Рабочая программа по ИЗО для 3 класса. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

Калинина Ирина Николаевна

 В программу включена пояснительная записка и календарно-тематическое планирование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство»

Пояснительная записка

Рабочая программа предмета «Изобразительное искусство» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования (2009 года), Примерной программы начального общего образования по  изобразительному искусству  для образовательных учреждений с русским языком  обучения и программы общеобразовательных учреждений автора Б.М. Неменского , «Изобразительное искусство  1-4 класс» ( учебно – методический комплект «Школа России»).

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, изобразительное искусство направлено в основном на формирование  эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления  интеллектуальной и духовной деятельности растущей  личности

Цель учебного предмета «Изобразительное  искусство» - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е культуры мироотношений, выработанных поколениями.

Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются :

- овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка , формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению;

- развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного , воспитания интереса и любви к искусству.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка – главный смысловой стержень программы.

Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий:

- рисование с натуры ( рисунок, живопись);

- рисование на темы и иллюстрирование ( композиция) ;

- декоративная работа;

- лепка;

- аппликация с элементами дизайна;

- беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

Тема третьего класса – «Искусство вокруг нас». Здесь показано присутствие пространственно- визуальных искусств в окружающей нас действительности.

Практическая и творческая работа с целью овладения практическими умениями и навыками представлена в следующих направлениях:

- использование различных художественных материалов, приемов и техник;

- изображение предметного мира, природы и человека;

- передача характера, эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, общетсву;

- выражение настроения художественными средствами;

- компоновка на плоскости листа и в объеме задуманного художественного образа;

В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение учебного предмета  «Изобразительное искусство» в 3 классе   отводится 34   часа  в год , 1 час в неделю.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов и тем

Всего часов

1.

Вводный урок

1

2.

Искусство в твоем доме

7

3.

Искусство на улицах твоего города

7

4.

Художник и зрелище

11

5.

Художник и музей

8

                                                           ИТОГО

34 часа

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (34 ЧАСА)

Вводный урок  ( 1 ч)

В работе каждому художнику помогают три волшебных брата – Мастера: Мастер Изображения, Мастер- Постройка и Мастер Украшения. Художественные материалы.

Искусство в твоем доме  (7часов)

Вещи бывают нарядными, праздничными или тихими, деловыми, строгими: одни подходят для работы, другие – для отдыха; одни служат – детям, другие – взрослым. Как должны выглядеть вещи, решает художник и тем самым создает пространственный и предметный мир вокруг нас, в котором выражаются наши представления о жизни. Каждый человек бывает в роли художника.

 Искусство на улицах твоего города  (7 часов)  

Деятельность художника на улице города ( или села). Знакомство с искусством начинается с родного порога: родной улицы, родного города без которых не может возникнуть чувство Родины.

 Художник и зрелище (11 часов)

Художник необходим в театре, цирке, на любом празднике. Жанрово-видовое разнообразие зрелищных искусств. Театрально- зрелищное искусство, его игровая природа. Изобразительное искусство – необходимая составная часть зрелища.

Художник и музей (8 часов)

Художник создает произведения, в которых он, изображая мир, размышляет о нем и выражает свое отношение и переживание явлений действительности. Лучшие произведения хранятся в музеях знакомство со станковыми видами и жанрами изобразительного  искусства. Художественные музеи Москвы, Санкт= Петербурга, других городов.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Обучение в третьем классе строится на приобщении детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла. В результате изучения изобразительного искусства третьеклассник научится:

- понимать, что приобщение к миру искусства  происходит через познание художественного смысла окружающего предметного мира;

- понимать, что предметы имеют не только утилитарное значение, но и являются носителями духовной  культуры;

- понимать, что окружающие предметы, созданные людьми, образуют среду нашей жизни и нашего общения;

- понимать , что форма вещей не случайна, в ней выражено понимание людьми красоты, удобства, чувства людей;

- работать с пластилином, конструировать из бумаги макеты;

- использовать элементарные приемы изображения пространства;

- правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции;

- называть новые термины: прикладное искусство, книжная иллюстрация, искусство книги, живопись, скульптура, натюрморт, пейзаж, портрет;

- называть разные типы музеев;

- сравнивать различные виды изобразительного искусства;

- называть народные игрушки;

Называть известные центры народных художественных ремесел  России;

- использовать художественные материалы.

