Главные вкладки

    Рабочая программа по ИЗО 3 класс Планета знаний
    рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

    Выскуб Светлана Николаевна

    Рабочая порограмма,  тематическое планирование

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл izo_rabochaya_programma.docx39.4 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ    ЗАПИСКА

                   Рабочая программа по изобразительному искусству  представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; содержание рабочей программы; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки обучающихся; литература и средства обучения; календарно-тематическое планирование.

            Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

            Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программ формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.

            Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – рекомендуется проводить экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники; использовать видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.

            Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудом (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).

       Цели  и задачи, решаемые при реализации рабочей программы

    - развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

    -освоение приёмов лепки рельефов (плоский, углублённый, выступающий и плоский рельеф с прорезями), освоение приёмов декоративного рисования;

    -освоение некоторых декоративных приёмов (печать ладошками, нитками, баночками, губкой, засушенными листьями, кляксография, рисование солью и т. д.);

    - овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности; продолжение изучения дизайна как искусства проектирования, продолжения ознакомления с проектной деятельностью исследовательского и творческого характера;

    - воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

          Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса общеобразовательной школы разработана на  основе Примерной программы  начального общего образования, авторской программы Н. М. Сокольниковой, С. П. Ломова «Изобразительное искусство», утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом.

            На уроках изобразительного искусства формируются умения воспринимать окружающий мир и произведения искусства, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения по видовым и жанровым признакам; работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа. Дети учатся решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявлять оригинальность при их решении, создавать творческие работы на основе собственного замысла. У младших школьников формируются навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат).

    Место предмета «Изобразительное искусство» в базисном учебном плане предусматривает обязательное изучение изобразительного искусства в 3 классе- 34 учебных часа  в год, 1  час в неделю.    

                Содержание обучения изобразительному искусству отобрано и структурировано на основе компетентного подхода. В соответствии с этим в 3 классе  формируются и развиваются коммуникативная, художественно - эстетическая, нравственная компетенции.    

                Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной речи, базовыми  умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.        

                Художественно-эстетическая компетенция определяет стратегию отбора произведений  изобразительного искусства, предполагающую активное установление межпредметных связей с другими видами искусства.              

                                                     

    Формы организации образовательного процесса:  экскурсии, проекты, комбинированные уроки; технология обучения: альбомы, форма контроля: итоговые занятия, выставка.    

    СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

    «Мир изобразительного искусства» (13 ч)

    «Путешествие в мир искусства» (1 ч). Знакомство с ведущими художественными музеями мира. Британский музей (Лондон). Лувр (Париж). Музей Прадо (Мадрид). Дрезденская картинная галерея (Дрезден). Музей Гуггенхайма (Нью-Йорк).

    «Жанры изобразительного искусства» (12 ч). Натюрморт. Пейзаж. Портрет.

    «Мир народного искусства» (6 ч)

    Резьба по дереву. Деревянная и глиняная посуда. Богородские игрушки. Жостовские подносы. Павловопосадские платки. Скопинская керамика.

    «Мир декоративного искусства» (9 ч)

    Декоративная композиция. Замкнутый орнамент. Декоративный натюрморт. Декоративный пейзаж. Декоративный портрет.

    «Мир архитектуры и дизайна» (6 ч)

    Форма яйца. Форма спирали. Форма волны.

    Основные задачи обучения и развития:

    — изучение выразительных возможностей графических материалов (графитный и цветной карандаши, фломастеры, тушь, перо, пастельные и восковые мелки и др.) в передаче различной фактуры;

    — обучение умению выбирать живописные приёмы (по-сырому, лессировка, раздельный мазок и др.) в соответствии с замыслом композиции;

    — продолжение освоения приёмов лепки фигуры человека и животных с учётом передачи пропорций;

    — продолжение освоения «Азбуки цвета» (основ цветоведения), цветовой контраст и нюанс; проведение экспериментов по составлению различных цветовых оттенков;

    — продолжение изучения способов передачи пространства на плоскости листа (загораживание, уменьшение удалённых объектов и размещение их ближе к верхнему краю листа); освоение цветового, текстурного, тектонического, мерного и образного пространства в процессе игр (изобразительных, декоративных и конструктивных);

