Праздник красок
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме

Нестерова Людмила Алексеевна

В процессе занимательной беседы дети знакомятся с творчеством замечательного детского художника - иллюстратора Ю.А. Васнецова. Они закрепляют навыки работы красками и кистью, выполняя коллективные панно на заданные темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prazdnik_krasok_v_3.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Фамилия, имя, отчество     Нестерова Людмила Алексеевна

Д                Должность           Воспитатель группы продлённого дня

Место работы      Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №20» г. Альметьевска Республики Татарстан

Электронный адрес         nesterova.la@pravmail.ru

.

Праздник красок в 3 классе

Цели занятия: 1)Познакомить детей с творчеством художника – иллюстратора Ю.А. Васнецова. Формировать читательские и художественные вкусы учащихся, развивать творческое воображение. 2)Закреплять навыки работы красками и кистью, знания холодных и тёплых тонов, умения смешивать краски для получения нужного оттенка. 3)Содействовать воспитанию у детей чувства товарищества, умения работать коллективно.

Оборудование: Выставка книг с иллюстрациями Ю. Васнецова, презентация иллюстраций к сказкам рисунок овощей неправильной окраски, рисунок четырёх шаров, фонограммы песен.

 Используются краски, цветные карандаши, кисточки, вода, 4 листа ватмана для рисования.

Родители приготовили костюмы для сценок  (Краски, Солнце, Радуга, Карандаш, Резинка).

Форма проведения: Внеклассное занятие

Место проведения: Аудитория

План проведения:

1.Беседа о творчестве Ю. А. Васнецова.

2.Инсценировка «Сказка про краски».

3.Исполнение песни «Дети любят рисовать».

4. Инсценировка «Перевоспитание Пачкули».

5.Практическая работа по выполнению коллективного панно.

6.Инсценировка «Разговор красок».

7.Обобщающая беседа и литературный монтаж.

Ход занятия:

Учитель: Сегодня у нас с вами праздник. Это – праздник солнца, праздник света! Как называется наш праздник?

Все хором: Праздник красок!

1-й ведущий: В некотором царстве, в нашем государстве жил – был  добрый волшебник. И как все добрые волшебники, делал только добрые дела – приносил людям радость. Он был художником. Звали его Юрий Алексеевич Васнецов. Вы спросите: «Почему волшебник? Ведь волшебники только в сказках бывают». Верно. И не верно. Он, конечно, не мог превратить избушку в хрустальный дворец и вершить прочие чудеса, но зато мог нарисовать всё, о чём рассказывается в сказках. Да так, что сказка предстаёт перед нами в зримых образах. Разве это не волшебство?

2-й ведущий: Творчество Ю. А. Васнецова широко известно. Уже не одно поколение детей смотрит книги с его иллюстрациями. Среди них такие,  как:

(Выставка книг с иллюстрациями Ю.А.Васнецова)

-Наши сказки. Сборник.

-Небывальщина.

-Пятьдесят поросят. Детские народные песенки.

-Скок-поскок.

-Собака, кот, кошка и курочка.

-Ладушки.

1-й ведущий: Если собрать воедино все картинки, нарисованные художником за его долгую жизнь (1900 – 1973), то получится одна большая добрая сказка. О многом она рассказывает, чего и в книжке не написано.

1-й ученик:    Сорока – сорока! Где была?

                       Далёко!

                       Печку топила, кашку варила,

                       На порог скакала, гостей созывала.

                       Гости прилетели, на крылечко сели.

2-й ученик:    Как у нас-то козёл

                       Что за умный был:

                       Сам и по воду ходил,

                       Сам и кашу варил,

                       Деда с бабой кормил.

2-й ведущий: Вам, конечно, хорошо известны эти детские прибаутки. А вот и герои этих стишков на рисунках Васнецова. Все звери у художника умные, красивые, воспитанные. А какие они трудолюбивые:

                       Собака на кухне пироги печёт,

                       Кот в углу сухари толчёт.

