Рабочая программа 4 класс ИЗО
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5 города Новочеркасска Ростовской области

 

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании ШМО учителей начальных классов

Протокол № 1 от 30.08.2013 г.

Принята на заседании педагогического совета МБОУ СОШ №5

Протокол №1 от 30.08.2013 г

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ № 5

П. П. Каныгина__________

Приказ № 224-а от 30.08.2013

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по изобразительному искусству

для 4 – б  класса

2013 – 2014 учебный год

ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ «Планета Знаний»

 

 

 

 

 

 

 

 

  Учитель   Придатько   Г.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Новочеркасск

2013 г.

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

УМК        «Планета Знаний»

Учебник  Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 4 класс. Учеб­ник. - М.: АСТ: Астрель, 2013.

Количество часов на изучение программы- 34 часа

Количество часов в неделю – 1 час

 

Рабочая программа по изобразительному искусству создана на основе:

  • федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования;(2004 год – 4 класс, 2010 год – 1-3 классы)
  • в соответствии с ООП и учебного плана МБОУ СОШ № 11 на 2013-2014 учебный год;
  • в соответствии с примерной программой по предмету «Изобразительное искусство», Н.М. Сокольниковой для 4 класса,      рекомендованной Министерством образования РФ,
  • программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:

 

  • Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 4 класс. Учебник. — М.: АСТ, Астрель.
  • Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 4 класс. Рабочая тетрадь. — М.: АСТ, Астрель.
  • Н.М. Сокольникова. Обучение в 4 классе по учебнику «Изобразительное искусство». — М.: АСТ, Астрель.

Цели и задачи учебного предмета:

Изучение изобразительного искусства в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • развитие  творчества  детей и  их духовной культуры;
  • освоение первичных знаний о мире пластических ис­кусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архи­тектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребёнка;
  • овладение основным средствам художественной вырази­тельности (линия, пятно, цвет, колорит, фактура, тон, ком­позиция, ритм, гармония и др.), необходимым для создания художественного образа;
  • формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, в его духов­но-нравственном развитии;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культу­ры восприятия произведений профессионального и народ­ного изобразительного искусства; нравственных и эстети­ческих чувств: любви к родной природе, своему народу, Ро­дине, уважения к её традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

 

Общая характеристика учебного предмета:

Программа «Изобразительное искусство» строится на основе пластических искусств: изобразительного, народного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна.

Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования:

  • приобщение к искусству как духовному опыту поколений,
  • овладение способами художественной деятельности,
  • развитие творческой одарённости ребёнка.

Содержание художественного образования предусматривает два основных вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик-зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик в роли художника, народного мастера, декоратора, архитектора, дизайнера). Это даёт возможность раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать только

информационного изложения материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребёнка с произведениями искусства.

Художественно-творческая деятельность учащихся осуществляется с учётом возрастных возможностей учащихся на доступном для них уровне.

Основные виды изобразительной деятельности учащихся (графика, живопись, лепка): знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства, с шедеврами русского и зарубежного искусства, творчеством ведущих художников, развитие чувства стиля; рисование с натуры, по памяти и представлению, иллюстрирование сказок и других литературных произведений, создание тематических композиций, лепка рельефов и объёмных фигур, выявление характерных особенностей художественного образа.

Изучение народного искусства учащимися включает:

  • знакомство с традиционными художественными промыслами,
  • выявление характерных особенностей видового образа,
  • умения определять принадлежность вещи к локальной школе мастерства, повтор орнаментов, сюжетов, мотивов, образов, вариация и импровизация по мотивам народной росписи,
  • овладение приёмами кистевой росписи, лепку игрушек из глины (пластилина).

Изучение декоративного искусства предполагает:

  • знакомство с видами декоративно-прикладного искусства (художественным стеклом, металлом, камнем, деревом, кожей, ткачеством и др.);
  • декорирование поверхности, имитацию технологий художественной обработки материалов,
  • создание орнаментальных и сюжетных плоскостных и объёмных композиций,
  • украшение декором изделий, выявление характерных особенностей видового образа, развитие чувства стиля.

