Программа кружка "Пейзаж в живописи, графике, аппликации"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме

Игошина Вера Дмитриевна

   Учебный курс раскрывает понятия, что художественный пейзаж – высшая степень восприятия человеком природы. В пейзажной живописи предстаёт духовная атмосфера времени Программа направлена на то, чтобы научить детей видеть великолепие природы, разбудить воображение, помочь передать свои чувства, настроение на бумаге.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                               

                   Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4

«Рассмотрено»

Заседание ШМО

 МБОУ СОШ №4

Протокол№1от «26.08.»2013г.

Руководитель ШМО

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №4  

/Янковская Т.Е./

 Протокол методсовета№1

от «26.08.» 2013г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №4

/Менщикова Н.В./

 Приказ № 302  от « 26.08.»2013г.

ПРОГРАММА

кружка « Пейзаж в живописи, графике, аппликации»

( дополнительное образование)  

  общекультурное направление

                           3 года обучения, 2-4 класс            

 

 

                                                            Игошина В. Д.,

                                                       учитель по изобразительному искусству

                       в начальных классах,

                                                       высшая квалификационная категория 

2013-2014 учебный год

                             

                                ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная образовательная программа составлена на основе следующих нормативно - правовых документов:

  1. Федеральный закон «Об образовании в  Российской Федерации ».
  2. Концепция развития воспитания в системе общего образования

          Ханты- Мансийского автономного округа - Югры.

  1. Региональная программа "Наша новая школа"
  2. Программа развития МБОУ СОШ №4 "Наша новая школа"

   Актуальность, педагогическая целесообразность программы:

В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено особое пространство и время в образовательном процессе, как неотъемлемой части базисного учебного плана.

 Проблема воспитания у ребенка чуткости, доброты, художественного вкуса,                        гордости за свой край, Родину, художественную культуру своего народа остается актуальной.

       Оказать помощь в решении этой проблемы может изобразительное искусство, в частности один из самых его эмоциональных жанров – пейзаж.  Учебный курс раскрывает понятия, что художественный пейзаж – высшая степень восприятия человеком природы. В пейзажной живописи предстаёт духовная атмосфера времени. Программа направлена на то, чтобы научить детей видеть великолепие природы, разбудить воображение, помочь передать свои чувства, настроение на бумаге.

Учебный курс раскрывает понятия, что художественный пейзаж – высшая                            степень восприятия человеком природы. В пейзажной живописи предстает духовная атмосфера времени.

  Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами.

Занятия детей изобразительным искусством совершенствуют органы чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное, отличать искусство от дешевых поделок.  

Кроме того, будучи сопряжено с изучением лучших произведений искусства, художественное творчество пробуждает у детей интерес к искусству, любовь и уважение к культуре своего народа.

Сегодня, когда во многих общеобразовательных школах на изучение изобразительного искусства отводится ограниченное время, развитие художественного творчества школьников через систему дополнительного образования детей становится особенно актуальным.

Данная программа позволяет решать не только собственно обучающие задачи, но и создает условия для формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам товарищей, способность работать в группе и проявлять лидерские качества. Также через занятия изобразительным творчеством появляются реальные возможности решать психологические проблемы детей, возникающие у многих в семье и школе.

Программа предусматривает формирование художественно-творческой активности школьников, последовательный, дифференцированный процесс обучения рисованию образов природы. Процесс обучения по данной программе  предполагает использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных и здоровьесберегающих.

     Реализация задач этнохудожественного образования и воспитания, как одного из важнейших направлений гармоничного развития личности, требует совершенствования  системы художественного воспитания учащихся. Оно должно быть направлено на  развитие практической художественно-творческой деятельности учащихся.

   Программа составлена на основе  Примерной программы по внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под ред. В.А. Горского, 2-е издание,

 М. Просвещение 2011. (стандарты второго поколения).
   Программа  имеет  общекультурную  направленность.

Данная программа предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – учебно-познавательной,

 Программа предусматривает: Знакомство с творчеством художников разного жанра, видами изобразительного искусства, законами перспективы, композиции и колористики, выбор  художественных приёмов, авторский стиль, гризайль, абстракция, рисование с помощью компьютерных программ.

Задания направлены на освоение языка художественной выразительности станкового искусства (живопись, графика,),а также языка декоративно-прикладного искусства (аппликация) декоративные композиции и бумажной пластики. Кроме этого, предполагается творческая работа с природными материалами.

Программа поможет решить различные
учебные задачи: освоение детьми основных правил изображения; овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности; развитие стремления к общению с искусством; воспитательные задачи: формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности; формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности; творческие задачи: умение осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи; развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.

