РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Яйская основная общеобразовательная школа № 1»
Утверждена приказом № _______ от «___»_____________ 2014г. Директор _________________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 4 КЛАССА
Количество часов в год – 34 часа
Количество часов в неделю- 1 час
«Перспективная начальная школа»
Изобразительное искусство. Каждый народ - художник. 4 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2013. – 159 с. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ)
Составитель: Лоуткина И.А. учитель начальных классов |
Согласовано на заседании МО протокол № _________ от «___» __________2014 г. Руководитель МО ___________ | Принята педагогическим советом протокол № __________ от «___» ___________2014 г |
Яя
2014
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка стр. 2 – 7
- Содержание учебного предмета стр. 8 – 21
- Материально – техническое обеспечение стр. 22 - 24
- Календарно – тематическое планирование стр. 25– 28
- Литература стр. 29
Пояснительная записка
Программа разработана на основе авторской программы «Изобразительное искусство1- 4 классы» Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2009, имеющей гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации», в соответствии с содержанием Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
На изучение отводится 1 час в неделю, всего - 34 часа в год.
Используемый УМК:
Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: 1-4 кл.: методическое пособие./ Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева – М., 2009.
Неменская Л. А. Изобразительное искусство: Каждый народ – художник: учеб для 4 кл. нач. шк. / Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2013.
Общая характеристика учебного предмета
Доминирующее значение имеет направленность программы на развитие эмоционально-ценностных отношений ребенка к миру. Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Цель курса:
- развитие личности учащихся средствами искусства;
- получение эмоционально-ценностного опыта восприятия произведений искусства и опыта художественно-творческой деятельности.
Задачи изучения курса в контексте основных педагогических задач образования:
- воспитание интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;
- развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способностей к эмоционально-ценностному отношению к искусству и окружающему миру, навыков сотрудничества в художественной деятельности;
- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
- овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Отличительная особенность данной рабочей программы заключается в том, что, в отличие от ранее действовавшей программы Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-4 классы» рабочая программа содержит в себе четыре блока: «Виды художественной деятельности», «Азбука искусств», «Значимые темы искусства», «Опыт художественно-творческой деятельности». Специфика подобного деления на блоки состоит в том, что первый блок раскрывает содержание учебного материала, второй дает инструментарий для его практической реализации, третий намечает эмоционально-ценностную направленность тематики заданий, четвертый содержит виды и условия деятельности, в которых ребенок может получить художественно-творческий опыт. Все блоки об одном и том же, но раскрывают разные стороны искусства: типологическую, языковую, ценностно-ориентационную и деятельностную. Они все в разной мере присутствуют практически на каждом уроке.
1 блок. «Виды художественной деятельности»
Рабочей программой по изобразительному искусству предусмотрены три основных вида художественной деятельности.
Основными направлениями в художественной деятельности являются:
1. Изобразительная деятельность (живопись, рисунок, скульптура)
2. Декоративно- прикладное искусство (декоративная работа – орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий)
3. Художественное конструирование и дизайн (бумагопластика, лепка, архитектура)
Эти виды художественной деятельности тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга в решении поставленных программой задач.
Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идей: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства -сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни — образ человека, природы в искусстве. Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры. Ведущие и художественные музеи России: ГТГ Русский музей, Эрмитаж и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т.д. Приемы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет — основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.
Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объема, вытягивание формы). Объем — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представление народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т.д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
2 блок. «Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты). Как говорит искусство?
Композиция. Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Понятие: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе - больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т.д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.
Цвет. Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.
Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линий эмоционального состояния природы, человека, животного.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.
Объем. Объем в пространстве и объем на плоскости. Способы передачи объема. Выразительность объемных композиций.
Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т.д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и в рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.
3 блок. «Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?»
Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнезда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д.
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу (например, А.К. Саврасов, И.И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.)
Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства.
Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, хороводом; былиной, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отраженные в искусстве. Образ защитника Отечества.
Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т.д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.
Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.
4 блок. «Опыт художественно-творческой деятельности»
Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструктивной деятельности.
Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).
Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объемом, фактурой.
Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.
Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Изобразительное искусство как учебный предмет опирается на такие учебные предметы начальной школы как: литературное чтение, русский язык, музыка, труд, природоведение, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью.
Тематическое планирование
№ п/п | Раздел программы | Кол –во часов |
1 | «Истоки родного искусства». | 9 |
2 | «Древние города нашей земли» | 8 |
3 | «Каждый народ художник». | 11 |
4 | «Искусство объединяет народы». | 6 |
ВСЕГО: | 34 часа |
Содержание учебного предмета. Основные содержательные линии.
Целью художественного воспитания и обучения ребенка в 4-м классе является формирование представления о многообразии художественных культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека.
