Главные вкладки

    Рабочая программа по изо для 1 класса. УМК "Начальная школа XXI века"
    рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему

    Ефанова Любовь Митрофановна

    Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г)  и на основе авторской программы под редакцией Неменского Б.М., народного художника России, академика РАО, 1-4 классы «Изобразительное искусство», -М:.«Просвещение»  2011г .

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon izo.doc262.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    I. Пояснительная записка

    Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г)  и на основе авторской программы под редакцией Неменского Б.М., народного художника России, академика РАО, 1-4 классы «Изобразительное искусство», -М:.«Просвещение»  2011г .

    Рабочая программа  разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом  межпредметных  и внутрипредметных  связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.  

             Учебный предмет «Изобразительное искусство» вносит важные аспекты в развитие личности школьника и закладывает основы творчества и художественного мышления. Изобразительное искусство  способствует духовно-нравственному развитию, патриотическому и эстетическому восприятию мира, воспитанию художественного вкуса, интереса и потребности в общении с искусством, с прекрасным в жизни и в творчестве.

              Предмет «Изобразительное искусство», направлен на решение задач начального художественного образования и воспитания, на получение опыта художественно- творческой деятельности, призван оптимально организовать изучение программного материала, сохранить интерес у учащихся к предмету, обеспечить успешное усвоение обязательного минимума содержания образования по изобразительному искусству.

    Программа по изобразительному искусству  построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на рисование с натуры, по памяти и представлению.

    Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности

    В стандартах нового поколения определены цели  начального образования:

    • формирование  художественной культуры учащихся как неотъемлемой части общей культуры; духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья;

    • обеспечение планируемых результатов по освоению выпускником целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья; становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости

    • укрепление  физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия;
    • развитие ребенка как субъекта отношений с людьми, с миром и с собой, предполагающее:

    -побуждение и поддержку детских инициатив во всех видах деятельности;

    -обучение навыкам общения и сотрудничества;

    -поддержание оптимистичной самооценки и уверенности в себе;

    -расширение опыта самостоятельных выборов;

    -формирование учебной самостоятельности  (желания  и умения учиться), то есть постоянно расширять границы своих возможностей.

    В рамках общих целей начального школьного образования
    выделены следующие, более частные
     задачи начального образования:

    -создавать учебную общность учащихся и учителя, организуя совместный поиск новых способов действия, сотрудничества и понимания;

    - обеспечить сбалансированность между поисковой и исполнительской частью учебной  деятельности школьников, между совместной и индивидуальной формами работы;

    - обеспечить   полноценное   взаимодействие   игровой   и   учебно-познавательной   деятельности   в  учебном   процессе,   включать   учебно-познавательную деятельность  в ансамбль внеучебных занятий, опираясь на достижения и опыт детей.

    II. Общая характеристика предмета изобразительное искусство.

    Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

    Цели предмета

    Воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству, обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство.

    Развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.

    Освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне - их роли в жизни человека и общества.

    Овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

    Задачи предмета

    -Совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира.

    -Развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.).

    -Формирование навыков работы с различными художественными материалами.

    Изменения, внесенные в авторскую и учебную программу и их обоснование

           Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям федерального государственного стандарта начального общего образования, поэтому в программу изменений не внесено.

    III. Место предмета в учебном плане.

    Согласно плану образовательных учреждений  на изучение изобразительного искусства в 1 классе начальной школы выделяется 33 часа (1 час в неделю, 33 учебные недели).

        Предмет изобразительное искусство входит в предметную область ИСКУССТВО  в базисном учебном плане  2013-2014  учебного года

    количество учебных часов за 4 учебных года (в соответствии с учебным планом) – 136 часов

    Программа 2-4классов рассчитана на 34 часа в год (34 недели, 1 час в неделю).

    Количество часов:

     в I четверти – 8 ч

    во II четверти – 8ч                       I полугодие – 16 ч

    в III четверти- 9ч

    в IV четверти – 8ч                       II полугодие – 17 ч

    Для реализации программы используется учебно–методический комплект:

    1.  Неменская, Л. А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Неменского. -М. : Просвещение, 2011.

