Рабочая программа по УМК "Начальная школа XXI века", 1 класс по курсу "Изобразительное искусство"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему

Верченко Марина Александровна

Рабочая программа по УМК "Начальная школа XXI века", 1 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izobrazitelnoe_iskusstvo.docx72.59 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по изобразительному искусству

1 класс

Пояснительная записка

Программа по изобразительной деятельности под редакцией  Б.М. Неменского издательство  «Учитель»  2005г.,  направлена на формирование духовной культуры средствами художественно-творческой изобразительной деятельности, которая дает возможность не только отстраненно воспринимать духовную культуру, но и непосредственно участвовать в ее созидании на основе эмоционального и интеллектуального включения в создание визуального образа мира.
Программа адресована учащимся 1-го классов.  Ее содержание полностью соотносится с  требованиями Государственных образовательных стандартов общего образования и уровнем образовательной программы в соответствии с учебным планом.  
В соответствии с ФГОС в программе представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные,  познавательные, коммуникативные. В процессе освоения программы учащиеся получают не только навыки овладения определенными изобразительными операциями и манипуляциями, не только приемами создания конкретно-визуального образа, но и постигают контекст художественного явления как результата преобразования действительности в процессе самовыражения. Художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно переплетена с эстетическими представлениями о действительности, о деятельности, о человеке и о самом себе. Поэтому ей как необходимое условие предшествует обще-эстетический контекст (взаимодействие, окружение), выраженное в программе через понятия, усвоение которых поможет учащимся включиться в процесс творчества через сопричастность и сопереживание.  Программа рассчитана на 34 часа, данные часы будут реализованы в течение  33 недель.
Целью курса является общее эстетическое развитие учащихся средствами изобразительной художественно-творческой деятельности.
Цель определяет следующие задачи:
– расширение художественно-эстетического кругозора;
– приобщение к достижениям мировой художественной культуры в контексте различных видов искусства;
– освоение элементарных основ;
– создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики.

Основными задачами изобразительного искусства являются:

  1. Овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями в области декоративно-прикладного искусства;
  2. Развитие умения видеть и ценить труд художников;
  3. Развитие интереса к восприятию памятников культуры и произведений искусства в музеях, памятных местах родного города;
  4. Развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любовь к искусству.

В соответствии с базисным учебным планом реализация программы рассчитана на заданное количество часов  33-34 часа.
Практическая реализация программы предполагает наличие заданий на размышление, на усвоение цветоведения и ощущение формы, поисково-экспериментальной направленности, результатом  чего является коллективная работа, которая завершает каждый проблемный содержательный блок.      Важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одаренности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. У одаренных детей четко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности - это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нем жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознания. Таким образом, одаренным детям  на уроках искусства предлагаются различные методы и формы для развития творческих и интеллектуальных способностей:

1.частично – поисковая:  (рефераты, сбор информации о выдающихся деятелях искусства и традициях культуры разных стран);                                                                                                                                                                                                                                          2. разно-уровневые, творческие задания (тесты, карточки и т.д.);                                                                                                                          3. консультирование по возникшей проблеме;                                                                                                                                                                                           4. игры;                                                                                                                                                                                                                                      5. участие в различных выставках (школьного и городского уровня.  

 

 Изо  1 класс  (УДД)

Название разделов и тем

Кол-во часов

Вид контроля

Планируемые результаты освоения учебного процесса

Предметные умения

УДД (формирование познавательных, коммуникативных и результативных действий

1

Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения.

9

     Урок- путешествие по пройденной теме

Знакомство с учебным предметом» Изобразительное искусство, знакомство с правилами работы на уроках, знакомство с понятием «форма», овладение первичными навыками изображения на плоскости использовать пятно, линию как главное средство изображения, развивать умение пользоваться красками и получать новые цвета при их смешивании.

 Р-  формирование смысла  инструкций учителя, последовательности действий при освоении учебной деятельности, оценивание результатов своих действий под руководством учителя, нахождения нескольких вариантов  решения поставленной задачи, определение последовательности этапов своей деятельности, осуществление  поиска дополнительной  информации

 П-   принятия несложных решений при выполнении  практической деятельности, подборе необходимых материалов,  умения проводить аналогии, соблюдать пропорциональность, симметрию при выполнении задания, формировать представления  о практическом использовании приобретенных навыков.

К-    формировать умение работать в парах, группах, делиться своими наблюдениями,  понимать и принимать мнения одноклассников и учителя, находить компромиссные решения.

