рабочая программа 3 класс изобразительное искусство ФГОС
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

Гришина Светлана Борисовна

Рабочая программа содержит пояснительную записку, основное содержание,требования к планируемым результатам изучения программы (личностные, метапредметные, предметные), календарно- тематическое планирование, перечень учебнго-методического обеспечения и интернет-ресурсы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izobr._iskusstvoisprav.docx44.34 КБ

Предварительный просмотр:

I. Пояснительная записка

 Рабочая программа  курса «Изобразительное искусство» для 3 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС) (2009 года), Примерной программы начального  общего образования по изобразительному искусству для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений  автора Б.М. Неменского «Изобразительное искусство. 1-4 классы» (УМК «Школа России»).

Выбор программы обусловлен тем, что данная программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей третьеклассников.   

В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Изобразительное искусство» отводится 1 час в неделю. Всего на изучение программного материала отводится  34 часа.

Корректировка  часов возможна в разделах «Художник и зрелище» и «Художник и музей», так как темы этого раздела не представляют сложности для изучения и дополнены знаниями, полученными на экскурсиях, выставках, в тематических играх и во внеурочной деятельности 

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом, По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности, как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т.е. зоркости души ребёнка.

Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:

  • овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;
  • развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка - главный смысловой стержень программы.

II. Основное содержание программы

Название раздела

Количество часов

1

Вводный урок

1 ч

2

Искусство в твоём доме

3

Искусство на улицах твоего города

4

Художник и зрелище

11 ч

5

Художник и музей

9 ч

ИТОГО

34 часа

III. Требования к планируемым результатам изучения программы

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах третьеклассников,  которые они должны приобрести в процессе освоения курса «Искусство вокруг нас» по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом:
  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека:
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей (потребности общения с искусством, природой, потребности в творческом отношении к окружающему миру, потребности в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной от- зывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформулированности универ- сальных способностей третьеклассников, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, класс- сификации по родовидовым признакам;
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно- творческих задач;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, организовать место занятий;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

-

Предметные результаты характеризуют опыт третьеклассников в художественно- творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
  • сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
  • овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
  • овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видами художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструирс- вании);
  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства;
  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике.

IV. Календарно-тематическое планирование

урока

Тема урока

Характеристика основных видов деятельности ученика по теме

Плановые сроки

Скорректированные сроки

Вводный урок (1 час)

1

Мастера Изображения, Постройки  украшения. Художественные материалы

Игровая, образная форма приобщения к искусству: три Брата-Мастера - Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки. Использование различных художественных материалов.

02.09

Всего 1 час

Искусство в твоём доме  (7 часов)

2

Твои игрушки.

Характеризовать и эстетически оценивать разные виды игрушек, материалы, из которых они сделаны. Выявлять в воспринимаемых образцах игрушек работу Мастеров Постройки, Украшения и Изображения, рассказывать о ней. Создавать выразительную пластическую форму игрушки и украшать ее.

     09.09

3

Посуда у тебя дома

Характеризовать связь между формой, декором посуды (ее художественным образом) и ее назначением. Уметь выделять конструктивный образ (образ формы, постройки) и характер декора, украшения (деятельность каждого из Братьев-Мастеров в процессе создания образа посуды). Овладевать навыками создания выразительной формы посуды и ее декорирования в лепке, а также навыками изображения посудных форм.

16.09

4

Обои и шторы у тебя дома.

Рассказывать о роли художника и этапах его работы (постройка, изображение, украшение) при создании обоев и штор. Обретать опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза обоев или штор для комнаты в соответствии с ее функциональным назначением.

23.09

5

Мамин платок

Понимать зависимость характера узора, цветового решения платка от того, кому и для чего он предназначен. Знать и объяснять основные варианты композиционного решения росписи платка (с акцентировкой изобразительного мотива в центре, по углам, в виде свободной росписи), а также характер узора (растительный, геометрический). Обрести опыт творчества и художественно- практические навыки в создании эскиза росписи платка (фрагмента).

30.09

6

Твои книжки.

Понимать роль художника и Братьев-Мастеров в создании книги (многообразие форм книг, обложка, иллюстрации, буквицы и т.д.). Узнавать и называть произведения нескольких художников-иллюстраторов детской книги.Создавать проект детской книжки- игрушки.

14.10

7

Открытки.

Понимать и уметь объяснять роль художника и Братьев-Мастеров в создании форм открыток, изображений на них. Приобретать навыки выполнения лаконичного выразительного изображения.

21.10

8

Труд художника для твоего дома(обобщение темы).

Участвовать в творческой обучающей игре, организованной на уроке, в роли зрителей, художников, экскурсоводов, Братьев-Мастеров. , Осознавать важную роль художника, его труда в создании среды жизни человека, предметного мира в каждом доме.

28.10

Всего 7 часов

Искусство на улицах твоего города ( 6 часов)

9

Памятники архитектуры.

Воспринимать и оценивать эстетические достоинства старинных и современных построек родного города (села).

Урок введения в новую тему.

