Образ художественной культуры древней Греции. Древнегреческая мифология.
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме

Представляю Вашему вниманию разработку урока 4 класса "Образ художественной культуры Древней Греции". Выбор темы урока обусловлен целью познакомить учащихся с миром гармонии и красоты форм искусства древней Греции, воспитать любовь к мировой культуре через яркие образы древнегреческой мифологии.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Искусство Древней Греции внесло значительный вклад в развитие всего мирового искусства. Среди основных характеристик греческого искусства: гармония, уравновешенность, упорядоченность и красота форм, четкость и пропорциональность. Оно рассматривает человека как меру всех вещей и носит идеалистический характер, так как представляет человека в его физическом и моральном совершенстве.

C:\Users\hp\Desktop\Atlantida-Poseidon-555x558.jpgВыбор темы урока обусловлен целью познакомить учащихся с миром гармонии и красоты форм искусства древней Греции, воспитать любовь к мировой культуре через яркие образы древнегреческой мифологии.

План-конспект урока

Предметная область:

 Изобразительное искусство

УМК:

 «Изобразительное искусство» под редакцией Б.М. Неменского (Школа Неменского)

Тема урока:

Образ художественной культуры древней Греции. Древнегреческая мифология.

Тип урока:

Урок усвоения новых знаний. Урок коллективного творчества.

Форма урока:

Проблемный урок

Вид художественной деятельности

Тематическое изображение

Цель урока:

Формирование поэтического видения мира. Знакомство с культурой древней Греции, древнегреческой мифологией.

1. Учебные задачи, направленные на достиже

ние личност

ных результатов обучения:

2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

-укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности   в соответствии с духовными традициями семьи и народа;

-наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;

-формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с изобразительным искусством;

-развитие мотивов художественно-учебной деятельности и реализации творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) творчества;

-продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач;

-развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.

-наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;

-ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности;

-овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;

-применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

-планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин не успешности, умение корректировать свои действия;

-участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиск компромиссов, распределение функций и ролей;

-умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.

Образовательные :

  1. Познакомить  учащихся с искусством древней Греции, древнегреческой мифологией;
  2. Формировать  понимание места и роли античного искусства в мировой художественной культуре.
  3. Совершенствовать изобразительные навыки работы с разным художественным материалом

Развивающие :

  1. Развивать  художественно-творческую активность ;
  2. Развивать зрительное восприятие, наблюдательность, творческую фантазию; микромоторику руки и глаза
  3. Развивать творческие навыки учащихся  в создании коллективной композиции на заданную тему;
  4.  Развивать аккуратность, способность к самоанализу, коллективизм и чувство сопереживания за совместное дело.

Воспитательные:

  1. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры;
  2. Воспитание чувства прекрасного при общении с произведениями искусства;
  3. Воспитывать любовь к искусству Греции, мировой культуре, древнегреческой мифологии.

Оборудование:

Для учителя:

Для учащихся:

  • Презентация: «Образ художественной культуры Древней Греции» - (использование интерактивной  доски для показа презентации)
  • Панно–фон для коллективной композиции

«Пир в царстве Зевса»

  • Шаблоны фигур «участников пира»
  • Записи греческой музыки

  • Листы формата А4
  • Гуашь, кисти, ножницы, клей

УМК (литературный ряд)

  • Стихотворение Татьяны Корниенко «Хочу я в Греции далекой побывать…»

УМК (музыкальный ряд)

  • Вариации на темы греческих мелодий;
  • Бестекстовые мелодии как сопровождение слов и действий учителя и как фон

Краткое описание натурной постановки

C:\Users\hp\Desktop\IMAG1562.jpgВыполнение коллективного панно: «Пир в царстве Зевса»

 (Приложение 2)

План урока:

  1. Организационный момент – около  3 мин
  2. Сообщение нового материала – около 15 мин
  • Эмоционально-настраивающая беседа с элементами театрализации
  • Практически-настраивающее объяснение.
  1. Закрепление и обобщение изученного материала – работа с наглядностью.  Постановка проблемы. Творческая установка на выполнение задания – около 2 мин
  2. Руководство самостоятельной работой учащихся – около 15 мин
  3. Подведение итогов в форме создания коллективной композиции и домашнее задание – около 5 мин

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.