Основные виды архитектурной и дизайнерской деятельности учащихся:

  • работа с простейшими знаковыми и графическими моделями,
  • овладение элементарными приёмами комбинаторики и эвристики,
  • проектирование, художественное конструирование, макетирование и моделирование,
  •  развитие чувства стиля.

На уроках изобразительного искусства формируются умения воспринимать окружающий мир и произведения искусства, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения по видовым и жанровым признакам.

Особенно важно, что, постигая заложенные в произведениях искусства художественно-нравственные ценности, дети нравственно совершенствуются, духовно обогащаются.

Младшие школьники учатся работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа, решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, создавать творческие работы на основе собственного замысла, проявлять оригинальность.

Программа направлена на развитие у ребёнка способности экспериментировать с формой (мысленно и практически) как при ознакомлении с различными видами искусства, так и в ходе выполнения конкретных изобразительных, декоративных или дизайнерских заданий. Учащиеся 1–4 классов систематически осваивают «Азбуку форм». Они учатся различать в природе, произведениях искусства, объектах архитектуры и дизайна такие геометрические формы, как квадрат, ромб, круг, треугольник, прямоугольник, и такие тела, как куб, призма, цилиндр, шар, пирамида и др. Кроме этого, учащиеся знакомятся с формой спирали, яйца, волны и комбинированными формами. Рассматриваются бионические формы в архитектуре и дизайне. Теоретические знания о формообразовании закрепляются в процессе практической работы над эскизами, проектами и моделями объектов архитектуры и дизайна.

Освоение пространства младшими школьниками осуществляется в трёх направлениях: передача условного пространства на плоскости листа (графика, живопись), объёмные композиции (лепка, моделирование объектов дизайна)

и создание объёмно-пространственных композиций (архитектурное макетирование).

Освоение традиционных способов и приёмов передачи пространства на плоскости (загораживание, расположение удалённых предметов ближе к верхнему краю листа, уменьшение дальних объектов в размере, линейная и воздушная перспектива и др.) происходит систематически с 1 по 4 класс в процессе упражнений и творческих заданий.

На протяжении всего обучения в начальной школе особое внимание уделяется изучению «Азбуки цвета», специально составленной нами для учащихся, и входящих в неё основ цветоведения (цветовой круг, основные цвета, составные цвета, колорит, цветовой контраст и нюанс, холодный и тёплый цвета и др.). Учащиеся учатся анализировать выразительные свойства цвета в произведениях изобразительного искусства, народного и декоративного искусства, объектах архитектуры и дизайна. Природа может подсказать гармоничные цветовые сочетания: краски неба, земли, листвы, цветов, ракушек, камешков, чешуи рыб, крыльев бабочки, оперения птиц и др. Полученные знания дети закрепляют в процессе выполнения практических заданий.

Программой предусмотрены индивидуальные и коллективные формы работы. В индивидуальной работе учащиеся осваивают новые техники работы, изобразительную грамоту. Развивающие возможности совместной деятельности детей по созданию коллективных работ  обеспечивают развитие у ребёнка способности видеть целое раньше частей, а также способности видеть отдельную вещь с позиций других людей. Можно использовать различные формы коллективной работы школьников (двое создают вместе одно изображение; 4–5 учащихся работают над одним заданием; все дети принимают участие в работе одновременно и др.). Работая в парах или группах, дети учатся планировать и координировать свою творческую деятельность, договариваться друг с другом о содержании и ходе выполнения задания.

Важнейшей особенностью данной программы является использование элементов арт-терапии. Это обусловлено тем, что на начальном этапе обучения художественному творчеству (изобразительному, декоративному, дизайнерскому) особое внимание уделяется развитию у ребёнка способности эмоционально переживать своё продуктивное действие, одновременно выражать в рисунке собственные переживания и чувства.

Арт-терапия понимается нами как профилактика и коррекция негативных психологических состояний (страх, усталость, агрессивность, раздражительность и т.п.) с помощью искусства. Она развивает эмоционально-чувственный мир ребёнка, его воображение и направлена на овладение им различными способами изображения, способствующими коррекции его различных эмоциональных состояний.