Программа первого года обучения: Знакомство с творчеством художников-пейзажистов, видами пейзажей, линией горизонта, перспективой, рисование образов природы.

Программа второго года обучения: Работа на пленере, передача разного состояния погоды, работа графическими материалами, приёмы работы акварелью.

Программа третьего года обучения: Выбор художественных приёмов, авторский стиль, гризайль, абстракция, рисование с помощью компьютерных программ.

 Цель: Создание условий для эстетического, художественного, патриотического воспитания личности через организацию современной познавательной, творческой деятельности детей и использование новых образовательных технологий.

     Задачи:

  •     Формировать у детей представление о пейзаже, как о жанре.
  • Развивать видение художественного образа в единстве его содержания и средств выразительности.
  • Развивать творчество и интерес к пейзажному жанру.
  • Развивать технические приёмы работы графическими и живописными материалами в передаче различных образов природы и её состояние.
  • Развивать колористическое видение, умение выбирать цветовую гамму.
  • Учить детей понимать содержание произведений искусства, выделять средства выразительности.
  • Учить выполнять творческие работы с использованием компьютерных программ.
  • Развивать асоциальное мышление, воображение, фантазию, способность к творческому анализу и синтезу.

     Воспитательные задачи:

  • Воспитывать доброту сердца, чуткость души, действенную любовь к  природе.
  • Воспитывать бережное отношение к природе, чувство гордости за ту землю, на которой живёшь.
  • Формировать нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в жизни и искусстве.
  • Воспитывать патриотические чувства.

                                Сроки реализации программы и возраст обучающихся детей

Сроки реализации программы – 3 года.

Первый год обучения -106 часов,

Второй год обучения-   112 часов,

Третий год обучения  - 112 часов

Итого                           - 330 часов

Возраст обучающихся  8 -11 лет.

Группы формируются из разновозрастных детей, имеющих различные базовые знания и умения. в связи с этим большое внимание уделяется индивидуальной работе с каждым ребенком.

Наполняемость учебной группы:15 детей.

                                                              Режим занятий

    Занятия проводятся:

два раза в неделю (1 час +  2 часа в субботу с 10-минутным перерывом)

3 часа в неделю.

                                               Формы  занятий

Для реализации программы используются несколько форм занятий:

Вводное занятие – педагог знакомит учащихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год. На этом занятии желательно присутствие родителей обучающихся.

Ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами (обучающиеся получают преимущественно теоретические знания).

Занятие с натуры – специальное занятие, предоставляющее возможность изучать азы рисунка и живописи, используя натуру.

Занятие по памяти – проводится после усвоения детьми полученных знаний в работе с натуры; оно дает ребёнку возможность тренировать свою зрительную память.

Тематическое занятие – детям предлагается работать над иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого воображения ребёнка.

Занятие-импровизация – на таком занятии учащиеся получают полную свободу в выборе художественных материалов и использовании различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его; пользуются популярностью у детей и родителей.

Занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога.

Занятие-экскурсия – проводится в музее, на выставке с последующим обсуждением в изостудии.

Комбинированное занятие  – проводится для решения нескольких учебных задач.

Итоговое занятие подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам.

                          Ожидаемый результат :

  • Учащиеся должны знать выразительные средства графики и живописи.
  • Знать законы композиции и перспективного построения.
  • Знать и различать особенности  творчества художников - пейзажистов: И.И. Левитана, И.И. Шишкина, А.И.Куинджи, И. Э. Грабаря, Н. Рериха, Ф.Васильева, К. Коровина, В. Поленова.
  • Уметь вглядываться в пейзаж, находить интересные фрагменты для будущего рисунка (кадрировать).
  • Уметь последовательно работать над пейзажем.
  • Самостоятельно по представлению передавать в рисунке разное состояние природы и времена года.
  • Иметь навыки работы с графическими материалами (карандаш, перо) и живописными материалами(гуашь, акварель).
  • Ученики должны творчески подходить к решению художественного замысла.
  • Учащиеся должны бережно, заботливо и внимательно относиться к природе.
  • Уметь создавать пейзажные рисунки с помощью компьютерных программ.

                                Учебно-тематический план

Первый год обучения:

                                                                 сентябрь

п/п

                                 тема

Формы работы

Количество

  Часов

всего

Теорет.

Практич.

1

Вводное занятие. Что такое «пейзаж?»

урок

1

1

2

Как художник работает над пейзажем?

