РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ 5-9 КЛАССЫ
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) по теме

Слободенюк Светлана Владимировна

Рабочие программы разработаны на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б. М. Неменского для 1-9 классов общеобразовательных учреждений. При работе по программе предполагается использование учебно-методического комплекта: учебники, рабочие тетради, методические пособия для учителя, методическая и вспомогательная литература, учебно-наглядные пособия, видеофильмы.

Основная школа - это базовый этап художественного образования учащихся. На протяжении всего обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, дизайна, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Программа строится так, чтобы дать школьникам представление о значении искусства в их личном становлении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochie_programmy_po_iskusstvu_5-9_klassy.doc217.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Анисимовская ООШ»

 

Утверждена

Приказ по школе № _____

от «___» _________20___г.

Директор ______________(ФИО)

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по    изобразительному искусству

Учитель Слободенюк С. В.

                 

2013-2014 учебный год

ВВЕДЕНИЕ

Рабочие программы разработаны на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б. М. Неменского для 1-9 классов общеобразовательных учреждений. При работе по программе предполагается использование учебно-методического комплекта: учебники, рабочие тетради, методические пособия для учителя, методическая и вспомогательная литература, учебно-наглядные пособия, видеофильмы.

Основная школа - это базовый этап художественного образования учащихся. На протяжении всего обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, дизайна, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Программа строится так, чтобы дать школьникам представление о значении искусства в их личном становлении.

Цели художественного образования:

  • развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
  • воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
  • освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
  • овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
  • формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» для основной школы строится как продолжение и развитие программы для начальной школы. В отличие от начальной школы, где изучается все многоголосие видов пространственных искусств в их синтетическом единстве, средняя школа построена по принципу углубленного изучения каждой группы видов искусства. «Основы художественного мышления и знаний» - тема всего курса обучения изобразительному искусству в основной школе.

Рабочая программа показывает, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся учитель создает индивидуальную модель образования на основе Государственного образовательного стандарта. Программа предполагает целостный интегрированный курс, включающий в себя виды искусства: живопись, графику, скульптуру, народное и декоративно-прикладное искусство, дизайн и архитектуру.

Одна из главных целей преподавания искусства - развитие интереса к внутреннему миру человека, способности углубляться в себя как основы развития умения сопереживать и понимать других людей, осознавать свои внутренние переживания в контексте истории культуры.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как познание человеком отношения к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, дизайна, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа, а также знакомство с новыми видами искусства.

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории - исторический жанр в искусстве), математикой (геометрия), физикой (оптика), технологией (технологии художественной обработки материалов), информатикой (компьютерная графика).

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме с натуры, по памяти и представлению; объемно-пространственное моделирование, проектно-конструктивная деятельность; декоративная работа с различными материалами.

Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.

Пособие значительно облегчит учителям изобразительного искусства создание собственных рабочих программ.

Место предмета в базисном учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения предмета «Изобразительное искусство».

Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, поэтому в программу не внесено изменений.

Рабочая программа - индивидуальный инструмент учителя, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта. Учитель имеет возможность внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей образовательного учреждения и учащихся конкретного класса.

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-8 классов включает следующие разделы:

  1. Титульный лист (название программы).
  2. Введение.
  3. Пояснительная записка для каждого класса.
  4. Список литературы.
  5. Учебно-тематические планы.

5 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа - нормативно-управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога.

Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б. М. Неменского для 1 - 9 классов общеобразовательных учреждений (М.: Просвещение, 2011). Для работы по программе предполагается использование учебно-методического комплекта: учебник, рабочая тетрадь, методическое пособие для учителя, методическая и вспомогательная литература (пособия для учителя, видеофильмы, учебно-наглядные пособия).

Изобразительное искусство в 5 классе посвящено изучению содержания и языка декоративных видов искусств, наиболее прочно связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека.