2.

3.

Организационный момент

Учитель начинает урок со стихотворения

Сообщение нового материала

Эмоционально-настраивающая беседа:

Физкультминутка

Практически настраивающее объяснение

Звучит музыкальное сопровождение

Закрепление и обобщение изученного материала

Постановка проблемы

Творческая установка на выполнение задания

Здравствуйте, ребята. Послушайте стихотворение:

Хочу я в Греции далекой побывать,

- Чтобы увидеть красоту воочию,

Почувствовать ее и днем, и ночью,

Эллады древней дивным воздухом дышать!

Взойти благоговейно на Олимп,

Акрополя развалины потрогать,

Пусть море улыбается вдали,

Трепещет нежно лунная дорога.

"Ах, чудо Греция! Привольный дивный край!

В моих мечтах все ласковей и краше.

Для наших северных людей ты - просто рай,

А, может быть, и лучше рая даже!

 (Татьяна Корниенко)

В: Как вы думаете, как называется тема нашего урока?

 (Приложение 1, слайд 2)

Вы верно заметили, что сегодня мы будем говорить о древней Греции.

И так, тема урока называется «Образ художественной культуры Древней Греции»

Сегодня мы познакомимся с культурой этой прекрасной страны, узнаем, чем занимались древние греки и как они жили.

 Я вас приглашаю в прекрасную Элладу! Как вы думаете, почему я назвала Древнюю Грецию Элладой?

(Приложение 1, слайд 3)

Эллада – так называли ее жители, а себя эллинами, по имени легендарного царя-родоначальника Эллина. Позднее эту страну стали называть Древней Грецией.

Сегодня мы с вами совершим путешествие по Древней Греции – удивительной, полной загадок и чудес стране (Приложение 1, слайд 4).

И так, ребята, может кто-нибудь из вас может немного рассказать об этой прекрасной стране?

В: Чем она знаменита?

Совершенно верно!

На них юноши соревновались, кто лучше владеет своим телом и волей. (Приложение 1, слайд 5)

В: Посмотрите на экран, чем еще знамениты древние греки?

Ребята, греки – еще и искусные мастера.

Об этом нам рассказывают греческие вазы! (Приложение 1, слайд 6)

В: Подсказывайте, чем еще занимались греки?

Работы греческих скульпторов также прекрасное подтверждение этому! (Приложение 1, слайд 7)

Греки - создатели образов красоты человека, образы совершенных людей, полных жизни, благородства и светлой человечности. (Приложение 1, слайд 8-9)

Греки – великие архитекторы. Они построили прекрасные храмы, которые сегодня для нас – образцы красоты и великолепия! (Приложение 1, слайд 10)

В: Как вы думаете, кому посвящались построенные храмы?

Храмы ставили  на вершинах холмов на скалистых откосах морского берега.  Древние греки строили храм как дом для бога. Там стояла статуя божества.

(Приложение 1, слайд 11)

Верно. Древние греки считали, что рядом с ними их страну населяет мир богов – бессмертных, очень красивых и очень похожих на людей.  Эллины верили, что самые могущественные из богов живут на горе Олимп (Приложение 1, слайд 12) и называли их олимпийцами. (Приложение 1, слайд 13)

В: А каких древнегреческих богов вы знаете?

Образ прекрасного человека древние греки воплотили в своих представлениях о богах. Давайте посмотрим на этих богов. (Приложение 1, слайд 14-24)

Зевс – бог неба, грома и молнии

Ге́ра - покровительница брака, супруга Зевса

Посейдон – бог морей

Афина – богиня войны

Афродита – богиня красоты и любви

Артемида - всегда юная богиня охоты, плодородия, женского целомудрия

Аполло́н - златокудрый, сребролукий бог — охранитель стад, света, наук и искусств, бог-врачеватель

Эйре́на — богиня мира

Никэ – богиня победы

Ирида – богиня радуги

Геба - богиня юности, дочь Зевса и Геры

Давайте немного отдохнем! (Приложение 1, слайд 25)

И так, сегодня наш путь лежит в царство Зевса. Мы приглашены на пир богов! Сам Зевс будет нас встречать!

