рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме

Васильченко Нина Владимировна

рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс  "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_izobrazitelnomu_iskusstvu_3_klass.docx37.59 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

1.1. Рабочая программа составлена на основе программы учебного курса «Изобразительное искусство и художественный труд», автором которой является Б. М. Неменский. Программа рассчитана на 34 часа. Программа подкрепляется учебником «Изобразительное искусство» автора Б. М. Неменский для 3 класса (М.: Просвещение, 2011). Программа составлена для 3 класса общеобразовательной школы.

        1.2. Цель изучения предмета:

  • Духовно – нравственное развитие ребёнка: формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

                 Задачи изучения предмета:

  • развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного  искусства,
  •  выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру.

Концепция, заложенная в содержании учебного материала.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роль искусства в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка – главный стержень программы.

        Программа построена так, чтобы дать детям ясные представления  о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности.

        Художественная деятельность школьников  на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме (с натуры, по представлению, по памяти); выполнение декоративной и конструктивной работы; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

        На уроках вводится игровая драматургия   по изученной теме, прослеживается связь с музыкой, литературой.

        Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины.

Тематическая цельность и последовательность развития программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения , не допуская механических повторов.

1.3. Авторская программа рассчитана на 34 часа.

        1.4. Срок реализации программы 1 год.

1.5. При обучении изобразительному искусству  используется  системно-деятельностный подход.  Основная форма обучения  – урок. По характеру познавательной деятельности используются объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый методы; по источнику получения знаний – наглядный, словесный, практический методы. Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности : конструктивной, изобразительной, декоративной.

Три способа художественного освоения действительности – изобразительный, декоративный и конструктивный – в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное  практическое участие школьников в этих трёх видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

1.6.  Знания, умения и навыки учащихся по изобразительному искусству оцениваются по результатам выполненных работ.

        Содержание материала, усвоение которого проверяется и оценивается, определяется программой по изобразительному искусству для четырехлетней школы.        

Наряду с общеобразовательными задачами на уроке решаются задачи коррекционные:

  • совершенствование движений и сенсорного развития: развитие мелкой моторики и пальцев рук, развитие навыков каллиграфии, развитие артикулярной моторики.
  • коррекция отдельных сторон психических действий: развитие зрительного восприятия и узнавания, развитие зрительной памяти и внимания, формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина), развитие пространственных представлений и ориентации, развитие представлений о времени, развитие слуховой памяти и внимания, развитие фонетико-фонематических представлений,  формирование звукового анализа.
  • развитие основных мыслительных операций: навыки соотносительного анализа, навыки группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями), умение работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму, умение планировать деятельность, развитие комбинаторных способностей.
  • развитие различных видов мышления:  развитие наглядно-образного мышления; развитие словарно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями, событиями).
  • коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы;
  • развитие речи, владение техникой чтения, речи;
  • расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

 Для решения этих задач специальные развивающие задания вводятся в традиционный учебный процесс в качестве составной части предмета. Задания классифицированы по целям воздействия, что позволяет облегчить выбор упражнений, соответствующих целям и задачам конкретного урока, уровню развития учащихся и их индивидуальным особенностям (Приложение 1).

Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе оказывает благотворное влияние на развитие познавательной и личностно-мотивационной сферы учащихся. Создаваемый на уроках благоприятный эмоциональный фон способствует развитию учебной мотивации, что является условием для успешного протекания учебной деятельности.

Задания, игры и упражнения, используемые на уроках, представлены в авторской программе Бабкиной Н.В. «Интеллектуальное развитие младших школьников»

Тематический план

№ п/п

Наименование

 разделов и тем

Количество часов

1

Искусство в твоем доме

1

1.1

Твои игрушки придумал художник. Лепка игрушки из пластилина или глины, роспись по белой грунтовке.

2

1.2

Посуда у тебя дома. Лепка посуды с росписью по белой грунтовке.

3

1.3

Мамин платок. Создание эскиза платка для мамы, девочки или бабушки

4

1.4

Обои и шторы у твоём  доме. Создание эскизов обоев или штор для комнаты

5

6

1.5

1.6

Твои книжки. Разработка детской книжки-игрушки с иллюстрациями.

