Рабочая программа внеурочной деятельности "Донские узоры" для 2-3 классов
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме

Марина Владимировна Величко

Данная программа содержит курс занятий, на которых ребята знакомятся с семикаракорской росписью, а также учатся сами расписывать посуду по семикаракорским мотивам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл donskie_uzory_2-3kl.docx46.17 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

     Программа внеурочной деятельности «Донские узоры» разработана на основе авторской программы  Рудковской И.А. для занятий с учащимися 2 класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения.

    -Приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

    -Письмо Департамента общего образования Минобрнауки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

     Переход от стандарта 2004 года к новому стандарту предполагает построение системы образования на деятельностной парадигме, постулирующей в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения различных способов действий. Наряду с общей грамотностью выступают такие качества выпускника, как например, разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений. Эти способности становятся одним из значимых результатов образования и предметом стандартизации. «Измеряется» такой результат нетрадиционно – в терминах «надпредметных» способностей, качеств, умений.

   Данная программа рассчитана на 34 часа в год: 1 час в неделю.

  Основными задачами реализации данной программы являются:

  • развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде искусства;
  • Художественно - эстетическое воспитание учащихся, развитие их творческих способностей и вкуса;
  • расширение кругозора и формирование представления о роли искусства в жизни общества;
  • влияние декоративно - прикладного искусства на жизненную среду человека;
  • приобщение детей к наследию русского народного искусства и его традициям;
  • развитие образного мышления, воспитание учащихся в гармонии с окружающим миром, с родной природой, открытие красоты мира;
  • развитие творческой фантазии, индивидуальности и воображения;
  • научить приёмам исполнительского мастерства;
  • научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
  • научить правильно, использовать термины, формировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства;
  • формировать  у  учащихся нравственно - эстетическую  отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;
  •  формировать художественно - творческую активность школьника;
  • овладение образным  языком изобразительного  искусства посредством  формирования художественных знаний,  умений и навыков.
  • расширение художественно-эстетического кругозора;
  • приобщение к достижениям мировой художественной культуры в контексте различных видов искусства;
  • освоение изобразительных операций и манипуляций с использованием различных материалов и инструментов;
  • создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики;
  • освоение простейших технологий дизайна и оформления;
  • воспитание зрительской культуры.

                 Планируемые результаты освоения данной программы

Предметными результатами изучения программы «Донские узоры» в 3-м классе является формирование следующих знаний и умений.

  • Иметь представление об эстетических понятиях: эстетический идеал, эстетический вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое.
  • Сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно – нравственном развитии человека;
  • Ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;
  • Ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;
  • Первичное ознакомление учащихся с донской культурой;
  • Получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером и пр.), а также декоративного искусства и дизайна;


Личностными результатами изучения программы  «Донские узоры» в 3-м классе является формирование следующих умений:

  • формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
  • воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;
  • развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
  • формирование духовных и эстетических потребностей;
  • овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
  • воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
  • отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
  • называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
  • самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
  • оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
  • в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения программы «Донские узоры» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • проговаривать последовательность действий на занятии;
  • учиться работать по предложенному плану;
  • учиться отличать верно, выполненное задание от неверного;
  • учиться совместно давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности других;
  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
  • с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
  • учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
  • выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;

Основой  для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.

Коммуникативные УУД.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а). донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;

б). оформить свою мысль в устной и письменной форме

Поурочное планирование

2 класс

Тема

Кол-во часов

Дата

Толкование темы

1 - 2. Три основные краски, строящие многоцветие мира.

2

Развитие композиционного мышления и воображения. Умение участвовать в диалоге, высказывать своё мнение. Различать основные и составные цвета.

3- 4. Тёплые и холодные цвета в живописи. «Краски осеннего листа».

  2              

Развитие композиционного мышления и воображения. Умение различать основные и составные цвета и смешивать их с белой и черной краской. Различать жанры произведений изобразительного искусства – пейзаж.

5- 6. Приемы рисования.

2

Овладение навыками построения композиции, создание творческих работ на основе собственного замысла, использование художественных материалов. Умение участвовать в диалоге, адекватно воспринимать произведения художников.

7. Беседа «Донская природа в творчестве русских художников».