    — формирование умения выделять композиционный центр (размером, цветом, композиционной паузой и др.);

    — ознакомление с художественно-конструктивными

    особенностями русской деревянной избы;

    — продолжение знакомства с традиционными народными художественными промыслами (резьба по дереву, богородские игрушки, жостовские подносы, павловопосадские платки, скопинская керамика);

    — изучение традиционных знаков (земли, воды, солярных и др.) и мотивов (древо жизни, ладья, русалка, птица и др.) народных орнаментов;

    — продолжение знакомства с приёмами ассоциативного рисования (ассоциации с различной фактурой);

    — обучение умению узнавать форму спирали, волны и яйца в объектах дизайна и архитектуры; создавать эскизы и модели объектов дизайна на основе этих форм;

    — продолжение ознакомления с проектной деятельностью исследовательского и творческого характера.

    УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ планирование (34 ч.)

    Наименование разделов и тем

    Кол-во часов

    Использование ИКТ

    Использование проектной деятельности

    Использование исследовательской деят-ти

        1

    Мир изобразительного искусства

    13 ч

    2

    Мир народного искусства

    6 ч

    3

    Мир декоративного искусства

    9 ч

    4

    Мир дизайна и архитектуры

    6 ч

    ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ  

    освоения программы по изобразительному искусству  к концу 3 класса

    К концу 3 класса у  учащихся будут сформированы умения:

    ЛИЧНОСТНЫЕ

    внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учебной деятельности;

    · понимание сопричастности к  культуре своего народа, уважение к мастерам художественного промысла, сохраняющим народные традиции;

    · понимание разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру;

    · положительная мотивация к изучению различных приёмов и способов живописи, лепки, передачи пространства

     · интерес к посещению художественных музеев, выставок.

    Учащиеся получат возможность для формирования:

    · осознания изобразительного искусства как способа познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека;

    · представления о роли искусства в жизни человека;

    · восприятия изобразительного искусства как части национальной культуры;

    . положительной мотивации и познавательного интереса к изучению классического и современного искусства; к знакомству с выдающимися произведениями отечественной художественной культуры;

    . основ эмоционально - ценностного, эстетического отношения к миру, явлениям жизни и искусства, понимание красоты как ценности.

    МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

    Регулятивные

    Учащиеся научатся:

    · следовать при выполнении художественно - творческой работы инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия;

    · объяснять, какие  приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа;

    · продумывать план действий при работе в паре;

    · различать и соотносить замысел и результат работы;

    · включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную);

    · анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественно - творческой работы по заданным критериям.

    Учащиеся получат возможность научиться:

    · самостоятельно выполнять художественно – творческую работу;

    · планировать свои действия при создании художественно - творческой работы;

    · руководствоваться определёнными техниками и приёмами при создании художественно - творческой работы;

    · определять критерии оценки работы, анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественно - творческой работы по выбранным критериям.

    Познавательные

    Учащиеся научатся:

    · осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы;

    · свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;

    · группировать, сравнивать произведения народных промыслов по их характерным особенностям, объекты дизайна и архитектуры по их форме;

    · анализировать, из каких деталей состоит объект;

    · различать формы в объектах дизайна и архитектуры;

    · сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;

    · характеризовать персонажей произведения искусства;

    · конструировать объекты различных плоских и объёмных форм.

    Учащиеся получат возможность научиться:

    · находить нужную информацию, используя словари учебника, дополнительную познавательную литературу справочного характера

    · наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональное состояние;

    · использовать знаково - символические средства цветовой гаммы в творческих работах;

    · устанавливать и объяснять причину разного изображения природы  (время года, время суток, при различной погоде);

    · классифицировать произведения изобразительного искусства по их видам и жанрам;

    · конструировать по свободному замыслу;

    · анализировать приёмы изображения объектов, средства выразительности и материалы, применяемые для создания декоративного образа;

    · сравнивать произведения изобразительного искусства по заданным критериям, классифицировать их по видам и жанрам;

    группировать и соотносить произведения разных искусств по характеру и эмоциональному состоянию

    · моделировать дизайнерские объекты.