Арт-терапия делает акцент на свободном самовыражении ребёнка посредством любых художественных материалов и средств, имеющихся в его распоряжении. Свободное самовыражение необходимо (или желательно), для того чтобы помочь учащемуся устранить проявления его негативного психоэмоционального состояния, разрешить внутренние (связанные с самочувствием, настроениями) или внешние (связанные с взаимоотношениями с окружающими) проблемы, улучшить его общее состояние и т.д. Арт-терапия способствует развитию личности средствами искусства (самопознание, саморазвитие, самотерапия), где искусство выступает в качестве стимулятора психического развития

и саморазвития ребёнка.

На занятиях изобразительным искусством с арт-терапевтической целью используют следующие виды деятельности:

  • рассматривание картин,
  • рисование,
  • лепка,
  • конструирование,
  • работа с природными материалами,
  • иллюстрирование сказок и музыкальных страхов и др.

Одной из арт-терапевтических техник является ассоциативное рисование. В процессе этого рисования дети учатся выражать свои чувства, эмоции, вкусовые и тактильные ощущения в абстрактных (формальных) и изобразительных композициях. Очень важно научить детей выбирать художественные материалы и техники, наиболее подходящие для воплощения замысла.

 

 

 

 

 

 

 

Основное содержание

Основные содержательные линии рабочей программы представлены следующими разделами:

  1. «Мир изобразительного искусства»-15 ч

«Путешествие в мир искусства» (1 ч). Знакомство с не­обычными художественными музеями.

«Виды и жанры изобразительного искусства» (14 ч). Анималистический жанр. Исторический жанр. Батальный жанр. Бытовой жанр. Пейзаж. Портрет. Натюрморт. Книж­ная графика. Каллиграфия. Компьютерная графика.

 

  1. «Мир декоративного искусства» -8 ч

Художественная керамика и фарфор. Художественное стекло и хрусталь. Художественный металл. Художествен­ный текстиль.

 

  1. «Мир народного искусства» -7 ч

Лаковая миниатюра (Палех, Мстёра, Холуй). Русское кружево. Резьба по кости. Тульские самовары и пряники. Народный костюм.

 

  1. «Мир архитектуры и дизайна» -4 ч

Бионическая архитектура. Бионические формы в дизай­не. Дизайн костюма. Фитодизайн.

 

Требования к уровню подготовки выпускников 4 класса

  В результате изучения изобразительного искусства  ученик должен :

  • знать/понимать:
  • богатства и разнообразия художественных средств для выражения эмоционально-ценностного отношения к миру;
  • основы эмоционально-ценностного, эстетического отношения к миру, явлениям жизни и искусства, понимание красоты как ценности.
  • ценности искусства в сотворении гармонии между человеком и окружающим миром;
  • потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
  • основные и составные цвета, тёплые и холодные цвета; применять эти цвета в творческой работе;
  • основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и лепке (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах; иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

 

  • уметь:
  • правильно и выразительно использовать в работе разно­образные графические материалы (различные способы штриховки графитными и цветными карандашами, фло­мастерами, пером и тушью, пастельными мелками, уг­лем, сангиной и др.) и живописные приёмы (по-сырому, лессировка, раздельный мазок, от пятна и др.), а также способы применения смешанной техники работы разно­образными художественными материалами (акварель с белилами, акварель и штриховка тушью
  • выполнять наброски, эскизы, учебные и творческие ра­боты с натуры, по памяти и воображению в разных худо­жественных техниках;
  • изображать с натуры и по памяти отдельные предметы, группы предметов, человека, фрагменты природы, ин­терьера, архитектурных сооружений;
  • передавать объёмное изображение формы предмета с по­мощью светотени;
  • использовать пропорциональные соотношения при изоб­ражении лица и фигуры человека;
  • изображать глубину пространства на плоскости с помо­щью элементов линейной и воздушной перспективы;
  • передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами, выстраивать последовательность со­бытий, выделять композиционный центр;
  • выполнять несложные модели дизайнерских объектов и доступные архитектурные макеты;
  • передавать с помощью ритма движение и эмоциональное состояние в композиции;
  • выполнять ассоциативные рисунки и лепку;