1

Умение вступать в общение друг с другом по поводу произведений искусства. Умение участвовать в диалоге, адекватно воспринимать произведения художников

8 -9. Осенние мотивы

2

Умение вступать в общение друг с другом по поводу произведений искусства. Умение передавать настроение в творческой работе с помощью линии, используя художественные материалы.

10 – 11. Как мазками нарисовать простые по  форме цветы. Понятие орнамента

2

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке .

12. Орнамент и узор в круге. Виды орнаментов.

1

Формировать умение рисовать в круге, различать виды орнаментов.

13 -14. Принцип построения орнамента в круге и квадрате.

2

Умение использовать адекватные выразительные средства в творческой работе. Умение решать творческие задачи на уровне импровизаций.

15. Декоративное рисование по мотивам семикаракорской росписи

1

16 -17. Донской колорит

2

Создавать композицию иллюстрирующую Донскую природу

18 -19. Растительный орнамент: декоративные листочки и бутоны. Роспись плоских тарелок.

2

Умение использовать  адекватные выразительные средства в творческой работе. Умение решать творческие задачи на уровне импровизаций.

20 -21. Этапы росписи предметов вращения. Роспись кружек: солнечные цветы.

2

Умение создавать творческие работы на основе собственного замысла. Умение использовать  адекватные выразительные средства в творческой работе.

22 -23. Украшение и реальность. Роспись блюдец: донской орнамент

2

Умение применять знания об орнаменте: ритм, цвет, семантика элементов, использование художественных материалов. Умение вести диалог.

24 -25. Солнечные подсолнушки. Роспись пиалок.

2

Развитие художественного объёмного – пространственного мышления. Применение основных средств художественной выразительности

26 -27. Натюрморт. Роспись  тарелок.

2

Умение участвовать в диалоге. Развитие художественного объёмного – пространственного мышления.

28 -29. Изображение Дона в разных состояниях. Роспись кружек

2

Умение выбирать и применять выразительные средства для реализации собственного замысла в художественном изделии.

30 – 31. Выражение характера (мужской и женский образ). Роспись салфетниц:  веселое гулянье.

2

Умение создавать творческие работы на основе собственного замысла.. Умение участвовать в диалоге, выбирать и использовать адекватные выразительные средства.

32- 33. Летние мотивы. Роспись сахарниц

2

Умение передавать настроение в творческой работе с помощью цвета и композиции, узнавать отдельные произведения выдающихся художников.

34. Оформление выставки лучших работ

1

                    Ресурсы реализации данной программы:

       -Сундукова А. Х. Наглядно-методическое пособие, изд. «Карапуз»,2009г.,35с

       -Рудковская И. А. «Рисование в начальной школе», изд. «Нева», 2009г.,106с    

- Павлова О. В. Изобразительное искусство в начальной школе: обучение приемам художественно-творческой деятельности. – Волгоград: Учитель, 2008. – 139 с.

- Марысаев В. Учебное пособие по изобразительному искусству для начальной школы. – М.: Аквариум, 1998. – 54 с.

- Зеленина Е. Л. Играем, познаем, рисуем: Кн. для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 1996. – 64 с.

- Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003 – 234 с.

- Пауэл У. Ф. Цвет и как его использовать. – М.: Астрель: АСТ, 2005. – 68 с.

- Шпикалова Т. Я. Основы народного и декоративно-прикладного искусства для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (1-4 кл.)

- Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.-метод. пособие / В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

- Компьютер, проектор, магнитофон, звукозаписи для проведения физминуток,.

- Приборы для рисования: кисти, краски, бумага.

-Наглядные таблицы по ИЗО для 1 – 4 класса (Основные цвета, Цветоведение, Тёплые и холодные цвета, Натюрморт, Пейзаж).

Пояснительная записка

     Программа внеурочной деятельности «Донские узоры» разработана на основе авторской программы  Рудковской И.А. для занятий с учащимися 3 класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения.

    -Приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

    -Письмо Департамента общего образования Минобрнауки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

     Переход от стандарта 2004 года к новому стандарту предполагает построение системы образования на деятельностной парадигме, постулирующей в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения различных способов действий. Наряду с общей грамотностью выступают такие качества выпускника, как например, разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений. Эти способности становятся одним из значимых результатов образования и предметом стандартизации. «Измеряется» такой результат нетрадиционно – в терминах «надпредметных» способностей, качеств, умений.

   Данная программа рассчитана на 34 часа в год: 1 час в неделю. Реализуется за 33 часа в связи с нехваткой календарных дней.