Закройте глазки и представьте:

Высоко на светлом Олимпе царит Зевс – бог неба, грома и молний, ведающий всем миром, окруженный богами. Сидит он на высоком золотом троне.

Здесь и супруга его Гера – богиня брака, и златокудрый Аполлон с сестрой своей Артемидой, и златая Афродита, и могучая дочь Зевса Афина, и много других богов. Три прекрасные Оры охраняют вход на высокий Олимп и поднимают закрывающее врата густое облако, когда боги нисходят на землю или возносятся в светлые чертоги Зевса. Высоко над Олимпом  раскинулось бездонное голубое небо, и льется с него золотой свет. Ни дождя, ни снега не бывает в царстве Зевса; вечно там радостное светлое лето.

Пируют боги. Прекрасные хариты и музы услаждают их пением и танцами. На этих пирах решают боги все дела, на них определяют они судьбу мира и людей.  Два больших сосуда стоят у врат дворца Зевса. В одном сосуде дары добра, в другом – зла. Зевс черпает из них добро и зло и посылает людям. В то время, пока дети слушают с закрытыми глазами, учитель раздает (по своему усмотрению) шаблоны фигур богов – участников пира с подписанными именами богов и краткой их характеристикой, шаблоны муз и харит, Ор, сосудов с добром и злом, элементов храма в царстве Зевса, шаблоны животных, птиц, цветов и деревьев (каждому ребенку выдается индивидуальный шаблон для работы над образом (Приложение 3))

Открывайте глазки! Посмотрите на доску. (Приложение 2)

Это царство Зевса. Только пока оно пустое. У каждого из вас на столе лежит шаблон. Внимательно рассмотрите его и прочитайте, что на нем написано. У кого-то фигуры богов, муз и харит, Ор, а так же шаблоны сосудов с добром и злом,  храма в царстве Зевса, кому-то попались образы животных, птиц и т.д.

 Чтобы пир Зевса состоялся, нужно  нарисовать всех участников праздника,  а так же все необходимые элементы Олимпа (Приложение 1, слайд 26).

Для этого нужно взять шаблон и обвести его на листе, а затем дорисовать необходимые детали. Затем аккуратно разукрасить свое изображение, дать подсохнуть, а за тем вырезать изображение и приклеить его на нужное место коллективной композиции. 

Помните! Царство Зевса – это царство красоты, великолепия, процветания и гармонии! Боги прекрасны, изящны, идеальны.

Приступайте к работе!

Учащиеся слушают стихотворение

О: Древняя Греция!

Ответы учащихся

Предполагаемые ответы детей: Олимпийскими играми!

О: Они расписывали вазы…

О: Они были хорошими скульпторами

О: Богам…

О: Афина, Афродита, Зевс…

Дети, обдумывают поставленную задачу, планируют свои действия по решению проблемы передачи художественного образа, осуществляют выбоа художественных средств для выполнения практической работы

Учащиеся приступают к выполнению практической работы.

Познавательные (развитие способности смыслового восприятия текста)

 

 

Регулятивные (в сотрудничестве с учителем ставить творческие и учебные задачи)

Познавательные (ознакомление с историей искусства)

Личностные (развитие эстетических чувств)

 

Коммуникативные (умение выражать свои мысли, применяя уже имеющиеся знания)

 

Личностные (духовно-нравственное развитие детей по средством формирования особого отношения к культуре народа Древней Греции)

Регулятивные (развитие умения принимать и сохранять информацию)

Познавательные

(используют знания о выразительных особенностях в разных видах изобразительного искусства)

Коммуникативные (умение выражать свои  мысли)

 

Коммуникативные (задавать существенные вопросы)