 

  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • создания средствами компьютерной графики вырази­тельных образов природы, человека, животного (в про­грамме Paint).
  • конструирования по свободному замыслу.
  • моделирования образов животных, человека и предметов на плоскости и в объёме при выполнении дизайнерских объектов, архитектурных макетов;

 

 

 

Календарно-тематическое планирование:

 

№ урока

Наименование разделов и тем

Сроки

прохождения

1

Необычные музеи.

Анималистический жанр.

С. 4–5

03.09

2

Школа лепки.

С. 18–13

10.09

3

Школа графики

С. 14–15

17.09

4

Школа живописи.

«Храбрый лев»

С. 16–17

24.09

5

Исторический жанр Батальный жанр. Тульский государственный музей оружия.

С.18–21

01.10

6

Школа живописи и графики 

«Богатырское сражение»

С. 22–23

8.10

7

Бытовой жанр

С. 24–29

15.10

8

Портрет. Пейзаж. Натюрморт

С. 30–31

22.10

9

Школа  графики. Учимся рисовать человека.

 

29.10

10

Портрет. Эмоции на лице. Школа графики.

12.11

11

Книжная графика как вид изобразительного искусства.

Школа книжной графики.Иллюстрирование басни

И. Крылова «Стрекоза и Муравей».

С. 40–43

19.11

12

Искусство каллиграфии. Музей каллиграфии. Школа каллиграфии. Чудо -звери.

С. 44–47

26.11

13

Компьютерная графика.

С. 48–51

03.12

14

Школа компьютерной графики «Игрушечный мишка».

С. 52–53

10.12

15

Проверочный урок. Твои творческие достижения.

С. 54–55

17.12

16

Художественная керамика и фарфор. Школа декора «Девочка с

птицей».

С. 60–63

14.01

17

Художественное стекло. Хрусталь. Музей хрусталя.

С. 64–67

21.01

18

Декоративные звери и птицы. Школа декора.

С. 68–69

28.01

19

Художественный металл. Каслинское литьё. Кузнечное ремесло. Музей «Огни Москвы». Школа декоративного искусства. Чугунное кружево. Волшебный фонарь.

С. 70–75

04.02

20

Художественный текстиль. Ручная роспись ткани. Мастерство изготовления валенок. Музей валенок.

С. 76–79

11.02

21

Школа декора. Украшаем валенки. Учимся валять валенки.

С. 80–81

18.02

22

Орнамент. Сетчатый  орнамент. Орнаменты народов мира.

25.02

23

Проверочный урок. Твои творческие достижения.

С. 84–85

04.03

24

Лаковая миниатюра (Федоскино, Палех, Мстёра, Холуй).Школа народного искусства. Палехские деревья.

С. 90–91

11.03

25

Русское кружево. Вологодские узоры.

С. 92–93

18.03

26

Резьба по кости. Холмогорские узоры.

С. 94–95

01.04

27

Народный костюм. Ансамбль женского костюма. Головные

уборы.С. 96–97

8.04

28

Мужской костюм. Обувь. Одежда народов Севера. Одежда на

родов Кавказа. Народный костюм. Музей утюга. Школа

народного искусства.

С. 98–101

15.04

29

Тульские самовары и пряники. Школа народного искусства. Русский самовар. Пряничные доски.

С. 102–105

22.04

30

Проверочный урок. Твои творческие достижения.

С. 106–107

29.04

31

Бионическая архитектура. Природные формы.

С. 112–117

Бионические формы в дизайне. Школа дизайна.

Мой первый автомобиль. Мебель для детской

комнаты. «Скамейка-слон».

06.05

32

Человек в дизайне.

С. 118–119

Школа дизайна. Дизайн костюма.