1

1

3

Учимся рисовать деревья (графика)

1

3

4

                                                    октябрь

1

Осень на реке

экскурсия

1

1

2

 Пейзажи И.И.Левитана, В. Поленова                                               

фильм «Великие художники»

1

1

3

Рисование на пленере «У реки» (набросок)

практическая

2

2

4

Живописное решение

1

3

4

5

Линия горизонта в пейзаже

1

1

2

4

Построение пейзажной композиции

1

1

2

                                                    ноябрь

1

Что такое перспектива?

1

2

3

2

«Далеко, близко»

Дидактическая игра

1

1

2

3

Воздушная перспектива

И.К. Айвазовский, Н. Рерих

1

2

3

4

Монотипия

мастер-класс

1

3

4

                                                     декабрь

1

Виды пейзажей

1

1

2

2

Аппликация из бумаги обрыванием «Снег идёт»

0,5

     2,5

3

3

Пейзажи И.И. Шишкина

слайд-фильм

1

    1

4

Взаимоотношения неба и земли

1

1

2

5

«В лесу родилась ёлочка»

1

3

4

                                                  январь

1

Зима в парке.

экскурсия

1

1

2

Набросок «Зима в парке»

1

1

3

Цветовое решение (гуашь)

2

2

4

Зимний колорит

1

1

2

                                                   февраль

1

Зима в живописи художников И.Грабаря, А.Коровина, К.Юона

презентация

1

1

2

2

Наброски «Зимний лес»

практическая

1

1

3

«Зимний лес» - графика

0,5

2,5

    3

4

«Зимний лес»- живопись

0,5

2,5

    3

5

«Зимний лес»- аппликация

3

    3

                                                   март

1

Виды графики

презентация

1

     2

2

«Зима» (в технике выцарапывания)

1

3

4

3

«Конец зимы» в изображении художников И. Левитана, И.Грабаря, К.Юона

Беседа, презентация

1

1

2

4

Вечерний пейзаж

3

3

5

«Весенний вернисаж» экскурсия в музей

1

1

                                                 апрель

1

Весна пришла

экскурсия

1

1

2

Весенние зарисовки на пленэре

2

2

3

Колорит весны

0,5

2,5

3

4

Космический пейзаж

В программе Paint

1

2

3

5

Городской пейзаж «Весна в моём городе»

3

3

                                                  май

1

Экскурсия к реке

экскурсия

2

2

2

«Лёд пошёл» набросок

1

1

3

Живописное решение (акварель, гуашь. восковые карандаши)

2

2

4

Фотопейзаж, книжная графика, живопись

викторина

1

1

5

Первые цветы

2

2

6

«Весенний вернисаж»

выставка

1

                                             Второй год обучения

                                               сентябрь

1

Городской парк

экскурсия

1

1

2

Аллея в парке (построение)

1

1

2

3

Цветовое решение

2

2

4

«Акварели. Гуашь Т.Мавриной

1

1

2

5

Осенний колорит И.Левитана, Поленова

Слайд-фильм

1

1

7

Закономерность линейной перспективы

1

1

2

8

Закономерность воздушной перспективы

1

1

2

                                        октябрь

Свет и цвет

1

А.Куинджи-мастер света и цвета

Фильм «Великие художники»

1

1

2

Состояние природы ( в живописи)

«Краски природы» слайд-фильм

1

1

  а) рассвет

практическая

2

2

  б) туман

1

1

  в) гроза

2

2

  г) дождь

1

1

  д) ночь

2

2

  е) радуга

2

2

                                      ноябрь

1

Карандаш, перо, тушь. Графика И.Шишкина,  Ф.Васильева

Беседа, слайд-фильм

1

1

2

Конструкция рисунка

1

1

  а) черновые эскизы

практическая

1

1

  б) линия горизонта

1

1

  в) передний, средний, дальний план

2

2

3

Тоновые отношения

1

2

3

4

Методы наложения тонов

1

1

3

                                   декабрь

1

Горный пейзаж. Н. Рерих

Презентация «Горы»

1

1

  а) построение (набросок)

0,5

0,5

1

  б) живописное решение

2

2

  в) воздушная перспектива

0,5

1,5

2

2

Рисунок пером «Зимний пейзаж»

практическая

2

2

3

Облака (карандаш)

1

1

  а) перистые

1

1

  б) кучевые

1

1

  в) дождевые

1

1

                                январь

1

Экскурсия в зимний парк

1

1

2

«Русская зима в изобразительном искусстве»

ИКТ, беседа

1

1

3

Учимся писать акварелью «Зима»

0,5

1,5

2

  а) по сухой бумаге

1

1

  б) по сырому фону

1

1

                                         февраль

1

Гамма «холодных красок»

практическая

1

1

2

2

Подбор цветовых смесей на палитре

2

2

3

«Снег идёт»