Многообразие культур не случайно – оно всегда выражает глубинные отношения каждого народа с жизнью природы, в среде которой складывается его история. Эти отношения не неподвижны – они живут и развиваются во времени, связаны с влиянием одной культуры на другую. В этом лежат основы своеобразия национальных культур и их взаимосвязь. Разнообразие этих культур – богатство культуры человечества.
Цельность каждой культуры – также важнейший элемент содержания, который необходимо ощутить детям. Ребенок сегодня окружен многоликой беспорядочностью явлений культуры, приходящих к нему через средства массовой информации. Здоровое художественное чувство ищет порядок в этом хаосе образов, поэтому каждую культуру нужно доносить как "целостную художественную личность".
Художественные представления надо давать как зримые сказки о культурах. Дети по возрасту еще не готовы к историческому мышлению. Но им присуще стремление, чуткость к образному пониманию мира, соотносимому с сознанием, выраженным в народных искусствах. Здесь "должна" господствовать правда художественного образа.
Приобщаясь путем сотворчества и восприятия к истокам культуры своего народа или других народов Земли, дети начинают ощущать себя участниками развития человечества, открывают себе путь к дальнейшему расширению восприимчивости к богатствам человеческой культуры.
Многообразие представлений различных народов о красоте раскрывается в процессе сравнения родной природы, труда, архитектуры, красоты человека с культурой других народов.
Учебные задания года предусматривают дальнейшее развитие навыков работы с гуашью, пастелью, пластилином, бумагой. Задачи трудового воспитания органично связаны с художественными. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества.
В 4-м классе возрастает значение коллективных работ в учебно-воспитательном процессе. Значительную роль в программе 4-го класса играют музыкальные и литературные произведения, позволяющие создать целостное представление о культуре народа.
« Истоки родного искусства» (9 часов: 8 часов - практ. работа, 1 час - обобщение)
Древо культуры твоего народа, его корни. Огромное воспитательное значение приобретает приобщение школьников к истокам народного искусства и художественных представлений народа.
Практическая работа на уроках должна совмещать индивидуальные и коллективные формы.
1. Какого цвета Родина? Осенний вернисаж. (1 час – практ. работа)
Задание: Детям предлагается изобразить на бумаге настроение, характер какого-либо дерева, то есть показать характер того человека, которого напоминает вам образ березы, осины, дуба и др.
Материалы: графические материалы, бумага белая.
Зрительный ряд: репродукции картин И. С. Остроухова «Золотая осень», И. И. Левитана «Золотая осень», плакат «Как растут деревья».
Литературный ряд: загадки о деревьях; новелла В. Пескова «Русская осень», стихотворение А. Болонского.
Музыкальный ряд: П. И. Чайковский «Вальс цветов», «Времена года», А. Вивальди «Времена года».
2. Пейзаж родной земли. Характерные черты и красота разных времен года. (1 час — практ. работа)
Задание: Характерные черты, своеобразие родного пейзажа. Изображение пейзажа своей родной стороны. Выявление его особой красоты. Используя бумажную пластику, изобразить любимое время года.
Материалы: белая плотная бумага, резак, ножницы, линейка, циркуль, скрепки, клей ПВА.
Зрительный ряд: слайды природы, репродукции картин русских художников.
Музыкальный ряд: русские народные песни.
3. Гармония жилья с природой. (1 час – практ. работа)
Задание: Знакомство с конструкцией избы, значения ее частей. Единство в работе "Трех Мастеров". Магические представления как поэтические образы мира. Изба – образ лица человека; окна – очи дома – украшались наличниками; фасад – "чело" – лобной доской, причелинами. Украшение "деревянных" построек, созданных на прошлом уроке (индивидуально-коллективно). Дополнительно – изображение избы (гуашь, кисти).
Моделирование из бумаги (или лепка) избы. Индивидуально-коллективная работа.
Материал: бумага, картон, пластилин, ножницы, стеки.
Задание на дом: найти изображения русской деревни, ее построек. Дополнительно – изображение избы (гуашь, кисти).
Зрительный ряд: слайды из серий "Этнографические музеи", "Русское народное искусство", "Деревянное зодчество Руси".
Музыкальный ряд: В.Белов "Лад".
4. Деревня — деревянный мир. (1 час – практ. работа)
Задание: Знакомство с русской деревянной архитектурой: избы, ворота, амбары, колодцы... Деревянное церковное зодчество. Изображение деревни. Коллективное панно или индивидуальная работа.
Материалы: гуашь, бумага, клей, ножницы.
5. Образ русского человека (женский образ). (1 час – практ. работа)
Задание: Нарисовать русскую красавицу. Передать в рисунке характерные особенности русской красавицы. Задание выполняется индивидуально на больших листах гуашью.
