Изобразительное искусство
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

Дугарова Цыпылма Дашинимаевна

Урок по изобразительному искусству по теме "Декоративная работа.Эскиз сундука и роспись готового изделия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-izo_4_kl.doc798.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок: Изобразительное искусство

Класс: 4

Тема урока: Эскиз сундука и роспись готового изделия. Декоративная работа.

Цель урока: создание моделей  национального сундука

 Задачи

обучения:- различать основные элементы  декоративно- прикладного искусства

                 - творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи

                 - дать представления о бурятском орнаменте

                 - использовать цветовой контраст  и гармонию цветовых оттенков

развития:- развивать творческие способности детей,

                   пространственное мышление

воспитания:- воспитывать эмоциональную разрядку, товарищеские отношения в классе,                                            

                    творческое восприятие жизни.

                                       Характеристика класса.

 В классе 11 учащихся, из них 7 мальчиков и 4 девочки.

 Социально-неблагополучных семей -60%.

По типу репрезентативной системы класс можно разделить на визуалов-45%, аудиалов-28% и кинестетиков-27%.

                                              Мотивация учения

Уро-вень

          Тип

    отношения

      к учению    

                          Мотивы

              (ради чего учится)

               Цели

     (какие цели ставит и                     реализует в учении)

           Эмоции  

 (как переживает                 учению ученик)

 1

Отрицательное

отношение

Индивидуалистический мотив. Отсутствие интереса  к процессу и содержанию учения.

                  1 ученик

Отвлечения на уроках. Неумение возобновить работу после отвлечения

          1 ученик

Ученик обидчив, избегание вопросов учителя.

       2 ученика

  2

Нейтральное отношение

Неустойчивый мотив интереса к внешним результатам учения.

                   1 ученик

Уход от трудностей.

         

           2 ученика

Неустойчивость эмоции Неуверенность

        2 ученика

  3

Положительное (познавательное, осознанное) отношение

Учебно- познавательный мотив- способ добывания знании. Мотив + цель = действия.

                 

                   4 ученика

Понимание связи резуль-

тата со своими возмож- ностями. Постановка цели с учета субъективной вероятности успеха, рас-ход времени и сил. Оценка

             4 ученика

Положительные эмо-ции  от поиска раз-ных способов решения. Временная неудовлет-воренность при реше-нии трудной задачи.

          4 ученика  

 4

Положительное ( личностное,

ответственное) отношение

Способы сотрудничества с другим человеком. Мотивы ответственности

                 

                 

                     5 учеников

Достижения и реализация всех видов цели и доведение работы до её завершения. Объяснение своих успехов и неудач.

           

            4 ученика

Положительные эмоции к ходу и результатам учения. Гордость и оптимистический настрой.

         3 ученика

                                               Умение учиться

Уро-

вень

      Тип

 отношения

  к учению

                                          Обученность

                              (как умеет учиться школьник)

     Обучаемость

(как  может учиться    

     школьник)

               Знания

     Учебная деятельность

  1

Отрицательное отношение

Знания о фактах.

                   

            1 ученик

  Учебная деятельность не сформирована.Низкая самооценка

                  1 ученик

Неумение переносить  знания в новые усло-

вия     2 ученика

  2

Нейтральное отношение

Узнаваниеи воспроизведение готовых знаний

             2 ученика

Выполнение отдельных учебных

действий по шаблону и по образ-цу             4 ученика

Пассивность в новых

условиях.

           2 ученика

  3

Положительное

(познавательное,

осознанное)

отношение

Применение знаний в знако-мых условиях. Репродуктивный уровень ус-

воения. 4 ученика

Самостоятельная постановка учебных задач. Адекватная самооценка.

                  3 ученика

Восприимчивость к усвоению способов учебной работы.

           3 ученика

  4

Положительное

(личностное,

ответственное)

отношение

Оценивание как наличие своих личностных суждений.

             4 ученика

Использование результатов учения в практике.

                  3  ученика

Готовность к сотрудничеству с другим человеком.

           4 ученика

Развивающая среда : альбомный лист, гуашь, воско - масляные краски, кисти, образцы городецкой, хохломской, гжельской, жостовской росписи, блюдце- палитра, книги- раскраски, тряпочки, сундучки( 2 шт.), фотографии бурятских сундуков, книга «Бурятский орнамент в творчестве Лубсана Доржиева»

Предварительная работа: сбор информации о росписи мастеров Гжели, Хохломы, Жостово, Городца, образцы сундучков.    

                                     

                                              Проектирование урока.

I. Вводно – мотивационный  этап.

Загадка: У двух матерей

                По пять сыновей

                Все на одно имя. (Пальцы рук)

1.Беседа- путешествие с опорой на выставку.

Рассматривание цветочной росписи Жостова, Городца, Гжели, Хохломы. Общее и разное. Какие бывают росписи?