7

1.7

Поздравительная открытка. Создание эскиза открытки.

8

1.8

Что сделал художник в нашем доме.

2

Искусство на улицах твоего города

9

2.1

Памятники архитектуры –наследие веков. Изучение и изображение одного из архитектурных памятников своих родных мест.

10

2.2

Парки, скверы , бульвары. Изображение парка, сквера

11

2.3

Ажурные ограды. Создание проекта ажурной решетки или ворот вырезание из цветной бумаги, сложенной гармошкой

12

2.4

Фонари на улицах и в парках. Графическое изображение или конструирование формы фонаря из бумаги.

13

2.5

Витрины магазинов. Создание проекта оформления витрины любого магазина

14

2.6

Транспорт в городе. Придумать, нарисовать или построить из бумаги образы фантастических машин (наземных, водных, воздушных).

15

2.7

Что сделал художник на улицах моего города. Создание коллективного панно «Наш город (село)» в технике коллажа

3

Художник и зрелище

11ч

16

3.1

Художник в цирке. Выполнение рисунка или аппликации на тему циркового представления.

17

3.2

Художник в театре. Создание картонного макета и персонажей сказки для игры в спектакль.

18

3.3

Маски. Конструирование выразительных и острохарактерных масок.

19

20

3.4

3.5

Театр кукол. Создание куклы к кукольному спектаклю.

21

22

3.6

3.7

Афиши и плакат. Создание эскиза плаката – афиши к спектаклю.

23

24

3.8

3.9

Праздник в городе. Выполнение рисунка «Праздник в городе (селе)»

25

26

310

3.11

Школьный праздник -  карнавал.

4

Художник и музей

27

4.1

Музей в жизни города.

28

4.2

Картина – пейзаж. Изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением

29

4.3

Картина – портрет. Создание портрета кого-либо из дорогих, хорошо знакомых людей

30

4.4

Картина-натюрморт. Создание радостного, праздничного или тихого, грустного натюрморта.

31

4.5

Картины исторические и бытовые. Изображение сцены из своей повседневной жизни в семье, в школе

32

4.6

Скульптура в музее и на улице. Лепка фигуры человека или животного (в движении) для парковой скульптуры.

33

4.7

Художественная выставка.

34

4.8

Художественная выставка.

Содержание учебного материала

 Раздел 1 «Искусство в твоем доме» . В каждой вещи, в каждом предмете, которые наполняют наш дом, заложен труд художника.  Дети узнают, что вещи бывают нарядными, праздничными или тихими, уютными, или деловыми, строгими; одни подходят для работы, другие – для отдыха; одни служат детям, другие – взрослым. Как выглядеть вещи, решает художник и тем самым создаёт пространственный и предметный мир вокруг нас, в котором представляются наши представления о жизни. Каждый человек тоже бывает в роли художника. Братья-Мастера выясняют, что же каждый из ник сделал в ближайшем окружении ребенка. В итоге становится ясно, что без участия Мастеров не создавался ни один предмет дома, не было бы и самого дома.

          Раздел 2 «Искусство на улицах твоего города». Знакомство с искусством начинается с родного порога: родной улицы , родного города (села), без которых не может возникнуть чувство Родины. Учащиеся узнают разнообразные проявления деятельности художника и его верных помощников Братьев-Мастеров в создании облика города (села), в украшении улиц, скверов, площадей. Красота старинной архитектуры - памятников культуры. Атрибуты современной жизни города: витрины, парки, скверы, ажурные ограды, фонари, разнообразный транспорт. Их образное решение. Единство красоты и целесообразности. Роль выдумки и фантазии в творчестве художника, создающего художественный облик города.

  Раздел 3 «Художник и зрелище» Художник необходим в театре, цирке, на любом празднике. Дети знакомятся с жанрово-видовым разнообразием зрелищных искусств. Театрально-зрелищное искусство, его игровая природа. Изобразительное искусство – необходимая составная часть зрелища. Деятельность художника в театре в зависимости от вида зрелища или особенностей работы (плакат, декорация, занавес). Взаимодействие в работе театрального художника разных видов деятельности: конструктивной (постройка), декоративной(украшение), изобразительной (изображение). Создание театрализованного представления или спектакля с использованием творческих работ детей. 