С. 124–127

13.05

33

Школа дизайна. Фитодизайн. Игрушки из природных материалов.

С. 128–133

Музей упаковки.Школа дизайна.Упаковка для тульского пряника «Пряничный дом»

20.05

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo.docx50.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5 города Новочеркасска Ростовской области

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании ШМО учителей начальных классов

Протокол № 1 от 30.08.2013 г.

Принята на заседании педагогического совета МБОУ СОШ №5

Протокол №1 от 30.08.2013 г

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ № 5

П. П. Каныгина__________

Приказ № 224-а от 30.08.2013

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по изобразительному искусству

для 4 – б  класса

2013 – 2014 учебный год

ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ «Планета Знаний»

  Учитель   Придатько   Г.С.

г. Новочеркасск

2013 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

УМК        «Планета Знаний»

Учебник  Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 4 класс. Учебник. - М.: АСТ: Астрель, 2013.

Количество часов на изучение программы- 34 часа

Количество часов в неделю – 1 час

Рабочая программа по изобразительному искусству создана на основе:

  • федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования;(2004 год – 4 класс, 2010 год – 1-3 классы)
  • в соответствии с ООП и учебного плана МБОУ СОШ № 11 на 2013-2014 учебный год;
  • в соответствии с примерной программой по предмету «Изобразительное искусство», Н.М. Сокольниковой для 4 класса,      рекомендованной Министерством образования РФ,
  • программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:

  • Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 4 класс. Учебник. — М.: АСТ, Астрель.
  • Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 4 класс. Рабочая тетрадь. — М.: АСТ, Астрель.
  • Н.М. Сокольникова. Обучение в 4 классе по учебнику «Изобразительное искусство». — М.: АСТ, Астрель.

Цели и задачи учебного предмета:

Изучение изобразительного искусства в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • развитие  творчества  детей и  их духовной культуры;
  • освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребёнка;
  • овладение основным средствам художественной выразительности (линия, пятно, цвет, колорит, фактура, тон, композиция, ритм, гармония и др.), необходимым для создания художественного образа;
  • формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к её традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Общая характеристика учебного предмета:

Программа «Изобразительное искусство» строится на основе пластических искусств: изобразительного, народного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна.

Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования:

  • приобщение к искусству как духовному опыту поколений,
  • овладение способами художественной деятельности,
  • развитие творческой одарённости ребёнка.

Содержание художественного образования предусматривает два основных вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик-зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик в роли художника, народного мастера, декоратора, архитектора, дизайнера). Это даёт возможность раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать только

информационного изложения материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребёнка с произведениями искусства.

Художественно-творческая деятельность учащихся осуществляется с учётом возрастных возможностей учащихся на доступном для них уровне.

Основные виды изобразительной деятельности учащихся (графика, живопись, лепка): знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства, с шедеврами русского и зарубежного искусства, творчеством ведущих художников, развитие чувства стиля; рисование с натуры, по памяти и представлению, иллюстрирование сказок и других литературных произведений, создание тематических композиций, лепка рельефов и объёмных фигур, выявление характерных особенностей художественного образа.

Изучение народного искусства учащимися включает:

  • знакомство с традиционными художественными промыслами,
  • выявление характерных особенностей видового образа,
  • умения определять принадлежность вещи к локальной школе мастерства, повтор орнаментов, сюжетов, мотивов, образов, вариация и импровизация по мотивам народной росписи,
  • овладение приёмами кистевой росписи, лепку игрушек из глины (пластилина).

Изучение декоративного искусства предполагает:

  • знакомство с видами декоративно-прикладного искусства (художественным стеклом, металлом, камнем, деревом, кожей, ткачеством и др.);
  • декорирование поверхности, имитацию технологий художественной обработки материалов,
  • создание орнаментальных и сюжетных плоскостных и объёмных композиций,
  • украшение декором изделий, выявление характерных особенностей видового образа, развитие чувства стиля.