     

                                           

                                              Хохломская роспись

С именем  старинного торгового села в Горьковской области ( Горький ныне- Нижний Новгород) связано название росписи деревянной посуды и мебели. Выточенная на токарном станке или вырезанная ножом из липы и березы вещь тщательно покрывается слоем жидкой глины («вапы»). Просушенная  « повапленная » вещь многократно покрывается олифой, красится серебристым алюминиевым порошком, по которому затем наносится роспись масляными красками, главным образом черной и красной, как наиболее жаростойкими. Расписанную вещь несколько раз олифят и сушат в печи, после чего серебро дает золотистый оттенок, а красные узоры еще больше пламенеют на золотом и черном фоне, поэтому Хохлому называют « золотой» и « пламенной».

  Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент, составленный из небольшого числа мотивов, называемых «травкой »,  «яблочком » , «ягодкой », « виноградом »,  « листком »,  « древком »,  « кудриной ».

                         

                                           

                                                                                                                                                                 

                                           

                                          Городецкая роспись

 В той же Горьковской области широко известен и другой центр художественной росписи - город Городец. Промысел возник в середине XIX века в городецких  деревнях Курцево, Косково, Хлебаиха. В наше время Городецкие мастера, сохраняя традиционные формы росписи, создают новые типы композиции и мотивов, которыми украшают детские столики, стульчики, табуреты- сундучки, кони- качалки, декоративные панно в виде прямоугольных пластин и круглых тарелок. Росписи выполняются клеевыми красками      ( темпера, гуашь). Сначала готовит цветной фон (часто желтый), на него наносят главные фигуры, букеты, гирлянды, венки в виде крупных цветовых пятен, красиво согласованных по тону и цвету, применяя при этом яркие красные, розовые, синие, голубые и зеленые цвета.

      Характерны изображения барынь, кавалеров, чаепитий, птиц, гуляний, всадников,       « розанов», « купавок», « яблок», оживленных белыми штрихами и точками  ( оживкой), обведенных белой и черной краской. Звучные цвета, гармоничные сочетания, пышные букеты, сказочные птицы- все яркое выражает красоту природы и радость жизни.

                             

                                             Жостовская роспись

Неподалеку от Москвы в начале XIX века в старинных деревнях Жостово, Осташково, Новосильцево и других возник промысел расписных лаковых подносов.

      Производственный процесс начинается с вырубки из железного листа заготовки нужного размера. Затем штамповкой на мощном прессе  заготовке придают одну из 26 принятых на фабрике форм: круглую, овальную, овальную- фигурную, овальную- крылатую, готическую, прямоугольную( « сибирскую» ), « гитарную», восьмигранную или другую. Острые края формы подгибают и переходят к грунтовке, шпаклевке, просушке, шлифовке, окраске черной краской и лакировке.

      Жостовская  роспись состоит из цветочных композиции, состоящих из любимых жостовскими художниками пышных роз, тюльпанов, астр, георгинов, пионов, маков, колокольчиков, васильков, незабудок, ромашек. Сделанная роспись должна хорошо вписываться в форму подноса и подчеркивать его особенности. Как правило, роспись дополняется золотой орнаментальной рамкой вдоль бортика, составленной из элементов, называемых елочкой, травкой, лентой, рюшечками, дождичком и др.

      В росписи есть определенные этапы с характерными названиями: замалевок, тенешка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка. Поднос украшается рамкой, лакируется, полируется или, как говорят жостовские мастера, « обделывается», « открывается». Поднос становится материально полезной вещью, украшением на столе и картинкой на стене.

                                       

                                           Гжельская роспись

 Гжель - древнее село, расположенное в Раменском районе Московской области. Свое название, как полагают, оно получило от слов «гжель», «жечь», выражавших  важную сторону промысла. Здесь в местах богатых  высококачественными глинами, издревле занимались созданием гончарной посуды и игрушек, которые всегда назывались гжелью. Искусство гжельских мастеров уже в XYIII веке достигло высокого расцвета.

       Роспись наносят на поверхность обожженного изделия свободной кистью керамической краской, главным образом, синим кобальтом. Широкой полосой или букетом выделяется тулово, края горла, дна и ручек. Узор всегда связывается с формой, подчеркивает ее особенности и целостность.

       Основными мотивами росписи стали травка, злаки, птицы, полевые и садовые цветы- розы, астры, гвоздики, формы которых перерабатываются и становятся довольно условными, но живописными и декоративными. Разнообразны и технические приемы работы: то всей кистью, обильно насыщенной краской, то поворотом кисти получают  «мазок с тенями», то концом кисти наносят жилки, штриховку, усики.

        Часто темно-синий цвет росписи обогащается блеском тонких золотых линий и штрихов, которые изображают жилки, контуры листьев и цветов. Если белую поверхность изделия целиком окрашивают кобальтом (синим), то роспись наносят только золотом. Описанное изделие покрывают глазурью, которая при обжиге образует глянцевую прозрачную пленку, роспись называют подглазурной. Возможна и надглазурная многоцветная роспись.

