Урок – мастерская изобразительного искусства по теме «Ажурные ограды»
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

Ермилова Наталья Николаевна

 

Данный урок является одним из уроков раздела «Искусство на улицах  твоего города», который направлен на формирование умений видеть и ценить красоту, созданную художниками и на формирование художественно-творческой активности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_izo_3_klass.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Вид: учебно-трудовой практикум

Цели:

Обучающие:

  • Познакомить учащихся с понятием «ажурный» как с тончайшим сцеплением орнамента, в фантазии художников;
  • Вырабатывать у учащихся алгоритм последовательной работы с планом в создании макетов оград;
  • Формировать у учащихся навыки и умения самостоятельной работы, работы с ножницами и бумагой.

Развивающие:

  • Развивать у учащихся умения видеть и ценить труд художников, создавших неповторимый облик городов;
  • Формировать художественно-творческую активность учащихся в создании макетов оград для своего посёлка, начальной школы.

Воспитательные:

  • Воспитывать и развивать у учащихся личностные компетенции;
  • Формировать у учащихся коммуникативные умения и навыки.

Задание: проект ажурной решетки или ворот, вырезание узора из сложенной цветной бумаги и вклеивание  в композицию на тему "Памятники архитектуры".

Материалы: цветная бумага, ножницы, клей, салфетки, ажурное колечко.

Зрительный ряд:  презентация, образец ажурной ограды, выполненный учителем,  детские работы на тему «Памятники архитектуры», фотографии с примерами ажурных решеток, план работы изготовления изделия.

Обрудование: мультимедиа проектор, аудиозапись.

Урок по программе под редакцией Б.М. Неменского.

Содержание и ход урока

1. Организационный момент. Готовим своё рабочее место.

2. Введение в тему урока. Просмотр презентации,  иллюстраций ажурных оград. Беседа.

- Сегодня мы после знакомства с архитектурными памятниками отправляемся на встречу с ажурными оградами - изящным искусством русских литейных дел мастеров.

- Вы, наверное, ребята встречали на улицах невзрачные, угрюмые заборы из бетонных плит или сплошных досок? Такие заборы,  населённые пункты не украшают, глаз не радуют…

-  Вам такие заборы нравятся?

(Дети отвечают по-разному, но мы приходим к выводу, что может быть это и удобно, но вот красоты нашим улицам не прибавляет)

А теперь посмотрите на ажурные ограды, которые кажутся тончайшим кружевом из металла. Такие ограды необычайно красивы, легки и изящны. Они придают особый сказочный образ тому зданию, около которого располагаются. Ажурных  оград очень много в  Санкт-Петербурге, отчего город становится ещё красивее.

(Знакомство детей с презентацией)

 - А.С.Пушкин писал: «Твоих оград узор чугунных…»

- Как бы продолжили вы?

(Детьми предлагаются разные варианты ответов на вопрос, но учитель предлагает закончить строки словами):

…Пред нашим взором вдруг возник. Педагог подводит детей к постановке темы урока. Название темы прикрепляется на доску.

3. Работа над новой темой урока.

Педагог задает ребятам новый вопрос: "Знаете ли вы, что означает слово "ажурный"?"

(Дети высказывают свои мнения).

- Говорите, это то, что в дырочках (учитель берет лист бумаги и вырезает в нем несколько отверстий). Так что же это, по-вашему, можно назвать ажурным?  Дети смеются и приходят к мнению, что нет.

- А ну-ка, взгляните на это колечко, (это может быть любое ажурное украшение). Какое оно? Можно назвать его ажурным? С чем можно его сравнить?

(Опять звучат ответы детей. Слышны разные прилагательные: красивое, нежное, резное. Кто-то из ребят сравнивает его с расписными от мороза окнами).

Работа с новыми словами.

(Педагог с ребятами дискутирует и, все приходят к выводу, что ажурный предмет - это вовсе не дырявый, а сквозной, кружевной, с тончайшими сцеплениями удивительного по красоте орнамента).

(Рассматривание ребятами кружевных фантазий, созданных художниками из металла и дерева в учебнике на с.58. Дети любуются изящной красотой надомных украшений).

- Посмотрите, как переплелись тончайшие металлические прутья в виде вьющихся растений. Они тянутся вверх, обвивают невидимые нити, цепляются друг за друга. Какие знакомые мотивы!