    2.  Неменский, Б. М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству : 1-4 классы : пособие для учителя / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева ; под ред. Б. М. Неменского. - М. : Просвещение, 2011.

    3. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство : 1-4 классы : рабочие программы / Б. М. Неменский [и др.]. - М. : Просвещение  2011 

     

    IV. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета. Ценностные ориентиры содержания курса отражены в личностных, метапредметных и предметных результатах освоения изобразительного искусства в начальной школе и имеют следующие целевые установки:

    • формирование основ гражданственности;
    • формирование психологических условий развития общения, сотрудничества;
    • развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма;
    •  развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию.
    •           развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации.    

    Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.

    Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру, его духовно-нравственное воспитание.

    Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.

    Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.

    V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета

    В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта результатами освоения образовательной программы является формирование учебной деятельности обучающегося, овладение им универсальных учебных действий (УУД): личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.

    Личностные результаты: В ценностно-эстетической сфере - эмоционально-ценностное отношение (к семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни.

    В познавательной (когнитивной) сфере - способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности. деятельности, содержание которого в обобщенном виде вынесено в отдельный блок, но в практике общего художественного образования фактически входит в каждый блок.

     В трудовой сфере - навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.

    Метапредметныв результаты:

    - умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

    -  желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

    -  активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир и др.);

    - обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;

    - формирование мотивации и умения организовывать самостоятельную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

    -  формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

    Предметные результаты:

    В познавательной сфере - понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона.

    В ценностно-эстетической сфере - умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов.

    В коммуникативной сфере - способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты.

    В трудовой сфере - умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).

    В итоге освоения программы учащиеся должны:

    -  научиться различать виды и жанры искусства,

    -  усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов;

    - приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах работы: живопись, графика, скульптура, дизайн, начало архитектуры, декоративно-прикладные и народные формы искусства;

    -  развить по возможности свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;

    - развить фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности; -  освоить выразительные возможности художественных материалов (гуашь, акварель, пастель и мелки, уголь, карандаш, пластилин, бумага для конструирования);

    -  овладеть опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобрести навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной деятельности -приобрести первичные навыки изображения предметного мира (изображение растений и животных);

    -  приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, эмоционального состояния, своего отношения в творческой деятельности и при восприятии произведения искусства и творчества своих товарищей;

    -  приобрести знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в организации форм общения людей, в создании среды жизни и предметного мира.

    VI. Содержание учебного предмета

    В основу календарно – тематического планирования уроков положен тематически – поурочный принцип: все темы уроков подчинены общей теме четверти.

    Основной формой образовательного процесса является урок. Программа предусматривает типы

    уроков:

    1. Урок – объяснение нового материала

    2 .Урок - закрепление

    3. Урок - обобщение

    4. Комбинированный урок

         5  Интегрированные уроки

    Формы организации урока: работа в парах, индивидуальная работа.

    Виды занятий: урок, практическое занятие, экскурсия.

    Общеклассные формы: урок  

    Групповые формы: групповая работа на уроке, групповые творческие задания, совместная пробно-поисковая деятельность.

    Индивидуальные формы: самостоятельная деятельность,  выполнение индивидуальных заданий

    Технологии обучения  

    - информационные технологии;

    - информационно-коммуникативные технологии;

    - игровые технологии;

    - здоровьесберегающие технологии;

    -дидактико-технологическое обеспечение учебного процесса: разноуровневые задания,  

     индивидуальный подход, учет индивидуальных особенностей обучающихся.

    - Дидактико-технологическое оснащение учебного процесса: альбомы, краски, карандаши, наглядные образцы.

    Механизмы формирования ключевых компетенций

    • учебно-познавательные – это готовность обучающегося к самостоятельной познавательной деятельности.
    • информационные – это готовность учащихся самостоятельно работать с информацией  различных источников, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию.
    • коммуникативные – это навыки работы в парах, в группах различного состава, умение представлять себя и вести дискуссии.
    • социально-трудовые и компетенции личностного самосовершенствования – это готовность осуществлять физическое, духовное и интеллектуальное саморазвитие, сознавать долг и ответственность перед семьёй и школой.
    • общекультурные – это осведомлённость учащихся в особенностях национальной и общечеловеческой культур, духовно-нравственных основах жизни человека и человечества

    1. Учимся у природы

    Наблюдение природы и природных явлений; характеристика эмоциональных состояний, которые они вызывают у человека. Различия в изображении природы в разное время года,

    в различную погоду. Пейзажи различных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы.

