Рабочая программа по письму и графике
рабочая программа (3 класс) на тему

Пояснительная записка

Предлагаемая программа по письму и графике в 3-м классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида ориентирована на развитие как коммуникативных умений учащихся (в вербальной и в невербальной формах), так и графических.

Речевые высказывания у школьников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью во 3-Б классе отсутствуют. Диагноз у всех обучающихся «Задержка психического и речевого развития» (ЗПРР). С учетом индивидуальных возможностей темп прохождения материала может быть различным применительно к конкретному  ученику или группе школьников.

Недостаточное развитие фонематического слуха у школьников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью нарушает узнавание слов, и как следствие их предметную соотнесенность. Это, а также снижение скорости восприятия, переработки воспринимаемой информации, недоразвитие логико-грамматических структур, скудность словарного запаса, снижение психологического уровня понимания речи оказывает существенное влияние на развитие коммуникативной функции речи. Наличие у большинства учащихся класса РДА (ранний детский аутизм) в сочетании с нарушениями интеллектуального развития обуславливает слабую сформированность эмоционально-волевой сферы, что находит свое отражение в отсутствии волевого усилия, необходимого при овладении навыка письма. Все выше сказанное затрудняет формирование графических навыков у обучающихся. Поэтому данная программа по письму и графике в 3-м классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида имеет двойную направленность: коммуникативную и графическую.. В связи с этим первоочередные задачи касаются как развития речи учащихся (как средства общения и способа коррекции их мыслительной деятельности), так и развития графических навыков. Они решаются в контексте их конкретных связей с жизнью.

Данная программа по письму и графике является частью общеобразовательной программы по образовательной области «Родная речь» и входит в систему коррекционно-развивающей работы в специальной (коррекционной) школе.

Данная программа направлена на коррекцию психофизических недостатков, на формирование положительных личностных качеств у умеренно и тяжело умственно отсталых учащихся. Обучение школьников с нарушением развития интеллекта письменной речи служит исправление недостатков познавательной, речевой, двигательной и эмоциональной сфер, развитию у этой категории школьников аналетико-синтетической деятельности головного мозга. У них развивается наблюдательность, воображение, зрительная память, происходит уточнение многих жизненных представлений, которые служат основой для успешной социализации учащихся в жизни.

Важное место в укреплении системы нравственно-эстетического воспитания школьников с нарушением интеллектуального развития играет совместная деятельность учащихся с родителями. С этой целью родители привлекаются к участию в выполнении домашних заданий.

Программа максимально способствует компенсации, имеющихся у умеренно и тяжело умственно отсталых школьников, нарушений, социальной адаптации учащихся. Использование программы ведет к повышению эффективности коррекционно-воспитательной работы и к оптимизации семейного воспитания.

Программа дополнительно включает в себя широкое использование различного словесного и иллюстративного материала: стихи, потешки, загадки, пословицы и поговорки, веселые рисунки, упражнения, создающие эмоциональный фон. Интерес к занятиям и мотивационная направленность помогают формировать самоконтроль и самооценку ученика.

Цель программы по письму и графике: раскрытие и развитие всех психофизических функций и познавательной деятельности умеренно и тяжело умственно отсталых учащихся в процессе обучения письму; знакомство с печатным и рукописным образом букв; обучение копированию букв, слогов и слов, формирование правильного поведения умеренно и тяжело умственно отсталого учащегося в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_pismu_i_grafike.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ города Москвы

СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА VIII ВИДА № 486

«Согласовано»

Руководитель МО

________________ФИО

Протокол № ___ от

«____»___________20__г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

_________________ ФИО

«____»____________20__ г.

«Утверждаю»

Директор ГБОУ СКОШ №__ ___________________ФИО

Приказ № ___ от «___»____20__ г.

        

Рабочая программа по письму и графике

для 3-д класса

Автор-составитель:

Учитель 3-д  класса

Фролова А.П.

Москва, 2014


Содержание программы

  1. Пояснительная записка
  2. Содержание программы по письму и графике
  3. Требования к уровню подготовки учащихся
  4. Формы и средства контроля
  5. Учебно-методические средства обучения


Пояснительная записка

Предлагаемая программа по письму и графике в 3-м классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида ориентирована на развитие как коммуникативных умений учащихся (в вербальной и в невербальной формах), так и графических.

Речевые высказывания у школьников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью во 3-Б классе отсутствуют. Диагноз у всех обучающихся «Задержка психического и речевого развития» (ЗПРР). С учетом индивидуальных возможностей темп прохождения материала может быть различным применительно к конкретному  ученику или группе школьников.