Раскрывать особенности архитектурного образа города. Понимать, что памятники архитектуры - это достояние народа, которое необходимо беречь.

11.11

10

Парки, скверы, бульвары.

Сравнивать и анализировать парки, скверы, бульвары с точки зрения их разного назначения и устроения (парк для отдыха, детская площадка, парк-мемориал и др.). Создавать образ парка в технике коллажа, гуаши

25.11

11

Волшебные фонари.

Различать фонари разного эмоционального звучания.

02.12

12

Витрины магазинов

Фантазировать, создавать творческий проект оформления витрины магазина. Овладевать композиционными и оформительскими навыками в процессе создания образа витрины

09.12

13

Образ театрального героя. Эскиз куклы.

Конструировать выразительные и острохарактерные куклы к театральному представлению или празднику.

16.12

14

Наследие предков: памятники архитектуры.

Беседа о роли художника в создании облика города. Игра в экскурсоводов, которые рассказывают о своём городе, о роли художников, которые создают художественный облик города (села).

23.12

Всего 6 часов

Художник и зрелище (11 часов)

15

Образ театрального героя. Силует-загадка.

13.01

16

Театр кукол.

Придумывать и создавать выразительную куклу (характерную головку куклы, характерные детали костюма, соответствующие сказочному персонажу); применять для работы пластилин, бумагу, нитки, ножницы, куски ткани. Использовать куклу для игры в кукольный спектакль.

20.01

17

Карнавальные маски.

Беседа о масках разных времён и народов. Отмечать характер, настроение, выраженные в маске, а также выразительность формы и декора, созвучные образу. Объяснять роль маски в театре и на празднике.

27.01

18

Театральный занавес.

Создавать «Театр на столе» - картинный макет с объёмными (лепными, конструктивными) или плоскостными (расписными) декорациями и бумажными фигурками персонажей сказки для игры в спектакль. Овладевать навыками создания объёмно- пространственной композиции.

03.02

19

Сувенирная кукла.

Придумывать и создавать сувенирную куклу; применять для работы различные материалы.

Беседа об Истоках развития кукольного театра (Петрушка – герой ярмарочного веселья), о разновидностях кукол: перчаточные, тростевые, куклы-марионетки. Познакомиться с куклами из коллекции С. Образцова.

10.02

20

Парад военной техники.

Сравнивать объекты, элементы театрально-сценического мира, видеть в них интересные выразительные решения, превращение простых материалов в яркие образы .Применять знания для решения практической за Характеризовать, сравнивать, обсуждать разные формы автомобилей и их украшение. Видеть, сопоставлять и объяснять связь природных форм с инженерными конструкциями и образным решением различных видов транспорта. Фантазировать, создавать образы фантастических машин.дачи.  Выставка военной техники.

24.02

21

Афиша, плакат к спектаклю.

Иметь представление о назначении театральной афиши, плаката (привлекает внимание, сообщает название, лаконично рассказывает о самом спектакле). Уметь видеть и определять в афишах-плакатах изображение, украшение и постройку. Иметь творческий опыт создания эскиза афиши к спектаклю или цирковому представлению; добиваться образнрго единства изображения и текста.

03.03

22

Цирковое представление. Художник и цирк.

Придумывать и создавать красочные выразительные рисунки или аппликации на тему циркового представления, передавая в них движение, характеры, взаимоотношения между персонажами. Учиться изображать яркое, весёлое, подвижное.

10.03

17

23

Открытка для мамы.

Сравнивать объекты, элементы окружающего мира, видеть в них интересные выразительные решения, превращение простых материалов в яркие образы .Применять знания для решения практической задачи.  

17.03

18

24

Музей искусств(интерьер музея).

Знать местонахождение самых известных музеев мира. Беседовать о самых значительных музеях искусств России – Государственной Третьяковской галерее, Государственном русском музее, Эрмитаже, Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Иметь представление о разных видах музеев и роли художника в создании их экспозиций.

24.03

25

Народные мастера: хохломская роспись.

Фантазировать о том, как можно срасить город к празднику Победы (9 Мая), Нового года или на Масленицу, сделав его нарядным, красочным, необычным.Создавать в рисунке проект оформления праздника.

31.03

Всего 11 часов

Художник и музей (9 часов)

26

 Натюрморт. В музеях хранятся картины-натюрморты.

Придумывать и создавать оформление к школьным и домашним праздникам.Участвовать в театрализованном представлении или веселом карнавале. Овладевать навыками коллективного художественного творчества

14.04

27

Музей в жизни города.

Рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведений изобразительного искусства. Уметь объяснять роль художника и Братьев- Мастеров при создании музея.

21.04

28-29

Картина – особый мир. Картина-пейзаж.

Рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведений изобразительного искусства. Рассматривать и сравнивать картины-пейзажи, рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное и т.д.). Изображать пейзаж по представлению с ярко выраженным настроением.

28.04

30

Картина-портрет.

Рассказывать об изображенном на портрете человеке (какой он, каков его внутренний мир, особенности его характера).

