Урок литературного чтения "А в сердце светит Русь..."
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Волкова Марина Валерьевна

Урок литературного чтения во 2 классе по теме "А в сердце светит Русь..."  В основе лежат произведения Малоярославецкого поэта Бориса Бусарова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_a_v_serdtse_svetit_rus.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ средняя школа №1

г. Малоярославец

Калужская область

 

Открытый урок литературного чтения

по теме:

«А в сердце светит Русь…»

Учитель начальных классов: Волкова Марина Валерьевна

Класс: 2

2009 год

Пояснительная записка.

Какой волшебник всколыхнул сперва

Основу песни - душу человечью?

Кто понял первым - птица, луч, листва,

Что души полны стихотворной речью?

Х.Верулова

«В детстве, в юности мир существует для нас в ином качестве, чем в зрелые годы. В детстве жарче солнце, гуще трава, обильнее дожди, ярче небо и смертельно интересен каждый человек. Поэтическое восприятие жизни, всего, окружающего нас, - величайший дар, доставшийся нам от поры детства». Так начинает одну из глав повести «Золотая роза» прекрасный писатель К. Паустовский, язык которого отличается кристальной чистотой, прозрачностью, мозаикой всевозможных оттенков, точностью исходного значения слова или ряда значений, отсутствием каких бы то ни было штампов.

Как не расплескать тот волшебный дар образного слова, данный ребенку с рождения, как не утратить его, а развить еще более? Как, наконец, добиться, чтобы золотые крупинки родной речи, которые мать и отец дарят сыну, дочери, превращались в золотые россыпи?

Уроки поэзии ... Они нужны, чтобы пробудить и взрастить в ребенке чувство прекрасного и радости бытия, подготовить детей к встрече с творчеством великих поэтов, научить их сопереживать и размышлять. Эти уроки учат слышать музыку стиха, видеть отличия между обычной разговорной и поэтической речью. Первое знакомство со стихотворными произведениями призваны помочь каждому найти своего поэта.

Проводя уроки поэзии в младших классах, я пытаюсь пробудить интерес не только к творчеству, но и к личности поэта - человека с необычным взглядом на окружающий мир, очень искреннего в выражении своих чувств и, конечно, наделенного особым художественным даром.

Я стремлюсь донести до каждого ребенка мысль о поэте как о человеке, который "людей, как братьев, любит и готов за них страдать". Моя задача - научить школьников понимать поэтическую речь, воспитать в них эмоциональную восприимчивость.

Уроки поэзии в начальной школе становятся для моих учеников настоящими уроками творчества, дают возможность прикоснуться к высокому и чистому поэтическому источнику, способствуют их духовному воспитанию. И хотя на этих уроках не изучают законов стихосложения, школьники невольно "тянутся к перу", и тогда рождаются их первые поэтические строки ...

Кто знает, может, это начало большого творческого пути ...

Разработанная мною система уроков под общим названием «А в сердце светит Русь…» предполагает работу обучающихся в позициях “читатель”, “автор”, “теоретик”, “художник”.

Мы с ребятами создали “Виртуальную галерею”, где каждый ученик, работая с позиции «художник» оставляет свой рисунок – настроение после изучения стихотворения.

Изучение творчества русских поэтов по данной системе позволяет:

Устанавливать связи и объяснять:

- тему стихотворения;

-развитие событий в тексте; структуру текста, главную мысль произведения и соотнесение её с заглавием;

- соотнесение основного содержания текста с иллюстрациями.

Кратко характеризовать, описывать:

- основную мысль художественного произведения;

- своё отношение к прочитанному произведению.

Решать практические задачи:

- выразительно читать наизусть стихотворные произведения;

- самостоятельно ставить вопросы к тексту;

- отвечать на вопросы по тексту.

Одним из направлений, разработанной мною системы, является знакомство учащихся с творчеством поэтов и художников – земляков.

Вашему вниманию предлагаю методическую разработку к проведению урока литературного чтения во 2 классе, посвященного творчеству поэта – малоярославчанина, Б. Бусарова, по теме: «А в сердце светит Русь…». Этот урок перекликается с общей системой работы школы в направлении «Гражданское становление личности»

        

«А в сердце светит Русь…»

Цели:

Обучающие:

  • познакомить учащихся с творчеством поэта – земляка Б.В Бусарова;
  • учить детей понимать законы поэтического творчества;
  • формировать интерес к поэзии родного края.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к родному краю, его литературе;
  • способствовать воспитанию бережного отношения к слову.

Развивающие:

  • формировать навыки исполнительского искусства;
  • учить применять полученные теоретические знания для решения познавательных задач.

Оборудование:

  • тексты стихотворения;
  • распечатки с таблицами для рефлексии;
  • проектор, ноутбук, экран;
  • презентация в программе Microsoft Power Point.

ХОД УРОКА

I Вводная беседа.

Бывает у русского в жизни

Такая минута, когда

Раздумье его об Отчизне

Сияет в душе, как звезда.