Обучение в этом классе строится через познание единства художественной и утилитарной функций произведений декоративно-прикладного искусства, освоение образного языка и социальной роли традиционного народного, классического и современного декоративно-прикладного искусства. Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.

Вникая в образный язык достаточно разных произведений декоративно-прикладного искусства, учащиеся от урока к уроку осваивают выразительность форм, конструкций, цветовых и линейных ритмов декоративной композиции, пластические особенности и возможности того или иного материала, учатся мыслить на языке данного искусства.

Учебные задания года предусматривают дальнейшее развитие навыков работы с гуашью, пастелью, пластилином, бумагой. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества.

В рабочей программе определены система уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируются формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков. Тематическое планирование построено таким образом, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. При раскрытии темы урока предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

В тематическом плане определены виды и приемы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:

  • изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
  • декоративная и конструктивная работа;
  • восприятие явлений действительности и произведений искусства;
  • обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат) и индивидуальной работы на уроках;
  • изучение художественного наследия;

- подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;

-        прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Темы и задания уроков предполагают создание игровых и сказочных ситуаций, умение организовывать уроки-диспуты, уроки-путешествия и уроки-праздники. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.

Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.

Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа. Поурочное планирование используется в данной рабочей программе без изменений.

Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, поэтому в программу не внесено изменений.

Количество часов в год - 34.

Количество часов в неделю- 1.

Количество часов в I четверти - 9.

Количество часов во II четверти - 7

Количество часов в III четверти - 11.

Количество часов в IV четверти - 7.

Для реализации программного содержания используется учебно-методический комплект:

  • Программы общеобразовательных учреждений : Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 классы /под рук. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение, 2011.
  • Горяева, И. А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Н. А. Горяева, О. В. Островская; под ред. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение, 2011.
  • Горяева, Н. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. 5 класс : рабочая тетрадь / Н. А. Горяева ; под ред. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение, 2011.

•        Горяева, Н. А. Методическое пособие к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». 5 класс / Н. А. Горяева; под ред. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение, 2010.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу 5 класса в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и с учетом примерной программы.

Обучающиеся должны знать:

  • истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
  • особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов - варьирование традиционных образов, мотивов, сюжетов);
  • семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
  • несколько народных художественных промыслов России.

Обучающиеся должны уметь:

•пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома. Городец, Полхов-Майдан, Жостово, а также местные промыслы);

  • различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например Древнего Египта, Древней Греции. Китая, средневековой Европы, Западной Европы XVII века);
  • различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т. д.);
  • выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора:
  • умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;
  • уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
  • умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
  • создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные едино стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);
  • владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
  • владеть навыком работы в конкретном материале (макраме, батик, роспись и т. п.).

Литература

Дополнительные пособия для учителя:

  • Крестовская, Н. О. Искусство Жостова / Н. О. Крестовская. - СПб.: Русский музей, 2007.
  • Лорнц, Н. Ф. Орнамент всех времен и стилей / Н. Ф. Лоренц. - М.: Эксмо, 2010.
  • Изобразительное искусство. 5 класс: поурочные планы по программе Б. М. Йеменского / авт. - сост. О. В. Свиридова. - Волгоград: Учитель, 2010.
  • Изобразительное искусство. 2-8 классы. Создание ситуации успеха: коллекция интересных уроков / авт.-сост. А. В. Пожарская [и др.]. - Волгоград: Учитель, 2010.
  • Изобразительное искусство. 4-8 классы. В мире красок народного творчества: уроки, внеклассные мероприятия / авт.-сост. Е. С. Туманова, Л. Ю. Романова. 1". В. Старостина. - Волгоград: Учитель, 2009.
  • Кора, Д. Мифология: энциклопедия (детская) / Д. Кора. - М.: Росмэн, 2010.
  • Винник, И. Мир кукол. Истории и легенды / И. Винник. - М.: АСТ, 2010.

Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем пучащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов и рефератов:

http://ru.wikipedia.org/wiki

www.artvek.ru/dekor07.html

www.artproejekt.ru/library/rus18/st019.html

http://www.ntrst.ru/public.cms/?eid=690551

www.museum.ru/N31505

http://franky-boy2livejournal.com/191069.html

http://www.ellada.spb.ru

www.centant.pu.ru/sno/lib/ha/greece/index.htm

                               

Календарно – тематический поурочный план

учебного предмета «Изобразительное искусство»

                                                               

5 класс

Древние корни народного искусства – 8ч

Знать:

- особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов – варьирование традиционных образов, мотивов, сюжетов);

Уметь:

- выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а так же видеть единство материала, формы и декора.

Тема урока 1. Древние образы в народном искусстве

Тема урока 2. Декор русской избы

Тема урока 3. Внутренний мир русской избы

Тема урока 4. Конструкция, декор предметов народного быта и труда  

Тема урока 5. Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки

Тема урока

6-7.  Народный праздничный костюм

 Тема урока 8. Народные праздничные обряды (обобщение темы)

Связь времен в народном искусстве - 8ч.

Знать:

- семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

Уметь:

- пользоваться приёмами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец,  Полохов-Майдан,  Жостово  и др.)

9. Древние образы в современных народных игрушках

10-11.

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла

12-13.

Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла

14-15.

 Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла

16. Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы)

Декор – человек, общество, время - 12 ч.

Знать:

- истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

Уметь:

- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времён (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Средневековой Европы, Западной Европы 17 века);

17-19. Зачем людям украшения

20-21.

Декор и положение человека в обществе

22-23

. Одежда говорит о человеке

24-26.

О чем рассказывают гербы и эмблемы

27-28.

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы)

Декоративное искусство в современном мире - 7ч.

Знать:

- несколько народных художественных промыслов России;

Уметь:                          

 -различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства ( художественное стекло, керамика, ковка, литьё, гобелен, батик и т.д.);

29-30.

Современное выставочное искусство

31-34.

 Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. Создание декоративной работы в материале

6 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПОЯСНИТЕЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа - нормативно-управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога.

Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б. М. Неменского для 1-9 классов общеобразовательных учреждений (М: Просвещение, 2011). Для работы по программе предполагается использование учебно-методического комплекта: учебник, методическое пособие для учителя, методическая и вспомогательная литература (пособия для учителя, видеофильмы, учебно-наглядные пособия).

Обучение и художественное воспитание ребенка в 6 классе посвящено собственно изобразительному искусству в жизни человека. Здесь учащиеся знакомятся с искусством изображения как художественным познанием мира и выражением отношения к нему как особой и необходимой форме духовной культуры общества.

В основу тематического деления года положен жанровый принцип. Каждый жанр рассматривается в его историческом развитии, при этом выдерживается принцип единства восприятия и созидания. И последовательно обретаются навыки и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства, согласно специфике образного строя видов и жанров изобразительного искусства. Придается большое значение освоению начальных основ грамоты изображения.

Учебные задания года предусматривают дальнейшее развитие навыков работы с гуашью, пастелью, пластилином, бумагой. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества.

В рабочей программе определены система уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируется формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков.

В тематическом плане определены виды и приемы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:

- изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);

- декоративная и конструктивная работа;

- восприятие явлений действительности и произведений искусства;

- обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат) и индивидуальной работы на уроках;

- изучение художественного наследия;

- подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;

- прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Темы и задания уроков предполагают умение организовывать уроки-диспуты, уроки - творческие отчеты, уроки-экскурсии. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.

Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.

Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа. Поурочное планирование используется в данной рабочей программе без изменений.

Логика изложения и содержание программы полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, поэтому в программу не внесено изменений.

Количество часов в год - 34.

Количество часов в неделю - 1.

Количество часов в I четверти - 9.

Количество часов во II четверти - 7.

Количество часов в III четверти - 11,

Количество часов в IV четверти - 7.