2

2

4

«Дремучий лес»

3

3

5

«Зимнее утро» или «Зимний вечер»

3

3

                                    март

1

Аппликация «Зимний пейзаж»

практическая

4

4

2

Графика «Белая берёза», (процарапывание)

0,5

3,5

4

3

«Зима», пастель

2

2

4

«Зимний этюд», мел

2

2

                                       апрель

1

Весенний день

экскурсия

1

1

2

Весенние зарисовки (наброски)

практическая

2

2

3

«Тает снег», акварель

1

2

3

4

«Трава, первые цветы», акварель, гуашь

2

2

5

Водоёмы, акварель

1

1

2

6

Деревья весной (верба, берёза)

2

2

                                                  май

1

Рисуем карандашом

0,5

1,5

2

    а) проталинки,

практическая

2

2

   б) водоёмы,

2

2

   в) трава,

1

1

   г) небо

1

1

2

И.К.Айвазовский – певец моря

презентация

1

1

3

Морской пейзаж (акварель)

2

2

4

Выставка детских работ

1

1

                                                       Третий год обучения

                                       сентябрь

1

Акварельная живопись

мастер-класс

 1

1

2

   а) цвет и его оттенки

 1

1

   б)смешение красок

 

1

1

2

Основные приёмы

практическая

2

2

   а) постепенный размыв

 1

1

   б) закрашивание по контуру

 

1

1

   в) лессировка

 0,5

1,5

2

   г) влажным по влажному

 

1

1

   д) сухая техника

 

1

1

                                          октябрь

1

«Туманное утро» (по -сырому)

 

3

3

2

«Осень разноцветная» (многослойная лессировка)

 

3

3

3

Композиция

презентация

 1

1

2

4

 Перспектива  

 

1

1

   а) линейная

 

1

1

   б) угловая

 

1

1

   в) воздушная

 

1

1

                                        ноябрь

1

Виды пейзажа.

 1

1

2

Городской пейзаж

2

2

3

Сельский пейзаж

 

3

3

4

Пейзажи Ф.Васильева

слайд-фильм

 1

1

5

Лирический пейзаж

3

6

Фантастический пейзаж

2

                                 декабрь

1

Небо (акварель)

слайды-фотопейзажи

 1

1

   а)грозовое

практическая

 

2

   б) вечернее

 

2

   в) закат солнца

 

2

2

«Зима и солнце», А. Куинджи,И. Грабарь, К.Юон

презентация

 1

1

3  

Солнечный свет и тени

 

2

2

 4

«Зима» (акварель)

 

2

2

                                              январь

 1

Рисуем деревья (акварель)

урок

 

1

1

   а) старое дерево зимой

практическая

 

1

1

   б)берёза

 

1

1

   в) сосна

 

1

1

   г) ель

 

1

1

   д) дерево в пейзаже

 

1

1

                                           февраль

 1

Понятие о тоне

урок

 1

1

2

Гризайль. Акварель

1

2

3

 3

Работа гуашью «Необыкновенное дерево»

практическая

 

2

2

 4

Декоративный пейзаж

 1

3

4

 5

«Ветка» (в технике гризайль)

 

2

2

                                           март

1

Компьютерный рисунок (пейзаж)

работа на

 2

2      

   а)рисуем пером,

компьютере в

 2

 2    

   б) аэрографом,

программе «Paint»

 2

 2  

   в) линией

 2

2

 2

Способы заливки (цвет и оттенки)

 2

2

 3

«Весна. Первые проталинки».

Компьютерный рисунок

 2

2

                                     апрель

 1

«Тайны космоса» (Разными инструментами)

компьютер

 

2

2

 2

«Космос» (абстракция)

компьютер

 

1

1

 3

Вода на картинах художников: И.И.Левитана, Ф.Васильева, К.Айвазовского                                                      

Слайд -фильм

 1

1

 4

Рисуем воду (акварель)

практическая

2

2

   а)неподвижная вода

 

1

1

   б) движущая вода

 

1

1

   в) водопад

 

1

1

   г) лужицы

 

1

1

 5

Пейзаж с рекой (озером или лужами)

 

2

2

                                            май

1

Сказочный пейзаж (гуашь). Авторский стиль

детская библиотека

 

2

2

   а) сюжет, композиция

практическая

 

2

2

   б) сказочное цветовое решение

 

2

2

 2

Травы и цветы весной

экскурсия

 

2

2

 3

«Скоро лето» или «Вот и лето пришло»

 

2

2

 4

Выставка «Весенний вернисаж»

выставка

 

1

1

5

Конкурс рисунков на асфальте «Пусть всегда будет солнце»

1

1

                        Методическое обеспечение программы.