Формировать умение излагать свое мнение, анализировать свою работу, проявлять инициативу в коллективной творческой работе

2

Знакомство с Мастером Украшения.

7

Дидактические игры на пройденную тему

Развивать наблюдательность, творческое воображение, учить видеть красоту разнообразных поверхностей, знакомство  с мастером украшения, развивать декоративное чувство при рассматривании цвета и фактуры материала, при совмещении материалов, знакомство с разнообразными орнаментами.

3

Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки.

9

Выставка детских работ

Знакомство с архитектурой и дизайном, дать представление  о соотношении внешнего вида и внутренней конструкции дома, уточнить понятия «снаружи» и «внутри», развивать конструктивную фантазию. Формировать первичные умения видеть конструкцию предмета.

4

Изображение, украшение, постройка  всегда помогают друг другу.

9

Выставка рисунков детей.

Развивать наблюдательность при изучении природных форм, формировать умение рисовать объекты природы и их украшения, знакомство с творчеством отечественных художников, формировать  изобразительные навыки и творческое воображение при изображении сказочного мира.

1 класс

№  урока

Дата планируемая

Дата  факти

ческая

Наименование тем

Кол- во часов

Вид контроля

Учебно - лабораторное и наглядное оборудование

1

03.09

Все дети любят рисовать

1

Детские работы, весёлые детские песни

2

10.09

Изображения всюду вокруг нас

1

Керамические изделия, ткань с узорами.

3

17.09

Мастер Изображения учит видеть

1

Иллюстрация «Осенний пейзаж»

4

24.09

Изображать можно пятном

1

Фотографии животных.

5

01.10

Изображать можно линией

1

Фотографии пейзажа, образцы графики.

6

08.10

Штрих – это короткая линия

1

Графические работы художников

7

15.10

«Разноцветный коврик»

1

Стихи об  осени, грустная музыка.

8

22.10

Изображать можно и то, что невидимо.

1

Выставка работ

Записи мелодий:  грустные и радостные.

9

29.10

Художник и зрители

1

10

«Мир полон украшений»

1

Фотографии цветов

11

«Красоту надо уметь замечать».

1

Стихи, загадки о природе.

12

«Узоры на крыльях»

1

Презентация

13

«Красивые рыбы»

1

Иллюстрации с изображением рыб

14

«Украшения птиц»

1

Иллюстрации с изображением птиц

15

Узоры, которые создали люди.

1

Тестирование

Мотивы различных орнаментов

16

Как украшает себя человек

1

Иллюстрации с персонажами сказочных героев

17

Рисование сказочного домика

1

Фотографии архитектурных построек.

18

Домик для сказочного животного.

1

Картинки жилищ сказочных героев

19

Сказочный домик в форме фруктов.

1

 

20

Всё имеет свою форму. Конструктор

1

Набор геометрических фигур

21

Постройка предметов.

1

Фотографии архитектурных построек.

22

«Дом снаружи и внутри».

1

Фотографии с видом дома снаружи и внутри.

23

«Домики, которые построила природа»

1

Фотографии природных домиков

24

«Город, в котором мы живём»

1

Фотографии нашего города

25

«Город, в котором мы живём»  (в цвете)

1

Выставка работ

Фотографии  нашего города

26

Мастер Украшения  и Постройки помогает сделать праздник»                 

1

27

«Праздник весны»  

1

Произведения  видов искусства.

28

Разноцветные жуки.  «Божья коровка»

1

Фотографии  насекомых

29

«Сказочная страна»

1

Иллюстрации к сказкам

30

Экскурсия в природу.

1

31

«Здравствуй, лето!»

1

Презентация

32

Образ лета в творчестве художников.

1

Выставка рисунков

Произведения художников о лете.

33

Искусствоведческая викторина

1

34

Закрепление пройденного материала

Используемая литература

Изобразительное искусство.  Поурочные планы  1 класс, по программе Б.М.Неменского. издательство  «Учитель»  2007г.-119ст.

Методика организации уроков коллективного творчества: Планы и сценарии уроков изобразительного искусства. – М. Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – 176с. 16с.ил. (Библиотека учителя изобразительной деятельности)

Учитесь рисовать пейзаж/ Пер. с англ. Н.В. Кремко;  худ. обл. М.В. Драко- Мн.: ООО «Попурри», 2002 – 48с.: ил. – (Серия «Учитесь рисовать»);

Рисунок и живопись: Практическое пособие.- М.: Высшая шк., 1992. -270с.: ил

 Самоучитель по рисованию гуашью. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 80 с., ил. – (Классическая библиотека художника). Кирцер Ю.М.