Основные виды архитектурной и дизайнерской деятельности учащихся:

  • работа с простейшими знаковыми и графическими моделями,
  • овладение элементарными приёмами комбинаторики и эвристики,
  • проектирование, художественное конструирование, макетирование и моделирование,
  •  развитие чувства стиля.

На уроках изобразительного искусства формируются умения воспринимать окружающий мир и произведения искусства, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения по видовым и жанровым признакам.

Особенно важно, что, постигая заложенные в произведениях искусства художественно-нравственные ценности, дети нравственно совершенствуются, духовно обогащаются.

Младшие школьники учатся работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа, решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, создавать творческие работы на основе собственного замысла, проявлять оригинальность.

Программа направлена на развитие у ребёнка способности экспериментировать с формой (мысленно и практически) как при ознакомлении с различными видами искусства, так и в ходе выполнения конкретных изобразительных, декоративных или дизайнерских заданий. Учащиеся 1–4 классов систематически осваивают «Азбуку форм». Они учатся различать в природе, произведениях искусства, объектах архитектуры и дизайна такие геометрические формы, как квадрат, ромб, круг, треугольник, прямоугольник, и такие тела, как куб, призма, цилиндр, шар, пирамида и др. Кроме этого, учащиеся знакомятся с формой спирали, яйца, волны и комбинированными формами. Рассматриваются бионические формы в архитектуре и дизайне. Теоретические знания о формообразовании закрепляются в процессе практической работы над эскизами, проектами и моделями объектов архитектуры и дизайна.

Освоение пространства младшими школьниками осуществляется в трёх направлениях: передача условного пространства на плоскости листа (графика, живопись), объёмные композиции (лепка, моделирование объектов дизайна)

и создание объёмно-пространственных композиций (архитектурное макетирование).

Освоение традиционных способов и приёмов передачи пространства на плоскости (загораживание, расположение удалённых предметов ближе к верхнему краю листа, уменьшение дальних объектов в размере, линейная и воздушная перспектива и др.) происходит систематически с 1 по 4 класс в процессе упражнений и творческих заданий.

На протяжении всего обучения в начальной школе особое внимание уделяется изучению «Азбуки цвета», специально составленной нами для учащихся, и входящих в неё основ цветоведения (цветовой круг, основные цвета, составные цвета, колорит, цветовой контраст и нюанс, холодный и тёплый цвета и др.). Учащиеся учатся анализировать выразительные свойства цвета в произведениях изобразительного искусства, народного и декоративного искусства, объектах архитектуры и дизайна. Природа может подсказать гармоничные цветовые сочетания: краски неба, земли, листвы, цветов, ракушек, камешков, чешуи рыб, крыльев бабочки, оперения птиц и др. Полученные знания дети закрепляют в процессе выполнения практических заданий.

Программой предусмотрены индивидуальные и коллективные формы работы. В индивидуальной работе учащиеся осваивают новые техники работы, изобразительную грамоту. Развивающие возможности совместной деятельности детей по созданию коллективных работ  обеспечивают развитие у ребёнка способности видеть целое раньше частей, а также способности видеть отдельную вещь с позиций других людей. Можно использовать различные формы коллективной работы школьников (двое создают вместе одно изображение; 4–5 учащихся работают над одним заданием; все дети принимают участие в работе одновременно и др.). Работая в парах или группах, дети учатся планировать и координировать свою творческую деятельность, договариваться друг с другом о содержании и ходе выполнения задания.

Важнейшей особенностью данной программы является использование элементов арт-терапии. Это обусловлено тем, что на начальном этапе обучения художественному творчеству (изобразительному, декоративному, дизайнерскому) особое внимание уделяется развитию у ребёнка способности эмоционально переживать своё продуктивное действие, одновременно выражать в рисунке собственные переживания и чувства.

Арт-терапия понимается нами как профилактика и коррекция негативных психологических состояний (страх, усталость, агрессивность, раздражительность и т.п.) с помощью искусства. Она развивает эмоционально-чувственный мир ребёнка, его воображение и направлена на овладение им различными способами изображения, способствующими коррекции его различных эмоциональных состояний.

