Рабочая программа по внеурочной деятельности .
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

Рабочая программа по внеурочной деятельности по изобразительному искусству «ВЕСЕЛЫЙ ХУДОЖНИК»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochnaya_deyatelnost_rabochaya_programma_izo_3_klass.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Программа занятий  по изобразительному искусству

«ВЕСЕЛЫЙ ХУДОЖНИК»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ   ЗАПИСКА

  Программа занятий  по изобразительному искусству  

ставит  целью:

пробуждать и укреплять интерес и любовь к изобразительному

искусству, развивая эстетические чувства и понимание прекрасного; совер-

шенствовать изобразительные способности, художественный вкус, наблюда-

тельность, творческое  воображение и мышление; знакомить с искусством

родного края, с произведениями изобразительного и декоративно – приклад-

ного искусства, расширять и углублять возможности детского творчества за рамками школьной программы, дает возможность одаренным детям получить творческое удовлетворение от созданного ими. Изобразительная деятельность- это своеобразная форма познания реальной действительности окружающего мира, постижения художественного искусства, и поэтому требует углубленного изучения.

  Работа в студии включает руководство практической работой детей,   проведение экскурсий в музеи, на выставки, в мастерские художников,

выход на природу ( в парк, лес) с целью наблюдения и зарисовок, проведение

бесед об изобразительном искусстве.

 На занятиях студии особое внимание необходимо уделять приобретению

умений и навыков, которые могут быть использованы в практической дея-

тельности (оформление выставок, плакатов, стенгазет, праздников и т.п.) .

Художественная деятельность во внеурочное время позволяет более подробно и более расширенно познакомить учащихся с различными изобразительными техниками – аппликацией, «процарапыванием», монотипией, с различными графическими и живописными материа-

лами.

  Изостудия базируется на представлениях об искусстве, полученных учащимися в начальной школе, закладывает основы художественных знаний

и умений школьников в области искусства. Процесс познания происходит

посредством собственного творчества, изучения художественного наследия

и выдающихся произведений современности.

  Изучению каждого вида искусства уделяется специальное время, в течение которого анализируется его язык, художественно – образная природа, а также

его связь с жизнью общества и человека. Полученные знания по разным видам  искусства обобщаются при изучении архитектуры, монументальных,

синтетических видов искусства, художественных стилей.

     - формирование нравственно-эстетической отзывчивости:

     - формирование эстетического вкуса,

Задачами художественного развития учащихся являются:

     -роль изобразительного искусства в жизни общества,

     - формирование умения образно воспринимать окружающий мир

и откликаться на его красоту.

     - формирование художественно-творческой активности:

     - учащиеся  студии должны уметь анализировать произведения

искусства в жанре пейзажа, натюрморта, портрета, проявляя самостоятель-

ность,

      - творчески включаться в индивидуальную и коллективную работу,

      - участвовать в обсуждении работ.

      - формирование художественных знаний, умений и навыков.

  В  результате  учащиеся  должны знать:

   - особенности языка основных видов изо искусства: живописи, графики;

   - основные жанры изобразительного искусства;

   - известные музеи  нашей страны и мира;

   - выдающихся художественных деятелей;

   - выдающиеся  произведения искусства;

   - особенности народного искусства своего края, области;

   - историю возникновения и развития народных промыслов;

   - представлять тенденции развития современного повседневного и выставочного  декоративного искусства.

  Дети  должны уметь:

   - работать с натуры и по представлению в живописи и графике над

натюрмортом, пейзажем, портретом;

   - выбирать наиболее подходящий формат при работе над художественной

композицией;

   - добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объема;

   - передавать при изображении предмета пропорции и характер формы;

   - передавать при изображении головы человека (на плоскости)

пропорции, характер черт, выражение лица;

      - в рисунке с натуры передавать единую точку зрения на группу предметов;

   - пользоваться различными графическими и живописными техниками;

   - создавать собственные проекты-импровизации в русле образного языка

народного искусства, современных народных промыслов;

    - оформлять выставки собственных работ.

    Художественная деятельность  на занятиях находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме; декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на занятиях; изучение творческого художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных); просмотр видеоматериалов.

 

  Предлагаемая программа построена так, чтобы во внеурочное время дать

учащимся более  глубокие представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения детьми програм-

много материала. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней должно служить источником самостоятельных творческих

поисков.