Раздел 4 «Художник и музей» Художник работает в доме, на улице, на празднике, в театре. Это все прикладные виды работы художника. А еще художник создает произведения, в которых изображая мир, он размышляет о нем и выражает свое отношение и переживание явлений действительности. Лучшие произведения хранятся в музеях. Учащиеся знакомятся со станковыми видами и жанрами изобразительного искусства, художественными музеями Москвы, Санкт-Петербурга, других городов, с музеем родного города, участием художника в организации музея.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Личностные результаты освоения курса «Изобразительное искусство»

  1. формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей  этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических т демократических ценностных ориентаций;
  2. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном  единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
  3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
  4. Овладение начальными навыкам и адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
  5. Принятие и освоение социальной роли  обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и  формирование личностного смысла учения.
  6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  7. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы их спорных ситуаций.
  8. Формирование установки и мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты освоения курса «Изобразительное искусство»

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
  2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  3. Использование знаково- символических средств представления информации.
  4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
  5. Использование различных способов поиска, сбора, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
  6. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей. Построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  7.  готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность  существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  8. определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  9. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
  10. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Изобразительное искусство»;
  11. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающимим существенные связи и отношения между объектами и процессами;

Предметные результаты освоения курса «Изобразительно искусство»

1.  усвоить основы трёх видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объёме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объёме и в пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов;

2.  приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, начала архитектуры, дизайн, декоративно - прикладные и народные формы искусства;

3.  развивать по возможности свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления  в природе и деятельности человека;

4. развивать фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;

5. освоить выразительные возможности художественных материалов: гуашь, акварель, пастель и мелки, уголь, карандаш, пластилин, бумага для конструирования;

6. приобрести навыки    художественного восприятия различных видов искусства, начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли, т. Е. значение в жизни человека и общества;

7. научиться анализировать произведения искусства, обрести знание конкретных произведений выдающихся художников в различных видах искусствах; научиться активно использовать художественные термины и понятия;

8.овладеть опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобрести навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной деятельности;

9. приобрести навыки    общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;

10.приобрести знания о роли художника в различных сферах  жизнедеятельности человека, в организации форм общения людей, в создании среды жизни и предметного мира;

11. сформировать представления о деятельности художника в синтетических и зрелищных видах искусства (в театре и кино)

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Оценка "5" 

  • учащийся  полностью справляется с поставленной целью урока;
  • правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные  знания на практике;
  • верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между  собой все компоненты изображения;
  • умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

Оценка "4" 

  • учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
  • гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
  • умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
    характерное.

Оценка "3"

  • учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
  • допускает неточность в изложении изученного материала.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Для учителя

  1. Неменский Б. М.  Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству. 1-4 классы : пособие для учителя / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева. – М. : Просвещение, 2011.
  2. Программы общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 классы/ под руководством Б. М. Неменского . – М. : Просвещение, 2011.

Для учащихся

  1. Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 3 класс : учебник для общеобразовательных учреждений / Л. А. Нем енская ; под ред. Б. М. Неменского . – М.: Просвещение, 2011.
  2. Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская: Рабочая тетрадьдля 3 класса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)

Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...

Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...

УМК "Планета знаний". Рабочая программа по изобразительному искусству2 класс.

УМК «Планета знаний» «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»2 класс автор Н.М. СокольниковаПояснительная запискаПрограмма по изобразительному искусству разработана с учётом требований Федерального государственног...

Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...

Рабочая программа по изобразительному искусству1 класс "Школа России"ФГОС

Материал включает пояснительную записку и календарно-тематическое планирование.Составлен в соответствии с Положением о рабочей программе и авторской программы "Школа России"...

адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству3 класс Школа России для детей с овз

адаптированная рабочая программа для детей с овз 3 класс Школа Росии + КТП...