Недостаточное развитие фонематического слуха у школьников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью нарушает узнавание слов, и как следствие их предметную соотнесенность. Это, а также снижение скорости восприятия, переработки воспринимаемой информации, недоразвитие логико-грамматических структур, скудность словарного запаса, снижение психологического уровня понимания речи оказывает существенное влияние на развитие коммуникативной функции речи. Наличие у большинства учащихся класса РДА (ранний детский аутизм) в сочетании с нарушениями интеллектуального развития обуславливает слабую сформированность эмоционально-волевой сферы, что находит свое отражение в отсутствии волевого усилия, необходимого при овладении навыка письма. Все выше сказанное затрудняет формирование графических навыков у обучающихся. Поэтому данная программа по письму и графике в 3-м классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида имеет двойную направленность: коммуникативную и графическую.. В связи с этим первоочередные задачи касаются как развития речи учащихся (как средства общения и способа коррекции их мыслительной деятельности), так и развития графических навыков. Они решаются в контексте их конкретных связей с жизнью.

Данная программа по письму и графике является частью общеобразовательной программы по образовательной области «Родная речь» и входит в систему коррекционно-развивающей работы в специальной (коррекционной) школе.

Данная программа направлена на коррекцию психофизических недостатков, на формирование положительных личностных качеств у умеренно и тяжело умственно отсталых учащихся. Обучение школьников с нарушением развития интеллекта письменной речи служит исправление недостатков познавательной, речевой, двигательной и эмоциональной сфер, развитию у этой категории школьников аналетико-синтетической деятельности головного мозга. У них развивается наблюдательность, воображение, зрительная память, происходит уточнение многих жизненных представлений, которые служат основой для успешной социализации учащихся в жизни.

Важное место в укреплении системы нравственно-эстетического воспитания школьников с нарушением интеллектуального развития играет совместная деятельность учащихся с родителями. С этой целью родители привлекаются к участию в выполнении домашних заданий.

Программа максимально способствует компенсации, имеющихся у умеренно и тяжело умственно отсталых школьников, нарушений, социальной адаптации учащихся. Использование программы ведет к повышению эффективности коррекционно-воспитательной работы и к оптимизации семейного воспитания.

Программа дополнительно включает в себя широкое использование различного словесного и иллюстративного материала: стихи, потешки, загадки, пословицы и поговорки, веселые рисунки, упражнения, создающие эмоциональный фон. Интерес к занятиям и мотивационная направленность помогают формировать самоконтроль и самооценку ученика.

Цель программы по письму и графике: раскрытие и развитие всех психофизических функций и познавательной деятельности умеренно и тяжело умственно отсталых учащихся в процессе обучения письму; знакомство с печатным и рукописным образом букв; обучение копированию букв, слогов и слов, формирование правильного поведения умеренно и тяжело умственно отсталого учащегося в школе.

Задачи программы по письму и графике:

  • формирование представления о русском языке как государственном языке Российской Федерации, языке межнационального общения;
  • развитие графических умений учащихся;
  • развитие нравственных и эстетических чувств;
  • понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков, неспецифических жестов;
  • овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдая общепринятые правила общения;
  • различение и узнавание напечатанных букв, слогов, слов;
  • копирование с образца отдельных букв, слогов, слов,
  • развитие предпосылок к осмысленному письму.

Основной формой организации процесса обучения письму является урок.

Содержание программы по письму и графике

(70 часов в год, 2 часа в неделю).

Содержание программы обеспечивает:

-личностно-ориентированный подход во взаимодействии учащихся со взрослым;

-развитие интеллектуально-речевых, игровых и общих способностей каждого школьника;

-формирование у обучающихся комплекса личностных качеств и навыков социального поведения (самостоятельность, аккуратность, трудолюбие, умение слушать и слышать, принимать решение и выполнять его и т.д.).

Добукварный период (6 ч.)

Соединение точек (произвольное, вертикальное, горизонтальное, круговое и т.д.) Письмо элементов букв (овалов, крючков, петель, наклонных палочек) и их сочетаний.

Букварный период (64 ч.)

Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных и прописных букв Аа, Уу, Оо, Мм, Сс, Хх, Шш, Лл, ы. Копирование изученных букв, по возможности отдельных слогов, слов самостоятельно, по обводке и по образцу, данному учителем.


Требования к уровню подготовки учащихся

Основные требования к умениям учащихся учитывают невозможность устных ответов в связи с ЗПРР.

Учащиеся должны под контролем учителя знать/понимать:

  • словесную инструкцию и в соответствии с ней выполнять   коммуникативные действия;
  • понимать заданный вопрос, в соответствии с ним находить ответ в невербальной форме совместно с педагогом.

Учащиеся должны под контролем учителя уметь:

  • рисовать вертикальные, горизонтальные, длинные, короткие, прямые наклонные линии одинаковой или разной длины из одной точки, в заданном направлении, по двум точкам;
  • рисовать элементы прописных букв;
  • копировать буквы самостоятельно, с фиксацией кисти руки или по обводке (Аа, Оо, Уу, Мм, Сс, Хх, Шш, Лл, ы);
  • копировать слоги и слова самостоятельно, с фиксацией кисти руки или по обводке из пройденных букв: Аа, Оо, Уу, Мм, Сс, Хх, Шш, Лл, ы).