 В процессе изучения изобразительного искусства обучающийся достигнет следующих личностных результатов:

  • умение осознавать и определять (называть) свои эмоции и других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать  (эмпатия);
  • чувствовать красоту художественного произведения, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков своих и окружающих людей;
  • этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.

Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявляются в:

  • умении  видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
  • желании  общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
  • активном использовании языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка и др.);
  • умении  организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

Регулятивные УУД:

         

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД: 

  • вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

Средством формирования коммуникативных УУД служит организация работы в парах и малых группах, для формирования умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество, адекватно передавать информацию и условия деятельности в речи.

  • оформлять свои мысли в устной  и художественной форме с учётом речевой ситуации;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • умение задавать вопросы.

  Содержание программы

По внеурочной деятельности

3 класс.

Развитие фантазии и воображения.(36 часов.)

   

          Основные

             разделы     - Художественный язык изобразительного

                                  искусства.

                                - Мир изобразительных искусств.

                                - Художественное творчество и его связь с

                                  окружающей средой.

Тематическое  планирование  

Наименование

     раздела

№ за-

нятия

             Тема

          занятия

     Содержание

              и

    методические

        приемы

Кол-во

часов

         1

   2              

              3

             4

      5

                    Развитие  фантазии  и  воображения.( 36 занятий -36 часов)

 Художествен-

  ный   язык

изобразительно-

го  искусства

           

   1

   2

   3-

   4

   5

   6

   7

   8

 

Чем и на чем

рисует художник?  

Выразительные

возможности художника.

Учимся рисовать

кистью.

Линия и штрих-

основа рисунка

 Линия как средство

 выражения.

Форма предметов.

Основные и

составные цвета.

         

Рассказ об истории

изобразительного

искусства.

Знакомство с худо-

жественными

инструментами и

материалами .

Знакомство с раз-

личными  художественными

живописными

техниками.

Совершенствование

графических навы-

ков ( линия, штрих,

абрис)

Передача  простра

нства линией.

Нанесение штрихов

для выявления фор-

мы предмета.

Конструирование из простых геомет-

рических фигур более сложные.

Зрительное восприятие цвета.

           

 1час

 1 час

  2 часа

 1 час

  1 час

  1 час

 

  1 час

   9

   10

  11

  12

  13-

  14

 

Теплые и холодные цвета.

Техника работы

акварелью.

Техника работы

гуашью.

Композиция рисунка.

Перспектива в рисунке.

Составление цветов

путем  смешения.

Составление гармонии теплого и холодного цвета, изображение ограниченной  палитрой вариатив-

ных возможностей цвета.

Знакомство с разными техниками работы акварелью. Приемы заливки  плоскости цветом.

Особенности гуашевых красок.

Отработка приемов работы с гуашью.

Знакомство с прави

лами компоновки рисунка на листе.

Развитие пространственных представлений.

Изображение предметов в перспективном сокращении.

 1 час

 1 час

  1 часа

  1 час

 2 часа

   Мир

изобразитель-

ных

искусств

  15-

  16

Жанры живописи.

Раскрыть отличительные особенности каж-

дого жанра,истори-

ческие сведения.

 2 часа

  17

  18-

  19

  20

  21

22-23

24-25

26-27

Анималистичес-

кий  жанр.

Исторический  жанр

О чем рассказывают картины

 

Самый вниматель-

ный и грамотный  зритель.

Московский Кремль- жемчужи-

на мировой архитектуры

Натюрморт

«Золотая Хохлома»

Портрет в творчестве

Леонардо да Винчи

Знакомство с творчеством  И.И.Шишкина.

Изготовление коллажа на историческую тему.

Беседа по картине

В.Г.Перова «Приезд гувернантки в купе-

ческий  дом».

Конкурс- состязание на зна-

ние худ.произведе-

ний.

Особенности архитектурного ансамбля Московского Кремля.Составлен.

композиции.

Особенности исто-

рии и росписи про-

мысла Хохломы. Составление натюр-

морта на данную тему.

Знакомство с исто-

рией портрета как  жанра. Особенности творчества Леонардо да Винчи.

Изображение головы человека.

1 час

2 часа

1 час

1 час

2 часа

2 часа

2 часа

Художественное

творчество и его связь с окружающей средой.

         

  28

29-30

   

Рисование птицы

с натуры.

 

Иллюстрирование любимого литературного произведения.