- Как вы думаете, кто подсказал художнику такой причудливый узор?"

(Ответы звучат разные, но учитель потихоньку приводит их к выводу, что все художники и наши "Братья-Мастера" учатся у природы).

-  Паутина, замысловатые морозы на стекле - все это и легло в основу наших ажурных резных оград.

 - Попробуйте рассмотреть крылышко стрекозы и паутинку. Как сцепились между собой тончайшие нити и жесткие перегородочки! Это сцепление и сделало хрупкие творения природы очень прочными.

Релаксация. Минутка отдыха.

(Педагог предлагает детям вспомнить игру «Путаница» и попробовать создать живой узор. Дети становятся в круг,  берутся за руки и под музыку  Карунеша «Звуки сердца» переплетаются. Ребята приходят к выводу, что плетение получилось прочным и красивым.  Своими мыслями они создали творение,  как художники).

4. Практическая часть урока. 

Педагогический показ последовательности работы.

- Сегодня на уроке мы попробуем вырезать из простого листа бумаги макет будущих оград.(Учитель сообщает образовательные цели  урока).

- Как вы думаете, что означает слово «композиция»? (Слушаются ответы детей).

- Композиция – взаимное расположение, соотношение деталей в изделии, общей картине, украшении изделия.

- Фоном вашей будущей композиции будет служить простой лист цветного картона. Лучше если картон будет матовым. Необходимо напомнить ребятам о принципе контраста: светлое на темном засияет по особому и наоборот темные цвета более солидно будут смотреться на светлом картоне. Итак, с цветом каждый из вас определился, приступаем к работе.

А.Складываем белый или цветной лист бумаги пополам в длину. Разрезаем.

Б. Делаем "гармошку" (в 3 классе все дети это умеют делать, но учителю лучше все это продемонстрировать). (В данном случае учитель использует светло-зеленую бумагу, а учащиеся синюю.)

- Обратите внимание, что необходимо оставить перемычки,  иначе конструкция распадется. (Учитель объясняет слово «перемычки» -  расстояние между разметками»

В. Вырезав наше "кружево", приклеиваем ограду на фоне архитектурного здания, нарисованного на предыдущем уроке.

Правило безопасной работы с ножницами. (Дети вспоминают о том, что нужно следить за движением ножниц во время работы, класть их кольцами к себе, при работе не держать кольцами вперёд, подавать кольцами вперёд, не оставлять их открытыми, не подносить ножницы к лицу, не играть ими в целях безопасности).

Самостоятельная работа учащихся

(Работая самостоятельно,  дети опираются на план последовательности работы. Ребята, выполнившие работу первыми, оказывают взаимопомощь одноклассникам).

Выставка детских работ.

5. Итог урока.

- Хотите, чтобы в нашем посёлке были красивые ажурные ограды и наша начальная школа была огорожена? Я думаю конечно  же, хотите! Главное вовремя рассмотреть у природы сказочные мотивы и свои фантазии воплотить в жизнь и пусть пока на эскизе!

-Можно ли назвать наш урок, «уроком – мастерской?». (Дети высказывают свои мнения и соглашаются с тем, что на уроке они были мастерами).

- Все работы интересны по-своему. В каждом эскизе есть, что-то особое. Все ребята молодцы! (Педагог выставляет оценки и благодарит детей за ту радость, которую они подарили своими работами).

6. Организация домашнего задания.

 За 2-3 минуты до конца урока происходит объяснение  дифференцированного домашнего задания: 1) вместе с родителями поискать материал о художниках, которые создают такую красоту и рассказать о прочитанном на следующем уроке, 2) сконструировать из узких полосок-колечек ажурную ограду,  3)обратить внимание на форму фонарей на улицах нашего посёлка.

Литература. 

  1. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства - М.: Просвещение, 1991.
  2. Искусство вокруг нас: Учеб. Для 3 кл. 1-4 кл.  Нач. шк. / Под ред. Неменского Б.М., - М.: Просвещение, 2006.
  3. Бондаренко А.А., Гуркова И.В. Что это? Кто это?: Толковый словарь – М.: Просвещение, 1996.
  4. Методическое пособие к учебникам по технологии. /Под ред. Лутцевой Е.А., - М.: Изд. Вентана – Граф, 2007.