2 класс

Пояснительная записка

Программа по изобразительной деятельности под редакцией  Б.М. Неменского издательство  «Учитель»  2005г.,   направлена на формирование духовной культуры средствами художественно-творческой изобразительной деятельности, которая дает возможность не только отстраненно воспринимать духовную культуру, но и непосредственно участвовать в ее созидании на основе эмоционального и интеллектуального включения в создание визуального образа мира.
Программа адресована учащимся 2-го классов. Ее содержание полностью соотносится с требованиями Государственных образовательных стандартов общего образования и уровнем образовательной программы в соответствии с учебным планом школы.
 В соответствии с ФГОС в программе представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные,  познавательные, коммуникативные.
Программа строится по содержательным блокам, охватывающим как обще-познавательный компонент, так и непосредственно художественно - деятельностный. В процессе освоения программы учащиеся получают не только навыки овладения определенными изобразительными операциями и манипуляциями, не только приемами создания конкретно-визуального образа, но и постигают контекст художественного явления как результата преобразования действительности в процессе самовыражения. Художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно переплетена с эстетическими представлениям о действительности, о деятельности, о человеке и о самом себе. Поэтому ей как необходимое условие предшествует обще-эстетический контекст (взаимодействие, окружение), выраженное в программе через понятия, усвоение которых поможет учащимся включиться в процесс творчества через сопричастность и сопереживание.  Программа рассчитана на 34- 35 часов, данные часы будут реализованы в течение  35 недель.
Целью курса является обще-эстетическое развитие учащихся средствами изобразительной художественно-творческой деятельности.
Цель определяет следующие задачи:
– расширение художественно-эстетического кругозора;
– приобщение к достижениям мировой художественной культуры в контексте различных видов искусства;
– освоение элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению;
– создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики;
– воспитание зрительской культуры.

Основными задачами изобразительного искусства являются:

  1. Овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями в области декоративно-прикладного искусства;
  2. Развитие умения видеть и ценить труд художников;
  3. Развитие интереса к восприятию памятников культуры и произведений искусства в музеях, памятных местах родного города;
  4. Развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любовь к искусству.

В соответствии с базисным учебным планом реализация программы рассчитана на заданное количество часов 34часа.
Практическая реализация программы предполагает наличие заданий на размышление, на усвоение цветоведения и ощущение формы, поисково-экспериментальной направленности, результатом чего является коллективная работа, которая завершает каждый проблемный содержательный блок.      Важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одаренности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. У одаренных детей четко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности - это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нем жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознания. Таким образом, одаренным детям  на уроках искусства предлагаются различные методы и формы для развития творческих и интеллектуальных способностей:

1.частично – поисковая  (рефераты, сбор информации о выдающихся деятелях искусства и традициях культуры разных стран);                                                                                                                                                                                                                                      2. разно-уровневые, творческие задания (тесты, карточки и т.д.);                                                                                                                       3. консультирование по возникшей проблеме;                                                                                                                                                             4. объединения дополнительного образования;                                                                                                                                                           5. игры;                                                                                                                                                                                                                                      6. участие в различных выставках (школьного и городского уровня)


                                     

Название разделов и тем

Кол-во часов

Вид контроля

Планируемые результаты освоения учебного процесса

Предметные умения

УДД (формирование познавательных, коммуникативных и результативных действий

1

«Как  и чем работают художники»

9

Выставка работ

Формирование у школьников ценностных ориентиров в области искусства, воспитание уважительного отношения к творчеству как к своему, так и других людей,  формирование духовных и эстетических потребностей

Овладение различными приемами и техниками изобразительной деятельности,  развитие самостоятельности в поиске решения изобразительных задач,

воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

иметь представление о видах изобразительного искусства (архитектура, скульптура, живопись, графика);

 Понимать и уметь объяснить что такое скульптура,  силуэт, музей, картинная галерея, эскиз, набросок, светотень, штриховка, теплые, холодные цвета, графика, знать какие орнаменты бывают, знать несколько художников и их картины

 

Р- проговаривать последовательность действий

на уроке, учиться работать по предложенному учителем плану, учиться совместно с учителем и учениками  давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

П- добывать новые знания, используя дополнительные источники, перерабатывать полученную информацию, сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства  (по жанрам, по технике и т. д.), самостоятельно выполнять творческие задания.