1-й ведущий: Вон как старательно кот в ступе сухари толчёт, язык от усердия высунул. Мышки вокруг прыгают, ждут угощения – ну и добрый кот!

2-й ведущий: Замечательные избы рисовал Васнецов для своих героев – расписные, узорные. Сразу видно, что живёт в них  неплохой народец – мастер на все руки. Таких и одеть красиво не грех.

1-й ведущий: Одевает Васнецов своих героев нарядно, празднично. Кошке обязательно нарисует цветную юбку всю в оборках да кружевах, а на зайку тёплую кофту наденет.

2-й ведущий: Резвого конька художник розовыми бантами разукрасил. Разрисовал зелёными яблоками. Грива и хвост завитые, седло с цветным узором. Вся картинка тёплая, ярко-жёлтая. Красное солнце распустилось на небе, как цветок, и утки летят с букетами в клювах – видно. В гости торопятся.

1-й ведущий: Какие только весёлые сказочные сценки не разыгрываются на обычных деревенских улицах!

3-й ученик:     На улице две курицы

                        С петухом дерутся.

                        Две девушки-красавицы

                        Смотрят и смеются:

                        Ха – ха – ха! Ха – ха – ха!

                        Как нам жалко петуха!

2-й ведущий: А деревня-то нарисована настоящая: листья с берёзы облетели, идёт дым из трубы – печка топится. Но и на улице осень уютная – краски тёплые, мягких оттенков.

1-й ведущий: Но кончились дневные радости и заботы. Наступила ночь. Рисует её художник чёрной, с таинственно мерцающими звёздами. Сладко спит в золотой колыбельке на пуховой перинке котик - коток. А вот застыли в тревожной тишине старое дерево и желтоглазая сова – совушка на сухой ветке. Но нисколько не страшно.

4-й ученик:     Ах, ты, совушка – сова,

                        Ты большая голова!

                        Ты на дереве сидела,

                        Головою ты вертела –

                        Во траву свалилася,

                        В яму покатилася.

2-й ведущий: И вот долгожданное утро – запел во всё горло голосистый красный петушок.

5-й ученик:     Петушок – петушок,

                        Золотой гребешок,

                        Маслена головушка,

                        Шёлкова бородушка!

                        Что ты рано встаёшь,

                        Голосисто поёшь.

                        Ване спать не даёшь?

1-й ведущий: Открылись расписные ставни, проснулся малыш, слетелись к нему птицы, заиграли солнечными крыльями, стало празднично, красно кругом:

6-й ученик:   - Ладушки, ладушки!

                         Где были?

                       -У бабушки.

                       -Что ели?

                       -Кашку.

                       -Что пили?

                       -Бражку.

                        Кашка масленька,

                        Бражка сладенька,

                        Бабушка добренька.

                        Попили, поели, домой полетели.

                        На головку сели, ладушки запели.

2-й ведущий: Тут и сказке конец, кто дослушал – молодец!

Учитель: Мы очень кратко познакомились с творчеством замечательного художника-иллюстратора Ю.А.Васнецова. Как прекрасно, что живут на земле и радуют нас своими рисунками такие художники детской книги как Курдов, Лосин, Чижиков, Кузнецов, Рачев и другие, чьи картинки помогают нам лучше представить то, что мы читаем.

Чтец:               Увидел художник в морозном окне.

                          Как бродит олень по волшебной стране.

                          В сверкающем воздухе птицы парят,

                          Цветные фонарики в окнах горят,

                          А там, где над морем клубятся леса,

                          Воздушный корабль развернул паруса –

                          И вот получилась картина.

Учитель: И как прекрасно, что у нас под рукой всегда есть цветные карандаши, кисти и краски!

Исполняется сценка «Сказка про краски».

Тёплые краски (хором): Живут – поживают краски!

Красная: Красная!

Оранжевая: Оранжевая!

Жёлтая: Жёлтая!

Красная: По цвету напоминаем мы огонь и солнце!