Создавать портрет кого-либо из дорогих, хорошо знакомых людей (родители, одноклассник, автопортрет) по представлению, используя выразительные возможности цвета.

05.05

31

Картина - натюрморт.

Воспринимать картину-натюрморт как своеобразный рассказ о человеке – хозяине вещей, о времени, в котором он живёт, его интересах. Изображать натюрморт по представлению с ярко выраженным настроением (радостное, праздничное, грустное и т.д.).

Развивать живописные и композиционные навыки.

12.05

32

Картины исторические и бытовые.

Рассказывать, рассуждать о наиболее понравившихся (любимых) картинах, об их сюжете и настроении. Развивать композиционные навыки. Изображать сцену из своей повсе дневной жизни (дома, в школе, на улице и т.д.), выстраивая сюжетную композицию.

Осваивать навыки изображения в смешанной технике (рисунок восковыми мелками и акварель).

19.05

33-34

Скулыптура в музеe и на улице. Художественная выставка (обобщение темы).

Рассуждать, эстетически относиться к произведению искусства (скульптуре), объяснять значение окружающего пространства для восприятия скульптуры. Объяснять роль скульптурных памятников. Лепить фигуру человека или животного, передавая выразительную пластику движения.

Участвовать в организации выставки детского художественного творчества, проявлять творческую активность. Проводить экскурсии по выставке детских работ.

26.05

Всего 9 часов

V. Перечень учебно - методического обеспечения

Учебные пособия

  1. Учебник        Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс. Учебник для учащихся образовательных учреждений./ Горяева Н.А., Неменская Л.А., ПитерскихА.С. - М.: Просвещение, 2012.
  2. Учебные пособия для учащихся. Изобразительное искусство: Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 3 класс./ Горяева Н.А.  и др. - М.: Просвещение, 2013.

Методическая литература

  1. Рабочие программы..Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. 1-4 классы, М.: Просвещение, 2011.
  2. Рабочие программы. Начальная школа. 3 класс. УМК «Школа России» / Буряк М. В.  – М,: Планета, 2013 г.

                                                                     Печатные пособия

Таблицы в соответствии с основными разделами программы 3 класса:

  • портреты русских и зарубежных художников;
  • таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента;
  • таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта;
  • схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека;
  • таблицы по народным промыслам, декоративно-прикладному искусству.

Технические средства обучения

Оборудование рабочего места учителя:

  • классная доска с креплениями для таблиц;
  • магнитная доска;
  • персональный компьютер с принтером;
  • ксерокс;
  • аудиомагнитофон;
  • CD/DVD-проигрыватель;
  • телевизор с диагональю не менее 72 см;
  • проектор для демонстрации слайдов;
  • мультимедийный проектор; -экспозиционный экран размером 150x150 см.

Учебно-практическое оборудование

  • учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование;
  • набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с про граммой;
  • краски акварельные или гуашевые;
  • кисти беличьи № 5, 10, 20;
  • кисти из щетины № 3, 10, 13;
  • ёмкости для воды;
  • стеки (набор);
  • пластилин \ глина;
  • ножницы;
  • подставка для натуры.

Модели и натуры

  • гербарии;
  • изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов;
  • гипсовые орнаменты.

Интернет-ресурсы

  1. 1. Сайт «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»»  (http://festival.1september.ru/)
  2. 2. Сайт «Потому» (http://potomy.ru/)
  3. 3. Сайт «Детские презентации» (http://viki.rdf.ru/)
  4. 4. Сайт «Методкабинет (газета «Начальная школа»)» (http://www.metodkabinet.eu/PO/PO_menu_Nachalnaya.html)
  5. 5. Сайт «RusЕdu» (http://www.rusedu.ru/)
  6. 6. Сайт «Умничка» (http://ya-umni4ka.ru/?p=2103#more-2103)

 СОГЛАСОВАНО                                                                                                

Протокол заседания творческой группы                                                    

учителей МОУ «Детский дом-школа»                                                            

       от «     »                        2013 год                                                        

                             /Бухматова О.Н./

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

                   /Астахова Г.В./

 «    »                      2013 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству (ФГОС второго поколения)

 В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гр...

ФГОС Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс, УМК "Школа России".Календарно-тематическое планирование с УУД , в соответствии с ФГОС.

Рабочая программа по  изобразительному искусству    2 класса, УМК «Школа России», составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего обр...

Рабочая программа по изобразительному искусству. 3 класс ( по программе Кузина В.С.) (ФГОС)

Рабочая программа по изобразительному искусству. 3 класс ( по программе Кузина ) Составлена с учетом ФГОС (с изменениями 2015)....

Рабочая программа по изобразительному искусству ФГОС "Школа России"

Рабочая программа создана на основе программы «Изобразительное искусство » авторы: Неменская Л.А., Неменский Б.М., в соответствии с Федеральными государственными стандартами общего образования: ...

Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...

Рабочая программа по изобразительному искусству ( ФГОС 1-4 КЛ.)

Рабочая программа по изобразительному искусству ( ФГОС 1-4 КЛ.) составлена для УМК "Школа России"...