    Коммуникативные

    Учащиеся научатся:

    · выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому при обсуждении в классе;

    · соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета общения та и правила устного

    · задавать вопросы уточняющего характера по сюжету и смысловой связи между объектами;

    · учитывать мнения других в совместной работе, договариваться и приходить к общему решению, работая в группе;

    · строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

    Требования к уровню подготовки обучающихся

    К концу учебного года в 3-ем классе учащиеся должны знать:

    • и понимать термины: живопись, скульптура, натюрморт, пейзаж, портрет;
    • основы художественных школ народных промыслов: хохлома, дымка, городец и др.;
    • роль художника в художественном ремесле и архитектуре;
    • театральные термины: афиша, занавес, декорации; расписывать декорации к спектаклям, делать объёмные маски, проектировать театральные костюмы;
    • о том, что лучшие произведения искусства хранятся в музеях и галереях, музеях декоративно-прикладного искусства, музеях архитектуры;
    • начальные сведения о светотени (свет, тень, полутень, блик и т.д.).

                 Учащиеся должны уметь:

    • изображать предмет в перспективе с передачей одной и двух точек схода;
    • передавать в рисунке тень, свет, полутень, блик, рефлекс;
    • владеть навыками работы с бумагой (объёмное конструирование);
    • пользоваться начальными сведениями о линии и уровне горизонта, перспективе, точках зрения, точках схода;
    • понимать разницу между плоскими и объёмными фигурами;
    • в доступной форме участвовать в создании проектов изображений, украшений, выставок для города и школы.

    ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

     учебно-методическими комплектами 3 класс

    Н.М Сокольникова.                                   Изобразительное искусство. 3 класс. Учебник.  .                                 М., АСТ, Астрель, 2014.

    Н.М Сокольникова.                                   Изобразительное искусство. 3 класс. Рабочая тетрадь.                           М., АСТ, Астрель, 2014.

    Н.М. Сокольникова.                                         Обучение в 3 классе по учебнику «Изобразительное искусство».                М.: АСТ, Астрель

                                                            Наглядные пособия «Народное прикладное творчество»

    КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    уро

    ка

    Наименование

    тем  уроков

    Кол-во

    час.

    Дата проведения

    понятийный аппарат

    УУД

    I четверть   - 8 ч

                    Мир изобразительного искусства                  13 ч

    1

    Художественные музеи мира. Рамы для картин

    1

    цветовой круг, основные и составные цвета, тёплые и холодные цвета.

    П: осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы;  свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро; группировать, сравнивать произведения народных промыслов по их характерным особенностям, объекты дизайна и архитектуры по их форме;                          Р:  следовать при выполнении художественно-творческой работы инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия; объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа;  продумывать план действий при работе в паре; различать и соотносить замысел и результат работы;                                                             К:  учитывать мнения других в совместной работе, договариваться и приходить к общему решению, работая в группе; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя). Учащиеся получат возможность научиться: высказывать собственное мнение о удожественно-творческой работе при посещении декоративных, дизайнерских и архитектурных выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др..

    2

    Жанры изобразительного искусства. Натюрморт «Чайный натюрморт»

    1

    Натюрморт. Пейзаж. Портрет

    3

    Светотень

    1

    Светотень.

    4

    Школа графики. Рисование крынки, куба

    1

    5

    Пейзаж. Перспектива. Учимся у мастеров

    1

    Пейзаж. Перспектива , ее виды

    6

    Аллея в парке.

    Горный пейзаж

    1

    Пейзаж.

    7

    Школа живописи.

    9Осенний пейзаж

    1

    Пейзаж

    8

    Портрет.

    Учимся у мастеров

    1

    Портрет

    9

    Школа рисунка.

    Портрет девочки

    1

    Портрет.

    10

    Портрет сказочного героя

    1

    Портрет.

    11

    Силуэт (работа с ножницами)

    1

    Силуэт.