Третьеклассник получит возможность научиться:

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

- воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;

- оценивать произведения искусства при посещении выставок, музеев изобразительного искусства;

- использовать приобретенные навыки общения через выражение художественных смыслов;

- использовать приобретенные знания и умения в коллективном творчестве;

- использовать выразительные средства  для воплощения собственного художественно- творческого замысла.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах третьеклассников, которые они должны приобрести в процессе освоения курса  «Искусство вокруг нас» по программе «Изобразительное искусство» ;

- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;

- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества;

- сформированность эстетических чувств, художественно- творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

- сформированность эстетических потребностей, ценностей, чувств

Метапредметные  результаты характеризуют уровень сформулированности универсальных способностей третьеклассников, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности :

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- овладение умением творческого видения с позиций художника;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза;        

- самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;

- уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;

- выполнять задание по составленному  под контролем учителя плану;

- осуществлять текущий, итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания, проверять модели в действии

- в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы;

Предметные результаты   характеризуют опыт третьеклассников в художественно- творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

- сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человеке, в его духовно-нравственном развитии;

- сформированность основ художественной культуры , в том числе на материале художественной культуры родного края;

-овладение практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности ( рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании)

- овладение элементарными практическими умениями и навыками в в восприятии, анализе и оценке произведений искусств;

- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих  работ;

- освоение названий ведущих художественных музеев России и  региона.

 

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА.КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ.

Объектом оценки результатов освоения программы по предмету «Изобразительное искусство» является способность учащихся решать учебно - познавательные  и учебно-практические задачи. Оценка достижений предметных результатов ведется как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания , фиксируются в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Преодолению неуспешности отдельных учеников помогают коллективные работы, когда общий успех поглощает чью-то неудачу и способствует лучшему пониманию результата.

Формами  проведения итогов реализации программы являются тематические выставки.

Оценка деятельностиучащихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются качественно по уровню выполнения работы в целом.

Критериями оценивания работ являются следующие параметры : оформление (оригинальность дизайна, цветовое решение, оптимальность сочетания объектов) , техника выполнения , техническая реализация ( сложность организации работы, соответствие рисунка заданной теме, название рисунка).  

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ П/П

Дата

Дата фактическая

Тема урока

Тип урока

Основные виды учебной деятельности

Планируемые предметные результаты освоение материала

Универсальные учебные действия

Вводный  урок ( 1 ч)

1

Мастера Изображения, Постройки и Украшения. Художественные материалы.

Урок введения в новую тему.

Игровая, образная форма приобщения к искусству: три Брата -  Мастера – Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки. Использование различных художественных материалов.

Понимать, что создание вещи – это большая работа, в которой участвуют рабочие, инженеры и художники.

Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении. Учитывать правила в планировании и контроле способа решения.

Исксство в твоем доме (7ч)

2

Твои игрушки.

Урок - фантазия.

Характеризовать и эстетически оценивать разные виды игрушек, материалы из которых они сделаны.

Понимать и объяснять единство материала, формы и внешнего оформления игрушек. Создавать игрушки из любых подручных материалов. Называть народные игрушки.

Составление плана и последовательности действий. Осуществление самоконтроля и корректировки хода работы и конечного результата.

3

Посуда у тебя дома.

Комбинированный урок

Характеризовать связь между формой, декором посуды. Овладевать навыками создания выразительной формы посуды. Характер декора и украшения посуды.

Понимать зависимость формы и декора посуды от материала( фарфор, фаянс, дерево, металл, стекло)

Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом  и реализовать его.

4

Обои и шторы у тебя дома.

Урок – фантазия.

Рассказывать о роли художника и этапах его работы. Обретать опыт творчества и художественно- практические навыки в создании эскиза.

Создавать эскизы обоев или штор для комнаты. Понимать роль цвета и декора в создании образа комнаты..

Оценивать по заданным критериям. Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовать его.

5

Мамин платок.

Урок- сказка.

Понимать зависимость характера узора, цветового решения платка. Обрести опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза росписи платка.

Создавать эскиз платка для мамы, девочки или бабушки ( праздничного или повседневного)

Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строения. Учитывать правила в  планировании и контроле способа решения.

6

Твои  книжки.

Урок-проект.

Понимать роль художника и Братьев Мастеров в создании книги. Создавать проект детской книжки – игрушки.

Знать и называть отдельные элементы оформления книги.

Овладевать навыками коллективной работы при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов. Осуществление самоконтроля и корректировки хода работы и конечного результата.

7

Открытки.

Комбинированный урок.

Понимать и уметь объяснять  роль художника и Братьев Мастеров в создании форм открыток, изображений на них..

Создавать эскиз открытки или декоративной закладки.