         

Конструктивно- анатомическое строение птицы.Зарисовки.

Знакомство с осо-

бенностями  графи-

ческого искусства.

Составление

             

       

1 час

2 часа

 

   

31-32

  33-

  34

  35

  36

   

Строим крепость.

Открытка как самостоятельное

художественное  произведение.

Викторина .

Обобщение.

композиции и ее живописное решение.

Принципы конструирования объемных изделий из разверток. Составление макета замка-крепости.

История и виды открыток. Проект открытки определенного образца.

Игра-соревнование по проверке знаний учащихся.

Выставка творческих работ учащихся.

2 часа

2 час.

1 час

1 час

Список  использованной  литературы.

  1.Бертон П., Кейв В., Игрушки. – М.; Росмэн, 1996.

  2.Волков И.П., Художественная студия в школе: книга для учителя:

из опыта работы. – М.; Просвещение, 1993.

  3.Жегалова С.К., Русская народная живопись: книга для учащихся

старших классов. – М.; Просвещение, 1994.

  4. Кирцер Ю.М., Рисунок и живопись. – М.; Высшая школа,1992.

  5. Кожохина С.К., Путешествие в мир искусства. – М.; «ТЦ Сфера»,

2002.

  6. Киреева Л.Г.,Саськова О.А., Рисуем кукольный спектакль. – Волго-

град;Изд.»Учитель», 2008.

  7. Неменский Б.М., Методическое пособие по изобразительному ис-

кусству . – М.; Просвещение,2013.

 

  8. Павлова  О.В., Изобразительное искусство в начальной школе.-

Волгоград; Издательство « Учитель», 2008.

  9. Перепелкина Г.П., Искусство смотреть и видеть. – М.; Просвеще-

ние , 1982.

  10.Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А., Протопопов Ю.Н., Изобрази-

тельное искусство. Интегрированная программа 1-4 классы. – М.;

«Вентана-Граф»,2013.

  11.Уоллэйс Ф., Мир Леонардо. – М.; Терра, 1997.

Методическое обеспечение программы

Художественные произведения мировой культуры:

    Слайды и книги с изображением различных птиц и животных ( Чарушин, Бианки ); Схемы и рисунки орнаментов; иллюстрации или фрагменты мультфильмов с персонажами известных сказок; слайды  известных архитектурных построек; дизайнерские проекты; произведения И.Шишкина, И.Левитана, В.Поленова, А.Пластова; репродукции скульптур В.Ватагина; слайды произведений В.Васнецова, М.Врубеля, И.Билибина, К.Моне, В.Ван Гога, И.Айвазовского, М.Чюрлёниса, В.Борисова-Мусатова, С.Герасимова, К.Юона, А.Саврасова, И.Репина, В.Серова; фотографии произведений известных народных художественных промыслов; фотографии или слайды деревянных ансамблей этнографических музеев; деревянная архитектура Севера, ансамбль Кижи; видеофильмы «Соборы Московского Кремля», «Сборы Новгорода», «Древняя архитектура Владимира и Суздаля»; слайды или репродукции иконописи и произведений известных западноевропейских мастеров.

Музыкальные произведения:

  «Дождь и радуга» С.С.Прокофьева, «Песня жаворонка» П.И.Чайковского, прелюдии до минор и ля минор Ф.Шопена, «Мотылек» С.М.Майкапара, «Облака» К.Дебюсси; «К Элизе» Л. Ван Бетховена; произведения И.С.Баха, С.В.Рахманинова, Н.А.Римского- Корсакова, А.П.Бородина, Ф.Шуберта, Д.Б.Кабалевского.

Поэтические литературные произведения:

  Произведения Н.С.Гумилева, А.А.Фета, И.Анненского, К.Бельмонта,  И.А.Бунина, С.Есенина, Ф.И.Тютчева,Р.Киплинга, сказки А.С.Пушкина и другие худ. произведения.

Художественные материалы:

  Краски гуашевые и акварельные; художественные кисти, бумага для живописи; бумага для графических работ и зарисовок;  карандаши цветные и графические, пастель и ли восковые мелки; клей, ножницы, цветная бумага и цветной картон, пластилин, цветная тушь, фломастеры.

Оборудование кабинета:

 Столы и стулья, баночки для воды ,раковина и наличие водопровода, предметные столики для натюрмортов, освещение, оснащение техническими средствами, подборка видеосюжетов , фильмов и слайдов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...