         Голубые розы и синие птицы- древние символы счастья и мечты о прекрасном.

                                               

II. Операционно-содержательный этап.

1.Знакомство с национальным искусством бурятского народа.

 Каждому буряту близка и понятна поэтика орнаментов и живописи в стиле «буряад зураг» с характерным мышлением, плоскостным и декоративным видением формы и цвета.

-Что такое орнамент?

Орнамент- узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов.

Слово «орнамент»- латинского происхождения, в переводе означает «узор», «украшение».

                                     

                                   Бурятский орнамент

 Основным источником создания орнамента явилась природа: человек давно подсмотрел у природы его «образцы» Орнамент тесно связан с бытом народа, с его обрядами и обычаями.

Всё многообразие орнаментов разделяется на 5 основных групп:

  • геометрические (ломаные, прямые, зигзаги, круги, ромбы, звёзды);
  • зооморфные или анималистические изображение фигур животных, части их тела);
  • растительные (  листья, цветы, плоды, лотос);
  • природные или космогонические - ( солнце, луна, вода, огонь…)
  • культовые ( 8 жертвоприношении : белый зонт, рыбы, священный сосуд, цветок, раковина…)

Самые распространенные орнаменты монголоязычных народов - геометрические.

Орнамент в традиционной бурятской культуре играет важную роль в качестве украшения всевозможных бытовых и ритуальных предметов. Орнаментальный декор выражает пожелание здоровья, долгих лет жизни, многочисленное потомство, богатство, счастье.

Улзы  « плетенка» - древний орнамент, символизирующий счастье, благополучие, долголетие.

Круг-изначально это диск Солнца, знак Солнца

Линия круга это единственная линия, которая не имеет ни начала, ни конца и все точки равно удалены от центра.

Центр круга - источник бесконечного вращения во времени и пространству.

Свастика- хас ( благо « быть » или « состоять»- благосостояние, благополучие.

Инь – Ян- символ двойственности мира ( Инь- холодное, пассивное, влажное женское начало, Ян- горячее, активное, сухое мужское).

Деревья растения,- символы материнства, плодородия, жизненной энергии( у русских береза, у бурят сосна и лиственница.)

Лотос- символ рассвета, пробуждения ото сна.

Радужный орнамент символизирует чистоту, красоту и радость.

Цвета: красно-жёлтая гамма, оттенки розового до фиолетового и откровенно лимонно-жёлтого и оранжевого.

Демонстрация образцов росписи сундука.

                    

 

   

Физкультминутка. Песенка про пальчики.

Упражнение: работа « по сырому »- быстро изобразить узоры, используя палитру.

2.Самостоятельная работа учащихся в группах.

Рисование узора на готовых шаблонах. Необходимо следить, чтобы в узорах не было однообразия, чтобы цвета красиво сочетались.

 При рисовании с образца можно разрешить сделать свои изменения, дополнения.

III. Рефлексия.

-Что характерно для бурятского орнамента?

-Какие чувства пробудил в вас урок?

Экспресс-выставка. Уборка рабочего места.

Дом/задание: песни о Родине, как вы изобразите на листе бумаги.

Самоанализ урока:

                                                                                            ЗАЧЕМ?

                                                                             Запоминание  сообщаемой информации

                                                                                                       в результате выполнения эскиза

              Что?                                                       Использование  в  быту

Понятие. Эскиз сундука и роспись готового изделия .            Связь с окружающим миром

Связка. Классификация, выявление, сравнение,  описание,

             использование                                                                                                                 КАК?                                                      

                                                                                                 

                                                                                                     

                                                                                                  Методы:                                  Приёмы:

                                                                                -эвристическая беседа,              -средство речевого взаимодействия

                                                            -метод стимулирования            учителя с учениками.

                                                                                -информационно-реци-            -артистизм учителя

                                                                                 тивный метод,

                                                                                -практические методы,              

                                                                                -самоконтроль

Поставленные задачи на уроке достигнуты.    

Проявление доброжелательности, активности, гордости за самих себя и за свой класс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания по изобразительному искусству для 1 - 4 классов "Язык изобразительного искусства"

Задания составлены с учетом разновозрастного обучения малокомплектных школ в дополнение к рабочим программам по изобразительному искусству начальной школы....

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Презентация к уроку изобразительного искусства в 4 классе "Изучаем азбуку изобразительного искусства.Рисуем с натуры коробку".

Данная презентация содержит теоретический материал по теме и образцы поэтапного рисования коробки....

Рабочая программа «Изобразительное искусство» 1 класс по Б.М. Неменскому "Изобразительное искусство".

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования,...

Изобразительное искусство. Истоки театрального искусства/ Связь театра с изобразительным искусством.

Урок № 18 по изобразительному искусству "Школа России" 3 класс. Истоки театрального искусства/ Связь театра с изобразительным искусством. Первобытное общество всецело зависело от с...