Регулятивные  (работа по образцу)

 

 

 

 

 

 

Регулятивные (развитие умения принимать и сохранять информацию, планируя свои действия в соответствии с ней)

Личностные (развитие эстетических чувств)

Регулятивные (планируют деятельность в учебной ситуации, определяют цель и проблему в учебной деятельности)

Личностные

(Проявляют интерес к поставленной задаче; осознают свои эмоции, многообразие взглядов)

 

 

 

 

 

 

4.Руководство самостоятельной работой учащихся

Временной этап самостоятельной работы

Предполагаемые затруднения в работе детей

Действия учителя, направленные на помощь учащимся

Начало

Середина

Конец

Работа с шаблоном (разбор изображения, представление образа)

Невнимательная и неаккуратная проработка деталей своего образа, сложности в проработке деталей

Отставание в работе

Попросить учащихся внимательно рассмотреть шаблон, прочитать надпись на нем, найти аналогичное изображение на доске.

Напомнить детям о внимательности и аккуратности работы с красками.

Ориентировать детей на красоту и гармонию царства Зевса и древней Греции.

Напомнить об оставшемся до конца работы времени

Помощь в составлении композиции.

5.

Подведение итогов урока

 Рефлексия

Домашнее задание 

Ребята! Вы сегодня отлично потрудились!

Царство Зевса пирует! Как прекрасны боги! Царство гармонии и красоты! Давайте будет стараться, чтобы и в нашем земном мире тоже царила красота и гармония! Что нужно делать для этого?

Быть вежливыми, трудолюбивыми, улыбаться, любить природу, помогать друг другу и т.д.

Правильно! Молодцы!

Если вам понравился урок, улыбнитесь мне!

Дома подготовьте небольшое сообщение про любого древнегреческого бога.

Урок окончен (Приложение 1, слайд 27)

Коллективное панно завершено, дети оценивают полученные результаты

Личностные (ориентация на понимание причин успеха или не успеха выполненной работы)

Коммуникативные (умение выражать свои  мысли)

Критерии анализа и оценки учебно-творческих работ:

Грамотность

Композиция:

  • Использование приёма загораживания
  • Степень проработанности изображения

Построение формы:

  • Передача деталей формы
  • Передача характера формы
  • Передача формы в целом и её деталей (целостность и детализация).

Колористическое решение:

  • Использование сложного (составного) цвета
  • Характер цвета
  • Использование «насыщенности» цвета
  • Использование  «светлоты» цвета
  • Цельность цветового строя

Техника исполнения:

  • Использование комбинированного способа работы гуашью
  • Последовательность выполнения работы

Графическое решение:

  • Использование силуэта.
  • Сочетание в изображении линии, пятна, штриха

Выразительность

  • Оригинальность решения художественного образа
  • Степень эмоционального отношения к изображаемому
  • Новизна решения художественного образа
  • Степень выраженности характера образа

Планируемые результаты

Личностные:

     

Предметные:

Метапредметые результаты:

  познавательные

     

коммуникативные

     

регулятивные

  • формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства
  • воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
  • развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
  • формирование духовных и эстетических потребностей;
  • воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
  • отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
  • сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;

  • первичное ознакомление учащихся с мировой культурой;

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя  свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных учителем  самостоятельно выполнять творческие задания.

  • Овладевать языком изобразительного искусства

  • Эмоционально воспринимать и оценивать роль культуры Древней Греции

  • Углублять и расширять понятие о культуре других стран

  • Учиться работать по предложенному учителем плану
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Г. ВЛАДИМИРА

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №9»

Автор работы:

 учитель изобразительного искусства

Илюхина Надежда Петровна

квалификационная категория II

стаж работы 1 год

Пояснительная записка

Работа представлена по предмету «Изобразительное искусство» в номинации «Проблемный урок».

Тема урока: «Образ художественной культуры древней Греции. Древнегреческая мифология».