Арт-терапия делает акцент на свободном самовыражении ребёнка посредством любых художественных материалов и средств, имеющихся в его распоряжении. Свободное самовыражение необходимо (или желательно), для того чтобы помочь учащемуся устранить проявления его негативного психоэмоционального состояния, разрешить внутренние (связанные с самочувствием, настроениями) или внешние (связанные с взаимоотношениями с окружающими) проблемы, улучшить его общее состояние и т.д. Арт-терапия способствует развитию личности средствами искусства (самопознание, саморазвитие, самотерапия), где искусство выступает в качестве стимулятора психического развития

и саморазвития ребёнка.

На занятиях изобразительным искусством с арт-терапевтической целью используют следующие виды деятельности:

  • рассматривание картин,
  • рисование,
  • лепка,
  • конструирование,
  • работа с природными материалами,
  • иллюстрирование сказок и музыкальных страхов и др.

Одной из арт-терапевтических техник является ассоциативное рисование. В процессе этого рисования дети учатся выражать свои чувства, эмоции, вкусовые и тактильные ощущения в абстрактных (формальных) и изобразительных композициях. Очень важно научить детей выбирать художественные материалы и техники, наиболее подходящие для воплощения замысла.

Основное содержание

Основные содержательные линии рабочей программы представлены следующими разделами:

  1. «Мир изобразительного искусства»-15 ч

«Путешествие в мир искусства» (1 ч). Знакомство с необычными художественными музеями.

«Виды и жанры изобразительного искусства» (14 ч). Анималистический жанр. Исторический жанр. Батальный жанр. Бытовой жанр. Пейзаж. Портрет. Натюрморт. Книжная графика. Каллиграфия. Компьютерная графика.

  1. «Мир декоративного искусства» -8 ч

Художественная керамика и фарфор. Художественное стекло и хрусталь. Художественный металл. Художественный текстиль.

  1. «Мир народного искусства» -7 ч

Лаковая миниатюра (Палех, Мстёра, Холуй). Русское кружево. Резьба по кости. Тульские самовары и пряники. Народный костюм.

  1. «Мир архитектуры и дизайна» -4 ч

Бионическая архитектура. Бионические формы в дизайне. Дизайн костюма. Фитодизайн.

Требования к уровню подготовки выпускников 4 класса

  В результате изучения изобразительного искусства  ученик должен :

  • знать/понимать: 
  • богатства и разнообразия художественных средств для выражения эмоционально-ценностного отношения к миру;
  • основы эмоционально-ценностного, эстетического отношения к миру, явлениям жизни и искусства, понимание красоты как ценности.
  • ценности искусства в сотворении гармонии между человеком и окружающим миром;
  • потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
  • основные и составные цвета, тёплые и холодные цвета; применять эти цвета в творческой работе;
  • основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и лепке (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах; иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

  • уметь: 
  • правильно и выразительно использовать в работе разнообразные графические материалы (различные способы штриховки графитными и цветными карандашами, фломастерами, пером и тушью, пастельными мелками, углем, сангиной и др.) и живописные приёмы (по-сырому, лессировка, раздельный мазок, от пятна и др.), а также способы применения смешанной техники работы разнообразными художественными материалами (акварель с белилами, акварель и штриховка тушью
  • выполнять наброски, эскизы, учебные и творческие работы с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках;
  • изображать с натуры и по памяти отдельные предметы, группы предметов, человека, фрагменты природы, интерьера, архитектурных сооружений;
  • передавать объёмное изображение формы предмета с помощью светотени;
  • использовать пропорциональные соотношения при изображении лица и фигуры человека;
  • изображать глубину пространства на плоскости с помощью элементов линейной и воздушной перспективы;
  • передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами, выстраивать последовательность событий, выделять композиционный центр;
  • выполнять несложные модели дизайнерских объектов и доступные архитектурные макеты;
  • передавать с помощью ритма движение и эмоциональное состояние в композиции;
  • выполнять ассоциативные рисунки и лепку;

  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • создания средствами компьютерной графики выразительных образов природы, человека, животного (в программе Paint).
  • конструирования по свободному замыслу.
  • моделирования образов животных, человека и предметов на плоскости и в объёме при выполнении дизайнерских объектов, архитектурных макетов;

Календарно-тематическое планирование:

№ урока

Наименование разделов и тем

Сроки

прохождения

1

Необычные музеи.