Ю. Кузнецов

— Для каждого из нас Родина начинается с чего-то своего, личного. Один представит себе безмятежное лазоревое небо юга, другой вспомнит бескрайнюю степь, яркую по весне от бесчисленных цветов, а к осени серую от серебристого ковыля. Третий назовет Архангельский край, откуда пешком в столицу ушел Михаило Ломоносов, чтобы прославить потом Россию. Четвертый — таежный лес Сибири … Для русского писателя И.С. Тургенева Родина начиналась с парка в Спасском – Лутовинове, с широких орловских полей. Для Льва Николаевича Толстого — с Ясной Поляны, без которой он не мог представить себе Россию.

— Что значит любить свою Родину?

- Каждый человек любит то место, где он родился и вырос, малую свою родину. И куда бы ни забросила человека судьба, он всегда будет с любовью и нежностью вспоминать о родном крае. Только тот человек, который может любить малую родину, сумеет любить и защищать большую Родину – Россию. Мы с вами можем гордиться не только красивой природой, но и замечательными земляками.

Показываются слайды презентации.

II Работа над стихотворением.

Учитель:

—        Сегодня на уроке мы услышим еще одно объяснение в любви к этой скромной, застенчивой, трогательной и прекрасной земле. Сегодня еще раз мы соприкоснемся с чудесным, неповторимым миром — миром поэзии и изобразительного искусства.

- Как вы понимаете эти слова?

Ученики рассуждают, учитель помогает выйти на выводы:

  • каждый из нас является частью России;
  • мы всегда должны ощущать связь со своей страной;
  • каждый человек, живущий в России, обязан знать ее историю и родной язык, беречь и любить природу;
  • от сознания единства с Родиной рождаются светлые мысли у человека, добреет душа...

Учитель:

- Основная тема стихов Б. Бусарова - родной Малоярославецкий край с его уходящими в небо куполами церквей, тенистыми лесами, неторопливой речкой Лужей.

- Прочитайте стихотворение.

- Подготовьтесь выразительно читать его вслух.

Чтение стихотворения

Радуюсь я утром        

Божьим чудесам:

Листьям-перламутрам,  

Птичьим голосам.

Взором обнимаю

Ширь полей, дубрав…

Тихо подпеваю

Колыханью трав.

Плаваю в тумане,

Как в приятном сне,

В дымчатом обмане

Так привольно мне.

Нежно прикасаюсь

К мирным чудесам.

Верю, что являюсь

Их частицей сам!

- Какие детали деревенского пейзажа выделяет, подчёркивает автор? С помощью какого приёма они показаны?

- Найдите те средства, которыми пользуется автор для создания образа села. (Эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения). Можно пользоваться словарём литературоведческих терминов.

- Что повествует автор о душевных переживаниях?

- Выполните задания в таблице.

- Всмотритесь в «словесную ткань» слова, стихотворения, вслушайтесь в звуки.

- Найдите слова, характеризующие звуки природы.

- Чему не перестаёт удивляться душа поэта?

 III Подведение итогов (вывод делают дети).

- Пейзаж души поэта ярок и многообразен. Он нарисован красками любви к Родине, Отечеству, семье. Каждое из изученных нами стихотворений повествует о любви к жизни.

Заполнение таблицы, после работы над стихотворением, является рефлексивным этапом.

Вижу

Слышу

Чувствую

Могу рассказать

 

 

 

 

IV Домашнее задание.

Нарисовать рисунок на тему: «О чём мне рассказал поэт?»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения «Чемодан с четырьмя ручками» (Отрывок из фантастической повести Е. С. Велтистова «Приключения Электроника») 4 класс

Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы до чтения про себя, осуществляемое как умственное действие, пр...

Урок изобразительного искусства "А в сердце светит Русь..."

Урок изобразительного искусства в 4 классе по теме "А в сердце светит Русь..." Интегрирован с литературным чтением. В основе лежат произведения Есенина, Рубцова, Бальмонта...

Конспект урока литературного чтения И.С. Никитин «Русь» (УМК «Школа России», 4 класс)

Цели деятельности учителя:создание условий для раскрытия смысла и полноценного восприятия учащимися стихотворения И.С. Никитина «Русь»;развитие навыков чтения: правильности, сознательности...

Конспект урока литературного чтения. Тема урока: Е.С.Велтистов «Приключения Электроника. Чемодан с четырьмя ручками»

Цель урока: создание условий, способствующих развитию умения анализировать художественное произведение на основе знакомства с повестью Е.С.Велтистова «Приключения Электроника. Чемодан с четырьмя...

Конспект урока литературного чтения "И.С. Никитин "Русь" (УМК "Школа России",4 класс)

Цели деятельности учителя:·        создание условий для ознакомления со стихотворениями о Родине;·        развитие н...

Конспект урока литературного чтения "Жил на свете слоненок"

Знакомство с творчеством детского писателя Г. Цыферова...

Технологическая карта урока литературного чтения «И. С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте» (УМК "Школа России", 4 класс)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Дата: 13.04.2022Школа: №74Класс: 4 «М»Урок: 2Время: 8.50-9.30   Кабинет: 203Студент: Закирова ЭльвираРахимовнаГруппа: 45Учит...