Формы и средства контроля

Проверка знаний, умений и навыков необходима для выявления уровня и особенностей познавательной деятельности учащихся. Проверка знаний выполняет следующие функции: обучающую, воспитывающую, диагностико-прогностическую, оценочную. В связи индивидуальными возможностями учащихся и с учетом их психофизического развития программа не предполагает требований к оценке учебных достижений, но усилия каждого учащегося должны стимулироваться и поощряться.

Нами используются следующие виды контроля: текущий, периодический и итоговый. Каждый вид контроля помогает педагогу объективно оценивать знания, умения и навыки умеренно и тяжело умственно отсталых учащихся. Без контроля за качеством усвоения материала учитель не может вносить коррективы в процесс обучения и не может решать образовательные задачи, возникающие в процессе обучения умеренно и тяжело умственно отсталых учащихся письму. Контроль за усвоением материала данной программы рекомендуется проводить в конце учебного года. Итоговая оценка освоения программы по письму и графике направлена на оценку достижения учащимися планируемых результатов. Результаты итоговой оценки освоения программы будут использованы для принятия решения о переводе в следующий класс.

Проверочная работа за 1-ю четверть.

1. Письмо основных элементов рукописных букв

2. Письмо букв Аа, Оо, Уу, Мм

3. Письмо слогов Ом, му, ам

4. Письмо слова Мама

Проверочная работа за 2-ю четверть.

  1. Письмо слогов Ас, ма, му, ус
  2. Письмо слов сам, сом
  3.  Письмо предложения Ау, мама.

Проверочная работа за 3-ю четверть.

  1. Письмо букв Аа, Уу, Оо, Мм, Сс, Хх, Шш
  2. Письмо слогов из пройденных букв Ос, ум, ах, шо
  3. Письмо слов Ух, сама
  4. Письмо предложения Ах, муха.

Проверочная работа за год.


Учебно-методические средства обучения

Использованная методическая и учебная литература

Основная литература

  1. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта // под ред. И.М. Бгажноковой. – М., 2007.
  2. Воронкова В.В., Коломыткина И.В. Букварь. - М., 2008.
  3. Мозговой В.М., Яковлева И.М., Еремина А.А. Основы олигофренопедагогики. - М.,2008.
  4. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта // под ред. Л.Б. Баряевой, И.М. Бгажноковой, Д.И. Бойковой, А.П. Зарина. - Псков, 1999.
  5. Программа обучения глубоко умственно отсталых детей: НИИ дефектологии АПН СССР. - М., 1984.

Дополнительная литература

  1. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М.: , ВЛАДОС, 1995.- 111 с.
  2. Закон Российской Федерации «Об образовании». - 2013.
  3. Комарова С.В. Формирование коммуникативных умений у детей с глубокими интеллектуальными нарушениями //Логопед. – 2004. №2.
  4. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. – М., 2003.
  5. Специальная психология / под ред. В.И. Лубовского.– М., 2006.
  6.  Специальная педагогика. / Под ред. Н.М. Назаровой. – М., 2001. – 395с.
  7.  Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребёнок в семье и обществе: социализация детей с нарушением интеллекта. – СПб., 2005.

Наглядный материал

  1. Т.А. Мещерякова. Я учусь писать. М., 2001.
  2. Т.А. Мещерякова. Звуки речи, слова, предложения. М., 2001.
  3. Картинное лото «Азбука».
  4. Набор «Алфавит».
  5. Плакат Алфавит»
  6. М.М. Безруких. Учимся писать буквы.
  7. Н.С. Жукова.  Уроки чистописания и грамотности. М. 2010.

Раздаточный материал

  1. Слоговые таблицы.
  2. Рабочая тетрадь по письму.
  3. Е. Бортникова. Развиваем навыки чтения и грамотного письма. Ч.1 Екатеринбург. 2013.
  4. Прописи.
  5. Тетрадь с заданиями для развития детей. «Изучаем грамоту». Ч.1. Киров.-  2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 2 класса

Рабочие программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук  В.В.Воронковой – М.; Просвеще...

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 3 класса

Рабочие программы разработаны на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией...

Рабочая программа по письму и развитию речи для учащихся 4 класса по специальной (адаптированной) программе 8 вида, 5 часов в неделю

Рабочая программа уроков письма и развития речи для 4 класса составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. В начальном ...

Рабочая программа по письму и развитию речи для учащихся 4 класса по специальной (адаптированной) программе 8 вида, 5 часов в неделю

Рабочая программа уроков письма и развития речи для 4 класса составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. В начальном ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по письму и развитию речи для 1 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей.

Цели:приобретать  практические навыки устной и письменной речи;формировать  основные орфографические и пунктуационные навыки;воспитывать  интерес к родному языку.Основные задачи  п...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по письму и развитию речи для 3 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей.

Цели формировать, совершенствовать, знания, умения,навыки, владеть языком в разных сферах речевого  общения. Основные задачи предмета «письмо и развитие речи» формировать основные орфог...

Рабочая программа по письму и развитию речи составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 0 – 4 классы»

Рабочая программа по письму и развитию речи составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 0 – 4 классы»...