Материалы: бумага, гуашь, водно-эмульсионная краска для грунта; кисти большого и маленького размера, тампоны.
Зрительный ряд: репродукции картин А. Венецианова «На пашне. Весна» В. Васнецова «Аленушка», И. Билибин «Илья Муромец освобождает Забаву Путятишну»
Литературный ряд: А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» (отрывок), Н. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» (отрывок)
Музыкальный ряд: русская народная музыка.
6. Образ русского человека (мужской образ). (1 час – практ. работа)
Задание: Изобразить портрет богатыря гуашью на больших листах бумаги.
Материалы: гуашь, кисти, белая или цветная бумага.
Зрительный ряд: репродукции картин В. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье», М. Врубеля «Микула Селянинович», П. Корина «Александр Невский».
Литературный ряд: С. Дрожжин «Песня Микулы Селяниновича»; отрывки из былин «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Добрыня и Змей» и т.д.
Музыкальный ряд: запись фрагмента из симфонии А. Бородина «Богатырская», хор «Вставайте, люди русские, на славный бой, на смертный бой» из канты С. Прокофьева «Александр Невский».
7. Воспевание труда в искусстве. (1 час – практ. работа).
Задание: Учащиеся изображают гуашью на больших листах бумаги различные трудовые процессы: пахоту, сенокос или уборку урожая.
Материалы: гуашь, кисть, бумага, баночка с водой.
Зрительный ряд: репродукции картин А. Пластова «Сенокос», Т. Яблонской «Хлеб».
Литературный ряд: А. Кольцов «Косарь»; русские народные пословицы, поговорки и загадки о труде.
8. Народные праздники. (1 час – практ. работа).
Задание: Роль праздников в жизни людей. Календарные праздники: осенний праздник урожая, ярмарка. Праздник – это образ идеальной, счастливой жизни.
Создание работ на тему народного праздника.
Материалы: склеенное полотнище обоев для панно или листы бумаги, гуашь, кисти.
Зрительный ряд: Б.Кустодиев, К.Юон, Ф.Малявин, произведения народного декоративного искусства.
Литературный ряд: И. Токмакова "Ярмарка".
Музыкальный ряд: Р.Щедрин "Озорные частушки", Н.Римский-Корсаков "Снегурочка".
9. Ярмарка. Обобщение темы «Истоки родного искусства». (1 час – обобщение).
Задание: Учащиеся изготавливают из рогозы (мочала) куклу.
Материал: листья рогоза, ножницы, цветные нити, початок рогоза..
Зрительный ряд: рисунки кукол из соломы; икона святой Параскевы Пятницы.
Литературный ряд: русский фольклор (праздничные песни, пословицы о труде).
Музыкальный ряд: запись русской народной песни «Коробейники».
«Древние города нашей земли» (8 часов: 7 часов - практ. Работа, 1 час - обобщение)
Каждый город особенный. У него свое неповторимое лицо, свой характер, каждый город имеет свою особую судьбу. Его здания в своем облике запечатлели исторический путь народа, события его жизни. Слово "город" произошло от "городить", "отгораживать" крепостной стеной – крепостить. На высоких холмах, отражаясь в реках и озерах, росли города с белизной стен, куполами храмов, перезвоном колоколов. Таких городов больше нигде нет. Раскрыть их красоту, мудрость их архитектурной организации.
10. Древнерусский город-крепость. (1 час – практ. работа).
Задание: изучение конструкций и пропорций крепостных башен. Постройка крепостных стен и башен из бумаги или пластилина. Возможен изобразительный вариант.
Материалы: согласно выбранному варианту задания.
Зрительный ряд: репродукции картин И. Билибина «Сказка о царе Салтане», В. Васнецова «Московский Кремль при Дмитрии Донском»; рисунок схема Астраханского Кремля.
Литературный ряд: Н. Кончаловская «Как у царских воевод Разин Астрахань берет»
Музыкальный ряд: запись русских народных инструментальных мелодий.
11. Древние соборы. (1 час – практ. работа).
Задание: Конструирование древнерусской церкви и древнерусской колокольни.
Материалы: цветная, белая бумага, гуашь или восковые мелки, кисть, ножницы, клей ПВА, резак.
Зрительный ряд: репродукции В. Васнецова «Московский Кремль. Соборы»; фотографии Успенского, Благовещенского, Архангельского соборов Московского Кремля и фотография колокольни Ивана Великого.
Литературный ряд: отрывки из стихотворений А. Пушкина, М. Просянникова, Л. Мея.