Форма занятия.

Приёмы и методы организации.

Методический и дидактичес-кий материал.

Форма подведения итогов.

Практическое занятие.

Экскурсия.

Беседа

Творческая

Работа

Конкурс

Коллективная работа.

Творческий отчёт

Объяснение,

 Демонстрация наглядного материала.

Самостоятельная работа.

Рассказ.

Индивидуальная помощь.

Работа с учителем.

Разработка идеи, планирование, са-мостоятельное вы-полнение работы.

Организация выставки

Книги,

ЦОРы.

Презентации.

Репродыкции художников.

Таблицы.

Альбомы тематические

Наглядные пособия.

Этапы выполнение работы.

Иллюстрации. Образцы изделий.

Эскизы.

Изделия разных техник рисования.

Лучшие работы по итогам работы кружка.

Анкетирование.

Анализ выполнения работы.

Самооценка.

Оценка работ педагогом и детьми.

Коррекция по возможности.

Выставка работ

   Материально-техническое обеспечение:

а) Учебники: Н.М.Сокольникова

       -«Основы рисунка» -       15 штук

      - «Основы живописи» -   15 штук

      -«Основы композиции» -15 штук

б) Дидактический материал:

     -«Изобразительное искусство» - рабочая тетрадь под редакцией Ю.Кахтановой и А.Васильевой, 1-2 кл.  -          15 штук;

   -Серия книг о художниках Г.Ветровой: «А.Саврасов», «И.К.Айвазовский», «И.И.Левитан», «И.И.Шишкин», «А.Куинджи».

   -Дидактические игры с карточками:

         «Не ошибись»,

        «Экскурсия в музей»,

        «Далеко - близко»,

        «Времена года»,

         «Мы живём на севере».

в) Аудиозаписи: «Шум моря», «Крик дельфинов», «Звуки леса», «Шум дождя», «Голоса птиц»

г) Цифровые ресурсы:

Портал "Музеи России"  /  http://www.museum.ru

Art project: энциклопедия искусств  /  http://www.artprojekt.ru

ArtLib.ru: библиотека изобразительных искусств  /  http://www.artlib.ru

Государственная Третьяковская галерея  /  http://www.tretyakovgallery.ru

Русская живопись: художники и их работы  /  http://www.artsait.ru

  http://art.1september.ru

 http://artdic.ru

«Русский музей», серия «Великие художники», «Русский пейзаж»,

презентации: «Графика», «Космические фантазии», «Виды пейзажей», «Рисуем море», «Весна пришла», «Краски осени».

Список литературы:

  • «Знакомство с пейзажной живописью» Н.А.Курочкина,
  • «Изобразительное искусство» 1 и 2 часть Н.М.Сокольникова,
  • «Основы изобразительного искусства и методика руководства     изобразительной деятельностью детей» В. Косминская, Н.Холезова.,
  • «Уроки живописи» М.В.Михейшина, 2005г.
  • «Изобразительное искусство в начальной школе» В. Кузин, Э.Кубышкина,
  • «Пейзаж: методы, техника, композиция» Джованни Чиварди,
  • «Самоучитель по рисованию гуашью» О.Шматова, 2007г.
  • Луковенко Б. А. Рисунок пером. – М.: Изобразительное искусство, 2000.
  • М.Д.Лахути. Как научиться рисовать, 2000.
  • Михайлов А. М. Искусство акварели. – М.: Изобразительное искусство, 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности "Компьютерная графика. Первые шаги"

Программа внеурочной деятельности составлена для обучающихся 1 класса в соответствии с ФГОС НОО....

Образ человека и его характер в живописи и графике

Презентация по изобразительному искусству во 2 классе...

Рабочая программа кружка "Умелые руки": " Веселая аппликация"- из цветной бумаги

Работа по плану кружка. Все изделия  делаются из цветной бумаги при помощи клея....

Школа живописи и графики. "Осенний листок"

Презентация к уроку изобразительного искусства 2 класс. УМК "Планета знаний"...

Рабочая программа по письму и графике

Пояснительная запискаПредлагаемая программа по письму и графике в 3-м классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида ориентирована на развитие как коммуникативных умений учащих...

Портрет в техниках живописи и графики как эффективное средство взаимодействия "дети-детям" в ходе реализации программы наставничества. Методическое описание.

Портрет в техниках живописи и графики как эффективное средство взаимодействия "дети-детям" в ходе реализации программы наставничества в дополнительном образовании. Методическое описание иллю...

Программа художественной направленности «Волшебный мир аппликации»

Актуальность  программы -  художественно – эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса детей и является его приоритетным направлени...