    Изображение птиц, деревьев, зверей: общие и характерные черты. Разнообразие в природе цвета, линий, форм, ставших основой декоративного творчества:  цветы, раскраска  бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д. Постройки в природе: птичьи гнезда,  ульи, норы, панцирь черепахи,  домик улитки и т. д.

    Ознакомление с шедеврами русского и зарубежного искусства, изображающими природу.

    Основы художественного языка. Особенности композиции при изображении природных объектов. Понятия: линия горизонта, ближе - больше, дальше - меньше, загораживание, ритм.

    Начальные представления о цвете: основные и составные, теплые и холодные цвета; смешение цветов с черными и белыми красками.

    Изучение разнообразия природных форм и их отражение в изобразительном искусстве. Связь формы и характера изображаемого объекта.

    Пропорции фигуры человека и животных.

    2. Фантастические образы в изобразительном искусстве

    Сказочные образы в искусстве. Художественное воображение и фантазия. Перенос художественных образов с одного вида искусств на другой. Получение фантастических образов путем трансформации природных форм в изобразительной деятельности.

    Основы художественного языка.

    Понятия: главное - второстепенное, большое - маленькое, плоскостная декоративная композиция. Начальные представления о цветоведении: гармония и контраст цветов; сближенная и контрастная цветовая гамма.

    3. Учимся на традициях своего народа

    Ознакомление с шедеврами русского искусства, затрагиваемые темы родной природы, русских сказок.

    4. Основы художественного языка

    Равновесие в композиции; роль ритма в эмоциональном звучании композиции. Ритм в орнаменте. Декоративно-символическая роль цвета в декоративно-прикладном искусстве. Использование пропорций и форм животного и растительного мира.

    5. Опыт художественно-творческой деятельности

    Изображение с натуры, по воображению и памяти.

    Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пятна, фактуры, материала.

    Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, подручных и природных материалов.

    Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства, участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства.

    Художественный подход к предмету позволит освоить его содержание не только технологически, но и художественно, переводя акцент с обычного умения на художественно-образное воплощение идеи.

    Учебный материал в примерной программе представлен тематическими блоками, отражающими деятельностный характер и субъективную сущность художественного образования: «Учимся у природы», «Учимся на традициях своего народа», «Приобщаемся к культуре народов мира». В каждый блок включены темы, направленные на решение задач начального художественного образования и воспитания, а также на получение опыта художественно-творческой деятельности, содержание которого в обобщенном виде вынесено в отдельный блок, но в практике общего художественного образования фактически входит в каждый блок.

    Содержание курса «Ты изображаешь, украшаешь и строишь» Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения. Изображения всюду вокруг нас. Мастер Изображения учит видеть. Изображать можно пятном. Изображать можно в объеме. Изображать можно линией. Разноцветные краски. Изображать можно и то, что невидимо. Художники и зрители (обобщение темы).

    Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения. Мир полон украшений. Красоту надо уметь замечать. Узоры, которые создали люди. Как украшает себя человек. Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).

    Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки. Постройки в нашей жизни. Дома бывают разными. Домики, которые построила природа. Дом снаружи и внутри. Строим город. Все имеет свое строение. Строим вещи. Город, в котором мы живем (обобщение темы).

    Тематическое планирование

    Основные разделы программы:

    Разделы программы

    Тема

    Кол-во часов

    Сроки проведения

    I.

    Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения

    11

    I полугодие

    II.

    Знакомство с Мастером Украшения

    8

    II четверть

    III.

    Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки

    8

    II полугодие

    IV.

    Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу

    6

    IV четверть

    VIII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

    Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);

    К – полный комплект (на каждого ученика класса);

    Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного экземпляра на двух учеников);

    П – комплект, необходимый для работы в группах ( один экземпляр на 5-6 человек)

    Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

    Количество

    Примечание

    1

    1. Учебно-методические условия.