Анализировать образец, определять материалы контролировать и корректировать свою работу. Оценивать по заданным критериям.

8

Труд художника для твоего дома ( обобщение темы)

Урок - игра.

Участвовать в творческой обучающей игре, организованной на уроке.

Представлять любой предмет с точки зрения участия в его создании волшебных Братьев – Мастеров.

Анализировать образец, определять материалы контролировать и корректировать свою работу. Оценивать по заданным критериям. Формулировать собственное мнение и позицию.

Искусство на улицах твоего города ( 7 ч)

9

Памятники архитектуры.

Урок введения в новую тему.

Раскрывать особенности архитектурного образа города. Понимать, что памятники архитектуры – это достояние народа.

Изучать и изображать один из архитектурных памятников своих родных мест.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств. Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром.

10

Парки, скверы, бульвары.

Урок - проект.

Сравнивать и анализировать парки, скверы, бульвары с точки зрения их разного назначения и устраения. Создавать образ парка в технике коллажа, гуаши .

Называть разновидности парков. Изображать парк, сквер ( возможен коллаж)

Овладевать приемами коллективной творческой работы при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов.

11.

Ажурные ограды.

Комбинированный урок.

Сравнивать между собой ажурные ограды. Различать деятельность Братьев – Мастеров при создании ажурных оград.

Создавать проект ажурной решетки или ворот.

Воспринимать, сравнивать, давать эстетическую оценку объекту. Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его.

12

Волшебные фонари

Комбинированный урок.

Уметь объяснять роль художника и Братьев – Мастеров при создании нарядных обликов фонарей.

Графически изображать или конструировать формы фонаря из бумаги.

Воспринимать, сравнивать, анализировать объекты отмечать особенности формы и украшений.

13

Витрины

Урок-проект.

Фантазировать, создавать творческий проект оформления витрины магазина.

Создавать проект оформления витрины магазина.

Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ. Осуществлять самоконтроль и оценивать промежуточные  этапы, презентовать приготовленный проект.

14

Удивительный транспорт.

Урок- фантазия.

Фантазировать , создавать образы фантастических машин.

Придумать, нарисовать или построить из бумаги образы фантастических машин

( наземных, водных, воздушных)

Обретать новые навыки в конструировании из бумаги. Анализировать образцы, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу.

15

Труд художника на улицах твоего города

( обобщение темы)

Урок обобщения и систематизации знаний. Урок – выставка.

Создавать из отдельных детских работ, выполненных в течении четверти, коллективную композицию.

Создавать коллективное панно «Наш город» в технике  коллажа, аппликации.

Овладевать приемами коллективной творческой деятельности. Участвовать в занимательной образовательной игре в качестве экскурсоводов.

Художник и зрелище

( 11 ч)

16

Художник в цирке.

Урок введения в новую тему.

Придумывать и создавать красочные выразительные рисунки  на тему циркового  представления, передавая в них движение, характеры, взаимоотношения между персонажами.

Понимать и объяснять важную роль художника в цирке. Выполнять рисунок на тему циркового представления.

Анализировать образец, определять материалы контролировать и корректировать свою работу. Оценивать по заданным критериям. Формулировать собственное мнение и позицию.

17

Художник в театре.

Урок – беседа..

Сравнивать объекты, элементы театрально – сценического мира, видеть в них интересные выразительные решения.

Понимать и уметь объяснить роль театрального художника в создании спектакля. Понимать значения слов "декорация", «макет».

Осуществлять поиск информации, используя материалы представленных рисунков и учебника, выделять этапы работы.

18

Театр на столе.

Урок  - проект.

Создавать «Театр на столе» - картинный макет с объемными или плоскостными декорациями.

Создавать театр на столе : картонный макет и персонажей сказки  для игры в спектакль.

Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ. Моделировать театр на столе и давать оценку итоговой работе.

19

Театр кукол.

Урок – беседа.

Беседа об истоках развития кукольного театра ( Петрушка - герой ярморочного веселья  о разновидностях кукол: перчаточные, тростевые, куклы- марионетки. Познакомиться  с куклами из коллекции С.Образцова.

Иметь представление о разных видах кукол и их истории.

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

20

Мы – художники кукольного театра.

Комбинированный урок.

Придумывать и создавать выразительную куклу ( характерную головку куклы, характерные детали костюма.

Создавать куклу к кукольному спектаклю. Пользоваться пластилином, тканью и реализовывать с их помощью свой замысел.

Анализировать образец, определять материалы контролировать и корректировать свою работу. Оценивать по заданным критериям. Формулировать собственное мнение и позицию. Давать оценку своей работе и работе товарища по заданным критериям.