Оранжевая: Оттого и прозвали нас тёплыми.

Жёлтая: Этими красками рисуют землянику, морковку, цыплят и многое, многое другое.

Холодные краски (хором): А нас…

Голубая: Голубую!

Синяя: Синюю!

Фиолетовая: И фиолетовую!

(хором): называют холодными!

Голубая: Мы похожи на цвет льда, снега и грозовые тучи.

Синяя: Раскрашивают нами незабудки, небо, васильки, колокольчики.

Фиолетовая: Да разве всё перечислишь!

Тёплые краски (хором): Но мы красивее и нужней вас!

Холодные краски (хором): Нет, мы красивей и нужней!

Тёплые краски (хором): Нет, мы! Мы!

Солнце: Как объяснить неразумным краскам, что все они нужны?

Тучка: Как объяснить, что все они красивы?

Солнце (к холодным краскам): А ну-ка, нарисуйте картину знойной, жаркой Африки!

Тучка (к тёплым краскам): А вы раскрасьте-ка картину Северного моря!

Солнце и Тучка: Что, не получается?

Холодные краски (хором): Да, мы поняли, что ошиблись!

Тёплые краски (хором): Давайте мириться!

Солнце и Тучка: Встаньте, краски, дружно в круг!

Краски (хором): Знаем, кто за кем стоит!

                            В хороводе друг за другом

                            Краска каждая горит!

Поют:                Вот все краски подружились,

                            Дружно за руки взялись,

                            Поклонились, улыбнулись,

                            Повернулись, разошлись.

Солнце: С тех пор краски живут дружно.

Тучка: А художники пишут картины холодными и тёплыми красками вместе.

Учитель: Благодаря всем краскам, мы можем изобразить наш разноцветный мир таким, каким мы его видим.

Чтец:         И в десять лет, и в семь, и в пять,

                  Все люди любят рисовать.

                  И каждый смело нарисует

                  Всё, что его интересует.

                 Всё вызывает интерес:

                 Далёкий космос, ближний лес.

                 Цветы, машины, сказки, пляски…

                 Всё нарисуем – были б краски,

                 Да лист бумаги на столе,

                 Да мир в семье и на земле!

Дети исполняют хором песню «Дети любят рисовать»

  1. Вот мы взяли краски в руки

И не стало в доме скуки,

Чтобы было веселей,

Ярких красок не жалей.

                         Припев: Это странно,

                                        Но чего же тут скрывать,

                                        Дети любят,

                                        Очень любят рисовать

                                        На бумаге, на асфальте, на стене

                                        И в трамвае на окне.

2. Вот вам тётя жарит пышку,

Это кот, он ловит мышку.

И никто не разберёт,

Где тут тётя и где кот.

                        Припев.

3.Что за странная зверюшка:

Сорок ног, одна макушка –

То ли зверь-сороконог,

То ли очередь в ларёк.

                        Припев.

Учитель: А теперь, как поётся в этой песенке, мы с вами тоже возьмём краски в руки и будем рисовать.

          Из-под стола вылезает Пачкуля. Сценка «Перевоспитание Пачкули»

Учитель: Ребята, как вы думаете. Кто это? Ты кто?

Пачкуля: Я – Пачкуля.

Учитель: А почему ты такой грязный? Где ты так испачкался?

Пачкуля: Это простая история. Только вот отмыться никак не могу. Мы с Незнайкой рисовали красками осенние листья. Я спешил и всё испортил.

Учитель: А что же ты наделал? Расскажи-ка нам.

Пачкуля: Начал я рисовать листок клёна, весь его зелёной краской закрасил, а потом вспомнил, что концы-то у него уже покраснели. Стал я кончики красить красной краской, а получилась какая-то грязь. Рядом с зелёным листком жёлтый лежал. Я стал жёлтый красить. А зелёная краска потекла в жёлтую. Вот, посмотрите, что получилось! (Показывает рисунок)

Учитель: Ребята, почему у Пачкули такой рисунок получился?