    Неменская, Л. А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Неменского. -М. : Просвещение, 2011.

    Неменский, Б. М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству : 1-4 классы : пособие для учителя / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева ; под ред. Б. М. Неменского. - М. : Просвещение, 2010.

    Неменский, Б. М. Изобразительное искусство : 1-4 классы : рабочие программы / Б. М. Неменский [и др.]. - М.: Просвещение, 2011.

    Тетрадь: Неменская Л.А., Твоя мастерская 1класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – Москва, «Просвещение», 2012.

    Методическое пособие «Книга для учителя «Изобразительное искусство» автор Кузин В. С.

    Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» 1-4 класса авторы С.П.Ломов. Москва «Дрофа» 2012

    П

    К

    Д


    Д

    50%

    100%

    2

    Материально-технические условия.

    • Мультимедийный проектор – 1шт.
    • Компьютер – 1шт.
    • Экспозиционный экран – 1шт.
    • МФУ– 1шт.

    Д

    Д

    Д

    Д

    100%

    Оборудование класса

    • Ученические столы- 16 шт
    • Стульев – 28 шт.
    • Стол учительский с тумбой -2 шт.
    • Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.-5 шт.
    • Классная доска – 1 шт.

    К

    К

    К

    К

    Д

    100%

    Специфическое сопровождение

    Наглядные пособия:

    • Портреты русских и зарубежных художников
    • Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента
    • Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта

    • Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству
    • «Русская народная игрушка»
    • Образцы для уроков ИЗО
    • «Третьяковская галерея»
    • «Мастера Палеха»
    • «Непобедимая и легендарная наша Армия»
    • «Детям об искусстве»

    Д

    Д

    Д

    Д

    Д

    Д

    Д

    Д

    Д

    Д

    Д

    100%

    Интернет - ресурсы

    http://infourok.ru/

    http: / / www .beinsadouno. com

    http: / /www. kultur aonline. ru/ creative / articles /

    http: / /die. academic. ru

    http: / / www. nasledie-rus. Ru

    http://videouroki.net/

    Приложение

    КТП

    по изобразительному искусству


    Календарно-тематическое планирование

    Год -33 часа

    1 полугодие-16часов

    2 полугодие-17часов

    № п/п

    Дата

    Тема и тип

    урока (страницы

    учебника)

    Решаемые проблемы

    Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

    план

    факт

    Понятия

    Предметные результаты

    Универсальные учебные действия

    (УУД)

    Личностные результаты

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения

    1

    03.09

    Изображения всюду вокруг нас (постановка и решение учебной задачи; экскурсия). С. 8-11

    Каким я вижу мир? Где встречаемся с изображениями?

    Цель: выявить уровень и характер дошкольной подготовки учащихся

    Мастер Изображения. Предмет «Изобразительное искусство». Художественная мастерская

    Научится: составлять описательный рассказ; находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками

    Регулятивные: адекватно использовать речь.

    Познавательные: рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми.

    Коммуникативные: задавать вопросы, слушать собеседника, вести устный диалог

    Доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость

    2

    10.09

    Мастер Изображения учит видеть (решение учебной задачи; экскурсия). С. 14-17

    Что помогает увидеть Мастер Изображения? Цели: развивать наблюдательность и аналитические возможности глаза; формировать поэтическое видение мира

    Форма предмета. Гербарий

    Научится: видеть различия в строении деревьев, форме листьев, цвете; собирать материал для гербария

    Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм. Коммуникативные: формулировать свои затруднения

    Ценностное отношение к природному миру

    3

    17.09

    Наблюдение за природой (решение учебной задачи; экскурсия)

    Каковы объекты окружающей действительности? Цели: побуждать к наблюдению за объектами природы; проявлять любовь к природе в творчестве

    Линия горизонта

    Научится: определять линию горизонта; выявлять цветовое соотношение неба, земли; наблюдать за объектами живой и неживой природы

    Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную.

    Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности. Коммуникативные:

    проявлять активность для решения познавательных задач

    Целостный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы

    4

    24.09

    В гостях у Золотой осени. В. Поленов «Осень

    в Абрамцеве» (решение учебной задачи; экскурсия)

    Какова роль наблюдений за временными изменениями в природе?