Музыкальный ряд: запись песни О. Газманова «Золотые купала»
12. Древний город и его жители. (1 час – практ. работа)
Задания:
- индивидуальное конструирование каменных палат древнерусского города;
- коллективное выполнение композиции «Образ древнерусского города» из изготовленных на предыдущих уроках церквей, колоколен, крепостных башен и каменных палат.
Материалы: белая и цветная бумага, ножницы, клей, гуашь, кисти, резак.
Зрительный ряд: репродукции картин А. М. Васнецова «Кремль при Дмитрии Донском», «Книжные лавочки на Спасском мосту в ХVII в.».
Литературный ряд: стих Н. Кончаловской «Где теперь Москва-столица, жили раньше зверь да птица»; стих М. Познанской
13. Древнерусские воины-защитники. (1 час – практ. работа)
Задание: Изобразить древнерусских воинов или княжескую дружину.
Материалы: графические материалы, альбом.
Зрительный ряд: фотографии памятника Минину и Пожарскому в Москве.
Литературный ряд: И. Токмакова «На родной земле».
Музыкальный ряд: запись народных мелодий.
14. Города русской земли. Золотое кольцо России. (1 час – практ. работа)
Задание: Изобразить живописно древнерусский город.
Материалы: графические материалы, альбом.
Зрительный ряд: фотографии исторической архитектуры городов Золотого кольца (Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Углич, Ярославль, Кострома, Плес, Суздаль, Владимир).
Литературный ряд: стих Н. Кончаловской «Наша древняя столица».
Музыкальный ряд: запись звона колоколов ростовских церквей.
15. Узорочье теремов. (1 час – практ. работа)
Задание: изобразить интерьер палаты; подготовить фон для следующего задания (групповая работа). Выполнить работу гуашью.
Материалы: графические материалы, альбом.
Зрительный ряд: фотографии Теремного дворца в Москве, набор фотографий «Древние палаты Московского Кремля, образцы орнаментов.
Литературный ряд: стихотворения-загадки о ДПИ; отрывок стихотворения Н. Кончаловской «Наша древняя столица».
16. Праздничный пир в теремных палатах. ( 1 час – практ. работа)
Задание: создать коллективное аппликационное панно «Княжеский пир» (изображение и вклеивание персонажей и предметного мира праздника).
Материалы: графические материалы, альбом, ножницы, клей ПВА.
Зрительный ряд: иллюстрации И. Билибина к «Сказке о царе Салтане», русской народной сказке «Царевна-лягушка» с изображением праздничного пира в царских палатах.
Литературный ряд: А. Фет «Воздушный город», отрывки из русских былин.
Музыкальный ряд: запись народных мелодий.
17. Обобщение по теме «Древние города нашей земли» (1 час – обобщение)
«Каждый народ - художник» (11 часов: 10 часов — практ. работа, 1 час - обобщение)
"Братья-Мастера" ведут детей от встречи с корнями родной культуры к осознанию многообразия художественных культур мира. Учитель может выбрать оптимальные культуры, чтобы успеть интересно прожить их с детьми. Мы предлагаем три в контексте их связей с культурой современного мира. Это культура Древней Греции, средневековой (готической) Европы и Японии как пример культуры Востока, но учитель может взять для изучения Египет, Китай, Индию, культуры Средней Азии и т.д. Важно осознание детьми того, что мир художественной жизни на Земле чрезвычайно многолик – и это очень интересно, радостно. Через искусство мы приобщаемся к мировосприятию, к душе разных народов, сопереживаем им, становимся духовно богаче. Именно это нужно формировать на таких уроках.
Художественные культуры мира – это не история искусств этих народов. Это пространственно-предметный мир культуры, в котором выражается душа народа.
Есть удобный методически-игровой путь, чтобы не заниматься историей, а увидеть целостно образ культуры: путешествие сказочного героя по этим странам (Садко, Синдбад-мореход, Одиссей, аргонавты и т.д.).
Каждая культура просматривается по четырем параметрам: природа и характер построек, люди в этой среде и праздники народов как выражение представлений о счастье и красоте жизни.
18. Праздник как элемент художественной культуры страны. Образ японских построек. (1 час – практ. работа)
Задание: Изобразить японские постройки. Часть учеников работают над панно, а другие — рисуют постройки индивидуально. Затем лучшие из них вырезают и прикрепляют к общему панно «Праздник цветения вишни — сакуры».
Материалы: акварель, кисти, бумага, мелки, пастель, ножницы.
Зрительный ряд: слайды и фотографии японского храма -пагоды и японского жилья.
Литературный ряд: японская поэзия.
Музыкальный ряд: запись японских инструментальных мелодий.
19. Отношение к красоте природы в японской культуре. (1 час – практ. работа)
Задание: Изобразить природу через детали, характерные для японских художников (ветка дерева с птичкой, цветок с бабочкой, трава с кузнечиком, стрекозами, ветка цветущей вишни на фоне тумана, дальних гор).