Для реализации программного содержания используется учебно-методический комплект:

  • Программы общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 классы / под рук. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение, 2011.
  • Неменская, Л. А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Неменского. - М. : Просвещение, 2011.
  • Неменский, Б. М. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: методическое пособие/Б. М. Неменский [и др.]; под ред. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение, 2010.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу 6 класса в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и с учетом примерной программы.

Обучающиеся должны знать:

  • о месте и значении изобразительного искусства в культуре: в жизни общества и жизни человека;
  • о существовании изобразительного искусства во все времена; должны иметь представление о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;
  • основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
  • ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
  • особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
  • основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;
  • общие правила построения изображения головы человека;
  • о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;
  • о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа.

Обучающиеся должны уметь:

- пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), уметь использовать коллажные техники, обладать первичными навыками лепки:

  • видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов: пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы:
  • видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти:
  • создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и воображению;

 активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.

Литература

Дополнительные пособия для учителя:

  • Неменский, Б. М. Педагогика искусства / Б. М. Неменский. - М.: Просвещение. 2007.
  • Изобразительное искусство. 6 класс: поурочные планы по программе под ред. Б. М. Неменского /авт.-сост. О. В. Павлова. - Волгоград: Учитель, 2010.
  • Изобразительное искусство. 2-8 классы. Создание ситуации успеха: коллекция интересных уроков /авт.-сост. А. В. Пожарская [и др.]. - Волгоград: Учитель, 2010.

Дополнительные пособия для учащихся:

  • Кора, Д. Мифология: энциклопедия (детская) / Д. Кора. - М.: Росмэн, 2010.
  • Платонова, Н. И. Энциклопедический словарь юного художника / Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. - М.: Педагогика, 1983.

Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов и рефератов:

http://ru.wikipedia.org/wiki 

http://www.artsait.ru 

                   

6 класс

1

1. Изобразительное искусство в семье пластических искусств

2

2. Рисунок – основа изобразительного творчества

3

3. Линия и её выразительные возможности

4

4. Пятно – как средство выражения. Композиция как ритм пятен

5

5. Цвет. Основы цветоведения

6    

6.  Цвет в произведениях живописи

7

7. Объёмные изображения в скульптуре

8

 8. Основы языка изображения

Мир наших вещей. Натюрморт - 8ч.

-знать основные виды и жанры изобразительных искусств;

-видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объёмного изображений предмета;

9

9. Реальность и фантазия в творчестве художника

10

10.  Изображение предметного мира – натюрморт

11

11.  Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира

12

12.  Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива

13

13. Освещение. Свет и тень

14

14.  Натюрморт в графике

15

15.  Цвет в натюрморте

16

16.  Выразительные возможности натюрморта

Вглядываясь в человека. Портрет - 12 ч.

-знать общие правила построения головы человека;

-уметь передавать характер человека используя цвет, тень и свет, индивидуальные особенности;

17

17. Образ человека – главная тема искусства

18

18. Конструкция головы человека и её пропорции

19 20

19-20. Изображение головы человека в пространстве

21 22

21-22.  Графический портретный рисунок и выразительность образа человека

23

23.  Портрет в скульптуре

24

24.  Сатирические образы человека

25

25.  Образные возможности освещения в портрете

26

26.  Портрет в живописи

27

27. Роль цвета в портрете

28

28. Великие портретисты (обобщение темы)

Человек и пространство в изобразительном искусстве –

-уметь пользоваться начальными правилами линейной перспективы;

-знать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;

 -видеть и использовать в качестве средств выражения соотношение пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по памяти и воображению.

29

29. Жанры в изобразительном искусстве

30

30.  Изображение пространства

31

31. .Правила линейной и воздушной перспективы

32

32.  Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства

33

33.  Пейзаж – настроение. Природа и художник

34

34.  Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл

7 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа - нормативно-управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога.

Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б. М. Неменского для 1-9 классов общеобразовательных учреждений (М.: Просвещение, 2011). Для работы по программе предполагается использование учебно-методического комплекта: методическое пособие для учителя, методическая и вспомогательная литература (пособия для учителя, видеофильмы, учебно-наглядные пособия).

Темы, изучаемые в 7 классе, являются прямым продолжением учебного материала 6 класса и посвящены основам изобразительного искусства. Здесь сохраняется тот же принцип содержательного единства восприятия произведений искусства и практической творческой работы учащихся, а также принцип постепенного нарастания сложности задач и поступенчатого, последовательного приобретения навыков и умений. Изменения языка изображения в истории искусства рассматриваются как выражение изменений ценностного понимания и видения мира. Основное-внимание уделяется развитию жанров тематической картины в истории искусства и, соответственно, углублению композиционного мышления учащихся: представлению о целостности композиции, образных возможностях изобразительного искусства, об особенностях его метафорического строя. За период обучения учащиеся знакомятся с классическими картинами, составляющими золотой фонд мирового и отечественного искусства.

Значительное место в программе отведено знакомству с проблемами художественной жизни XX века, с множественностью одновременных и очень разных процессов в искусстве.

Итоговая художественно-практическая работа учащихся может осуществляться в форме художественно-творческих проектов с выполнением необходимых этапов работы, идентичных процессу профессиональной деятельности. Это позволяет добиться более глубокого понимания роли искусства в жизни людей, а также пройти интересный творческий путь, формирующий исследовательские и созидательные интересы учащихся.

В рабочей программе определены система уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируются формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков.

В тематическом плане определены виды и приемы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:

  • изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
  • декоративная и конструктивная работа;
  • восприятие явлений действительности и произведений искусства:
  • обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат) и индивидуальной работы на уроках;
  • изучение художественного наследия;
  • подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
  • прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Темы и задания уроков предполагают умение организовывать уроки-диспуты, уроки - творческие отчеты, уроки-экскурсии. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.

Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.

Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки, как из коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа. Поурочное планирование используется в данной рабочей программе без изменений.

Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, поэтому в программу не внесено изменений.

Количество часов в год - 34.

Количество часов в неделю - 1.

Количество часов в I четверти - 9

Количество часов во II четверти - 7

Количество часов в III четверти - 11

Количество часов в IV четверти - 7.

Для реализации программного содержания используются:

Программы общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 классы / под рук. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение, 2011.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу 7 класса в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и с учетом примерной программы.

Обучающиеся должны знать:

  • о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его изображения;
  • роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах (бытовом и историческом жанрах, мифологической и библейской темах в искусстве);
  • процессе работы художника над картиной, смысле каждого этапа работы, композиции как целостности и образном строе произведения, роли формата, выразительном значении размера произведения, соотношении целого и детали, значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;
  • поэтической красоте повседневности, раскрываемой в творчестве художников; роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;
  • роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий; влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории:
  • роли художественных образов изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, создании культурного контекста между поколениями, между людьми:
  • роли художественной иллюстрации;
  • поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства; разности сюжета и содержания в картине; роли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре;
  • наиболее значимый ряд великих произведений изобразительного искусства на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве: понимать особую культуростроительную роль русской тематической картины XIX -XX столетий.

Обучающиеся должны иметь представление:

  • об историческом художественном процессе, содержательных изменениях картины мира и способах ее выражения, о существовании стилей и направлений в искусстве, о роли творческой индивидуальности художника;
  • сложном, противоречивом и насыщенном художественными событиями пути российского и мирового изобразительного искусства в XX веке.

В процессе практической работы учащиеся должны:

  • получить первичные навыки изображения пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;
  • научиться владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне;
  • развивать навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;
  • получить творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа ее выражения;
  • получить навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры.