Ученик: Он не знает правил работы с акварелью!

Пачкуля: А вы мне назовите их, покажите приёмы работы, ребята! Я постараюсь запомнить.

Учитель: А как быть с твоим внешним видом? По-моему, надо что-то сделать? Что ему надо сделать, ребята?

(Пачкуля умывается)

Учитель: Ну, слушай, Пачкуля, правила работы акварелью.

Пачкуля: Какой же я теперь Пачкуля? Я стал совсем чистый. Мне даже самому как-то непривычно. Ребята, назовите меня как-нибудь по-другому.

(Дети придумывают Пачкуле новое имя)

Учитель: А теперь объясним (новое имя), как надо работать акварелью.

1.Акварель сначала надо развести и попробовать цвет на листке бумаги.

2. Цвета не должны перекрывать друг друга, иначе получится грязь.

3.Если писать акварелью, где есть ещё не просохшая краска рядом, краска растечётся.

4.Надо знать правила смешения цветов: красный и синий цвета дают в смешении фиолетовый, красный и жёлтый – оранжевый, синий и жёлтый – зелёный.

Пачкуля: Я всё понял. Спасибо, ребята. Но художник Тюбик задал мне задачу. Посмотрите на этот рисунок: на нём четыре воздушных шара. Они немного находят один на другой. Первый и последний – красные. Какие должны быть все остальные шары, если в местах, где они находят друг на друга, проглядывают фиолетовый. Зелёный и оранжевый цвета? Давайте нарисуем их вместе.

(Дети рисуют шары).

Учитель: Ну, вот, мы вспомнили, как надо работать красками. У вас на столах большие листы ватмана и принадлежности для рисования. Каждая творческая бригада будет работать над своим панно:

1. Порхающие бабочки над цветущим лугом.

2. Красная Шапочка.

3. Наши зимние забавы.

4. Мы на экскурсии.

Дети выполняют коллективные панно.

Учитель: Получились прекрасные панно. Вы доказали, что умеете не только хорошо рисовать, но и дружно работать.

Часто во время дождя вы сидите у окна, смотрите и прислушиваетесь, и вам кажется, что у всех вещей есть голоса, что все они разговаривают. И ваши краски тоже. Слышите, говорит красный цвет…

                                Сценка «Разговор красок»

Красная:          Красная редиска выросла на грядке,

                         Рядом помидоры – красные ребятки.

                         Красные тюльпаны на окне стоят,

                         Красные знамёна за окном горят.

Автор: Вслед за ним откликается оранжевый.

Оранжевый:   Оранжевой лисице

                         Всю ночь морковка снится –

                         На лисий хвост похожа:

                         Оранжевая тоже.

Автор: Жёлтый тоже не молчит!

Жёлтый:        Жёлтое солнце на землю глядит,

                        Жёлтый подсолнух за солнцем следит,

                        Жёлтые груши на ветках висят,

                        Жёлтые листья с деревьев летят.

Автор: Тут и зелёный заговорил.

Зелёный:        У нас растёт зелёный лук

                        И огурцы зелёные.

                        А за окном зелёный луг

                        И домики белёные.

                        С зелёной крышей каждый дом,

                        И в нём живёт весёлый гном

                        В зелёных брючках новых

                        Из листиков кленовых.

Автор: А голубой восклицает…

Голубой:         Глаза голубые у куклы моей,

                        А небо над нами ещё голубей.

                        Оно голубое, как тысячи глаз,

                        Мы смотрим на небо, а небо – на нас.

Автор: И синий не отстаёт…

Синий:            В синем море островок,

                        Путь до острова далёк.

                        А на нём растёт цветок –

                        Синий – синий василёк.

Автор: А фиолетовый шепчет…

Фиолетовый: Фиолетовой фиалке надоело жить в лесу,

                        Я сорву её и маме в день рожденья принесу.

                        С фиолетовой сиренью будет жить она

                        На столе в красивой вазе около окна.