Материалы: акварель, тушь, крупные и мелкие кисточки, ножницы, клей ПВА, бумага.
Зрительный ряд: фотографии с изображением техники икэбана; репродукции произведений К. Хокусая; образы японской природы, изображенные на свитках и ширмах.
Литературный ряд: японская поэзия, отрывок из трактата «О любви к лесам и источникам» Го Си.
20. Образ человека, характер одежды в японской культуре. (1 час – практ. работа).
Задание: Изображение японок в кимоно.
Материалы: цветная бумага, бумага, ножницы, клей, акварель, кисти, мелки.
Зрительный ряд: репродукции картин Т. Киёнаго «Вечерняя прохлада на берегу реки Окива»; Харинобу «Красавица»; фотографии с изображением образа японской женщины в национальной одежде.
Литературный ряд: японская народная песня.
21. Искусство народов гор и степей. (1 час – практ. работа).
Задание: Изобразить жизнь в степи и красоту пустых пространств.
Материалы: гуашь, бумага, кисти
Зрительный ряд: репродукции картин М. Сарьяна «Колхоз села Каринж», «Старый Ереван», П. Кузнецова «Степь», «Мираж в степи»; фотографии с изображением сакли и юрты; иллюстрации с изображением национальной казахской одежды.
Литературный ряд: загадки, стихотворения В. С. Терьяна, Р. Асаева, И. Никитина, А. Толстого.
Музыкальный ряд: запись народных мелодий (армянская, казахская)
22. Образ художественной культуры Средней Азии. (1 час – практ. работа).
Задание: Подумать над образом древнего среднеазиатского города; выполнить обрывную аппликацию на цветной бумаге.
Материалы: цветная бумага, мелки, ножницы, клей ПВА.
Зрительный ряд: иллюстрация «Пустыня», фотографии мечетей, минаретов, медресе, мавзолея в Средней Азии; иллюстрации декора архитектурных памятников.
Литературный ряд: Н. Сладков «Желтая земля»; стихотворения Низами.
23. Образ красоты древнегреческого человека. (1 час – практ. работа)
Задание: изобразить фигуры олимпийских спортсменов (фигура в движении) в соответствии с пониманием греками красоты человеческого тела — физически совершенного, прекрасного и в покое, и в движении.
Материалы: графические материалы, альбом.
Зрительный ряд: фотографии скульптур: «Дискобол» Мирона; «Кольеносец» Поликлета, античных ваз.
Литературный ряд: отрывок из древнегреческой трагедии Софокла «Антигона»; стихотворение О. Тарутина «Античные вазы».
24. Древнегреческая архитектура. (1 час – практ. работа)
Задание: изобразить греческие храмы (объемное моделирование из бумаги).
Материалы: бумага большого формата, ножницы, гуашь, кисти, клей.
Зрительный ряд: фотографии Акрополя, Парфенона, иллюстрации дорического, ионического, коринфского и композиционного ордеров.
Литературный ряд: стихотворение О. Тарутина «Древние греки».
25. Древнегреческий праздник. Олимпийские игры в Древней Греции. (1 час – практ. работа).
Задание: На уроке дети создают панно «Олимпийские игры в Древней Греции».
Материалы: цветная бумага, бумага, ножницы, клей ПВА, мелки, гуашь, кисти.
Зрительный ряд: фотографии рисунков на древнегреческих вазах, скульптур; рисунки с изображением Олимпии.
Литературный ряд: легендарные рассказы о знаменитых атлетах.
26. Образ готических городов средневековой Европы. Средневековая архитектура. (1 час -практ. работа).
Задание: На уроке дети конструируют средневековые готические здания.
Материалы: цветная бумага, бумага, ножницы, клей ПВА, мелки, гуашь, кисти.
Зрительный ряд: фотографии с изображением средневековой архитектуры.
27. Средневековые готические костюмы. Ремесленные цеха. (1 час -практ. работа).
Задание: На уроке дети работают над панно «Праздник цехов ремесленников на городской площади».
Материалы: цветная бумага, бумага, ножницы, клей ПВА, мелки, гуашь, кисти.
Зрительный ряд: рисунки с изображением средневековой одежды и гербов ремесленных цехов.
Литературный ряд: отрывок поэмы Вернера Садовника «Крестьянин Гельмбрехт».
28. Многообразие художественных культур в мире. Обобщение по теме «Каждый народ - художник». (1 час - обобщение).
Задание: На уроке дети с учителем играют в викторину по темам прошлых четвертей.
Материалы: карточки, задания, дидактические игры, графические материалы.
Зрительный ряд: фотографии архитектурных построек.
Литературный ряд: легенда о мастере города Ургенча.
«Искусство объединяет народы» (6 часов: 5 часов — практ. работа, 1 час — обобщение)
Последняя четверть этого класса завершает программу начальной школы. Заканчивается первый этап обучения. Педагогу необходимо завершить основные линии осознания искусства ребенком.
Темы года вводили детей в богатство и разнообразие представлений народов о красоте явлений жизни. Здесь все: и понимание природы, и связь с ней построек, и одежда и праздники – все разное. Мы и должны были осознать: именно это прекрасно, что человечество столь богато разными художественными культурами и что они не случайно разные. В четвертой четверти задачи принципиально меняются – они как бы противоположны – от представлений о великом многообразии к представлениям о единстве для всех народов понимания красоты и безобразия коренных явлений жизни. Дети должны увидеть, что при любой разности люди остаются людьми, и есть нечто, воспринимаемое всеми народами Земли как одинаково прекрасное. Мы единое племя Земли, несмотря на всю непохожесть, мы братья. Общими для всех народов являются представления не о внешних проявлениях, а о самых глубинных, не подчиненных внешним условиям природы и истории.
29. Все народы воспевают материнство. (1 час — практ. работа).
Задание: изобразить мать и дитя, их единство, ласку, отношение друг к другу (изображение по представлению).
Материалы: гуашь, пастель, кисти, бумага.
Зрительный ряд: репродукции картин П. Пикассо «Мать и дитя», А. и С. Ткачевых «Матери», А. Пластова «Мама», Рафаэля «Сикстинская мадонна» и т.д.
Литературный ряд: пословицы о материнстве, стихотворения о матери.
Музыкальный ряд: запись песни «Наши мамы» в исполнении Л. Зыкиной.
30. Все народы воспевают мудрость старости. (1 час – практ. работа).
Задание: изобразить любимого пожилого человека, стремиться выразить его внутренний мир.
Материалы: гуашь, бумага, кисти, мелки, пастель.
Зрительный ряд: репродукции картин Рембрандта «Портрет старика в красном», Леонардо да Винчи «Автопортрет».
Литературный ряд: стих «Старик» А. Плещеева, «Мой дедушка»Р. Гамзатова.
31. Сопереживание — великая тема искусства. (1 час – практ. работа).
Задание: обдумать рисунок с драматичным сюжетом (больное животное, погибшее дерево и т. п.) и изобразить.
Материалы: белая бумага, графические материалы.
Зрительный ряд: репродукции картин В. Перова «Тройка», Рембрандта «Возвращение блудного сына».
Литературный ряд: отрывок рассказа А. Чехова «Ванька»; стихотворения Н. Некрасова «Плач детей», Б. Слуцкого «Лошади в океане».
Музыкальный ряд: музыка на этом уроке может быть использована для создания определенного настроения.
32. Герои, борцы и защитники. (1 час — практ. работа).
Задание: эскиз памятника герою (замысел и выполнение эскиза из пластилина).
Материалы: бумага, гуашь, кисти (или пастель), пластилин, стеки, дощечка.
Зрительный ряд: слайды и фотографии памятников — ансамблей героям Великой Отечественной войны и др.
Литературный ряд: стихотворения А. Ахматовой «Мужество».
33. Юность и надежда. (1 час — практ. работа)
Задание: изобразить радость детства, мечты о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях.
Материалы: гуашь или мелки, бумага.
Зрительный ряд: репродукции картин по теме.
Литературный ряд: стихи по теме.
Музыкальный ряд: детские песни.
34. Искусство народов мира. Обобщение по теме «Искусство объединяет народы». (1 час – обобщение)
Задание: дети играют в викторину и выясняют чему научились за год.
Материалы: бумага, мелки, цветные карандаши, фломастеры.
Зрительный ряд: репродукции.
Литературный ряд: стих И. Тарбы «Художник».
Музыкальный ряд: запись пьесы «Веселый марш» Д. Кабалевского.
Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса
Учащиеся 4 класса должны
знать/понимать:
- основные виды и жанры изобразительных искусств;
- основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);
- выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
- первоначальные сведения о художественной форме в изобразительном искусстве, о художественно-выразительных средствах (композиция, рисунок, цвет, колорит), их роль в эстетическом восприятии работ;
- простейшие композиционные приемы и художественные средства, необходимые для передачи движения и покоя в сюжетном рисунке;
- названия наиболее крупных художественных музеев России;
- названия известных центров народных художественных ремесел России.
уметь:
- применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности;
- различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников;
- применять основные средства художественной выразительности в самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
- добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объема.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для самостоятельной творческой деятельности;
- обогащение опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
- оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставки.
владеть компетенциями: личностного саморазвития, коммуникативной, ценностно-ориентационной, рефлексивной
Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового)
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
1. Активность участия.
2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
4. Самостоятельность.
5. Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Формы контроля уровня обученности
1. Викторины
2. Кроссворды
3. Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
4. Тестирование
Формирование универсальных учебных действий
Личностные УУД:
- ценностно-смысловая ориентация учащегося;
- действие смыслообразования;
- нравственно-этическое оценивание
Коммуникативные УУД:
- умение выражать свои мысли;
- разрешение конфликтов, постановка вопросов;
- управление поведением партнера: контроль, коррекция.
Регулятивные УУД:
- целеполагание;
- волевая саморегуляция;
- коррекция;
- оценка качества и уровня усвоения.
Познавательные универсальные действия
Общеучебные:
- умение структурировать знания;
- смысловое чтение;
- знаково-символическое моделирование;
- выделение и формирование учебной цели.
Логические:
- анализ объектов;
- синтез, как составление целого из частей;
- классификация объектов;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование;
- построение логической цепи рассуждения.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Специфическое сопровождение (оборудование):
- Учебные столы, с возможностью остановки наклона рабочей плоскости и размещения красок и др. инструментов.
- Тумбочка на колесах для технических средств обучения.
- Доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления и зажима для плакатов)
- Стеллажи для хранения детских работ, художественных материалов, методического фонда.
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
- Телевизор
- Видеомагнитофон (DVD)
- Диапроектор
- Графопроектор
- Экран
ТАБЛИЦЫ (комплекты)
- Хохлома
- Гжель
- Урало-сибирская роспись
- Полхов-Майдан
- Мезенская роспись
- Дымковская игрушка
- Жостово
- Введение в цветоведение. 16 штук
- Декоративно-прикладное искусство. 12 штук
МЕТОДИЧЕСКИЙ ФОНД
- Коллекция изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов
- Репродукции картин разных художников.
- Муляжи для рисования (2 набора)
- Коллекция бабочек для рисования
- Серии фотографий и иллюстраций природы.
- Фотографии и иллюстрации животных.
- Тела геометрические (1 набор)
- Предметы для натурной постановки (кувшины, часы, вазы и др.).
- Таблицы последовательного рисования по темам и классам (в папках)
- Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.
ПРЕЗЕНТАЦИИ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
- Дымковские игрушки
- Гжель
- Слайды картин В. Васнецова
- Слайды иллюстраций И. Билибина
- Слайды картин отечественных художников
ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ
- Коллекция для видео «Чудеса Света»
- Коллекция для видео «Музеи России. Эрмитаж»
- Коллекция видео «Виды и жанры изобразительного искусства»
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2008. – 232 с. – (Стандарты второго поколения).
Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы/ Под руководством Б. М. Неменского./ Неменский Б. М.-М., 2008.
Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: 1-4 кл.: методическое пособие./ Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева – М., 2008.
Неменская Л. А. Изобразительное искусство: Каждый народ – художник: учеб для 4 кл. нач. шк. / Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2011.
Раздел учебника | № урока | Тема урока | Деятельность обучающихся | Формирование УУД | Формы контроля | Дата | |
п/р | п/п | ||||||
1.Истоки родного искусства ( 9 ч) | 1 | 1 | Какого цвета Родина? Осенний вернисаж | Рисование по памяти и впечатлению Повторение правил безопасной работы. Анализ задания, организация рабочего места, Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), ее использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и под чиненный). Передача настроения в творческой работе с помощью тона, штриха, материала, конструирования. Контроль и корректировка хода работы. Анализ задания, организация рабочего места, планирование трудового процесса. Проектировать изделия: создавать образ в соответствии с замыслом, реализовывать замысел, используя необходимые конструктивные формы и декоративно-художественные образы; Создавать образ в соответствии с замыслом, реализовывать замысел, используя необходимые конструктивные формы и декоративно-художественные образы; Передача настроения в творческой работе с помощью тона, штриха, материала, конструирования. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов). Проектировать изделия: создавать образ в соответствии с замыслом, реализовывать замысел, используя необходимые конструктивные формы и декоративно-художественные образы; Создавать образ в соответствии с замыслом, реализовывать замысел, используя необходимые конструктивные формы и декоративно-художественные образы; Передача настроения в творческой работе с помощью тона, штриха, материала, конструирования. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей | Познавательные общеучебные УД
Познавательные логические УД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Познавательные общеучебные УД
Познавательные логические УД
Коммуникативные УУД
| Инд. опрос | |
2 | 2 | Пейзаж родной земли. Характерные черты и красота разных времен года | |||||
3 | 3 | Гармония жилья с природой | |||||
4 | 4 | Деревня — деревянный мир | Фронт. опрос | ||||
5 | 5 | Образ русского человека (женский образ) | |||||
6 | 6 | Образ русского человека (мужской образ) | |||||
7 | 7 | Воспевание труда в искусстве | Фронт. опрос | ||||
8 | 8 | Народные праздники | |||||
9 | 9 | Ярмарка. Обобщение по теме «Истоки родного искусства» | Выставка работ | ||||
2.Древние города нашей земли. ( 8 ч) | 1 | 10 | Древнерусский город-крепость. | ||||
2 | 11 | Древние соборы. | |||||
3 | 12 | Древний город и его жители. | |||||
4 | 13 | Древнерусские воины-защитники. | Инд. опрос | ||||
5 | 14 | Города Русской земли. Золотое кольцо России. | Кроссворд | ||||
6 | 15 | Узорочье теремов. | |||||
7 | 16 | Праздничный пир в теремных палатах. | |||||
8 | 17 | Обобщение по теме «Древние города нашей земли» | Выставка работ | ||||
3.Каждый народ – художник (11 ч) | 1 | 18 | Праздник как элемент художественной культуры страны. Образ японских построек. | ||||
2 | 19 | Отношение к красоте природы в японской культуре. | Фронт. опрос | ||||
3 | 20 | Образ человека, характер одежды в японской культуре. | |||||
4 | 21 | Искусство народов гор и степей. | |||||
5 | 22 | Образ художественной культуры Средней Азии. | |||||
6 | 23 | Образ красоты древнегреческого человека. | |||||
7 | 24 | Древнегреческая архитектура. | Инд. опрос | ||||
8 | 25 | Древнегреческий праздник. Олимпийские игры в Древней Греции. | |||||
9 | 26 | Образ готических городов средневековой Европы. Средневековая архитектура. | |||||
10 | 27 | Средневековые готические костюмы. | |||||
11 | 28 | Многообразие художественных культур в мире. Обобщение по теме «Каждый народ -художник». | Выставка работ | ||||
4.Искусство объединяет народы (6 ч) | 1 | 29 | Все народы воспевают материнство. | ||||
2 | 30 | Все народы воспевают мудрость старости. | |||||
3 | 31 | Сопереживание — великая тема искусства. | Фронт. опрос | ||||
4 | 32 | Герои, борцы и защитники. | |||||
5 | 33 | Юность и надежды. Искусство народов мира. | |||||
6 | 34 | Обобщение по теме «Искусство объединяет народы». | Викторина | ||||
ВСЕГО: | 34 часа |
ЛИТЕРАТУРА
Для учителя:
- Программы по учебным предметам 1-4 классы в 2 ч. / Сост. Р.Г.Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2011. – 192 с. – (Стандарты второго поколения).
- О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Методическое письмо от 5. 03.2004 № 1089. - на сайте www. ed.gov.ru.
- Изобразительное искусство 1-4 классы/ Под руководством Б. М. Неменского./ Неменский Б. М.-М., 2009.
- Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: 1-4 кл.: методическое пособие./ Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева – М., 2009.
- Н.В.Лободина Изобразительное искусство. 4 класс: Поурочные планы по программе Б.М.Неменского – Волгоград: Учитель, 2007. – 251 с
- Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 1-4 классы: упражнения, задания, тесты /авт.-сост. О. В. Свиридова. – Волгоград: Учитель, 2009.-74 с.
Для обучающихся:
- Неменская Л. А. Изобразительное искусство: Каждый народ – художник: учеб для 4 кл. нач. шк. / Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2013.
- Неменская Л.А.Твоя мастерская: Рабочая тетрадь. 4 кл. - М.: Дрофа, 2013. – 66 с.
- Ушакова О. Д. Великие художники: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006. – 37 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по изобразительному искусству на тему: "Современные машины в изобразительном искусстве"
Данный урок предназначен для 4 класса....
Задания по изобразительному искусству для 1 - 4 классов "Язык изобразительного искусства"
Задания составлены с учетом разновозрастного обучения малокомплектных школ в дополнение к рабочим программам по изобразительному искусству начальной школы....
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
Презентация к уроку изобразительного искусства в 4 классе "Изучаем азбуку изобразительного искусства.Рисуем с натуры коробку".
Данная презентация содержит теоретический материал по теме и образцы поэтапного рисования коробки....
Рабочая программа «Изобразительное искусство» 1 класс по Б.М. Неменскому "Изобразительное искусство".
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования,...
Изобразительное искусство. Истоки театрального искусства/ Связь театра с изобразительным искусством.
Урок № 18 по изобразительному искусству "Школа России" 3 класс. Истоки театрального искусства/ Связь театра с изобразительным искусством. Первобытное общество всецело зависело от с...