    Цель: развивать эмоциональное отношение к природе, эстетическое восприятие окружающего мира

    Пропорция

    Научится: определять основные пропорции ,харак

    терные формы деревьев, жилых построек; обобщать наблюдения

    Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: подвести под

    понятие на основе распознавания объектов, выделять существенные признаки.

    Коммуникативные: строить монологическое высказывание

    Готовность следовать нормам природо-

    охранного поведения

    5

    01.10

    Изображать можно пятном (постановка и решение учебной задачи). С. 18-23

    Какова роль пятна в изображении?

    Цели: учить владению первичными навыками изображения на плоскости; способствовать развитию воображения и аналитических возможностей глаза

    Пятно, иллюстрация. Иллюстрации Е. Чарушина, В. Лебедева, Т. Мавриной, М. Митурича и др.

    Научится превращать произвольно сделанное краской и кистью пятно в изображение зверюшки

    Регулятивные: вносить необходимые коррективы на основе оценки сделанных ошибок. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения. Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач

    Ценностное отношение к природному миру

    6

    08.10

    Изображать можно в объеме (решение учебной задачи). С. 24-27

    Как изображать в объеме? Цели: учить видеть целостность формы; развивать воображение и аналитические возможности глаза

    Объем. Объемные изображения. Целостность формы

    Научится превращать комок пластилина в птицу или зверушку способами вытягивания и вдавливания (работа с пластилином)

    Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок.

    Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

    Коммуникативные: оказывать взаимопомощь в сотрудничестве

    Самооценка на основе критериев успешной деятельности

    7

    15.10

    Изображать можно линией (решение учебной задачи). С. 28-31

    Как изображать линией? Цели: учить изображению линий на плоскости; познакомить с повествовательными возможностями линии (линия-рассказчица)

    Линия.

    Линейные иллюстрации. Графика. Фотография

    Научится делать линией рисунок на тему «Расскажи нам о себе»

    Регулятивные: составлять план и последовательность действий. Познавательные: сочинять и рассказывать с помощью линейных изображений сюжет из своей жизни. Коммуникативные: задавать вопросы; обращаться за помощью к одноклассникам, учителю

    Понимание чувства других людей и сопереживание им

    8

    22.10

    Разноцветные краски (решение учебной задачи). С. 32-33

    Каковы разноцветные краски? Цели: учить работать красками; овладевать навыками организации рабочего места

    Краски. Гуашь.Цвет

    Научится: рисовать то, что каждая краска напоминает; радоваться общению с красками

    Регулятивные: предвосхищать результат.

    Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

    Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию

    Уважительное отношение к иному мнению

    9

    05.11

    Художник и зрители (постановка и решение учебной задачи). С.34-41

    Как формировать навык восприятия?

    Цель: формировать навык восприятия и оценки собственной художественной деятельности, а также деятельности одноклассников

    Произведение искусства. Картина. Скульптура. Цвет и краски в произведениях художников

    Научится: воспринимать произведения искусства; оценивать работы товарищей

    Регулятивные: адекватно использовать речь. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников.

    Коммуникативные: обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

    Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре разных народов

    Ты украшаешь.                            Знакомство с

    Мастером Украшения

    10

    12.11

    Мир полон украшений (постановка и решение учебной задачи). С.44-45

    Как помогает нам Мастер Украшения?

    Цели: развивать творческую фантазию, наблюдательность; учить создавать роспись цветов -заготовок, вырезанных из цветной бумаги

    Мастер Украшения. Фотографии цветов. Разнообразие форм, окраски, узорчатых деталей цветов

    Научится: видеть украшения в окружающих предметах; украшать -разрисовывать цветы-заготовки

    Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителя. Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов. Коммуникативные: формулировать свои затруднения при решении учебной задачи

    Эстетические потребности

    11

    19.11

    Красоту надо уметь замечать (решение частных задач). С.А6-А1

    Каково многообразие узоров в природе?

    Цели: развивать наблюдательность; способствовать накоплению опыта эстетических впечатлений

    Художественные материалы: гуашь, тушь, акварель и т. д.