Автор: Но дождь смолкает. И вместе с ним смолкают краски. Над горизонтом встаёт радуга.

Радуга:           Краски сегодня ужасно устали:

                        Радугу в небе они рисовали.

                        Долго трудились над радугой краски,

                        Радуга вышла красивой, как в сказке.

                        Вся разноцветная – вот красота!

                        Ты полюбуйся, какие цвета!

Автор: То тут, то там ещё капают одинокие капли дождя. И вместе с ними опять краски роняют слова…

Красная: Глядите, радуга – это я!

Оранжевая: И я!       (и т.д. все краски восклицают по порядку)

Радуга: Все рады! В радуге над горизонтом – и апельсины, и пшеница, и трава, и небо, и сирень. В ней – всё. Значит, будет хорошая погода.

Автор: Загордилась Радуга, да и стала хвалиться:

Радуга: Посмотрите, какая я красивая – прямо таки живая! Я красивее самого Солнца!

Солнце: Ты красива, это  правда, но ведь без меня и радуги не бывает.

Радуга: И всё – таки я самая красивая! Я! Я!

Автор: Тогда солнышко рассердилось, спряталось за тучу – и радуги как не бывало. А снова встанет она над землёй лишь после дождя, когда выглянет солнышко.

                  Дети хором исполняют песню «Самая счастливая»

1. Выглянуло солнышко, светит на лугу,

Я навстречу солнышку по траве бегу

И ромашки белые рву я на лету,

Я веночек сделаю, солнышко вплету.

2. День искрится радостью, вдаль меня манит,

Надо мною радуга весело звенит.

У реки под ивою встречу соловья,
Самая счастливая в это утро я.

3. Собрала в ладошки я чистую росу,

Радугу и солнышко я в руках несу.

И дразню я песенкой ветер озорной,

И танцуют весело все друзья со мной.

Учитель: Ребята, на нашем празднике много гостей, но самых главных почему-то нет. Сейчас я вам загадаю загадки, а вы отгадаете, кого же у нас нет на празднике:

-Не похож на человечка, но имеет он сердечко

И в работе круглый год он сердечко отдаёт.

Пишет он, когда диктуют,

Он и чертит, и рисует,

А сегодня вечерком он раскрасит мне альбом (карандаш).

-Своей косичкой без опаски она обмакивает в краски.

Потом окрашенной косичкой в альбоме водит по страничке (кисточка).

Карандаш: Здравствуйте, ребята!

Кисточка: Извините, что мы опоздали на праздник!

Карандаш: У нас есть для вас сюрприз.

Кисточка: Отгадайте наши загадки:

1. На поляне у реки гордо держат стебельки,

 Как фарфоровые чашки, белоснежные… (ромашки).

2. Ветка в грозди разодета фиолетового цвета –

Это в жаркий летний день расцвела в саду…(сирень).

3. Вот шершавый стебелёк, в середине – уголёк,

Лепестки блестят, как лак, распустился красный…(мак).

4. Эй, звоночки, синий цвет,

С языком, а звону нет! (колокольчик)

5. Была зелёной, маленькой, потом я стала аленькой.

На солнце почернела я и вот теперь я спелая (черника).

6. На припёке у пеньков много белых лепестков.

Каждый тонкий стебелёк держит алый огонёк.

Разгибаем стебельки, собираем огоньки (земляника).

Карандаш: Молодцы, ребята! Знание красок разного цвета помогло вам разгадать все  загадки.

Кисточка: Давайте подарим всем нашим гостям «Оранжевую песенку».

Исполняется «Оранжевая песенка»

Учитель: В этой весёлой песенке оранжевым было море, небо и даже зелень. А в жизни каждая вещь, каждый предмет имеют свой цвет, свою форму.

1-й чтец:           Полдня рисовал я красавца – коня,
                          И все за рисунок хвалили меня.

                           Сначала мне мама сказала словечко:

                         -Чудесная, Мишенька, вышла овечка!