К- уметь донести свою позицию до собеседника, уметь слушать и понимать высказывания собеседника, учиться согласованно работать в парах,  в группе.

.

2

«Реальность и фантазия»

7

Тестирование по пройденной теме

3

«О чем говорит искусство»

9

Выставка работ

4

«Как говорит искусство»

9

2 класс

№  урока

Дата прове

дения

Дата  факти

чески

Наименование тем

Кол- во часов

Вид контроля

Учебно - лабораторное и наглядное оборудование

 1

«Цветочная поляна».

1

Ф. Толстой «Букет цветов, бабочек и птичек»

2

«Радуга на грозовом небе»

1

Ф. Васильев «Перед грозой», И. Айвазовский «Девятый вал»

3

«Осенний лес»

1

И. Левитан «Осень»

4

«Коврик из листьев»

1

И. Хруцкий Цветы и плоды»

5

Графика зимнего леса.

1

Таблица «Как растут деревья»

6

Звери в лесу. Лиса.

1

Презентация

7

Звери в лесу. Медведь.

1

Методическая таблица

8

«Игровая площадка»

1

Выставка работ

Иллюстрации произведений архитектуры

9

 «Игровая площадка» (в цвете)

1

Иллюстрации произведений архитектуры

10

«Наши друзья: птицы»  Петух.

1

Иллюстрации Е. Чарушина

11

«Сказочная птица».

1

Репродукция картины  М. Врубеля «Царевна – лебедь»

12

«Узоры паутины»»

1

Фотографии паутины с каплями росы.

13

«Обитатели подводного мира»  (в карандаше)

1

Презентация

14

«Обитатели подводного мира».   ( в цвете)

1

Фотографии обитателей подводного мира

15

«Кружевные узоры»

1

Вологодские кружева

16

Постройка и фантазия.

1

Выставка работ

Фотографии домиков улитки, черепах, соты пчёл.

17

«Четвероногий друг».

1

Презентация

18

Сказочный мужской образ.

1

В. Васнецов  «Царь Иван Васильевич Грозный», «Богатыри»

19

Женский образ русских сказок.

1

В.Васнецов «Алёнушка», М. Врубель «Царевна – лебедь»

20

Образ сказочного героя.

1

Слайды скульптурных произведений.

21

Природа в разных состояниях.

1

Презентация

22

Выражение характера человека через украшения.

1

Фотографии старинной русской одежды.

23

«Морские узоры»

1

Фотографии морозных узоров

24

«Морской бой царя Салтана и пиратов»

1

Репродукции картин И. Билибина к сказкам

25

«Морской бой царя Салтана и пиратов» ( в цвете)

Репродукции картин И. Билибина к сказкам

26

«Замок Снежной королевы» домик для сказочных героев.

Выставка работ

Презентация

27

«Огонь в ночи».

1

Методические таблицы

28

Цвет как средство выражения: «тихие» и «звонкие» цвета.

1

Слайды весенней земли, грозового неба.

29

Графические упражнения. Характер линий.

1

Графическое изображение весеннего пейзажа.

30

«Дерево». Линия, как средство выражения.

1

Фотографии деревьев

31

«Птицы». Ритм пятен.

1

Фотографии птиц

32

«Поляна цветов»

1

Динамическая таблица «ближе», «дальше»

33

«Весна идет»

1

Слайды веток, букеты веток цветущих деревьев.

34

«Экзамен  художника Тюбика». Искусствоведческая викторина.

1

Выставка работ

Репродукции работ художников

Используемая литература

Изобразительное искусство.  Поурочные планы  2 класс, по программе Б.М.Неменского. издательство  «Учитель»  2007г.-171ст.

Методика организации уроков коллективного творчества: Планы и сценарии уроков изобразительного искусства. – М. Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – 176с. 16с.ил. (Библиотека учителя изобразительной деятельности)

Учитесь рисовать пейзаж/ Пер. с англ. Н.В. Кремко;  худ. обл. М.В. Драко- Мн.: ООО «Попурри», 2002 – 48с.: ил. – (Серия «Учитесь рисовать»);

Рисунок и живопись: Практическое пособие.- М.: Высшая шк., 1992. -270с.: ил

 Самоучитель по рисованию гуашью. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 80 с., ил. – (Классическая библиотека художника). Кирцер Ю.М.