    Научится: видеть красоту природы, многообразие узоров в природе; использовать новые художественные техники и материалы

    Регулятивные: преобразовывать познавательную задачу в практическую.

    Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Коммуникативные: проявлять активность в коллективной  работе

    Ориентированный взгляд на мир в разнообразии природы

    12

    26.11

    Узор на крыльях (решение частных задач). С. 50-53

    Как располагается узор на крыльях бабочки? Цели: развивать видение красоты окружающей природы; учить составлять фантазийный графический узор

    Симметричный узор, коллекция

    Научится: рисовать бабочку крупно, на весь лист; делать симметричный узор на крыльях, передавая узорчатую красоту

    Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи.

    Познавательные: использовать общие приемы решения задачи. Коммуникативные: обращаться за помощью к одноклассникам, учителю

    Ценностное отношение к природному миру

    13

    03.12

    Красивые рыбы (решение частных задач). С. 54-55

    Как выполняется работа в технике монотипии? Цели: познакомить с выразительными возможностями фактуры; развивать аналитические возможности глаза

    Фактура. Монотипия

    Научится: видеть красоту разнообразных поверхностей; украшать рыбок узорами чешуи в технике монотипии

    Регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи. Познавательные: подводить под понятие на основе распознания объектов.

    Коммуникативные: предлагать помощь и сотрудничество

    Эстетические чувства

    14

    10.12

    Украшение птиц (постановка учебной задачи, поиск ее решения). С.56-57

    Как делать объемную работу из бумаги разной фактуры? Цель: развивать декоративные чувства при рассматривании цвета и фактуры и при совместимости материалов

    Материал разной фактуры. Коллаж

    Научится: рассматривать птиц, обращая внимание не только на цвет, но и на форму; изображать нарядную птицу в технике объемной аппликации, коллажа

    Регулятивные: вносить необходимые дополнения и изменения в действия.

    Познавательные: создавать модели для решения задач. Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, соблюдать правила общения

    Эмоционально-нравственная отзывчивость

    15

    17.12

    Узоры, которые создали люди (поиск и открытие нового способа действия). С. 58-61

    Где мы встречаемся с орнаментами? Что они украшают? Цель: способствовать накоплению образных и эмоциональных впечатлений от орнаментов

    Орнамент. Природные и изобразительные мотивы в орнаменте

    Научится: придумывать свой орнамент; образно, свободно писать красками и кистью эскиз на листе бумаги

    Регулятивные: составлять план,

    осуществлять последовательность

    действий.

    Познавательные: ориентироваться

    в разнообразии способов решения

    задач.

    Коммуникативные: формировать

    собственную позицию

    Уважительное отношение к иному мнению

    16

    24.12

    Как украшает себя человек (контроль и коррекция знаний)

    Что могут рассказать украшения? Когда и зачем украшают себя люди? Цели: развивать зрительную память, творческую фантазию; учить изображать сказочных героев, опираясь на изображения, характерные для них

    Связь человека с украшениями. Иллюстрации с персонажами известных сказок

    Научится узнавать и изображать сказочных персонажей по свойственным им украшениям

    Регулятивные: вносить необходимые коррективы после завершения работы.

    Познавательные: подводить под понятие на основе выделения существенных признаков. Коммуникативные: строить понятные для партнера высказывания

    Эмоциональная отзывчивость

    17

    13.01

    Мастер Украшения помогает сделать праздник (рефлексия и оценивание способа действия). С. 62-65

    Какова роль украшений в новогодние праздники? Цели: познакомить с работой разными художественными материалами; развивать творческое воображение

    Художественные материалы. Новый год

    Научится создавать праздничные украшения из цветной бумаги для новогодней елки

    Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата.

    Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач.

    Коммуникативные: оказывать в сотрудничестве взаимопомощь

    Этические чувства, доброжелательность

    Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки

    18

    21.01

    Постройки в нашей жизни (постановка учебной задачи, поиск ее решения). С. 67-69

    Какие постройки нас окружают?