  Основными задачами реализации данной программы являются:

  • развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде искусства;
  • Художественно - эстетическое воспитание учащихся, развитие их творческих способностей и вкуса;
  • расширение кругозора и формирование представления о роли искусства в жизни общества;
  • влияние декоративно - прикладного искусства на жизненную среду человека;
  • приобщение детей к наследию русского народного искусства и его традициям;
  • развитие образного мышления, воспитание учащихся в гармонии с окружающим миром, с родной природой, открытие красоты мира;
  • развитие творческой фантазии, индивидуальности и воображения;
  • научить приёмам исполнительского мастерства;
  • научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
  • научить правильно, использовать термины, формировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства;
  • формировать  у  учащихся нравственно - эстетическую  отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;
  •  формировать художественно - творческую активность школьника;
  • овладение образным  языком изобразительного  искусства посредством  формирования художественных знаний,  умений и навыков.
  • расширение художественно-эстетического кругозора;
  • приобщение к достижениям мировой художественной культуры в контексте различных видов искусства;
  • освоение изобразительных операций и манипуляций с использованием различных материалов и инструментов;
  • создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики;
  • освоение простейших технологий дизайна и оформления;
  • воспитание зрительской культуры.

                 Планируемые результаты освоения данной программы

Предметными результатами изучения программы «Донские узоры» в 3-м классе является формирование следующих знаний и умений.

  • Иметь представление об эстетических понятиях: эстетический идеал, эстетический вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое.
  • Сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно – нравственном развитии человека;
  • Ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;
  • Ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;
  • Первичное ознакомление учащихся с донской культурой;
  • Получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером и пр.), а также декоративного искусства и дизайна;


Личностными результатами изучения программы  «Донские узоры» в 3-м классе является формирование следующих умений:

  • формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
  • воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;
  • развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
  • формирование духовных и эстетических потребностей;
  • овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
  • воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
  • отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
  • называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
  • самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
  • оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
  • в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения программы «Донские узоры» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • проговаривать последовательность действий на занятии;
  • учиться работать по предложенному плану;
  • учиться отличать верно, выполненное задание от неверного;
  • учиться совместно давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности других;
  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
  • с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
  • учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
  • выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;

Основой  для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.

Коммуникативные УУД.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;

б) оформить свою мысль в устной и письменной форме.

Календарно-тематическое планирование

3 класс

Тема

Кол-во часов

Дата

Толкование темы

1.

 Вводное занятие.

Правила техники безопасности. Произведения декоративно-прикладного искусства и значение расписных изделий. Сохранение культурных донских традиций (беседа)

1

6.09

Умение участвовать в диалоге, высказывать своё мнение.

2.

Повторение (история росписи, цветовое решение, виды росписи, основные элементы и мотивы)

1

13.09

Развитие композиционного мышления и воображения.

3-4.

 Простейшие элементы травного орнамента. Узор «травка» (осочки, травинки, капельки, усики, завитки, кустик)

  2              

20.09

27.09

Развитие композиционного мышления и воображения. Умение различать простейшие элементы травного узора.

5-6.

 «Подарок для Мишутки» - самостоятельное украшение ложки элементами травного орнамента (импровизация)

2

4.10

11.10

Овладение навыками построения композиции, создание творческих работ на основе собственного замысла, использование художественных материалов.

7.

Травный орнамент (сложной формы с использованием ранее изученных элементов)

1

18.10

Развитие композиционного мышления и воображения.

8.

Самостоятельное украшение чашки травным узором (импровизация). Узор «листочки»

1

25.10

Умение вступать в общение друг с другом по поводу произведений искусства. Умение передавать настроение в творческой работе с помощью линии, используя художественные материалы.

9-10.

Роспись салфетницы с использованием изученных элементов (импровизация

2

1.11

15.11

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке.

11.

Упражнение в рисовании  узора «ягодки» кистью и печаткой-тычком

1

22.11

Формировать умение рисовать кистью и печаткой-тычком, различать виды орнаментов.

12-13.

Роспись солонки (импровизация). Знакомство с приемом «разживка»

2

29.11

6.12

Умение использовать адекватные выразительные средства в творческой работе. Умение решать творческие задачи на уровне импровизаций.

14.

Орнамент с «ягодками» и «листочками». Дорисовывание орнаментальной полосы по образцу

1

13.12

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке.