3класс

Пояснительная записка

Программа по изобразительной деятельности под редакцией  Б.М. Неменского издательство  «Учитель»  2005г.,  направлена на формирование духовной культуры средствами художественно-творческой изобразительной деятельности, которая дает возможность не только отстраненно воспринимать духовную культуру, но и непосредственно участвовать в ее созидании на основе эмоционального и интеллектуального включения в создание визуального образа мира.
Программа адресована учащимся 3-го классов. Ее содержание полностью соотносится с требованиями Государственных образовательных стандартов общего образования и уровнем образовательной программы  в  соответствии с учебным планом школы.
 В соответствии с ФГОС в программе представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные,  познавательные, коммуникативные
Программа строится по содержательным блокам, охватывающим как общепознавательный компонент, так и непосредственно художественно - деятельностный. В процессе освоения программы учащиеся получают не только навыки овладения определенными изобразительными операциями и манипуляциями, не только приемами создания конкретно-визуального образа, но и постигают контекст художественного явления как результата преобразования действительности в процессе самовыражения. Художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно переплетена с эстетическими представлениям о действительности, о деятельности, о человеке и о самом себе. Поэтому ей как необходимое условие предшествует общеэстетический контекст (взаимодействие, окружение), выраженное в программе через понятия, усвоение которых поможет учащимся включиться в процесс творчества через сопричастность и сопереживание. . Программа рассчитана на 34- 35 часов, данные часы будут реализованы в течение  35 недель.
Целью курса является общеэстетическое развитие учащихся средствами изобразительной художественно-творческой деятельности.
Цель определяет следующие задачи:
– расширение художественно-эстетического кругозора;
– приобщение к достижениям мировой художественной культуры в контексте различных видов искусства;
– освоение элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению;
– создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики;
– воспитание зрительской культуры.

Основными задачами изобразительного искусства являются:

  1. Овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями в области декоративно-прикладного искусства;
  2. Развитие умения видеть и ценить труд художников;
  3. Развитие интереса к восприятию памятников культуры и произведений искусства в музеях, памятных местах родного города;
  4. Развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любовь к искусству.

В соответствии с базисным учебным планом реализация программы рассчитана на заданное количество часов  34 часа
Практическая реализация программы предполагает наличие заданий на размышление, на усвоение цветоведения и ощущение формы, поисково-экспериментальной направленности, результатом чего является коллективная работа, которая завершает каждый проблемный содержательный блок.      Важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одаренности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. У одаренных детей четко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности - это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нем жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознания. Таким образом, одаренным детям  на уроках искусства предлагаются различные методы и формы для развития творческих и интеллектуальных способностей:

1.частично – поисковая  (рефераты, сбор информации о выдающихся деятелях искусства и традициях культуры разных стран);                                                                                                                                                                                                                                       2. разноуровневые, творческие задания (тесты, карточки и т.д.);                                                                                                                          3. консультирование по возникшей проблеме;                                                                                                                                                                  4. объединения дополнительного образования;                                                                                                                                                      5. игры;                                                                                                                                                                                                                                    6. участие в различных выставках (школьного и городского уровня)      

3класс

Название разделов и тем

Кол-во часов

Вид контроля

Планируемые результаты освоения учебного процесса

Предметные умения

УДД (формирование познавательных, коммуникативных и результативных действий

1

«Искусство в твоем доме»

9

     Урок - путешествие по пройденной теме

Развитие понимания неразрывной связи жизни с деятельностью пластических  искусств  в повседневном окружении. Развитие эмоциональной сферы  средствами художественной выразительности  на основе синтеза

Р- Соблюдать последовательность выполнения рисунка, сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию симметрии в рисунках.

П – анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение, тональные отношения, цвет изображаемых предметов, сравнивать характерные особенности одного предмета с особенностями другого, пользоваться элементами перспективы, светотени, композиции.  Применять в рисунке выразительные средства (эффекты освещения, композиция, штриховка), добиваться образной передачи действительности.

К - вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах.

2

«Искусство на улицах города»

7

Дидактические игры на пройденную тему

Владеть элементарными приемами пространственного изображения – передавать глубину  пространства  и величины в пространстве,  чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске, изящество форм, очертаний.

3

«Художник и зрелище»

10

Выставка детских работ

Учиться передавать элементарные пропорции фигуры человека, иметь представление о творчестве художников – иллюстраторов, и знать новые термины: подлинник, репродукция, интерьер, иллюстрация  и т.д.