    Цель: формировать представления о разных типах построек, основных частей дома

    Мастер Постройки. Архитектура и дизайн

    Научится придумывать и изображать сказочный дом для себя и своих друзей или сказочные дома героев детских книг

    Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям. Коммуникативные: слушать собеседника

    Уважительное отношение к иному мнению

    19

    28.01

    Домики, которые построила природа (решение частных задач). С. 76-77

    Какими бывают природные домики?

    Цели: развивать мыслительные способности, наблюдательность; учить изображать сказочные домики в форме овощей, фруктов и т. п.

    Постройки в природе: птичьи гнезда, раковины и др.

    Научится: видеть домики в любом предмете; изображать сказочные домики в форме различных предметов

    Регулятивные: устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. Познавательные: осуществлять сбор информации. Коммуникативные: формулировать свои затруднения; обращаться за помощью к одноклассникам

    Готовность следовать нормам природоохранного поведения

    20

    04.02

    Дом снаружи и внутри (решение частных задач). С. 78-79

    Каково предназначение дома? Цели: проанализировать устройство дома снаружи и внутри; развивать творческое воображение; учить изображать фантазийные дома

    Понятия: «внутри» и «снаружи». Внешний вид дома

    Научится изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, бытовых предметов и др.), их вид снаружи и

    внутри внутри внутри внутри

    Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей.

    Познавательные: оценивать результат деятельности. Коммуникативные: проявлять активность в решении познавательных задач

    Самооценка работы

    21

    11.02

    Строим город (решение частных задач). С. 80-83

    Какова роль архитекторов? Цели: развивать фантазию и наблюдательность; учить рассматривать реальные здания разных форм

    Архитектура. Архитектор. Художник-архитектор

    Научится строить домик путем складывания бумажного цилиндра, его сгибания и добавления необходимых частей

    Регулятивные: стабилизировать эмоциональное состояние. Познавательные: узнавать, называть объекты окружающей действительности.

    Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль

    Навыки сотрудничества

    22

    25.02

    Все имеет свое строение (решение частных задач). С. 84-85

    Каково значение конструкций?

    Цели: формировать умение видеть конструкцию; развивать наблюдательность и аналитические способности глаза

    Конструкция (построение) предмета

    Научится создавать из простых геометрических форм изображения животных в технике аппли

    кации

    Регулятивные: определять последовательность действий. Познавательные: использовать знаково-символические средства для решения задачи. Коммуникативные: обращаться за помощью к учителю, одноклассникам

    Уважительное отношение к иному мнению

    23

    04.03

    Постройка предметов (решение частных задач). С. 86-87

    Как наши вещи становятся красивыми и удобными? Цели: развивать конструктивное изображение и навыки постройки из бумаги; познакомить с работой дизайнера

    Дизайнер. Предметы дизайна

    Научится конструировать из бумаги упаковки и украшать их, производя правильных порядок учебных дейстзий

    Регулятивные: концентрировать волю.

    Познавательные: использовать общие приемы решения задач. Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

    Эстетические потребности

    24-25

    11.03

    18.03

    Совместная работа трех Братьев-Мастеров  (экскурсия; контроль

    и оценка знаний). С. 88-89

    Какова архитектура родного

    города?

    Цель: развивать интерес

    к наблюдению реальных построек, рассмотрению улиц с позиции творчества Мастера Постройки

    Памятники архитектуры. Образ города

    Научится: создавать работу по впечатлению

    после экскурсии; описывать архитектурные впечатления

    Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

    использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

    Коммуникативные: формировать собственное мнение

    Уважительное отношение к культуре,

    доброжелательность

    Изображение, Украшение и Постройка всегда помогают друг другу

    26

    08.04

    Совместная работа трех Братьев-Мастеров (постановка и решение учебной задачи). С. 91-93

    Каким видят мир художники и зрители?

    Цели: показать работу трех Братьев-Мастеров; воспитывать интерес к произведениям искусства

    Изображение.

    Украшение.

    Постройка

    Научится смотреть и обсуждать рисунки, скульптуры, выделяя в них работу каждого из Мастеров

    Регулятивные: адекватно использовать речь.

    Познавательные: различать три вида художественной деятельности. Коммуникативные: строить монологичное высказывание

    Уважительное отношение к иному мнению

    27-28

    15.04

    Сказочная страна. Создание панно (решение частных задач). С. 98-99

    Как Мастера помогают видеть мир сказки и воссоздавать его?