                           Но с тем же рисунком я к папе пошёл,

                           И папа сказал мне: - Отличный козёл!

                           Потом похвалила малышка – сестрёнка:

                         -Ты очень хорошего сделал котёнка!

                           И братец мой старший меня похвалил,

                           Зевнул и сказал: - Неплохой крокодил!

2-й чтец: Дали Мурочке тетрадь,

                 Стала Мурка рисовать.

               «Это – козочка рогатая,

                 Это – ёлочка мохнатая.

                 Это – дядя с бородой.

                 Это – дом с трубой».

                «Ну, а это что такое,

                 Непонятное, чудное,

                 С десятью ногами,

                 С десятью рогами?»

               «Это Бяка – Закаляка Кусачая,

                 Я сама из головы её выдумала».

               «Что ж ты бросила тетрадь,

                 Перестала рисовать?»

                «Я её боюсь!»

Учитель: Вот такие смешные случаи происходят с детьми, если они не совсем верно изображают предметы.

Наш друг Незнайка прислал нам свои рисунки и как всегда, всё перепутал.

(Показывает рисунок овощей)

-Помидоры бывают синими?

-А морковь - зелёной?

-А огурцы красные?

-А какого цвета огурцы?

-А какие помидоры?

-А морковь?

Таких горе - художников, как Незнайка, ещё немало. И про них наши весёлые частушки.

(Исполняются частушки):

В праздник весело у нас,

Рады мы по ушки

И сейчас вам пропоём

Весёлые частушки.

                                    Рисовал картину Вася,

                                   Он художник, спору нет,

                                   Но зачем он нас раскрасил

                                   В красный, жёлтый, синий цвет?

Рисовала я грозу,

На небе туча чёрная.

Вышло, правда, грязновато,

Это краска виновата.

                                  На платке для красоты

                                  Рисовал Антон цветы,

                                 А телёнок посмотрел

                                 И цветы чуть-чуть не съел.

Краски Саша в руки взял,

Зоопарк нарисовал,

Но никто не разберёт,

Где тут слон, где – бегемот.

                               Хорошо, что непохожи

                               Люди цветом глаз и кожи.

                               Как прекрасен мир цветной,

                               Разноцветный шар земной.

На уроках рисованья

Ты лентяя не найдёшь –

Прилагаем все старанья,

Чтоб рисунок был хорош.

                              Мы частушки вам пропели

                              Хорошо ли,  плохо ли,

                              А теперь мы вас попросим,

                              Чтоб вы нам похлопали.

Учитель: Вы заметили, как стало тепло в классе от песен, стихов и добрых улыбок друзей?

1-й чтец:              Лучистое солнце

                              Не делится на части.

                              И вечную землю нельзя разделить.

2-й чтец:              Но искорку счастья

                              Ты можешь, ты должен,

                             Ты в силах

                             Друзьям своим подарить!

Исполняется 1 куплет песни «Пусть всегда будет солнце».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие для учащихся 1-5 классов "Праздник красок"

Действующие лица: Ведущий Краски: Красная, Оранжевая, Желтая, Зелёная, Голубая, Синяя, Фиолетовая (1 класс) Карандаш Частушечники Дымковские гости (5 класс) Гости из Крутца (3 класс) Гости из Гжели (2...

Праздник красок

сценарий внеклассного мероприятия  "Как прекрасен этот мир" в 1 "Б" классе МОБУ СОШ №82. План-конспект....

"Праздник красок"

Творческий урок - утренник...

Праздник красок

Разработка внеклассного мероприятия содержит основные понятия по изобразительному искусству, стихи, песни по теме....

сценарий внеклассного мероприятия по изобразительному искусству "Праздник красок"

сценарий праздника по изобразительному искусству, занимательное знакомство с основными художественными терминами, проводился третьеклассниками для первоклассников как урок ИЗО...

"Праздник красок"

Внеклассное мероприятие по ИЗО "Праздник красок" в 3 классе....