15-16.

Роспись вазочки для цветов непрерывной полосой орнамента

2

20.12

27.12

Создавать композицию иллюстрирующую Донскую природу

17-18.

Составление композиции «Донское разнотравье»

2

17.01

24.01

Умение использовать  адекватные выразительные средства в творческой работе.

19-20.

Коллективная творческая работа «Донская Степь» (аппликация )

2

31.01

7.02

Умение создавать творческие работы на основе собственного замысла. Умение использовать  адекватные выразительные средства в творческой работе.

21-22.

Традиционные элементы семикаракорского орнамента - «бутон» и «ромашка». Прием «оживки»

2

14.02

21.02

Умение применять знания об орнаменте: ритм, цвет, семантика элементов, использование художественных материалов. Умение вести диалог.

23.

 Выполнение упражнений «узор травка», «травный орнамент» (ягодки, листочки, завитки и т.д.)

1

28.02

Развитие художественного объёмного – пространственного мышления. Применение основных средств художественной выразительности

24-25.

Творческая работа. Разработка орнаментальной композиции на маленьком блюдце.

2

7.03

14.03

Умение использовать  адекватные выразительные средства в творческой работе.

26-27.

Практическая работа. Исполнение росписи блюдца.

2

21.03

4.04

Умение выбирать и применять выразительные средства для реализации собственного замысла в художественном изделии.

28.

Знакомство с цветочными мотивами семикаракорской росписи

1

11.04

Умение создавать творческие работы на основе собственного замысла.. Умение участвовать в диалоге, выбирать и использовать адекватные выразительные средства.

29.

Выполнение мотива «стебель». Украшение в технике «под листок» и «под ягодку»

1

18.04

Умение создавать творческие работы на основе собственного замысла.

30.

Знакомство с техникой росписи «кудрина». Мотивы птиц и рыб

1

25.04

Развитие композиционного мышления и воображения. Умение различать простейшие элементы травного узора.

31-32.

Творческая работа. Составление композиции на глиняной посуде с использованием изученных мотивов

2

2.05

16.05

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке.

33.

Итоговое занятие.

Организация и проведение выставки ученических работ

1

23.05

      Материально-техническое обеспечение данной программы:

      Печатные пособия:

       1.Сундукова А. Х. Наглядно-методическое пособие, изд. «Карапуз»,2009г.,35с

       2.Рудковская И. А. «Рисование в начальной школе», изд. «Нева», 2009г.,106с    

3. Павлова О. В. Изобразительное искусство в начальной школе: обучение приемам художественно-творческой деятельности. – Волгоград: Учитель, 2008. – 139 с.

4. Марысаев В. Учебное пособие по изобразительному искусству для начальной школы. – М.: Аквариум, 1998. – 54 с.

5. Зеленина Е. Л. Играем, познаем, рисуем: Кн. для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 1996. – 64 с.

6. Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003 – 234 с.

7. Пауэл У. Ф. Цвет и как его использовать. – М.: Астрель: АСТ, 2005. – 68 с.

8. Шпикалова Т. Я. Основы народного и декоративно-прикладного искусства для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (1-4 кл.)

9. Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.-метод. пособие / В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

Технические средства обучения:

1.Компьютер.

     2.Магнитофон.

3.Мультимедийный комплекс.

Демонстрационные пособия:

     1.Звукозаписи для проведения физминуток.

2. Приборы для рисования: кисти, краски, бумага.

3.Наглядные таблицы по ИЗО для 1 – 4 класса (Основные цвета,      Цветоведение, Тёплые и холодные цвета, Натюрморт, Пейзаж).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности начальной ступени образования (2 класс) научно-познавательного направления 2012 г

Значение средств связи в истории человеческой цивилизации. Календарные обычаи и обряды, сохранившиеся  у некоторых народов  с древнейших времён....

Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся в 2 классе «В мире книг»

Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.  Программа «В мире книг» спосо...

Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике во 2 классе в рамках ФГОС НОО

Программа по информатике разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – Стандарт), а также основной обр...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Азбука здоровья"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Москва музейная"  для учащихся  2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Занимательная математика"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...

Рабочие программы внеурочной деятельности "Театральная мастерская" 1-4 классы и 5-8 классы

Рабочие программы внеурочной деятельности "Театральная мастерская" 1-4 классы, 5-8 классы...