    Цели: воспитывать положительные эмоции от встречи с героями сказок; развивать фантазию

    Иллюстрация. Панно

    Научится: создавать изображение на заданную тему; самостоятельно подбирать материал для работы

    Регулятивные: предвосхищать результат.

    Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач.

    Коммуникативные: предлагать помощь

    Готовность следовать нормам природоохранного поведения

    29

    22.04

    Разноцветные жуки (решение частных задач). С. 96-97

    Насколько велик мир? Цели: воспитывать эмоциональную отзывчивость; развивать наблюдательность при изучении природных форм

    Коллективная работа

    Научится: создавать коллективную работу; определять, что в работе было постройкой, украшением, изображением

    Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

    Коммуникативные: договариваться о распределении функций в совместной деятельности

    Самооценка работы

    30

    29.04

    Весенний день (решение частных задач)

    Каковы изменения в природе в разное время года? Цели: воспитывать любовь к природе; формировать поэтическое видение мира

    Пейзаж. Настроение в рисунке

    Научится: выявлять изменения в природе с приходом весны; изображать пейзаж на заданную тему

    Регулятивные: вносить необходимые дополнения и изменения. Познавательные: называть явления окружающей действительности. Коммуникативные: ставить вопросы по данной проблеме

    Навыки сотрудничества

    31

    06.05

    Урок любования. Умение видеть (решение частных задач; экскурсия)

    Что помогают увидеть в природе Мастера Украшения, Изображения и Постройки? Цель: развивать наблюдательность, бережное отношение к природе

    Понятия: «живая природа», «неживая природа»

    Научится наблюдать за живой природой с точки зрения трех Братьев-Мастеров

    Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную.

    Познавательные: осуществлять анализ информации. Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

    Уважительное отношение к иному мнению

    32

    13.05

    Времена года (решение частных задач). С. 100-101

    Как выглядят «красавицы» -осень, зима, весна, лето? Цель: развивать фантазию, творческое воображение

    Панно. Объем

    Научится: самостоятельно выделять этапы работы; определять художественные задачи и художественные средства

    Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей.

    Познавательные: контролировать процесс деятельности. Коммуникативные: аргументировать свою позицию

    Эстетические потребности

    33

    20.05

    Сказочная птица на ветке с золотыми яблоками (контроль и коррекция знаний). С. 94-95

    Какие виды художественной деятельности использованы в работе?

    Цели: воспитывать интерес к изображению сказочных персонажей; развивать наумение работать гуашью

    Понятия: «теплые цвета» и «холодные цвета»

    Научится: вполнять работу, используя краски теплых оттенков; определять изобразительную и декоративную деятельность

    Регулятивные: устанавливать сответствие полученного результата поставленной цели. Познавательные: выделять группы существенных признаков объектов.

    Коммуникативные: обращаться за помощью к одноклассникам в процессе работы

    Уважительное

    отношение к культуре

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по математике 1 класс("Начальная школа ХХI века")

    Рабочая программа составлена на основе ФГОС НОО второго поколенияв соответствии с программой «Математика» – концепция УМК «Начальная школа XXI века», руководитель проекта Н. Ф. Виноградова, с учебнико...

    Рабочая программа по математике 4 класс "Начальная школа XXI века"

    Примерная рабочая программа  для  4  класса  разработана на основе федерального  государственного  стандарта  начального   общего...

    Рабочая программа по математике 2 класс.УМК "Школа ХХI века"

    Программа содержит тематическое планирование по математике для 2 класса, по УМК "Школа ХХI века", пояснительную записку и критерии оценивания ЗУН учащихся 2 класса....

    Рабочая программа по математике 2 класс.УМК "Школа ХХI века"

    Программа содержит тематическое планирование по математике для 2 класса, по УМК "Школа ХХI века", пояснительную записку и критерии оценивания ЗУН учащихся 2 класса....

    Рабочая программа по технологии 1 класс УМК "Школа XXI века"

    Данный материал содержит пояснительную записку, тематическое планирование с учётом ФГОС второго поколения....