4

«Музеи искусств»

8

Выставка рисунков детей.

Знать отдельные произведения выдающихся художников,  основные закономерности линейной, воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, знать деление на жанры.

3класс

№  уро

ка

Дата прове

дения

Дата  факти

чески

Название разделов и тем

Кол- во часов

Вид контроля

Учебно - лабораторное и наглядное оборудование

1

Осенний вернисаж.

1

Презентация

2

Осенний вернисаж.

1

Жостовская роспись.

3

Мамин платок.

1

Стихи, загадки о цветах, платках.

4

Обои и шторы в твоём доме.

1

Методическая таблица №12

5

Твои игрушки. Дымковская роспись.

1

Презентация

6

Иллюстрация твоей книжки.

1

Детские книги разного формата.

7

Иллюстрирование русских народных  потешек.

1

Иллюстрации картин Ю. Васнецова.

8

Декоративная закладка.

1

Образцы гравюр, граттаж, монотипия.

9

Букет цветов.

1

Игра - путешествие

Фотографии цветов.

10

Декор русской избы.

1

Презентация

11

Памятники архитектуры - наследие предков.

1

Иллюстрации с изображением памятников архитектуры

12

Парки, скверы, бульвары города

1

Слайды и фотографии  с видами парков, скверов.

13

Транспорт в городе. Автобус.

1

Методические таблицы о транспорте, игрушки - модели

14

Транспорт в городе. Грузовая машина.

1

Методические таблицы о транспорте, игрушки - модели

15

Витрина продовольственного магазина.

1

Фото с примерами оформления витрин

16

Что сделал художник на улицах моего города.

1

Тестирование

17

Образ театрального героя.

1

18

Костюм для театрально героя.

1

Иллюстрации из книг о кукольном театре

19

Силуэт – загадка

1

Силуэты разных героев

20

Театр кукол

1

Фото с изображением театральных кукол

21

Театр кукол  (в цвете)

1

22

Карнавальные маски.

1

Презентация

23

Пальчиковый театр.

1

Книги о театре

24

Афиша, плакат к спектаклю

1

Презентация

25

Художник и цирк.

2

Выставка рисунков

Презентация

26

Музеи искусств. Беседа

1

Презентация

27

В музеях хранятся натюрморты.

1

И. Хруцкий «Цветы и плоды», В. Ван Гог «Подсолнухи»

28

Красота российских далей.

1

Репродукции картин с изображением пейзажа.

29

Портрет друга.

1

Методические таблицы

30

Музеи архитектуры.

1

Иллюстрации с изображением архитектуры

31

По мотивам народного творчества: керамика Гжели.

1

Презентация

32

По мотивам народного творчества: Хохлома.

1

Презентация

33

Музеи искусств. Урок - обобщение.

1

 Слайды и открытки  «Третьяковская галерея», «Эрмитаж», «Русский музей»

34

Искусствоведческая викторина

1

Игра - путешествие

Репродукции работ художников

35

Закрепление пройденного материала

1

Используемая литература.

Изобразительное искусство.  Поурочные планы  3 класс, по программе  Б.М.Неменского. издательство  «Учитель»  2007г.-207ст.

Методика организации уроков коллективного творчества: Планы и сценарии уроков изобразительного искусства. – М. Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – 176с. 16с.ил. (Библиотека учителя изобразительной деятельности)

Учитесь рисовать пейзаж/ Пер. с англ. Н.В. Кремко;  худ. обл. М.В. Драко- Мн.: ООО «Попурри», 2002 – 48с.: ил. – (Серия «Учитесь рисовать»);

Рисунок и живопись: Практическое пособие.- М.: Высшая шк., 1992. -270с.: ил

 Самоучитель по рисованию гуашью. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 80 с., ил. – (Классическая библиотека художника). Кирцер Ю.М.