21

Конструирование сувенирной куклы.

Урок - фантазия.

Придумывать и создавать сувенирную куклу.

Создавать сувенирную куклу. Пользоваться различными материалами.

Видеть и понимать многообразие видов и форм кукол, конструировать различные формы, давать эстетическую оценку выполненных работ, находить их недостатки и корректировать их.

22

Театральные маски.

Урок – беседа.

Беседа о масках разных времен и народов. Отмечать характер, настроение, выраженные в маске, а также выразительность формы и декора..

Понимать значение слова «грим». Называть виды масок : театральные, обрядовые, карнавальные.

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

23

Конструирование масок.

Урок - фантазия.

Конструировать выразительные и  острохарактерные маски к театральному представлению или празднику.

Конструировать выразительные и  острохарактерные маски к театральному представлению или празднику .Пользоваться различными материалами.

Видеть и понимать многообразие видов и форм масок, конструировать различные формы, давать эстетическую оценку выполненных работ, находить их недостатки и корректировать их.

24

Афиша и плакат.

Комбинированный урок.

Иметь представление о назначении театральной афиши, плаката. Иметь творческий опыт создания эскиза афиши к спектаклю или цирковому представлению. Добиваться образного единства изображения и текста.

Создавать эскиз – плакат к спектаклю или цирковому представлению.

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков., строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

25

Праздник в городе.

Урок- проект.

Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

26

Школьный карнавал

 ( обобщение темы)

Урок развития умений и навыков.

Осуществлять информационный и практический поиск. Планировать последовательность практических действий для реализации  замысла, поставленной задачи. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

Художник и музей (8ч)

27

Музей в жизни города.

Урок  формирования умений и навыков.

Анализировать образец, определять последовательность действий, контролировать и корректировать свою работу.

28

Картина – особый мир.

Урок развития умений и навыков.

Планировать последовательность практических действий для реализации  замысла, поставленной задачи.

29

Картина – пейзаж.

Урок изучения нового материала.

Моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями, используя изученную художественную технику.

30

Картина- портрет.

Урок изучения нового материала.

Осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы, соотносить этапы  изготовления изделия.

31

Картина – натюрморт.

Урок  формирования умений и навыков.

Строить речевое высказывание в устной форме. Осуществлять поиск информации, используя материалы учебника. Анализировать образец.

32

Картины исторические и бытовые.

Урок – проект.

Осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы, соотносить этапы  изготовления изделия.

33

Скульптура в музее и на улице.

Урок – проект.

Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

34

Художественная выставка ( обобщение темы)

Урок развития умений и навыков.

Планировать последовательность практических действий для реализации  замысла, поставленной задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку во 2 классе предметной линии учебников «Школа России», авторов: Канакина В.П., Горецкий В.Г

Рабочая программа по русскому языку во 2 классе предметной линии учебников «Школа России», авторов: Канакина В.П., Горецкий В.Г...

Рабочая программа по литературному чтению во 2 классе предметной линии учебников «Школа России»,авторы: Л.Ф. Климанова М.В, Бойкина.

Рабочая программа по литературному чтению во 2 классе предметной линии учебников «Школа России»,авторы: Л.Ф.  Климанова М.В, Бойкина....

Рабочая программа по математике во 2 классе предметной линии учебников «Школа России», авторов: Моро В.И.,Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова С.И., Степанова С.В.

Рабочая программа по математике во 2 классе предметной линии учебников «Школа России», авторов: Моро В.И.,Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова С.И., Степанова С.В....

Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе предметной линии учебников «Школа России», автора Плешакова А.А.

Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе предметной линии учебников «Школа России»,  автора  Плешакова А.А....

Рабочая программа по изобразительному искусству во 2 классе предметной линии учебников «Школа России», авторы: Б.М Неменский, Л.А. Неменская.

Рабочая программа по изобразительному искусству во 2 классе предметной линии учебников «Школа России», авторы:  Б.М Неменский, Л.А. Неменская....

Рабочая программа по математике разработана для общеобразовательного 1 класса. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1 – 4 классы:

Рабочая программа по математике разработана для общеобразовательного 1 класса . Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебни...

Рабочая программа по ИЗО 1-4 классы. Предметная линия учебников под редакцией Б.Н. Неменского. 1-4 классы:

Учебный предмет «Изобразительное искусство» входит в предметную область «Искусство».Изобразительное искусство изучается в 1 - 4 классах на уровне начального общего образования ...