Литература

Дополнительные пособия для учителя:

  • Неменский, Б. М. Педагогика искусства / Б. М. Неменский. - М.: Просвещение, 2007.
  • Изобразительное искусство. 7 класс: поурочные планы по программе Б. М. Неменского / авт.-сост. О. В. Свиридова. - Волгоград: Учитель, 2010.-223 с.: ил.
  • Изобразительное искусство. 5 - 8 классы: проверочные и контрольные тесты / авт.- сост. О. В. Свиридова. - Волгоград: Учитель, 2008. - 93 с.
  • Изобразительное искусство. 2-8 классы. Создание ситуации успеха: коллекция интересных уроков / авт.-сост. А. В. Пожарская [и др.]. - Волгоград: Учитель, 2010.
  • Изобразительное искусство. 1-8 классы; опыт творческой деятельности школьников: конспекты уроков / сост. 3. А. Степанчук [и др.]. - Волгоград: Учитель. 2009. - 271 с.
  • Изобразительное искусство. 5-1 классы: терминологические диктанты, кроссворды, филворды, тесты, викторины / авт.-сост. О. В. Павлова. - Волгоград: Учитель, 2010. - 77 с.: ил.
  • Изобразительное искусство. 5-7 классы. Обучение основам изобразительной грамоты: конспекты уроков / авт.-сост. О. В. Павлова. - Волгоград: Учитель, 2009. - 132 с.: ил.
  • Урок-презентация / авт.-сост. В. Н. Пунчик, Е. П. Семенова, Н. И. Пунчик. - Минск: Красико-Принт, 2009.
  • Мультимедийное сопровождение учебного процесса / авт.-сост. Н. И. Пунчик, А. Р. Борисевич. - Минск: Красико - Принт, 2009.

Дополнительные пособия для учащихся:

  • Кора, Д. Мифология : энциклопедия (детская)/Д. Кора. -М. : Росмэн, 2010.
  • Платонова, Н. И. Энциклопедический словарь юного художника / Н. И. Платонова, В. Д. Синюков.-М.: Педагогика, 1983.

Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов и рефератов:

http://ru.wikipedia.org/wiki 

http://www.artsait.ru 

Календарно – тематический поурочный план

учебного предмета «Изобразительное искусство»

                                                           7 КЛАСС

I.

Изображение фигуры человека и образ человека – 8ч

-научится рисовать фигуру человека соблюдая пропорции;

-выполнять эскизы, наброски с натуры и по представлению;

-применять знания скульптуры

дата

факт

1

Тема урока 1. Изображение фигуры человека в истории искусства

2

Тема урока 2. Пропорции и строение фигуры человека

3

4

Тема урока 3-4. Лепка фигуры человека.

1й час – Изготовление каркаса.

2й час – Работа над моделью

5

6

Тема урока 5-6. Набросок фигуры человека с натуры.

1й час – Начало работы.

2й час– Завершение работы

7

8

Тема урока 7-8. Понимание красоты человека в европейском искусстве

II.

Поэзия повседневности - 8ч.

-знать основные виды и жанры изобразительных искусств;

-видеть конструктивную форму предмета;

-умение работать команде при создании проекта.

9

Тема урока 9.  Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов

10

Тема урока 10. Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры

11

Тема урока 11. Сюжет и содержание в картине

12

Тема урока 12.  Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве

13

14

Тема урока13-14 .  Жизнь в моём городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре).

1й час – Начало работы.

2й час– Завершение работы

15

16

Тема урока 15-16.  Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре).

1й час – Начало работы.

2й час– Завершение работы.

III.

Великие темы жизни - 12 ч.

-уметь пользоваться начальными правилами линейной перспективы;

-видеть и использовать в качестве средств выражения соотношение пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по памяти и воображению.

17

18

Тема урока 17-18. Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох

19

20

Тема урока 19-20. Тематическая картина в русском искусстве XIX века

21

22

23

Тема урока 21-22-23. Процесс работы над тематической картиной.

1й час – Создание поисковых групп.

2й час–Работа над сюжетом картины.

