 2 класс

Рабочая программа учебного предмета "Изобразительное искусство и художественный труд" составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО....