Статья по теме "Создание ситуации успеха на уроках ИЗО"
статья по изобразительному искусству (изо) на тему

Феськова Елена Викторовна

Статья содержит краткое описание нетрадиционных техник рисования, которые можно использовать на уроках ИЗО в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_izo.docx19.66 КБ

Предварительный просмотр:

Создание ситуации успеха

на уроках ИЗО в начальной школе

                                                          Истоки способностей и дарования детей –  

     на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря,

                           идут тончайшие нити –   ручейки, которые питают

                             источник творческой мысли. Другими словами, чем               больше мастерства в детской руке,

тем умнее ребенок.

                                                                                                 В. А. Сухомлинский

     Рассмотрим прием создания ситуации успеха на уроке ИЗО.

     Развитие творческих способностей играет большую роль в развитии коммуникативной компетенции  учащихся, их умения нестандартно мыслить, видеть предметы и явления с другой стороны. Как мы знаем, современное начальное образование ставит своей главной целью развитие личности ребёнка. А творческое развитие выступает как важнейший компонент любой деятельности человека.

     В концепции федеральных государственных стандартов  в качестве конечного результата образовательной деятельности российской школы фиксируется портрет выпускника начальной школы, в котором одно из важнейших мест отводится развитию творческих качеств личности ребёнка.

     Все мы в детстве были художниками. Каждый ребенок  двух – трех лет рисует грандиозные композиции, рисует вообще все, что слышит и знает, даже запахи.

      Каждый ребенок по своей природе – творец. Но бывает такая ситуация: фантазия и воображение у ребенка развиты прекрасно, но вот воплотить в жизнь он не может. Возникает такая проблема. Мы часто слышим на уроках ИЗО, что я рисовать не умею, у меня не получается, да и рисунки, «выходящие из-под кисти  учеников» родителям показывать не очень хочется.

     В современный мир внедряется большое количество инноваций. Это показатель того, что активизировать процесс получения и приобретения знаний можно при использовании новых нетрадиционных средств. Считается, что именно та стратегия учителя наиболее удачна, при которой учебно-познавательная атмосфера создается при использовании новых технологий обучения. Таковыми можно считать творческие задания. В своей работе я часто использую различные методы и приемы рисования нетрадиционными способами.

     Нетрадиционное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии детей. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, целенаправленность деятельности.

     Особенно «трудно» дело обстоит при работе с акварелью.

     Слово «акварель» происходит от латинского аква и означает «вода». Соответственно акварель — это краски, разводимые водой. Акварель — вид красок, отличающихся особой прозрачностью, чистотой и яркостью цвета. Это очень подвижный материал, что обусловливает разнообразие способов и приемов работы с ним. Следует иметь в виду, что изображение, сделанное акварелью, не терпит исправлений. Поэтому техника работы с этим материалом отличается не только быстротой, но и четкостью, требующей особого внимания и умений. В связи с этим рисунок под акварель должен быть выполнен максимально подробно в тонких линиях без нажима. Еще одной особенностью акварели является то, что при высыхании ее цвета значительно бледнеют. Учитель должен не просто учить работе красками, но и вызывать к ней интерес, показывая богатые изобразительные возможности этого материала в выражении художественного замысла. Чтобы создать любое изображение, нее обходимо иметь отчетливые представления о предметах, явлениях и уметь выразить эти представления на бумаге. В изобразительном процессе можно выделить две стороны: познавательную и исполнительскую. Слабое развитие исполнительской стороны деятельности тормозит развитие изобразительной деятельности, снижая тем самым интерес и творческую активность ученика. Отсюда вытекает необходимость обучения учащихся начальных классов исполнительской стороне деятельности и, прежде всего, технике рисования, в частности, рисования красками. Прежде всего, необходимо создать условия для творческого развития ребенка — научить работать разнообразными художественными материалами, понимать язык изобразительного искусства, использовать средства художественной выразительности. «Постепенно двигательные навыки детей формируются достаточно устойчиво, и они могут добиваться точного заполнения контура изображения цветом. Здесь детям нужно показывать возможности работы акварелью...» — указывает С.Е. Игнатьев. В практике начального художественного образования рекомендуется использовать многообразные технические способы и приемы, необычное сочетание материалов и инструментов, которые универсальны в применении, доступны и интересны детям младшего школьного возраста. Это способы акварельной техники по-сырому, по-сухому,  комбинированный» и приемы: аля прима, вливание цвета в цвет, сухая кисть по-сырому,  примакивание кистью, потирание краски,  набрызг,  выдувание краски, разбрызгивание краски, монотипия, рисование свечой,  кляксография,  присыпание солью,  пуантилизм,  примакивание пальчиками, рисование пальчиками, «штампики», печатание гербарием, водяная печать, рисование картоном и т.д. Также возможно применение смешанных техник: акварель и гуашь; акварель и фломастеры; акварель и гелиевая ручка. При этом процесс изобразительного творчества учащихся может рассматриваться с точки зрения выражения внутреннего мира творца, его ощущений, переживаний (аналогично профессиональному искусству). Названные приемы работы можно использовать в различных видах изобразительной деятельности — все зависит от творческого подхода учителя к организации учебного процесса и желания учащихся познавать новое. Приемы не должны иметь самодовлеющего значения, они идут вслед за основными задачами художественного образования младших школьников, развивая их творческие способности. На начальном этапе обучения необходимо рекомендовать учащимся брать цвет в полную силу и начинать со светлых участков поверхности изображаемых предметов. Приемы рисование пальчиками и «штампики» могут использоваться на уроках декооративного рисования с целью отработки понятия «ритм». Монотипия, набрызг и вливание цвета в цвет — для создания фона при подготовке листа к дальнейшему изображению. В качестве самостоятельных техник, организующих целостную композицию, могут выступать приемы монотипия,  кляксография, рисование свечой. Разнообразие способов и приемов акварельной техники дает учителю возможность творчески подойти к их отбору для решения задач конкретного урока, учитывая особенности тематической, содержательной, технической сторон художественно-творческой деятельности. Это позволяет сделать учебно-воспитательный процесс желанным, интересным, познавательным для учащихся, которые получают неограниченные возможности для выражения в рисунке своих чувств, мыслей, переживаний, настроения. Работая с акварелью, они учатся видеть образы в неожиданных сочетаниях цветовых пятен и линий, оформлять их до узнаваемых и погружаться в удивительный мир творчества. Использование младшими школьниками в своей работе разнообразных способов и приемов акварельной техники способствует развитию их творческого мышления. Вариативность выбора тех или иных выразительных средств данной техники для каждого конкретного случая способствует проявлению творческой индивидуальности учащихся. Например, приемом примакивание пальчиками можно изобразить пузыри или яблоню, усыпанную плодами. Выдувание краски хорошо применить для передачи водорослей или ветвистых деревьев. Набрызг поможет передать снег или дождь. Торцевание щетинной кистью подойдет для изображения кроны дерева или пушистой шубки животного. Рисование свечой позволит показать морозные узоры на окне или иней на деревьях. Монотипия открывает большие возможности для фантазийного рисования. Обобщенное изображение, выполненное акварелью, можно успешно дорисовать гелиевой ручкой или фломастерами, прорабатывая детали. Акварельная заливка — замечательное решение для фона с последующей прорисовкой изображения гуашью. Необходимо постоянно обогащать зрительные представления детей и актуализировать имеющийся у них опыт. Постепенное освоение изобразительной грамоты в интересной и доступной (порой игровой) форме подготавливает учащихся к решению творческих задач. Обучение с использованием разнообразных современных методик помогает каждому раскрыться наилучшим образом. Знакомство с разными техниками и приемами в изобразительномискусстве обогащает внутренний мир, помогает творческим поискам. Задача педагога — развить у младших школьников эстетический вкус и чувство меры, помочь обрести творческое лицо каждому ученику, чтобы избежать бездумного копирования образцов, излишней стилизации в работе. Для успешного освоения учащимися акварельной техники педагог должен не только хорошо владеть всеми ее способами и приемами, но и уметь коротко и ясно объяснить задание, правильно показать ход работы. Приобщение к изобразительному искусству не только через восприятие, но и в ходе практической деятельности духовно обогащает. Первые уроки красоты и добра, связанные с художественным творчеством, могут остаться в памяти учащихся на всю жизнь. Бережное отношение к детскому творчеству и одновременно тактичное руководство этим процессом — основные слагаемые успеха.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Журнал « Начальная школа», 2013, №9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Необходимость создания ситуации успеха на уроке - неотъемлемая часть формирования ключевых компетентностей.

В данной статье изложены материалы  из опыта работы по развивающей программе "Школа 2100". Представлены приёмы, методы, пути  создания проблемной ситуации на уроке.Проблемная ситуация создаё...

Создание ситуации успеха на уроке

Методический материал для учителя, раскрывающий проблему создания ситуации успеха на уроке....

Педсовет на тему "Организация ситуации успеха на уроке"

Педсовет на тему "Организация ситуации успеха на уроке" проводился в начале учебного года. К проведению педсовета были привлечены педагоги школы, которые поделились своим опытом по теме....

доклад на тему "Система методов создания ситуаций успеха на уроке"

В тексте изложены методы и формы работы по теме;  приведены примеры использования в процессе обучения....

Статья "Как обеспечить ситуацию успеха на уроке слабоуспевающему ученику?"

В статье рассказывается о приёмах,способах создания ситуации успеха на уроке для слабоуспевающих учащихся в начальной школе....

Статья "Как обеспечить ситуацию успеха на уроке".

В данной статье я делюсь своим опытом  по созданию ситуации успеха на уроках,рассказываю о приёмах и методах работы....

Статья "Ситуация успеха на уроках в начальной школе"

Статья содержит интересный материал , различные приемы для создания ситуации успеха у младших школьников на уроках....