Класс: 4 «А»

Характеристика  класса

В составе класса находится 28 учеников, из которых 12 мальчиков и 16 девочек. Успеваемость в классе выше средней. По итогам второй четверти 2013 года 6 учеников — отличники.

Учащиеся класса имеют средний и высокий уровень учебных возможностей. Дети характеризуются активным, устойчивым, глубоким и осознанным мышлением и интеллектуальной активностью. Навыки учебного труда у учащихся сформированы очень хорошо.

Дисциплина на уроке в целом хорошая, спокойная. В свободное время (на перемене) дети ведут себя активно. В классе хорошо развита взаимопомощь, что проявляется в хорошей организации труда после урока (дежурство по классу). Вне учебных занятий у учеников особенно проявляется интерес к спортивным занятиям и занятиям художественного творчества. Родительский коллектив активно принимают участие в жизни класса. Это выражается в помощи в организации детских мероприятий, активное привлечение детей к классной деятельности, контроле учебного процесса.

Классный руководитель — профессионально компетентен, является авторитетом класса, отличается хорошими организаторскими способностями, учитывает интересы детей, организует классные мероприятия, способствуя сплочению и формированию классного коллектива, участвует в организации труда класса. Общий климат в классе бодрый, дружелюбный.

УМК по изобразительному искусству

Неменская Л.А. Каждый народ художник: Учебник по изобразительному искусству для 4 класса. Под ред. Б.М. Неменского (Москва Просвещение 2011).

Рабочие программы: Изобразительное искусство 1-4 классы./Под редакцией Б.М. Неменского («Учитель» 2012).



Предварительный просмотр:

C:\Users\hp\Desktop\IMAG1562.jpg


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Образ художественной культуры древней Греции презентацию подготовил учитель изобразительного искусства МБОУ СОШ №9 Илюхина Надежда Петровна

Слайд 3

Тема урока: образ художественной культуры древней греции

Слайд 4

Эллада

Слайд 11

олимп

Слайд 12

Зевс – бог неба, грома и молнии

Слайд 13

Ге́ра покровительница брака, супруга зевса

Слайд 14

Афина – богиня войны

Слайд 15

Афродита – богиня красоты и любви

Слайд 16

Артемида всегда юная богиня охоты , плодородия, женского целомудрия

Слайд 17

Аполло́н - златокудрый , сребролукий бог — охранитель стад, света, наук и искусств, бог-врачеватель

Слайд 18

Никэ – богиня победы

Слайд 19

физкультминутка

Слайд 20

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

4 класс. Конспект урока по ИЗО на тему: "Художественная культура Древней Греции. Архитектура. Ордер." Перспектива

Тема урока: «Художественная культура Древней Греции. Архитектура. Ордер.»  Класс: 4Тип урока: комбинированныйЦель: познакомить детей с ордерной системой архитектуры Древней Греции.Задачи: - ...

Конспект урока по изобразительному искусству для 4 класса на тему "Художественная культура Древней Греции. Архитектура. Ордер"

Конспект урока по изобразительному искусству для 4 класса на тему "Художественная культура Древней Греции. Архитектура. Ордер"...

Конспект урока "Художественная культура Древней Греции. Архитектура. Ордер" (4 класс, УМК "Перспектива")

Цель деятельности учителя: создание условий для ознакомления детей с ордерной системой архитектуры Древней ГрецииПланируемые результаты:Предметные:-освоить знания об ордерной системе архитектуры Древн...

Конспект урока по изобразительному искусству «Художественная культура Древней Греции. Архитектура. Ордер», 3 класс УМК "Перспектива"

Цель деятельности учителя: создание условий для ознакомления детей с ордерной системой архитектуры Древней Греции.Планируемые результаты: Предметные:-  освоить знания об ордерной системы арх...

Конспект урока по изобразительному искусству «Художественная культура Древней Греции. Архитектура. Ордер. Урок 2», 3 класс УМК "Перспектива"

Цель деятельности учителя: создание условий для продолжения знакомства детей с ордерной системой архитектуры Древней Греции.Планируемые результаты: Предметные:- освоить знания об ордерной системы...