3й час– Завершение работы

24 25

Тема урока 24-25.  Библейские темы в изобразительном искусстве.

1й час – Начало работы.

2й час– Завершение работы.

26

27

Тема урока 26-27.  Монументальная скульптура и образ истории народа.

1й час – Начало работы.

2й час– Завершение работы

28

Тема урока 28.  Место и роль картины в искусстве XX века

IV.

Реальность жизни и художественный образ -.

-работа над графическими иллюстрациями к выбранному литературному произведению;

-создание индивидуальных, коллективных творческих проектов.

29

Тема урока 29. Искусство иллюстрации. Слово и изображение

30

Тема урока 30. Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве

31

Тема урока 31. Зрительские умения и их значение для современного человека

32

Тема урока 32.  История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве

33

Тема урока 33.  Личность художника и мир его времени в произведениях искусства

34

Тема урока 34. Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре.

                                           Календарно-тематическое планирование

                                                               

Искусство

9 класс

тема

дата

факт

1

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         Вхождение общественных идей в художественный образ

2

Искусство как способ воздействия на людей

3

Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств

4

Позитивные и негативные грани внушающей силы искусства

5

Искусство массовой культуры, его функции.

6

Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия.

7

Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств.

8

Массовые и общедоступные искусства(тиражная графика. эстрадная развлекательная музыка)

9

Вкус и мода. Зрелище на службе внушения.

10

Порождающая энергия искусства. Пробуждение чувствии и сознания, способного к  пророчеству.

11

Миф о Кассандре. использование иносказания, метафоры в различных видах искусства.

12

Предсказания в искусстве. Художественное мышление в авангарде науки.

13

Научный прогресс и искусство.

14

Предупреждение средствами искусства.

15

Предсказание сложных коллизий ХХ-ХХI вв, в творчестве художников

16

Предвосхищение будущих открытий в  современном искусстве

17

Эстетическое формирование искусством окружающей среды

18

Архитектура, планировка и строительство городов.

19

Архитектура, планировка и строительство городов.

20

Специфика изображений в полиграфии.

21

Специфика изображений в полиграфии.

22

Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.

23

Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека

24

Музыка в быту.

25

Решение изобразительных возможностей искусства в фотографии, кино, телевидении.

26

Решение изобразительных возможностей искусства в фотографии, кино, телевидении.

27

Единство стиля в материальной и духовной культуре.

28

Искусство учит видеть и чувствовать мир  по-новому. Творческое воображение на службе науки и искусства.

29

Мышление научное и художественное.

30

Выдающиеся физики и математики о роли искусства и творческого воображения.

31

Вопрос к себе как первый шаг к творчеству.

32

Красота творческого озарения.

33

Выдающиеся психологи  и физиологи о пользе творческой деятельности человека для  его физического и духовного развития

34

Обобщающий урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса по программе "Планета Знаний"

Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса общеобразовательной школы разработана на основе авторской  программы Н.М. Сокольникова (Программы общеобразовательных учреждений...

Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса по авторской программе С.Г.Ашиковой

Рабочая программа по изобразительному искусству расчитана на духовно-нравственное развитие личности учащегося, воспитание его ценностного отношения к прекрасному на основе обогащения опыта и эмоционал...

Рабочая программа по изобразительному искусству. 1-4 класс. ( по программе Кузина В.С.) 2017

Рабочая программа по учебному курсу составлена с учетом ФГОС (с изменениями 2017)....

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса УМК «Школа России» на основе авторской программы Неменская, Л. А.

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, рекомендациями Примерной программы начал...

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса УМК «Школа России» на основе авторской программы Неменская, Л. А.

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, рекомендациями Примерной программы начал...

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса по программе "Начальная школа XXI века"

В данном файле представлены материалы по изобразительному искусству...

Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса (на основе авторской программы Б.М.Неменского)

Рабочая программа по изобразительному искусству ( на основе авторской программы "Изобразительное искусство" Б.М. Неменского)...