Анималистический жанр.

С. 4–5

03.09

2

Школа лепки.

С. 18–13

10.09

3

Школа графики

С. 14–15

17.09

4

Школа живописи.

«Храбрый лев»

С. 16–17

24.09

5

Исторический жанр Батальный жанр. Тульский государственный музей оружия. 

С.18–21

01.10

6

Школа живописи и графики  

«Богатырское сражение»

С. 22–23

8.10

7

Бытовой жанр

С. 24–29

15.10

8

Портрет. Пейзаж. Натюрморт

С. 30–31

22.10

9

Школа  графики. Учимся рисовать человека.

29.10

10

Портрет. Эмоции на лице. Школа графики.

12.11

11

Книжная графика как вид изобразительного искусства.

Школа книжной графики.Иллюстрирование басни

И. Крылова «Стрекоза и Муравей».

С. 40–43

19.11

12

Искусство каллиграфии. Музей каллиграфии. Школа каллиграфии. Чудо -звери.

С. 44–47

26.11

13

Компьютерная графика.

С. 48–51

03.12

14

Школа компьютерной графики «Игрушечный мишка».

С. 52–53

10.12

15

Проверочный урок. Твои творческие достижения.

С. 54–55

17.12

16

Художественная керамика и фарфор. Школа декора «Девочка с

птицей».

С. 60–63

14.01

17

Художественное стекло. Хрусталь. Музей хрусталя.

С. 64–67

21.01

18

Декоративные звери и птицы. Школа декора.

С. 68–69

28.01

19

Художественный металл. Каслинское литьё. Кузнечное ремесло. Музей «Огни Москвы». Школа декоративного искусства. Чугунное кружево. Волшебный фонарь.

С. 70–75

04.02

20

Художественный текстиль. Ручная роспись ткани. Мастерство изготовления валенок. Музей валенок.

С. 76–79

11.02

21

Школа декора. Украшаем валенки. Учимся валять валенки.

С. 80–81

18.02

22

Орнамент. Сетчатый  орнамент. Орнаменты народов мира.

25.02

23

Проверочный урок. Твои творческие достижения.

С. 84–85

04.03

24

Лаковая миниатюра (Федоскино, Палех, Мстёра, Холуй).Школа народного искусства. Палехские деревья.

С. 90–91

11.03

25

Русское кружево. Вологодские узоры.

С. 92–93

18.03

26

Резьба по кости. Холмогорские узоры.

С. 94–95

01.04

27

Народный костюм. Ансамбль женского костюма. Головные

уборы.С. 96–97

8.04

28

Мужской костюм. Обувь. Одежда народов Севера. Одежда на

родов Кавказа. Народный костюм. Музей утюга. Школа

народного искусства.

С. 98–101

15.04

29

Тульские самовары и пряники. Школа народного искусства. Русский самовар. Пряничные доски.

С. 102–105

22.04

30

Проверочный урок. Твои творческие достижения.

С. 106–107

29.04

31

Бионическая архитектура. Природные формы.

С. 112–117

Бионические формы в дизайне. Школа дизайна.

Мой первый автомобиль. Мебель для детской

комнаты. «Скамейка-слон».

06.05

32

Человек в дизайне.

С. 118–119

Школа дизайна. Дизайн костюма.

С. 124–127

13.05

33

Школа дизайна. Фитодизайн. Игрушки из природных материалов.

С. 128–133

Музей упаковки.Школа дизайна.Упаковка для тульского пряника «Пряничный дом»

20.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина Рос...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"

Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...

Рабочие программы класс Школа России

В данном материале находятся рабочие программы, для 1 класса по УМК "Школа России". По математике, технологии, русскому языку (букварный и после букварные периоды), литературному чтению, окр...