    Правила безопасной работы с инструментами

    12

    Школа коллажа

    1

    Коллаж

    13

    Мои творческие достижения

    1

              Мир народного искусства                         6 ч

    14

    Резьба по дереву. В избе. Деревянная и глиняная посуда

    1

    Резьба по дереву

    П. группировать и соотносить произведения разных искусств по характеру и эмоциональному состоянию; группировать, сравнивать произведения народных промыслов по их характерным особенностям, объекты дизайна и архитектуры по их форме; анализировать, из каких деталей состоит объект; различать формы в объектах дизайна и  архитектуры.                                               Р. планировать свои действия при создании художественно-творческой работы; анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественно-творческой работы по выбранным критериям.                                             К:задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и художественно-выразительным средствам; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при создании художественно-творческой работы в группе; владеть монологической формой речи, уметь рассказывать о художественных промыслах народов России

    15

    Богородские игрушки

    1

    Крестьянская изба

    16

    Жостовские подносы

    1

    Жостовская роспись

    17

    Павлопосадские платки

    1

    18

    Скопинская керамика

    1

    Деревянная и глиняная посуда

    19

    Проверочный урок. Твои творческие достижения

    1

                 Мир декоративного искусства                        9 ч

    20

    Декоративная композиция. Стилизация

    1

    Декоративно – прикладное искусство

    П: сравнивать произведения изобразительного искусства по заданным критериям, классифицировать их по видам и жанрам; группировать и соотносить произведения разных искусств по характеру и эмоциональному состоянию;  анализировать, из каких деталей состоит объект; различать формы в объектах дизайна и архитектуры.                                                К: владеть диалогической формой речи, уметь дополнять, отрицать суждение, приводить примеры выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому при обсуждении в классе; соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения; задавать вопросы уточняющего характера по сюжету и смысловой связи между объектами;                                                     Р:   объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа; продумывать план действий при работе в паре; различать и соотносить замысел и результат работы; планировать свои действия при создании художественно-творческой работы.          

    21

    Замкнутый орнамент

    1

    Орнамент

    22

    Декоративный натюрморт

    1

    Декоративный натюрморт

    23

    Декоративный пейзаж

    1

    Декоративный пейзаж

    24

    Декоративный портрет

    1

    Декоративный портрет

    25

    Маски из папье-маше (картона). Школа декора

    1

    Техника декоративных работ

    26

    Секреты декора. Катаем шарики. Рисуем нитками

    1

    Расписные яйца

    27

    Праздничный декор.

    Писанки

    1

    28

    Проверочный урок. Твои творческие достижения

    1

               Мир архитектуры и дизайна                     6 ч

    29

    Форма яйца в архитектуре и дизайне

    1

    Архитектура.            Форма яйца

    П: группировать, сравнивать произведения народных промыслов по их характерным особенностям, объекты дизайна и архитектуры по их форме;  анализировать, из каких деталей состоит объект;  различать формы в объектах дизайна и архитектуры;  находить нужную информацию, используя словари учебника, дополнительную познавательную литературу справочного характера;                            Р:   следовать при выполнении художественно-творческой работы инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия;  объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа;   продумывать план действий при работе в паре;  различать и соотносить замысел и результат работы;                                                                      К:   учитывать мнения других в совместной работе, договариваться и приходить к общему решению, работая в группе;   строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

    30

    Школа дизайна. Мобиль.

    Декоративная свеча

    1

    Дизайн

    31

    Форма спирали в архитектуре и дизайне

    1

    Дизайн

    32

    Форма спирали. Бумажная роза. Бусы

    1

    Архитектура.              Форма спирали

    33

    Форма волны. Изготовление декоративного панно

    1

    Дизайн

    34

    Проверочный урок. Твои творческие достижения

    1

    Архитектура. Форма спирали


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа для 3 класса Планета знаний

    Рабочая программа по УМК "Планета знаний", включающая пояснительную записку, характеристику предмета, календарно-тематическое планирование....

    Рабочая программа, математика, 4 класс, Планета знаний.

    В программе представлена пояснительная записка, основное содержание, Требования к уровню подготовки обучающихся, планирование, учебно-методическое обеспечение, материально-техническое оснащение....

    Рабочая программа математика 3 класс Планета знаний

    .1.Пояснительная запискаРабочая программа УМК «Планета Знаний» составлена на основе  программы начального общего образования, федерального компонента государственного стандарта начального общего ...

    Рабочая программа математика 3 класс Планета знаний

    .1.Пояснительная запискаРабочая программа УМК «Планета Знаний» составлена на основе  программы начального общего образования, федерального компонента государственного стандарта начального общего ...