4 класс

Пояснительная записка

Программа по изобразительной деятельности под редакцией  Б.М. Неменского издательство  «Учитель»  2005г., направлена на формирование духовной культуры средствами художественно-творческой изобразительной деятельности, которая дает возможность не только отстраненно воспринимать духовную культуру, но и непосредственно участвовать в ее созидании на основе эмоционального и интеллектуального включения в создание визуального образа мира.
Программа адресована учащимся 4-го классов. Ее содержание полностью соотносится с требованиями Государственных образовательных стандартов общего образования и уровнем образовательной программы в соответствии с учебным планом школы.
Программа строится по содержательным блокам, охватывающим как общепознавательный компонент, так и непосредственно художественно-деятельностный. В процессе освоения программы учащиеся получают не только навыки овладения определенными изобразительными операциями и манипуляциями, не только приемами создания конкретно-визуального образа, но и постигают контекст художественного явления как результата преобразования действительности в процессе самовыражения. Художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно переплетена с эстетическими представлениям о действительности, о деятельности, о человеке и о самом себе. Поэтому ей как необходимое условие предшествует общеэстетический контекст (взаимодействие, окружение), выраженное в программе через понятия, усвоение которых поможет учащимся включиться в процесс творчества через сопричастность и сопереживание. . Программа рассчитана на 34- 35 часов, данные часы будут реализованы в течение  35 недель.
Целью курса является общеэстетическое развитие учащихся средствами изобразительной художественно-творческой деятельности.
Цель определяет следующие задачи:
– расширение художественно-эстетического кругозора;
– приобщение к достижениям мировой художественной культуры в контексте различных видов искусства;
– освоение элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению;
– создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики;
– воспитание зрительской культуры.

Основными задачами изобразительного искусства являются:

  1. Овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями в области декоративно-прикладного искусства;
  2. Развитие умения видеть и ценить труд художников;
  3. Развитие интереса к восприятию памятников культуры и произведений искусства в музеях, памятных местах родного города;
  4. Развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любовь к искусству.

В соответствии с базисным учебным планом реализация программы рассчитана на заданное количество часов 34=35. Практическая реализация программы предполагает наличие заданий на размышление, на усвоение цветоведения и ощущение формы, поисково-экспериментальной направленности, результатом чего является коллективная работа, которая завершает каждый проблемный содержательный блок.                                                                                                

  Важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одаренности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. У одаренных детей четко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности - это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нем жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознания. Таким образом, одаренным детям  на уроках искусства предлагаются различные методы и формы для развития творческих и интеллектуальных способностей:

1.частично – поисковая  (рефераты, сбор информации о выдающихся деятелях искусства и традициях культуры разных стран);                                                                                                                                                                                                                                     2. разноуровневые, творческие задания (тесты, карточки и т.д.);                                                                                                                        3. консультирование по возникшей проблеме;                                                                                                                                                            4. объединения дополнительного образования;                                                                                                                                                         5. игры;                                                                                                                                                                                                                                      6. участие в различных выставках (школьного и городского уровня)  

   Результаты обучения и развития учащихся

К концу учебного года учащиеся должны иметь представление об эстетических понятиях: соотношение реального и ирреального в жизни и искусстве; средства художественной выразительности; единство формы и содержания. Образ как часть и целое. Ассоциации словесные, визуальные, музыкальные, литературные. По художественно-творческой изобразительной деятельности должны иметь:
– представление о взаимосвязи художественного образа и ассоциаций; о простейшем анализе художественного произведения.
                  Должны знать:
– компоненты композиции и их возможности в создании художественного образа; различные способы организации ритма в живописи, скульптуре, основные вехи жизни и творчества выдающихся художников России и региона.
             Должны уметь:
– использовать известные средства художественной выразительности в создании художественного образа (ритм, фактура, колорит, соотношения частей, композиция, светотень); создавать произведения по словесным и музыкальным ассоциациям; разрабатывать сценические эскизы для театральных постановок;
под контролем учителя реализовывать творческий замысел в создании художественного образа в единстве формы и содержания;
под контролем учителя выстраивать весь процесс выполнения задания (от замысла или анализа готового образца до практической его реализации или исполнения), выбирать оправданные замыслом материалы и техники.

4 класс

№  урока

Дата прове

дения

Дата  факти

чески

Наименование тем

Кол- во часов

Вид контроля

Учебно - лабораторное и наглядное оборудование

1

«Какого цвета Родина?» Прощание с летом.

1

И. С. Остроухов «Золотая осень», И.И. Левитан «Золотая осень»

2

Пейзаж родной земли.

1

А.К. Саврасов «Грачи прилетели», И.И. Левитан «Март»

3

Гармония жилья с природой.

1

Презентация

4

Деревня – деревянный мир.

1

Презентация

5

Образ русского человека. Русская красавица.

1

А. Венецианов «На пашне. Весна». В.А. Серов «Девушка с персиками»

6

Образ русского человека. Русский богатырь.

1

В. М. Васнецов «Алёнушка», П. Корин «Александр Невский»

7

Воспевание труда в искусстве.

1

А. Пластов «Сенокос»

8

Народные праздники.

1

Презентация

9

Обобщение по теме «Истоки родного искусства».

1

Выставка рисунков.

10

Древнерусский город - крепость.

1

И. Билибин «Сказка о царе Салтане»

11

Древние соборы.

1

. Презентация

12

Древний город и его жители.

1

Иллюстрации о Московском Кремле

13

Древнерусские воины - защитники.

1

Презентация

14

Города земли Русской. Золотое кольцо.

1

Презентация

15

Узорочье теремов.

1

Презентация

16

Праздничный пир в теремных палатах.

1

Конкурсные задания

Презентация

17

Образ японских построек.

1

Презентация

18

Красота природы в японской культуре.

1

Образы японской природы, изображенные на свитках

19

Характер одежды в японской культуре.

1

Фотографии японской женщины в национальной одежде.

20

Искусство народов гор и степей.

1

Презентация

21

Образ художественной культуры Средней Азии.

1

Фотографии мечетей, минаретов, мавзолея в Средней Азии

22

Образ красоты древнегреческого человека.

1

Презентация

23

Древнегреческая архитектура.

1

Фотографии Акрополя, Парфенона.

24

Олимпийские игры в Древней Греции

1

Древнегреческие вазы

25

Средневековая архитектура.

1

Фотографии с изображением средневековой архитектуры

26

Многообразие художественных культур в мире.

1

Чтение рефератов

Легенда о мастере города Ургенча.

27

Все народы воспевают материнство.

1

П. Пикассо «Мать и дитя», Рафаэль «Сикстинская мадонна»

28

Все народы воспевают мудрость старости.

1

Репродукция картины Леонардо да Винчи «Автопортрет»

29

Сопереживание - великая тема искусства.

1

Репродукция картины В. Перова «Тройка»

30

Герои, борцы, защитники                  

1

Презентация

31

Герои, борцы, защитники.  Завершаем работу                    

1

Фотографии памятника братьям Газдановым в Осетии

32

Юность и надежды.

1

Репродукция картины Веласкеса «Менины»

33

«Здравствуй, лето!»

1

Репродукции картин с летним пейзажем

34

Искусство народов мира.

1

Весёлые песни, музыка.

35

Искусствоведческая викторина.

1

Выставка рисунков.

Используемая литература

Изобразительное искусство.  Поурочные планы  4 класс, по программе Б.М.Неменского. издательство  «Учитель»  2007г.-251ст.

Методика организации уроков коллективного творчества: Планы и сценарии уроков изобразительного искусства. – М. Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – 176с. 16с.ил. (Библиотека учителя изобразительной деятельности)

Учитесь рисовать пейзаж/ Пер. с англ. Н.В. Кремко;  худ. обл. М.В. Драко- Мн.: ООО «Попурри», 2002 – 48с.: ил. – (Серия «Учитесь рисовать»);

Рисунок и живопись: Практическое пособие.- М.: Высшая шк., 1992. -270с.: ил

 Самоучитель по рисованию гуашью. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 80 с., ил. – (Классическая библиотека художника). Кирцер Ю.М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа УМК "Начальная школа XXI века" 2 класс

Программа разработана с учетом требований ФГОС второго поколения...

Рабочая программа УМК Начальная школа XXI века- 1 класс

Рабочая  программа  построена на основе требований Федерального  государственного  стандарта   начального общего  образования.  ...

Рабочая программа УМК Начальная школа XXI века- 1 класс

Рабочая  программа  построена на основе требований Федерального  государственного  стандарта   начального общего  образования.  ...

Рабочая программа УМК "Начальная школа XXI века", 3 класс

Рабочая программа  курса «Математика» на 2013-2014 учебный год для учащихся 3 класса ГБОУ СОШ № 281 г. Москвы разработана на основе авторской программы В.Н.Рудницкой(Сборник программ  к комп...

Рабочие программы УМК" Начальная школа xxl века " 4 класс

Рабочие программы УМК" Начальная школа xxl века " 4 класс.Русский язык; Литература; Математика;Окружающий мир; Технология; Изобразительное искусство....

Рабочие программы УМК «Начальная школа ХХI века» 2 класс

Рабочие программы составлены на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 №373 (ред. От 26.11.2010) «Об утверждении и введении в действие ...

Рабочие программы УМК «Начальная школа ХХI века» 3 класс

Рабочие программы составлены на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 №373 (ред. От 26.11.2010) «Об утверждении и введении в действие ...